Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИК ГИБДД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ЗАДАЧА / СТРУКТУРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА И УСКОРЕННОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ / ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЛАВАНИЕ / ИНСПЕКТОР ДОРОЖНО - ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (ДПС) / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СИЛА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомов Вячеслав Иванович

В статье рассматриваются основные направления, которые развивают необходимые умения, навыки и способности у сотрудников, в том числе и в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), некоторые вопросы организации и проведения занятий по физической подготовке, общая характеристика учебных занятий, возможные формы и методы достижения поставленных целей обучения, специфика данной деятельности, ее задачи, для решения которых необходимо изучение прикладных направлений физической подготовки. Представлены некоторые педагогические приемы и методы, используемые в обучении сотрудников боевым приемам борьбы, а также иных направлений, необходимых для качественного выполнения должностных обязанностей, в том числе атлетической подготовки, прикладной гимнастики, легкой атлетики и ускоренного передвижения, преодоления специализированной полосы препятствий. Особое внимание обращено на создание, в ходе обучения, определенных условий, которые будут моделировать специфику деятельности сотрудников ГИБДД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомов Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS AND WAYS OF IMPROVEMENT PHYSICAL TRAINING OF TRAFFIC POLICE OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the main directions that develop the necessary skills and abilities of employees, including in traffic police units, some issues of organizing and conducting physical training classes, general characteristics of training sessions, possible forms and methods of achieving the set learning goals, the specifics of this activity, its tasks, for which it is necessary to study applied areas of physical training. Some pedagogical techniques and methods used in training employees in combat techniques of wrestling, as well as other areas necessary for the high - quality performance of official duties, including athletic training, applied gymnastics, athletics and accelerated movement, overcoming a specialized obstacle course, are presented. Particular attention is paid to the creation of certain conditions during the training that will simulate the specifics of the activities of traffic police officers.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 796.819

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

MAIN DIRECTIONS AND WAYS OF IMPROVEMENT PHYSICAL TRAINING OF TRAFFIC POLICE OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Пахомов Вячеслав Иванович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Pakhomov Vyacheslav Ivanovichn

lecturer

department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления, которые разви-вают необходимые умения, навыки и способности у сотрудников, в том числе и в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), некоторые вопросы организации и проведения занятий по физической подготовке, общая характеристика учебных занятий, возможные формы и методы достижения поставленных целей обучения, специфика данной деятельности, ее задачи, для решения которых необходимо изучение прикладных направлений физической подготовки. Представлены некоторые педагогические приемы и методы, используемые в обучении сот -рудников боевым приемам борьбы, а также иных направлений, необходимых для качественного выполнения должностных обязанностей, в том числе атлетической подготовки, прикладной гимнастики, легкой атлетики и ускоренного передвижения, преодоления специализированной полосы препятствий. Особое внимание обращено на создание, в ходе обучения, определенных условий, которые будут моделировать специфику деятельности сотрудников ГИБДД.

Abstract. The article discusses the main directions that develop the necessary skills and abilities of employees, including in traffic police units, some issues of organizing and conducting physical training classes, general characteristics of training sessions, possible forms and methods of achieving the set learning goals, the specifics of this activity, its tasks, for which it is necessary to study applied areas of physical training. Some pedagogical techniques and methods used in training employees in combat techniques of wrestling, as well as other areas necessary for the high-quality performance of official duties, including athletic training, applied gymnastics, athletics and accelerated movement, overcoming a specialized obstacle course, are presented. Particular attention is paid to the creation of certain conditions during the training that will simulate the specifics of the activities of traffic police officers.

Ключевые слова: сотрудник ГИБДД; физическая подготовка; безопасность дорож-ного движения; подразделения; задача; структура; эффективность; планирование и проведение занятия; учебные занятия; боевые приемы борьбы; легкая атлетика

и ускоренное передвижения; преодоление препятствий; лыжная подготовка; плавание; инспектор дорожно-патрульной службы (ДПС); транспортное средство; обучающиеся, ловкость; сила; выносливость; профессиональное обучение.

