Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА'

ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПОВЫШЕНИЕ ИМИДЖА / ПРОДВИЖЕНИЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Алиева Марем Вахаевна, Гаджиалиева Лейла Алиевна

В статье рассматривается сущность и содержание инноваций, раскрывается их роль в развитии гостиничного бизнеса. Без активного внедрения инновационных технологий развитие гостиничного бизнеса невозможно. Стоит отметить, что движущей силой инноваций и развития гостиничных предприятий являются различные факторы, которые отвечают меняющимся требованиям и притязаниям потенциальных потребителей гостиничных услуг. Отмечается, что инновационная деятельность может сформировать стратегическое конкурентное преимущество в рыночных условиях. Результатом инновационной деятельности гостиничных предприятий является повышение конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Алиева Марем Вахаевна, Гаджиалиева Лейла Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF INNOVATION AND THEIR ROLE IN THE COMPETITIVENESS OF HOSPITALITY ENTERPRISES

The article discusses the essence and content of innovations, reveals their role in the development of the hotel business. Without the active introduction of innovative technologies, the development of the hotel business is impossible. It should be noted that the driving force behind innovation and development of hotel enterprises are various factors that meet the changing requirements and claims of potential consumers of hotel services. It is noted that innovation activity can form a strategic competitive advantage in market conditions. The result of the innovative activity of hotel enterprises is an increase in competitiveness.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_9_743 УДК 338.48

ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Джабраилова Лаура Хамзатовна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: laura-grozny@mail.ru

Алиева Марем Вахаевна,

ассистент, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: marem.al@mail.ru

Гаджиалиева Лейла Алиевна,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: gadzhialieva_18@ mail.ru

В статье рассматривается сущность и содержание инноваций, раскрывается их роль в развитии гостиничного бизнеса. Без активного внедрения инновационных технологий развитие гостиничного бизнеса невозможно. Стоит отметить, что движущей силой инноваций и развития гостиничных предприятий являются различные факторы, которые отвечают меняющимся требованиям и притязаниям потенциальных потребителей гостиничных услуг. Отмечается, что инновационная деятельность может сформировать стратегическое конкурентное преимущество в рыночных условиях. Результатом инновационной деятельности гостиничных предприятий является повышение конкурентоспособности.

Ключевые слова: инновации; развитие гостиничного бизнеса; внедрение инновационных технологий; повышение имиджа; продвижение гостиничных услуг; удовлетворение потребителей; предоставление услуг; повышение конкурентоспособности.

UDC 338.48

THE CONCEPT OF INNOVATION AND THEIR ROLE IN THE COMPETITIVENESS OF HOSPITALITY ENTERPRISES

Dzhabrailova Laura Khamzatovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: laura-grozny@mail.ru

Alieva Marem Vakhaevna,

Assistant, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: marem.al@mail.ru

Gadzhialieva Leyla Alievna,

Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia, e-mail: gadzhialieva_18@mail.ru

The article discusses the essence and content of innovations, reveals their role in the development of the hotel business. Without the active introduction of innovative technologies, the development of the hotel business is impossible. It should be noted that the driving force behind innovation and development of hotel enterprises are various factors that meet the changing requirements and claims of potential consumers of hotel

services. It is noted that innovation activity can form a strategic competitive advantage in market conditions. The result of the innovative activity of hotel enterprises is an increase in competitiveness.

Keywords: innovations; hotel business development; introduction of innovative technologies; image enhancement; promotion of hotel services; consumer satisfaction; provision of services; increasing competitiveness.

В последние годы сфера гостеприимства в России стремительно растет. В данной отрасли возникают новые потребности рынка, требующие новых возможностей их удовлетворения. Эти обстоятельства заставляют переходить гостиничные предприятия на новый путь развития - инновационный. Внедрение инноваций в гостиничный бизнес позволяет лучшим образом удовлетворить многочисленные запросы и пожелания потребителей и увеличить его рыночную долю.

