Научная статья на тему 'Применение новых информационных технологии в профессиональной подготовке специалистов по туризму в вузе'

Применение новых информационных технологии в профессиональной подготовке специалистов по туризму в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузанкова Людмила Викторовна

В статье описывается опыт использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной подготовке будущих работников социально-культурного сервиса и туризма, а также методика формирования профессиональных навыков работы с современным программным и аппаратным обеспечением. Статья адресована магистрантам, аспирантам, преподавателям, всем, кого интересуют вопросы развития современной педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузанкова Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE SPECIALISTS OF TOURISM IN THE UNIVERSITY

Annotaion. The article describes the aspect of using information and communication technologies in the professional training of future tourism managers, and also a technique of forming professional skills of work with modern software and hardware. The article is addressed to undergraduates, graduate students, teachers, everything whom questions of the development of modern pedagogical science interest.

Текст научной работы на тему «Применение новых информационных технологии в профессиональной подготовке специалистов по туризму в вузе»

УДК 37.022: 681.3

Л.в. Пузанкова ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье описывается опыт использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной подготовке будущих работников социально-культурного сервиса и туризма, а также методика формирования профессиональных навыков работы с современным программным и аппаратным обеспечением. Статья адресована магистрантам, аспирантам, преподавателям, всем, кого интересуют вопросы развития современной педагогической науки.

Ключевые слова: тенденции развития образования, обучение, информационные технологии, аппаратное и программное обеспечение, бакалавриат.

Liudmila Puzankova THE USE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN

THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE SPECIALISTS OF TOURISM IN THE UNIVERSITY

Annotaion. The article describes the aspect of using information and communication technologies in the professional training of future tourism managers, and also a technique of forming professional skills of work with modern software and hardware. The article is addressed to undergraduates, graduate students, teachers, everything whom questions of the development of modern pedagogical science interest.

Keywords: tendencies of development of education, training, information technology, hardware and software features, bachelor degree.

Туристическая индустрия на современном этапе развития является достаточно динамично развивающейся отраслью сферы услуг. Результат туристической работы во многом находится в зависимости от характера отношений персонала с потребителем в ходе предоставления услуг, следовательно, особенное место среди задач формирования туризма, увеличения конкурентоспособности занимает подготовка высококлассных сотрудников.

Специалистов в этой области готовят в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях. Так как в сфере туризма (как и в других областях сервиса), производственная результативность в большей степени зависит от человеческого фактора, то на рынке труда наиболее востребованными оказываются специалисты, чья профессиональная компетентность интегрирует характеристики общих и профессиональных компетенций. Особо важную роль имеют компьютерная подготовка и гарантия большей профессиональной мобильности в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке труда.

За последние годы создано и активно используется в сфере туризма много специализированных прикладных программных комплексов - это и пакеты управления туристическими фирмами, геоинформационные системы, компьютерные системы бронирования и резервирования гостиниц и ресторанов и т.д. Студенты проявляют повышенный интерес в процессе обучения таких прикладных программных средств. Кроме того в учебном процессе нами уже давно применяются и электронные доски и проекторы, принтеры и сканеры, графические планшеты и др. Поэтому будущий специалист на рынке туристических услуг должен уверенно ориентироваться во всем многообразии современной электронной офисной техники, программного обеспечения и уметь эффективно использовать их для качественной работы в сфере туризма.

Несмотря на огромное число трудов, посвященных применению информационных и комму-

© Пузанкова Л.В., 2014

никационных технологий (ИКТ) в учебном процессе - И.В. Роббер [8], П.И. Образцов [5], С.С. Сви-риденко [9], C.B. Панюкова [6], В.А. Трайнев [10], О.Б. Воронкова [1], Г.М. Киселев [4], Бадарч Ден-дев [2] и др. - методика подготовки студентов направления туризм никак не отличается от методики преподавания других направлений.

С этой целью нами был разработан учебный курс «Информационные технологии в туризме». Весь учебный материал курса разбит на 3 модуля.

Первый модуль посвящен знакомству с информационными технологиями, применяемыми в туристической индустрии. Выделяются следующие вопросы.

1. ИКТ в информационномобществе.

2. Классификация информационных технологий.

3. Сетевые технологии в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

4. Локальная сеть офиса.

5. Глобальная компьютерная сеть Интернет.

6. Услуги Интернет.

7. Использование средств компьютерной графики в туристской индустрии.

8. Технология 3D.

9. ИКТ для защиты информации и сведений.

На занятиях студенты знакомятся с понятиями технология, информационная технология, систематизируют знания из курса «Информатика», учатся использовать интернет и интранет технологии, компьютерную графику и создают защищенные файлы.

После изучения каждого блока студенты проходят тестирование. Тесты, как правило, содержат список вопросов с версиями ответов, среди которых находится верный (один или несколько). Часть верных решений определяет окончательную оценку значений тестируемого по каждому блоку и в целом. Для подготовки к тестированию в 2012 г. издано два учебно-методические пособие «Тестовые задания по информационным и коммуникационным технологиям (с подробными решениями)» [7]. В пособии приведены более 400 тестовых заданий с подробными решениями, рассмотрев которые любой трудолюбивый студент может подготовиться к тестированию.

Мы считаем полезным решать на практических занятиях прикладные задачи по моделированию. Например, можно предложить задачу. В таблице представлен фрагмент расписания движения автобусов между четырьмя населенными пунктами: Сасово, Рязань, Касимов, Ряжск. В каждом из этих городов есть автовокзалы, от которых автобусы отправляются ежедневно. Иван оказался на вокзале города Ряжск в 12:12. Теперь ему необходимо добраться до дома в городе Рязани. За какое минимальное время он может попасть на вокзал города Рязани. Так же студенты выполняют задания по поиску информации о гостиницах, условию проживания, услугах в сфере гостиничного бизнеса и задания по созданию визиток, буклетов, web-сайтов, логотипов своих гостиничных комплексов.

