Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котлячков О.В., Павлов К.В.

В статье даётся анализ современного состояния экономики потребительской кооперации в Удмуртской республике, а также определяются основные направления ее дальнейшего развития. Выявляются социально-экономические особенности системы потребительской кооперации региона, а также определяется роль потребительской кооперации Удмуртской Республики в экономическом развитии территории. В статье используются методы экономической статистики. Проанализирована динамика основных хозяйственных показателей системы потребительской кооперации Удмуртии и определены перспективы ее развития в обозримом будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котлячков О.В., Павлов К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4

Основные направления и перспективы инновационного развития потребительской кооперации: региональный аспект

Main directions and prospects of innovative development of consumer cooperation: regional aspect

УДК 330.336

О. В. Котлячков, Ижевский филиал Российского университета кооперации (Ижевск, Россия) К. В. Павлов, Ижевский филиал Российского университета кооперации (Ижевск, Россия)

O. V. Kotlyachkov, Izhevsk branch of the Russian University of Cooperation (Izhevsk, Russia) K. V. Pavlov, Izhevsk branch of the Russian University of Cooperation (Izhevsk, Russia)

В статье даётся анализ современного состояния экономики потребительской кооперации в Удмуртской республике, а также определяются основные направления ее дальнейшего развития.

Выявляются социально-экономические особенности системы потребительской кооперации региона, а также определяется роль потребительской кооперации Удмуртской Республики в экономическом развитии территории.

В статье используются методы экономической статистики.

Проанализирована динамика основных хозяйственных показателей системы потребительской кооперации Удмуртии и определены перспективы ее развития в обозримом будущем.

Ключевые слова: потребительская кооперация, Удмуртская республика, современное состояние, социально-экономические особенности, инновационное развитие.

In article the analysis of the current state of economy of consumer cooperation in the Udmurt Republic is given and also the main directions of her further development are defined.

Come to light socially — economic features of system of consumer cooperation of the region.

In article methods of economic statistics are used.

Dynamics of the key economic indicators of system of consumer cooperation of Udmurtia is analysed and the prospects of her development in the near future are defined.

Key words: consumer cooperation, Udmurt Republic, current state, social and economic features, innovative development.

© Котлячков О. В., Павлов К. В., 2017

Введение

Значительную роль в процессе устойчивого развития экономики Удмуртской Республики играла и по-прежнему играет система потребительской кооперации региона (в последнее время «Удмуртпотребсоюз» регулярно занимает высокие места по важнейшим показателям в системе рейтинговой оценки развития потребительской кооперации Российской Федерации в целом). В ретроспективном аспекте необходимо добавить, что еще в декабре 1890 года Министерство внутренних дел царского правительства утвердило Устав первого на территории современной Удмуртии Сарапульского общества потребителей. Подписавший этот Устав сенатор Плеве невольно способствовал зарождению и развитию на территории национальной окраины царской России нового, доселе неизвестного здесь кооперативного движения [3]. Система потребительской кооперации Удмуртии прошла трудный и сложный путь, ставшая ныне крупной общественно-массовой, хозяйственной организацией, играющая важную роль в деле обслуживания тружеников села. Важнейшим итогом развития экономики Удмуртии в XXI веке стало стабильное поступательное развитие ее в составе России, когда Удмуртия демонстрировала устойчивый рост её основных экономических показателей.

В настоящее время Удмуртия — единственный регион, где потребительская кооперация представлена во всех своих административных единицах [2]. Оставаясь уникальной многопрофильной системой, занимающейся производством, закупками сырья и сельхозпродукции в личных подворьях, оказывая услуги населению, Удмуртпотребоюз в последние годы

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 4

особое внимание уделял развитию своей торговли. При этом стоит напомнить, что потребительская кооперация — единственная торговая система, снабжающая товарами первой необходимости отдаленные и малонаселенные деревни, где порой проживают несколько человек. Ни одно торговое предприятие не берет на себя такую важную социальную функцию.

В зоне деятельности потребительской кооперации Удмуртии в настоящее время находится 1714 населенных пунктов, из которых более 500 — с численностью жителей до 100 человек. В такого рода населенных пунктах в общей сложности проживает 23 тысячи человек. Обеспечение населения необходимым комплексом товаров и услуг в сельских поселениях, без учета административных центров районов, осуществляют 800 магазинов, из которых половина убыточны вследствие малой численности жителей, их низкой покупательной способности, преобладания в структуре оборота дешевых товаров, а также из-за проблем, связанных с состоянием дорог.

