Научная статья на тему 'Основные направления модернизации российского образования: проблемы, приоритеты и пути их решения'

Основные направления модернизации российского образования: проблемы, приоритеты и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3554
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИМИДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Магомед Нурбагандович

В статье определены приоритетные направления модернизации высшего педагогического образования на современном этапе, выявлены позитивные изменения, происходящие в инновационной деятельности педагогических вузов, определены направления повышения качества подготовки учителей в ДГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Магомед Нурбагандович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления модернизации российского образования: проблемы, приоритеты и пути их решения»

Психолого-педагогические науки

• • •

19

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.02(471.67)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПРИОРИТЕТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

©2008 Алиев М.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье определены приоритетные направления модернизации высшего педагогического образования на современном этапе, выявлены позитивные изменения, происходящие в инновационной деятельности педагогических вузов, определены направления повышения качества подготовки учителей в ДГПУ.

In the article the priority directions of modernization of the higher pedagogical education at the modern stage are determined, the positive changes, taking place in innovational activities of pedagogical higher schools are revealed, the directions of increasing the quality of teachers’ training in Daghestan State Pedagogical University are determined.

Ключевые слова: концепция, модернизация, образование, конкурентоспособность, имидж педагогического университета.

Keywords: concept, modernization, education, competitiveness, pedagogical university’s image.

Образование во все времена развития общества играло важнейшую роль в становлении личности человека, формировании нравственнодуховной культуры и воспитании интеллектуальных способностей. В современных условиях высшее профессиональное образование рассматривается как главный ресурс воспроизводства интеллектуального потенциала. Без образования и науки невозможен прогресс общества и технологический прорыв. Будущее России, ее успехи в социальноэкономическом развитии зависят от

уровня образования, науки, культуры, от здоровья людей и их стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образова-

20

Известия ДГПУ, №2, 2008

тельной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов [7. С. 3].

В начале ХХ1 века значительно усиливается роль педагогических университетов в повышении высокого качества конкурентоспособных специалистов с высшим педагогическим образованием, в формировании гуманитарного потенциала региона и целостной национально-

региональной образовательной системы.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России (учителя общеобразовательных школ, преподаватели средних и высших учебных заведений, семья), родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы самоуправления.

Основными направлениями и приоритетными задачами государственной политики Рф в области образования и развития научно-

педагогической деятельности региональных университетов, в том числе и Дагестанского педагогического университета, являются:

- обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности;

- создание материально-техничес-кой базы высших учебных заведений, отвечающей современным требованиям;

- информатизация образования,

оптимизация методов обучения путем применения личностно-

ориентиро-ванных педагогических и информационных технологий;

- разработка и углубление интегрированных и междисциплинарных инновационных программ, соединение их с высокими технологиями;

- повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов повышения качества подготовки специалистов;

- интеграция кафедр, научных подразделений и руководителей научно-педагогических школ, ведущих ученых, докторов наук университета для подготовки научных кадров высшей квалификации;

- привлечение аспирантов, докторантов к руководству научной рабо-

той, дипломными работами студентов;

- интеграция исследовательского и образовательного процесса на основе научных исследований, разработки и реализации многопрофильных инновационных программ, проектов и технологий федерального и межрегионального масштабов;

- разработка в рамках Федеральной программы развития образования программы «Университеты России»;

- повышение квалификации и профессионализма педагогических кадров;

- разработка и реализация в рамках федеральной целевой программы « Молодежь России» подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации»;

- интеграция университетской, академической и отраслевой науки;

- подключение образовательных учреждений (общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений) к глобальной сети интернет и локальным информационным сетям;

- оснащение вузов современным оборудованием, приборами, обеспечивающими повышение качества учебного процесса.

Одним из важнейших условий повышения качества подготовки специалистов является материальнотехническая база, отвечающая современным требованием. В этом направлении Дагестанский государственный педагогический университет проводит большую работу, направленную на укрепление материально-технической базы.

