ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ БАССЕЙНА ЧЕРНОГО МОРЯ
И.Е. Павлов
Управление начальника экологической безопасности Вооруженных сил Российской Федерации ул. Садово-Спасская,1/2, корп. 6, Москва, Россия, 190160
Океаны и моря издавна играют значительную роль в жизни стран и народов, оказывая существенное воздействие на их развитие и сотрудничество. Устойчивое развитие Причерноморских государств должно основываться на нормах международного права и экологическом императиве.
Ключевые слова: эколого-правовое развитие, экологическая безопасность, бассейн Черного моря, демилитаризация, военные флоты.
На начальных этапах человеческой истории океаны и моря разделяли людей, а по мере совершенствования орудий и средств производства, развития мореплавания становились важным фактором движения народов, установления связей между ними, способствовали расширению и углублению международного взаимодействия, оказывали влияние на общественное разделение труда, на развитие международной торговли. Удобное географическое расположение многих стран морского побережья способствовало появлению и развитию промышленности, что благоприятно сказывалось на развитии экономики. Вместе с тем в истории отношений между государствами океаны и моря с давних пор являлись объектом экономического и политического соперничества, ареной конфликтов и вооруженных столкновений. В современных условиях решение задач по обеспечению безопасности и устойчивого развития Причерноморских государств должно быть основано на нормах международного права. Основным негативным фактором внутренней ситуации государств является системный кризис при переходе от старой системы хозяйствования к новой. Трудности переходного периода будут существовать до завершения формирования гражданского общества, правовой системы государственности и эффективной рыночной экономики — предпосылок устойчивого развития государств.
В настоящее время на территории Севастополя соприкасаются интересы России и Украины. США назвали Черное море зоной своих национальных интересов, которые затрагивают и проблемы экологического состояния мест базирования флотов. Использование морского бассейна для обеспечения государственной безопасности должно основываться на международных соглашениях. Международное экологическое право на Черном море — актуальное направление развития международных отношений.
Причерноморье и Приазовье относятся к числу известных исторических зон этнических контактов различных народов и стран. О Черном море упоминается в связи с военными походами египетского фараона Рамзеса Великого в XIV в. до н.э. Древнегреческий историк Геродот в своих трудах рассказывает о много-
численных войнах народов, живущих на побережье Черного моря, а также о войне египетских фараонов и персидских царей со скифами. Знакомство древних греков с Черным морем отражено в преданиях и мифах. В греческий период Черное море было ареной весьма оживленных торговых отношений востока и севера с югом. В столь же давние времена уходит и известность черноморских проливов — Дарданеллы, Мраморного моря и Босфора — как одной из древнейших морских торговых артерий. Именно на побережье Черного моря в 658 г. до н. э. была основана первая греческая колония, положившая начало расселению греческих поселений вдоль западного, южного и северного побережья Черного моря, вплоть до берегов Кавказа. Первые поселенцы назвали колонию Византией — именем владельца находившегося там замка.
В греческий период начала складываться практика правового регулирования использования Черного моря в качестве морского пути для торговли. Первым объектом такого регулирования стал порядок прохода судов через черноморские проливы. Торговые корабли, следовавшие через проливы, афиняне стали облагать пошлиной. Их примеру последовали жители Древней Византии. Без их согласия ни один корабль не мог войти в Черное море или выйти из него. Уже тогда вопрос режима мореплавания в проливах приобрел остроту. Черноморские проливы стали причинной не только политических, но и военных столкновений. Примером может служить война между Византией и Родосом, вызванная серьезными препятствиями, которые чинила Византия торговому мореплаванию в проливах. Военные действия Родоса и его союзника Вифинии привели к существенным уступкам со стороны Византии. В заключенном между ними договоре 219 г. устанавливалась свобода торгового мореплавания в проливах. Это соглашение является первым известным международным договором о режиме мореплавания в проливах.
