Научная статья на тему 'Перспективы развития современных информационных технологий в туризме'

Перспективы развития современных информационных технологий в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1276
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ТУРИСТСКИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / TOURISM INTERNET RESOURCES / БРОНИРОВАНИЕ / RESERVATION / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / PERSONALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василькевич Т.Ю.

Рассматриваются перспективы развития современных информационных технологий в туризме применительно к мировой и российской практике. Приведен анализ рынка онлайн-продаж туристских услуг, проиллюстрированы основные тренды с акцентом на персонализированном подходе к клиентам туристских интернет-ресурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development prospects of modern IT technologies in the tourism industry

The article discusses the prospects of development of modern information technologies in tourism with regard to the world and Russian practice. The analysis of the market of online-sales of tourist services, illustrates the main trends with a focus on personalized approach to the clients of the tourist Internet resources

Текст научной работы на тему «Перспективы развития современных информационных технологий в туризме»

УДК 383.483

Т. Ю. ВАСИЛЬКЕВИЧ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ТУРИЗМЕ

Рассматриваются перспективы развития современных информационных технологий в туризме применительно к мировой и российской практике. Приведен анализ рынка онлайн-продаж туристских услуг, проиллюстрированы основные тренды с акцентом на персонализированном подходе к клиентам туристских интернет-ресурсов.

Ключевые слова: информационные технологии, туристские интернет-ресурсы, бронирование, персонализация.

The article discusses the prospects of development of modern information technologies in tourism with regard to the world and Russian practice. The analysis of the market of online-sales of tourist services, illustrates the main trends with a focus on personalized approach to the clients of the tourist Internet resources.

Keywords: information technologies, tourism Internet resources, reservation, personalization.

Индустрия туризма - динамично развивающаяся и перспективная отрасль бизнеса, которая занимает значительное место в национальной экономике. С учетом тенденций времени актуален междисциплинарный подход к изучению мультипликативного взаимодействия туристского бизнеса с другими видами деятельности и отраслями экономики [1]. Один из наиболее значимых факторов развития туризма в России - применение современных информационно-коммуникационных технологий [2]. Эффективность применения интернет-технологий во многом определяет продуктивность деятельности в сфере туристского бизнеса, для которого надежность и оперативность обработки и передачи информации становятся все более актуальными. Успешная работа современной туристской компании невозможна без использования специализированных программных ресурсов

© Василькевич Т. Ю., 2017

по их автоматизации, а также применения глобальных и локальных компьютерных сетей для организации более сложных бизнес-процессов. Это не столько дань научно-техническому прогрессу, сколько незаменимая составляющая в эффективном с экономической точки зрения развитии современного туристского предприятия.

Анализируя материалы последнего отчета The Boston Consulting Group The Most Innovative Companies 2016: Getting Past «Not Invented Here» («Самые инновационные компании 2016 года: преодолевая неприятие чужих» изобретений), можно увидеть присутствие в нем ведущих игроков индустрии гостеприимства, представленных в табл. [4].

Как видно из таблицы, в рейтинге представлены различные предприятия сферы гостеприимства, однако их объединяет общий инновационный подход к развитию компании в тандеме с непрерывным развитием интернет-площадок компании.

Рейтинг инновационных компаний 2016 г.

Позиция в рейтинге Компания Ниша

12 Southwest Airlines Авиалинии

17 Uber Транспортные услуги

21 Airbnb Онлайновая площадка-агрегатор по поиску частного жилья для туристов

32 Expédia Онлайн-тревел агентство

37 Hilton Международная сеть отелей

41 Marriot International Международная сеть отелей

*Таблица составлена автором на основании материалов [4].

История применения информационных технологий в туризме берет начало еще в 1970-х гг.: был пройден долгий путь от разработок локальных и глобальных систем бронирования до создания сложной бизнес-системы с концентрацией продаж в онлайне и использованием интеллектуальных технологий для интерактивного контакта с клиентами (чат-боты, персонализированные системы). Активный рост продаж туристских услуг в сети интернет - безусловный тренд последнего десятилетия не только в мире, но и в нашей стране. По данным доклада «Российский рынок путешествий. Статистика оффлайна и онлайна» (25 мая 2017 г., Международная конференции Т^е1НиЬ, г. Москва), за последние шесть лет онлайн-продажи туристских услуг российским покупателям выросли более чем в 10 раз [5], что иллюстрирует рис. 1.

Если в 1990-е гг. мы с гордостью говорили про сайт-визитку туристского предприятия как достойное представительство компании в сети, то в настоящий момент интернет-ресурс является не только активным инструментом продаж, но и одним из важнейших конкурентных преимуществ в борьбе за потребителя. Отметим, что понимание природы и основных свойств услуги является, безусловно, важным для туризма и помогает

определить пути повышения качества обслуживания - ключевого момента в сфере услуг. Одна из важнейших услуг - неосязаемость - в момент, когда потребитель, к примеру, покупает турпутевки или бронирует билет, ему важно представлять, какую услугу он в итоге получит. Тут и выходят на арену интернет-площадки: если ранее процесс выбора заключался в абсолютном доверии продающему менеджеру и выбору по каталогу, то сейчас - это интерактивный процесс, который позволяет не только оценить фото-, видеоматериалы и отзывы путешественников, но совершить покупку без визита в офис, сделав выбор и оплатив услугу онлайн. В борьбе за

