Научная статья на тему 'Основные направления государственной антикоррупционной деятельности'

Основные направления государственной антикоррупционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1131
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ / ANTI-CORRUPTION POLICY / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION EXAMINATION / POLITICAL CORRUPTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Утешева Ольга Олеговна

Рассмотрены основные направления антикоррупционной деятельности российского государства. Приведены примеры, статистики, рассмотрены разнообразные точки зрения о необходимости прозрачности, открытости в деятельности органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF STATE ANTI-CORRUPTION ACTIVITY

The main directions of anti-corruption activities of the Russian state are considered. The examples, statistics are cited; a variety of points of view about the necessity of transparency, openness in the activity of bodies of state power is considered.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной антикоррупционной деятельности»

УДК 343.352

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Ольга Олеговна УТЕШЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка института права, председатель правления Тамбовской местной общественной организации «Содружество молодых юристов», e-mail: UteshevaO@mail.ru

Рассмотрены основные направления антикоррупционной деятельности российского государства. Приведены примеры, статистики, рассмотрены разнообразные точки зрения о необходимости прозрачности, открытости в деятельности органов государственной власти.

Ключевые слова: антикоррупционная политика; коррупция; антикоррупционная экспертиза; политическая коррупция.

Процесс искоренения причин коррупции заключается в строительстве современного демократического правового государства, эффективной рыночной экономики, формировании сильного гражданского общества, создании предпосылок для развития свободной, созидательной, активной и ответственной личности.

Данный процесс должен начаться с исполнения законов, т. к. беззаконие препятствует нормальному развитию экономики, тормозит экономический рост, лишает главный субъект рыночных отношений - малый и средний бизнес - возможности свободного и эффективного развития. Беззаконие лишает личность - главную движущую силу гражданского общества - возможности развивать свои способности, права и свободы. Соблюдение же законов позволяет развивать созидательный потенциал человека и общества, открывает возможности для широкого развития малого и среднего бизнеса, обеспечивает развитие добросовестной конкуренции, позволяет внедрять инновации и наукоемкие технологии, повышает качество государственных публичных услуг населению. В итоге соблюдение законов создает благоприятные условия для роста экономики, ликвидации бедности, для формирования сильного среднего класса, эффективного государства, для подъема конкурентоспособности страны.

Чтобы государственная власть добросовестно и ответственно исполняла законы, эффективно управляла и качественно оказывала публичные услуги россиянам, общество должно постоянно ее «контролировать». Важнейшим условием публичного контроля

институтов гражданского общества - СМИ, бизнес-ассоциаций, партий, общественных организаций и других структур граждан, является информационная прозрачность деятельности государственной власти.

Российская Федерация в течение нескольких последних лет находится почти в конце рейтингового списка наиболее коррумпированных стран, составляемого международной аналитической организацией «Трансперенси Интернешнл». Естественно, такое положение не устраивает ни руководство страны, ни общественность, независимо от того, справедлива оценка или она кор-релируется предвзятым отношением к России. Вряд ли следует отмахиваться от сторонних оценок - скорее они должны мобилизовать отечественных исследователей на всесторонний подход к анализу корней коррупции в российском обществе [1].

Антикоррупционная политика российского государства проявляется в разных сферах и борется с разными видами коррупции, в т. ч. ее можно рассмотреть на примере коррупции политической, которая представляется одним из наиболее трудных для анализа направлений коррупции. Во-первых, выявить цели коррупционеров-политиков гораздо труднее, чем корыстные умыслы чиновников государственной службы, в т. ч. в правоохранительных структурах. Во-вторых, даже сейчас, когда в отечественной криминологии, наконец, признано наличие политической преступности, законодательная база противодействия ей ограничена [2, с. 90]. Отсюда вытекает, что, в-третьих, существуют уго-

ловно-наказуемые и уголовно-ненаказуемые деяния [3, с. 64].

Одним из последних определений «политической коррупции» можно считать следующее: это «совокупность правонарушений, в том числе и преступлений, совершенных должностными лицами органов государственной власти и органов местного управления или претендентами на эти должности, либо по их поручению другими лицами с использованием своего служебного, имущественного или иного положения вопреки интересам других лиц и общества в целях занятия, сохранения, распределения или утраты соответствующей государственной должности в определенном государстве (или регионе) за определенный период времени» [4, с. 42]. На наш взгляд, попытка уложить суть данного вида коррупции в правовую норму несколько сузила научное представление о политической коррупции, которое в давнем определении В.А. Шабалина выглядит более размытым, но расширяющим видение этого опасного деликта: это «девиантное политическое поведение, выражающееся в нелегитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти» [5, с. 46].

