Научная статья на тему 'Основные направления и риски налоговой политики Ярославской области на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы'

Основные направления и риски налоговой политики Ярославской области на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговые риски / основные направления налоговой политики / рейтинг эффективности налоговой политики / tax risks / main directions of tax policy / rating of efficiency of tax policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В А. Коптева, А А. Пугачев

В статье рассмотрены определения налогового риска государства, проанализированы основные направления налоговой политики Ярославской области на 2020 год и плановый период, выделены риски налоговой политики на соответствующий период. Рассмотрено место Ярославской области в рейтинге эффективности налоговой политики по итогам 2018 года с целью выявления положительных тенденций на предстоящий период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS AND RISKS OF THE TAX POLICY OF THE YAROSLAVL REGION FOR 2020 AND THE PLANNING PERIOD OF 2021 AND 2022

The article considers the definition of tax risk of the state, analyzes the main directions of tax policy of the Yaroslavl region for 2020 and the planning period, identifies the risks of tax policy for the corresponding period. The place of Yaroslavl region in the rating of efficiency of tax policy at the end of 2018 is considered in order to identify positive trends for the coming period.

Текст научной работы на тему «Основные направления и риски налоговой политики Ярославской области на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РИСКИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 -2022

ГОДЫ

В.А. Коптева, магистрант

А.А. Пугачев, канд. экон. наук, доцент

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Россия, г. Ярославль)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11799

Аннотация. В статье рассмотрены определения налогового риска государства, проанализированы основные направления налоговой политики Ярославской области на 2020 год и плановый период, выделены риски налоговой политики на соответствующий период. Рассмотрено место Ярославской области в рейтинге эффективности налоговой политики по итогам 2018 года с целью выявления положительных тенденций на предстоящий период.

Ключевые слова: налоговые риски, основные направления налоговой политики, рейтинг эффективности налоговой политики.

В настоящее время в экономической науке и практике превалирует вероятностный подход к определению риска, в том числе налогового. Л.И. Гончаренко определяет налоговый риск государства как возможное наступление неблагоприятных материальных (финансовых) и иных последствий для государства в результате действий (бездействия) участников налоговых правоотношений [1]. М.Р. Пинская рассматривает налоговый риск государства как вероятность (угрозу) недополучения налогов в бюджет и в государственные внебюджетные фонды из-за задействования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве [2].

В.Г. Пансков характеризует налоговый риск государства как вероятность сокращения поступления налогов и сборов в связи с не до конца обоснованными изменениями налогового законодательства, неэффективной работой налоговых и таможенных органов по контролю за уплатой налогов и сборов, а также возвратом налогоплательщикам поступивших в распоряжение государства финансовых ресурсов вследствие неправомерных действий должностных лиц контролирующих органов [3].

Пугачев А.А выделяет классификацию налоговых рисков исходя из источников их возникновения (табл. 1) [4].

Используя данную классификацию нами был выделен ряд налоговых рисков присущих основным направлениям налоговой политики Ярославской области на предстоящий год и плановый период. Налоговая политика Ярославской области включает следующие направления деятельности [5]:

1. Обеспечение в рамках регионального налогового законодательства оптимальных условий для роста налоговой базы региона за счет стимулирования инвестиционной деятельности на территории области. Планируется расширение перечня инвестиционных налоговых льгот -предоставление льгот резидентам индустриальных (промышленных) парков по налогу на имущество организаций непосредственно используемого для ведения деятельности резидента парка на 5 лет с момента постановки данного имущества на учет и льгота по транспортному налогу также на 5 лет с момента государственной регистрации. При этом льготы будут распространяться только на объекты, введённые в эксплуатацию не ранее 01 января 2018 года.

Таблица. Классификация налоговых рисков государства

Классификационный критерий Виды налоговых рисков государства

По уровням бюджетной системы Налоговые риски федерального бюджета; Налоговые риски бюджетов субъектов Федерации; Налоговые риски местных бюджетов

По факторам возникновения Внешние и внутренние; Систематические и несистематические

По источникам возникновения Риски недостижения заданного объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы; Риски неопределенности и нечеткости формулировок налогового законодательства; Риски злоупотребления налоговыми льготами; Риски неэффективности налоговых льгот; Риски налогового контроля и налогового администрирования; Риск снижения конкурентоспособности национальной налоговой системы

По величине возможных потерь Низкие; Допустимые, приемлемые; Критические; Катастро фические

По времени действия Временные (текущие); Постоянные

2. Увеличения доходной базы муниципальных образований за счёт вовлечения в налогообложение земельных участков. Предполагается работа органов местного самоуправления по мотивации собственников земельных участков к регистрации прав собственности; работа по сопоставлению и верификации содержащихся в учетных системах органов кадастрового учета и базах данных налоговых органов сведений в отношении объектов недвижимости; проведение анализа данных об объектах недвижимости на предмет выявления несоответствий и противоречий в сведениях об их характеристиках, влияющих на результаты государственной кадастровой оценки; использование в ходе инвентаризации объектов недвижимости технологий анализа пространственной информации об объектах недвижимости.

3. Оптимизация налоговых льгот и ставок региональных и местных налогов с учетом их бюджетной и социальной эффективности. Планируется разработать правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых льгот, показ а-тели достижения целей их предоставления и создание нового порядка расчета оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых льгот.

Здесь отмечается вероятность риска налогового контроля и налогового администрирования - непредумышленные ошибками государственных служащих в рамках налогового администрирования при разработке показателей результатов предоставления налоговых льгот и проведении оценки бюджетного эффекта.

