2005. №3 ЭКОНОМИКА
изменения в законодательстве Удмуртской Республики, использование специальных режимов налогообложения является эффективным. За 6 месяцев текущего года организациями системы Удмуртпотребсоюза по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. уплачено налогов меньше на 50 млн. руб. Примерами достижения эффективности в результате перевода деятельности на упрощенную систему явились следующие показатели.
Таблица 2
Финансовые результаты организаций Удмуртпотребсоюза
за 2002-2004 гг.
Наименование организации 2002 год тыс. руб. 2003 год тыс. руб. 9 месяцев 2004г. тыс. руб. Сумма сокращения уплаты налогов за период 2003-2004 гг., млн. руб.
Юкаменское райпо -445 +4 +334 3,0
Ижевское -426 -298 +683 5,1
Игринское +73 +2626 +1962 9,0
Селтинское -623 +20 +1427 3,6
Малопургинское - -3269 +1436 9,6
Можгинское +188 +2330 +3416 4,3
Кизнерское (без прибыли зверохо-зяйства) +21 +163 +2271 5,1
Примечание. + прибыль, - убыток.
Поступила в редакцию 14.02.05
G.N. Vasylieva, O.N. Zimich, O.N. Novosylova
The experience of appliance of special taxation regimes in the system of the Udmurt Consumer Alliance
This article is devoted to the experience of the expenditure optimization by the organizations of the Consumer Cooperation System in the Udmurt Republic by applying special regime of taxation and reorganizations of district consumer societies into separate self -supporting consumer societies taking into account branch attribute.
Васильева Г алина Николаевна,
Зимич Ольга Николаевна,
Новоселова Ольга Николаевна
Ижевский филиал Московского университета
потребительской кооперации
426075, г. Ижевск, ул. Молодежная, 109,
Тел./факс: (3412) 370811
ЭКОНОМИКА 2005. №3
483631
2002 год --------= 0,27 ; 27%;
1814779
463976
2003 год --------= 0,17 ; 17%.
2689560
По результатам деятельности системы Удмуртпотребсоюза за 2003 г. можно сделать вывод, что при применении упрощенной системы по вновь созданным потребительским обществам (торговая деятельность и общественное питание), единого налога по общественному питанию (ряд райпо) и бытовым услугам по данным аналитического учета снижение суммы уплаченных налогов составило не менее 100 млн. руб. (с учетом роста объемов деятельности и начисления заработной платы).
Высвободившиеся средства от сокращения налоговых платежей частично направили:
- на повышение заработной платы - Ярское, Глазовское, Кезское, Иг-ринское, Завьяловское, Малопургинское (все средства), Киясовское, Воткин-ское, Граховское райпо;
- на ремонт и обновление оборудования - Ярское, Кезское, Завьяловское, Шарканское, Можгинское, Кизнерское, Алнашское райпо;
- пополнение собственных оборотных средств - Глазовское, Красногорское, Увинское, Игринское, Завьяловское, Воткинское, Можгинское, Ва-вожское райпо;
- на покрытие убытков хозяйственной деятельности - Юкаменское, Селтинское, Сюмсинское, Як-Бодьинское, Ижевское райпо.
С 1 января 2004 г. в республике введен единый налог по розничной торговле в предприятиях с площадью зала обслуживания менее 150 м2, поэтому вновь деятельность в потребительских обществах подверглась реорганизации. По многим магазинам с площадью торгового зала менее 150 м2
прекращена аренда и они снова работают в структуре райпо, но переведены на единый налог. Следует отметить, что данный перевод на единый налог не везде эффективен, так как сумма единого налога возросла до 10 раз по сравнению с работой в потребительских обществах с упрощенной системой. Имея возможность регулировать ценообразование, расходы, оплату за полученные товары и сырье, почти все потребительские общества платили минимальную сумму налога по упрощенной системе - это 1% от доходов. В то же время, после осуществления «обратного» перевода магазинов в райпо, сократился документооборот, уплата налогов по сравнению с 2002 г. (ЕСН и налог на имущество в части, приходящейся на деятельность торговли на единый налог) и произошло освобождение от деятельности некоторых потребительских обществ. Поскольку реализация собственной продукции в магазинах не подпадала под единый налог, а должна была учитываться отдельно с уплатой налогов по общему режиму налогообложения, в 2004 г. в освободившиеся потребительские общества была переведена производственная деятельность. Тем не менее, расчеты свидетельствуют о том, что, несмотря на внесенные
2005. №3 ЭКОНОМИКА
9. Потребительские общества, переведенные на упрощенную систему налогообложения, формируют бухгалтерскую отчетность и представляют ее районному потребительскому обществу, которое, в свою очередь, обобщает и сводит показатели баланса и всех форм отчетности на уровне района. Удмур-тпотребсоюзу представляется сводный аналитический баланс.