Следует особо подчеркнуть, что новому руководству Дагестанского государственного педагогического университета, достались устаревшая материально-техническая база, запущенные учебные корпуса и общежития, которые не ремонтировались годами и находились в ветхом состоянии. Несмотря на это, ректорат постепенно укрепляет материальнотехническую базу и стремится со своей командой вывести университет в передовые вузы.

В 2007-2008 учебном году наблюдается положительная динамика в создании и укреплении материальнотехнической базы и формировании

Психолого-педагогические науки • • •

мобильных и дееспособных управленческих структур Дагестанского педагогического университета.

В настоящее время созданы и успешно функционируют следующие управления: системой качества образования; бухгалтерского учета и финансового контроля; плановофинансовое; научных исследований, административно-хозяй-ственной работой; учебно-методической деятельностью. Кроме того, в Дагестанском педагогическом университете открыты информационно-аналитические, вычислительные центры. В университете создана электронная учебная библиотека, преподаватели и студенты могут найти необходимую научнометодическую литературу.

В последнее время для оценки качества знаний и уровня профессиональной подготовки преподавателей и студентов используются «Интернет экзамены», помогающие мобилизовать интеллектуальные силы и способности. С 2007 года педагогический университет перешел на рейтинговую систему оценки знаний студентов.

Педагогический университет подключен к глобальной сети Интернет, создана локальная информационная сеть, обеспечивающая срочную электронную связь и представление учебной и научной документации и информации в электронном виде. Теперь у ректора есть возможность контролировать работу своих подчиненных.

Новому руководству за короткий срок удалось вывести университет из этого кризисного состояния, произвести капитальный ремонт главного учебного корпуса, учебных аудиторий, навести порядок в студенческих общежитиях, приобрести компьютерную технику, укрепить фонд библиотеки. Дагестанский педагогический университет стал уютным, привлекательным, чистым как внутри, так и снаружи.

Качество подготовки будущих учителей в значительной мере зависит не столько от материальнотехнической базы университета, сколько от наличия интеллектуального потенциала, правильного подбора, расстановки и использования научно-педагогических кадров. В этом направлении наблюдаются позитивные изменения. Если 2 -3 года тому

21

назад педагогические кадры подбирались по протекции и знакомству, по клановому принципу, то в настоящее время - на конкурсной основе с учетом профессиональной компетентности и деловых качеств. Перемены к лучшему должны быть продолжены в Дагестанском государственном университете.

При отборе, расстановке и использовании педагогических кадров доминирующими качествами специалистов должны быть профессиональная компетентность, мобильность, творческие и организаторские способности, умение анализировать, проектировать современные инновационные педагогические и информационные технологии, диагностировать, прогнозировать и активно включаться в инновационную деятельность и добиваться высоких результатов в обучении и воспитании молодежи.

Одной из приоритетных задач института физической культуры и спорта является повышение качества подготовки специалистов с высоким уровнем профессиональных знаний. Однако институт в последние десятилетия лихорадит, и он нуждается в реформировании и лечении. Руководство этого института чрезмерно увлечено количеством набора, а не качеством подготовки специалистов. Ежегодно на первые курсы принимали более 600 студентов, не учитывая филиалы, функционирующие в Буйнакске, Кизилюрте, Хасавюрте, Из-бербаше, Дербенте. Ежегодно институт физкультуры выпускает более 900 специалистов без учета социального заказа. Многие из них не пойдут в школу, высшее педагогическое образование они получают «для корочки», чтобы не служить в армии.

Известно, что часть студентов не посещают лекции, учебнотренировочные занятия, игнорируют педагогическую практику. Причем выпускники этого института, по данным руководителей общеобразовательных и детских юношеских спортивных школ, имеют слабую профессиональную подготовку. Директор института, его заместители ведут повседневную воспитательно-образова-тельную работу, направленную на устранение этих негативных фактов.

