Научная статья на тему 'Основные направления модернизации политической системы'

Основные направления модернизации политической системы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
597
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / MODERNIZATION OF STATE / POLITICAL SYSTEM / AMERICAN REVOLUTION / GREAT FRENCH REVOLUTION / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саломатин Алексей Юрьевич

Автор рассматривает факторы политической активизации общественного мнения в конце ХVIII в.Он анализирует механизм организации демократии после американской и французской революции, включая конституционализацию государства и установление разделения властей, расширение избирательного права и формирование политических партий, эрозию государственного контроля над газетами и журналами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Саломатин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF POLITICAL SYSTEM

The author considers the factors of political activation of public opinion at the end of the 18 th century. He analyses the mechanism of democratic organization after American and French revolutions including constitutionalization of state and establishment division of powers, spreading electoral rights and formation of political parties, erosion of state control over newspapers and magazines.

Текст научной работы на тему «Основные направления модернизации политической системы»

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Государственно-правовая и политическая жизнь в условиях глобализации

УДК 341 А. Ю. Саломатин

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация: Автор рассматривает факторы политической активизации общественного мнения в конце XVIII в. Он анализирует механизм организации демократии после американской и французской революции, включая конституционализацию государства и установление разделения властей, расширение избирательного права и формирование политических партий, эрозию государственного контроля над газетами и журналами.

Ключевые слова: модернизация государства, политическая система, гражданское общество, американская революция, Великая французская революция.

A. Yu. Salomatin

THE MAIN DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF POLITICAL SYSTEM

Abstract: The article analyzes the factors of political activation of public opinion at the end of the 18 th century. He analyses the mechanism of democratic organization after American and French revolutions including constitutionalization of state and establishment division of powers, spreading electoral rights and formation of political parties, erosion of state control over newspapers and magazines.

Key words: Modernization of state, Political system, American Revolution, Great French Revolution, Civil Society

Существовала ли политическая жизнь и политическая система в доиндустриальных обществах? На первую часть вопроса, видимо, следует ответить утвердительно, а на вторую - отрицательно. Политическая жизнь - это конкретное проявление общественной жизни, свойственное любому социуму на любом этапе развития. Общественные отношения по поводу власти складываются даже в догосударственном состоянии, а вот политические институты, составляющие основу политической системы, структурируются гораздо позднее. Несомненно, что монархическая форма правления (а она была преобладающей в доиндустриальных обществах) не способствовала расцвету поли-

Саломатин А. Ю., 2013

1

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Государственно-правовая и политическая жизнь в условиях глобализации

тических институтов (за исключением государства, являющегося стержнем системы). Редкие и случайные отклонения от монархии, например, итальянские городские республики XIII-XV вв), где практиковалось относительно массовое (а точнее, групповое) участие в электоральных процедурах, лишь подтверждают состояние неразвитости политической системы. Ситуация начинает меняться в условиях абсолютизма XVI-XVIII вв., когда дворянство и третье сословие сплотились вокруг трона и стали более отчетливо и публично артикулировать свои социальные интересы. Можно сказать, что политическая жизнь оживилась, а политическая система перешла в предразвитое состояние.

Особенно явственно это видно на примере Великобритании и Франции XVIII в. В относительно спокойной английской жизни вспышка общественной активности возникает в середине 1760-х гг. в связи с делом оппозиционного редактора Дж. Уилкса. Заключенный в тюрьму после снятия с него депутатской неприкосновенности, он становился символом разнородных оппозиционных сил. Четырежды англичане избирали его членом парламента, и каждый раз этот законодательный орган не признавал итоги выборов. Все это не могло не вызвать возмущения избирателей всей страны: примерно 60 тыс. из них, или 25 % электората, поставили свои подписи под протестными петициями [1].