Эффективность применения специальных налоговых режимов упрощенной системы и единого налога очевидна и подтверждается нижеследующими расчетами (табл. 1).
Таблица 1
Платежи в бюджет организациями Удмуртпотребсоюза, тыс. руб.
Вид платежа 2002 год 2003 год
Налог на имущество 7487 7612
Налог на прибыль 4713 4062
НДС 275371 254655
НДФЛ 24773 33044
ЕСН 87238 88583
Налог с продаж 62515 43336
Единый налог 325 796
Единый налог по упрощенной системе - 10256
Прочие налоги и санкции 21209 21632
Итого 483631 463976
Суммы налоговых платежей представлены в абсолютном выражении без учета роста объемов деятельности.
Эффективность налогообложения определяется с помощью показателя налоговой нагрузки. Минфин РФ предлагает производить расчет налоговой нагрузки по формуле:
_________Общая сумма налогов_______________х 100% (1)
Выручка + Внереализационные доходы Налоговая нагрузка составила:
483631
2002 год ----------------------X100% = 26,5%;
1814779+13068
463976
2003 год-----------------X100% = 17,2% .
2689560 +11018 Коэффициент эффективности налогообложения составил:
- 5487
2002 год ---------= -0,011; -1,1%;
483631
4705
2003 год --------------= 0,01; 1%.
463976
Налогоемкость реализованной продукции составила:
ЭКОНОМИКА 2005. №3
ции), отгружает сельхозпродукцию от имени райпо с оформлением всех соответствующих документов и выделением НДС. Сдатчики в обмен сданной сельхозпродукции приобретают товары в магазине потребительского общества, переведенного на упрощенную систему, и это принимается в зачет задолженности по оптовым операциям райпо. Потребительские общества могут закупать и отгружать закупленные сельхозпродукты и от своего имени в случаях, если покупатель не требует выделения НДС.
7. Важным моментом является подход к ценообразованию в созданных потребительских обществах на базе предприятий общественного питания, хлебозаводов и пищекомбинатов. Потребительские общества реализуют свою продукцию в магазины райпо по цене, включающей себестоимость и небольшой уровень рентабельности, что позволяет потребительским обществам с упрощенной системой снизить налогооблагаемую базу, а райпо установить высокий размер торговой надбавки, в результате чего торговая деятельность становится прибыльной и создается возможность начисления фонда развития потребительской кооперации (с 2005 г. образование фонда развития потребкооперации возможна только за счет прибыли кооперативной организации). Продажа выработанной продукции другим юридическим лицам производится без выделения НДС по договорным ценам с приемлемым уровнем рентабельности.
8. Увольнение и прием на работу работников во вновь созданные потребительские общества должны осуществляться только путем перевода, который отражается в заявлениях работников, распоряжениях организации на увольнение и прием на работу, записях в трудовых книжках. Данный пункт является важным, так как в случае обратного перевода работника в райпо получается двойное увольнение за год. Кроме того, у работника не должен прерываться общий стаж работы, а также в случае увольнения работника должен быть произведен полный расчет с начислением и выплатой компенсации за неиспользованный отпуск.
Прием на работу на должности в потребительское общество может быть осуществлен на постоянной основе либо на условиях совместительства. Совместительство может быть оформлено следующим образом: «принять на должность бухгалтера с оплатой труда в соответствии с фактически отработанным временем» или другой вариант - «... с оплатой труда 200 рублей». В табелях учета рабочего времени работа совместителей не должна быть отражена более 16 часов в неделю. С работниками новых потребительских обществ должны быть заключены трудовые договоры, приняты коллективные договоры, локальные акты по оплате труда, системам премирования, правилам внутреннего трудового распорядка. В созданное потребительское общество не рекомендуется переводить кладовщиков и товароведов, чтобы не увеличивать документооборот. В обязательном порядке в потребительские общества принимается на работу кассир (по совместительству) с заключением договора о материальной ответственности.
