... Сократ в своё время советовал своим ученикам рассматривать себя в зеркало, объясняя это тем, что тот, кто при этом останется довольным, должен приложить усилия, чтобы «не опозорить дурными поступками своей благородной наружности. Тот же, чья внешность окажется не вполне привлекательной, пусть старается прикрыть её недостатки добрыми делами, добродетелью» [1]. Величайший из умов древности полагал, что любой взгляд на себя и в себя полезен, потому что только увидевший себя и познавший способен к самоусовершенствованию. Согласно Сократу, пусть каждому из нас на вопрос, нужно ли совершенствовать свою речевую культуру, без которой процесс формирования личности не может считаться полноценным и всеобъемлющим, ответит зеркало, отразив наши взаимоотношения с людьми. Если зеркало самопознания затуманивается непониманием, конфликтами, неудачами коммуникативного поведения, то необходимо работать над совершенствованием уровня языкового сознания.
Библиографический список
1. Далецкий, Ч. Практикум по риторике / Ч. Далецкий. - М., 1995. - С. 3-207; 53 с.
2. Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. Лихачёв. - М.: «Детская литература», 1989. - С. 5-238; 96, 98 с.
3. Русский язык и культура речи / Под ред. Черняка В. Д. - М., 2002. - С. 3-509; 9, 38 с.
4. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. - М.: «Просвещение», 1995. - С. 3-191; 4, 107 с.
5. Чумичева, Р. М. Ценностно-смысловая модель детства как среда развития ребёнка / Р. М. Чумичева // Материалы II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2005. - С. 3-350; 74 с.
6. Кищенко, О. А. Диалоговая культура как интегративное, системное образование // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №9 3. - С. 152 - 158
7. Ултургашева, О. Г. Подготовка учителя родного языка и литературы как основа сохранения и развития языка, культуры и истории этноса (на примере Республики Хакассии) // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №9 2. - с. 183 - 189.
УДК 374.024
Т. Ю. Сунько
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ТЕХНИКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РИТОРИКИ
Культура речи - существенный элемент общей культуры человека, его образования и воспитания. Публичное выступление требует не только правильно звучащей речи, соответствующей нормам современного русского литературного языка, но и ясного, четкого произношения. От качества произносительной стороны ораторской речи зависит внимание слушателей.
Несомненно, что улучшать технику речи необходимо, так как эта работа предшествует навыкам выразительного чтения, рассказывания, подготавливает речевой аппарат к произношению, облегчает восприятие речи. Поэтому в последнее время возрастают требования к качеству звучащей речи, к произношению, ударению, интонации и ритму как важнейшим моментам в устном общении.
Несмотря на то, что в методике работы над техникой речи есть определенный опыт (методические работы Г. Н. Приступы, В. В. Ераткиной, С. Т. Никольской, Н. П. Вербовой, Т. А. Ладыженской, Н. А. Михайличенко, М. Р. Львова, Л. А. Анисаровой, А. И. Севостьянова и др.), технике речи в теории школьной практике не уделяется достаточного внимания, речь в техническом отношении в большинстве случаев не совершенствуется. Вместе с тем, бесспорно, что «культурный человек должен уметь выражать свои мысли и чувства ясно, четко, точно и грамотно, а значит, хорошо владеть речью. Грамотная устная речь - это, в частности, четкое и правильное произношение звуков и соблюдение ударений» [4, с. 3].
Возрождение в нашем обществе древней науки риторики представляется явлением закономерным. Культурно-научные предпосылки сыграли свою роль в восстановлении риторических традиций: актуализировались науки, направленные на развитие языковой личности - стилистика, лингвистика текста, прагматика, культура речи, психолингвистика, социальная и личностная психология. Между тем, каждая из них изучает одну из граней языко -вой личности. Современная же риторика, будучи самостоятельной наукой и самостоятельным учебным предметом, ориентирует не только на знания о языке, но и на возможность результативного общения, как устного, так и письменного, при котором реализуется коммуникативное намерение. Поэто -му в центре риторики стоит обучение умелой, искусной речи. Отдавая должное этой науке, осознаем практическую значимость звучащего слова, ведь заключенная в нем мысль может восприниматься только четким, ясным, членораздельным произнесением.
Как показывает школьная практика, помощь в решении коммуникативной задачи с точки зрения произношения оказывает техника речи. Значение ее, главным образом, раскрывается в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляционной системы при соблюдении интонационных средств выразительности и орфоэпических норм, так как техника речи является разделом риторики.
Особого внимания в теории методике заслуживают результаты исследований, проводимые психологами, психолингвистами и физиологами (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Н. Гвоздев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, И. А. Зимняя, З. М. Панибратцева и др.), которые помогают вникнуть в процесс порождения и восприятия речи. Как было установлено, этот процесс выступает как вид человеческой деятельности, обеспечивающий обще-
ние. Не вызывает сомнений высказывание о том, что «. мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, то есть движениями мышц языка в полости рта» [6, с. 142]. Таким образом, скрытая артикуляция сопровождает внутреннюю речь во время ее возникновения. Однако, не являясь средством непосредственного общения, внутренняя речь подготавливает и обеспечивает это общение, воздействуя на речедвигательные и рече-слуховые нервные клетки в головном мозге человека [3]. Вместе с тем, при реализации внутренней речи во внешнюю, от развития рече-двигательных и рече-слуховых анализаторов, зависит формирование навыка техники речи и восприятие самой речи. Из этого следует, что работа над технической стороной речи должна вестись по следующим направлениям: 1) овладение артикуляционными и акустическими навыками;
2) развитие риторических качеств и умений, таких как произвольного речевого дыхания, четкости дикции, оптимальных сил голоса, правильности речи при использовании интонационных средств выразительности.
