DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_6_507 УДК 338
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Умаров Хаджи Абдул-Вахидович,
кандидат философских наук, доцент, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: umarov.khadzhi@ mail.ru
Магомедов Абдусалам Магомедсаидович,
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
Бадилаева Марха Насруддиновна,
старший лаборант кафедры изобразительного искусства, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: Badilaevam@gmail. com
В статье представлены основные направления инновационного развития гостиничного предприятия. Расмотрено понятие инноваций и раскрыта их роль в развитии предприятий гостиничного бизнеса. Охарактеризованы этапы инновационного развития предприятий индустрии гостеприимства. Предложены инновационные мероприятия, которые дают возможность улучшения своего рыночного положения. Инновационная стратегия развития гостиничных компаний предполагает решение задач, направленных на обеспечение потребительского спроса на предоставляемые услуги.
Ключевые слова: индустрии гостеприимства; развитие гостиничного предприятия; инновационные мероприятия; этапы инновационного развития; потребительский спрос; предоставление услуг.
UDC 338
THE MAIN DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE
HOTEL ENTERPRISE
Umarov Khadzhi Abdul-Vakhidovich,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Chechen State University. Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: umarov.khadzhi@ mail.ru
Magomedov Abdusalam Magomedsaidovich,
Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
Badilaeva Markha Nasruddinovna,
Senior Laboratory Assistant, Department of Fine Arts, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, е-mail: [email protected]
The article presents the main directions of innovative development of a hotel enterprise. The concept of innovations is considered and their role in the development of hotel business enterprises is revealed. The stages of innovative development of hospitality industry enterprises are characterized. Innovative measures are proposed that provide an opportunity to improve their market position. The innovative development strategy of hotel companies involves solving problems aimed at ensuring consumer demand for the services provided.
Keywords: hospitality industry; development of the hotel enterprise; innovative activities; stages of innovative development; consumer demand; provision of services.
Инновационное развитие гостиничного предприятия представляет собой процесс качественных изменений в системе управления в результате ее перевода на новое целевое состояние, основанное на создании и внедрении новых знаний, оборудования, материалов, технологий, методов управления, форм организации труда, повышения квалификации персонала и т. д. Инновационное развитие отеля включает в себя комплекс производственных, технических и коммерческих действий по внедрению инноваций.
Инновации служат толчком к появлению на рынке новых или улучшенных товаров и услуг. Инновационные мероприятия способны привести гостиничное предприятие к качественным изменениям всех процессов деятельности. Они направлены на достижение результата - повышение быстроты и качества процесса обслуживания посетителей.
Инновационный процесс на предприятии гостиничной индустрии состоит из перечня действий по внедрению услуги с новыми свойствами, новых технологических процессов, использованию новых способов и методов материально-технического обеспечения.
Инновационное развитие в гостиничном бизнесе позволяет завоевать как можно больше посетителей и лучшим образом удовлетворить их запросы, удерживая рыночный сегмент. Такая стратегия развития гостиницы определяет ее узнаваемость на конкурентных рынках услуг.
Эффективность инновационной деятельности гостиничного предприятия напрямую связана с маркетинговой деятельностью по
росту продаж. Результатом маркетинговых инноваций является расширение рынка сбыта. Для того чтобы увеличить долю на рынке, гостинице требуется искать новые пути укрепления связей с клиентами [1].
Многочисленные достижения современной науки и внедрение результатов в повседневную жизнь привели к формированию инновационного маркетинга. Изменение показателей рынка гостиничных услуг способствовало появлению новых потребностей у людей, поэтому при совершенствовании маркетинговых ходов гостиницы должны разрабатывать инновационные подходы, устраняющие все недостатки и содействующие росту конкурентоспособности, увеличению каналов и рынков сбыта гостиничных услуг [2
Продвижение гостиничных услуг на рынке осуществляется через комплекс мероприятий, направленных на стимулирование сбыта продукции. Предприятие гостиничной индустрии с помощью определенных побуждающих средств и методов пытается вызывать у людей желание купить услугу [2].
Освоение новых каналов сбыта, рост лояльности с потребителями обусловливают усовершенствование технологического процесса обслуживания клиентов. Этот процесс долгий, требующий последовательных мероприятий, в ходе которых постоянно осуществляется корректировка способов, методов, целей и задач формирования показателей результативности стратегии инновационного развития предприятия. На рис. 1 приведены этапы данного процесса.
