КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ГРИБ,
Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет»;
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МАЖНИКОВ,
декан юридического факультета Московского финансово-промышленного университета «Синергия»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕСУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Посвящена существующим механизмам внесудебной защиты прав и интересов несовершеннолетних в современной России. Осуществлен критический анализ системы средств правовой защиты, которая представлена в лице государственных органов, общественных организаций, юридических и физических лиц, рассматривающих правозащитную деятельность в качестве главной своей функции или одной из функций.
Ключевые слова: внесудебная защита прав, несовершеннолетний, система, средства, общественные организации, правозащитная деятельность, Конвенция о правах ребенка, Уполномоченный по правам ребенка.
V.G. Grib, RF Honored Lawyer, DSc (Law), Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Moscow State Linguistic University; e-mail: info@linguanet.ru, tel.: (495) 245-30-02;
A.V. Mazhnikov, Dean, Law Faculty, Moscow Financial and Industrial University «Synergia»; www. mfpa.ru, tel.: (495) 663-93-77.
Basic trends and organizational and legal grounds of extrajudicial protection of juveniles in contemporary Russia.
The existing mechanisms of extrajudicial protection of juvenile rights and interests in contemporary Russia are discussed. Legal defense system presented in the form of public authorities, public agencies, judicial and physical persons regarding human rights advocating as their primary mission, or one of their missions, is viewed.
Key words: extrajudicial protection of rights, juvenile, system, means, public agencies, human rights advocating, Children's Rights Convention, Children's Rights Commissioner.
Понятие правовой защиты можно охарактеризовать как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами. Система средств правовой защиты представлена в лице государственных органов, общественных организаций, юридических и физических лиц, рассматривающих правозащитную деятельность в качестве главной своей функции или одной из функций. Хотя в научной литературе в содержательном наполнении средств социальной и правовой защиты мы опять встречаем множество подходов: способы, меры, уровни, ступени, виды и формы деятельности и др.1
Семейный кодекс РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в ст. 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов. В международном праве устанавливается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:
произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16 Конвенции о правах ребенка);
всех форм физического или психического
насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка);
экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, или служить препятствием в получении им образования, или наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка);
незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка);
всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции о правах ребенка);
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции о правах ребенка);
всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36 Конвенции о правах ребенка2).
Статьи 4, 19 и 33 Конвенции о правах ребенка предусматривают различные меры защиты ребенка от различных угроз и посягательств. Это - разработка социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также законодательные, административные, просветительные и иные меры.
В Российской Федерации организационные, социальные, правовые и другие государственные мероприятия по защите прав ребенка осуществляются на основе специальных нормативных правовых актов.
Цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка определены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»3. В Законе также конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей:
законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения защиты прав детей;
ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка;
поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
В последнее время на практике выработался дополнительный механизм, позволяющий обеспечить защиту прав ребенка, причем как каждо-
го конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом, - институт Уполномоченного по правам ребенка. Этот институт создан во исполнение «Заключительных замечаний»
Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка (1989 г.). В нем содержится требование о введении в Российской Федерации независимого контроля за положением детей и формировании института Уполномоченного по правам ребенка. С 1998 г. в ряде субъектов РФ реализуется проект по введению в регионах соответствующей должности. На первоначальном этапе было создано 5 постов уполномоченных, впоследствии их количество увеличивалось. В 5 субъектах (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская и Самарская области, г. Москва4) пост Уполномоченного введен на основании закона субъекта РФ.
Опыт работы уполномоченных по правам ребенка подтвердил, что проблема нарушения прав детей в нашей стране стоит достаточно остро. Например, Уполномоченному по правам ребенка по Москве только за последний год поступило свыше одной тысячи жалоб и обращений, что почти в два раза больше, чем в предыдущие 2008-2009 гг. Анализ обращений свидетельствует, что среди организаций, нарушающих права и законные интересы детей или не оказывающих необходимого содействия в защите этих прав, первое место занимают органы исполнительной власти - 52% случаев, органы опеки и попечительства - 19%, суды - 15% и прокуратура - 6%5.
В настоящее время выдвигаются предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. В отдельных субъектах РФ в целях создания дополнительного механизма защиты прав ребенка и его действенного функционирования уже введены должности Уполномоченного по правам ребенка6.
Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (т.е. усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях - органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно ст. 147 СК РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в меропри-
ятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития возможно участие по поручению органов опеки и попечительства и иных компетентных органов, педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка7.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретший полную дееспособность в связи с вступлением в брак, вправе самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо, при отсутствии такого согласия, по решению суда. Обязательным условием эмансипации является достижение несовершеннолетним шестнадцати лет и его работа по трудовому договору, в том числе по контракту, либо занятие с согласия родителей, усыновителей или попечителя предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК РФ).
