Научная статья на тему 'Основные направления кредитной поддержки АПК (на примере ОАО «Россельхозбанк»)'

Основные направления кредитной поддержки АПК (на примере ОАО «Россельхозбанк») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
BANK / CREDIT POLICY / AGRIBUSINESS LENDING / THE STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Алина Владимировна

Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений кредитной поддержки АПК. Определены дальнейшие цели деятельности банка. Выделены основные направления развития региональной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления кредитной поддержки АПК (на примере ОАО «Россельхозбанк»)»

Давыдова Алина Владимировна,

студентка 5 курса экономического факультета, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск

A.V. Davydova,

5rd year student, Faculty of Economics, Ogarev Mordovia State University, Saransk

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»)

Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений кредитной поддержки АПК. Определены дальнейшие цели деятельности банка. Выделены основные направления развития региональной инфраструктуры.

This article deals with the main directions of credit support for agriculture. Identify further objectives of the Bank. The basic directions of development of regional infrastructure.

Ключевые слова: банк, кредитная политика, кредитование АПК, Государственная программа.

Keywords: bank, credit policy, agribusiness lending, the State program.

Основным видом деятельности банка ОАО «Россельхозбанк» является кредитование организаций и предприятий агропромышленного комплекса и жителей сельской местности. Миссия банка и четыре из пяти вытекающих из нее стратегических задач предусматривают кредитно-финансовую поддержку: сельскохозяйственных предприятий, обеспечение развития сельских территорий и инфраструктуры села, процессов социального развития в сельской местности, а также развитие инфраструктуры кредитно-финансовой системы АПК.

Кредитная политика банка предусматривает, что не менее 70% кредитов в кредитном портфеле банка приходится на предприятия АПК. Учитывая

региональные различия в отраслевой структуре экономики и уровне развития аграрного сектора в субъектах Российской Федерации, доля кредитов, предоставляемых предприятиям АПК, устанавливается дифференцированно для каждого регионального филиала банка. Для региональных филиалов, расположенных в регионах с природными условиями, не пригодными для ведения сельского хозяйства в традиционных формах: Якутского, Хакасского, Тувинского, Магаданского филиалов может устанавливаться пониженная доля вложений в АПК (на второе полугодие 2007 г. - 60%); в регионах центральной полосы: Владимирский, Кировский, Костромской, Новгородский, Псковский и др. филиалы - 70%; для регионов с благоприятными климатическими условиями: Краснодарский, Ростовский, Ставропольский Алтайский, Белгородский, Орловский - на уровне 75 и более процентов.

В отношении других категорий заемщиков банк ориентирован на кредитование предприятий и организаций из смежных с АПК отраслей (торговля сельхозпродукцией и продовольствием, производство ресурсов для села и др.), а в отношении физических лиц на потребительское кредитование жителей села.

Банк ставит целью поддержание доли долгосрочных кредитов не менее 50%. Эти кредиты планируется направлять в основном на строительство и модернизацию скотоводческих, свиноводческих и птицеводческих комплексов, обновление парка сельскохозяйственной техники, закладку многолетних насаждений, строительство жилья и другие цели. При этом в инвестиционном кредитовании предусматриваются различные про граммы кредитования, включая реализацию пилотных проектов по земельно-ипотечному кредитованию, объемы которых к 2010 году были доведены до 10 млрд. рублей.

Особое значение банк планирует уделять поддержанию качества кредитного портфеля и обеспечению возвратности кредитов. Для этих целей банк использует залог имущества, которое дополнительно страхуется в надежных страховых компаниях. За счет кредитов банка приобретается техника, племенной скот, создаются основные фонды предприятий АПК,

производится сельскохозяйственная продукция, которые также включаются в залоговую массу. Практика работы по кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей свидетельствует о том, что за шесть лет работы банка доля просроченной задолженности в кредитном портфеле не превышала 2%, а в 2006 году составила менее одного процента от общей суммы задолженности. Банк неукоснительно соблюдал и будет соблюдать требования Банка России о создании резерва на возможные потери по ссудам. Качество кредитного портфеля банка, соответствие созданных резервов качеству кредитного портфеля и качество резерва регулярно проверяется Банком России, Счетной Палатой и ежегодно подтверждается международными аудиторами.

По состоянию на 01.07.2007 размер собственных средств банка составлял более 38,5 млрд. руб., кредитный портфель реальному сектору экономики составил 225,7 млрд. руб., в т.ч. АПК - 190,2 млрд. руб.; валюта баланса превысила 600 млрд. руб.

В течение всего периода своей деятельности банк работает с прибылью, часть из которой после выплаты дивидендов акционеру государству направлялась на увеличение капитала. Максимизация прибыли за счет увеличения процентной нагрузки на целевые группы получателей кредитов -сельскохозяйственных товаропроизводителей и жителей сельской местности -противоречит миссии банка и по этой причине не рассматривается банком в качестве приоритетных задач. В дальнейшем банк планирует увеличивать прибыль по мере решения задач своего организационного и технологического развития. Получаемая прибыль после выплаты дивидендов будет, как и прежде, использоваться для увеличения собственных средств.