^ >
4. Внедрение инновации
5. Оценка эффективности
1. Инициирование инновации
_
2. Оценка рыночной привлекательности инновации
о
3. Разработка технологических и маркетинговых основ нововведения
Рисунок 1 - Этапы разработки стратегии инновационного развития гостиничного предприятия
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выделяются пять этапов инновационного развития гостиницы. Рассмотрим их более подробно.
1. Инициирование инновации. Этот этап связан с обоснованием цели и постановкой задач инновационной деятельности гостиничного предприятия. Здесь происходит поиск новых форм, способов, технологий и принципов инновационного развития.
2. Оценка привлекательности инновации. Рыночная востребованность разработанных идей, изобретений, улучшенных услуг определяется путем выявления и оценки предпочтений потребителей. Для этого проводятся маркетинговые исследования, в результате которых определяется способность новых или измененных существующих услуг, технологий, оборудования, техники удовлетворять потенциальные потребности целевой аудитории. Потребительские свойства нововведения должны способствовать росту рыночного спроса и повышению объема продаж.
3. Разработка технологических и маркетинговых характеристик нововведения. На данном этапе происходит разработка структурных показателей и параметров инновации. Также анализируются такие технологические и маркетинговые параметры инновации, как материальные и трудовые затраты на введение новой услуги; качественный и количественный эффект от внедрения нововведения; сбытовые и ценовые ожидаемые показатели нового продукта; характеристики новизны или модификации услуги, качественно отличающие ее от существующей; сегмент рынка, на который рассчитан новый продукт; риски, связанные с выходом на рынок, и т. д.
4. Внедрение инновации. Здесь происходит непосредственный запуск процесса внедрения нововведения и оценка потенциальными потребителями инновационной услуги или новых характеристики существующей услуги.
5. Оценка эффективности инновации - это завершающий этап инновационного развития гостиничного предприятия, на котором определяются и анализируются показатели рентабельности инновационной идеи. На основании полученных результатов будет принято решение по поводу инновации: дальнейший мониторинг и контроль в отношении нововведения, корректировка планов и за-
дач при необходимости, прогноз ожидаемых результатов от внедрения инновации.
Инновационная деятельность направлена на использование нового продукта и получение от него социально-экономической выгоды. Практическое внедрение гостиничным предприятием нового продукта и расширение объемов продаж может выгодно отличить его от конкурентов. Если ранее продукт уже был выведен на рынок, то он не является инновацией.
Инновационный процесс связан с риском. Внедрение новшеств не всегда окупается. Инновации имеют смысл только тогда, когда они предполагают качественно новый уровень развития, подразумевают новые направления изменений.
Гостиничные предприятия сегодня используют различные направления инновационной деятельности, основной задачей которых является управление инновациями. В практике гостиничного бизнеса выделяют такие направления инноваций, как экономическое (использование новых ресурсов), коммуникационное, маркетинговое (выход на новые рынки сбыта, PR-деятельность), структурное (модернизация организационной структуры предприятия), экологическое (идеи ресурсосбережения и защиты окружающей природы), корпоративное (применение современных форм корпоративной культуры), информационное [4].
В индустрии гостеприимства применение передовой техники и технологий является одним из основных источников роста конкурентоспособности организации. Современные технологии способствуют увеличению прибыльности гостиницы. Внедрение компьютерных систем намного упрощает процедуру обслуживания гостей: регистрацию гостя, проверку статуса и стоимости номеров, выписку гостя и много другое.
Таким образом, сегодня наиболее эффективный способ развития деятельности гостиниц - это использование инновационных технологий, которые приведут:
- к модернизации конкретных сторон имеющейся услуги;
- новому в организации оказания услуг;
- совершенствованию принципов маркетинга;
- развитию системы менеджмента качества.
Сегодня для достижения устойчивых конкурентных преимуществ уже недостаточно ограничиваться одним лишь изменением уже существующей услуги. Успешные крупные гостиничные предприятия совершенствуются по направлению разработки новой услуги и захвата значительной части рынка. Только ориентировавшись на клиентов и удерживая рыночный сегмент, можно добиться успеха. При этом новые разработки должны учитывать реальные возможности гостиничного предприятия и предполагать дальнейшую цепь изменений в системах развития. Если изменения являются существенными и достаточно капиталоемкими, то они затргивают всю отрасль гостеприимства и туризма [6].