К сожалению, приходится констатировать, что по результатам оценок

22

Известия ДГПУ, №2, 2008

выпускных государственных экзаменов каждое очередное поколение, выходящее из института физкультуры, уступает предыдущему поколению по уровню грамотности, культуры, физической подготовленности и воспитанности. В институте физической культуры учатся около 2000 тысяч студентов, чей учебный процесс не подкреплен материальнотехнической базой (спортивные и лекционные залы, учебные аудитории). Напрашивается вопрос: Нужно ли столько учителей физической культуры и тренеров для Республики Дагестан? Не лучше ли сократить прием на первый курс до 100 человек (50 студентов на педагогический факультет и 50 - на тренерский), а в филиалах - по 25 студентов?

В концепции развития Дагестанского педагогического университета на период до 2010 года предусмотрено сокращение приема и переориентация институтов, отдельных факультетов на подготовку специалистов, востребованных современным обществом. На наш взгляд, институт нуждается в подготовке специалистов по оздоровительной физической культуре. С этой целью можно открыть отделение «Оздоровительная физическая культура» как вторая специальность на факультете физической культуры и спорта. Можно открыть отделения по адаптивной физической культуре для подготовки учителей здоровья, педагогов-валеологов, педагогов-инструкторов

для дошкольных образовательных учреждений.

Ключевой проблемой модернизации высшего профессионального образования в Дагестанском государственном педагогическом университете является научная деятельность. В последние годы произошли положительные изменения и в науке. За истекший учебный год защищены 4 докторские диссертации и 65 кандидатских, опубликован ряд монографий и учебно-методи-ческих пособий. В университете работают 63 доктора наук и 440 кандидатов наук, 93 кафедры. Отдельные кафедры и институты ДГПУ участвуют в конкурсах, получают гранты, премии.

Мы не преувеличиваем достигнутые в 2007-2008 учебном году успехи нового руководства Дагестанского педагогического университета. Во всяком случае, очевидны позитивные

сдвиги и качественные изменения в его развитии, создании и укреплении материально-технической базы. Ректор постепенно и последовательно выполняет взятые им обязательства и программу, предложенную во время выборов. Это радует студентов и преподавателей.

В то же время отметим, что отдельные кафедры по психологопедагогическим дисциплинам дублируются. Нередко на этих кафедрах работают некомпетентные специалисты (историки, филологи), не имеющие специального психологического образования и ученой степени. Например, на кафедре психологопедагогических основ физического воспитания, нет ни одного компетентного специалиста по психологии. На наш взгляд, такие кафедры нуждаются в реорганизации, укрупнении, объединении, а в отдельных случаях - упразднении и закрытии.

Научно-исследовательская работа педагогического университета также не лишена недостатков. Научные кадры устарели и средний возраст докторов наук, профессоров составляет 65-70 лет. Университет нуждается в обновлении и омоложении научно-педагогических кадров через привлечение талантливой и одаренной молодежи в аспирантуру и докторантуру. Не все преподаватели занимаются научной работой. Не хватает конкретных региональных планов важнейших научно-

исследовательских работ, не разрабатываются приоритетные научные направления, недостаточно оснащенных научных лабораторий.

В последние годы, по данным Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации, наблюдается низкое качество выполняемых диссертационных работ, увеличение числа кандидатов и докторов наук, не имеющих серьезных научных изысканий. Многие, защитившие диссертации, перестают заниматься наукой, формально предоставляют отчеты о проделанной научной работе, ограничиваясь тезисами, программами, опубликованными на кафедрах. Думаю, что в этом вопросе новое руководство Дагестанского педагогического университета наведет порядок.

В современных условиях наука и образование нуждаются в государственной поддержке. Науку не сделаешь на голом энтузиазме. Для сти-

Психолого-педагогические науки • • •

мулирования научной деятельности студентов и преподавателей нужна материальная и моральная поддержка со стороны государства. Следует стимулировать одаренных и талантливых студентов и молодых преподавателей, занимающихся наукой и отличившихся на конкурсах, олимпиадах, получивших республиканские гранты и премии. В качестве поощрения можно организовать стажировку студентов и преподавателей в ведущие университеты России и зарубежные вузы, где хорошо поставлена учебная и научная работа. Необходимо организовать на факультетах студенческие научные кружки и придать им инновационную направленность.