На период реализации Государственной программы - до 2012 года банк рассматривает в качестве основных источников увеличения собственных средств взносы в уставный капитал, предусмотренные Государственной программой, капитализацию прибыли и привлечение субординированных кредитов.

Прогноз динамики размера кредитного портфеля банка на период до 2015 года опирается на прогнозы на более короткий срок, существующие проекты про грамм государственной поддержки АПК, а также на динамику кредитного портфеля банка и ожидаемую емкость рынка по целевым направлениям деятельности.

Участие государства в увеличении уставного капитала банка до 2012 года определяется Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, предусматривающей внесение денежных средств в уставный капитал банка в 2008 г. - 5,7 млрд. руб., в 2009г. - 1 млрд. руб., в 2010 г. - 1 млрд. руб., в 2011 г. - 1 млрд. руб., в 2012г. - 1 млрд. руб. (без учета средств, вносимых в уставный капитал банка за счет передаваемых зданий бывших РКЦ и сумм взысканных долгов, по которым банк выступает агентом Правительства Российской Федерации). Вносимые в соответствии с Государственной программой в уставный капитал банка денежные средства, будут направляться банком на реализацию мер по развитию малых форм хозяйствования на селе [1].

Доля государства в уставном капитале банка оставалась неизменной до 2010 г. - 100%. В этот период банк выполнял функции института развития, обеспечивая банковскими услугами предприятия сельского хозяйства и жителей сельских территорий.

В 2010 - 2015 годах предусматривается увеличение уставного капитала банка за счет привлечения средств инвесторов при сохранении контрольного пакета акций банка у государства. Привлечение сторонних инвесторов в уставный капитал банка планируется поэтапно с 2011-2012 гг. Каждый этап привлечения будет определяться и утверждаться решениями уполномоченных органов государственной власти и органов управления банка со снижением доли государства в уставном капитале банка до 50% + 1 акция в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.

Для привлечения инвесторов банк планирует реализовать комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности: совершенствование корпоративного управления, изменение организационной структуры для большего ее соответствия требованиям рынка, совершенствование механизмов управления, повышение технологичности бизнес-процессов, включая развитие информационных технологий.

Банк стремится соответствовать мировым стандартам банковской деятельности. Это обусловлено стремлением обеспечить финансовую устойчивость и развитие банка в долгосрочной перспективе. Кроме того, значительная часть пассивов банка сформирована за счет средств, привлекаемых на финансовых рынках у международных инвесторов, также требующих, чтобы банк придерживался передовой банковской практики. По этой причине банк рассматривает совершенствование корпоративного управления, системы управления рисками, внутреннего контроля в числе приоритетных направлений развития банка.

В области корпоративного управления работа будет строиться в соответствии с рекомендациями Банка России, включая про ведение оценки корпоративного управления наблюдательным советом банка, совершенствование наиболее важных аспектов корпоративного управления. В составе наблюдательного совета банка будут сформированы профильные комитеты, будут оптимизированы состав и работа коллегиальных органов управления при Правлении банка.

Для защиты интересов акционеров, вкладчиков, кредиторов и клиентов банка, для повышения эффективности операций банк продолжит развитие и совершенствование своих систем управления рисками и внутреннего контроля.

Организация управления рисками в банке будет строиться с учетом накопленного опыта, требований передовой российской и признанной международной практики в данной области. Для этого банк планирует работу с признанными международными аудиторскими и консультационными

компаниями по вопросам, включающим реализацию нового соглашения Базель II, поддержание достаточности капитала и др.

Банком запланирован и реализуется комплекс мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля, учитывающий требования Банка России, рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору и международных профессиональных ассоциаций.

Для реализации стоящих перед банком задач по предоставлению минимального набора банковских услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению банк планирует формирование и развитие региональной сети. Развитие региональной инфраструктуры банка будет осуществляться в следующих формах [2]:

- создание региональных филиалов, дополнительных офисов и представительств банка на территории Российской Федерации в каждом сельском районе;

- создание института уполномоченных представителей банка в тех районах, где создание дополнительных офисов нерентабельно, и выносных операционных касс;

- содействие созданию и развитию сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в соответствии с законодательством (консалтинг, рефинансирование и др.);

- содействие созданию земельно-ипотечных агентств и другой инфраструктуры земельного рынка;

- участие банка в создании специализированных компаний небанковского профиля, оказывающих дополнительные услуги клиентам банка.

В целях укрепления конкурентных позиций банк намечает последовательное и масштабное освоение современных банковских технологий, применяемых в мировой банковской практике. Главной особенностью этого процесс а станет высокая степень автоматизации процесса оказания банковских услуг, имеющая своей целью обеспечение доступности и повышение эффективности оказания услуг клиентам банка.

Реализация концепции будет способствовать созданию на базе ОАО «Россельхозбанк» национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Библиографический список:

1. «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» (с изменениями и дополнениями) / Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 // Информационно -правовой портал Гарант - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.garant.ru

2. Официальный сайт ОАО «Россельхозбанк» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.rshb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.