Борьба за свободу конкретного человека носила характер случайного эпизода, но она не прошла бесследно. Впоследствии политизация настроений приобрела более устойчивый, но менее энергичный по форме своего выражения тренд - функционирования политических обществ и проведения дискуссий в кофейнях. Например, в созданном под влиянием Великой французской революции Лондонском корреспондентском обществе осенью 1792 г. насчитывалось около 2 тыс. человек, среди которых были не только высококвалифицированные мастера, но и городские низы (подмастерья, ученики) [2]. По-иному, в революционно-экспрессивной форме проходила политизация французского общества на исходе старого режима. В бюрократическо-абсолютистском государстве первоначальными ростками оппозиционности были судебные парламенты, отстаивавшие свои эгоистические интересы. Массовая политизация настроений происходит резко и неожиданно, в условиях выборов в Генеральные Штаты. Уже сама процедура выборов депутатов - одноступенчатых для дворянства, частично многоступенчатых для духовенства и многоступенчатых (трех- и

Саломатин А. Ю., 2013

2

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Государственно-правовая и политическая жизнь в условиях глобализации

даже четырехступенчатых) для представителей третьего сословия, а также допущение к избирательной процедуре всех жителей с 25 лет пробудили общественную активность, которая на протяжении последующих лет еще только более выросла. Побудительным мотивом для революции стало равное участие в политической жизни всех сословий и индивидуальное голосование в общенациональном представительном органе, что давало преимущество представителям от основной массы населения. Логика революционного кризиса, который углублялся день ото дня, вовлекала в центр общественного внимания все новые и новые проблемы, а предоставление права голоса на постоянной основе 4,3 млн человек из 26 млн французов стало катализатором политической борьбы и образования политических клубов.

Политизация общественных настроений - это своеобразный спусковой механизм для начала складывания развитой (или модернизированной) политической системы. Сама же система формируется в нескольких плоскостях. Стержневое значение для нее имеет модернизация государства. Она связана с его конституционализацией и введением в практику разделения властей. В максимально сжатые сроки и наиболее последовательно эти тенденции реализуются в США, но и отягощенную полуфеодальными пережитками Европу они тоже охватывают в XIX в.

Другой наиболее близкий по духу государству политический институт - партии формируются значительно медленнее. Для этого требуются не только объективные предпосылки (например, введение широкого избирательного права), но и субъективное желание масс к объединению и выдвижению неких общих политических целей. Насколько растянутым по времени может быть этот процесс демонстрирует пример Великобритании. Здесь партийные фракции вигов и тори в парламенте, обозначившиеся в 1670-е гг., были весьма близки по своему социальнопрофессиональному составу [3]. Становление в Англии после Славной революции 1688-1689 гг. аристократической конституционной монархии не ускорили процесс партийного размежевания, а ввели его в состояние стагнации. «Широкая публика мало интересовалась политикой. Последняя увлекала только избранных, была спортом для аристократии. Появлялись скудные и неверные сведения о том, что делалось в парламенте;...» [4]. Сами же парламентские группировки имели аморфный характер в условиях ограниченного избирательного права (не более 250 тыс. избирателей) и злоупотребления им, были плохо связаны с электоратом. Институт оппозиции вплоть до

Саломатин А. Ю., 2013

3

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Государственно-правовая и политическая жизнь в условиях глобализации

1730-х гг. понимался как противодействие отдельному лицу, действию, биллю [5], а не как целенаправленная, всеобъемлющая деятельность продиктованная идеологическими соображениями. Отсутствовала логичная и естественная смена у власти противоборствующих группировок: некоторые главы кабинета подолгу, до двух десятилетий, задерживались у власти. Парламентские группировки «состояли из родственников, единомышленников и протеже «главы семьи». Такое положение начинает меняться только после 1815 г. [6], а сами партии возникают к середине XIX в., когда возникает жесткая партийная дисциплина, предвыборное соперничество в округах, массовая социальная база, прекращаются постоянные переходы из одного лагеря в другой [7]. Также и в других странах процесс оформления партий носил длительный характер. В Германии более или менее устойчивые партийные образования появляются в 1860-1870-е гг., во Франции - к концу XIX в.