Интеграция исследовательского и образовательного процесса с активным взаимодействием кафедр и научных подразделений университета для воспроизводства научных кадров высшей квалификации является одной из главных задач Дагестанского государственного педагогического университета.

В ближайшие годы Дагестанский педагогический университет должен укрепить свой авторитет, заниматься научными изысканиями, участвовать в проектировании и реализации инновационных многопрофильных образовательных программ, разрабатываемых на основе научных исследований, соответствующих высоким мировым стандартам. Вуз должен принимать активное участие на всесоюзных и международных конкурсах, научных конференциях, форумах, симпозиумах и получать гранты. Только в этом случае возможно обеспечить стабильное развитие педагогического университета.

В Дагестанском педагогическом университете, как и в других вузах Республики Дагестан, по данным МВД РД, наблюдаются отдельные случаи коррупции среди преподавателей. Для борьбы с этими негативными явлениями в Дагестанском педагогическом университете создана специальная комиссия, куда вошли представители ректората и руководители подразделений. Если у отдельных преподавателей утрачено понятие нравственности, то порядок должен обеспечить полицейский. Однако одними карательными, репрессивными мерами невозможно добиваться положитель-

23

ных результатов. С этим злополучным явлением необходимо бороться посредством воспитательно-

образовательной и профилактической работы во взаимодействии с правоохранительными органами. Борьба с коррупцией должна превратиться в общенациональную программу.

Ключевыми задачами решения этих проблем являются создание равных возможностей для выпускников общеобразовательных школ и молодежи в получении качественного образования и поступлении в аспирантуру, докторантуру; формирование положительной мотивации к инновационному поведению; повышение качества знаний и подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.

Конечным результатом решения всех этих задач должна стать подготовка конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, как в России, так за рубежом.

С целью повышения качества подготовки специалистов необходимо развивать инновационную деятельность вуза, сделать ее мотивированной на позитивные изменения и динамичное развитие. Для привлечения лучших студентов и преподавателей вуза к инновационной деятельности и повышения их ответственности необходимо создать конкурентные условия, стимулируя их творческую активность.

Основными характеристиками современной системы высшего педагогического образования должны быть: самостоятельность, ответственность, динамичное развитие, эффективное использование интеллектуального потенциала в инновационной деятельности вуза, оригинальные, смелые и неординарные подходы к решению воспитательно-

образовательных задач, поддержка самостоятельности, инициативности, инноваций, обновление кадров, профессионализм. Эти подходы должны стать основой функционирования и развития современного вуза.

Важнейшим аспектом модернизации высшего педагогического образования является разработка региональной программы «Педагогический университет» в рамках реализации федеральной программы «Университеты России» и подпрограмм «Молодежь Дагестана», «Физическое вос-

24

Известия ДГПУ, №2, 2008

питание и оздоровление детей, подростков и студентов».

Будущее российской системы высшего профессионального образования определено стремлением современного человека к индивидуальной свободе и социальной справедливости. Цивилизованное демократическое и правовое государство должно стать инструментом развития гражданского общества, воспитания гражданской, духовно-нравственной культуры. Это достигается путем формирования нравственного сознания, культуры поведения через освоение общечеловеческих ценностей жизни, здоровья, свободного развития личности и стремления человека к свободе, справедливости, добру и истине.

Дагестанский педагогический университет заинтересован в самом активном участии в федеральных и региональных интеграционных процессах, в установлении тесной связи с другими ведущими университетами России и другими вузами зарубежных стран, организации и проведении международных научных конференций, симпозиумов, конкурсов, олимпиад по проблемам высшего профессионального образования.

В реализации основных направлений модернизации высшего образования активное участие принимают ведущие вузы России. Под руководством известных российских уче-ных-педа-гогов [2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11] разрабатываются концепции многоуровневой системы высшего педагогического образования, образовательные стандарты нового поколения.

Главная цель модернизации высшего педагогического образования в современных условиях - повышение качества подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям и международным стандартам.

