Научная статья на тему 'Основные направления интенсификации процесса обучения в Санкт-Петербургском университете государственной противопожарной службы МЧС России'

Основные направления интенсификации процесса обучения в Санкт-Петербургском университете государственной противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTENSIFICATION OF TRAINING / INFORMATIZATION / EDUCATIONAL PROCESS / RATIONAL FORMS OF KNOWLEDGE TRANSFER / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / METHODS AND FORMS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троянов О. М., Рева Ю. В.

Рассмотрены вопросы, связанные с подготовкой высококвалифицированных специалистов путем внедрения в образовательный процесс новых форм и методов обучения. Изложены основные направления интенсификации процесса обучения в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России Показаны дидактические процессы, средства и условия интенсивного обучения, при которых конечным показателем подготовки специалистов является степень их готовности к практической деятельности в организациях и структурных подразделениях МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троянов О. М., Рева Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF INTENSIFICATION OF THE TRAINING PROCESS IN THE SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

It is devoted to the consideration of issues related to the training of highly qualified specialists by introducing new forms and methods of teaching in the educational process. The basic directions of the intensification of the training process at the State University of State Fire Service EMERCOM of Russia are shown. The didactic processes, means and conditions of intensive training are shown, in which the final indicator of the training of experts is the degree of their readiness for practical activities in the organizations and structural divisions of the EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Основные направления интенсификации процесса обучения в Санкт-Петербургском университете государственной противопожарной службы МЧС России»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

О.М. Троянов, кандидат военных наук, доцент; Ю.В. Рева, кандидат военных наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрены вопросы, связанные с подготовкой высококвалифицированных специалистов путем внедрения в образовательный процесс новых форм и методов обучения. Изложены основные направления интенсификации процесса обучения в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России Показаны дидактические процессы, средства и условия интенсивного обучения, при которых конечным показателем подготовки специалистов является степень их готовности к практической деятельности в организациях и структурных подразделениях МЧС России.

Ключевые слова: интенсификация обучения, информатизация, образовательный процесс, рациональные формы передачи знаний, учебно-познавательная деятельность, методы и формы обучения

THE MAIN DIRECTIONS OF INTENSIFICATION OF THE TRAINING PROCESS IN THE SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

O.M. Troyanov; Yu.V. Reva.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

It is devoted to the consideration of issues related to the training of highly qualified specialists by introducing new forms and methods of teaching in the educational process. The basic directions of the intensification of the training process at the State University of State Fire Service EMERCOM of Russia are shown. The didactic processes, means and conditions of intensive training are shown, in which the final indicator of the training of experts is the degree of their readiness for practical activities in the organizations and structural divisions of the EMERCOM of Russia.

Keywords: intensification of training, informatization, educational process, rational forms of knowledge transfer, educational and cognitive activity, methods and forms of training

Интенсификация обучения в настоящее время является одной из основополагающих и ключевых проблем педагогики высшей школы. Современные темпы прироста научной информации и информационный взрыв, которые необходимо передать обучающимся за время обучения в университете, заставляют профессорско-преподавательский состав

искать выход из создавшегося положения, чтобы ликвидировать пробел за счет внедрения новых педагогических приемов и способов. Одними из таких приемов и способов является интенсификация учебной деятельности.

Термин «интенсификация» (от лат. ^епБто - напряжение) в педагогической литературе появился в середине 70-х гг. ХХ в. как отражение необходимости поиска более эффективных, новых способов решения противоречий между возрастанием объема информации, который необходимо освоить специалисту, и социальной невозможностью увеличения продолжительности их подготовки в учебных заведениях. При этом существовал ряд определений этого термина и ряд подходов к определению его сущности. Само же слово «интенсификация» вошло в широкое употребление как категория экономики, а оттуда перенесено в другие области, в том числе и в область образования.

Под термином «интенсификация обучения» одни исследователи-педагоги понимали простое совершенствование обучения, вторые - ускоренное обучение путем развития технических средств обучения, а третьи исходили из того, что понятие «интенсификация» характеризует процесс обучения не только как усвоение огромного количества материала в минимально сжатые сроки, но и, прежде всего, как внутреннее развитие личности обучающегося, раскрытие его креативных начал, увлеченности, компетентности, овладение культурой общения. Поэтому в педагогике существуют несколько вариантов определения интенсификации обучения.

Интенсификация обучения - это передача большого объема учебной информации обучающимся при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Однако наиболее точное определение интенсификации обучения в высшем учебном заведении дал В.В. Хрипко в монографии «Решение проблемы интенсификации обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений» издания Военной академии им. Фрунзе: «Интенсификация обучения в вузах - это объективно необходимое усиление, увеличение его интеллектуальной напряженности, ведущей к повышению действенности в достижении целей обучения за счет прогрессивного обновления на основе вскрытия и системного решения проблем на пути совершенствования и обеспечения расширенного воспроизводства военно-профессионального опыта».

