УДК 338.48
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ Хусаинова Л.Р.
Магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
Шуауо11еуЬа11@таИ ги
Научный руководитель:
Ухина Т.В.
Канд. экон. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности инновационного развития гостиничного бизнеса в России, проблемы, препятствующие внедрению инноваций в российском гостиничном бизнесе, формирование новых подходов к усилению потенциала сферы гостеприимства, а также рассматриваются специфика и этапы проведения инновационной стратегии гостиничного предприятия. Так же описываются современные инновационные технологии в гостиничном бизнесе и инструменты инновационного развития, определяющие в значительной степени инновационную среду гостиничного предприятия.
Ключевые слова: инновация, инновационные технологии, гостиничный бизнес, инновационная стратегия, гостиничное предприятие.
Ситуация в нашей стране сегодня по многим направлениям научно-технического прогресса, инновационного прорыва остается не совсем благоприятной. В глобальном инновационном индексе - 2020 Россия заняла 47-е место, опустившись на один пункт по сравнению с прошлым годом. В России в среднем используется лишь 8-10 % инновационных идей и высокотехнологичной продукции, тогда как, например, в США-62 %, В Японии-95 %. На отечественных предприятиях выполняется лишь 6 % научных исследований, а на предприятиях стран ЕС-65 %, в Японии-71 %, в США-75 % [1].
Гостиничный бизнес занимает важное место в современной мировой экономике. Он уже в течение нескольких последних лет является динамично развивающимся видом экономической деятельности и довольно прибыльным. В некоторых странах гостиничный бизнес настолько обеспечивает функционирование туристского сектора экономики, что приводит к приросту ВВП и занятости доли населения [1]. Что касается нашей страны, вклад туристической отрасли в экономическую деятельность нашей страны в 2018 году составил 3,47% ВВП от всего ВВП Российской Федерации, где на гостиничный бизнес приходится более 1% [10].
Для российского рынка гостиничный бизнес так же представляет огромный потенциал, направленный на развитие экономики страны в целом. С каждым годом
прослеживается увеличение количество гостиниц и других средств размещения, проводится реконструкция старых гостиниц, а в крупных городах растет число гостиниц международного уровня. Согласно прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. Российская Федерация должна была войти в десятку стран-лидеров по приему туристов. Её доля на рынке туристских услуг должна была составить 3 % (47,1 млн чел.) По мнению экспертов, в течение ближайших нескольких лет Россию будет подстегивать рост мирового гостиничного сектора наряду с такими странами как Китай, Бразилия и Индия. При поступательном развитии национальной экономики и бурном росте среднего класса в России в ближайшее десятилетие будет происходить увеличение количества деловых и туристических поездок, что повлечет за собой активное развитие гостиничного сектора
[5].
Затрагивая сферу гостиничного бизнеса, следует сделать акцент на значительно малую долю применения инновационных технологий. Стоит отметить, что инновационное развитие более характерно для мировых гостиничных корпораций, которые стараются применять уникальные технологии во всех странах, в которых они представлены [9].
Инновацию в сфере гостеприимства можно понимать, как нововведение, которое реализуется в качестве нового или улучшенного продукта, процесса или метода. Инновация является результатом внедрения новых идей и знаний, целью которого является удовлетворения потребностей гостей. Инновации в сфере гостеприимства направлены на создание или совершенствование разнообразных услуг, оказываемых гостиничным предприятием, освоение новых рынков сбыта, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий, современных форм управления гостиничного предприятия, совершенствование системы менеджмента, реализацию новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, использование новых методов продвижения и продаж [1].
Однако, как и при проведении любых изменений, существуют некоторые проблемы и при внедрении инноваций в гостиничном бизнесе. В основном, авторы, занимающихся изучением инноваций в гостиничном бизнесе, выделяют следующие проблем:
• высокая цена как инновационной технологии, так и ее разработки;
• временной и интеллектуальный ресурс, который требуется на разработку новой технологии;
• ориентация гостиниц только на получение дохода, а не на внедрение новых технологий;
• отсутствие мотивации у сотрудников, непонимающих значимость для применения инноваций в гостинице;
• отсутствие желания перемен у руководства, не ориентированного на долгосрочном стратегическом планировании, используя инновационные решения, а только на быстром доходе с услуг предприятия [3].