Наконец, третье направление связано с духовной сферой. В условиях неразвитой политической жизни интерес к печатным изданиям был относительно невысоким, а контроль за ними со стороны государства достаточно жестким. Например, во Франции предписывалось, чтобы двери типографий никогда не запирались, а помещения не имели задних выходов и занавесок. До 1728 г. за правонарушения в сфере печати возможна была смертная казнь, а после этого временного рубежа в практику вошли клейменее, выставление у позорного столба, галеры [8]. Зато с началом Великой французской революции исчезла не только цензура, но и резко повысился общественный интерес. Если в 1788 г. во всем королевстве насчитывалось 60 изданий (преимущественно неполитического характера), то за первые три года революции (с 14 июля 1789 г. по 10 августа 1792 г.) возникло свыше 500 различных газет. В силу скромных технологических возможностей их тиражи были, как правило, невысоки - от 300 до 500 экземпляров, и выходили они 2-3 раза в неделю [9], но они же отличались исключительной откровенностью и даже скандальной агрессивностью в изложении своих взглядов. Конечно, цензура не могла быть демонтирована одномоментно. В той же Франции после государственного переворота Наполеона Бонапарта в 1799 г. было закрыто 60 газет и оставлено только 13 [10]. Ограничения на печать корректировались и при последующих автократических режимах Реставрации, Луи-Филиппа и Наполеона III, так что об отмене цензуры можно говорить не ранее конца XIX в.

Саломатин А. Ю., 2013

4

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Государственно-правовая и политическая жизнь в условиях глобализации

Итак, модернизация политической системы в конечном счете (хотя и не всегда последовательно или в приемлемые сроки) ведет к установлению демократии (рис. 1).

Рис. 1

Мы не склонны, как это делают, например Ч. Кнадд и Д. Нейбауэр, прямолинейно детерминировать приход демократии последовательной цепочкой социально-экономических факторов (рис. 2) [11].

Рис. 2

Саломатин А. Ю., 2013

5

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Государственно-правовая и политическая жизнь в условиях глобализации

Во-первых, демократия, будучи продуктом государственной и политической модернизации, формировалась не одномоментно, а постепенно становясь стержнем новой политической системы. Во-вторых, такой же многоэтапной была модернизация во всех других сферах общественной жизни. Например термин «индустриализация» крайне неудачен, поскольку в конце XVIII-XIX вв. экономика испытала модернизацию в своих двух фазах - промышленном перевороте и индустриализации. Как известно, первоначально машины проникли только в ограниченное число отраслей (прежде всего - в хлопчатобумажную промышленность), а с последней трети XIX в. (т.е. с началом индустриализации) они становятся общеотраслевым явлением. Урбанизация также имела в XIX в., по крайней мере, две фазы: 1) появление крупных городов на месте промышленно-ремесленных поселений (1800-1860-е гг.) и 2) возникновение урбанистических центров с благами цивилизации, концентрирующих в себе не только промышленность, но и услуги (последняя треть XIX в.).

Аналогичным образом вычленяются этапы в развитии образования и грамотности. С массовыми коммуникациями вообще возникает непонятная ситуация, поскольку не ясно, что подразумевается под этим термином - перемещение людей и грузов или человеческое общение, культурно и информационно ускоряемое средствами массовой информации. Во всяком случае здесь при самом широком понимании этого термина войны периоды становления железных дорог и телеграфа (1830-1840-е гг.) и институционализация густой транспортной сети вместе с массовой печатью. Наконец, саму демократию мы обязательно должны подразделить на:

1) господство монархии с островками конституционности (вплоть до революций 1848-1849 гг.);

2) продвижение демократических институтов и всеобщих выборов в последней трети XIX в.).

Таким образом, возникает понимание, что и модернизацию, и обязанную ей демократию следует отождествить с первичным и вторичным этапами, синхронизировав их соответственно с промышленным переворотом и индустриализацией. Принимая во внимание подробно описанный нами временной отрезок общественного пробуждения в конце XVIII в., в итоге мы формулируем наличие трех модернизационных слоев:

1) политизации социума;

2) первичной эрозии старого государства;

Саломатин А. Ю., 2013

6

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Государственно-правовая и политическая жизнь в условиях глобализации

3) окончательного триумфа новых политических институтов.