Из этого определения следует, что совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется преимущественно благодаря увеличению их интеллектуального напряжения, а обновление - путем внедрения новых, прогрессивных методических приемов, методов, средств обучения. В этом и состоит сущность интенсификации обучения.

Интенсификация обучения обязана вести к подготовке высококлассных специалистов, у которых профессиональные качества упреждали бы потребность практики. В этом и заключается конечный результат интенсификации обучения.

Рассмотрим понятие термина «интенсивное обучение».

Во-первых, «интенсивный» - это развивающийся или достигший в результате интенсификации более высокого уровня развития по сравнению с тем, который интенсификации не подвергался. Так, к примеру, если традиционный способ беседы интенсифицировать за счет построения обучения на возражениях и противоречиях, то возникает интенсивная беседа. А если в беседу внести такой элемент игры, как действия в соответствующих ролях, то оно сразу же превращает эту же беседу в еще более интенсивную - в ролевую дискуссию. При этом «интенсивный» означает «обновленный и усовершенствованный», ставится наиболее интеллектуально напряженным и от этого более действенным.

Во-вторых, интенсивным можно считать обучение интеллектуально напряженное, рационально и эффективно обновляемое, но без перегрузок психики и памяти обучающегося. При этом от периода к периоду действенность учения и преподавания должна возрастать за счет вскрытия и решения проблем с использованием современных и новейших достижений научно-технического прогресса.

Из всего вышесказанного следует, что интенсификация обучения ведет к подготовке высококлассных специалистов, у которых профессиональные качества постоянно упреждают современную потребность практики, что обеспечивает ее диалектическое развитие. Это и является первостепенной и основной задачей, которая стоит перед профессиональным образованием [1].

Основные частные задачи, которые решаются при интенсификации обучения:

- всестороннее развитие индивида и личности в целом;

- развитие креативного мышления обучающихся;

- интеграция и многопрофильность обучения производства и науки;

- сокращение затрат времени или повышение качественного уровня подготовки;

- эффективное и рациональное использование выделяемых ресурсов на обучение;

- эффективное использование и применение психологических резервов обучающихся;

- значительно расширенное применение профессионального опыта.

Следовательно, интенсификация высшего образования как важнейшая задача высшего

учебного заведения может быть осуществлена только на основе системного подхода, то есть должна строиться система интенсивного обучения.

Системой интенсивного обучения принято называть такую систему, которая обеспечивает рациональное обновление обучения, повышение его интеллектуальной напряженности, прогрессивности и действенности преподавания и учения, достигающих поставленных целей с использованием все более совершенных методов обучения и материально-технических средств. Из определения следует, что ее компонентами являются цели обучения, содержание обучения, обучающиеся и преподаватели, материально-технические средства обучения, методы и организационные формы обучения, дидактические процессы и условия интенсивного обучения.

Интенсификации подвергаются в первую очередь преподавание и учение как взаимосвязанная деятельность обучающих и обучающихся, которая осуществляется в рамках определенных форм, методов обучения с использованием конкретных материально-технических средств. Поэтому основными направлениями интенсификации высшего образования являются:

- технологии обучения (формирование технологического подхода к обучению, содержание обучения, творческое развитие и саморазвитие личности как механизмов расширенного духовного воспроизводства, сохранение и углубление единства фундаментальности и профессионализации содержания обучения);

- формы и методы обучения (переход на проблемное обучение, использование игр, развитие индивидуализации обучения, совершенствование гибкости обучения и т.д.);

- технизация и инновация обучения;

- подготовка современного педагога.

Первым важным направлением в интенсификации обучения является формирование технологического подхода к обучению.

Как изложено ранее, интенсивная система обучения включает в себя: цели и задачи обучения, содержание обучения, профессорско-преподавательский состав, обучающихся, формы и методы обучения, дидактические процессы, средства материально-технического обеспечения и условия интенсивного обучения. Определяющую роль в приведенной системе играют цели обучения, исходя из задач образования и интенсификации. При этом конечным показателем и результатом подготовки квалифицированных специалистов является степень готовности их к практической профессиональной деятельности по предназначению. Поэтому педагогические цели оказывают направляющее и ориентирующее воздействие на весь ход образовательного процесса, связывают его основные компоненты воедино (содержание, формы, методы и т.д.). Следовательно, технологичность подхода к обучению заключается в подчинении всех элементов системы обучения целям обучения по определенной схеме, через призму интенсификации. Исходя из этого, содержание должно строго соответствовать

целям обучения. Подбор обучающихся также должен соответствовать задачам образовательного процесса.