После падения Боспорского царства все Черноморское побережье попало под власть Рима. Но торговля через Черное море не прекращалась. Восточно-римская империя также регламентировала мореплавание в проливах. Иностранные государства активно боролись против политики закрытия проливов для торгового мореплавания. Такую борьбу вели и русские, которые в период Киевской Руси (ГХ— ХП вв.) активно осваивали Черное море. Отстаивая свои права на свободное и безопасное мореплавание по морскому пути «из варяг в греки», на участие в торговле с соседними и более отдаленными странами, русские предприняли ряд вошедших в историю крупных морских и комбинированных военных походов на Византию.
С падением в начале ХШ в. Византийской империи и образованием новых государств Черное море и проливы явились объектом ожесточенной борьбы между Венецией и Генуей. В 1299 г., после одной из войн, окончившейся победой Генуи, был подписан договор, согласно которому Венеция в числе других уступок отказалась от прохода своих кораблей в Черное море в течение 30 лет. Преобладание Генуи в Черном море и проливах продолжалось в XIV и первой половине XV в., господство это постепенно сменилось властью турок. В данный период был подписан ряд международных договоров относительно правового режима плавания в проливах и Черном море. В договоре 1387 г. между Генуей и турецким сул-
таном Амуратом специально оговаривались право свободной торговли Генуи и провоз ею хлеба морским путем из Черного моря в Средиземноморье. В 1413 г. договор о покровительстве ее колониям заключила с султаном Магометом Венеция. Через 13 лет он был подтвержден новым договором, который прямо затрагивал порядок плавания в Дарданеллах.
С середины XV в., после взятия турками 29 мая 1453 г. Константинополя и усиления могущества Оттоманской империи, начался новый период в истории международно-правового режима Черного моря и черноморских проливов — полного и неограниченного господства над ними этой империи. В этот период заключались договоры и соглашения, касающиеся Черного моря и проливов. Оттоманская империя извлекала большую выгоду из удобного положения проливов и в то же время не могла не считаться с потребностью в плавании торговых судов других народов по Черному и Средиземному морям. В 1454 г. между Турцией и Венецией был подписан договор о взаимной свободе и покровительстве морской торговле. В последующих договорах — договоре 1482 г. с султаном Боязедом V, договоре 1513 г. с султаном Селимом, договоре 1521 г. с султаном Сулейманом — было обусловлено право Венеции не только на торговое судоходство в Черном море, но и на свободный проход ее судов через Босфор и Дарданеллы. В 1649 г. был заключен договор между турецким султаном и гетманом Богданом Хмельницким относительно торговли на Черном море. Ст. 1 договора предусматривала право запорожцев на свободное пользование морем и проливами. В XVII в. право прохода через проливы и торговли с причерноморскими провинциями было предоставлено голландцам и англичанам. Только Турция регламентировала порядок допуска через Босфор и Дарданеллы судов других стран, допуская ту или иную степень свободы мореплавания в Черном море. В то время на берегах Черного моря кроме Турции не существовало никакого другого государства. Поэтому вопросы режима прохода через проливы и плавания в Черном море считались внутренним делом Турции. До конца XVII в. Азовское море также было морем Оттоманской империи. Лишь после утверждения России на побережьях Азовского и Черного морей в XVIII веке вопрос о правовом режиме проливов вышел за рамки внутренней турецкой политики и приобрел международный характер.
С развитием капиталистических отношений и расширением международной торговли роль Черного моря в развитии международных экономических связей возросла, как и острота вопроса о режиме мореплавания в нем. Военно-стратегическое значение проливов переплеталось с выгодным положением этого региона с политической точки зрения. Это определило постоянный интерес к нему многих государств, стремившихся использовать регион для достижения своих внешнеполитических, экономических, военных и иных целей. Для России и крупных государств Европы, стремившихся укрепить свои позиции в этом регионе, установление контроля над ним или его захват представлялись весьма заманчивыми. Переплетение интересов государств на различных этапах истории, соотношение политических и военных сил в тот или иной период находили соответствующее отражение в многочисленных международных договорах, заключавшихся в разное время и касавшихся правового режима проливов и мореплавания в Черном море.