Keywords: traffic police officer; physical training; road safety; units; task; structure; efficiency; planning and conducting classes; training sessions, combat wrestling techniques, athletics and accelerated movement; overcoming obstacles; ski training; swimming; traffic police inspector; vehicle, trainees; agility; strength; endurance; vocational training.

Физическая подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации и непосредственно в подразделениях ГИБДД является важнейшей составляющей системы профессиональной подготовки сотрудников. Она подразделяется на общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка - это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств. Она способствует укреплению здоровья, развивает иммунитет, а также подготавливает базу для специальной физической подготовки.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие конкретных навыков и умений, которые необходимы для решения профессиональных задач. Особое внимание к специальной физической подготовке уделяется в органах внутренних дел (ОВД), что обусловлено самим характером службы. В большей мере это касается подразделений полиции, имеющих непосредственный контакт с правонарушителями. Специфика деятельности ГИБДД направлена на борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере безопасности дорожного движения. Из этого следует, что сотрудник ГИБДД, выполняя свои должностные обязанности, может оказаться в условиях, связанных с риском для жизни и здоровья, и ему необходимо будет использовать навыки самозащиты и ряд других физических качеств и умений. Работа сотрудника ГИБДД многогранна и имеет широкий диапазон производимых действий. Он должен следить за выполнением всех установленных правил дорожного движения, проверять документы у водителей транспортного средства, соответствие технического состояния транспортного средства нормам безопасности, определять наказания для водителя, который совершил нарушение, осуществлять процессуальные действия, а, в случае необходимости, оказывать первую помощь пострадавшим, осуществлять преследование лица, совершившее преступление или правонарушение, если данное лицо пытается скрыться с места происшествия, а в конкретных случаях производить задержание.

Вышеуказанные обязанности не являются исчерпывающими. Из ранее перечисленного можно определить основные задачи сотрудника ГИБДД:

- охрана жизни, здоровья, имущества граждан в области дорожного движения;

- обеспечение безопасности и бесперебойности движения транспортных средств;

- предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений;

- иные задачи, характерные для данного подразделения.

Для качественного выполнения этих задач необходимо сформировать у сотрудника определенные морально-психологические качества и специальные физические умения и навыки.

В Приказе Министерства внутренних дел (МВД) России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», обозначены направления, которые развивают необходимые умения, навыки и способности у сотрудников, в том числе и в подразделениях ГИБДД:

1. Боевые приемы борьбы (удары и защита от ударов; болевым приемы; броски; удушающие приемы; освобождение от захватов и обхватов; сковывание наручниками, связывание веревкой, брючным ремнем; наружный досмотр; оказание первой помощи; взаимодействию при применении физической силы, в том числе, боевых приемов борьбы, в составе подразделения (группы); действия с использованием палки специальной).

2. Легкая атлетика и ускоренное передвижение (челночный бег 10x10, 4x20 м; бег (кросс) на 1, 3 и 5 км; бег на 100 м).

3. Прикладная гимнастика и атлетическая подготовка (подтягивание на перекладине; вис на прямых руках; вис на согнутых руках; подтягивание на перекладине с внешней помощью, а также с посторонним контролем правильного положения тела; подтягивание на перекладине с прыжка; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; наклоны вперед из положения лежа на спине в течение 1 мин; жим гири весом 24 кг; силовое комплексное упражнение для мужчин, а также для женщин (СКУ); поднос прямых ног к перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях).

4. Лыжная подготовка (бег на лыжах на 5 км; упражнения, имитирующие движение при передвижении на лыжах, прыжковым бегом с лыжными палками на равнине и в подъеме).

5. Преодоление препятствий (преодоление специальной полосы препятствий; гимнастического коня высотой 135 см; бросок медицинбола весом 4 кг с места из фронтальной стойки двумя руками снизу на расстоянии 10 м; переноска «ящика» или боксерского мешка массой 30 кг на расстояние 20 м; лазание по канату (шесту) на высоту 4 м; переползание по-пластунски на расстояние 9 м под ограничением высоты движения (45 м); три кувырка вперед; передвижение в упоре на руках по гимнастическим брусьям высотой 160 см; передвижение по гимнастическому бревну; преодоление забора высотой 2 м; шесть перебрасываний борцовского чучела массой 30 кг через себя).

