ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА
Консультирование, семейное консультирование, специалисты социалъно-педагогичес-
кой сферы.
Слово «консультирование» происходит от лат. «Сопвикаге» — совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумеваются совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» — давать совет по интересующей проблеме. Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой — его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам, т. е. касается таких явлений, как психика, деятельность, поведение. Психологическое консультирование — прикладная отрасль современной психологии, в системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания (психологической) помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы путем анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. Источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие. Во всем мире существует потребность в психологическом консультировании всех категорий населения: взрослых с семейными проблемами, пожилых, инвалидов, людей, переживающих или переживших различные формы насилия, и т. п. Однако практически нет изданий, дающих обобщенный теоретический и практический взгляд на работу семейного консультанта-психолога.
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. По определению Р. Кочюнас, консультирование появилось как профессиональная деятельность в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, всё же искали психологическую помощь, и специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего, людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д. [Кочюнас, 1999]. О своевременной, систематической и комплексной помощи специалистов семье в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, а также реализации его потенциальных возможностей говорит в своих исследованиях И.Б. Агаева [Агаева, 2009].
Некоторые авторы (Ю.Е. Алёшина, А.Н. Елизаров, С. А. Сытник, В.Э. Пахальян и другие) отмечают также различные виды психологической помощи, психологического консультирования, но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки, с заботой о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Традиционно в психологичес-
ком консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности): индивидуальное психологическое консультирование; семейное; групповое; профессиональное; мультикультурное.
Т.В. Лодкиной выделяется психологическое консультирование как основа, которая должна быть принята во внимание при организации любого консультирования [Лодкина, 2003]. В настоящее время существует множество подходов к практике психологического консультирования: глубинная психология (психоанализ
3. Фрейда); индивидуальная психология (А. Адлер); аналитическая психология (К. Юнг); трансактный анализ (Э. Берн и др.); бихевиоральное направление (А. Эллис и др.); гештальттерапия (Р. Перле); гуманистическая психология (К. Роджерс); логотерапия (В. Франкл); психодрама (Я. Морено).
Р.В. Овчаровой выделены следующие виды психологического консультирования:
— индивидуальное и групповое консультирование. Групповое психологическое консультирование чаще всего организуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами, а также если все они являются членами одной системы межличностных отношений (пример - семья, класс);
— однократные и многократные консультации;
— консультации по личному обращению — консультации в результате вызова, направления;
— без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием;
— без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов;
— консультации, изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг между консультациями) [Овчарова, 2004].
Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психоло-го-педагогическое, семейное и др. В качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно использовать и характер теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и т. д.
Можно также использовать в качестве основания для выделения внутри видов психологического консультирования степень непосредственности или опосредо-ванности контакта между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном консультировании, по телефону доверия, посредством дистантного письма, написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных изданиях. Все перечисленные виды психологического консультирования, кроме очного психологического консультирования, можно объединить единым понятием — дистантное психологическое консультирование.
Каждый вид консультирования имеет преимущества и недостатки. Например, можно выделить следующие преимущества консультирования по телефону доверия (ТД): сведение до минимума конкурентных интерферирующих влияний (дорога, помещение, регистраторы, внешность консультанта и т. д.); доступность, большая возможность повторных обращений, в том числе из других городов, стран; дешевизна; анонимность, конфиденциальность; защищенность психолога-консультанта; экстренность, своевременность оказания помощи; психолог и клиент мень-
ше тревожатся, комплексуют; меньше возможностей для негативных атрибуций, тенденция к взаимной идеализации, что повышает значимость информации психолога для клиента, а консультанту помогает в принятии клиента и объективном отношении к нему, расширении его зоны ближайшего развития; легкое решение проблемы разграничения личных и профессиональных отношений, что обеспечивает большую искренность и смысловую насыщенность общения.
Консультант (от лат. Сопвикапв — советующий) — специалист в какой-либо области, дающий советы, указания, заключения по вопросам своей специальности. Слово «консультация» имеет несколько значений. Это и совещание специалистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, дающие такие советы (например, юридическая консультация). В социально-педагогической практике термин употребляется в следующих значениях: компетентное лицо, дающее рекомендации родителям, детям разного возраста по социально-педагогическим вопросам; штатный работник, занимающийся консультационной деятельностью. Естественно, психологическое консультирование как таковое имеет свои особенности, отличающие его от других видов консультирования. Хотя границы между консультированием и психотерапией весьма условны, тем не менее консультирование не психотерапия, по крайней мере не психотерапия глубинная.
