УДК 330.331
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
© О.Н. Бочарова
В статье подчеркнута роль предпринимательства как стабилизирующего фактора в экономике. Проанализированы основные проблемы развития предпринимательских структур и предложены основные направления государственной поддержки предпринимательской деятельности в условиях финансово-экономического кризиса.
Ключевые слова: предпринимательство; государственная поддержка; нестабильная экономика.
Подъем и стабильность развития российской экономики во многом зависит от того, насколько эффективен будет в ней один из основных субъектов рыночных отношений -предпринимательство, насколько гармоничны будут его отношения с государством.
В сложных экономических условиях мирового финансово-экономического кризиса создание благоприятных условий для развития предпринимательства является одним из государственных приоритетов в деятельности Правительства Российской Федерации. Поскольку ключевая роль этого сектора -решение проблем безработицы и инновационного развития экономики, поддержка предпринимательства становится важнейшим направлением в деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях. Следует подчеркнуть важность комплексного использования всех форм и методов поддержки предпринимательской деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Экономический кризис, развивающийся со второй половины 2008 г., оказал значительное негативное влияние на развитие российского предпринимательства, вызвав резкое снижение объемов производства, сокращение численности работающих, переход предприятий на сокращенную рабочую неделю, отправку работников в вынужденные отпуска. Обострилось множество проблем, с которыми предприниматели сталкиваются в своей деятельности и которые остаются неразрешенными на протяжении уже длительного периода времени. К числу основных проблем, сдерживающих развитие всех форм предпринимательства в российской экономике, следует отнести:
1) отсутствие стартового капитала, трудность доступа к банковским кредитам. Для большинства предпринимателей кредитные ресурсы, в т. ч. долгосрочные инвестиционные кредиты, недоступны по следующим причинам:
- слабая имущественная база малых предприятий;
- высокая, по сравнению с доходностью бизнеса, ставка платы за кредитные ресурсы;
- психологический барьер у части предпринимателей при работе с коммерческим банком и отсутствие навыков в составлении инвестиционных предложений, бизнес-планов;
2) трудности в размещении предприятий. Малые и средние предприятия испытывают значительную нехватку производственных и офисных помещений, имеющиеся свободные площади являются собственностью крупных предприятий, которые, как правило, устанавливают размер арендной платы слишком высокий для малого бизнеса;
3) определенные сложности по осуществлению деятельности в связи с избытком требований лицензирования, сертификации, процедуры выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений для развития бизнеса, получению согласований и разрешений;
4) неполная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности, в т. ч. о возможностях участия в государственном и муниципальном заказе. Сложность получения информации, необходимой для развития бизнеса, из-за отсутствия компьютерной техники, доступа к
Интернету, информационным и юридическим программам, особенно у предпринимателей, расположенных в местности, отдаленной от крупных населенных пунктов;
5) отсутствие у предпринимателей знаний менеджмента. Часто предприниматели не имеют базовых экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского дела, что становится причиной банкротства и распада предприятий;
6) недостаточный уровень социальных гарантий для работников предприятий, а также осуществляющих деятельность на условиях гражданского найма;
7) несоответствие нормативных правовых актов, регулирующих сферу предпринимательства, задачам и перспективам развития предпринимательской деятельности.
На наш взгляд, развитие предпринимательства рассматривается как одна из основных задач в процессе стабилизации экономики Российской Федерации. И поэтому, особенно в условиях экономического кризиса, требуется государственная поддержка предпринимательской деятельности по следующим направлениям.
1. Повышение спроса на продукцию отечественного производителя. Содействию росту конкурентоспособности и формированию положительного имиджа предпринимательской деятельности.
Повысить спрос на продукцию отечественного производителя возможно через систему государственного (муниципального) заказа, а также заказа естественных монополий и государственных корпораций. Большой потенциал для увеличения участия малых предпринимательских структур в государственном заказе также содержится в развитии механизма электронных аукционов.
Следует особо отметить, что необходимо установить административную ответственность должностных лиц заказчиков за несвоевременную оплату государственных и муниципальных контрактов, т. к. зачастую именно малые и средние компании, добросовестно выполнившие контракт, не могут получить от заказчика оплату. При этом поддержка спроса на продукцию малых и средних компаний за счет использования возможностей государственного (муниципального) заказа не должна подменять собой работу самих предпринимательских структур по по-
вышению спроса на продукцию за счет роста конкурентоспособности такой продукции.
2. Облегчение доступа к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура).