В нашей стране гостиничный бизнес находится только в начале пути своего развития и спрос на гостиничные услуги не удовлетворён в полной мере. Несмотря на это, гостиничные предприятия вынуждены участвовать в конкурентной борьбе и придумывать всё новые способы привлечения и удержания гостей. Применение инновационных методов управления гостиницы могут значительно повысить свою конкурентоспособность. Инновационные технологии могут рассматриваться в качестве основного источника дохода и создания положительного имиджа гостиницы, привлечения наибольшего числа постоянных гостей, улучшения качества предоставляемого сервиса. Инновационные решения также позволяют привлечь в отель новых клиентов.
Повышению конкурентоспособности будет способствовать правильно выбранная стратегия инновационного развития гостиничного предприятия.
При применении стратегии инновационного развития гостиничного предприятия необходимо соблюдать следующие этапы [3, с. 117-119]:
1. постановка целей и задач инновационной деятельности гостиничного предприятия;
2. формирование инновационной стратегии предприятия гостиничного бизнеса;
3. соблюдение инновационной политики;
4. распределение ресурсов предприятия для проведения его инновационной деятельности;
5. разработка тактических планов инновационной деятельности гостиничного предприятия
6. применение методов бенчмаркинга;
7. анализ выбранной стратегии.
Рассмотрим основные современные инновации, применяемые в гостиничной сфере:
1. Информационные технологии
Сегодня мы не можем представить нашу жизнь без компьютеров. Так же и в гостиничной сфере современные компьютерные технологии занимают важную роль. Они позволяют делать процесс обслуживания в гостинице быстрее. Например, на стойке приема и размещения гостей есть компьютеры с программами, позволяющими быстро регистрировать и заселять гостей в номер. Также принтеры, факсы и сканеры, которые обеспечивают быстроту действий сотрудника на стойке приема и размещения гостей. В
ресторанах или на барах в гостиничных комплексах существуют удобные программы для вбивания заказа и расчета с гостями, например, (R-keeper, Micros) [8].
2. Автоматизированные системы управления
АСУ упрощают отелям и гостиницам работу с информацией. Они позволяют принимать, хранить и при необходимости находить сведения о резервировании номеров, о постоянных клиентах, требованиях и счетах гостей. Так же в любой момент можно посмотреть список гостей, прибывающих в тот или иной день. Важной частью АСУ являются файлы стола резервирования, которые позволяют администратору получать доступ к информации о количестве незабронированных номеров и их специфических характеристиках (число номеров, вид из окна, цена и т.д.). АСУ обеспечивают администраторов необходимой информацией по следующим направлениям [7]:
• управление службой резервирования;
• управление обслуживанием номеров;
• управление расчетами с гостями;
• общие вопросы управления отелем.
Одним из наиболее популярных в России и за рубежом комплексным решением по автоматизации средств размещения является «Fidelio». Различные версии этого комплекса используют свыше пятнадцати тысяч гостиниц в разных странах мира, в том числе и ведущие мировые гостиничные сети: «Radisson», «Kempinski», «Marriott», «Sheraton», «Hilton» и другие. Главное достоинство системы «Fidelio» в том, что она позволяет создавать разные формы отчетности: ежедневные, ежемесячные статистические и аналитические отчеты о деятельности гостиницы, составлять прогнозы. Для каждого пользователя системы существует набор модулей, обеспечивающих конфиденциальность при работе с информацией. «Fidelio» обычно используется совместно с другими продуктами компании «Micros-Fidelio». Например, с программой «Financial Management», являющейся эффективным инструментом анализа финансово-хозяйственной деятельности, позволяющим в режиме реального времени получать информацию о деятельности гостиницы в виде отчетов, с расчетом показателей эффективности и рентабельности.
Так же наиболее популярными автоматизированными системами управления гостиничным предприятием являются западные - «Lodging Touch LIBICA», Hospitality Enterprise Resource Planning «Cenium», Epitome PMS, Amadeus PMS, OPERA и российские - «Nimeta», «Эдельвейс», «Отель», «КЕ1 Hotel», «UCS Shelter», соответствующие модули корпоративных систем Галактика и Парус.
