Научная статья на тему 'Антикоррупционная деятельность в России на современном этапе'

Антикоррупционная деятельность в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2517
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОРРУПЦИОГЕННЫЙ ФАКТОР / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES / BRIBERY / ANTI-CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION EXPERTISE / CORRUPTION FACTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Писаренко Аксинья Петровна

В настоящем исследовании рассматривается характеристика понятий, входящих в систему антикоррупционной деятельности. С учетом аналитики и статистики приводятся данные об эффективности работы субъектов, осуществляющих антикоррупционную деятельность в России на современном этапе, а также оцениваются новации законодательства в области заявленной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION ACTIVITY IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

This study examines the characteristics of the concepts included in the system of anti-corruption activities. By means of analytics and statistics, data are presented on the effectiveness of the work of entities engaged in anti-corruption activities in Russia at the current stage, and innovations in legislation in the area of the stated topic are also assessed.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная деятельность в России на современном этапе»

Актуальные проблемы

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

А.П. ПИСАРЕНКО

Старший преподаватель кафедры криминологии, ЧОУВО ТИУиЭ, г.Таганрог

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В настоящем исследовании рассматривается вляющих антикоррупционную деятельность в

характеристика понятий, входящих в систему России на современном этапе, а также

антикоррупционной деятельности. С учетом оцениваются новации законодательства в

аналитики и статистики приводятся данные об области заявленной темы. эффективности работы субъектов, осущест-

Коррупция, антикоррупционная деятельность, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционная экспертиза, коррупциогенный фактор.

Тематический рубрикатор e-Library: 10.77.51

A.P. PISARENKO

Senior Lecturer, Department of Criminology Taganrog Management and Economics Institute

ANTI-CORRUPTION ACTIVITY IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

This study examines the characteristics of the concepts included in the system of anti-corruption activities. By means of analytics and statistics, data are presented on the effectiveness of the work of entities

Corruption, anti-corruption activities, bribery, anti-co

В настоящее время в мире нет ни одного государства, в котором совершенно отсутствовала бы коррупция. Долгие годы в нашей стране и на государственном, и на научном уровне предпринимаются попытки решить проблему противодействия коррупции. В этой связи в последние годы всё чаще используется понятие антикорруционной деятельности как единого, системного направления в области противодействия коррупции и её негативным проявлениям.

Но что есть коррупция? Определений термина «коррупция» множество. Легальное её определение содержится в тексте Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Закон рассматривает коррупцию как злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физически-

engaged in anti-corruption activities in Russia at the current stage, and innovations in legislation in the area of the stated topic are also assessed.

tion, anti-corruption expertise, corruption factor.

ми лицами [1].Определение антикоррупционной деятельности не закреплено в законе, носит довольно абстрактный характер и варьируется в зависимости от научных воззрений конкретного исследователя. На наш взгляд, понятие «антикоррупционная деятельность» можно определить следующим образом: это деятельность государства, подотчетных ему органов и должностных лиц, институтов гражданского общества, бизнеса и отдельных индивидов, направленная на противодействие коррупции и её проявлениям, выражающаяся в её предупреждении, нейтрализации и ликвидации. Можно сказать, что дефиниция коррупции ёмкая, имеющая широкое, но вполне конкретное толкование и в законотворческом плане скроенная весьма эффективно. Однако следует констатировать тот факт, что несмотря на имеющееся в России комплексное и в целом качественное законодательство, действительно выдающихся результатов в сфере широкомасштабной борьбы с коррупцией пока что не достигнуто.

