Научная статья на тему 'Основные направления государственной поддержки и регулирования региональной инновационной деятельности'

Основные направления государственной поддержки и регулирования региональной инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1104
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инновационная деятельность / инновационная политика / государственная поддержка и регулирование инновационной деятельности / региональная инновационная политика / innovation activity / innovation politics / state support and regulation of the innovation activity / regional innovation politics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова О. М.

В статье раскрыты причины и основные направления государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности в стране и ее регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the problems and major directions of the state support and regulation of the innovation activity in the country in general and in its regions in particular

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной поддержки и регулирования региональной инновационной деятельности»

ональной политики. Важнейшим инструментом подобного согласования является так называемая «Стрела времени» (линейка развития) — оформленное в хронологическом порядке планируемого осуществления (в долгосрочном интервале времени) единое поле намерений всех субъектов регионального развития, причем эти намерения подкрепляются ответственностью и ресурсами [20].

3. Создание и развитие эффективной системы мониторинга социально-экономического положения региона (в том числе, в отраслевом разрезе) на предмет его соответствия целям перехода к устойчивому и инновационному развитию.

4.Формирование и реализация «плана действий» — стратегического плана управления научно-техническим потен-

циалом региона в целях перехода к устойчивому развитию. Стратегический план — это документ, отражающий перечень согласованных заинтересованными лицами региона действий по переходу к устойчивому развитию путем повышения эффективности использования научно-технического потенциала с указанием временных рамок, мероприятий, ответственных исполнителей, ресурсов, индикаторов выполнения плана. Этот документ, таким образом, является перечнем конкретных действий, ведущих к достижению поставленной цели — переходу региона к устойчивому развитию на основе активизации в этом направлении важнейшего на современном этапе фактора — регионального научно-технического потенциала.

Литература

1. Кутырев В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере // Природа. — 1990. — № 11. — С. 3-10.

2. Барлыбаев Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. — М.: Издание Государственной Думы, 2003. — С. 154.

3. Our Common Future (The Brundland Report). — Oxford, 1987: Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. — М.: Прогресс, 1989. — С. 50.

4. Мордухович Л.М. Главные этапы истории экономических учений: Учебное пособие. — Вып. 4. — М.: МИНХ им. Г.В.Плеханова, 1974.

5. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. — М.-Л.: Academia, 1935.

6. Всемирная история экономической мысли: В 2-х т. — М: Мысль, 1987. — Т.1. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни.

7. Кузнецов К.А. Платон: введение в анализ «Государства» и «Законов» // Платон: pro et contra. — СПб.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института, 2001.

8. Аристотель. Политика. — М.: АСТ, 2002.

9. Штейн В.М. Гуань-цзы: Исследование и перевод. — М.: Изд-во восточной литературы, 1959.

10. Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков / Отв. ред. М.Е. Грабарь-Пассек и М.Л. Гаспаров. — М.: Наука, 1970.

11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1984.

12. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. — М.: Соцэкгиз, 1960.

13. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: «Дело Лтд», 1994.

14. Маркс К. Капитал: Избр. соч. в 9 т. — Т.2. — М.: Политиздат, 1985.

15. Гапоненко Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

16. Доклад национального эксперта программы Форсайт Центра международного сотрудничества ООН (ЮНИДО), исполнительного директора Аналитического центра международных научно-технологических и образовательных программ И.Р. Куклиной на научном семинаре 25 октября 2006 г. — http://riep.narod.ru/news-arhiv4.html

17. Martin B. Technology Foresight in a Rapidly Globalizing Economy. International Practice in Technology Foresight. — Vienna: UNIDO, 2002.

18. Золотухина А.В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов. — М.: КРАСАНД, 2010.

19. Повестка дня на 21 век / Agenda 21. — http://www.r-komitet.ru/s_i_d/agenda21/index.htm

20. Афанасьев Г.Э. Инфраструктура инноваций: линейка развития 2.0 // Процедура разработки форсайта: Материалы Первой международной научно-практической Интернет-конференции (Иркутск, февраль 2007 г.) / Под науч. ред. Н.Я. Калюжновой. — Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2007. — С. 122-128.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.М. Комарова,

аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики

morismo@maglan.ru

В статье раскрыты причины и основные направления государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности в стране и ее регионах.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, государственная поддержка и регулирование инновационной деятельности, региональная инновационная политика.