Предприятия гостиничной индустрии подвержены высокой конкуренции. Каждое из них стремится к развитию и укреплению связей с потребителями, освоению новых способов и технологий обслуживания клиентов, улучшению своего имиджа и повышению узнаваемости. И только внедрение новых инновационных решений в деятельность гостиницы служит ключом к победе в жестких условиях конкуренции.

С появлением тенденции глобализации улучшение обслуживания клиентов, увеличение загрузки номерного фонда и развитие гостиничного бизнеса невозможны без активного внедрения передовых технологий и инновационных решений. Предприятия гостиничной индустрии для завоевания и удержания конкурентных преимуществ вынуждены стремиться к применению новых форм привлечения потенциальной аудитории.

Высокая конкуренция на рынке гостеприимства объективно требует необходимости поиска современных форм улучшения качества обслуживания и привлечение как можно большего числа посетителей. Вопрос обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия связан с качеством предоставляемых услуг. Это подразумевает способность и возможность предприятия в условиях рынка оказывать гостиничные услуги клиентам на высоком уровне.

Развитие гостиничного бизнеса невозможно без активного внедрения инновационных технологий. Инновационный путь служит

одним из основных в решении проблемы совершенствования направлений продвижения гостиничных услуг.

Инновация (от англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) предполагает внедрение новшеств, например, нового продукта или услуги, новых форм организации труда, новых материалов, нового метода производства, новых технологий, нового метода управления и т.д.

Термин «нновация» имеет достаточно широкое толкование. Ввиду этого единого определения понятия «инновация» до сих пор нет. В экономической литературе существует множество трактовок инноваций.

Впервые термин «инновация» был введен в научный оборот и описан Й.А. Шумпетером (1911), который под инновацией понимал новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [10].

Й.А. Шумпетер различал пять направлений инноваций:

- новый способ комбинации существующих факторов производства;

- новые товары;

- новые методы производства;

- производство товара для нового рынка;

- производство с использованием новых средств производства [10].

Также, по Кантильону, предприниматель -это индивид, который устремлен в будущее, открыт к инновационной деятельности и обладает предрасположенностью к прогнозированию ситуации на рынке [12].

Таким образом, инновации призваны обеспечить выпуск продукции с другими, улучшенными качествами, способными наиболее полно удовлетворять потребности общества. Являясь результатом нового проекта или идеи, инновация воплощается в целенаправленно проводимые изменения.

Идея или новшество становятся инновацией, если:

- обеспечивают результат деятельности предприятия;

- превращаются в новый продукт.

Понятия «инновация» и «нововведение» часто отождествляют, несмотря на имеющиеся отличия между ними.

Новшество - это некое открытие или изменения, которые были применены впервые. Новшества не обязательно должны быть связаны с развитием предприятия или принести социально-экономический эффект.

По мнению А.А. Кутейникова, нововведение, новизна, новшество не всегда являются результатом научно-технического прогресса, что в основном характерен для изобретения [3, с. 34].

Новшества характеризуются неопределенностью на каждой стадии создания и внедрения. Они связаны с риском потери материальных выгод [1]. Как правило, затраты на создание и внедрение новшеств быстро окупаются в виде новейших технологий, продукции или услуги, помогая сокращать расходы и увеличивать прибыль.

Инновации обеспечивают более высокий уровень производства, упрощают решение задач развития. Благодаря инновациям происходит рост качества продукта с одновременным улучшением его технических характеристик.

«Инновация» - понятие более широкое, чем новшество. Инновации обеспечивают социально-экономические, экологические, структурные, научно-технические изменения. Успешная инновационная деятельность имеет результатом создание новых товаров (услуг), новых технологий управления процессами, новых методов принятия решений [8].

Инновации обусловливают прибыльное использование новшеств, изобретений в виде нового продукта, процесса, управленческого решения, направленные на получение финансового, производственного, экономического, административного эффекта. Вложения в создание нового продукта, превосходящего по своим характеристикам конкурентов, и вывод его на рынок позволяют предприятию достичь успеха [4].