Несовершеннолетний может приобрести дееспособность в полном объеме и в случае вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ). Несовершеннолетний, ставший полностью дееспособным, обладает юридической способностью (возможностью) самостоятельно, т.е. своими действиями, приобретать гражданские права и обязанности, их осуществлять. Исключение представляют те права и обязанности, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз.
Ребенок, независимо от возраста, вправе самостоятельно принимать некоторые меры в случае нарушения его законных прав и интересов. Например, при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд. Родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Ребенок может быть незамедлительно отобран у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ), а сами родители - ли-
шены родительских прав или ограничены в них в судебном порядке (ст. 69, 73 СК РФ)8.
Зачастую не каждый ребенок знает о возможности защитить себя. Необходимо знакомить детей с их правами, в том числе на защиту, через школьную программу, через средства массовой информации.
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрены специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования, включающие, в частности:
1) создание в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся воспитанников;
2) обращение обучающихся воспитанников образовательных учреждений (за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования) самостоятельно или через своих выборных представителей с ходатайством к администрации образовательных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
3) наделение обучающихся воспитанников образовательного учреждения, несогласных с решением администрации указанного учреждения, правом обращаться через своих выборных представителей за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;
4) предоставление обучающимся воспитанникам образовательных учреждений права проведения во внеучебное время собраний и митингов по вопросам защиты своих нарушенных законных прав и интересов.
Семейный кодекс РФ устанавливает обязанность должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.
Под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в го-
сударственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ9.
При этом органы опеки и попечительства наделены правом посещения семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью (с привлечением в необходимых случаях сотрудников полиции), с последующим принятием решений в соответствии с законом.
Выявление родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, а также принятие к ним мер в соответствии с законодательством РФ является обязанностью сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и участковых уполномоченных милиции (ныне - полиции) согласно пункту 9.17 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции (ныне - полиции), утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. № 90010.
О нарушении прав и интересов ребенок может сообщить в органы внутренних дел. При этом необходимо помнить, что подаваемые письменные заявления должны быть подписаны, а устные - оформлены протоколом, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. ОВД не вправе отказывать в приеме заявлений по мотивам недостаточности сообщаемых данных.
Заявления и сообщения о преступлениях принимаются независимо от места и времени их совершения. Заявителю выдается талон-уведомление, сообщается регистрационный номер и дата регистрации сделанного сообщения или заявления. По заявлению о преступлении в срок не более 10 суток со дня подачи должно быть принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче по подследственности или подсудности. О принятом решении заявитель уведомляется письменно.
Важную роль в механизме защиты прав детей в Российской Федерации играет прокуратура. Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»11);
непосредственное участвие в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).
В целом прокуратура осуществляет надзор за органами государственной власти и учреждениями, предъявляет в суд иски в защиту интересов несовершеннолетних, при рассмотрении дел в судах о лишении родительских прав, ограничении прав, восстановлении родительских прав в обязательном порядке участвует в судебном заседании и дает свое заключение в целом по делу.
При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав детей прокурорским работникам необходимо обращать внимание на склонность детей и подростков к девиантному и даже преступному поведению, виновниками которого зачастую оказываются родители. Следственная и судебная практика свидетельствуют о том, что причины кроются главным образом в семейном воспитании. Там, где родители не занимаются воспитанием детей, злоупотребляют спиртными напитками, есть благодатная почва для совершения преступлений подростками. В наше время очень много соблазнов, подогреваемых красочными рекламами. Детям, естественно, хочется иметь сотовые телефоны, компьютеры. А на какие средства их приобрести, если родители не работают, ведут аморальный образ жизни?
Обнинской городской прокуратурой направлено в суд уголовное дело в отношении неработающей жительницы г. Обнинска Калужской области, которая похитила сотовый телефон из кабинета заведующей детским садом, куда она зашла с целью устройства ребенка. Оказавшись в кабинете одна, она схватила со стола сотовый телефон и положила в сумку. Похищенный телефон принесла домой и отдала 14-летнему сыну. На его вопрос, где она взяла телефон, ответила, что украла. Посчитав, что мама шутит, сын стал пользоваться телефоном. А когда ему понадобились деньги, то продал телефон подростку, которому мама подарила на день рождения 1200 руб. для покупки сотового телефона. Вот такой «урок» воспитания преподнесла мама сыну-подростку.