2005. №3 ЭКОНОМИКА
пускаемые товары райпо являются составной частью стоимости товаров и признаются расходами потребительских обществ, что уменьшает доходы потребительских обществ, работающих на упрощенной системе).
Доставка товаров со складов райпо в магазины в новых потребительских обществах осуществляется транспортом райпо. Данное положение следует предусмотреть в договорах на поставку товаров, что оправдывает применение надбавки. Отдельное предъявление транспортных расходов новым потребительским обществам не будет включаться в их расходы. Если не предусмотреть данный пункт в договоре поставки, то деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг, в отдельных случаях должна быть пролицен-зирована. Исключением может стать передача в аренду автомашин отраслевым потребительским обществам, которые переведены на упрощенную систему (хлебокомбинатам - «хлебовозок» и «пикапов», работающих в предприятиях общественного питания). При этом уже хлебокомбинаты и предприятия общественного питания должны заключать договоры поставок своей продукции с новыми потребительскими обществами и райпо на условиях, указанных выше, чтобы не оказалось так, что райпо развозит продукцию других (третьих) лиц. В договорах аренды автотранспорта обязательным пунктом указывается, что ремонт, медосмотр осуществляется за счет средств арендодателя.
В арендную плату по объектам недвижимости следует включать только те расходы, которые предъявляются райпо с НДС (коммунальные платежи, связь и пр.). В таком случае райпо необходимо уплатить НДС с арендной платы и в то же время возместить эти же суммы НДС по включенным в арендную плату платежам. Включение других расходов в арендную плату, а именно амортизационных отчислений, налога на имущество, земельного налога и пр. увеличит суммы уплаты НДС по оборотам.
Торговля вино-водочными изделиями в потребительских обществах потребует получения новых лицензий. В случае же осуществления этой деятельности райпо необходимо производить платежи НДС, составлять двойную отчетность материально-ответственных лиц по вино-водочным изделиям и другим товарам, приобрести новые ККМ, их зарегистрировать и вести раздельный учет продажи.
6. Осуществление заготовительной деятельности возможно через потребительские общества и через райпо. Выбор производится с учетом покупателя продукции, а именно: является ли покупатель плательщиком НДС или нет. Если покупатель является плательщиком НДС, а закупка сельхозпродукции производилась магазинами, входящими в состав потребительского общества, работающего по упрощенной системе, то данная проблема решается посредством договора поручения. Договор поручения заключается между двумя юридическими лицами, согласно которому потребительское общество производит закуп сельхозпродукции от имени и на бланках райпо за определенную плату (в размере оплаты труда продавца за заготовку сельхозпродук-
ЭКОНОМИКА 2005. №3
5. Определение источников образования доходов в условиях многоотраслевой деятельности. Доходы райпо формируются преимущественно за счет оптовой надбавки и арендной платы, выступающих объектами исчисления и уплаты НДС. Размер оптовой надбавки рассчитывается и устанавливается таким образом, чтобы в райпо возмещалась доля общехозяйственных и вспомогательных расходов, ранее относящиеся на данный вид деятельности.
Рис 1. Организационная структура райпо в условиях специальных режимов налогообложения
Оптовую надбавку следует применять к товарам и сырью, реализуемым со складов райпо со ставкой НДС 10%, в целях уменьшения платежей НДС райпо (при упрощенной системе налогообложения размер налога составляет 15%). Установление и использование такой надбавки на реализуемые товары одновременно уменьшает налогооблагаемую базу в новых потребительских обществах, работающих по упрощенной системе (наценки на от-
2005. №3 ЭКОНОМИКА
магазины с площадью зала обслуживания (торгового зала) более 150 м2. Разработанный механизм перехода к упрощенной системе предусматривал следующие этапы работы.
1. Определение учредителей. Учредителями новых потребительских обществ выступили пайщики физические лица, которые являются работниками райпо (до 10 человек), в обязательном порядке в числе учредителей должен быть действующий председатель Совета райпо. На учредительном собрании принимается Устав нового потребительского общества, избирается Совет общества и председатель Совета. Председатель Совета должен быть работником создаваемого потребительского общества и работать на добровольной основе. Если председатель Совета избран не на общественных началах, а с начислением и выплатой заработной платы, то в обязательном порядке на общем собрании пайщиков нового потребительского общества должна быть утверждена смета на содержание Совета.