6. Плавание (плавание 100 м, обучение (при необходимости) наиболее ценным в служебно-прикладном отношении способам плавания, нырянию, простейшим прыжкам в воду, оказанию помощи утопающему и приемам борьбы в воде).

Вышеуказанные направления способствуют развитию силы, ловкости, выносливости, приобретению необходимых прикладных двигательных навыков (преодоление препятствий, плавание, передвижения на лыжах), укреплению здоровья, повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов [1].

На занятие по физической подготовке также даются теоретические основы при-

менения прикладных умений и навыков сотрудника ГИБДД. Они установлены в Федеральном законе от 07.02.2011 №3-ФЗ «О Полиции», в котором определены основания для применения сотрудником физической силы и специальных средств. На практике встречаются случаи, когда инспектор ДПС останавливает гражданина, а тот, в свою очередь, пытается скрыться или, зачастую, находясь за рулем транспортного средства, игнорирует законные требования сотрудника, в этом случае, закон разрешает сотруднику задержать правонарушителя с применением физической силы.

Таким образом, из вышесказанного можно определить, что особенность специальной физической подготовки сотрудника ГИБДД заключена в специфике данной деятельности, в ее задачах, для решения которых необходимо изучение прикладных направлений физической подготовки. Все направления физической подготовки нацелены на формирование конкретных способностей, которые необходимы для данного вида деятельности, тем самым, они являются не характерными, а также имеют отличительные черты. Физическая подготовка занимает особое место у сотрудников всех подразделений ОВД и сотрудники ГИБДД не являются исключением. Данное подразделение является одним из наиболее заинтересованных в формировании и развитии у своих сотрудников специальных физических способностей, так как их деятельность наиболее активна, требует постоянной концентрации внимания, связана с повышенной опасностью и другими факторами, требующими специальной подготовки.

Ранее уже было сказано, что роль физической подготовки в формировании высококвалифицированного сотрудника ГИБДД является одной из главенствующих, но для того, чтобы владеть навыками необходимыми для профессиональной деятельности, требуется еще и специальная подготовка. Подготовка сотрудника ГИБДД базируется на пяти основных общепедагогических принципах: систематичность, доступность, сознательность, наглядность и активность.

В первую очередь педагог дает обучающемуся определенные знания и умения, а также формирует понимание для чего необходимо выполнять поставленные задачи. Помимо этого, при подготовке сотрудника к выполнению профессиональных обязанностей необходимо сформировать в нем определенные качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость, внимательность), которые помогут ему в профессиональной деятельности.

Стоит отметить, что у сотрудника существует ряд специфических полномочий, например, задержание преступников, а также защита граждан от противоправных посягательств. Из этого следует, что особое внимание при подготовке сотрудников будет уделяться такому направлению, как «Боевые приемы борьбы» и, входящим в него, разделам. Рассмотрим некоторые педагогические приемы и методы, используемые в обучении сотрудников ГИБДД боевым приемам борьбы. Обучение производится в 3 этапа:

1. Создание начального представления о двигательном составе.

2. Разучивание рационального способа его выполнения.

3. Совершенствование в ситуациях оперативно-служебной деятельности.

При обучении техники выполнения боевых приемов борьбы подаются команды: «приготовиться», «прием», «стоп», «отпустить захват».

В комплекс изучения боевых приемов борьбы входят также: обучение боевым стойкам (фронтальная стойка, правосторонняя и левосторонняя стойки), обучение ударам (удары могут производиться кулаком, основанием и ребром ладони, а также локтем) и защите от ударов (защита может осуществляться руками, ногами, ножом, иным предметом), обучение болевым приемам (ограничение свободы передвижения загибом руки за спину «толчком», «нырком», «рывком», «замком», «рычаг руки наружу или внутрь» сковывание передвижения путем выполнения рычага руки через предплечье, либо же используется дожим кисти «под ручку»), обучение броскам (задняя подножка, задняя подножка с захватом ноги, передняя подножка, бросок через бедро, броско через спину, броски с захватом ног сзади и спереди), удушающие приемы (удушающий прием плечом и предплечьем сидя, плечом и предплечьем сзади стоя), освобождение от захватов и обхватов и другим направлениям входящим в данный раздел.

