Научная статья на тему 'Main problems and lines of development of entrepreneurial activity at current stage of management'

Main problems and lines of development of entrepreneurial activity at current stage of management Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / STATE BACKING / PROBLEMS OF ENTREPRENEURSHIP / IMPERATIVES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова О. Н.

В статье определены сущность, проблемы государственной поддержки предпринимательской деятельности и выявлены основные приоритеты ее развития на современном этапе. Сделаны выводы о том, что для поддержки предпринимательской деятельности необходимо повысить спрос на продукцию отечественного производителя, повысить уровень бизнесобразования, снизить издержки, связанные с государственным регулированием и налогообложением, увеличить число субъектов малого и среднего бизнеса, стимулировать инновационную предпринимательскую деятельность и так далее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бочарова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Main problems and lines of development of entrepreneurial activity at current stage of management»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

О. Н. БОЧАРОВА

В статье определены сущность, проблемы государственной поддержки предпринимательской деятельности и выявлены основные приоритеты ее развития на современном этапе. Сделаны выводы о том, что для поддержки предпринимательской деятельности необходимо повысить спрос на продукцию отечественного производителя, повысить уровень бизнес-образования, снизить издержки, связанные с государственным регулированием и налогообложением, увеличить число субъектов малого и среднего бизнеса, стимулировать инновационную предпринимательскую деятельность и так далее.

Ключевые слова предпринимательская деятельность, государственная поддержка, проблемы предпринимательства, императивы развития.

Подъем и стабильность развития российской экономики во многом зависит от того, насколько эффективно будет в ней развиваться предпринимательская деятельность, насколько гармоничны будут ее отношения с государством. Создание условий для развития предпринимательской деятельности через сферу налогового регулирования является важнейшей составляющей экономической политики государства в любой рыночной экономике.

Предпринимательская деятельность представляет собой сложный экономический и социальный феномен, прошедший большой путь исторического развития, и на каждом этапе ее содержание отражало характерные черты соответствующей эпохи. В древние и средние века основным направлением приложения предпринимательской инициативы было купечество и мореплавание, связанное с территориальным перемещением товаров и извлечением прибыли из разницы цен в разных географических точках. С переходом от натурального хозяйства к товарному производству, сначала мануфактурному, а затем индустриальному, основной сферой приложения предпринимательской инициативы все больше становится материальное производство, что отражается на содержании предпринимательской деятельности. От поиска привлекательных рынков предприниматель переходит к поиску оптимального сочетания производственных ресурсов и способов производства, обеспечивающих предпринимательский успех. Риск предпринимательской деятельности на этом этапе исходил главным

образом от непредсказуемого изменения спроса и предложения на производимые товары и потребляемые в процессе их производства ресурсы, а также со стороны конкурентов [1].

Начавшаяся в конце двадцатого века постиндустриальная стадия мирового экономического развития характеризуется высоким динамизмом и интенсивностью производства, проявляющихся в быстром качественном обновлении ассортимента производимых товаров и более полном удовлетворении потребностей общества при снижении численности занятых в сфере материального производства. Кроме того, происходит смещение акцента с собственно производства на различные виды деятельности, связанные с поиском и обработкой информации (наука, технологии, управление), которые подготавливают качественное обновление товаров и технологий их производства и распределения.

В предпринимательской деятельности уже становится недостаточным ориентироваться только на текущий момент, находя оптимальное для этого момента сочетание производственных факторов. Напротив, в своей деятельности предпринимателю необходимо руководствоваться перспективными целями и задачами. Главной задачей становится не извлечение максимально возможной в данный момент прибыли, а обеспечение финансовой и экономической устойчивости деятельности организации на длительный период (стратегическая устойчивость предприятия). Предпринимательство все в большей мере вовлекает в свою

орбиту науку, организационные и управленческие технологии, включая финансовые.

В настоящее время предпринимательская деятельность играет особенно важную роль в стабилизации, нормализации, перестраивании и нивелировании экономики. Она стимулирует использование эффективных методов хозяйствования, усиливает мотивацию труда, обеспечивает развитие инициативы, инновационной деятельности и, в конечном счете, стабилизирует экономику и социальное развитие государства.