Всё это определяет актуальность темы работы [5]. Целью исследования является то, что в нём выявляются социально — экономические особенности системы потребительской кооперации региона. Важнейшей задачей исследования является анализ современного состояния экономики потребительской кооперации в Удмуртской республике, а также определение основных направлений её дальнейшего развития.

Основная часть

Удмуртская Республика, этот старопромышленный регион, в настоящее время является субъектом Российской Федерации — одной из 22 республик в составе Российской Федерации. Как отдельное территориальное образование она впервые была образована 4 ноября 1920 г. в виде Вотской автономной области, 1 января 1932 г. была переименована в Удмуртскую автономную область, 28 декабря 1934 г. преобразована в Удмуртскую АССР, а с 11 октября 1991 г. преобразована в Удмуртскую Республику в составе Российской Федерации. Столицей региона является город Ижевск с численностью населения около 611тыс. чел.

Удмуртская Республика расположена в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и Вятки, и занимает площадь

42,1 тыс. км2, что составляет 0,25 процента общей площади Российской Федерации. На западе и севере граничит с Кировской областью, на Востоке — с Пермской областью, на юго-востоке — с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе — с Республикой Татарстан. Протяженность территории с севера на юг — 297,5 км, с запада на восток — 200 км. Общая протяженность границ 1800 км. Расстояние от столицы Удмуртской Республики города Ижевска до Перми 376 км, до Казани — 395, до Екатеринбурга — 800, до столицы Российской Федерации города Москвы — 1129 км.

Удмуртская Республика имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России. Транспортная сеть включает в себя 777 км железных дорог, 6302 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твердым покрытием — 6028 км, 180 км судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Черное и Балтийское моря [1]. Важнейшие пристани — Камбарка и Сарапул. Судоходство по реке Кама — в пределах республики. Республику пересекает 12 магистральных газопроводов и 4 магистральных нефтепровода.

Природа Удмуртии по растительному покрову относится к таежной зоне: почти половина территории покрыта лесами, в основном хвойными. Республика богата нефтью, торфом, строительными материалами, открыты запасы каменного угля. Отмечены рудопроявления меди, железа, марганца, минеральных красок. Распространены известняки, глины, пески, гравий. Основные отрасли промышленности — нефтедобыча, производство машин и оборудования, производство пищевых продуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. В сельском хозяйстве — зерноводство, льноводство, овощеводство, производство мяса, молока и яиц.

Удмуртия находится на востоке Русской равнины, в европейском Приуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Положение республики в средних северных широтах и отсутствие поблизости морей и океанов обуславливают умеренно континентальный климат с холодной снежной зимой и теплым летом. Самый холодный месяц — январь; среднемесячная температура воздуха минус 9,9 градусов по Цельсию. Самый теплый — июль; средняя температура

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4

месяца 20,9 градусов выше нуля. На территории Удмуртии расположено 5 городов республиканского, в том числе Воткинск, Глазов, Сарапул и Можга и 1 — районного подчинения (Камбарка), 25 сельских районов, 5 поселков городского типа, 317 сельских администраций, 1961 сельских населенных пунктов. Численность населения республики на 01.01.2015 года — 1529,2 тыс. человек. Городское население — 67,8%. Плотность населения — 36 человек на квадратный километр [4].

В последнее время система потребительской кооперации Удмуртской Республики весьма успешно развивается. Так, за период с 2010 по 2015 гг. совокупный объем деятельности Удмуртпотребсоюза вырос с 9297 тыс. руб. до 12063 тыс. руб., т. е. в 1,3 раза (см. табл. 1].

Необходимо отметить, что наблюдается рост доли оборота розничной торговли в обороте розничной торговли Центросоюза и в то-

варообороте кооперативных организациями, Приволжского федерального округа, что может также характеризовать тенденцию поступательного развития кооперативных организаций Удмуртской Республики.

Необходимо отметить и наличие тенденции к увеличению оборота по отдельным видам деятельности с сохранением общей тенденции (см. табл. 2]

Необходимо отметить, что растет в абсолютном выражении доля не торговых видов деятельности. Наибольший удельный вес среди всех видов деятельности, осуществленных кооперативными организациями является розничная и оптовая торговля, а наименьший удельный вес — оказание платных услуг населению.

За анализируемый период доля, удельный вес перечисленных видов деятельности изменилась следующим образом: доля оборота розничной торговли несколько снизилась — с 57%

Таблица1

Показатели совокупного оборота розничной торговли кооперативных организаций

Удмуртской Республики

Наименование организации Совокупный оборот

2010 г. 2011 г. 2012г. 2013 г. 2014г. 2015 г.