Одной из основных форм политической коррупции является взятка, причем ее дача в расчете на протекционизм по части властных полномочий и ее получение за осуществление протекционистских действий являются социально опасными деяниями, нарушая принципы кадровой политики и социальную справедливость. Так, сегодняшняя ситуация реформирования милиции в полицию принципиально создает криминогенное поле при отборе кадров, когда более «послушный» (или даже преданный) начальству может иметь приоритет перед более профессионально подготовленным (в т. ч. по части этики) сотрудником. Вопрос здесь заключается в независимости (и неподкупности) структур кадрового отбора, причем самой «взятки» здесь может и не быть, а ее роль сыграют указание вышестоящего начальства (и тогда в расчете на будущее продвижение по службе или на ведомственную награду такое указание будет элементом коррупции) или просьба авторитетных коллег-сослуживцев, или даже мнение, навязанное извне (от СМИ до родственников). Доказать корыстные мо-

тивы в такой ситуации не удастся, а социальные последствия велики: от некачественного пополнения правоохранительных органов и разрушения нравственно-этических воззрений их сотрудников до недоверия со стороны общества.

Политическая коррупция в форме скрытой взятки обнаруживается практически во всех обществах: в азиатской и африканской разновидностях она классифицирована учеными и является необходимой составляющей соответствующих политических систем, в западных обществах с ней ведется борьба, методы которой (оппозиция, СМИ и др.) позволяют существенно снизить уровень ее воздействия. Кстати, эта форма коррупции присутствовала уже в советский период, приводя к особым «дружеским» отношениям, напоминавшим средневековую систему кормлений.

Другой, не менее важной формой политической коррупции является подкуп субъектов политики при осуществлении ими избирательных прав. Наиболее часто встречается подкуп голосов избирателей со стороны кандидатов на избираемые должности. Эта форма политической преступности известна не только в России, но и за рубежом. Она является уголовно-наказуемой и время от времени доводится до суда. Гораздо реже удавалось раскрыть подкуп кандидата в ходе предвыборной кампании или выдвижение «своего» кандидата (в т. ч. криминальными группировками) с целью принятия «нужных» законов, блокирования «ненужных» (в т. ч. на федеральном уровне и именно по противодействию коррупции) и для получения депутатского иммунитета (особенно «прославились» национальные округа, откуда с завидной легкостью и в 1990-е и в 2000-е гг. депутатами Федерального Собрания РФ избирались известные стране олигархи).

Переход от смешанной к пропорциональной системе выборов в РФ с 2007 г. резко снизил эти возможности искажения волеизъявления граждан, что явилось проявлением антикоррупционной политики России. Ответственность за своих кандидатов стали нести политические партии.

Для анализа политической коррупции необходим мониторинг этого явления. Коррупция, независимо от ее политического или корыстного характера и форм проявления,

является наиболее латентным видом преступности, поскольку носит конфиденциальный и согласительный характер и, как правило, не влечет за собой жалоб в правоохранительные органы, т. к. обе стороны достигают поставленных перед собой целей. Если по коррупционным правонарушениям в целом можно обнаружить некоторое количество источников, то по политической коррупции таких данных практически нет, чем значительно сужается поле для криминологического исследования тенденций и закономерностей развития этого явления. Еще меньше сведений о лицах, осужденных за подобные преступления.

Последствия политической коррупции наносят обществу существенный материальный ущерб (например, «цветные революции» на постсоветском пространстве разражались вслед за необходимостью государственного финансирования проведения повторных выборов после установления подлогов в документах с перечислением бюджетных средств на счета политических партий и движений). Но еще серьезнее выглядит подрыв доверия со стороны избирателей к выборным органам государственной власти, сулящий не только политические акции протеста в виде демонстраций, забастовок и пикетов, но и политическую нестабильность, конфликты, а в совокупности с другими негативными факторами - даже вооруженные попытки захватить власть (это - реальность сегодняшнего дня: «арабские революции», хотя, возможно, это лишь предлог в решении геополитических задач администрацией США). Даже позитивные действия власти начинают восприниматься населением предвзято, нанося моральный урон самой идее демократии.