Сегодня инновации чаще всего ассоциируют с цифровыми технологиями, в результате использования которых разрабатывается новый продукт или услуга, способные лучшим образом удовлетворить потребности общества и обеспечить конкурентное преимущество предприятию.

Любое предприятие сферы гостеприимства является участником рыночных отношений. В современных условиях жесткой конкурентной борьбы гостиницы вынуждены стремиться к улучшению качества обслуживания. Для этого необходимо внедрять в свою деятельность инновации и передовые технологии.

Инновации в сфере гостиничных услуг возникают благодаря новым технологиям, исследованиям и разработкам, позволяющим совершенствовать качество обслуживания гостей, повысить число клиентов и завоевать существенную долю рынка [6].

Конкурентоспособность гостиничного предприятия в быстроменяющемся рыночном окружении определяются качеством и уровнем обслуживания. Качество обслуживания показывает то, насколько клиент остался довольным пребыванием в гостинице. Иными словами, качество предоставляемых гостиницей услуг и уровень обслуживания в ней напрямую влияют на степень удовлетворенности посетителя. Завоевание как можно большего числа посетителей и есть конечная цель любого гостиничного предприятия, проносящая ему финансовую стабильность.

Способность гостиничного предприятия предоставлять потребителю услуги, максимально отвечающие требованиям стандартов и способные удовлетворять потребности рынка, предусматривает внедрение технологий нового поколения.

Привлечение клиентов в гостиницу требует постоянного совершенствования форм оказания услуг, поскольку становится все сложнее удовлетворять меняющиеся запросы и пожелания потребителей.

Инновации в сфере гостеприимства подразумевают разработку и внедрение новых гостиничных услуг, применение новых технологий в разных сферах гостиничной деятельности. Это могут быть расширение рынка сбыта, применение новых противопожарных систем, внедрение новой услуги, предметов, вещей, процессов, способствующих более быстрому и качественному обслуживанию клиента. Инновации в отеле могут колебаться от истинной разработки чего-то, что составляет принципиально новое в гостиничной сфере, до незначительной модификации существующей гостиничной услуги.

По мнению В.Н. Рудченко, инновации в гостиничной индустрии имеют специфические признаки:

- технологические, процессные (получение новой услуги, усовершенствование существующей услуги);

- институциональные (изменения в механизмах обеспечения деятельности гостиничного предприятия);

- маркетинговые (изменение принципов маркетинговой деятельности предприятия);

- управленческие (изменения в способах и методах принятия управленческих решений) [7].

В современных условиях инновации в индустрии гостеприимства представляют собой новые продукты, услуги или модификации существующих продуктов и услуг, применяемых в новых условиях с целью улучше -ния рыночного положения предприятия [11].

Инновационная деятельность гостиничного предприятия охватывает различные возможности в сфере применения информационных технологий и техники, изменения принципов и условий производства продукции и оказания услуг, способах стимулирования продвижения на рынке [2]. Результатом инновационной деятельности гостиничного предприятия является повышение конкурентоспособности.

Инновации должны обеспечить условия будущих позитивных перемен в деятельности гостиницы. Они рассматриваются как качественный результат использования передовых технологий [9].

Инновация имеет смысл только тогда, когда предполагает вывести гостиничный бизнес на новый уровень развития, обусловленный повышением доли рынка, внедрением нового продукта, сокращением издержек, введением нового эффективного метода управления, эффективной программы привлечения клиентов и т.д. В результате повышается быстрота и качество процесса обслуживания посетителей, упрощается управление работой всех подразделений. В гостиничных предприятиях именно эти факторы служат движущей силой инновационного развития. В конечном итоге удовлетворяются меняющиеся требования и запросы потенциальных потребителей гостиничных услуг [5].

Таким образом, нацеленность на клиента является предпосылкой для совершенствования гостиницы. Именно потребности клиентов (новое оборудование, новая услуга, новый способ обслуживания и т.д.) служат основным двигателем к инновациям в индустрии гостеприимства.