В связи с переходом педагогических университетов на многоуровневую подготовку специалистов (бакалавров, магистров) возникают новые проблемы образования и обучения:

- установление уровней профессионального образования и ступеней освоения профессиональной педагогической деятельности будущими педагогами;

- разработка и внедрение государственных образовательных стан-

дартов, профессионально-

образовательных учебных программ, инновационных личностно-

ориентированных педагогических и информационных технологий обучения, способствующих повышению качества специалистов с высшим образованием.

Однако для решения этих проблем в нашей стране еще не сложилась устойчивая многоуровневая система подготовки специалистов. Ведущие педагогические университеты России, в том числе Дагестанский государственный педагогический университет, перешли на многоуровневую систему подготовки специалистов (бакалавров, магистров) и интенсивно разрабатывают учебные программы для каждой ступени образования.

Изучение научно-методической литературы показало, что для региональных вузов, в том числе и для Дагестанского государственного педагогического университета, еще не хватает теоретических разработок, научно-методи-ческих рекомендаций и учебно-мето-дических пособий по проектированию и внедрению вариативных, инновационных программ. Недостаточно используются теории интеграции образования и развивающего обучения и инновационные технологии личностно-развивающего и модульного обучения. На устранение этого пробела должна быть направлена учебная и научнометодическая работа преподавателей кафедр и факультетов.

Анализ учебного плана подготовки бакалавров по соответствующей программе показал, что в предметном блоке преобладают дисциплины, ориентированные на развитие теоретических знаний и умений по гуманитарным наукам. В образовательном стандарте бакалавров преимущественное внимание уделено гуманитарным учебным дисциплинам (психологии, педагогике, философии, политической истории, иностранному языку). Это способствует общему развитию будущих специалистов, формированию научного мировоззрения и воспитанию культуры поведения.

В системе многоуровневого образования меняются не только образовательные программы для педагогических вузов, но и методика обучения, которая в большей степени ориенти-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психолого-педагогические науки

• • •

25

рована на индивидуальное, дифференцированное, опережающее обучение с использованием вариативных, интегрированных учебных программ и личностно-ори-ентированных педагогических и информационных технологий. Это позволяет повысить актив-

ность студентов, развивает самостоятельность. При таком походе студенты учатся самостоятельно проектировать и реализовывать образовательную программу в период педагогической практики в школе.

Примечания

1. Алиев М.Н. Гуманизация личности и социальные проблемы образования // Наука и образование: Известия Южного отделения РА. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. № 3. - С.47-61. 2. Бон-даревская Е.В.Теория и практика личностно-оринтированного образования. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000. - 352 с. 3. Греков А.А. Концепция многоуровневой системы высшего педагогического образования. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1994. - 110 с. 4. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования.: Монография. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000. - 440 с. 5. Данильчук В.И. Теоретические основы гуманизации физического образования в средней школе. Атореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 1997. - 38 с. 6. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М., 1996. - 32 с. 7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. № 4. - С.2-31. 8. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года // Официальные документы в образовании. Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. № 2. - С.3-11. 9. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-

педагогических комплексов. - Волгоград, 1997. - С. 3-4. 10. Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования образовательных систем. - М.: Изд-во «Логос», 1999. -272 с. 11. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1998. - 512 с. 12. Сластенин В.А.Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Магистр», 1998. - 224 с.

УДК 373.1.02

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ культуры УЧАЩИХСЯ В ДАГЕСТАНСКОЙ ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

©2008 Агаларова П.И., Астарханова Н.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

В современном мире экологические проблемы по своей общественной значимости вышли на одно из первых мест. На рубеже XXI века человечество все больше и больше ощущает на себе влияние экологического кризиса. В условиях растущей экологической опасности все более осознается недостаточность у дагестанских школьников экологических знаний в системе среднего образования. В настоящее время, когда экологическое образование подрастающего поколения признается приоритетным направлением в педагогической теории и практике, идет поиск наиболее перспективных и эффективных путей формирования экологической культуры личности.

In modern world the ecological problems in their public significance take one of the first places. In the 21st century we feel the influence of ecological crisis more and more. Under conditions of growing ecological danger the lack of ecological science in the system of secondary education of Daghestan pupils is realized. In our days when the ecological education of growing up generation is confessed as a priority direction in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.