Так, в конце XVII века Россией было впервые выдвинуто требование об открытии проливов для русских судов. В 40-х годах XIX века была установлена международная регламентация режима проливов. В этот период вопрос о черноморских проливах решался главным образом двусторонними русско-турецкими соглашениями. Шла борьба за открытие Черного моря и проливов для русских торговых, а затем и военных судов, а также для торговых судов других государств. Россия достигла этих целей, что и было отражено в Кючук-Кайнарджийском договоре 1774 г., Андрианопольском мирном договоре 1829 г. и ряде других русско-турецких соглашений. В 1841 г. Лондонская конвенция установила многостороннюю регламентацию режима Босфора и Дарданелл, которая фактически лишила и Турцию, и Россию принадлежавших им прав в этом районе. Борьба за влияние особенно обострилась, когда проливы и Черное море стали объектом активной экспансии ведущих держав Европы.
Вплоть до первой мировой войны Россия прилагала все усилия для изменения невыгодного для нее режима черноморских проливов. Она боролась за установление порядка в проливах, который обеспечивал бы надежную и стабильную связь Черного моря с другими морями и океанами и в то же время гарантировал интересы ее безопасности со стороны Черного моря. Установленный режим был невыгоден и для Турции, поскольку нарушал ее суверенитет и служил потенциальным источником опасного обострения отношений с Россией. Крупные нечерноморские государства, в первую очередь Англия и Франция, добивались широкого доступа для своих вооруженных сил в Черное море и прилагали усилия к навязыванию Причерноморским странам международного порядка пользования проливами, который препятствовал бы выходу флотов этих стран в Средиземное море. За спорами по поводу международно-правового статуса проливов и черноморской проливной зоны всегда стояли военно-политические интересы европейских государств [1; 5; 6; 7]. Стремление обеспечить господство в этом важном районе мира было важным стимулом участия держав в первой мировой войне.
Утверждение своих позиций в проливной зоне составляло важную часть захватнических планов Германии, высоко оценивавшей стратегическое значение этого района в распространении влияния на страны Востока и Азии. Россия потребовала от союзников включения Константинополя, западного берега Босфора, Мраморного моря и Дарданелл в состав Российской империи, что и было ей обещано в соответствии с тайным соглашением между Россией, Англией и Францией, заключенным в 1915 г. После Октябрьской революции Советское Правительство отказалось от территориальных притязаний на зону проливов [6]. Страны Антанты захватили господствующие позиции как в проливах, так и на Черном море. В проливной зоне был установлен режим военной оккупации. Ничем не ограниченный доступ в Черное море широко использовался при организации открытой военной интервенции на юге России, позволив вооруженным силам Антанты оккупировать черноморские порты и оказывать значительную поддержку белому движению в гражданской войне. Военная интервенция Антанты через черноморские проливы показала жизненную заинтересованность Советского Союза в установлении такого порядка мореплавания, который бы надежно обеспечивал безо-
пасность страны со стороны Черного моря. Борьба за такой режим совпадала с интересами установления мирных отношений между странами этого региона.
Первым международным мероприятием с участием Советского Союза была Лозаннская конференция 1922—1923 гг., занимавшаяся в числе других проблем правовым статусом черноморских проливов. Для Советского Союза первостепенное значение имел вопрос о закрытии проливов для военных судов нечерноморских государств. В то же время самое серьезное внимание советская делегация обратила на закрепление полной свободы торгового мореплавания в проливах. В работе конференции участвовали Англия, Франция, Италия, Япония, Греция, Румыния, Югославия, Турция, США (последние в качестве наблюдателя). Представители РСФСР, Украинской ССР и Грузинской ССР принимали участие лишь в специальных сессиях по черноморским проливам. Вопреки интересам советских республик, конференция приняла конвенцию, согласно которой проливы Черного моря демилитаризовались и открывались для военных флотов всех стран. Конвенция не давала никаких правовых гарантий безопасности советского Черноморского побережья. По этой причине Советский Союз не ратифицировал Лозаннскую конвенцию. Причерноморские государства вскоре поставили вопрос о ее пересмотре. Несостоятельность положений Лозаннской конвенции, объявившей черноморские проливы открытыми для военного мореплавания нечерноморских государств, стала особенно очевидной в начале 30-х годов в условиях нараставшей угрозы новой войны, усиленного наращивания военного потенциала рядом государств Средиземноморского бассейна.