Согласно рейтингу эффективности региональной налоговой политики по итогам 2018 года составленного компанией PricewaterhouseCoopers Ярославской области присуждено 0 баллов за предоставленные налоговые льготы. Такая оценка обусловлена тем, что введение региональных налоговых льгот позволяет региону привлекать и стимулировать бизнес, поддерживать социально-значимые организации и социально-незащищенные группы населения, но налоговые льготы должны предоставляться за счет собственных средств, а не за счет дотаций или госдолга, а Ярославская область является дотационным регионом с высоким уровнем госдолга, который предоставляет значительный объем льгот, и они растут [6].

4. Обеспечение полноты формирования налоговой базы для увеличения поступления в бюджет имущественных налогов. Увеличение количества объектов торговли, собственники которых платят налог

исходя из кадастровой стоимости, за счет вовлечения в налогообложение торговых центров площадью более 25 тыс. квадратных метров. Отметим, что по итогам 2018 года полностью перешли к расчету налога на имущество организаций по торговым или офисным площадям и к расчету налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов 54 и 70 субъектов РФ соответственно, в то время в ЯО пока только планируется установление единого порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов коммерческой недвижимости, по имуществу физических лиц полный переход уже осуществлен.

Этому направлению сопутствует риск снижения конкурентоспособности национальной налоговой системы, который проявляется в снижении налоговых доходов бюджета вследствие того, что уровень налогового бремени в сочетании с предоставляемыми благами становится неконкурентоспособными по отношению к другим государствам. Здесь можно отметить и риск не достижения заданного объема налоговых поступлений бюджета, который проявляется в неисполнении бюджета в планируемом объёме по причине усиления налогового бремени и уклонения от уплаты налогов - перехода в теневой сектор.

5. Организация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью повышения эффективности налогового администрирования. Благодаря уникальным информационным системам под внимание налоговых органов попадут не только налогоплательщики, имеющие задолженность по уплате налогов, но и организации и предприниматели, применяющие схемы незаконной минимизации налоговой базы по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу, взимаемому по упрощенной системе.

В рамках этого направления существует риск налогового контроля и налогового администрирования, применение новых возможностей современных технологиче-

ских решений по первому времени может осложняться рядом ошибок.

6. Реализация мер, направленных на вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность, сокращение неформальной занятости. Целью является упрощение порядка уплаты налогов путем введения единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы и освободить от обязанности представлять отчетность; предоставить возможность передачи информации о продажах в налоговые органы в автоматическом режиме.

По итогам 2018 года Ярославская область занимает 63 место в рейтинге эффективности региональной налоговой политики, составленного компанией Pricewaterhouse Coopers. Большая часть баллов присуждена за такие меры налоговой политики, как: окончательный переход к расчету налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов, обеспечение соразмеримости стоимости патента для мигрантов базовой ставке НДФЛ (13%) от средней заработной платы в регионе, установление почти самой высокой ставки для автомобилей с мощностью > 250 л.с., дифференциация размера потенциального годового дохода индивидуального предпринимателя, существенное снижение налоговой задолженности, относительно низкое отношение налоговой задолженности к налоговым доходам региона.

В тоже время по результатам рейтинга областью для работы является развитие гибкой системы налогообложения малого и среднего предпринимательства и необходимость перехода к расчету НИО со всех коммерческих объектов от кадастровой стоимости. Данные аспекты затрагиваются в основных направлениях налоговой политики на 2020 год и плановый период, но по итогам 2018 года за данные меры налоговой политики присуждено среднее или минимальное количество баллов в рейтинге.

Также, согласно рейтингу, Ярославской области присуждено 4,1 бала из 10 максимальных, назначаемых тем регионам, где самая низкая доля налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, например, в Респуб-

лике Ингушетия всего 1% налогоплатель- ванию налогоплательщиков к переходу с щиков по соответствующему налоговому режима ЕНВД на иные налоговые режи-режиму. При этом, среди основных на- мы. Данное направлением является особо правлений налоговой политики Области актуальным, учитывая, что с 2021 года отсутствуют мероприятия по стимулиро- ЕНВД отменяется на федеральном уровне.

Библиографический список

1. Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теория и практика управления// Финансы и кредит. - 2009. - № 2 (338). - С. 5.

2. Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявление // Финансы. - 2009. - №2. -С. 43-46.

3. Пансков В.Г. Налоговые риски: проявление и возможные пути минимизации // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - № 4. - С. 76.

4. Пугачев А.А. Налоговые риски государства: учебно- методическое пособие / А.А. Пугачев; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2018. - 44 с.

5. Указ Губернатора Ярославской области от 16.08.19 № 246 «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

6. Рейтинг эффективности региональной налоговой политики по итогам 2018 года // PWC. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/materials/reyting -effektivnosti-regionalnoy-nalogovoy-politiki-po-itogam-2018-goda.pdf (дата обращения 20.11.2019

THE MAIN DIRECTIONS AND RISKS OF THE TAX POLICY OF THE YAROSLAVL REGION FOR 2020 AND THE PLANNING PERIOD OF 2021 AND 2022

V.A. Kopteva, Graduate Student

A.A. Pugachev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor P.G. Demidov Yaroslavl State University (Russia, Yaroslavl)

Abstract. The article considers the definition of tax risk of the state, analyzes the main directions of tax policy of the Yaroslavl region for 2020 and the planning period, identifies the risks of tax policy for the corresponding period. The place of Yaroslavl region in the rating of efficiency of tax policy at the end of 2018 is considered in order to identify positive trends for the coming period.

Keywords: tax risks, main directions of tax policy, rating of efficiency of tax policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.