Важно только помнить, что экономические, государственные и политические преобразования осуществлялись в тесном взаимодействии друг с другом.

Библиографический список

1. Rude'G. Wilkes and Liberty. - L., 1983. - P. 105.

2. Черняк Е. Б. Массовое движение в Англии и Ирландии в конце XVIII - начале XIX в. - М., 1962. - С. 186-188.

3. Лабутина Т. В. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов. 1660-1681. - М., 1982. - С. 104-121.

4. Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. -М., 1997. - С. 50.

5. Из истории Просвещения: экономика, политика, идеология. -М., 1982. - С. 7-8.

6. Пономарева В. В. Парламент и политическая элита Великобритании XVIII века. - Красноярск, 2002. - С. 142, 143.

7. Торопова С. Ю. Становление и эволюция двухпартийной системы викторианской Англии : учеб. пособие. - Ярославль, 1998. - С. 12.

8. Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России // История печати. Антология. - М., 2004. -С. 213.

9. Попов Ю. В. Публицисты Великой французской революции. -М., 1989. - С. 12.

10. Тарле Е. В. Печать во Франции при Наполеоне I // Е. В. Тарле Собр. соч. : в 12 т. - М., 1985. - Т. IV. - С. 503 ; Олар А. Политическая история Французской революции. - М., 1983. - С. 866-867.

11. Сморгунов Л. В. Сравнительная политология : учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб., 2012. - С. 195, 196.

Referenses

1. Rude'G. Wilkes and Liberty. - L., 1983. - P. 105.

2. CHernjak E. B. Massovoe dvizhenie v Anglii i Irlandii v konce XVIII - nachale XIX v. - M., 1962. - S. 186-188.

3. Labutina T. V. Politicheskaja bor'ba v Anglii v period restavracii Stjuartov. 1660-1681. - M., 1982. - S. 104-121.

4. Ostrogorskij M. JA. Demokratija i politicheskie partii. - M., 1997. -

S. 50.

5. Iz istorii Prosveshhenija: jekonomika, politika, ideologija. - M., 1982. - S. 7-8.

6. Ponomareva V. V. Parlament i politicheskaja jelita Velikobritanii XVIII veka. - Krasnojarsk, 2002. - S. 142, 143.

Саломатин А. Ю., 2013

7

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Государственно-правовая и политическая жизнь в условиях глобализации

7. Toropova S. JU. Stanovlenie i jevoljucija dvuhpartijnoj sistemy viktorianskoj Anglii : ucheb. posobie. - JAroslavl', 1998. - S. 12.

8. Novombergskij N. Osvobozhdenie pechati vo Francii, Germanii, Anglii i Rossii // Istorija pechati. Antologija. - M., 2004. - S. 213.

9. Popov JU. V. Publicisty Velikoj francuzskoj revoljucii. - M., 1989. - S. 12.

10. Tarle E. V. Pechat' vo Francii pri Napoleone I // Tarle E. V. Sobr. soch. : v 12 t. - M., 1985. - T. IV. - S. 503 ; Olar A. Politicheskaja istorija Francuzskoj revoljucii. - M., 1983. - S. 866-867.

11. Smorgunov L. V. Sravnitel'naja politologija : ucheb. dlja vuzov. Standart tret'ego pokolenija. - SPb., 2012. - S. 195, 196

Информация об авторе

Саломатин Алексей Юрьевич - доктор юридических наук, доктор исторических наук, заведующий кафедрой теории государства и права и политологии, Пензенский государственный университет, г. Пенза, e-mail: valeriya_zinovev@mail.ru

Author

Salomatin Alexey Yurevich - Doctor of Law, Doctor of History, Head of State and Law Theory and Political Sciences department, Penza State University, Penza, e-mail: valeriya_zinovev@mail.ru

State and

Саломатин А. Ю., 2013

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.