Центросоюз, тыс. руб., всего 228003 239293 246079 258734 243432 231698

Доля, % 100 100 100 100 100 100

Темп роста (к 2010г.) 1,05 1,08 1,13 1,07 1,02

Приволжский ФО, тыс. руб. 74969 84113 89304 95195 92992 91741

Доля, % 32,88 35,15 36,29 36,79 38,20 39,60

Темп роста (к 2010г.) 1,12 1,19 1,24 1,24 1,22

Удмуртпотребсоюз, тыс. руб. 9297 10771 12010 13219 13228 12063

Доля в обороте Центросоюза, % 4,08 4,50 4,88 5,11 5,43 5,21

Доля в обороте по Приволжскому округу, % 12,40 12,81 13,45 13,89 14,22 13,15

Темп роста (к 2010 г.) 1,16 1,29 1,42 1,42 1,30

Год Оборот розничной торговли Оборот общественного питания Оптовый оборот Закупки сельхозпродуктов и сырья Объем промышленной продукции Платные услуги населению Итого

2010 5337,4 643,9 1518,5 802,0 892,2 102,7 9296,6

2011 6244,7 756,4 1746,9 915,3 990,4 117,1 10770,8

2012 6931,6 866,5 1930,6 1032,5 1120,1 128,8 12010,2

2013* 7285,1 938,2 2085,0 1180,3 1288,0 135,6 13219,2

2014* 7033,1 910,8 2141,5 1340,0 1307,0 117,1 13227,8

2015* 6544,2 816,7 1819,7 1085,1 1308,2 106,2 12062,6

* без учета других видов деятельности

Таблица 2

Совокупный объем деятельности кооперативных организаций Удмуртской Республики

по направлениям деятельности, тыс. руб.

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 4

до 54 %, удельный вес оптовой торговли практически не изменился и составляет 15—16%, а доля платных услуг населению также не изменилась — около 1% (см. табл. 3). Необходимо отметить, что имел место рост доли объема промышленной продукции — это может свидетельствовать о развитии собственной производственной базы.

Анализируя показатели базисных темпов роста совокупного объема деятельности кооперативных организаций Удмуртии (см. табл. 4), можно сделать вывод о том, что к концу исследуемого периода наблюдается замедление темпов роста показателей, характеризующих объемы всех видов деятельности в системе кооперации, исключение — лишь показатель, характеризующий объем промышленной продукции. Наиболее высокие показатели темпов роста наблюдаются в 2013 г. Дальнейшее снижение ука-

занных показателей в значительной степени связано с экономическим кризисом и началом действия экономических санкций, введенных против России со стороны развитых государств.

Учитывая, что оборот розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания, как уже отмечалось, дает более половины совокупного объема деятельности кооперативных организаций Удмуртии, целесообразно рассмотреть эту проблему подробнее. Так, из таблиц 5 и 6 видно, что показатель розничного товарооборота, включая оборот общественного питания, за период с 2010 по 2015 гг. в Удмуртпотреб-союзе вырос, когда как в Центросоюзе в целом указанный показатель снизился.

Доля Удмуртпотребсоюза и в обороте Центросоюза в целом, и в обороте кооперативных организаций Приволжского федерального округа несколько увеличилась.

Таблица 3

Структура совокупного объема деятельности кооперативных организаций

Удмуртской Республики, %

Год Оборот розничной торговли Оборот общественного питания Оптовый оборот Закупки сельхозпродуктов и сырья Объем промышленной продукции Платные услуги населению Всего

2010 57,4 6,9 16,3 8,6 9,6 1,1 100,0

2011 58,0 7,0 16,2 8,5 9,2 1,1 100,0

2012 57,7 7,2 16,1 8,6 9,3 1,1 100,0

2013* 55,1 7,1 15,8 8,9 9,7 1,0 100,0

2014* 53,2 6,9 16,2 10,1 9,9 0,9 100,0

2015* 54,3 6,8 15,1 9,0 10,8 0,9 100,0

* без учета других видов деятельности.

Таблица 4

Базисные темпы роста совокупного объема деятельности кооперативных организаций

Удмуртской Республики

Год Оборот розничной торговли Оборот общественного питания Оптовый оборот Закупки сельхозпродуктов и сырья Объем промышленной продукции Платные услуги населению Итого

2011 1,170 1,175 1,150 1,141 1,110 1,140 1,159

2012 1,299 1,346 1,271 1,287 1,256 1,254 1,292

2013* 1,365 1,457 1,373 1,472 1,444 1,321 1,389

2014* 1,318 1,414 1,410 1,671 1,465 1,141 1,382

2015* 1,226 1,268 1,198 1,353 1,466 1,034 1,256

* без учета других видов деятельности.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4

Из таблицы 7 видно, что к концу анализируемого периода темпы роста розничного товарооборота снизились на всех уровнях управленческой иерархии, однако в наибольшей степени это коснулось Центросоюза в целом.

