Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГОСТИНИЦЫ / РАЗРАБОТКА НОВЫХ УСЛУГ / ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСТИНИЧНЫМ БИЗНЕСОМ / ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА / УКРЕПЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ПОЗИЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Кутаев Али Хусейнович, Омардибиров Омардибир Магомедович

В статье рассматриваются особенности инноваций и развития российских и зарубежных предприятий гостиничной индустрии. Отмечается, что без активного внедрения инновационных технологий развитие гостиничного бизнеса невозможно. Указывается, что Россия занимает последнее место среди европейских стран по показателю «инновационная деятельность». В основе всех проблем российского гостиничного бизнеса, приводящих к отсутствию интереса к инновациям, лежат незрелая экономика страны, недостатки законодательной базы, высокая степень коррупции и бюрократизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Кутаев Али Хусейнович, Омардибиров Омардибир Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HOSPITALITY INDUSTRY ENTERPRISES IN RUSSIA AND ABROAD

The article discusses the features of innovation and development of Russian and foreign enterprises in the hotel industry. It is noted that without the active introduction of innovative technologies, the development of the hotel business is impossible. It is indicated that Russia ranks last among European countries in terms of “innovative activity”. At the heart of all the problems of the Russian hotel business, leading to a lack of interest in innovation, are the country’s immature economy, shortcomings in the legislative framework, a high degree of corruption and bureaucracy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_6_460 УДК 338.48

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Джабраилова Лаура Хамзатовна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: laura-grozny@mail.ru

Кутаев Али Хусейнович,

Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Kutaev55555@mail.ru

Омардибиров Омардибир Магомедович,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры государственного муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: omarf56@mail.ru

В статье рассматриваются особенности инноваций и развития российских и зарубежных предприятий гостиничной индустрии. Отмечается, что без активного внедрения инновационных технологий развитие гостиничного бизнеса невозможно. Указывается, что Россия занимает последнее место среди европейских стран по показателю «инновационная деятельность». В основе всех проблем российского гостиничного бизнеса, приводящих к отсутствию интереса к инновациям, лежат незрелая экономика страны, недостатки законодательной базы, высокая степень коррупции и бюрократизма.

Ключевые слова: инновационное развитие; международные гостиницы; разработка новых услуг; технологии; управление гостиничным бизнесом; применение инновационного подхода; укрепление рыночных позиций.

UDC 338.48

FEATURES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HOSPITALITY INDUSTRY ENTERPRISES IN RUSSIA AND ABROAD

Dzhabrailova Laura Khamzatovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: laura-grozny@mail.ru

Kutaev Ali Khuseinovich,

Chechen State University Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: Kutaev55555@mail. ru

Omardibirov Omardibir Magomedovich,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State Municipal Management, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: omarf56@mail.ru

The article discusses the features of innovation and development of Russian and foreign enterprises in the hotel industry. It is noted that without the active introduction of innovative technologies, the development of the hotel business is impossible. It is indicated that Russia ranks last among European countries in terms of "innovative activity". At the heart of all the problems of the Russian hotel business, leading to a lack of interest in innovation, are the country's immature economy, shortcomings in the legislative framework, a high degree of corruption and bureaucracy.

Keywords: innovative development; international hotels; development of new services; technology; hotel business management; application of an innovative approach; strengthening market positions.

В современных условиях инновация в индустрии гостеприимства - это модификация новых продуктов, услуг или существующих продуктов и услуг, используемых в новых условиях для улучшения положения предприятия на рынке [7].

Сохранение и поддержание конкурентоспособности гостиничного предприятия в условиях глобальных изменений в обществе требуют активного внедрения инноваций. Это позволяет гостиницам оказывать услуги на высоком уровне, соответствующем требованиям стандартов качества. Инновационное развитие чаще всего присуще международным гостиницам, имеющим сети и возможности для крупного финансового вложения в разработку новых услуг, оборудования, материалов, технологий, методов управления и т. д. [1; 2].

В управлении гостиничным бизнесом применение инновационного подхода характеризуется комплексом мероприятий, состоящих из процессов разработки, внедрения и освоения инноваций, а также методов организации предпринимательства в условиях ограниченности ресурсов [5].

Опыт деятельности международных гостиничных компаний показывает, что переход в режим автоматизированного обслуживания систем бронирования, интерактивных мессенджеров, технологий управления, программ взаимоотношений с клиентами способствует повышению их рентабельности и значительно сокращает издержки управления и контроля. Поэтому инновации и передовые технологии в системе менеджмента направлены на построение многофункциональной системы управления в режиме реального времени [4].