Современные тенденции в сфере гостиничной индустрии обусловливают постоянное стремление к повышению обслуживания клиентов. Возрастающие потребности в этой сфере требуют повышенного внимания к механизму предоставления услуг. Например, мода на здоровый образ жизни порождает активный интерес к тренажерным залам как к дополнительной услуге гостиницы [3].
Большинство гостиничных предприятий предполагают, что внедрение инноваций требует крупных капиталовложений. Однако риски неудач и дополнительные расходы усложняют внедрение новинки. Стремление гостиницы занять нишу с помощью предложения новых продуктов, услуг и процедур требует творческого подхода [5].
Для любой гостиницы важнейшую роль в процессе инновационного развития играет персонал. Человеческий фактор, безуслов-
но, способен оказать как положительное влияние в позиционировании возможной новой услуги, так и привести гостиничное предприятие к неуспеху.
Модернизация корпоративной культуры также является одним из современных направлений инновационной деятельности гостиницы. Формирование корпоративной культуры, направленной на рост мотивации и повышение квалификации сотрудников, как ресурс бесценно. Модель взаимоотношений в коллективе, правила поведения сотрудников в определенных ситуациях, система ценностей и этических норм, корпоративный стиль, стремление к лояльности, движение в сторону развития - все это является мощной частью уровня обслуживания и достижения успеха в гостиничном бизнесе [1].
Таким образом, для любой гостиницы процессы проводимых инновационных мероприятий дают возможность улучшения своего рыночного положения. Стратегия инновационного развития гостиничного предприятия предполагает решение задач, направленных на обеспечение потребительского спроса на предлагаемые услуги.
Совершенствование гостиничных услуг и повышение качества обслуживания происходит в условиях опережающего развития техники и технологий, а также серьезных изменений в структуре потребностей клиентов. Инновационное развитие предприятия гостиничного бизнеса - это основной ключ к достижению целей развития и укрепления своих рыночных позиций в данной отрасли.
Список литературы_
1. Грищенко Д. А. Инновационное развитие гостиничного предприятия // Инновационная наука. 2016. № 1-1. С. 53-56.
2. Джабраилова Л. Х., Денильханова Р. Х., Хадисова Х. Д. Особенности продвижения гостиничных услуг с использованием современных маркетинговых инструментов // Экономика и предпринимательство. 2021. № 8 (133). С. 881-885.
3. Иванов В. В., Волов А. Б. Исследование современных систем управления в гостиничном бизнесе // Пять звезд. Отели. Рестораны. Туризм. 2001. № 2. С. 41-43.
4. Гостиничный менеджмент : учебное пособие для бакалавров / Н. А. Платонова, В. В. Даитов, О. И. Вапняр -ская; под ред. А. А. Федулина. Кнорус, 2021. 426 с.
5. Похомчикова Е. О., Тарханова Е. Г Информационные технологии в сфере обслуживания как направление инновационной деятельности (на примере индустрии гостеприимства) // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 3. С. 14.
6. Черевичко Т. В. Теоретические основы гостеприимства : учеб. пособие. 3-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2019. 286 с.
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
References _
1. Grishchenko D. A. Innovative development of a hotel enterprise. Innovative science. 2016. No. 1-1. Pp. 53-56.
2. Jabrailova L. H., Denilkhanova R. H., Hadisova H. D. Features of hotel services promotion using modern marketing tools. Economics and entrepreneurship. 2021. No. 8 (133). Pp. 881-885.
3. Ivanov V. V., Volov A. B. Research of modern management systems in the hotel business. Five stars. Hotels. Restaurants. Tourism. 2001. No. 2. Pp. 41-43.
4. Hotel management : a textbook for bachelors / N. A. Platonova, V. V. Daitov, O. I. Vapnyarskaya; edited by A. A. Fedulin. Knorus, 2021. 426 p.
5. Pokhomchikova E. O., Tarkhanova E. G. Information technologies in the service sector as a direction of innovative activity (on the example of the hospitality industry). Baikal Research Journal. 2016. Vol. 7. No. 3. P. 14.
6. Cherevichko T. V. Theoretical foundations of hospitality : studies. stipend. 3rd ed., ster. M. : FLINT, 2019. 286 p.