Автором предлагается реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных и локальных монополий в части стандартизации административных процедур, установления экономически обоснованных тарифов, предоставления возможностей по вовлечению в коммерческий оборот созданных компаниями объектов (услуг) технологической инфраструктуры.
3. Повышение уровня бизнес-образования. Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательской деятельности.
Крупные компании, как правило, располагают возможностями по созданию собственных учебных центров, разработки образовательных программ. В отношении компаний малого и среднего предпринимательства часть расходов на такие затраты должно взять на себя государство. Особенно данная проблема актуальна для стартующих предпринимателей. Предоставление возможности пройти кратковременное обучение на условиях софинансирования расходов позволяет, прежде всего, повысить «выживаемость» начинающих предпринимателей в первый год ведения дела.
По оценкам Минэкономразвития России в 2009 г. планируется предоставить услуги бизнес-образования для 5 % стартующих предпринимателей, к 2012 г. показатель планируется увеличить в 3 раза [1]. При этом молодежное предпринимательство выделено в качестве приоритетной группы при реализации данного мероприятия. Необходимо в среднесрочной перспективе реализовать массовые программы обучения начинающих предпринимателей. В 2009 г. Минэкономразвития России осуществляется поддержка региональных программ обучения малых и средних компаний, в дальнейшем мероприятие будет также реализовываться за счет средств федерального бюджета как государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на условиях софинансиро-
вания с бюджетами субъектов Российской Федерации.
4. Развитие инфраструктуры предпринимательства.
Для успешного развития предпринимательских структур важное значение имеет четкое функционирование всех составляющих системы инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности (рис. 1). При этом особое внимание необходимо уделять созданию и эффективному функционированию сети организаций, таких как: бизнес-инкубаторы и технопарки, обеспечивающие на льготных условиях офисным сервисом и услугами по развитию бизнеса начинающих предпринимателей.
За период 2005-2008 гг. проведена значительная совместная работа федеральных органов власти с субъектами Российской Федерации по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, так, на сегодняшний день действуют:
- 72 региональных и муниципальных бизнес-инкубатора;
- 33 региональных гарантийных фонда поручительств по кредитам малых компаний;
- 23 венчурные региональные компании и 2 фонда прямых инвестиций, осуществляющих поддержку инновационных и производственных бизнес-проектов;
- создан промышленный парк, начато финансирование технопарка.
Однако мы считаем, что необходимо продолжить реализацию указанных проектов с тем расчетом, чтобы ежегодно создавать 30-40 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, завершить создание фондов гарантий в каждом субъекте Российской Федерации, повысить капитализацию региональных венчурных фондов (не менее 400500 млн руб. каждый), сформировать систему промышленных парков и технопарков -не менее 10 объектов и т. д.
5. Снижение издержек, связанных с государственным регулированием и налогообложением.
Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов предпринимательской деятельности, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательства. В 2009 г. вступил в силу федеральный закон, сокращающий число проверок субъектов предпринимательства, устанавливающий уведомительный принцип начала деятельности на потребительском рынке, рынке оказания услуг - самых популярных для начинающих предпринимателей видов деятельности. Внесены ряд изменений в специальные налоговые режимы, которые позволяют распространить их действие исключительно на малые компании, а также расширяющие доступ к таким налоговым режимам.
Вузы, сузы и другие образовательные учреждения
Кадровые
агентства
Страховые
компании
Сеть кредитных организаций
Государственные и частные информационные центры
Фонды
микро-
финансирования
Бизнес-инкубаторы, технопарки и т. д.
Юридические
консультации
Фонды содействия развитию предпринимательства
Рис. 1. Инфраструктурная поддержка предпринимательской деятельности
На наш взгляд, также необходимо упростить требования по ведению бухгалтерского учета компаниями, применяющими специальные налоговые режимы; заменить административные механизмы обеспечения ответственности предпринимателей за безопасность производимых товаров на гражданско-правовые через процедуры декларирования, технического аудита, страхования ответственности, саморегулирования.
6. Финансовая поддержка.
В 2009 г. в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства существенно увеличен объем средств, направляемых на грантовую поддержку начинающих предпринимателей. По предварительным оценкам такую поддержку смогут получить 7 000-10 000 начинающих предпринимателей, что с учетом динамики создания новых компаний обеспечит их двадцатипроцентный охват. Также в 2009 г. востребованной со стороны предпринимателей стала программа субсидирования процентных ставок по кредитам. Ожидается поддержка таким механизмом 25 млрд руб. кредитов малых и средних компаний.