3. Компьютерные системы бронирования
Компьютерные системы бронирования позволяют сегодня гостям находить варианты временного размещения, которые больше всего удовлетворяют их потребностям, бронировать их в режиме реального времени. Эти системы сегодня объединены в глобальные распределительные системы (Global Distribution Systems — GDS). В течение длительного времени эти системы являются крупнейшими в мире и используются туристскими фирмами как основной рабочий инструмент.
4. Интерактивное меню
Интерактивное меню позволяет гостям ресторана самим делать заказ, что является достаточно удобным процессом. Гостю, не приходится ждать пока официант освободится и сможет подойти к нему. Исходя из общественного мнения, клиентам нравится такое новшество в работе большинства предприятий питания. в ожидании заказа можно поиграть в игры, почитать новости, посмотреть статьи в Интернете [8].
5. Мобильные приложения и собственные сайты
Основной тенденцией в последнее время является продвижение гостиничного продукта в сети Интернет. Для этого гостиницы создают свои сайты и мобильные приложения, где размещаются электронные каталоги с подробным описанием предприятия и предоставляемых услуг. Многие зарубежные компании, такие как Radisson, уже внедрили на своих сайтах интересное новшество - виртуальный тур по гостинице. С помощью данного нововведения потенциальный клиент может «окунуться» в гостиницу, посмотреть номера, рестораны и т.д. Мобильные приложения для гостиниц также помогают увеличить количество клиентов. Программы для смартфонов позволяют гостю найти и забронировать подходящий отель в интересующей точке мира. Преимуществами в данном случае является быстрота и удобство.
6. Социальные сети
Еще одним новым направлением в маркетинговой деятельности является продвижение гостиничного предприятия в различных социальных медиа. Сейчас активно создаются страницы гостиничных предприятий в социальных сетях. При этом необходимо постоянно работать над повышением интереса к ней, привлечением новых подписчиков, с помощью проведения различных активностей и размещения свежих новостей [7].
7. Технические инновации
Примером инновационных решений в гостинице могут быть так же использование различных новых технических решений. Например, зарубежные отели известных гостиничных брендов таких как Хилтон, Холидей Инн, Хайят и Марриотт установили в
лобби отелей терминалы, в которых можно приобрести посадочный талон и распечатать его.
Современные гостиничные предприятия могут на практике применять следующие инструменты инновационного развития:
1. БТЬ - инструменты - инструменты целенаправленной деятельности по влиянию на потребителя в момент принятия решения о приобретении услуги. Она включает в себя проведение промоакций, сэмплинга, демонстраций, тестовых испытаний, предоставление скидок, бонусов и т.п. БТЬ -мероприятия являются для отеля не только актуальными, но и могут стать основной составляющей при формировании его инновационной стратегии. Возможно применение более интересных инструментов, форм и методов влияния на потенциального потребителя, чем просто прямая реклама.
2. Бизнес-стратегия - основополагающий комплексный план управления гостиничнмы предприятием. Он позволяет укрепить положение гостиницы на рынке гостиничных услуг, обеспечить координацию усилий, привлекать потенциальных потребителей, удовлетворять их потребности, а также успешно конкурировать с другими гостиницами и достигать глобальных целей. Разработка бизнес-стратегии для отеля включает в себя тщательное изучение всех аспектов возможного развития и выборе общего направления, методов конкуренции и моделей бизнеса. Можно сказать, что бизнес-стратегия - это выбор пути развития гостиничного предприятия, методов ведения бизнеса, конкурирования на рынке.
3. Инструменты дифференциации - определяют отличительных свойства гостиничных услуг, которые отличаются от услуг конкурентов. Можно сказать, что отличительные качества услуги способствуют привлечению большего количества покупателей. Этот инструмент инновационного развития может стать успешным в борьбе с конкурентами и позволить занять лидирующие позиции на рынке.
4. Инструменты аутсорсинга - не маловажный механизм развития гостиничного предприятия. Он основывается на передаче неосновных функций предприятия и всех соответствующих активов в управление профессиональному подрядчику (аутсорсеру). В большинстве, отели используют инструменты аутсорсинга в ИТ-направлении, связанные с обеспечением различных видов интернет-услуг, поддержки информационных систем, web-хостинг, web-дизайн.
5. Инструменты стратегического развития в маркетинге гостиничного бизнеса - это формирование целей, достижение их и решение задач гостиничного бизнеса по каждому отдельному гостиничному продукту, по каждому отдельному рынку на определенный период.