^ 1лрд Онл айн- про; (ажи тур иСтС ких

р уо. УС луг ЭОСС ИйСК им п оку пате; 1ЯМ

3 7% 'о

740

-30%

540

190 280

[7 01 120

20 0 201 12 012 20 13 201 4 2015 20 )16

Рис. 1. Онлайн-продажи туристских услуг российским покупателям

потребителя туристские предприятия все в большей мере активизируют применение информационных технологий -вышеописанная операция уже не нова, клиенты ожидают увидеть услуги, предвосхищающие их ожидания, и все больше средств игроки рынка вкладывают в потребительский маркетинг, вступая в онлайн-войну за клиентов. Так, в настоящий момент очевидно противостояние бывших коллег по продажам услуг проживания в отелях - крупных гостиничных брендов и онлайн-тревел агентств. В подтверждение этому отметим, что Expedía и Priceline - ведущие онлайн-тревел агентства в мире - направили на продвижение в сети интернет и маркетинг в 2016 г. около 8,5 млрд долл., что сопоставимо с затратами гостиничного бизнеса по всему миру [6].

Одним из безусловных трендов последних лет в развитии туристских интернет-ресурсов можно считать пер-сонализацию - индивидуальный подход к каждому потребителю. Персона-лизация нашла активное применение и в электронной коммерции - лидеры рынка активно разрабатывают, внедряют и успешно используют поисковые рекомендательные системы. Последние призваны помочь найти товары, услуги и контент, которые максимально удовлетворяют запросам потребителей, а зачастую и предвосхищают их. Очевидны как минимум два явных преимущества систем: они не только облегчают поиск новой информации, но и позволяют компаниям продавать дополнительные услуги. Таким образом, рекомендательные системы привлекают все больше и больше внимания исследователей и практиков как средство улучшения качества услуг и увеличения объема продаж.

Результаты выборочного обследования (выборочное обследование вы-

полнено автором в период апрель - май 2015 г. В случайную выборку попали 111 респондентов в возрасте от 18 до 46 лет, имеющих опыт приобретения товаров или услуг в сети интернет и проживающих в регионе Москва и Московская область) показали, что бронировать туристские услуги клиенты предпочитают следующими способами, представленными на рис. 2.

В отношении рекомендаций представители целевой аудитории онлайн-тревел агентств имеют различные предпочтения по отношению к рекомендациям на туристских интернет-ресурсах, что представлено на рис. 3, и, что важно отметить, 70% респондентов ответили, что

Бронирую исключительно через Интернет

■ Предпочитаю приобретать в офисах туристических компаний и билетных кассах

■ Возможны оба варианта

Рис. 2. Распределение респондентов по предпочтению способа бронирования туристских услуг (составлено автором по материалам собственного исследования)

I Да, мне интересно

I Мне все равно

Я и без рекомендаций точно знаю, когда и куда хочу поехать в путешествие

I Меня они раздражают

Рис. 3. Отношение респондентов к рекомендациям на туристских сайтах (составлено автором по материалам собственного исследования)

Рис. 4. Опыт онлайн-покупок: проникновение электронного туризма и потенциал роста

им действительно интересны рекомендации на туристских сайтах.

Следовательно, использование персонализированной рекомендательной системы поможет повысить лояльность клиентов и стать отличным преимуществом в конкурентной борьбе на рынке электронной коммерции туристской отрасли.

Говоря про перспективы развития он-лайн-услуг в сфере туризма, отметим, что в настоящий момент неоспорим устойчивый драйвер роста - постепенная миграция покупателей из оффлайна в онлайн, что подтверждается исследованием Левада-Центра, проведенного в декабре 2016 г. [5], результаты которого представлены на рис. 4.

В современном мире степень неопределенности несравненно выше, чем каких-то десять лет назад, а изменения

при этом происходят намного более динамично. Чтобы успеть за темпом перемен, мы должны становиться более открытыми для эксперимента и просчитанного риска, постоянно находить и использовать новые возможности для развития организации в различных направлениях. Развитие информационных и коммуникационных технологий в целом и электронного бизнеса в частности предоставило беспрецедентные вызовы и возможности для туризма и гостиничного бизнеса в борьбе за потребителя [4]. Именно поэтому проведение исследований в направлении междисциплинарного взаимодействия туризма и информационно-коммуникационных технологий является актуально значимыми, а результаты могут послужить решающим фактором в онлайн-борьбе за потребителя.

ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Восколович Н. А. Междисциплинарный аспект современных исследований в сфере туризма // Вестник Московского университета. Сер. 6. «Экономика». 2016. № 6. С. 71-86.

2. Восколович Н. А. Использование современных информационно-коммуникационных технологий для формирования российских гостиничных цепей// Credo New. 2013. Сер. 3. Т. 2. С. 37-45.

3. Law R, Buhalis D, Cobanoglu C. Progress on information and communication technologies in hospitality and tourism // International Journal of Contemporary Hospitality Management. № 26 (5). P. 727-750.

4. URL: www.bcgperspectives.com

5. URL: http://datainsight.ru

6. URL: www.vedomosti.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.