В 2009 г. за счет средств федерального бюджета начинается реализация программы ОАО «Российский банк развития» по рефинансированию кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также кредитованию микрофинансовых, лизинговых и факторинговых организаций. На программу направляется 30 млрд руб. [2], из которых 10 млрд руб. вносятся в капитал ОАО «Российский банк развития», а 20 млрд руб. предоставляются ОАО «РосБР» ГК «Внешэкономбанк» в виде кредитных ресурсов. Уже в 2009 г. ожидается в рамках данной программы привлечь 90 млрд руб. внебюджетных ресурсов через рефинансирование в Центральном банке РФ. Требуется дальнейшая работа по государственной финансовой поддержке предпринимательской деятельности, роль которой особенно возрастает в современных условиях глобального экономического кризиса.
7. Поддержка общественных организаций предпринимателей.
Это необходимый элемент для формирования гражданского общества, поэтому помимо совершенствования законодательства в части расширения возможностей по защите
интересов предпринимательской деятельности, необходимо поддержать финансово программы общественных объединений, связанные с защитой интересов малых и средних компаний.
8. Увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Решение задачи по увеличению числа субъектов малого и среднего предпринимательства напрямую связано с пропагандой идей предпринимательства, развитием интереса у молодых людей к самостоятельной деятельности, разъяснением государственной политики содействия развитию предпринимательства. Для реализации данной задачи необходимо максимально использовать возможности телевидения, радио, Интернета, наружной рекламы. До настоящего времени подобного рода акции на федеральном уровне не реализовывались, поэтому на их проведение требуется выделение средств федерального бюджета в счет средств, которые предусмотрены на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
9. Стимулирование инновационного предпринимательства.
Принципиально важным является внедрение экономических стимулов, способствующих развитию инновационного предпринимательства. В этой связи необходимо предоставить инновационному бизнесу существенные налоговые преференции. Следует использовать опыт Китая, Бразилии, Индии и других стран для стимулирования инновационной деятельности на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса, таких как нано- и биотехнологии, водородная энергетика, создание новых материалов, информационная отрасль. Следует предоставить малым и средним предприятиям, занимающимся разработкой и внедрением инноваций в этих сферах, налоговых каникул на срок от 3 до 5 лет.
Целесообразно также внести коррективы в правовые нормы, определяющие порядок функционирования особых экономических зон, в которых сегодня насчитывается уже около 200 активных резидентов, и это, в основном, компании малого и среднего бизнеса. Прежде всего, необходимо разрешить резидентам зон технико-внедренческого типа осуществлять не только разработку, испытания и реализацию опытных партий иннова-
ционной научно-технической продукции, но и организовать на определенный срок и в определенных объемах серийное производство своих изделий. Это позволит привлечь крупных инвесторов и сделает более естественным и безболезненным процесс выхода предприятий из особых экономических зон в «свободное плавание».
В результате реализации данного комплекса мероприятий будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития предпринимательства:
1) показатели экономической эффективности:
- увеличение размера средней заработной платы;
- увеличение объемов оборота на российских предприятиях;
- увеличение инвестиционных вложений;
- прирост числа субъектов предпринимательской деятельности;
2) показатель бюджетной эффективности:
- прирост налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от субъектов предпринимательской деятельности.
Существующее государственное регулирование процесса формирования предпринимательства еще далеко от того, чтобы создать в российской экономике необходимую среду для формирования современного конкурентоспособного на мировых глобальных рынках предпринимательства. На наш взгляд, для обеспечения благоприятных условий создания и развития системы российского предпринимательства как одного из важнейших источников экономического роста страны также необходимо:
- формирование полноценного пакета законов и соответствующей нормативноправовой документации;
- совершенствование налогообложения предпринимательской деятельности;
- интенсивные институциональные преобразования с целью преодоления административно-бюрократических барьеров на пути развития системы предпринимательства.
Таким образом, одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизни населения является формирование и развитие современного предпринимательства в экономическом пространстве России, во всех сферах и отраслях производства. Для экономического развития государства необходимо наличие массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим опытом. Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития и стабилизации национальной экономики.
1. Проект «Развитие малого и среднего предпринимательства» URL: http://www/government.ru.
Загл. с экрана.
2. Программа антикризисных мер Правительства
РФ на 2009 год URL: http://www/government.ru.
Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 12.09.2009 г.
Bocharova O.N. The basic directions of the state support of enterprise activity in the conditions of unstable economy. In the article the entrepreneurship role as a stabilizing factor in economy is underlined. The basic problems of development of enterprise structures are analyzed and the basic directions of the state support of enterprise activity in the conditions of financial and economic crisis are offered.
Key words: entrepreneurship; state support; unstable economy.