Из таблицы 8 видно, что за период с 2010 по 2015 гг. число пайщиков в Удмуртпотребсоюзе почти не изменилось, тогда как в Приволжском федеральном округе число пайщиков снизилось почти вдвое, а для Центросоюза характерно снижение в 1,5 раза.

Данные показатели в целом свидетельствуют о том, что потребительская кооперация Удмуртии развивается достаточно стабильно.

Потребительская кооперация в целом оказывает существенное влияние на развитие аграрной экономики, однако в различных регионах уровень этого влияния значительно варьирует. Объясняется это группой факторов, в том числе территориальными особенностями функционирования экономики различных районов, различиями в экономическом потенциале разных обществ потребительской кооперации, спецификой проведения социально-экономической политики на региональном уровне и пр. Важно также, что изучению количественных оценок влияния организаций потребкооперации на аграрную экономику придавалось не доста-

Таблица 5

Оборот розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания,

тыс. руб.

Наименование организации Оборот розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Центросоюз, всего 172383 180549 186478,917 189914 175073 162433

Приволжский ФО 54863,1 61481,2 65099,116 66863,3 63974,1 62103

Удмуртпотребсоюз 5981,27 7001,09 7798,134 8223,37 7943,93 7361

Таблица 6

Доля оборота розничной торговли Удмуртпотребсоюза в общем обороте розничной торговли,

включая оборот общественного питания

Наименование организации Оборот розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Центросоюз, всего 100 100 100 100 100 100

Приволжский ФО 31,83 34,05 34,05 35,21 36,54 38,23

Удмуртпотребсоюз (доля в обороте Центросоюза) 3,47 3,88 4,18 4,33 4,54 4,53

Удмуртпотребсоюз (доля в обороте Приволжского фед. округа) 10,90 11,39 11,98 12,30 12,42 11,85

Таблица 7

Темпы роста оборота розничной торговли, включая оборот общественного питания

за 2010—2015 гг., %

Наименование организации Розничный товарооборот, включая оборот предприятий общественного питания

2011 г. 2012г. 2013 г. 2014г. 2015 г.

Центросоюз, всего

темп роста цепной 1,05 1,05 1,05 1,05 1,05

базисный (к 2010 г.) 1,05 1,08 1,10 1,02 0,94

в том числе Приволжский ФО

темп роста цепной 1,12 1,06 1,03 0,96 0,97

базисный (к 2010 г.) 1,12 1,19 1,17 1,17 1,13

в том числе Удмуртпотребсоюз

темп роста цепной 1,17 1,11 1,05 0,97 0,93

базисный (к 2010 г.) 1,17 1,30 1,37 1,33 1,23

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 4

Таблица 8

Численность пайщиков

Наименование организации тыс. чел.

2010 г. 2011 г. 2013 г. 2014г. 2015 г.

Центросоюз, всего 3718 3587,02 2627,18 2469,2 2319

в том числе Приволжский ФО 1008,13 986,19 642,273 594,691 586

в том числе Удмуртпотребсоюз 150,759 151,237 151,507 148,42 149

точное внимание, чем в значительной мере объясняется слабая изученность данной проблемы, что и определяет в целом актуальность темы.

Количественные оценки уровня влияния потребительской кооперации на развитие социально-экономической системы сельскохозяйственных районов Удмуртской республики будут зависеть также и от выбора статистического показателя. Так, в таблице 9 показаны район-

ные различия в системе Удмуртпотребсоюза по показателю розничного товарооборота в 2015 г. Из нее видно, что в расчете на одного человека в среднем по объему продаж, безусловно, лидирует Дебесское потребительское общество, где анализируемый показатель в 2015 году значительно превысил средний по Удмуртпотребсоюзу. В лидирующую группу по показателю розничного товарооборота в среднем на одного чело-

Организации 2015 год в % к 2014г. Продано на 1 чел. по району (рублей) Числен. насел. на 1.01.14 г. (чел.) Уд. вес п/к в т/о района (%) *)

в сопост. ценах в действ. ценах

2014 г. 2015 г.