Длительное время стабилизация российской экономики связывалась исключительно с экспортом различных видов сырья и энергоносителей. Несмотря на определенный социально-экономический эффект этой стабилизации, выразившийся в замедлении роста безработицы, снижении темпов падения уровня жизни населения, пополнении золотовалютных резервов страны и т. д., ориентация страны на экспорт сырья и энергоносителей как основное стратегическое средство подъема экономики является ошибочной, поскольку такой подъем не подкрепляется ростом производительных сил общества и, следовательно, подвержен сильному влиянию мировой конъюнктуры.

В настоящее время принимаются меры по изменению приоритетов в экономической политике страны. Для сбалансированного и пропорционального подъема российской экономики явно то, что необходимо уделять значительно больше внимания развитию наукоемкого материального производства, способного удовлетворять потребности внутреннего рынка и поставлять конкурентоспособные товары на экспорт.

Значительным стабилизирующим фактором для российской экономики на современном этапе обладает малое и среднее предпринимательство, для которого свойственно: гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. Развитие отечественной предпринимательской деятельности служит не только основой для экономического развития государства, но и способствует решению социальных проблем [6].

Тем не менее, в настоящее время основной составляющей российской экономики являются крупные корпоративные образования, которые теряют свое главное качество, определяющее их жизнеспособность в окружающей среде - конкурентоспособность. В связи с этим исключительную актуальность приобретает интеграция малого и крупного бизнеса, которая сегодня является одним из наиболее перспективных направлений ры-

ночных преобразований в России. Актуальность интеграции определяется возможностью нивелировать недостатки крупных корпораций за счет их взаимодействия с малым бизнесом, обладающим определенными конкурентными преимуществами.

На современном этапе создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства является одним из государственных приоритетов в деятельности Правительства Российской Федерации. Поскольку ключевая роль этого сектора - решение проблем безработицы и инновационного развития экономики, поддержка предпринимательства становится важнейшим направлением в деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях. Следует подчеркнуть важность комплексного использования всех форм и методов поддержки предпринимательской деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Предприниматели сталкиваются в своей деятельности со множеством проблем, которые остаются неразрешенными на протяжении уже длительного периода времени [2]. В связи с этим выделены основные проблемы в формировании государственной поддержки предпринимательской деятельности:

1. Не созданы условия развития институциональной базы:

1.1. Неполная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности, в том числе о возможностях участия в государственном и муниципальном заказе. Сложность получения информации, необходимой для развития бизнеса, из-за отсутствия компьютерной техники, доступа к Интернету, информационным и юридическим программам, особенно у предпринимателей расположенных в местности отдаленной от крупных населенных пунктов.

1.2. Трудность доступа к банковским кредитам. Для большинства предпринимателей кредитные ресурсы, в том числе долгосрочные инвестиционные кредиты, недоступны по следующим причинам:

- слабая имущественная база малых предприятий;

- высокая, по сравнению с доходностью бизнеса, ставка платы за кредитные ресурсы;

- психологический барьер у части предпринимателей при работе с коммерческим банком и отсутствие навыков в составлении инвестиционных предложений, бизнес-планов.

1.3. Трудности в размещении предприятий. Малые и средние предприятия испытывают значи-

тельную нехватку производственных и офисных помещений, имеющиеся свободные площади являются собственностью крупных предприятий, которые, как правило, устанавливают размер арендной платы слишком высокий для малого бизнеса.

1.4. Недостаточный уровень социальных гарантий для работников предприятий, а также осуществляющих деятельность на условиях гражданского найма.

2. Несовершенство законодательной базы:

2.1. Несоответствие нормативных правовых актов, регулирующих сферу предпринимательства, задачам и перспективам развития предпринимательской деятельности.

2.2. Избыточные требования лицензирования, сертификации, процедуры выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений для развития бизнеса, получения согласований и разрешений.

2.3. Недостаточное стимулирование инновационного предпринимательства.

2.4. Невыполнение ранее принятых программ и мер.