Предотвратить коррупцию, в т. ч. политическую, используя только правоохранительные структуры, как показывает мировой опыт (и социологи из «Трансперенси Интернешнл»), невозможно. Только наличие действующей антикоррупционной политики, расширение возможностей гражданского общества могут стать залогом положительных сдвигов в снижении уровня коррупции.

Главным направлением антикоррупционной деятельности государства является установление информационной прозрачности процесса функционирования исполнительной, законодательной, судебной власти,

правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что в современном мире движущей силой социального прогресса является движение информации. В связи с этим любая система контролируется такой подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет при этом наименьшее количество энергии.

Информационный обмен в современном обществе способствует формированию новых моральных ценностей, нового образа жизни и новых принципов управления. Информационно закрытые системы сегодня неконкурентоспособны .

Мировой опыт приводит к выводу: информационная прозрачность - движущая сила общества и власти. Она не только влияет на изменение правил поведения власти, повышая ее ответственность и эффективность работы на благо общества, но и способствует качественному изменению самого общества.

Таким образом, информационная прозрачность стимулирует новые общественные отношения, способствует модернизации России. Она создает условия для ответственной и эффективной деятельности власти, роста экономики, модернизации гражданского общества, а в конечном итоге, для искоренения причин коррупции.

Задача гражданского общества состоит в том, чтобы ускорить этот процесс. В связи с этим Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» разработала законопроект «О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления». Цель законопроекта - установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством обеспечения открытости, информационной прозрачности их деятельности. Действие закона должно распространяться на исполнительную, законодательную, судебную власть, другие государственные органы, а также органы местного самоуправления и их должностных лиц в целях усиления их подотчетности гражданскому обществу.

Принятие данного законопроекта, с одной стороны, создаст качественно новые

правовые условия деятельности государства и общества, установив повседневный общественный контроль над государственными институтами. С другой стороны, процесс осуществления общественного контроля посредством прозрачности деятельности власти модернизирует само гражданское общество.

Фундаментом модернизации судебной власти и правоохранительных органов является информационная прозрачность деятельности судов, прокуратуры, милиции. Данный процесс связан также с повышением правовой культуры общества, модернизацией и стабилизацией законодательства, качественной подготовкой юридических кадров, структурными преобразованиями правоохранительной системы в целом.

Совершенствование правоохранительной системы заключается в устранении необоснованного дублирования функций и полномочий в деятельности правоохранительных органов, в существенном повышении заработной платы ее работников при одновременной оптимизации их численности, а также в росте уровня технического обеспечения. В условиях глобальных мировых вызовов терроризма российским правоохранительным органам следует глубоко интегрироваться в международные антикриминальные и антитеррористические организации.

Главным фактором противодействия коррупционным нормам права является гласность. Решающую роль здесь может играть правовая антикоррупционная экспертиза законопроектов в период их разработки и обсуждения. Данная экспертиза может осуществляться специальными антикоррупци-

онными комиссиями в Государственной Думе, Совете Федерации, Общественной палате, Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией.

Антикоррупционная экспертиза представляет собой комплекс мероприятий по выявлению норм права, способных устанавливать такие рамки взаимоотношений между субъектами, которые повышают вероятность их вступления в коррупционные отношения.

Таким образом, подводя итог, российская государственная власть, открывая свою деятельность, становясь прозрачной, а следовательно, подконтрольной обществу, проводя институциональные преобразования, совершенствуя законодательство, противодействуя коррупционным нормам права, способствует ликвидации причин коррупции.

1. Кабанов П.А., Райков Г.И., Чирков Д.К. Политическая коррупция в условиях реформирования российской государственности на рубеже веков. М., 2008.

2. Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая // Государство и право. 1996. № 8.

3. Горшенков Г.Н. Криминологический словарь. Сыктывкар, 1995.

4. Коррупция и антикоррупционная политика: Терминологический словарь / под общ. ред. Г.И. Райкова, П.А. Кабанова, Д.К. Чиркова. М., 2010.

5. Шабалин В.А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. № 4.

Поступила в редакцию 11.07.2011 г.

UDC 343.352

MAIN DIRECTIONS OF STATE ANTI-CORRUPTION ACTIVITY

Olga Olegovna UTESHEVA, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Law Institute, Management President of Tambov Local social organization “Community of young lawyers”, e-mail: UteshevaO@mail.ru

The main directions of anti-corruption activities of the Russian state are considered. The examples, statistics are cited; a variety of points of view about the necessity of transparency, openness in the activity of bodies of state power is considered. Key words: anti-corruption policy; corruption; anti-corruption examination; political corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.