1. Ярское 242 734 85 98 17 069 14221 25 24

2. Глазовское 193 653 86 100 11 001 17604 20 20

3. Юкаменское 170 315 93 107 18 523 9195 21 22

4. Балезинское 238166 93 107 8 814 27022 14 13

5. Карсовайское 181268 92 107 31 318 5788 47 49

6. Красногорское 293 112 89 103 30 708 9545 41 41

7. Кезское 289 162 82 95 13 523 21383 14 13

8. Селтинское 492 389 90 104 23 446 21001 39 39

9. Увинское 232 983 77 89 6 049 38517 7 6

10. Дебесское 461 110 87 100 37 541 12283 52 51

11. Игринское 538 980 85 98 14 414 37392 16 15

12. Як. Бодьинское 100 205 75 86 4 660 21501 9 7

13. Завьяловское 128 971 85 99 2 962 43543 4 4

15. М. Пургинское 209 229 77 88 6 283 33299 14 12

16. Боткинское 300 756 87 100 12 181 24690 13 12

17. Шарканское 301 543 95 110 15 937 18921 25 26

18. Сарапульское 141 334 75 86 5 767 24506 12 10

19. Каракулинское 232 375 86 99 20 008 11614 26 25

20. Алнашское 330 076 89 103 17 054 19355 27 28

21. Бавожское 352 076 87 101 22 338 15761 29 29

22. Кизнерское 363 337 87 100 18 698 19432 32 31

23. Граховское 215065 94 109 24 599 8743 28 30

24. Глазовское ПО «Оптовик» 20 715 105 120

25. Ижевское ПО «Оптовик» 335323 89 103

26. Сарапульское ПО «Оптовик» 5 786 81 93

27. Можгинское ПО «Оптовик» 167772 95 110

28. ООО «Торговый дом УПС» 516 509 86 100

Всего по системе (млн руб.) 7 361 93 80 15 172 542 18 17

* Оборот п/к с учетом оборота торговли, общепита, розничного оборота торговых баз и торговой сети «Радамир».

Таблица 9

Розничный товарооборот, включая оборот предприятий общественного питания

по Удмуртпотребсоюзу, (тыс. руб.)

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4

века в этом году попали также Красногорское и Карсовайское общества. Наоборот, к группе аутсайдеров следует отнести Завьяловское и Якшур-Бодьинское потребительские общества, что, скорее всего, объясняется существенным пересечением с городской экономикой и большими возможностями в системе потребительского выбора, тогда как для лидеров, наоборот, удаленностью от городских систем. Необходимо также отметить значительную долю в товарообороте муниципальных образований, достигающую в отдельных райпо 51—52 %.

Особенно большое влияние система потребительской кооперации на реализацию розничного товарооборота оказывает в Дебесском районе, где ее доля составляет более половины. Объясняется это рядом факторов, в т. ч. удаленностью этих районов от городских территорий. Это же справедливо и в отношении Кизнерского и Каракулинского районов. Наименьшее значе-

ние в развитии районной экономики по показателю розничного товарооборота (менее 20 %] имеют Завьяловское и Якшур-Бодьинское общества потребительской кооперации — здесь, как раз-таки, наоборот, сказывается фактор близости социально-экономической системы городов Удмуртии (прежде всего, ее столицы — г. Ижевска].

Рассмотренные показатели являются важнейшими, т. к. именно их действие оказывает наиболее существенное влияние на развитие аграрной экономики со стороны районных по-требобществ. Кроме них можно выделить также такие факторы, как отраслевая структура муниципальной экономики, региональные особенности проводимой хозяйственной политики и ряд других. В целом в таблице 10 приводится комплексная оценка влияния потребительских организаций на развитие аграрной экономики Удмуртии.

Таблица10

Совокупный объем деятельности кооперативных организаций за 2015 год, (тыс. руб.)

и и и ч ^ о ж о и Г5 « о ж я к и у '5 ы н н о р и ыт Совокупный объем деятельности Занимаемое место по объему

ц а го и I а и Л О Товарообор розничной тор и общепит Объем промышлен] продукци] л и у е ы н Н а л С Заготовитель оборот о б о й ы в о т п О Ч и ио вн е ь ил иге Ь ^ К сг щ Всего в т. ч. на 1 работающего