2. Закрепление собственности. Собственником имущества остается райпо. Недвижимое имущество передается вновь созданным потребительским обществам для осуществления деятельности по договору аренды с оформлением акта приемки. Остатки товаров и тары райпо продают новым потребительским обществам, НДС рассчитывается по моменту реализации, в соответствии с указанной в учетной политикой райпо датой возникновения обязательств по уплате НДС.
3. Регистрация вновь созданных потребительских обществ в районах республики в 1 полугодии 2003 г., которая осуществляется в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Новые потребительские общества создавались с учетом отрасли деятельности, ограничения численности работников (до 100 человек) и объемов деятельности за год (до 15 млн. руб.).
Распределение видов деятельности по потребительским обществам в данном случае осуществляется следующим образом:
В структуре райпо остаются:
- оптовая торговля (продажа товаров со складов райпо вновь созданным потребительским обществам);
- общественное питание с площадью торгового зала менее 150 м2, переведенное на уплату единого налога;
- бытовое обслуживание, переведенное на уплату единого налога;
- сдача имущества в аренду (вновь созданным потребительским обществам);
- розничная торговля в магазинах с площадью торгового зала менее
150 м2.
А в потребительские общества переведены розничная торговля с площадью торгового зала свыше 150 м2, предприятия общественного питания, не уплачивающие единый налог, и производственная деятельность (см. рис.).
4. Определение объекта налогообложения. Объектом налогообложения в новых потребительских обществах, занимающихся торговой, производственной деятельностью и общественным питанием, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, в соответствии с которым полученная разница облагается налогом по ставке 15%, а сдача имущества в аренду - по варианту обложения налогом доходов по ставке 6%.
ЭКОНОМИКА 2GG5. №3
УДК 338
Г.Н. Васильева, О.Н. Зимич, О.Н. Новоселова
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ УДМУРТПОТРЕБСОЮЗА
Рассмотрены опыт оптимизации затрат организациями системы потребительской кооперации Удмуртской Республики путем применения специальных режимов налогообложения и реорганизация районных потребительских обществ в отдельные хозрасчетные потребительские общества с учетом отраслевой принадлежности.
Ключевые слова: оптимизация налоговой нагрузки организации, повышение результативности деятельности организации за счет применения специальных режимов налогообложения.
Организации Удмуртпотребсоюза до 2003 г. применяли общий режим налогообложения, и на оплату налогов и других обязательных платежей расходовалось 50-б0 % полученных доходов.
Введение с 1 января 2GG3 г. специальных режимов налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения (далее по тексту - упрощенная система) и единого налога на вмененный доход (далее по тексту - единый налог) позволяет существенно снизить налоговые платежи.
Правительством Удмуртской Республики была произведена оценка потерь республиканского бюджета в случае ввода единого налога по розничной торговле на территории республики, поэтому в соответствии с Законом УР № б2-РЗ от 27. ІІ .2002 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» с 2GG3 г. единый налог по розничной торговле не предусматривался.
Единственным вариантом сокращения налоговой нагрузки для кооперативных организаций Удмуртпотребсоюза являлся переход на упрощенную систему налогообложения.
Условия перехода организаций к упрощенной системе налогообложения предусмотрены Федеральным законом №104-ФЗ от 24 июля 2002 г. и предполагают переход к упрощенной системе только тех организаций, доходы которых по итогам 9 месяцев года не превысили 11 млн. руб. (без налогов). Все райпо системы Удмуртпотребсоюза имеют единый баланс, и объемы продаж за 9 месяцев превышают 11 млн. руб., следовательно, переход к упрощенной системе налогообложения в октябре-ноябре 2002 г. не был возможным.
В соответствии с пунктом 34б. 13 НК РФ вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. С учетом данного обстоятельства в районных потребительских обществах были созданы новые потребительские общества, в деятельность которых переводились виды деятельности, не подпадающие под действие единого налога.
Удмуртпотребсоюзом было рекомендовано перевести на упрощенную систему налогообложения с 2003 г. предприятия общественного питания и