Вторым направлением и проблемой интенсификации обучения является совершенствование содержания обучения в целом и отдельной учебной дисциплины в частности. Оно предполагает:

- углубление и сохранение единства фундаментальности и профессионализации содержания обучения. Это значит, что в новой системе образования планируется перейти к формированию специалистов более широкого профиля, которые будут сочетать в себе как глубокие фундаментальные знания, так и практику, направленную на конкретную область профессиональной деятельности. Также известно, что образование, если оно дает фундаментальные знания, обеспечивает возможность впоследствии обучающемуся учиться индивидуально и приобретать новые знания, диктуемые новыми условиями профессиональной деятельности, а также осуществлять переподготовку и повышение своей квалификации. Поэтому попытка университета приблизить выпускника к потребностям профессиональной деятельности приводит иногда к уменьшению учебного бюджета времени не в пользу фундаментальных дисциплин. Решение данной проблемы заключается в поиске оптимального соотношения между фундаментальностью и профессионализацией обучения для вуза и конкретной специальности:

- эффективный и качественный отбор учебного материала с выделением в нем базовой и дополнительной информации, с указанием нужной литературы и места ее нахождения;

- перераспределение бюджета учебного времени с тенденцией изложения нового материала в начале учебного занятия, в то время когда восприятие обучающихся наиболее активно;

- концентрация аудиторных занятий на этапе начала освоения учебного курса с целью наработки фонда знаний, которые необходимы для качественной самостоятельной работы;

- рациональная дозировка материала для всесторонней проработки новой информации, исходя из того, что процесс познания происходит не по линейному, а по спиральному принципу;

- обеспечение преемственности новой и усвоенной информации, активное применение нового учебного материала для повторения и усвоения пройденного;

- оптимальное, эффективное и экономичное использование выделенного учебного времени.

Третьим - центральным направлением интенсификации преподавания и учения является совершенствование форм и методов обучения. Оно предполагает:

- переход от пассивного обучения к активному, интенсивному;

- широкое использование игровых форм обучения;

- выработку у педагога необходимых навыков по организации управления коллективной учебной деятельностью обучающихся;

- выработку и совершенствование навыков педагогического общения, мобилизующих креативное мышление обучающихся;

- сочетание индивидуального и коллективного обучения;

- результативность обучения и равномерность продвижения всех обучающихся к намеченной цели независимо от уровня их подготовки и индивидуальных способностей;

- использование в обучении новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;

- применение в обучении современных средств обучения (аудио и видеовизуальных презентаций и т. д.);

- заучивание нового материала и установления связей с ранее изученным;

- ответы при контроле усвоения (воспроизведение учебного материала);

- применение знаний в ходе практических занятий [2].

Важным направлением и проблемой интенсификации образования являются творческое развитие и саморазвитие личности как механизмов расширенного духовного воспроизводства. Эта проблема вызвана необходимостью наращивания интеллектуального и духовного богатства общества. Творчество - это пересмотр устоявшихся образцов, стандартов, привычных способов действий, их замена новыми, расширяющими возможности как личности, так и общества. Оно предполагает постоянную прибавку этих возможностей и их совершенствование. Ставится вопрос о переходе от передачи знаний к их креативному порождению самим обучающимся с помощью педагога. Последний должен научить его учиться, а обучение должно давать простор творческой активности личности. Таким образом, у обучающихся в интенсивной системе обучения должна вырабатываться потребность и умение самостоятельного приобретения знаний, способов их пополнения с использованием передовых и инновационных технологий.

Развитие индивидуализации обучения также является одним из главных и важных направлений интенсификации. Под индивидуализацией обучения следует понимать такую организацию образовательного процесса, при которой выбор методов, приемов, способов, темпа обучения учитывает индивидуальные отличия обучающихся, уровень их умственных способностей. В университете зачастую главное внимание уделяется отстающим обучающимся, а развитию талантов и креативности внимания уделяется недостаточно. Задача руководящего и профессорско-педагогического состава вуза, исходя из этого, заключается в создании креативной педагогической среды, которая ориентирована на одаренную личность. Пока не ясны полностью формы и методы индивидуальной подготовки, но опыт такой есть и он должен наращиваться. Как вариант может рассматриваться выход на индивидуальный план и освоение смежной специальности с получением второго управленческого образования или сокращение времени подготовки.

Совершенствование гибкости обучения является важнейшим направлением интенсификации в современных условиях. Интенсивная система обучения должна обладать многообразием и гибкостью используемых средств, способов и организационных форм образовательных процессов. Ряд социологов приходит к выводу, что система образования должна обеспечивать возможность гражданину самому выбирать цели обучения в зависимости от своих наклонностей и жизненных обстоятельств.

