6. Ложкова, Г.М. Психологическое сопровождение инновационной деятельности преподавателя высшей школы: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Ложкова Гульнара Муниповна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2011. - 23 с.
7. Лосев, К.В. Формирование и управление инновационной средой высшего учебного заведения: автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Лосев Константин Викторович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т кино и телевидения]. - Санкт-Петербург, 2013. - 40 с.
8. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопр. психологии, 1982. - № 4. 1982. - С. 5-17.
9. Миронова, И.В. Развитие инновационного потенциала преподавателя экономического вуза / И.В. Миронова // Инновации в науке и образовании / Под общ. ред. Л.С. Подымовой, А.В. Лукиновой. - Издательство Когито-Центр. - М., 2018. - С. 15-19.
10. Осецкая, И.А. Возможности оценки инновационного потенциала студентов приоритетных направлений обучения Школы естественных наук ДВФУ / И.А. Осецкая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 1. -С. 21-25.
11. Подымов, Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.07. - Москва, 1999. - 390 с.
12. Фильченкова, И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей как аспект управления инновациями в вузе / И.Ф. Фильченкова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2018. - №3 (33). - С. 43-50.
13. Шмелева, Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Шмелева Елена Александровна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2013. - 51 с.
Педагогика
УДК 378
преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Шавалеев Артур Фанисович
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД
РОССИИ
Аннотация. В статье представлены результаты изучения проблемы модернизации гуманитарной подготовки курсантов вузов МВД России. Раскрыты основные детерминанты процесса модернизации, обусловленные развитием общественных отношений и выраженные в основных требованиях к результатам профессиональной подготовки, анализ которых по основным направлениям подготовки в вузах МВД России выявил необходимость формирования гуманитарной культуры курсантов с обновленных позиций. Обозначены основные проблемы гуманитарной подготовки будущих полицейских, обусловленные диспропорцией профессиональных и гуманитарных учебных дисциплин в структуре учебных планов вузов МВД России. Обобщен положительный опыт ряда вузов МВД России по самостоятельному решению задачи модернизации гуманитарной подготовки курсантов, предполагающей в основном организацию факультативных занятий. Предложено несколько авторских вариантов модернизации гуманитарной подготовки курсантов вузов МВД России сопряженных с гуманитаризацией и гуманизацией образовательного процесса, на основе реализации мер организационного характера и дополнения содержания образования.
Ключевые слова: гуманитарная подготовка, курсанты вузов МВД России, модернизация, направления.
Annotation. The article presents the results of studying the problem of modernizing the humanitarian training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The main determinants of the modernization process, caused by the development of public relations and expressed in the main requirements for the results of professional training, the analysis of which in the main areas of training in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia revealed the need to form a humanitarian culture of cadets from updated positions. The main problems of humanitarian training of future police officers, caused by the imbalance of professional and humanitarian educational disciplines in the structure of the curricula of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, are outlined. The positive experience of a number of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the independent solution of the task of modernizing the humanitarian training of cadets, which involves mainly the organization of optional classes, is summarized. Several copyright options have been proposed for modernizing the humanitarian training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia associated with the humanization and humanization of the educational process, based on the implementation of organizational measures and the addition of educational content.
Keywords: humanitarian training, cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, modernization, directions.
Введение. Непременным условием эффективной реализации каждого без исключения направления профессиональной подготовки является его перманентная модернизация, обусловленная как научными инновациями, так и дальнейшим развитием общественных отношений. Следуя одному из ключевых педагогических принципов - связи с жизнью, образовательный процесс в высшей школе является открытой динамической системой, чутко реагирующей на актуальные запросы основных его субъектов, и, прежде всего, работодателя.
В абстрактном значении этим запросам соответствуют экономические показатели профессиональной деятельности в той или иной сфере, видение перспектив ее последующего развития, общественное мнение и т.д. На практике же эти запросы выражены в основных требованиях к результатам профессиональной подготовки, обозначаемых в составе Федеральных государственных образовательных стандартов и других документах как компетенции, обновление которых регулярно осуществляется для образовательных учреждений высшего образования.