Пожелание скорейшего пересмотра Лозаннской конвенции было высказано турецким правительством на общем собрании Лиги наций в 1935 году. В апреле 1936 г. турецкое правительство разослало государствам — участникам Лозаннской конференции официальную ноту по этому поводу. Советский Союз откликнулся на эту важную инициативу и первым из государств — участников Лозаннской конференции ее поддержал.
На конференции в Монтре (Швейцария), проходившей с 22 июня по 21 июля 1936 года, основное внимание было направлено на обеспечение интересов черноморских стран по ограничению входа иностранных военных кораблей в Черное море (по классу, тоннажу и срокам пребывания), а также на предоставление черноморским государствам возможности проводить через проливы свои военные корабли без ограничения. Советскому Союзу не удалось обеспечить безопасность своих границ, что наглядно подтвердилось в ходе второй мировой войны. В 1946 г. СССР выдвинул предложения, направленные на совершенствование Лозаннской конвенции. Однако в дальнейшем, руководствуясь «интересами поддержания мира» и «учитывая общие положительные сдвиги в международной обстановке», Советский Союз снял свои предложения.
Действующий в настоящее время правовой режим проливов до сих пор не обеспечивает в полной мере национальную безопасность России в регионе и нуждается в доработке. В частности, отсутствует порядок международного правового обеспечения по вопросу урегулирования количества вошедших в проливы воен-
ных кораблей нечерноморских государств, их тоннажа и сроков пребывания. Не определена мера ответственности сторон за нарушение положений конвенции. Этим воспользовались страны — участницы НАТО, которые в сентябре 2008 года ввели в Черное море военные корабли, нарушившие по количеству и тоннажу соответствующие положения Конвенции.
Правовые отношения государств Черноморского бассейна имеют длительную историю. Необходимо применение правового императива в урегулировании межгосударственных отношений причерноморских государств в связи с их геополитическими интересами и целями использования ресурсной базы Черного моря. На основе исторического опыта и предпосылок правового регулирования необходимо разработать новую правовую базу, которая будет отвечать современным требованиям межгосударственного сотрудничества, обеспечивая национальную безопасность России [2; 3; 4].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Высоцкий А.Ф., Цемко В.П. Черноморско-Азовский бассейн. Правовые вопросы использования пространств и ресурсов. — Киев: Наукова думка, 1991.
[2] Дополнение № 1-1996 г. к сборнику «Морское законодательство РФ».— СПб., 1997.
[3] Иванов Г.Г., Маковский А.Л. Международное частное морское право.— Л.: Судостроение, 1984.
[4] Морское законодательство РФ. Книги 1 и 2. — СПб., 1994.
[5] Мировой океан и международное право. Защита и сохранение морской среды / Рук. авт. коллектива О.Н. Садиков. — М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
[6] Проблема Черноморского флота и Севастополя в условиях распада Российской империи и СССР. — Севастополь: ЭКОСИ — Гидрофизика, 2003.
[7] Социально-экологические проблемы Черного моря. Ч. I. Материалы Всесоюзной конференции (1991 г.). — Керчь: ЮгНИРО, 1991.
MAIN DIRECTIONS OF INTERNATIONAL ECOLOGICAL AND JURIDICAL PROBLEM SOLUTIONS IN THE BLACK SEA BASIN
I.E. Pavlov
Ecological security chief administration Armed Forces of the Russian Federation
Sadovo-Spasskaya str., 1/2, Bl. 6, Moscow, Russia, 190160
Oceans and seas play an important role in countries and peoples lives, influence on the development and cooperation among them. Stable development of the Black Sea countries must be based on international law norms and ecological standards.
Key words: ecological and juridical development, ecological security, Black Sea basin, demilitarization, navy.