Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 414-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 414-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичная власть / организация публичной власти в субъектах Российской Федерации / Народный Хурал Республики Бурятия / парламент / public authority / organization of public authority in the constituent entities of the Russian Federation / People's Khural of the Republic of Buryatia / parliament

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Намсараева Людмила Чимитовна

В статье осуществлен анализ основных направлений изменения законодательства Республики Бурятия в рамках реализации положений Федерального закона № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Отмечено, что реализация представленного закона в субъектах Российской Федерации вызывает массу вопросов, связанных как с приведением регионального законодательства в соответствие с ним, так и с его исполнением в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF CHANGING THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BURYATIA IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LAW NO. 414-FZ “ON THE GENERAL PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION”

The article analyzes the main directions of changes in the legislation of the Republic of Buryatia in the framework of the implementation of the provisions of the Federal Law No. 414-FZ "On the General Principles of Organization of Public Power in the Subjects of the Russian Federation". It is noted that the implementation of the presented law in the constituent entities of the Russian Federation raises a lot of questions related both to bringing regional legislation into line with it and to its implementation in general.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 414-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»»

УДК. 342.552.3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 414-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Намсараева Людмила Чимитовна

Магистрант, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

В статье осуществлен анализ основных направлений изменения законодательства Республики Бурятия в рамках реализации положений Федерального закона № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Отмечено, что реализация представленного закона в субъектах Российской Федерации вызывает массу вопросов, связанных как с приведением регионального законодательства в соответствие с ним, так и с его исполнением в целом.

Ключевые слова: публичная власть, организация публичной власти в субъектах Российской Федерации, Народный Хурал Республики Бурятия, парламент.

С 1 января 2023 года в полном объеме вступает в действие Федеральный закон № 414-ФЗ от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - ФЗ 141). В связи с этим необходимо осуществить анализ изменения республиканского законодательства во исполнение представленного закона.

Несмотря на то, что основные принципы организации власти в субъектах федерации остаются прежними, внесены кардинально новые подходы к некоторым аспектам их организации.

Так, можно отметить, что изменен подход к пониманию власти в субъекте РФ с применением подхода о единстве публичной власти.

Закреплен единый во всех регионах срок 5 лет в должности главы субъекта с неограниченным числом пребывания в нем одного лица.

Закреплено, что глава субъекта занимает государственную должность Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Отмечено, что высшее должностное лицо субъекта РФ вправе формировать высший исполнительный орган субъекта РФ и возглавить его либо учредить должность председателя Правительства субъекта.

Предусмотрено положение, что депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации замещает государственную должность субъекта Российской Федерации вне зависимости от осуществления им депутатской деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности [1].

Получили закрепление меры ответственности депутатов, имеющие целью предупредить применение депутатского статуса для осуществления деятельности, не связанной с исполнением депутатских полномочий.

Предусмотрена возможность участия федеральных органов исполнительной власти в формировании органов исполнительной власти субъекта.

Закреплены правомочия органов власти субъекта РФ в формировании и деятельности органов местного самоуправления.

Установлен исчерпывающий перечень полномочий субъекта по вопросам совместного ведения и Российской Федерации.

55 | Страница • АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ № 1 - 2 0 2 3

Определено, что проекты законов Правительства РФ, устанавливающие имущественные и расходные части субъекта РФ должны направляться в государственный совет.

Установлено, что детализация учета имущества субъекта Российской Федерации осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Как отмечают некоторые авторы новый федеральный закон содержит значительное количество терминологических проблем.

Отсутствие некоторых правовых положений в ФЗ 414 в отличие от его предшественника также вызывает недоумение у правоприменителя. К примеру, в ФЗ 414 отсутствует положение, что законодательный и исполнительный органы субъекта обладают правомочиями юридического лица. На наш взгляд, это не является критичным, т.к. органы власти не теряют статуса юридического лица, а отсутствие указания на данный статус в ФЗ 414 не отменяет его.

В целях приведения законодательства Республики Бурятия в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» были скорректированы некоторые законодательные акты Республики Бурятия. Так, были изменены 19 законов Республики Бурятия и ряд Постановлений Народного Хурала Республики Бурятия.

Результатом анализа изменений республиканского законодательства стало выявление некоторых основных направлений его приведения в соответствие с ФЗ 414. Так:

1] изменены нормы, посвященные имуществу Республики Бурятия;

2] осуществлена терминологическая правка, в том числе в Конституции Республики Бурятия [2], коснувшиеся в основном терминологического содержания, правового статуса Главы РБ, Народного Хурала;

3] изменена процедура формирования Счетной палаты [5];

4] изменены нормы о местном самоуправлении, в том числе порядок наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Бурятия [3];

5] изменен порядок назначения и досрочного прекращении полномочий представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Бурятия;

6] признаны утратившими силу ряд законов Республики Бурятия;

7] изменены нормы, устанавливающие правовой статус Народного Хурала Республики Бурятия: о структуре и порядке формирования Народного Хурала Республики Бурятия, организации его деятельности;

8] внесены изменения в законодательный процесс. Например, правом законодательной инициативы наделен прокурор (в прежней редакции - прокуратуре].

9] Уточнены правовые и организационные основы деятельности Правительства Республики Бурятия и Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель республики предпринимает меры по приведению законодательства в соответствие с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Однако насколько эффективны предпринимаемые меры покажет время. Возникающие проблемы реализации исследуемого закона должны разрешаться планомерно по мере их проявления.

Список использованных источников

1. «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»: федер. закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ // СЗ РФ. - 2021. - № 54. - Ст. 9823.

2. Конституция Республики Бурятия от 22 февраля 1994г. //Бурятия. - 1994. - №

49.

3. «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия»: закон Республики Бурятия от 04 октября 2022 №2262-VI // Сетевое издание «Информационное агентство «Буряад унэн». 05.10.2022.

4. «О Счетной палате Республики Бурятия»: закон Республики Бурятия от 05.05.2011г. // Бурятия. - 2011. - №51.

MAIN DIRECTIONS OF CHANGING THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BURYATIA IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LAW NO. 414-FZ "ON THE GENERAL PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION"

Namsaraeva L.Ch.

The article analyzes the main directions of changes in the legislation of the Republic of Buryatia in the framework of the implementation of the provisions of the Federal Law No. 414-FZ "On the General Principles of Organization of Public Power in the Subjects of the Russian Federation". It is noted that the implementation of the presented law in the constituent entities of the Russian Federation raises a lot of questions related both to bringing regional legislation into line with it and to its implementation in general.

Keywords: public authority, organization of public authority in the constituent entities of the Russian Federation, People's Khural of the Republic of Buryatia, parliament.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.