Изложение основного материала статьи. В образовательной системе МВД России процесс модернизации нормативно-правовой и учебно-методической документации осуществляется не столь интенсивно и здесь, наряду с бакалавриатом и магистратурой, еще реализуются программы специалитета. В тоже время все без исключения программы профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России сегодня основываются на компетентностном подходе, предполагающем особое и стандартизированное видение требований к основным результатам образования.
Анализ ФГОС ВО по таким направлениям профессиональной подготовки как правоохранительная деятельность (40.02.02), правовое обеспечение национальной безопасности (40.05.01), обеспечение законности и правопорядка (40.03.02)
и др. показал, что содержащиеся в них универсальные и профессиональные компетенции содержат требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам будущих полицейских. К таким, определяемым различными компетенциями личностным качествам, относятся достаточно широкий общий кругозор и развитые коммуникативные способности, устойчивая мотивация, высокий моральный облик и др., что предполагает разностороннюю и обширную гуманитарную подготовку курсантов вузов МВД России.
Видение этих качеств в составе требований к основным результатам образования будущих полицейских не случайно. В наши дни от современного сотрудника правоохранительных органов требуется не только безукоризненное выполнение профессиональных обязанностей, но и значительный общекультурный уровень, повышенная степень устойчивости к стрессовым ситуациям, способность к успешному разрешению конфликтов и другие качества, развитые уже на этапе профессиональной подготовки.
Будучи гуманитарно-ориентированной, профессиональная подготовка полицейских, на первый взгляд, вполне способна явиться той необходимой базой формирования этих личностных качеств, поскольку гуманитарные учебные дисциплины в структуре учебных планов образовательных организаций МВД России охватывают практически весь бюджет зачетных единиц. Однако более внимательное изучение этих документов позволяет убедиться в том, что большая часть изучаемых курсантами вузов МВД России учебных дисциплин являются профессиональными и предусматривают только изучение различных отраслей и аспектов права.
Их гуманитарный потенциал невысок и, за редким исключением, сводится к обсуждению в ходе учебно-воспитательного процесса вопросов справедливости, правосудия, соразмерности преступления и наказания. Полноценной такую гуманитарную подготовку назвать нельзя, поскольку не охваченными вниманием педагогов и курсантов вузов МВД России остаются важнейшие вопросы морали и нравственности, иерархии ценностей, межкультурного сотрудничества и взаимодействия и т.д., не позволяя сформировать целостную гуманитарную культуру сотрудника правоохранительных органов.
Именно поэтому, несмотря на свою парадоксальность, одним из важнейших направлений модернизации гуманитарной подготовки будущих полицейских является ее гуманитаризация, реализация которой сопряжена с преодолением дисбаланса традиционных гуманитарных и профессиональных учебных дисциплин в учебных планах вузов МВД России. Следует подчеркнуть что, данное направление уже давно и точно определено руководителями некоторых образовательных организаций МВД России, стремящихся усилить гуманитарную подготовку курсантов путем введения соответствующих факультативных предметов, предполагающих освоение различных видов культуры и искусств.
С 2012 года в Казанском юридическом институте МВД России успешно реализуется «Целевая программа повышения культурного и интеллектуального уровня курсантов» включающая в себя занятия бальными танцами, приобщение к театральному искусству, обучение игре в шахматы и биллиард, развитие самодеятельности [5]. В Белгородском юридическом институте МВД России на базе на кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин осуществляется работа факультатива в рамках «Университета культуры» позволяющего, путем проведения занятий во внеучебное время, осуществлять эстетическое воспитание и культурное просвещение курсантов [4].
В других образовательных организациях МВД России задача гуманитаризации образовательного процесса решается путем использования ресурсов внеаудиторной и воспитательной работы, а также досуга курсантов. Такие гуманитарно-ориентированные формы занятий как экскурсии, празднования памятных дат, творческие вечера, кружковая работа и др., во многом расширяют ценностно-смысловое поле образовательного процесса вузов МВД России, дополняя его объективными представлениями и субъективными переживаниями, формирующими гуманитарную культуру курсантов. К примеру, много лет Воронежский институт МВД России осуществляет совместное с театром оперы и балета массовое мероприятие, когда для всех сотрудников и курсантов вуза проводится специальные постановки, позволяющие помимо собственно художественного значения, также развивать и корпоративную культуру сотрудников полиции [1]. В Барнаульском юридическом институте МВД России при организации экскурсионной работы с курсантами используются современные информационные технологии, позволяющие реализовать данную форму занятий с помощью мультимедийных средств. Как отмечают педагоги, проводимые в вузе таким способом виртуальные экскурсии позволяют решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания [6].