Инновационные технологии уже давно успешно применяются зарубежными гостиничными операторами, позволяя гостю попадать в номер с помощью электронных карт. Это сокращает время клиента на посещение стойки регистрации, экономит ресурсы гостиницы [6].

Российские гостиницы используют специализированную систему «умных замков» и интерактивных мессенджеров. В результате этого менеджмент подключается к системе электронного управления, через которую отель контролирует и анализирует продажи, скидки, программы лояльности, ассортимент

услуг, цены. Время на бронирование и регистрацию посетителя сокращается. Качество и эффективность технологической цепи обслуживания гостя растет за счет того, что часть работы персонала выполняется автоматизировано [5].

Сегодня прочно вошли в жизнь системы он-лайн-бронирования номеров в гостинцах с одновременным обзорным просмотром, где можно детально оценить атмосферу в номере [3].

В российском гостиничном бизнесе инновационное развитие, как правило, характерно для более крупных корпораций, у которых имеются возможности применять новые затратные приложения и технологии.

Необходимо подчеркнуть некоторые основные препятствия, не позволяющие в полной мере использовать инновационные технологии в сфере отечественного гостеприимства:

- большие затраты на разработку и внедрение инноваций;

- конкуренция на рынке гостиничных услуг;

- слабая мотивация сотрудников гостиничного предприятия к работе по направлению инновационной деятельности;

- ориентированность руководства только на реальный доход и недоверие к возможностям в будущем от использования инновационного решения [2].

Главной преградой к развитию предприятий гостиничной индустрии в России по инновационному пути является слабая позиция на рынке высокотехнологичных продуктов и услуг по сравнению с другими странами. Объем мирового рынка наукоемкой продукции России всего 0,3 % от мировых показателей. Для сравнения США имеет 40 %, Япония - 29 %. Кроме того, значительная часть российских патентов и лицензий приходится на сделки по переуступке авторских прав на изобретения. Это показывает неспособность российской экономики проводить собственные исследования и разработки, в том числе и в сфере гостеприимства и туризма [8-10].

Российские отельеры в основном используют такие инновационные технологии, как программы или системы резервирования (Амадеус, Галилео и пр.). Международные гостиничные компании ведут полностью автоматизированную деятельность и используют мобильное управление профилем.

Предприятия гостиничной индустрии в России выделяют две группы проблем, негативно воздействующих на инновационное развитие:

- экономические - недостаток собственных денежных средств;

- производственные - длительные сроки окупаемости, недостаточная платежеспособность рынка [2].

Таким образом, Россия по показателю «ин -новационная активность» занимает последнее место среди европейских стран. Основа всех проблем российского гостиничного бизнеса, приводящих к отсутствию интереса к инновациям, - это незрелая экономика страны. Кроме того, можно отметить и недостатки российской законодательной базы, высокий уровень коррупции, бюрократии.

Инновационная деятельность предприятий индустрии гостеприимства в России нуждается в совершенствовании. Решение этих задач обуславливает разработку комплекса мер инновационного развития.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы.

Инновации в сфере гостеприимства подразумевают разработку и внедрение новых гостиничных услуг, применение новых технологий в разных сферах гостиничной деятельности. Они позволяют совершенствовать качество обслуживания гостей, повысить число клиентов и завоевать существенную долю рынка. Это могут быть применение новых противопожарных систем, внедрение новой услуги, предметов, вещей, процессов,

способствующих более быстрому и качественному обслуживанию клиента, и т. д.

Инновационная деятельность гостиничного предприятия охватывает различные возможности в сфере применения информационных технологий и техники, изменения принципов и условий производства продукции и оказания услуг, способах стимулирования продвижения на рынке. Результатом инновационной деятельности гостиничного предприятия является повышение конкурентоспособности.

Инновация имеет смысл только тогда, когда предполагает вывести гостиничный бизнес на новый уровень развития, обусловленный повышением доли рынка, внедрением нового продукта, сокращением издержек, введением нового эффективного метода управления, эффективной программы привлечения клиентов и т. д. В результате повышается быстрота и качество процесса обслуживания посетителей, упрощается управление работой всех подразделений.

Инновационное развитие гостиничного предприятия представляет собой процесс качественных изменений в системе управления в результате ее перевода на новое целевое состояние. Оно направлено на повышение быстроты и качества процесса обслуживания посетителей с целью получения социально-экономической выгоды. Инновационное развитие предприятия гостиничного бизнеса - это основной ключ к достижению целей развития и укрепления своих рыночных позиций в данной отрасли.