ББК У9(2)0-551.1,0

В настоящее время инновационный путь развития являет- проблему активизации инновационной деятельности в нашей ся приоритетным для подавляющего большинства государств. стране. Это требует того, чтобы все составные элементы наци-Решение самых важных социально-экономических проблем в ональной экономики были активными участниками разработ-условиях глобального экономического кризиса актуализирует ки и внедрения в практику различных нововведений, дающих

существенный социально-экономический эффект. Добиться этого можно лишь тогда, когда инновационная политика будет в центре внимания не только федерального центра, но и каждого региона, отрасли, хозяйствующего субъекта. Следует согласиться с В.А. Гневко, который отмечает, что у нас в стране ощущается не дефицит идей, а неумение довести их до стадии внедрения. Поэтому сегодня России нужны не столько технико-технологические, сколько управленческие инновации [1, с.3].

Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и первоначально основывалась на известных работах Д.М. Кейнса, который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных районах).

В наши дни государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, одновременно осуществляет распределение полученных средств. При этом проводимая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри страны в целом, так и между отдельными регионами в рамках интегрированных сообществ.

К примеру, в Великобритании традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности.

За последние несколько лет в нашей стране региональные проблемы значительно обострились. Они не ограничиваются вопросами экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны жизни общества.

Уровень социально-экономического развития регионов, природно-климатические и другие условия, темпы перехода к рынку оказались различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблематика ставит вопрос о выборе пути развития.

Много проблем инновационного развития накопилось и в Северо-Восточном регионе страны. Достаточно отметить, что из общего количества 3957 организаций, выполнявших исследования и разработки в 2007 г., на Дальневосточный федеральный округ приходилось лишь 178, причем, в Магаданской области таких организаций всего 9. Значительное отставание имеется и среди персонала, занятого исследованиями и разработками. Из общего количества персонала — 801 136 человек, занятых исследованиями и разработками в Российской Федерации в 2007 г. на Дальневосточный федеральный округ приходилось 14 143 человек, а на Магаданскую область — лишь 603 человека [2, с. 605-606, 610-611].

Магаданская область как составной элемент Северо-Восточного региона страны, имея суровые природно-климатические условия и очень низкую плотность населения — всего 0,4 чел. На 1 км2, располагает богатыми природными ресурсами, основными из которых являются: гидроэнергоресурсы, каменный уголь, железные и оловянные руды, золото, серебро, ртуть, минеральные воды, лечебные грязи, значительные запасы рыбы (особенно лососевых пород) и пушного зверя. Поэтому основной объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по данным за 2005 г.) приходится на добычу полезных ископаемых — 14 883 млн руб. (68,9%), обрабатывающие производства — 2748 млн руб. (12,7%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3979 млн руб. (18,4%). В структуре отгруженной продукции обрабатывающих производств основная доля принадлежит производству пищевых продуктов и табачных изделий — 55,8%, неметаллических минеральных продуктов — 6,4%, металлургическому производство и производству готовых металлических изделий — 19,1%, производству машин и оборудования — 8,0%, прочим производствам — 10,7% [3, с. 184-185].

В настоящее время в России слабо выражена региональная политика. Подобная политика как сознательно и последовательно разрабатываемая система действий центральных и местных

органов власти находится только в стадии разработки. Новая региональная политика должна разрабатываться на фундаменте сложившихся региональных реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем четче будет отражать действительные региональные интересы, способы и методы их реализации.

Инновационная политика регионов обычно представляется в виде программ, которые содержат следующие разделы:

1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.

2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе. Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих принципов:

— региональные цели должны вытекать из общей концепции научно-технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям;

— региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и потребностей региона;

— не наличие ресурсов и возможностей формируют цели региональной программы, а наоборот, ресурсная программа определяется установленными целями;

— конкретная разработка структуры целей и в целом целевой программы должна осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок, международного научно-технического сотрудничества, государственных (федеральных) программ ускорения научно-технического прогресса; собственно региональной (муниципальной) политики развития научно-технического потенциала; отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и муниципальной форм собственности; отдельных приватизационных промышленных и научно-технических фирм.

Определение целей на перечисленных уровнях региональной инновационной политики устанавливается в системе долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования регионального социально-экономического развития. Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной сферы можно считать подход, ориентированный на глобальные критерии научно-технической политики, развитие высоких технологий, адаптированных к региональным условиям.