В тоже время наиболее эффективное решение проблемы гуманитаризации образовательного процесса в рамках всей системы высшего образования МВД России видится посредством увеличения перечня изучаемых курсантами гуманитарных дисциплин и может осуществиться лишь централизованным способом, характерным для иерархической системы управления в ведомстве. Культурология, педагогика, литература и другие, включенные в базовую часть учебных планов вузов МВД России гуманитарные учебные дисциплины, что отмечается во многих исследованиях, способны дополнить содержание профессиональной подготовки будущих полицейских недостающими компонентами и стать необходимым фундаментом развития их гуманитарной культуры.
При изучении культурологии, интегрирующей в себе знания из философии, истории, социологии, как справедливо отмечает М.А. Хуранова, у студентов формируются как социальные, так и нравственно-эстетические ценности, происходит становление мировоззрения [8]. Освоение курсантами вузов МВД России научных знаний из области педагогики будет способствовать повышению результативности профилактической и коррекционно-исправительной работы с несовершеннолетними, способствуя предотвращению дальнейшего роста преступности [3]. Более полное развитие гуманитарной культуры будущих полицейских напрямую зависит от осознания и принятия ими, описанных в художественной литературе, положительных духовно-нравственных ориентиров, образов и моделей поведения, что происходит существенно успешнее при изучении соответствующей учебной дисциплины [7].
Широкие возможности этих учебных дисциплин в формировании гуманитарной культуры личности всегда использовались в образовательном процессе общеобразовательной школы, но в системе высшего образования МВД России они еще нашли своего места, и предполагают принятие соответствующих организационных решений.
Еще одним затрагивающим организационные основы образовательного процесса вузов МВД России способом его гуманитаризации может явиться построение или модернизация системы дополнительного образования, осуществляемого по различным направлениям гуманитарной подготовки курсантов. Как правило, реализуемые в вузах МВД России дополнительные профессиональные программы полностью коррелируют со спецификой предстоящей курсантам правоохранительной деятельности и связаны с более глубоким изучением ее криминалистической составляющей. Развитие в образовательных организациях МВД России системы дополнительного профессионального образования гуманитарного профиля с выдачей дипломов о профессиональной переподготовке по программам психологии и педагогики, менеджмента, управления персоналом, конфликтологии и др., значительно расширит привычные границы гуманитарной культуры будущих полицейских, наполнив ее специализированными знаниями.
Однако построить такую систему в условиях образовательной организации МВД России непросто, что связано с необходимостью создания в образовательном пространстве вуза целостной гуманитарной образовательной среды,
построенной на принципах, часто вступающих в противоречие с особенностями осуществления правоохранительной деятельности. Единоначалие, четкая субординация, строгая дисциплина и командно-распорядительный вид взаимоотношений, присущие работе правоохранительных органов и отраженные в учебно-воспитательном процессе вузов МВД России во многом расходятся с идеями гуманности и толерантности. В связи с этим даже формально обозначенные цели гуманитарной подготовки курсантов вузов МВД России и реализация соответствующих образовательных программ переподготовки становятся слабо достижимыми ввиду преобладания в реальной педагогической практике иных принципов и идей.