В результате решения таких задач у студентов-бакалавтов формируются возможности презентации общенаучных базисных познаний естественных наук; возможности получать новейшие академические и профессиональные сведения, применяя инновационные образовательные и ИКТ и др.

Второй модуль включает изучение специализированные ИКТ управления в туризме.

1. Прикладные программные комплексы для управления туристическими фирмами.

2. Интернет-ресурсы туризма.

3. Интернет-маркетинг.

4. Компьютерные системы бронирования.

5. ИКТ управления гостиницами и ресторанами.

6. Геоинформационные технологии в туризме.

7. Технология ведения электронного документооборота организаций и учреждений.

Удачная деятельность любой компании на рынке турбизнеса почти невозможна без использования современных ИКТ. Поэтому студенты, изучая этот модуль, знакомятся со спецификой технологии разработки и реализации простейшего турпродукта (используя лабораторный практикум «Информационные технологии в турбизнесе» [3]), а также учатся работать с современными программными комплексами, которые могут в кратчайшие сроки предоставлять данные о доступности автотранспортных средств и потенциале размещения туристов, обеспечивают активное бронирование и резервирование мест, а также автоматизацию вывода вспомогательных задач при предоставлении туристских услуг (синхронное формирование таких документов, как путеводители, билеты и счета, предоставление вычисленной и справочной информацией и др.). Студенты специальности «туризм» знакомятся со специализированным системам: Amadeus, Galileo, Натали-Турс и др. В процессе обучения студенты продумывают способы использования геоинформационных систем в дальнейшей профессиональной деятельности, учатся создавать электронные документы правильно. Изучение этого модуля студенты ждут с нетерпением, так как видят практические возможности использования получаемых знаний.

В третьем модуле изучаются инновационные средства оргтехники.

1. Оргтехника для формирования и обработки документов.

2. Коммуникационные средства оргтехники.

3. Технология телекоммуникации.

4. Инновационные технические средства для печати и оперативного копирования документов.

5. Презентационные средства оргтехники.

Цель изучения модуля - освоить возможности и принципы работы прогрессивных средств оргтехники, а кроме того, - осуществить анализ рынка офисного оснащения, представленного на сегодняшний момент времени.

Результативность деятельность современной компании на рынке услуг обусловливается разными факторами. Один из таких факторов - внедрение новых ИКТ, которые непосредственно находятся в зависимости от внедрения прогрессивных средств оргтехники. Поэтому студенты видят практическую значимость приобретения знаний и с удовольствием учатся выбирать и целесообразно применять прогрессивные средства оргтехники. Изучают принципы работы используемого оборудования, анализируют современный рынок технического оборудования. Вследствие изучения данной дисциплины студент нетехнической специальности - специалист по туризму - становится более квалифицированным и адаптированным к новым рыночным условиям.

Таким образом, к завершению курса учащиеся вузов приобретают общее понимание о возможностях ИКТ в сфере туризма, а кроме того практические навыки деятельности с важными для будущей профессии аппаратными и программными комплексами.

Применение новых ИКТ в учебном процессе раскрывает ряд новейших, недоступных ранее возможностей:

- красивое формирование использованных материалов;

- моделирование и представление работы;

- применение обучающих программных продуктов и интернета (интранета) ресурсов ит.д.

Прежде всего, нас волнует качество подготовки студентов. Все лекционные занятия сопровождаются презентациями. Интерактивные доски дают возможность совмещать все преимущества традиционной демонстрации с перспективами высоких технологий. Проектор, подсоединенный к электронной интерактивной доске, дает возможность работать в мультимедийной среде, совмещая стандартный тип презентации с демонстрацией данных из интернета, с ПК, с видеомагнитофона, DVD-дисков, с видеокамеры или флэш-памяти. Занятия, проводимые с применением интерактивных

досок и офисной оргтехники, становятся насыщеннее и интереснее, заметно повышая уровень усвоения материала. Организация системы подготовки студентов на основе личностно-ориентированного подхода с применением ИКТ создает необходимость по-новому анализировать специфику преподавательской работы.

Таким образом, необходимо отметить эффективность применения ИКТ в процессе подготовки специалистов сфере туризма, так как, закончив обучение, они смогут повысить административную эффективность и обеспечить единую автоматизированную систему управления туристической фирмы, возможностью управления различными аспектами туристической деятельности; смогут в процессе самообразования получить доступ к источникам информации со всего мира и многое другое.

Библиографический список

1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. -Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 315 с.

2. Дендев Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под. ред. Б. Дендева - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

3. Дергачева Ю.Ю. Информационные технологии в турбизнесе: лабораторный практикум / Ю.Ю. Дергачева [и др.]. - Рязань: Образование Рязани, 2012. - 133 с.

4. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании / Г.М. Киселев [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 308 с.

5. Образцов П.И. Дидактика высшей военной школы: учеб. пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. - 317 с.

6. Панюкова C.B. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 224 с.

7. Пузанкова Л.В. Тестовые задания по информационным и коммуникационным технологиям (с подробными решениями): учеб.-метод. пособие / Л.В. Пузанкова [и др.]. - Рязань: Образование Рязани, 2012. - 260 с.

8. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. - М.: Институт информатизации образования Российской академии образования, 2010. - 356 с.

9. Свириденко С.С. Информационные технологии в интеллектуальной деятельности: учеб. / С.С. Свириденко. - М.: МИЭПУ, 2004. - 240 с.

10. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В.А. Трайнев [и др.]. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2012. - 317 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.