Научная статья на тему 'Основные направления использования информационных технологий в профессиональной подготовке и деятельности специалистов по туризму'

Основные направления использования информационных технологий в профессиональной подготовке и деятельности специалистов по туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ / СПЕЦИАЛИСТЫ С ТУРИЗМА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубехина Т. В.

В статье рассмотрены проблемы и перспективы использования информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов по туризму. Проанализированы труды ученых относительно осо­бенностей внедрения новейших технологий в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки будущих работников туристической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления использования информационных технологий в профессиональной подготовке и деятельности специалистов по туризму»

нальное сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями, активизировать академическую мобильность преподавателей, распространять накопленный положительный опыт.

Список литературы:

1. Дегтярев Г.Л. Система подготовки специалистов начального и среднего профессионального образования для авиакосмической промышленности на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра (МОРЦ) «Авиастроение» // Качество профессионального образования: проблемы, развитие, перспективы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2012.

2. Бабушкин В.М. Кадровое обеспечение предприятий авиационной и космической промышленности на основе сетевого режима организации подготовки специалистов // Инновационные машиностроительные технологии, оборудование и материалы - 2013. Сборник материалов Международной научно-технической конференции. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2013.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ

© Зубехина Т.В.*

Луцкий институт развития человека Университета «Украина» Украина, г. Луцк

В статье рассмотрены проблемы и перспективы использования информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов по туризму. Проанализированы труды ученых относительно особенностей внедрения новейших технологий в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки будущих работников туристической сферы.

Ключевые слова: информационные технологий, специалисты с туризма, туристическая деятельность.

В современных условиях информатизации и компьютеризации общества быстрое развитие туристического бизнеса требует нового подхода к обработке информации и процесса принятия решений. Деятельность организационных систем в туристическом бизнесе сопровождается процессом генерации большого объёма информации и требует оперативной обработки данных для принятия решений, может осложняться рядом факторов, таких как:

* Ассистент кафедры Туризма, соискатель.

передача неполной, неточной или ложной информации, изменчивость характеристик и условий функционирования самих систем, наличие человеческого фактора, участие людей, обладающих свободой действий.

Наибольшее влияние современные компьютерные технологии оказывают на продвижение туристического продукта (распространение и продажа). В первую очередь - это касается возможности формирования новых маркетинговых каналов продвижения и сбыта туристического продукта. Так, в области рекламы широкое распространение получила прямая рассылка туристической информации по электронной почте. В последние годы большинство туристических предприятий создают свои собственные сайты и Интернете. Сейчас формирования туристического продукта предполагает использование глобальных распределительных систем GDS (Global Distribution System), обеспечивающих быстрое и удобное бронирование билетов на транспорт, резервирование мест в гостиницах, прокат автомобилей, обмен валюты, заказ билетов на развлекательные и спортивные программы и т.п.

Одним из основных направлений применения информационных технологий в туризме является внедрение мультимедийных технологий, в частности справочников и каталогов. В настоящее время туристические справочники и каталоги выпускаются в книжном исполнении, на видео-кассетах, на лазерных дисках CD-ROM^ сети Интернет. Одной из важных функций подобных программ является также автоматический расчёт стоимости туров с учётом индивидуальных и групповых скидок, комиссионных, курсов валют и других факторов.

Исследования в направлении использования новейших информационных технологий в деятельности предприятий туристической сферы и туризма в целом осуществляли такие ученые, как С. Аримов, В. Балута, П. Бурцев, А. Галиновская, А. Губанова, В. Гуляев, А. Демаш, М. Ефремова, И. Зорин, И. Калашников, В. Квартальнов, Д. Купинский, Ю. Миронов, Н. Морозов, Н. Морозова, Т. Новгородцев, Н. Плотникова, М. Окороков, М. Робсон, М. Скопень, О. Тофлер, Ф. Уллах, М. Хайдеггер, А. Шлевков, С. Чупров и другие. Однако проведенные исследования недостаточно раскрывают вопросы использования информационных технологий в подготовке специалистов по туризму.

Цель - теоретически обосновать необходимость применения современных информационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов по туризму.

Стремление отечественных высших учебных заведений присоединиться к Болонскому процессу, стремительное развитие информационных технологий, по мнению А.В. Анищенко и А.С. Падалка, актуализируют проблемы, связанные с модернизацией содержания и организации подготовки переподготовки педагогических кадров на основе информатизации учебно-познавательной деятельности. Этот процесс должен сопровождаться обеспечением

образовательных учреждений профессорско-преподавательским составом с высоким уровнем компьютерной грамотности, соответствующими техническими и наглядными средствами обучения, учебными программами курсов, спецкурсов (в том числе и дистанционного обучения) [1].

Изменения производственных связей и отношений, переосмысления роли и влияния современных информационных технологий и социально-экономический прогресс в целом, как отмечает Р.С. Гуревич, предопределяют необходимость установления особенностей развития информационной культуры современного человека. Среди них автор отмечает рост влияния компьютерной грамотности на общий уровень информационной культуры личности, необходимость владения знаниями и умениями использовать новые информационные технологии, которым предоставляются преимущества по сравнению с традиционными способами работы с информацией [3,с. 354].

Введение информационных технологий в учебном процессе, как утверждает А.И. Земсков, обеспечивает формирование технически и технологически образованной личности, подготовленной к жизни, активной трудовой деятельности, в условиях современного информационного общества, создает должное основание для развития жизненной компетентности, познавательной и творческой активности, творческой самореализации и профессионального самоопределения, с учетом индивидуальных возможностей и личностных предпочтений [4, с. 282].