Особое внимание, при проведении практического занятия по изучению боевых приемов борьбы, уделяется разминке. От ее качества зависит общий результат и уровень травматизма на занятии. Поэтому преподавателю стоит максимально качественно проводить разминку. Специальная разминка включает в себя: кувырки вперед, назад, на бок, вперед на бок, назад на бок, перекатом, кувырок-прыжком и иные. Во избежание травматизма при обучении болевые приемы выполняются плавно, без рывков и по сигналу ассистента немедленно прекращаются. При обучении задействованы наработанные методы, благодаря которым возможно развить физические способности сотрудника в наиболее короткий срок и в дальнейшем направить силы на поддержание уровня его физической подготовки. Для того, чтобы в дальнейшем сотрудник не утратил наработанные навыки необходимо периодически осуществлять контрольную проверку и полученные результаты сопоставлять с предыдущими.

Стоит также рассмотреть иные направления, которые также необходимы сотруднику для выполнения своих должностных обязанностей. Сотрудник ГИБДД, при несении службы, сталкивается с различными ситуациями, поэтому для профессионального выполнения должностных обязанностей ему необходимо владеть различными навыками и умениями, в том числе и атлетической подготовкой и прикладной гимнастикой [2]. Данное направление нацелено на развитие ловкости, силы и выносливости, также воспитывает смелость и решительность, помогает сформировать осанку, и вырабатывает привычку к строевой подтянутости. Этот вид занятий включает в себя такие упражнения как: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклоны вперед из положения лежа на спине, жим гири, силовые комплексные упражнения, а также упражнения на брусьях, кольцах, шведской лестнице и др.

Подтягивание на перекладине производится из виса хватом сверху с выпрямленными руками, туловищем и ногами. Для начала упражнения преподавателем дается команда «Начинай», далее обучающийся сгибает руки, подтягивается, подняв подбородок выше грифа перекладины, затем опускается, предварительно зафиксировав свое положение на 0,5 секунд. Допускается незначительное сгибание и разгибание ног, а также незначительное отклонение тела от вертикального поло-

жения. Упражнение не засчитывается при рывковых и маховых движениях, касании пола ногами. В случае нарушения правил выполнения упражнения подается команда «не считать», если данная команда подана 3 раза, упражнение считается не выполненным. Для обучения используются подготовительные упражнения такие как:

- вис на прямых руках (задача продержаться в таком положении как можно дольше);

- вис на согнутых руках (задача сохранять правильное положение тела 3-5 секунд);

- подтягивание на перекладине с внешней помощью; подтягивание на перекладине с прыжка.

Сгибание и разгибание в упоре лежа выполняется из упора лежа, расстояние между руками должно быть шире плеч, туловище должно оставаться прямым. После команды «Начинай» лицо производит сгибание рук до касания грудью пола, необходимо зафиксировать данное положение на 0,5 секунд, далее продолжить выполнять упражнение. Запрещается касаться коленями, бедрами, а также животом.

Наклоны вперед из положения, лежа на спине в течение 1 минуты. При выполнении упражнения сотрудник должен лежать на спине, руки за головой, пятки ног должны касаться пола. После команды «Начинай» необходимо наклонить туловище вперед до касания локтями коленей и вернуться в исходное положение. Разрешается незначительное сгибания ног.

Силовые комплексные упражнения. Данный вид упражнения разграничиваются отдельно для лиц мужского и женского пола. Для мужчин: по команде «Начинай» необходимо произвести без остановки по 10 раз сгибание и разгибания рук в упоре лежа, прыжки из упора лежа в упор присев и обратно, наклоны вперед из положения лежа на спине, при этом, необходимо коснуться руками пальцев ног, выпрыгивание вверх из полуприседа полностью выпрямляя ноги. Для женщин: по команде «Начинай» на выполнение упражнения дается 1 минута. Необходима за 30 секунд сделать сгибание туловища из упора лежа (руки касаются пальцев ног), после команды «смена» также за 30 секунд производится сгибание и разгибания рук из упора лежа, необходимо выполнить упражнение максимальное количество раз.