Сущность и задачи семейного консультирования теоретически и практически сходятся в том, что консультирование представляет собой профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом, направленное на решение семейной проблемы последнего. Это взаимодействие обычно осуществляется лицом к лицу, хотя иногда может включать в себя и более двух людей. В последнее десятилетие наметилась тенденция расширенно использовать термин «семейное консультирование» как синоним психологического сопровождения семьи (как отдельных её членов, так и всей семьи) в сложные периоды жизни. В зависимости от жизненной ситуации семьи или отдельных её членов целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания, поведенческие изменения, жизненные ситуации, естественные количественные или качественные изменения семьи. Вне зависимости от того, как трактовать семейное консультирование, очевидно, что этот вид деятельности на настоящем этапе развития общества и семьи является реальностью, требующей изучения. Семейное консультирование можно определить как раздел современной науки, направленный на изучение структуры и закономерностей процесса не только психологического консультирования, а общего консультирования семьи.
Однако по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно: социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т. д.
- По социальным вопросам консультирование осуществляется специалистами Центров помощи семье и детям, учреждений и организаций социальной защиты, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. По социально-правовым вопросам проводят консультации специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; по охране прав несовершеннолетних муниципальных региональных образований; правоохранительных учреждений, правозащитных ведомств, организаций и учреждений, муниципалитетов и региональных правительственных и государственных организаций; общественных и негосударственных организаций, бюро актов гражданского состояния.
- По социально-педагогическим вопросам осуществляется консультирование учителями и преподавателями учебных дисциплин по организации помощи в обу-
чении, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей и т. д.; социальными педагогами дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования; классными воспитателями при осуществлении помощи в воспитании родителям, организации воспитательных функций класса, группы детей и т. д.
- По социально-медицинским вопросам консультируют членов семей медицинские работники образовательных учреждений; центров планирования и репродукции семьи и женских консультаций; учреждений здравоохранения.
- По социально-психологическим и психологическим вопросам осуществляются консультации психологами образовательных учреждений, центров помощи семье и ребенку, реабилитационных центров и детских приютов, производственных предприятий и учреждений.
Консультативную психологию можно определить как раздел современной науки, направленной на изучение структуры и закономерностей процесса психологического консультирования. Вне зависимости от того, как трактовать психологическое консультирование, очевидно, что этот вид деятельности на настоящем этапе развития общества является реальностью, требующей изучения. Возникновение консультативной психологии подготовлено всем ходом развития психологии, вплоть до начала XXI века. На разных этапах развития психологии возникали и становились актуальными различные ее отрасли. Психологическая наука зародилась как наука о закономерностях психической деятельности, направленная на изучение такого сложного объекта, как психика.
Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет рядовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя семейное консультирование по вопросам супружеских и детско-родительских отношений, ибо в какой бы сфере человек не работал, эти проблемы существовали и существуют. Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся, вступающим в брак и т. д.
Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования которым работа не может быть успешной. По аналогии с морально-этическим кодексом врача основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего — не вреди». Независимо от формы и метода психологическое воздействие в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки. Типы консультирования существуют в ряде других профессиональных областей, крайне отличных от психологии, — технических, а также более близких к ней естественнонаучных и гуманитарных. Например, врачебное консультирование, юридическое, управленческое и т. д.
Классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними консультанта выявлены Н.Н. Обозовым: по характеру запроса на психологическую по-
мощь; по особенностям восприятия психических явлений; по способу работы со своими проблемами; в зависимости от пола клиента [Обозов, 1993].
По характеру запроса на психологическую помощь выделяются следующие типы клиентов: не уверенный и, наоборот, уверенный в себе клиент, клиент знающий всё и доверяющий только себе, клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину».
Предметом социально-педагогического консультирования являются:
— в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т. п.;
— в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т. п.;
— в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т. п.;
— в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т. п.;
— в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая не-информированность, неполноценность, несостоятельность и т. п.;
— в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.
В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании консультант, социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.
Библиографический список
1. Агаева И.Б. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГТ1У им. В.П. Астафьева. 2009. № 1. С. 13-16.
2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
3. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2003.
4. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: метод, пособие. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии, 1993.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера, 2004.
6. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Академия, 2002.
7. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. B.C. Торохтия. М.: Сфера, 2005.
8. Прохорова О.Г. Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок. СПб.: КАРО, 2008.