В современных российской реалиях коррупция существует во всех сферах жизни человека как на государственном, так и на бытовом уровне. Как отметил Президент России В.В.Путин: «Больших изменений к лучшему мы пока не видим. Связано это,

конечно, и с коррупцией на всевозможных уровнях, с низкой организацией этой работы и отсутствием контроля должного в этой сфере... Сложный вопрос, не буду скрывать. И не могу сказать, что я удовлетворен тем, как выстроена эта работа» [2]. И действительно, как показывают аналитические и статистические данные в сфере антикоррупционного мониторинга, результаты борьбы с коррупцией можно назвать оптимистичными с натяжкой. Так, Счетная палата России оперирует следующими данными: объем финансовых нарушений в 2017г. составил 1,5 трлн рублей, а в 2018г. - 1,63 трлн рублей. Следственный комитет России в 2017г. зафиксировал 23 тыс. сообщений о коррупции, на фоне которых возбуждено 14,5 тыс. уголовных дел, ущерб по которым составил 10 млрд рублей. В 2018г. в суды было направлено 6123 дела коррупционной направленности, к уголовной ответственности по этим делам привлечено 6885 лиц, при этом наибольшее количество дел заведено в отношении сотрудников МВД - 790, депутатов - 502, военнослужащих - 495, а также должностных лиц госучреждений и предприятий - 483 [3]. В связи с приведенной выше статистикой примечателен независимый мониторинг информационного агентства РБК, выполненный на основе данных Генеральной прокуратуры РФ и в целом достоверно отражающий общую картину антикоррупционной деятельности официальных органов за истекший 2018 г. Так, число случаев получения взяток выросло на 10% на основе данных за первое полугодие 2018 г. (по сравнению с прошлым годом). Регионами с самым большим «удельным весом» взяткополучателей оказались Чукотский автономный округ и Республика Коми, а среди взяткодателей лидируют республики Калмыкия и Чечня. В первой половине 2018 г. на каждые 100 тыс. россиян пришлось 1,5 зарегистрированных случая получения взятки (ст. 290 УК РФ) и 0,9 случая дачи взятки (ст. 291 УК РФ). Таким образом, учитывая особенности уголовного делопроизводства, можно утверждать, что на каждый миллион россиян приходится 24 человека, уличенных в причастности к взяточничеству, то есть 15 человек получивших и 9 давших взятку [4].

В начале 2018 г. международная антикоррупционная организация Transparency International составила ежегодный индекс восприятия коррупции (ИВК) в странах, в котором Россия оказалась на 135-м месте из 180 позиций рейтинга, попав в один ряд с Гондурасом, Киргизией, Папуа-Новой Гвинеей. Уже третий год подряд Россия набирает в ИВК 29 баллов, т.е. ее положение в индексе остается стабильным, а изменение места (в 2015г. - 119-е, в 2016г. - 131-е) связано с включением или исключением некоторых стран из индекса [5]. Как видно из представленных сведений, Россия имеет не лучшие показатели борьбы с коррупцией на международной арене.

Результаты законотворческого и правоприменительного опыта последних лет в сфере антикоррупционной деятельности, такие как прямолинейная либерализация уголовно-репрессивного преследования коррупционеров, обращение к совести людей, политизация коррупционных дел, антикоррупционные пиар-кампании, переход к кратным штрафам,

покрывающим нанесенный ущерб, введение новых составов в Уголовный кодекс РФ (мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ), посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ) и мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ), увы, не показательны. Хотя надо признать, что при условии действия всех вышеперечисленных актов борьбы с коррупцией в совокупности реально (а не номинально) они могли бы принести существенный позитивный результат.

Полагаем, что крайне важным этапом антикоррупционной деятельности в современной России является общественное осуждение как мера гражданского реагирования на коррупционные проявления, прежде всего, на бытовом уровне. Как показывают соцопросы, россияне нейтрально, а нередко даже положительно относятся к решению бытовых вопросов с помощью взяток. Другими словами, 89% россиян против коррупции во власти, но 20% опрошенных при этом к бытовому её проявлению относятся спокойно. На это указывает соцопрос от «Левада-Центр» за 2017 г. При анализе ответов респондентов социологи столкнулись с двойными стандартами при оценке общественного мнения россиян: коррупция в целом - это плохо, но в существующей системе нужно использовать имеющиеся механизмы. Так, российский политолог Н. Петров справедливо заметил по теме: «Причина - в известной формуле «жесткость законов компенсируется необязательностью их исполнения», коррупция как раз и обеспечивает эту необязательность. Люди считают, что в такой системе можно жить, поскольку она гибкая и в ней не обязательно исполнять требования закона». Однако исследование начала 2019 г. показывает, что с изменениями политических и экономических индикаторов мнение россиян относительно проблемы коррупции в целом меняется и становится более острым. Так, с 2016 г. практически вдвое увеличилось число россиян, которых тревожит коррупция: с 24% до 41%. Это рекордный максимум с 2005 г. Переживания опрошенных граждан по этому поводу говорят о том, что они перестают верить в эффективность власти и считают проблему коррупции следствием бедности и обнищания населения [6].