Легкая атлетика и ускоренное передвижение. Данный вид занятий направлен на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости и включает в себя: челночный бег 10x10, 4x20, бег (кросс) на 1,3 и 5 км, а также бег на различные дистанции, марш-броски, прыжки и другие. На скорость челночного бега влияют три фактора: скоростно-силовые качества мышц ног, эффективность образования энергии, техника бега по дистанции и техника поворота. Бег (кросс) на 1, 3, 5 км может выполняться как на ровном участке, так и на пересеченной местности. Данное упражнение производится с высокого старта, звучит команда «на старт», «марш». Результат по данному упражнению производится с точностью до 1 секунды. Обучение производится в два этапа. Первый этап заключается в развитии общей выносливости. На протяжении 2-4 недель по 2-3 занятия необходимо, при помощи, сначала, чередования ходьбы и бега, а затем только бега, достичь способности преодолеть дистанцию, также необходимо отслеживать частоту сердечного сокращения,

которая не должна превышать 140-155 ударов в минуту. Второй этап решает задачи специальной подготовки к контрольным занятиям и проверке.

Преодоление препятствий. Особое внимание в данном направлении стоит уделить такому разделу, как преодоление полосы препятствия. Она помогает комплексно моделировать общую физическую подготовленность сотрудника, совершенствовать его психологическую подготовленность, стрессоустойчивость, а для сотрудников ГИБДД отработать вопрос применения физической силы при извлечении правонарушителя из салона транспортного средства и последующий досмотр правонарушителя. При тренировке порядок преодоления препятствий постоянно изменяется, отдельные участки полосы препятствий преодолеваются как в направлении от ее начала к концу, так и в обратном направлении. Преодоление препятствий производится сотрудниками поочередно, группами по 2-3 человека или в составе подразделения, без груза или с грузом. При групповом преодолении препятствий занимающиеся обучаются взаимопомощи и применению подручных средств. При обучении необходимо принимать меры по предупреждению травматизма. Для этого, перед началом преодоления полосы препятствий, следует проверить устойчивость препятствий, отсутствие на них выступающих гвоздей и расщепленных мест, разрыхлить место приземления для прыжков с высоты. В начале обучения преподаватель должен страховать выполняющего от возможного падения (также страховка производится в случае, если упражнение выполняется на мокрой поверхности). Важно научить сотрудника выполнять самостраховку при прохождении полосы препятствий. Занятия начинаются с разучивания отдельных приемов преодоления препятствий (безопорные прыжки через препятствие, прыжки с опорой о препятствие, перелезания, прыжки в глубину, соскакивания в траншею и выход из нее, пролезания, передвижения по узкой опоре и другие) и тренировки их выполнения, в том числе и прохождение отдельных элементов полосы препятствий и только, после этого, обучающиеся приступают к комплексному прохождению полосы препятствий. Специальная полоса препятствий состоит из стандартных снарядов и оборудуется в игровом спортивном зале или на спортивной площадке. Элементы полосы препятствий не являются догмой и могут варьироваться в учебно-тренировочном процессе. Так для сотрудника ГИБДД предлагается оснащать полосу препятствии транспортным средством для отработки специальных профессиональных качеств у сотрудника. Для выполнения упражнения по преодолению полосы следует рассмотреть определенные горизонтальные и вертикальные поверхности, а также определить какие конкретно служебные задачи отрабатываются с помощью полосы препятствий:

- остановка оперативной или патрульной автомашины и высадка из нее сотрудников для преследования нарушителя;

- преодоление ограждения между тротуаром и проезжей частью улицы (барьер);

- преследование лица, застигнутого за совершением преступления или правонарушения на тротуаре при встречном потоке людей;

- преследование лица, которое скрылось в подъезде дома или иного здания;

- в случае, если иным способом невозможно покинуть помещение, возмож-

но, осуществить спуск через оконный проем. Данный спуск осуществляется со второго этажа на козырек подъезда и с козырька на землю;

- перепрыгивание коммуникационной траншеи;

- преодоление преграды («забор», «разрушенная лестница», «разрушенный мост»);

- бег с растягиванием кобуры, вынимания пистолета, приведение его к бою;

- задержание преступника, также применение к нему специальных средств, а именно наручников;

- применение боевых приемов борьбы при защите от удара ножом, палкой.