По мнению С.В. Мельниченко, наличие проблем подтверждается недостаточным уровнем использования новейших информационных технологий в туристической сфере, а именно: низким уровнем развития информацион-но-комуникационной инфраструктуры; отсутствием без данных туристического профиля в отдельных регионах страны; ограниченностью информации и рекламы туристического продукта на межрегиональном, национальном и международном рынках; несовершенством механизма информационного обмена субъектов хозяйствования в сфере туризма и внешней среды с помощью сети Интернет; низким уровнем развития виртуальных туристических предприятий и центров; отсутствие государственной электронной системы обеспечения субъектов туристической деятельности, оперативной информации о спросе; предложениях, ценах и тарифах [5, с. 129]. Как отмечает автор, анализ процессов, происходящих в области, свидетельствует о неадекватности уровня применения информационных технологий в деятельности отечественных субъектов хозяйствования в сфере туризма, их развитию и внедрению в туристически развитых странах мира [5, с. 129].

Внедрение информационных технологий, как утверждает Н. Восколо-вич, открывает новые возможности для эффективного решения основных задач туристического бизнеса. Эксплуатация информационных систем позволяет туристическим фирмам реализовать программы ресурсосбережения путем снижения эксплуатационных расходов на содержание систем связи,

снижения энергопотребления, избежать пиковых нагрузок, увеличить производительность труда, улучшить качество выполняемых работ и повысить квалификацию работников туристической сферы [2].

Активное внедрение современных информационных технологий в деятельность туристических предприятий, по мнению И.И. Ополченцева, является необходимым условием их успешной работы, поскольку точность, надежность, оперативность и высокая скорость обработки и передачи информации определяет эффективность операционных и управленческих решений в этой сфере. Информационные технологии обеспечивают значительный рост производительности в сфере услуг, а также в туризме [6].

Учитывая потребности субъектов туризма и пользователей его услуг, как отмечает А.В. Хорунжак, информационные технологии должны отвечать следующим требованиям: быть достаточно простыми и доступными в использовании, что важно для потребителей, что не относятся к категории профессионалов в области автоматизации; соответствовать критерию быстрой окупаемости и требовать минимальных затрат труда и средств на обеспечение функционирования; быть способными самостоятельно распространять открытую информацию с целью привлечения новых клиентов и потребителей, иметь максимальную информационность и способность предлагать альтернативные варианты предлагаемых туристических услуг и т.д. [7, с. 84].

Рис. 1. Возможности информационных технологий в туризме

Сфера туризма идеально подходит для внедрения современных информационных технологий. Для нее нужны системы, которые в кратчайшие сроки представляют сведения о доступности транспортных средств и возможности номерного фонда, обеспечивают быстрое резервирование, внесение корректив, параллельное формирование таких документов, как билетов,

счетов и путеводителей, обеспечение расчетной и справочной информацией. Значение Интернета и других новых интерактивных мультимедийных платформ для развития туризма трудно переоценить. Организации, которые занимаются маркетингом, крупные поставщики туристических услуг должны осознать необходимость применения этих средств, преимущества которых заключаются в эффективном глобальном взаимодействии, а также возможности сближения общественного и частного секторов туристического рынка и их взаимовыгодного партнерства (рис. 1).

Итак, туристический бизнес окончательно переходит на информационно-технологические методы работы, так как информатизация позволяет значительно ускорить выполнение многих задач, стоящих перед турфирмой, экономить денежные средства, повысить эффективность работы как каждого туроператора отдельно, так и всего туристического бизнеса в целом. Поэтому для туристического бизнеса необходимо повышение использования информационных ресурсов сети Интернет, Интернет-технологий, программных продуктов сквозной автоматизации всех бизнес-процессов туристического бизнеса, поскольку на сегодня в туристической сфере остро стоит вопрос не только лидерства и создания конкурентных преимуществ, но и выживания на рынке услуг в ближайшее время.

Список литературы:

1. Анищенко А.В. Информационная культура педагога / А.В. Анищенко, А.С. Падалка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://www.msnauka. com/12.APSN_2007/Pedagogica/20930.doc.htm.

2. Восколович Н.А. Маркетинг туристических услуг / Н.А. Восколович. -М.: Изд-во «Теис», 2002. - 207 с.

3. Гуревич Р.С. Информационно-телекомуникационные технологии в учебном процессе и научных исследованиях: учебное пособие для студентов педагогических вузов и слушателей институтов последипломного педа-готического образования / Р.С. Гуревич, М.Ю. Кадемия. - М.: Просвещение Украины, 2006. - 366 с.

4. Земсков А.И. Электронные библиотеки: учеб. пособие / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг; Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Гос. публич. науч.-техн. б-ка России. - М., 2001. - 91 с.

5. Мельниченко С.В. Информационные технологии в туризме: теория, методология, практика: монография. - К.: Киев. нац. торг.-экон. ун-т., 2008. -493 с.

6. Ополченцев И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции: учеб. пособие / И.И. Ополченцев. - М.: Советский спорт, 2003. - 187 с.

7. Хорунжак А.В. Развитие информационных технологий в тризме [Электронный ресурс] / А.В. Хорунжак. - Режим доступа: ht:tp://www.sworld. com.ua/index.php/ru/tourism-and-recreation-411/theoretical-and-methodological-foundations-of-tourism-and-recreation-411/11752-411-1087.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.