Определяющим ориентиром в выборе приоритетов научноинновационного развития является достижение целей социально-экономического развития региона. Главная задача органов регионального управления при этом состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере.

Инновационная политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.

Региональную научно-техническую и инновационную политику необходимо ориентировать на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов, наукоградов и других крупных инновационных комплексов.

Учитывая то, что каждый регион имеет свою специфическую воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов, он должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации инновационной стратегии. Однако, в условиях современной экономики таких сил и ресурсов, как правило, немного, поэтому необходимы федеральные инновационные программы, нацеленные на оказание стартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и т.д.

Наша страна не может оказаться в стороне от мирового научно-технического прогресса; это было бы пагубно для её будущего. Необходимо активно включаться в мировое научное сообщество и мировой технологический рынок, находить в нём ниши и осваивать их, менять приоритеты и специфику внешне-

экономических связей, перенося постепенно центр тяжести с топливно-сырьевых на высокотехнологичные рынки. Необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной научно-технической политики. Речь идет, прежде всего, об инновационном мотивационном механизме, экономической поддержке инновационной активности.

В рамках региональной инновационной политики пути и средства достижения целей дифференцируются в зависимости от уровня и масштаба инновационной сферы в данном регионе. К ним относятся: структурные и институциональные перемены в научной сфере, развитие региональной инновационной инфраструктуры (инновационных фондов и банков, венчурных фирм, научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов).

Вместе с тем региональные программы должны включать в себя виды обеспечения разработки региональной инновационной политики: организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое (в том числе мотивационное), и др.

На фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу в 2008 г. было выделено 2,2% расходной части бюджета, и 2% — в 2009 г. Государственные расходы на научные исследования сегодня составляют 0,32% ВВП при пороговом значении этого показателя с точки зрения экономической безопасности страны — 2% (в США этот показатель составляет 3% ВВП) [4, с.304-305, 308-309].

В условиях глобального экономического кризиса активизация инновационной деятельности в регионе может быть обеспечена только при ее поддержке на региональном и муниципальном уровнях на основе разработки эффективной программы региональной инновационной политики.

В нашей стране государственная поддержка и регулирование инновационных процессов заключается в формировании таких нормативно-правовых и экономических условий, которые всемерно стимулировали бы субъектов экономической деятельности к проведению исследований, разработок, НИОКР, приобретению новых знаний и технологий, выпуску новых высококонкурентоспособных товаров и освоению производств. Инновационная политика РФ сводится к реализации целого ряда задач [5, с.38-64].

Во-первых, создание законодательной базы, стимулирующей и поддерживающей инновации и инновационную деятельность, к которой в первую очередь относятся законы: об общих принципах организации инновационной деятельности и проведения исследований и разработок; о защите интеллектуальных прав на объекты научных исследований и разработок; о льготном налогообложении и налоговом стимулировании субъектов инновационной деятельности; о создании особых экономических зон и ином стимулировании субъектов инновационной деятельности.

Во-вторых, формирование развитой и эффективной инновационной инфраструктуры, которая заключается: в государственном финансировании фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемых высшими учебными заведениями, исследовательскими институтами и прочими субъектами инновационной деятельности, имеющих стратегическое национальное значение; в создании и поддержке технопарков, инновационных инкубаторов, центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, наукоградов, венчурных фондов и т.д.; в финансовой поддержке высшего и профессионального образования для подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью.

В-третьих, прямое финансирование отдельных стратегических национальных программ НИОКР, в том числе с привлечением частного инвестиционного капитала.

Для активизации инновационной деятельности необходимо создать современную национальную инновационную систему, которую можно охарактеризовать как совокупность взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию [6, с.94-102].

В настоящее время в нашей стране действует ряд институтов, созданных с участием государства и призванных стимулировать процессы коммерциализации инновационной деятельности. К ним, в первую очередь, относятся Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд

содействия), Венчурный инновационный фонд (ВИФ). РФТР в основном поддерживает проекты на стадии исследований и разработок, и главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия. Фонд содействия концентрирует свою деятельность на поддержке малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции, а с 2003 г. — и на финансировании только возникших инновационных компаний (start-ups). Венчурный инновационный фонд — некоммерческая организация с государственным участием, которая, на основе долевого финансирования, формирует отраслевые и региональные венчурные фонды. При этом доля ВИФ в уставном капитале вновь образуемых фондов не может превышать 10%, а объем средств, находящихся под управлением региональных или отраслевых венчурных фондов, должен составлять в рублевом эквиваленте не менее 3 млн долл. США. Кроме того, задачей ВИФ является осуществление приоритетной поддержки российских инновационных предприятий, создающих продукты и технологии, относящиеся к перечню критических технологий федерального уровня путем участия в финансировании этих проектов на их начальной стадии.