Концепция многоуровневой системы образования в определенной степени реализует это направление. Обучающиеся ряда вузов после каждой ступени обучения могут выбирать (при помощи преподавателей) путь дальнейшего обучения.

При интенсификации высшего образования важнейшим направлением является интеграция обучения, практики и науки.

Усиление интеграции высшей школы и производства должно поднять роль потребителя в оценке уровня подготовки кадров. Потребитель должен стать настоящим заказчиком специалистов, но при этом должен «платить» материальной базой, информацией, участием в обучении.

Интеграция обучения и науки может достигаться двумя путями:

- участием обучающихся непосредственно в научных исследованиях;

- через участие профессорско-преподавательского состава в решении научных проблем, опосредованно.

В этом случае обучающиеся получают доступ к науке, а наука, как и практика, получит соответствующий подготовленный персонал и научно-практический вклад обучающихся.

Одним из направлений интенсификации обучения является его технизация. Технические средства обучения расширяют дидактические возможности преподавателя и обучающегося. Они существенно изменяют процесс обучения. Как отдельное направление выделяют компьютерные технологии. Применение их в обучении существенно увеличивает возможности обучающегося в получении образования. Методики использования этих

технологий постоянно совершенствуются в образовательном процессе, следует лишь отметить, что алгоритм работы все-таки задает педагог.

Наиболее главным из процессов мирового научно-технического прогресса является информатизация. Следовательно, одним из значимых направлений интенсификации обучения должна быть информатизация образования и, как итог, процесс создания, внедрения и использования способов, методов, технических средств получения, передачи, накопления, хранения информации.

Информатизация обучения освобождает обучающегося при помощи технических средств от действий по сбору, хранению, переработке, передаче информации. Для человека остается креативно-интеллектуальная деятельность.

Одним из центральных направлений интенсификации обучения была и остается подготовка современного педагога. Проблема заключается в переориентации на современные требования жизни. Общество сталкивается с серьезным противоречием: носители накопленных обществом знаний, одновременно несущие на себе груз инерции прошлого развития, должны сформировать поколение, кардинально отличающееся образом мыслей, нормами этического и социального поведения, и обеспечить не передачу прошлого опыта, а обучение его развитию будущего. Современный педагог должен быть креативной развитой личностью, глубоко владеющей новыми педагогическими технологиями и достижениями, науками о человеке, искусством компьютерного и интерактивного обучения. Он должен видеть перспективы развития науки и практики в своей предметной области, при этом не должен отставать от их развития и это видение передавать обучающимся. Для реализации идей и программ интенсификации образования необходим ряд условий, без которых трудно рассчитывать на успех. К ним относят демократизацию, финансирование.

Под демократизацией процесса обучения понимается создание особой благожелательной и дружественной атмосферы в среде педагогов, в коллективах обучающихся и во взаимоотношениях преподаватель - обучающийся. Одно из проявлений демократии - свобода. В учебных заведениях - это право иметь и высказывать свое суждение, право обучающегося на ошибку, свобода в выборе направления образования [3].

Проблему финансирования пояснять нет смысла. Задача университета заключается в оптимальном расходовании средств с учетом целей и задач интенсификации обучения и с ориентацией на конечный результат.

Таким образом, интенсификация обучения в настоящее время продолжает оставаться одной из главных проблем педагогики высшей школы. Основным ее направлением является интенсификация элементов, входящих в структуру технологии обучения (цели, содержание, методы и средства обучения, а также деятельность педагога и обучающихся). При этом необходимо помнить, что реализация отдельных направлений и решение отдельных проблем интенсификации не означает превращение обучения в интенсивное. Переход к интенсивному обучению может быть обеспечен лишь в динамично функционирующей системе, обеспечивающей повышение его действенности от периода к периоду и упреждение социального заказа на подготовку специалистов, что означает расширенное воспроизводство профессионального опыта. К тому же движение к интенсивному обучению возможно только при условии комплексного, системного подхода. Следует также показать, что переход к интенсивному обучению должен носить эволюционный характер.

Литература

1. Елисейкин М.М. Технология профессионально-ориентированного обучения: учеб. пособие. СПб.: ВМА, 2012. С. 177-211.

2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002.

3. Педагогика и психология высшей школы / под ред. Н.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

References

1. Eliseikin MM. Technology of vocational education: Textbook. SPb.: VMA, 2012. p. 177-211.

2. Chernilevsky D.V. Didactic technologies in higher education: Textbook. M.: UNITADANA, 2002.

3. Pedagogy and psychology of higher education / pod. red. N.V. Bulanova-Toporkova. Rostov n/D.: Phoenix, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.