1. Ярское 242 734 35 014 918 8 306 3 779 5478 296229 1085 18

2. Глазовское 193 653 69 988 1 549 46 405 6958 318553 1569 16

3. Юкаменское 170 315 25 475 1 073 19 071 1 131 810 217875 1217 20

4. Балезинское 238 166 86 007 2 967 73 395 9 841 4581 414 957 1265 8

5. Карсовайское 181268 15 020 634 9 506 1 660 456 208 544 1409 21

6. Красногорское 293112 11 197 1924 27 340 1 175 591 335339 1397 15

7. Кезское 289 162 70 844 6 396 34 278 4 010 2545 407235 1191 9

8. Селтинское 492 389 79 164 3 998 59 423 3 217 4436 642 627 1770 3

9. Увинское 232 983 63 757 1 682 40 797 2 695 5760 347674 1097 14

10. Дебесское 461110 31 968 2550 22 521 24 961 5841 548 951 1777 4

11. Игринское 538 980 71 338 3239 36 609 23 187 1176 674529 1551 2

12. Як. Бодьинское 100 205 3 437 1870 10 805 9 573 3309 129199 1025 24

13. Завьяловское 128 971 22 607 28 130 56 19584 199 348 1780 22

15. М. Пургинское 209229 79 176 3655 49 539 38 761 2361 382 721 1377 11

16. Боткинское 300 756 49 531 1 730 25 074 1 267 1593 379 951 1333 12

17. Шарканское 301 543 34 785 3168 23 258 8 024 2595 373373 1458 13

18. Сарапульское 141 334 1 499 630 19 759 7 922 1621 172 765 1800 23

19. Каракулинское 232 375 18 132 964 17 797 14 571 477 284316 1329 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Алнашское 330 076 81 628 4 156 59 558 21 563 780 497761 1546 6

21. Вавожское 352 076 36 364 1872 29 113 4 668 1513 425606 1438 7

22. Кизнерское 363 337 111 833 1 723 33 034 26 461 9296 545 684 1156 5

23. Граховское 215065 49 817 958 37 053 10 220 3432 316 545 1759 17

24. Оптовик Ижевск 335 323 14 383 15 938 6 849 22 32444 404 959 1302 10

24. Торговый Дом 516509 16 616556 8944 1 142 025 3062 1

Всего по системе 7360947 1 308220 106211 1 085051 1 819 719 382000 12 062 148 1710

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 4

Заготовки в системе Удмуртпотребсоюза всегда считались приоритетным направлением деятельности кооперативных организаций. Так и в 2014 году основными видами заготовок с подворий граждан были мясо, молоко, картофель, овощи. Кроме заготовительной деятельности кооперативные организации ежегодно реализуют населению молодняк скота и птицы: поросят, телят, цыплят — хорошее подспорье в крестьянском хозяйстве. Б 2014 году продали молодняка на 26 млн рублей (150 тысяч штук птицы и 8 тыс. голов поросят), работа продолжалась и в 2015 году.

Заготовительные организации Удмурт-потребсоюза уже в январе 2016 г. приступили к массовой реализации населению 4-х месячных цыплят кур породы Хайсенс-Браун (коричневая). Особую активность в реализации птицы проявляют заготовители Якшур-Бодьинского, Мало-Пургинского, Алнашского райпо, обеспечивая селян молодняком домашней живности. Сельское население кооператорам доверяет, считает их своими помощниками, партнерами. Селяне знают, что кооператоры не подведут, качество продукции, предлагаемое ими, проверялось не один год. Население республики, желающее приобрести молодняк кур, может обращаться в рай-по, заготовители потребобществ помогут им решить проблемы, касающиеся приобретения молодняка скота и птицы.

Б результате такого подхода заготовительный оборот за 2014 год составил 1074 млн рублей, что на 124 млн рублей больше, чем в 2013 году. Бозросли закупки всех основных видов сельскохозяйственной продукции: мяса, молока, овощей, картофеля, лекарственно-технического сырья. Населению выплачено за сданную продукцию 913 млн рублей (в 2013 году — 810 млн рублей). Продано 151 тыс. штук птицы и 2,4 тыс. голов поросят, реализовано более 8 тыс. тонн комбикормов и отрубей.

Б системе Удмуртпотребсоюза от населения ежегодно закупается до 12 тыс. тонн картофеля и овощей. Кооператоры готовы рассмотреть предложения по сбыту овощей и картофеля не только на территории Удмуртии, но и за ее пределами. Удмуртпотребсоюз имеет два племенных звероводческих хозяйства — ООО «Зверохозяйство «Можгинское» и ООО «Зверохозяйство Кизнерского райпо». Это единственные предприятия такого профиля

в агропромышленном комплексе региона и к тому же весьма заметные даже и на российском уровне — в них разводят норок разных пород: «сапфир», «пастель», «стандартная темно-коричневая», «серебристо — голубая», «клестовка», «скан-блэк». Зверохозяйства имеют возможность реализовать свой племенной молодняк и шкурки различных расцветок.

Общий объем инвестиций в развитие материально-технической базы системы потребительской кооперации Удмуртской Республики в последнее время составил 220 млн рублей, в том числе в торговле — 68 млн рублей, в производстве и общепите — 50 млн рублей, затраты на приобретение автотранспорта составили 25,5 млн рублей. Б новое строительство и реконструкцию объектов торговли вложено около 70 млн рублей — введен склад по оптовой продаже товаров площадью 2000 кв. м в г. Ижевске, построено 3 магазина в Граховском районе, д. Лака-Тыжма Кизнерского района, с. Дебы Красногорского района и приобретено 5 магазинов: в Глазовском, Дебесском, Алнашском, Селтинском и Шарканском райпо общей торговой площадью 470 кв. м; проведена реконструкция 25 магазинов в 11 райпо с увеличением торговой площади и расширением ассортимента; продолжено строительство магазинов в с. Бавож, с. Селты, п. Ува.