Развитие предпринимательской деятельности должно рассматриваться как одна из основных задач в процессе стабилизации экономики Российской Федерации [4]. И поэтому требуется государственная поддержка предпринимательской деятельности по следующим направлениям:

1. Повышение спроса на продукцию отечественного производителя, содействие росту конкурентоспособности и формированию положительного имиджа предпринимательской деятельности.

Повысить спрос на продукцию отечественного производителя возможно через систему государственного (муниципального) заказа, а также заказа естественных монополий и государственных корпораций. Большой потенциал для увеличения участия малых предпринимательских структур в госу-

дарственном заказе также возможен на основе развития механизма электронных аукционов.

2. Облегчение доступа к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура).

Предлагается реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных и локальных монополий в части стандартизации административных процедур, установления экономически обоснованных тарифов, предоставления возможностей по вовлечению в коммерческий оборот созданных компаниями объектов (услуг) технологической инфраструктуры.

3. Повышение уровня бизнес-образования возможно путем обеспечения консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательской деятельности.

Крупные компании, как правило, располагают возможностями по созданию собственных учебных центров, разработки образовательных программ. В отношении компаний малого и среднего предпринимательства часть расходов на такие затраты должно взять на себя государство. Особенно данная проблема актуальна для стартующих предпринимателей. Предоставление возможности пройти кратковременное обучение на условиях софинансирования расходов позволяет, прежде всего, повысить «выживаемость» начинающих предпринимателей в первый год ведения дела.

4. Развитие инфраструктуры предпринимательства.

Для успешного развития предпринимательской деятельности важное значение имеет четкое функционирование всех составляющих системы инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности (рис. 1).

ВУЗы, СУЗы и другие обра- Государственные и частные Фонды микро- Юридические

зовательные учреждения информационные центры финансирования консультации

Сеть кредитных организаций

Бизнес-инкубаторы, технопарки и т. д.

Фонды содействия развитию предпринимательства

Торгово-промышленные палаты

Рис. 1. Инфраструктурная поддержка предпринимательской деятельности

При этом, особое внимание необходимо уделять созданию и эффективному функционированию сети организаций, таких как: бизнес-инкубаторы и технопарки, обеспечивающих на льготных условиях офисным сервисом и услугами по развитию бизнеса начинающих предпринимателей.

5. Снижение издержек, связанных с государственным регулированием и налогообложением.

Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов предпринимательской деятельности, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательства. В 2009 г. вступил в силу федеральный закон, сокращающий число проверок субъектов предпринимательства, устанавливающий уведомительный принцип начала деятельности на потребительском рынке, рынке оказания услуг - самых популярных для начинающих предпринимателей видов деятельности. Внесены ряд изменений в специальные налоговые режимы, которые позволяют распространить их действие исключительно на малые компании, а также расширяющие доступ к таким налоговым режимам.

6. Финансовая поддержка.

В 2009 г. в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства существенно увеличен объем средств, направляемых на грантовую поддержку начинающих предпринимательскую деятельность. По предварительным оценкам такую поддержку могли бы получить 7000-10000 начинающих предпринимателей, что с учетом динамики создания новых компаний, обеспечит 20 %-ный охват новых компаний. Также в 2009 г. востребованной со стороны предпринимателей стала программа субсидирования процентных ставок по кредитам. Ожидается поддержка таким механизмом 25 млрд руб. кредитов малых и средних компаний.

7. Поддержка общественных организаций предпринимателей.

Это необходимый элемент для формирования гражданского общества, поэтому помимо совершенствования законодательства в части расширения возможностей по защите интересов предпринимательской деятельности, необходимо поддержать финансово программы общественных объединений, связанные с защитой интересов малых и средних компаний.

8. Увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решение задачи по увеличению числа субъектов малого и среднего предпринимательства напрямую связано с пропагандой идей предприни-

мательства, развитием интереса у молодых людей к самостоятельной деятельности, разъяснения государственной политики содействия развитию предпринимательства. Для реализации данной задачи необходимо максимально использовать возможности телевидения, радио, Интернета, наружной рекламы. До настоящего времени подобного рода акции на федеральном уровне не реализовывались, поэтому на их проведение требуется выделение средств федерального бюджета в счет средств, которые предусмотрены на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

9. Стимулирование инновационной предпринимательской деятельности.