Для того чтобы научить детей использовать дар слова на уроках риторики, необходимо, прежде всего, обратить внимание на формирование технических умений в речевой деятельности. В соответствии с подготовкой к устному выступлению под техникой речи понимаем совокупность умений и навыков, при помощи которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. В этом общении мы отводим особое место технике речи школьников.
Положительные результаты в формировании технической культуры речи во многом зависят от определения конкретных умений и навыков, которые следует целенаправленно формировать. В связи с тем, что начальный курс обучения риторике имеет практический характер, где главной целью на уроках речевого мастерства является формирование коммуникативных умений: анализировать, оценивать общение и уметь общаться. Для этого необхо -димо:
- определять правильность речи с точки зрения нарушения норм литературного языка;
- анализировать говоримую речь с точки зрения таких ее свойств, как громкость, сила голоса, темп, четкость дикции;
- уместно, умело использовать звучание своего голоса, темп речи в высказываниях;
- слышать соответствие выделенных смысловых ударений речевой задаче говорящего;
- быть хорошими слушателями;
- стремиться понять говорящего.
В этом направлении навыки ясного, отчетливого, нормированного звуко -вого оформления речи, формируются в школе при обучении публичному выступлению, чтению вслух. Работая над звуковой стороной речи учащих-
ся, овладеваем навыком фонетико-интонационного оформления речи. Как известно, артикуляционные и интонационные навыки складываются на основе подражания речи окружающих, при этом важную роль в усвоении звуковых средств языка играет развитие речевого слуха, под которым понимаем способность восприятия и способность воспроизводства всех звуковых средств родного языка.
Таким образом, овладение техникой речи с позиции артикуляционно-произносительной формируется на умениях, которые условно подразделены на две группы и описаны в работе: «Методика развития речи на уроках русского языка» // Под редакцией Т. А. Ладыженской [2]:
1. Умения слуховые: способность фиксировать внимание на звуковой стороне речи, анализировать и оценивать ее с точки зрения правильности, выразительности, благозвучия и других качеств; способность по интонации точно и полно улавливать, воспринимать мысли и чувства говорящего и читающего.
2. Умения артикуляционно-произносительные в широком смысле слова [2, с. 71].
Так как обучение орфоэпии в большинстве случаев не опирается на знания важнейших понятий и норм русского литературного произношения и ударения, то школьник запоминает произношение слов, подражая звучащему образу, т. е. неосознанно усваивает фонетические особенности. Поэтому получаемые учащимися орфоэпические умения и навыки лишены устойчивости и быстро исчезают.
Ознакомление с соответствующими нормами, сформулированными в виде адаптированных правил в учебных книгах по риторике для начальной шко -лы, позволяет применять их при произнесении, находить закономерности при подготовке к устному выступлению, формирует потребность в языко -вом самообразовании.
В своей работе мы основываемся на орфоэпических умениях и навыках В. В. Львова [1]. Они включают в себя семь положений:
- умение фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова и производить фонетический разбор;
- анализировать свою речь с позиции правильности - неправильности и оценки дикции;
- давать аргументированную оценку речи других носителей языка;
- учить читать и говорить правильно, подражая звучащему образцу;
- внятно и отчетливо произносить звуки и слова, соблюдать нормальный темп произнесения;
- читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой;
- обучать правильному и рациональному пользованию орфоэпическим и иными словарями и справочниками [1, с. 56-57].
Далее остановимся более подробно на построении методической систе-
мы по отработке навыков техники речи. Необходимо обозначить, главным образом, основные направления работы: во-первых, поставить цель и задачи в работе над техникой речи; во-вторых, проанализировать дидактический материал по технике речи и рекомендации по работе с ним в программах и учебных книгах, в том числе по риторике; в-третьих, обобщить полученные из методической литературы знания, в частности, труды ведущих ученых, которые были разработаны в области методики русского языка (А. В. Текучев, Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Г. Н. Приступа, Н. И. Демидова, Л. А. Горбушина и др.); в-четвертых, описать и апробировать упражнения по формированию технической стороны речи, определить этапы и последовательность их применения.
Следующим образом сформулируем постановку цели, которая сводится к включению в процесс обучения риторики специальных упражнений по овладению техническими возможностями речи в соответствии с реализацией замысла при подготовке к устному выступлению.