Для безошибочного качественного и количественного ведения учета товаров в рознице и своевременного принятия правильных управленческих решений в торговой отрасли был внедрен инновационный проект: «Автоматизация торговых процессов на базе единой 1Т-платформы». Б рамках проекта в офис Удмуртпотребсоюза был установлен промышленный сервер (мощный компьютер), куда ежеминутно передается информация о товародвижении из 25 районных офисов и 373 автоматизированных магазинов. Ежедневно через систему проходит более 3 тыс. документов. Объем информационной базы более 150 Гигабайт. Разработаны и внедрены в работу технологические инструкции, стандарты и регламенты работы. Изменив организационные структуры торговых отделов райпо, были внедрены категорийные менеджеры, перераспределены ответственность и полномочия. Появилась возможность автоматического формирования заявки с учетом фактических

Бестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4

статистических данных о продажах согласованного ассортимента, используя аналитические отчеты программы. Б автоматизированных магазинах стало возможным быстро и точно проводить продажу товаров, принимать к оплате банковские карты, использовать гибкие схемы скидок и дисконтные карты. Успешное внедрение проекта делает магазины потребительской кооперации конкурентоспособными и более привлекательными для покупателей.

Развитие конкуренции на селе способствует вводу новых технологий, что позволяет предложить качественный товар сельским потребителям и увеличить выпуск собственной продукции. Удмуртпотребсоюз продолжает плановое техническое перевооружение на своих предприятиях, в частности, на хлебопекарнях и хлебокомбинатах. Так, Алнашское райпо для своего хлебокомбината приобрело современное автоматическое оборудование: ротационную печь «Муссон Ротор», упаковочную машину термоусадочную туннельную «Коврига Термо», установку для умягчения воды и котел для обогрева предприятия. Это, по словам директора хлебокомбината Ольги Карповой, объясняется тем, что на предприятии перемены неизбежны, нужно совершенствоваться — технически, технологически, структурно. Большое внимание уделяем повышению производительности труда. Сегодня необходимо повышать конкурентоспособность своего производства, делать продукты более качественными, увеличивать ассортимент выпускаемой продукции, а внешний вид изделий должен отвечать требованиям самых взыскательных покупателей, иначе эту нишу на рынке займут продукты конкурентов. Это касается абсолютно всех пищевых товаров, в том числе хлеба и хлебобулочных изделий.

При этом Удмуртпотребсоюзом взят курс и на расширение собственной торговой сети «Радамир», которая сегодня является одной из ведущих торговых сетей в Удмуртии. За последние годы кооператорами Удмуртии построен 41 магазин общей торговой площадью более 3 тысяч квадратных метров, в 122 магазинах проведена реконструкция, что позволило также увеличить их торговую площадь, закуплено торгового оборудования на 100 миллионов рублей.

Заключение

Б результате реализации инновационных проектов по автоматизации торговых объектов и организации объединенных закупок в единую региональную сеть было объединено 400 автоматизированных магазинов и распределительных складов райпо. Б условиях жесткой конкуренции Удмуртпотребсоюз видит свое главное преимущество в увеличении доли товаров собственного производства на прилавках и в торговых залах своих магазинов. Б 2015 году через предприятия розничной торговли и общественного питания продано продукции собственного производства на 2 млрд рублей.

Доля собственной продукции в разных районах варьируется от 30 до 65 процентов. Развивая торговлю, кооператоры Удмуртии развивают и другие направления своей деятельности. Так, благодаря проводимым закупкам сельхозпродукции в личных подворьях сельские жители смогли пополнить свой семейный бюджет на 730 млн рублей. Кроме того, Удмуртпотребсоюз снабжает владельцев личных подсобных хозяйств кормами, поголовьем молодняка скота и птицы, семенным материалом, минеральными удобрениями, средствами малой механизации.

Таким образом, в настоящее время Удмуртия — единственный регион, где потребительская кооперация представлена во всех своих административных единицах. Оставаясь уникальной многопрофильной системой, занимающейся производством, закупками сырья и сельхозпродукции в личных подворьях, оказывая услуги населению, Удмуртпотребоюз в последние годы особое внимание уделял развитию своей торговли. При этом стоит напомнить, что потребительская кооперация — единственная торговая система, снабжающая товарами первой необходимости отдаленные и малонаселенные деревни, где порой проживают несколько человек. Ни одно торговое предприятие не берет на себя такую важную социальную функцию.