Принципиально важным является внедрение экономических стимулов, способствующих развитию инновационной предпринимательской деятельности. В этой связи необходимо предоставить инновационному бизнесу существенные налоговые преференции. Следует использовать опыт Китая, Бразилии, Индии и других стран для стимулирования инновационной деятельности на наиболее перспективных направлениях научнотехнического прогресса, таких, как нано- и биотехнологии, водородная энергетика, создание новых материалов, информационная отрасль. Следует предоставить малым и средним предприятиям, занимающимся разработкой и внедрением инноваций в этих сферах, налоговых каникул на срок от 3 до 5 лет.

В результате реализации данного комплекса мероприятий будут достигнуты следующие социально-экономические показатели [5], характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития предпринимательства:

1. Показатели экономической эффективности:

- увеличение размера средней заработной платы;

- увеличение объемов оборота на российских предприятиях;

- увеличение инвестиционных вложений;

- прирост числа субъектов предпринимательской деятельности.

2. Показатель бюджетной эффективности:

- прирост налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от субъектов предпринимательской деятельности.

3. Показатели социальной эффективности:

- увеличение количества рабочих мест;

- сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.

Таким образом, одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизни населения является формирование и развитие современного предпринимательства в экономическом пространстве России, во всех сферах и отраслях производства. Для экономического развития государства необходимо наличие массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим опытом. Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития и стабилизации национальной экономики.

Существующее государственное регулирование процесса формирования предпринимательства, в том числе в области налогообложения еще далеко от того, чтобы создать в российской экономике необходимую среду для формирования современного конкурентоспособного на мировых глобальных рынках предпринимательства. В современных условиях особенно актуальной становится задача обеспечения благоприятных условий для создания и развития системы российского предпринимательства как одного из важнейших источников экономического роста страны [3].

Можно констатировать, что в России в настоящее время достигнут значительный прогресс в совершенствовании системы государственной поддержки предпринимательской деятельности. В первую очередь это происходит благодаря активизации позиций Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, объединений предпринимателей. Большое значение имеет реализация мер Минэкономразвития России по государственной поддержке предпринимательства, предусматривающая эффективные принципы и механизмы софинансирования региональных программ поддержки предпринимательства, в которой принимают участие практически все субъекты России.

Для решения названных проблем и внедрения эффективных инструментов государственной политики, а также механизмов мониторинга и об-

ратной связи, стимулирующих развитие российского предпринимательства и повышающих его конкурентоспособность на внутренних и международных рынках в условиях кризиса и посткри-зисном периоде, необходимы активные и совместные действия государства, бизнеса и гражданского общества.

В целом создание благоприятной среды для развития предпринимательства является важнейшим фактором обеспечения социальной стабильности и экономического развития России в современных условиях.

Литература

1. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Е. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. М., 2003.

2. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы. М., 2003.

3. Мир после кризиса. Глобальные тенденции -2025: меняющийся мир. М., 2009.

4. Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Экономист. 2002. № 8.

5. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации // Вестник экономики. 2006. № 3-4.

6. Предпринимательство: учебник / под ред. М. Г. Лапусты. М., 2000.

* * *

MAIN PROBLEMS AND LINES OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY AT CURRENT STAGE OF MANAGEMENT

O. N. Bocharova

This paper defines both the essense and problems of the state backing of entrepreneurial activities, reveals the main priorities of development of this backing at the current stage. The conclusion is drawn that to support entrepreneurial activities it is necessary to increase the demand for domestic goods, to improve the educational business attainment, to decrease the costs concerned with government regulation and taxation, to multiply the number of small-scale and mid-scale business entities, to stimulate innnovative entrepreneur activities, and etc.

Key words: entrepreneurial activity, state backing, problems of entrepreneurship, imperatives of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.