Как уже отмечалось выше, в России отсутствует общественное осуждение коррупционных проявлений, не выработана нетерпимость общества в целом к коррупции, а ведь именно эти критерии позволили снизить коррупцию до минимума в странах, находящихся в первой десятке ежегодного индекса восприятия коррупции, составляемого Transparency International. Ярким примером для рецепции позитивного опыта в рамках осуществления эффективной антикоррупционной деятельности может служить опыт Швеции. Так, шведские СМИ преуспели в разоблачении коррупционеров: если коррупционный кейс получает огласку в СМИ, правоохранители тут же начинают собственное расследование по изложенным фактам. При этом сами шведы предпочтут поделиться информацией, прежде всего, с журналистами, хотя одинаково доверяют и представителям СМИ, и полиции. Данный механизм отражает степень неприятия гражданами фактов коррупции и их

желание публично обличить замешанный в коррупционном скандале сектор, указывая на все коррупционные риски. Кроме того, антикоррупционная деятельность в Швеции доведена до национальной идеи: уже почти сто лет над вопросами общественного сознания работает общественная организация «Институт против взяток». Данная организация работает в плоскости общественной морали, помогая людям провести черту между тем, что является взяткой, и тем, что в пределах нормы. Всё это работает как эффективная превенция, направленная на укрепление антикоррупционного мировоззрения среди населения.

В России чаще всего возникает обратный эффект. Существующие в стране некоммерческие организации и фонды проводят коррупционные расследования, транслируя свои выводы в социальных сетях. Высокая активность просмотров контентов данных организаций указывает на вовлеченность населения страны в проблему коррупции. Однако на деле это приводит лишь к пространным обсуждениям в социальных сетях и к нарастанию социальной агрессии, что, в свою очередь, не решает проблемы искоренения коррупции. Помимо этого из-за относительной лояльности уголовного закона (условные сроки и штрафы) чиновники расценивают взятку как вполне законную надбавку к жалованию. В свою очередь, граждане и представители коммерческой сферы вполне терпимо относятся к фактам коррупции, а большинство из них убеждены, что это единственный способ решения бытовых проблем - быстро и эффективно.

Из позитивных составляющих антикоррупционной деятельности можно выделить увеличение уголовных дел по так называемой «верхушечной» коррупции. Данный факт могут подтвердить несколько громких дел о коррупции: дело Оборонсервиса, дело космодрома «Восточный», дела Н. Белых, А. Улю-каева, преследование Д. Захарченко. Если провести сравнение судебной практики по коррупционным делам последних десяти лет, можно с точностью утверждать, что уголовные дела низовой коррупции находились в абсолютном лидерстве по численности, тогда как с начала 2010-х гг. наметилось некоторое уравнивание дел как по низовой («коррупции клерков»), так и по коррупции в высших эшелонах власти.