Отдельные прокурорские работники проявляют инициативу в деятельности по совершенствованию и развитию в регионах механизмов ювенальной юстиции. Так, из опыта их участия в создании региональной модели ювенальной юстиции в Ростовской области следует, что юве-нальная юстиция - не только специализированные суды по делам несовершеннолетних. Это понятие должно включать в себя систему специализированных правоохранительных органов (суд, прокуратуру, подразделения милиции (ныне -полиции) по делам несовершеннолетних), а также других органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав (образования, здравоохранения, социального обеспечения, службы занятости, молодежных организаций и т.д.)12. Только при взаимодействии всех элементов этой системы, координации их усилий со стороны органов судебной власти и прокуратуры может быть достигнут необходимый результат13.
Практическая реализация свободного доступа несовершеннолетних к механизмам защиты своих прав требует соответствующих изменений и дополнений в гражданское законодательство (ГК РФ и СК РФ). При этом право на обращение в суд должно быть закреплено и за малолетними детьми независимо от того, от кого они защищаются: от родителей, иных законных представителей, органов и учреждений, допустивших нарушение прав и интересов ребенка. Для профессиональной защиты прав и интересов детей должна быть создана система ювенальной юстиции, включающая не только гражданское, административное и уголовное судопроизводство, но и все иные процедуры защиты в специальных органах и учреждениях (прокуратура, ОВД, ООиП и т.п.). При этом система ювенальной юстиции должна быть доступна ребенку любого возрас-та14. Вместе с тем, необходимо учитывать, что действующее в России правосудие, когда оно занимается несовершеннолетними, с одной стороны, значительно отличается от модели автономной ювенальной юстиции, а с другой - в своей деятельности опирается на достаточный объем уголовно-процессуальных норм, сходных с теми, на базе которых функционирует современная ювенальная юстиция. А это означает, что создание в России ювенальной юстиции не требует коренной перестройки системы общего правосудия. Это же можно отнести к перспективе создания российских семейных судов, которые также предусмотрены судебной реформой в России.
Таким образом, механизмы существующей внесудебной защиты прав и интересов ребенка разнообразны. Ее осуществляют органы опеки и попечительства, органы прокуратуры, Упол-
номоченный по правам ребенка, общественные правозащитные организации, международные организации.
1 Абрамов В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2007. С. 30.
2 Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.
3 Федеральный закон от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009 г) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
4 Закон г. Москвы от 5 октября 2001 г. № 43-3K «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» // Вестник мэрии г. Москвы. 2001. № 41.
5 Не ущемлять права детей // Тверская, 13. 2005. 30 марта; Данилова Н.Ю. Защита прав детей в современной России: развитие института Уполномоченного по правам ребенка и ювенальной юстиции // Институт Омбудсмана как институт государственной правозащиты: российский и международный опыт: Сборник статей. - СПб.: Норма, 2007. С. 118-145.
6 Закон г Москвы от 5 октября 2001 г. № 43-3K «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве». URL: http//:referent.ru/3/22282; Временное положение об Уполномоченном по защите прав детей, проживающих на территории г. Екатеринбурга, утв. решением Екатеринбургской городской Думы от 10 февраля 1998 г. № 34/3; Положение об Уполномоченном по правам ребенка в области на общественных началах, утв. постановлением администрации Новгородской области от 17 марта 1998 г. № 90; Временное положение об Уполномоченном по правам ребенка Волгоградской области, утв. постановлением главы администрации Волгоградской области от 8 мая 1998 г № 232; и др.
7 Яковлева Н.Г. Защита социальных прав детей органами прокуратуры в условиях реформы государственного устройства России // Прокурорская и следственная практика. 2006. № 1-2. С. 265-280.
8 Мосиенко Т.А. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Изменяющаяся правовая система России в условиях современного социально-экономического развития. - Ростов н/Д: РГЭУ, 2006. С. 88-91.
9 Ханашвили Н.Л. Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жесткости // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 1 (6). С. 32-34.
10 Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (ред. от 12.04.2007 г.) // Российская газета. 2002. № 225. 27 ноября.
11 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 28.11.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
12 Зубарева О.Г. Ювенальная юстиция. Региональный аспект формирования общей комплексной системы защиты прав несовершеннолетних // Тезисы докладов и сообщений на российско-германской научно-практической конференции / Под ред. В.Г. Игнатова. - Ростов н/Д: СКАГС, 2005. С. 34-35.
13 Ювенальная юстиция в Ростовской области: положительный опыт и перспективы, опыт работы прокуратуры Ростовской области по участию в создании региональной модели ювенальной юстиции. URL: http://www.prokuror.rostov.ru
14 Яковлева Н.Г. Защита социальных прав детей органами прокуратуры в условиях реформы государственного устройства России // Прокурорская и следственная практика. 2006. № 1-2. С. 265-280.