В современных условиях высокой конкуренции каждая гостиница, интенсивно внедряющая в бизнес инновации, всегда будет пользоваться успехом на рынке гостиничных услуг, поскольку лишь интенсивная инновационная деятельность способна сформировать стратегическое конкурентное преимущество в условиях рынка - способность и возможность оказания гостиничных услуг на высоком уровне.

Список литературы _

1. Инновационный менеджмент : учебник / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общ. ред. Л. П. Гончаренко. М. : Юрайт, 2015. 487 с.

2. Игнатьев А. А. Инновации в туризме как эффективный метод повышения уровня конкурентоспособности туристского продукта // Горизонты экономики. 2017. № 4 (37). С. 28-35.

3. Кутейников А. А. Технологические нововведения в экономике США. Серия: Экономика капиталистических стран. М. : Наука, 1990. 96 с.

4. Михайлец А. В. Перспективы внедрения инновационных методов управления в индустрии гостеприимства // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 374-377.

5. Платонова Н. А., Даитов В. В., Вапнярская О. И. Гостиничный менеджмент : учебное пособие для бакалавров / под ред. А. А. Федулина. М. : Кнорус, 2021. 426 с.

6. Рубцова Н. В. Инновации в индустрии гостеприимства // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 1. С. 457-466.

7. Рудченко В. Н. Инновации в туризме и построение подхода по их оценке // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2014. № 4 (48). С. 60-69.

8. Скобкин С. С. Менеджмент в туризме : учеб. пособие. М. : Юрайт, 2022. 366 с.

9. Соколова А. А. Разработка стратегии инновационного развития гостиничного предприятия // Nauka-rastudent.ru. 2016. № 10 (034).

10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. 401 с.

11. Vila M., Enz C., Costa G. Innovative Practices in the Spanish Hotel Industry // Cornell Hospitality Quarterly. 2012. Vol. 53. № 1. Р. 75-85.

12. Яндарбаева Л.А., Джабраилова Л.Х., Дикаева Х.М. Научные подходы к исследованию предпринимательства // ФГУ Science. 2021. № 4 (24). С. 224-229.

References_

1. Innovation management: textbook/ L. P. Goncharenko [et al.] ; under total. edited by L. P. Goncharenko. M. : Yurayt,

2015. 487 p.

2. Ignatiev A. A. Innovations in tourism as an effective method of increasing the level of competitiveness of a tourist product. Horizons of Economics. 2017. No. 4 (37). pp. 28-35.

3. Kuteynikov A. A. Technological innovations in the US economy. Series: Economics of Capitalist Countries. Moscow : Nauka, 1990. 96 p.

4. Mikhailets A.V. Prospects for the introduction of innovative management methods in the hospitality industry. Young scientist. 2016. No. 5 (109). pp. 374-377.

5. Platonova N. A., Daitov V. V., Vapnyarskaya O. I. Hotel management: a textbook for bachelors / edited by A. A. Fedulin. Knorus, 2021. 426 p.

6. Rubtsova N. V. Innovations in the hospitality industry. Issues of innovative economy. 2020. Vol. 10. No. 1. pp. 457466.

7. Rudchenko V. N. Innovations in tourism and the construction of an approach to their assessment. Scientific Notes of the St. Petersburg University of Management and Economics. 2014. No. 4 (48). pp. 60-69.

8. Skobkin S. S. Management in tourism : studies. manual. Moscow : Yurayt, 2022. 366 p.

9. Sokolova A. A. Development of the strategy of innovative development of the hotel enterprise. Nauka-rastudent.ru.

2016. № 10 (034).

10. Schumpeter J. Theory of economic development. Moscow : Directmedia Publishing, 2008. 401 p.

11. Vila M., Enz C., Costa G. Innovative Practices in the Spanish Hotel Industry. Cornell Hospitality Quarterly. 2012. Vol. 53. No. 1. pp. 75-85.

12. Yandarbayeva L.A., Dzhabrailova L.H., Dikaeva H.M. Scientific approaches to entrepreneurship research. FSU Science. 2021. No. 4 (24). pp. 224-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.