При прохождении сотрудником ГИБДД полосы препятствий предлагается, помимо стандартных моделей препятствий, использовать следующий вариант:

1. Установить транспортное средство на старте полосы (передними колесами).

2. Беговой отрезок 10 м от линии старта до дорожного ограждения пешеходной части тротуара от проезжей части улицы (барьер: высота 1 м, ширина 4 м).

3. Тротуар, заполненный прохожими: длина 10 м, ширина 3.5 м, расстояние между столбами в длину 0,5 м, расстояние между столбами в ширину 0,5 м.

4. Отрезок 10 метров: данный промежуток будет считаться расстоянием от тротуара до дома или задания в подъезд, которого забежал правонарушитель.

5. Подъезд: одностворчатая дверь высота 2 м., ширина 0,70 м, отрезок лестницы второго этажа на высоте 4 м и оконный проем подъезда 0,40 м х 0,80 м.

6. Отрезок 10 метров: промежуток расстояния до забора, сам забор будет равен высотой 2 м шириной 3 м толщиной 0,25 м.

7. Отрезок 10 м до коммуникационной траншеи; ширина 2,5 м, длина 4 м, глубина 1,60 м.

8. Отрезок 20 м. до проема (0,60 м х 0,30 м) в уличном заборе или строительном ограждении высотой 2 м, шириной 4 м.

9. Отрезок 18 м до учебного манекена (для надевания наручников), расположенного на линии финиша.

Такой вариант полосы препятствий один из возможных, данное упражнение может быть направлено на изучение различных ситуаций. Преподаватель может давать вариативные ситуации в зависимости от направленности деятельности сотрудника и приоритета в рассмотрении данной ситуации. Также прохождение полосы препятствия помогает определить сильные и слабые стороны сотрудника, раскрывает его двигательные возможности и навыки которыми он владеет.

Другие направления, связанные с подготовкой сотрудника, установлены в приказе МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

Особое значение имеет контрольная оценка, которая выставляется после прохождения обучения. Она выставляется в соответствии с приказом № 275 от 05 мая 2018 года «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». Стоит отметить, что одной из особенностей является группа предназначения, по которой выстраивается необходимый для успешного прохождения результат по нормативам. Для

сотрудников в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установленная первая группа предназначения. Данная группа определяется спецификой работы, ее трудностью, а также иными факторами профессиональной деятельности, которые могут ухудшить здоровье сотрудника.

Помимо выполнения контрольных нормативов на силу, быстроту и выносливость, сотрудник сдает боевые приемы борьбы. Данное направление является приоритетным, поэтому ему уделяется особый контроль при проведении экзамена или зачета. Уровень владения сотрудниками боевыми приемами борьбы оценивается по результату решения трех задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента. Сотрудник, который неверно, неэффективно применяет боевые приемы борьбы, не может качественно осуществлять свою служебную деятельность. Преподаватель должен выявить уровень подготовки сотрудника, его сильные и слабые стороны, а также указать на ошибки при выполнении упражнений.

Следует сделать вывод о том, что, от педагогических технологий, использованных при подготовке сотрудника, к выполнению своих профессиональных задач, качества и уровня обучения зависит многое. Необходимо развить такие навыки, которые будут необходимы сотруднику на практике и непосредственным образом связаны со спецификой его работы. Что касается совершенствования обучения сотрудников ГИБДД необходимо обратить внимание на ряд определенных вопросов, которые влияют на качество развития служебно-прикладных навыков [3].

Рассматривая вопрос изучения приемов борьбы, важно, чтобы сотрудник четко осознавал, выполняемые им, действия. Он должен полностью понимать и прорабатывать в своем сознании определенную последовательность и вариативность действий, которые будет использовать при выполнении поставленной задачи. Это значит, что необходимо расширять возможность действовать различным образом, допускать варианты иного выполнения сотрудником допустимого боевого приема борьбы на основе собственного понимания того, как он должен эффективнее осуществлять задержание или защиту. Необходимо, не просто заставлять сотрудника копировать приемы, а объяснять их работу и назначение, так как в незнакомой, экстремальной ситуации такая модель двигательного подражания легко разрушается и не приводит к достижению профессиональных целей.