Исходя из данных таблицы 11, можно видеть, что значение показателя доли оборота розничной торговли в аналогичном показателе, характерном для Приволжского ФО, Центросоюза и в сельской экономике Удмуртской Республики в целом неуклонно росло за период с 2010 по 2014 гг. и лишь несколь-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 4

Таблица 11

Доля оборота розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания Удмуртпотребсоюза, в общем обороте розничной торговли Центросоюза, Приволжского ФО и Удмуртской Республики (среди сельскохозяйственных районов), %

Наименование организации Доля оборота розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Центросоюз, всего 3,5 3,9 4,2 4,3 4,5 4,5

Приволжский ФО 10,9 11,4 12,0 12,3 12,4 11,9

Удмуртская Республика (сельскохозяйственные районы) 25,3 25,5 25,9 26,2 26,3 25,8

ко снизилось в 2015 году, что во многом связано со влиянием экономических санкций, введенных против России со стороны США и стран ЕС. Важно также добавить, что в Удмуртии в ближайшее время планируется открытие первых магазинов «КООП-Пятерочка», подобно тому, как это уже сделано в Ульяновской и Кемеровской областях. Реализация этого проекта осуществляется в рамках Соглашения о сотрудничестве между Центросоюзом России и одной из крупнейших отечественных компаний розничной торговли — X5 Retail Group. Данное партнерство считается взаимовыгод-

ным, в частности, потребкооперацию привлекает то, что кооперативные организации получат существенные инвестиции в свою торговую инфраструктуру, а также улучшат техническое состояние своих торговых объектов и приведут их конфигурацию в соответствие с требованиями современных торговых технологий. Кроме этого, используя популярный бренд, будет возможность осуществлять ценообразование на товары на уровне федеральных сетей, что должно будет повысить конкурентоспособность розничных предприятий системы потребкооперации.

Список литературы

1. Гришкина М. В. История Удмуртии. Первая половина XIX века. : Учебник. Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 2010. 80 с.

2. Капитонова О. А. Экология Удмуртской Республики : Учебное пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. 381 с.

3. Павлов К. В. Региональные эколого-экономические системы. М.: Магистр, 2009. 382 с.

4. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики. Статистический сборник. Ижевск, 2016 г. 142 с.

5. Становление и развитие территориальной системы потребительской кооперации и оценка её влияния на функционирование экономики региона (на примере Удмуртской республики) / под научной редакцией К. В. Павлова и О. В. Котлячкова : Коллективная монография. Ижевск: Изд-во «Шелест», 2017. 173 с.

References

1. Grishkina M. V. Istoriya Udmurtii. Pervaya polovina XIX veka. Uchebnik. [History of Udmurtia. The first half of the XIX century. Textbook.] Izhevsk: Publishing House of Udmurtia, 2010. 80 p.

2. Kapitonova O. A. Ekologiya Udmurtskoy Respubliki. Uchebnoye posobiye. [Ecology of the Udmurt Republic. Tutorial.] Izhevsk: Publishing house «Udmurt University», 2010. 381 p.

3. Pavlov K. V. Regional'nyye ekologo-ekonomicheskiye sistemy [Regional ecological and economic systems]. M.: Magister, 2009. 382 p.

4. Sotsial'no-ekonomicheskoye polozheniye Udmurtskoy Respubliki. Statisticheskiy sbornik. [Social and economic situation of the Udmurt Republic. Statistical collection.] Izhevsk, 2016. 142 p.

5. Stanovleniye i razvitiye territorial'noy sistemy potrebitel'skoy kooperatsii i otsenka yeyo vliyaniya na funktsionirovaniye ekonomiki regiona (na primere Udmurtskoy respubliki) / pod nauchnoy redaktsiyey K. V. Pavlova i O. V. Kotlyachkova. Kollektivnaya monografiya. [Formation and development of the territorial system of consumer cooperation and assessment of its impact on the functioning of the region's economy (by the example of the Udmurt

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4

Republic) / under the scientific version of K. V. Pavlov and O. V. Kotlyachkov. Collective monograph.] Izhevsk: Publishing house «Shelest», 2017. 173 p.

Для цитирования: Котлячков О. В., Павлов К. В. Основные направления и перспективы инновационного развития потребительской кооперации: региональный аспект // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 4. С. 40—50.

For citation: Kotlyachkov O. V., Pavlov K. V. Main directions and prospects of innovative development of consumer cooperation: regional aspect // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2017. № 4. P. 40—50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.