6. Инструменты бенчмаркинга - это изучение конкурентной «эталонной» продукции, затрат и технологий ее производства, характеристик, экономических и финансовых показателей, отношений с клиентами и поставщиками. Обычно за образец принимают «лучшую» услугу или продукт и маркетинговый процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях. Такой метод позволяет выявлять всевозможные способы совершенствования качества услуг гостиничного предприятия. [1, с. 118].
Таким образом, инновационная деятельность в гостиничном бизнесе заключается в создании новых или усовершенствовании существующих услуг, освоении новых рынков, внедрении ведущих информационных и телекоммуникационных технологий, современных форм организационно-управленческой деятельности, новых подходов к удовлетворению потребностей гостей. Каждая гостиница должна найти свой уникальный способ балансирования между стандартами и инновациями, между равновесием и противоречием, способствующими ее дальнейшему развитию. При организации инновационной деятельности также следует помнить о том, что ресурсы гостиницы ограничены. Продуманная тщательно стратегия инновационного развития гостиничного предприятия, подбор нужных инструментов для развития обеспечивают его конкурентоспособность, что в дальнейшем ведет к повышению эффективности деятельности, улучшению качества предоставляемых услуг и увеличению спроса на гостиничные услуги. Инновационная деятельность положительно влияет на уровень зрелости в области гостиничного бизнеса, значительно увеличивает качественный уровень туристических и гостиничных услуг, что в целом положительно сказывается на имидже Российской Федерации за рубежом и позволяет осуществлять реализацию одного из приоритетных направлений концепции долгосрочного социально-экономического развития.
Литература
1. Гареев Р. Р. Инновационный потенциал российского гостиничного бизнеса / Р.Р. Гареев // Молодой ученый. 2017. №2. С. 382-384. 4. Основные инновационные тенденции на рынке гостиничных услуг // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XLIV студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». 2017. № 4(44) [Электронный ресурс]. "ШЪ: кйр8://паискГогиш.ги/агсЫуе/МХР_80с1а1/4(44).рёГ
2. Зименков, С. Ю. Инновационное развитие российской экономики / С. Ю. Зименков, О. И. Осипова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 25 (315). С. 170-172. Ц^: https://moluch.ru/archive/315/72015/ (дата обращения: 19.11.2020)
3. Ильясова М.К. Проблемы оценки эффективности деятельности предприятий гостиничного бизнеса / М.К. Ильясова, С.И. Ибраимова // Инновационная наука. 2015. Т.1. №5(5). С. 115- 118.
4. Китаева Л.В. Макроэкономические аспекты развития индустрии гостеприимства /Л.В. Китаева // Вестник экспертного совета. 2017. № 9. С. 85 - 98.
5. Кицис В. М. Тенденции развития международных туристских услуг / В. М. Кицис, Д. С. Матюшкина. - Текст: электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2020. № 2.
6. Макарова Д.Д., Магжанова Л.П., Марутько С.С. Инновационные услуги в гостиничном бизнесе как инструмент повышения конкурентоспособности/ Д.Д. Макарова, Л.П. Магжанова, С.С. Марутько // Сервис в России и за рубежом ФГБОУ ВПО «РГУТИС». 2016. № 2(63). С. 173-182.
7. Милова Д.Н. Способы продвижения гостиничных услуг с учётом тенденций развития отельного бизнеса/ Д.Н. Милова // Вестник университета ФГБОУ ВО «ГУУ». -2018. - №6. С. 73 - 76.
8. Сокирская, Н. В. Инновации в гостиничном и ресторанном бизнесе / Н. В. Сокирская, К. И. Павличук. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 190-193. Ц^: https://moluch.ru/archive/311/70282/ / (дата обращения: 19.11.2020)
9. Щетинина К.И. Инновации в гостиничном бизнесе: международный и российский опыт/ К.И. Щетинина// Вестник МГИМО Университета. 2013. №4. С. 257 -264. иКЬ:кйр8://суЬег1еп1пка.гц/аг11с1е/п/1ппоуа1811-у-§0811п1скпош-Ь12пе8е-ше2кёипагоёпуу-ьго881у8к1у-ору!
10. https://ria.ru/20190307/1551612569.htm1