Также стоит обратить внимание, что для эффективности подготовки необходимо постоянное изменение внешних условий, сменяемость последовательности решения различных двигательных задач. Совершенствование техники движения должно отвергать стандартные, типичные условия, приводящие к стереотипности двигательных действий. Необходимо обеспечить широкий диапазон вариативности (подвижности) создаваемых двигательных навыков.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о совершенствовании полосы препятствий, необходимой для отработки двигательных действий, с которыми сотрудник может столкнуться на практике. Стоит преобразовать ее непосредственно для прохождения сотрудниками ГИБДД, использовать варианты возможных ситуаций. Например, в конце полосы препятствий установить транспортное средство, в котором будет находиться правонарушитель. Тем самым, сотрудник сможет продемонстрировать

специальные приемы и осуществить задержание, что поможет ему закрепить наработанные навыки.

Среди направлений совершенствования физической подготовки сотрудников ГИБДД следует выделить такие как:

1. Разработка учебных и научных материалов по специальной физической подготовке для сотрудников ГИБДД. В данном случае образовательного материала по направлениям специальной физической подготовке явно недостаточно. Решение данного вопроса поможет сотрудникам эффективнее готовиться к занятиям, самостоятельно повторять изученный материал, а также находить ответы в случае, если какие-либо вопросы не были проработаны на практическом занятии основательно. Данные пособия должны полностью основываться на тех упражнениях, которые необходимы сотруднику в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также давать четкое и конкретное объяснение каждому направлению специальной физической подготовки. Стоит отметить, что сотрудники при обучении могут использовать видеосюжеты и видеофильмы, которые должны быть составлены в соответст-вии с действующими требованиями к демонстрируемым упражнениям.

2. Модернизация средств и способов обучения, способствующего развитию и поддержанию профессионально значимых качеств сотрудника ГИБДД. Способы, которые используются для подготовки сотрудников ГИБДД, напрямую влияют на его профессиональные способности. Для совершенствования профессиональных навыков сотрудников ГИБДД следует обеспечить условия, которые будут моделировать специфику их деятельности. Поэтому необходимо создание специальных полигонов и мест для отработки приемов, умений и навыков в определенных условиях приближенным к реальности. Это поможет наиболее полно проработать некоторые упражнения, а также сориентировать действия при столкновении с подобным на практике.

3. Совершенствование вариативных особенностей применение боевых приемов борьбы сотрудниками женского пола. Некоторые приемы для лиц женского пола не целесообразно использовать в обучении, так как на практике они будут не эффективны. При планировании, организации и проведении учебных занятий по данному направлению важно учитывать следующие факторы: психологию женщины, общебиологические особенности развития, показатели функционального состояния органов и систем. Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что на практике сотрудники по обеспечению безопасности дорожного движения женского пола, применяя конкретные боевые приемы, не могут эффективно провести некоторые из них. Успешное решение данной проблемы целесообразно связывать с внедрением новых технологий и методик обучения, имеющих профессиональную и тендерную направленность. Аналитическая и статистическая деятельность позволит определить те приемы, которые меньше всего дают результат в деятельности сотрудника ГИБДД женского пола и разработать более действенные [4].

Совершенствование форм и методов физической подготовки сотрудников ГИБДД, безусловно, приведет к повышению качества профессионального обучения. Деятельность в сфере безопасности дорожного движения уже многие годы является достаточно опасной, тем самым, обуславливая особое внимание к специальной фи-

зической подготовке сотрудников ГИБДД. Устранение недостатков в данной сфере является необходимым условием для дальнейшего развития физической подготовки, а также выполнения сотрудниками своих служебных обязанностей на более высоком уровне.