Именно поэтому еще одним перспективным направлением модернизации гуманитарной подготовки курсантов вузов МВД России следует считать ее акцентуацию на принципах человеколюбия, свободы, добра, равенства, альтруизма, наиболее ярко определяющих понятие гуманности. В педагогике данный процесс чаще всего носит наименование гуманизации, когда важнейшей ценностью в образовательном процессе становится обучаемый и его личностные качества. Обеспечить гуманизацию образовательного процесса в вузах МВД России представляется возможным способами, важнейшим среди которых является безальтернативное воспитание курсантов на общечеловеческих духовно-нравственных ценностях в благоприятной психологической атмосфере содружества и взаимовыручки, содействующей формированию высокого уровня гуманитарной культуры будущих полицейских [2]. Безусловно, систематическое обращение и актуализация гуманистических ценностей в ходе учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России, подкреплённые примерами из реальной правоохранительной практики и их популяризация будут выступать действенными средствами гуманизации профессиональной подготовки курсантов.
Кроме того гуманизация образовательного процесса в вузах МВД России может включать в себя и коммуникативную составляющую, предполагающую постепенный отход от традиционных субъект-объектных отношений между педагогами и курсантами. Но поскольку значительная часть педагогов в вузах МВД России не имеет педагогического образования, осуществление коммуникации с позиций гуманизма требует и их дополнительной подготовки в данной сфере. Поэтому модернизация гуманитарной подготовки курсантов вузов МВД России должна осуществляться только комплексно, затрагивая многие аспекты образовательного процесса.
Выводы. Таким образом, по результатам проведенного анализа можно говорить о том, что модернизация гуманитарной подготовки курсантов вузов МВД России детерминирована многими факторами общественного развития, которые нашли своей отражение в документах, регламентирующих образовательный процесс в высшей школе. Некоторые образовательные организации МВД России пытаются самостоятельно решить задачу модернизации гуманитарной подготовки курсантов, однако целостное решение данной проблемы возможно только на основе централизованного подхода. Основными направлениями модернизации гуманитарной подготовки курсантов вузов МВД России могут выступать его гуманитаризация и гуманизация, предполагающие изменения организационного характера, а также оптимизацию содержания образования.
Литература:
1. Анциферов В.В., Жуйкова Т.Н. Формы и методы нравственного воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. -2015. - № 1-3. - С. 183.
2. Блажевич Н.В. Проблема систематизации нравственных качеств полицейского // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017. - № 3 (41). - С. 8-12.
3. Гейжан Н.Ф. Содержание и структура педагогики в системе юридического образования в вузах МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2000. - № 3 (7). - С. 25-27.
4. Долин В.А. Университет культуры при Белгородском юридическом институте МВД России: традиции и пути дальнейшего развития // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2012. - № 2 (20). - С. 17-20.
5. Зиннуров Ф.К. Основные направления совершенствования подготовки кадров в Казанском юридическом институте МВД России в условиях реформирования органов внутренних дел // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2012. - № 2 (8). - С. 17.
6. Стрюц Е.В., Федулов Б.А. Виртуальная экскурсия как эффективная форма организации учебного процесса в вузах МВД России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2015. - № 1 (28). - С. 141-143.
7. Тимофеева М.Н. Сущность и содержание процесса изучения отечественной литературы, направленного на воспитание нравственных качеств у курсантов военных вузов // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 1 (17). -С. 238-242.
8. Хуранова М.А. Специфика преподавания культурологии в современном российском вузе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2018. - № 5. - С. 63-68.
Педагогика
УДК 371
аспирант Шахторина Дарья Михайловна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)
РАЗВИТИЕ ПУБЛИЧНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII-XIX ВВ. (ИСТОКИ
ЗАРОЖДЕНИЯ ГУВЕРНЕРСТВА)
Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию вопроса развития публичного воспитания и образования в России в XVIII-XIX вв. Цель, исследования заключается в том, чтобы рассмотреть историю развития публичного воспитания в России. Выделить предпосылки развития публичного и домашнего воспитания. Рассмотрены различные мнения научных деятелей, как отечественных, так и других, актуальных для того периода.
Ключевые слова: гувернерство, публичное воспитание, домашнее воспитание, образование.
Annotation. The article is devoted to a comprehensive study of the development of public education and education in Russia in the XVni-XIX centuries. The purpose of the study is to consider the history of the development of public education in Russia. To highlight the prerequisites for the development of public and home education. Various opinions of scientific figures, both domestic and other relevant for that period, are considered.
Keywords: governess, public education, home education, upbringing.