Инвестиционные возможности всех названных фондов достаточно скромные. Так, бюджет Фонда содействия составляет 1,5% от общих расходов государственного бюджета на гражданскую науку. Размер бюджета РФТР колеблется в пределах 1,5-4% государственных расходов на гражданскую науку, поскольку его наполнение происходит за счет отчислений из внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ.

В начале 1990-х гг. федеральные органы власти РФ не просто активно участвовали, но и явились инициаторами создания всей существующей инфраструктуры, способствующей коммерциализации технологий. Однако о региональном уровне власти этого сказать нельзя. Это отличает Россию от многих развитых стран мира, где местные власти активно вовлечены в стимулирование инновационной деятельности на своих территориях. Так, например, в ФРГ при таком же, как в России, федеративном устройстве все земли Германии имеют мощные бюджеты науки и инновационной деятельности и сильные связи с наукой на своих территориях.

В «Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» сказано, что переход России к инновационному пути развития — это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий и как одно из важнейших направлений государственной политики в формирование развития национальной инновационной системы.

Федеральная целевая научно-техническая программа призвана решать следующие задачи:

определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация;

развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства;

развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России;

содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов;

совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

Управление программой осуществляется Научно-координационным советом. По шести основным научно — техническим направлениям сформированы приоритеты:

• наноиндустрия и перспективные материалы;

• энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

• технологии живых систем;

• информационно-телекоммуникационные системы;

• экология и рациональное природопользование;

• безопасность и противодействие терроризму.

Современное государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

• совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

• участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

• организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

• создания в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов;

• законодательного регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках Гражданского кодекса РФ.

Основные положения кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих задач:

— введение в законодательство об интеллектуальной собственности норм, регулирующих обращение (отчуждение, предо-

ставление в пользование, залог) объектов интеллектуальной собственности;

— расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);

— усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения прав, в том числе путем введения новых видов такой ответственности;

— отражение в российском законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.

Таким образом, место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы научно-технической политики, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач, как на уровне национальной, так и региональной экономики.

Литература

1. Гневко В.А. Инновационное развитие — региональный аспект // Экономика и управление. — 2009. — №10.

2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

3. Индикаторы науки: 2007. Статистический сборник. — М.: 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. — М., 2008.

5. Регионы России. Справочник. — СПб., 2008.

6. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика: Учебник. — М.: КНОРУС, 2009.

ПРОБЛЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

В.А. Гафарова,

аспирант Межрегионального открытого социального института (г. Йошкар-Ола)

gafarova_vero@mail.ru

В статье рассматриваются региональные объекты хозяйствования и управления, а также социально-экономические процессы, происходящие в Республике Татарстан, проблемы антикризисного управления в современных российских условиях. Показаны факторы, обеспечивающие конкурентоспособность региона, а также повышающие сложность и риск управления.

Ключевые слова: регион, стратегическое управление, конкурентоспособность, антикризисное регулирование, финансовый кризис.

УДК 332.1 (470.41); ББК 65.04 (2 Рос.Тат)

Повышение роли регионов является очевидным в экономической и политической жизни страны, при этом прогноз их развития становится актуальным в процессе перехода к этапу стабилизации. Стратегическое управление развитием региона объективно вытекает из необходимости обеспечения социальной функции и миссии региона в нестабильной среде. Особенности стратегического управления регионом определяются его сущностными чертами, назначением, миссией в составе государства, определяемыми необходимостью выполнения социальной функции в широком смысле этого слова как организации социума, жизни сообщества людей на определенной части государства, территории [4].

Определение стратегии развития представляет собой необходимое условие для достижения взаимопонимания и социального согласия между разными слоями населения, которое проживает на территории конкретного региона и консолидируется во имя достижения единой цели. Созданная при участии всех конструктивных сил, представляющих различные партии, объединения и группы, стратегия развития стабилизирует политическую обстановку, является основой экономического созидания, определяя направления трансформации развития региональной социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения и обеспечения для субъектов хозяйствования благоприятных условий функционирования и

35 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.