Специальная физическая подготовка сотрудника ГИБДД - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для выполнения возложенных на него служебных задач. Она заключается в отельных направлениях, которые входят в данную дисциплину. Непосредственно на занятиях по специальной физической подготовке формируются и отрабатываются двигательные качества и навыки, которые необходимы в экстремальных ситуациях. На занятиях по физической подготовке сотрудник ГИБДД закрепляет профессиональные умения в соответствии со спецификой его деятельности [5]. Профессионализм сотрудника подразумевает разрешение проблемы, возникшей в неожиданных условиях при помощи наработанных умений, ориентирования в мгновенно изменяющейся обстановке, реализации принятого решения своими действиями.

Особую роль в развитии необходимых качеств играют педагогические технологии. Именно на их основе строится учебный процесс. Преподаватель дает правильное понимание к выполнению того или иного упражнения, отслеживает результаты сотрудников и способствует устранению неточностей при совершении ошибок в тренировочной деятельности. Осуществляя деятельность по подготовке сотрудников, он применяет наиболее актуальные методы и средства.

Внимание к совершенствованию профессионального обучения сотрудников ГИБДД существует уже давно. Это связано с тем, что уровень преступности возрастает с каждым годом, поэтому профессиональная подготовка служащих, также должна быть нацелена на совершенствование прикладных умений и навыков. Стоит обратить внимание, что данное подразделение работает в трудных условиях и многие факторы пагубно влияют на здоровье сотрудника. Поэтому именно физическая подготовка способствует нормальному функционированию организма при сложных для него условиях.

Сотрудник ГИБДД должен за время обучения полно и качественно изучить прикладные направления, расширить свои физические возможности и уметь правильно применять их в своей служебной деятельности.

Литература

1. Еремин Р. В. Основные направления совершенствования физической подготовки сотрудников ДПС ГИБДД в территориальных органах МВД России на региональном уровне // Научный вестник Орловского юридического института Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 1 (70). С. 115-118.

2. Кузнецов М. Б. Некоторые аспекты совершенствования силовых качеств у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2019. № 1 (2). С. 255-259.

3. Алдошин А. В. Устойчивость организма сотрудников ГИБДД к экстремальным

воздействиям служебной деятельности // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2019. № 1 (2). С. 9-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Особенности адаптации к процессу физической подготовки женщин-курсантов, обучающихся в вузах МВД России / Д. В. Осипов [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 6. С. 38-44.

5. Алдошин А. В. Характеристика служебной деятельности сотрудников ГИБДД и факторы, определяющие ее эффективность // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2016. № 2 (67). С. 110-112.

References

1. Eremin R. V. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya fizicheskoy podgotovki sotrudnikov DPS GIBDD v territorial'nykh organakh MVD Rossii na regional'nom urovne [The main directions of improving the physical training of traffic police officers in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta Ministerstva vnutrennikh del Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2017, no. 1 (70), pp. 115-118.

2. Kuznetsov M. B. Nekotorye aspekty sovershenstvovaniya silovykh kachestv u kur-santov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii, obuchayushchikhsya po profilyu GIBDD [Some aspects of improving the strength qualities of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, students in the traffic police profile]. Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya - Management of activities to ensure road safety: state, problems, ways of improvement, 2019, no. 12, pp. 255-259.

3. Aldoshin A. V. Ustoychivost' organizma sotrudnikov GIBDD k ekstremal'nym vozdeystviyam sluzhebnoy deyatel'nosti [Stability of the body of traffic police officers to extreme impacts of service activities]. Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya - Management of activities to ensure road safety: state, problems, ways of improvement, 2019, no. 12, pp. 9-13.

4. Osipov D. V. [et al.]. Osobennosti adaptatsii k protsessu fizicheskoy podgotovki zhenshchin-kursantov, obuchayushchikhsya v vuzakh MVD Rossii [Features of adaptation to the process of physical training of female cadets studying in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport - News of the Tula State University. Physical culture. Sport, 2019, no. 6, pp. 38-44.

5. Aldoshin A. V. Kharakteristika sluzhebnoy deyatel'nosti sotrudnikov GIBDD i faktory, opredelyayushchie ee effektivnost' [Characteristics of the service activities of traffic police officers and factors that determine its effectiveness]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2016, no. 2 (67), pp. 110-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.