В соответствии с целью работа над техникой речи направлена на решение следующих задач: 1) планировать речевые тренировки с постепенным усложнением упражнений; 2) вырабатывать правильное произвольное дыхание во время речи и чтения; 3) развивать в голосе высоту, полётность (способность голоса летать), гибкость (умение легко переходить от высоких звуков к средним или низким); 4) работать над ясностью и чистотой произношения всех звуков и звукосочетаний родного языка; 5) различать элементы интонации звучащей речи: логическое ударение, паузы, темп, ритм речи; 6) владеть техникой грамотной речи.
Вместе с тем, считаем полезным использование в единстве задач обучения технике речи и задач обучения орфоэпии по В. В. Львову [1], которые обозначены следующим образом:
1) формировать и развивать речевой слух учащихся; 2) формировать орфоэпические умения и навыки; 3) развивать языковой вкус и чутье; 4) налаживать единый речевой режим в школе; 5) языковое самообразование, речевое самосовершенствование учителя [1, с. 36].
В связи с этим нами предпринята попытка предложить рекомендации по анализу произносимой речи с точки зрения ее техники, произношения и ударения для достижения поставленной цели и решения намеченных задач.
На уроках риторики в процессе работы над техникой речи целесообразно пользоваться такими рекомендациями для учащихся:
1) следи за тем, что говоришь, как говоришь и где говоришь. Это сделает твою речь эффективной и уместной;
2) слушай себя, говоря вслух. Это поможет избавиться от дикционных и произносительных ошибок;
3) выговаривай «трудные» слова сначала про себя, потом вслух громким голосом, четко артикулируя;
4) учись говорить выразительно и правильно у дикторов радио, чтецов, ораторов, чья речь служит образцом для подражания;
5) сомневаешься в правильном произношении того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь; если нет возможности узнать, как произносится слово, то постарайся исключить его или заменить другим словом в соответствии с поставленной речевой задачей;
6) помни, что говорить тихим голосом в медленном темпе так же неправильно, как и кричать в быстром.
На основании обобщения знаний в области методики русского языка, анализа программ и учебников по риторике и в соответствии с предложенной методикой работы по отработке навыков техники речи мы установили, что система упражнений должна сочетать в себе развитие речевого дыхания, голоса, четкой дикции, оптимального темпа речи и выразительности, орфоэпической самостоятельности. При этом полагаем, что движение в этом направлении становится неотъемлемой частью работы над использованием дара слова, над умением общаться.
Обобщим сказанное в таблице, наглядно представив взаимосвязь составляющих технику речи и последовательность их выполнения.
Взаимосвязь составляющих технику речи и последовательности их выполнения
Составляющие Последовательность выполнения
Речевое дыхание Длительность дыхания. Сочетание произнесения звука с началом выдоха.
Сила и высота голоса Произнесение гласных звуков. Уточнение сонорных и звонких согласных. Специальные игры.
Дикция Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произнесения звонких, глухих, шипящих, свистящих, сонорных звуков. Выделение звуков в составе слогов и слов. Отработка гласных и согласных звуков во фразовой речи.
Интонация и темп речи Произношение скороговорок. Составление пословиц и поговорок. Интонирование коротких фраз. Закрепление в сложных синтаксических конструкциях.
Из сказанного можно сделать вывод: при постановке целей и задач в работе над техникой речи основываемся на включении в процесс обучения риторики специальной работы над техникой речи, что позволяет улучшить качество звучащей речи, обогатить словарный запас учащихся и целенаправленно использовать интонационные средства русской речи.
Полезность предлагаемой последовательности выполнения составляющих технику речи помогает подтвердить справедливость выдвинутой ги-
потезы: целенаправленная работа над дыханием, голосом, дикцией, интонационными средствами выразительности, орфоэпической зоркостью на уроках риторики способствует эффективному обучению технике речи. Вместе с тем, мы предполагаем, что улучшение технической стороны речи влияет на развитие взаимосвязанных риторических категорий, таких как: а) эффективность речи; б) уместность общения; а также на качество восприятия устной речи и уровень произносительной культуры.
Библиографический список
1. Львов, В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе / В. В. Львов: 5-9 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
2. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
3. Панибратцева, З. М. Методика преподавания психологии / З. М. Панибрат-цева. Под ред. д-ра психол. наук проф. А. А. Люблинской. - М.: Просвещение, 1971. - 152 с.
4. Приступа, Г. Н. Техника и выразительность речи / Г. Н. Приступа. Методические рекомендации и материалы. Рязань: РГПИ им. С. А. Есенина, 1991. - 40 с.
5. Савостьянов, А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя / А. И. Савостьянов. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. - 144 с.
6. Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. - М.: Госполитиздат, 1947. - 547 с.
7. Текучев, А. В. Очерки по методике обучения русскому языку / А. В. Теку-чев: Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.
8. Техника речи: Методические указания к практическим занятиям по курсу «Риторика и культура речи» / Рязан. гос. радиотехн. акад.: Сост. Л. А. Анисарова. -
Рязань, 1995. - 16 с.
9. Кузеванова, Е. В. Интеграция учебных дисциплин в начальном образовании
// Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 286 - 292
10. Суховей, Е. А. Гуманизация педагогического общения в свете идей русского риторического идеала // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - N° 1. - С. 152
- 160.