Список литературы_

1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2015 № 1085 (ред. от 18.07.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187292 (дата обращения: 01.09.2022).

2. Гареев Р. Р. Инновационный менеджмент в гостиничном предприятии // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 280-284.

3. Григорян К. О., Козлова Е. И. Организация и управление маркетинговой деятельностью в гостиничном бизнесе // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 75-79.

4. Кошелева А. И. Международный опыт и тенденции развития гостиничных предприятий среднего ценового сегмента в РФ // Современные технологии управления. 2014. № 06 (42).

5. Михайлец А. В. Перспективы внедрения инновационных методов управления в индустрии гостеприимства // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 374-377. URL: https://moluch.ru/archive/109/26610/ (дата обращения: 01.09.2022).

6. 7 инноваций, которыми нас порадует Starwood // Электронный журнал Hotelier.pro. URL: http://hotelier.pro/ news/item/841-technology (дата обращения: 01.09.2022).

7. Vila M., Enz C., Costa G. Innovative Practices in the Spanish Hotel Industry // Cornell Hospitality Quarterly. 2012. Vol. 53. № 1. Рp. 75-85.

8. Плотникова Т. В., Кочнева В. А. Инновационное развитие гостиничных предприятий как ключевая тенденция развития индустрии гостеприимства // Междисциплинарная интеграция как двигатель научного прогресса : сборник материалов международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2020. С. 420-424.

9. Лебедева Т. А., Киренкина Э. С. Управление инновационной деятельностью на предприятиях гостиничной индустрии // Менеджмент предпринимательской деятельности : материалы XVII международной научно-практической конференции преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов. 2019. С. 435-437.

10. Беликова Е. В. Перспективы внедрения технологических инноваций в деятельность предприятий сферы гостеприимства // Развитие АПК на основе принципов рационального природопользования и применения конвергентных технологий : материалы международной научно-практической конференции, проведенной в рамках Международного научно-практического форума, посвященного 75-летию образования Волгоградского государственного аграрного университета. 2019. С. 391-397.

References _

1. The Russian Federation. Laws. On approval of the Rules for the Provision of Hotel Services in the Russian Federation : Decree of the Government of the Russian Federation No. 1085 dated 09.10.2015 (ed. dated 18.07.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187292 (date of reference: 01.09.2022).

2. Gareev R. R. Innovative management in a hotel enterprise. Young scientist. 2014. No. 19. pp. 280-284.

3. Grigoryan K. O., Kozlova E. I. Organization and management of marketing activities in the hotel business. Patterns and trends of innovative development of society : collection of articles of the international scientific and practical conference. 2017. Pp. 75-79.

4. Kosheleva A. I. International experience and trends in the development of hotel enterprises of the middle price segment in the Russian Federation. Modern management technologies. 2014. № 06 (42).

5. Mikhailets A.V. Prospects for the introduction of innovative management methods in the hospitality industry. Young scientist. 2016. No. 5 (109). Pp. 374-377. URL: https://moluch.ru/archive/109/26610 / (accessed: 01.09.2022).

6. 7 innovations that will please us with Starwood. Electronic magazine Hotelier.pro. URL: http://hotelier.pro/news/ item/841-technology (accessed: 01.09.2022).

7. Vila M., Enz C., Costa G. Innovative Practices in the Spanish Hotel Industry. Cornell Hospitality Quarterly. 2012. Vol. 53. No. 1. Pp. 75-85.

8. Plotnikova T. V., Kochneva V. A. Innovative development of hotel enterprises as a key trend in the development of the hospitality industry. Interdisciplinary integration as an engine of scientific progress : a collection of materials of the international scientific and practical conference. Novosibirsk, 2020. Pp. 420-424.

9. Lebedeva T. A., Kirenkina E. S. Management of innovation activity at the enterprises of the hotel industry. Business management : materials of the XVII International scientific and practical conference of teachers, doctoral students, postgraduates and students. 2019. Pp. 435-437.

10. Belikova E. V. Prospects for the introduction of technological innovations in the activities of hospitality enterprises. Development of agro-industrial complex based on the principles of rational nature management and the use of convergent technologies: materials of the international scientific and practical conference held within the framework of the International Scientific and Practical Forum dedicated to the 75th anniversary of the Volgograd State Agrarian University. 2019. Pp. 391-397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.