Среди позитивных моментов антикоррупционной деятельности необходимо отметить контроль за коррупциогенными факторами на стадии правоприменения. Как известно, в 2009 г. был принят ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» №172-ФЗ, в рамках положений которого механизм противодействия коррупции начал активно действовать на территории России [7]. Однако необходимо отметить невысокие показатели этих экспертиз, которые наталкивают на мысль о том, что либо нормативные правовые акты и их проекты действительно не содержат коррупциогенных факторов, либо данные экспертизы проводятся не тщательно и не по всем критериям, определенным законодательством. За 2018 г. антикоррупционной экспертизой прокуроры

России охватили более 991 тыс. нормативных правовых актов (в 2017г. эта цифра составила 970 тыс.). Выявлено 48 тыс. нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы (46 тыс.). В них содержалось свыше 59 тыс. коррупциогенных факторов (56 тыс.), с целью их исключения прокурорами внесено 3,8 тыс. требований (3,8 тыс.), принесено почти 43 тыс. протестов (41 тыс.), направлено порядка 100 исков (заявлений) в суды (150), внесена 1 тыс. представлений (1 тыс.) и направлено почти 150 информаций (173). В результате проделанной работы из 45 тыс. нормативных правовых актов (в 2017г. -почти 43 тыс.) исключены более 55 тыс. коррупциогенных факторов (52 тыс.) [8]. Как видно из аналитики, за 2018 г. проделана весомая работа, но в то же время каждый коррупциогенный фактор - это одно из условий, благодаря которым зарождается и распространяется коррупция. Поэтому в целях совершенствования правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в июне 2018г. в вышеупомянутый Федеральный закон Президентом РФ были внесены изменения. В частности, при проведении антикоррупционной экспертизы оценке во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами подлежат и нормативный правовой акт, и проект нормативного правового акта, что, безусловно, должно улучшить положение вещей в сфере данного вида контроля.

В рамках обсуждения эффективных идей в области антикоррупционной деятельности не может остаться без внимания факт принятия Госдумой РФ предложения о передаче в Пенсионный фонд России средств, вырученных от конфискации имущества коррупционеров. Как следует из принятого документа, в Пенсионный фонд будут поступать любые коррупционные средства - как конфискованные в рамках борьбы с коррупцией, так и вырученные от продажи конфискованного имущества коррупционеров. Согласно сведениям, изложенным в пояснительной записке к законопроекту, объем средств для зачисления в ПФР за 2019-2024 гг. может составить порядка 1,8 млрд рублей [9]. Насколько эффективной будет данная мера, покажет время - изменения в Бюджетный кодекс РФ вступят в силу с 1 января 2019г. В целом данная новация заслуживает внимания, поскольку, безусловно, важным является тот факт, что денежные средства, которые коррупционеры пытались украсть у государства, у общества, будут направлены на решение социальных задач, в итоге деньги получат те, кто больше всего нуждается в государственной поддержке и защите.

Среди рекомендаций, которые, вероятно, могут позитивно повлиять на оптимизацию антикоррупционной деятельности в России, необходимо выделить, прежде всего, формирование негативного общественного мнения о коррупции, повышение правовой грамотности населения, снижение правового нигилизма. Когда общество в целом, и каждый гражданин в частности, перестанет считать коррупцию нормой, когда такие факты будут подвергнуты общественному порицанию, пропадет благоприятная почва для существования данного социального

явления [10, с. 70]. В борьбе со взяточничеством как двусоставным преступлением, в котором присутствуют и взяткодатель, и взяткополучатель, необходимы ужесточение наказания и его неотвратимость в отношении обоих субъектов. В этой связи крайне важно осознание неотвратимости наказания, не условного его вида, а реального. Необходимо также ужесточить контроль на местах, сделать более прозрачными процедуры оформления документов, обеспечить доступ граждан к контролю прохождения принимаемых в их интересах решений. Вместе с этим необходимо более тщательное проведение антикоррупционных экспертиз действующих нормативных правовых актов, любая возможность двусмысленного толкования той или иной нормы закона позволяет чиновникам использовать его в своих интересах.

Подводя итог, не можем не согласиться со словами Президента РФ, что коррупция в России давно стала системной проблемой, решение которой требует такого же системного подхода. Поэтому и вопрос эффективного предотвращения и противодействия коррупции остается одним из важнейших, которые пытается решить современное российское государство. Цель антикоррупционной деятельности в современной России состоит в том, чтобы добиться минимально возможного уровня коррупционной преступности при существующих параметрах данной общественно-государственной реальности.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 2008. - 30 декабря.

2. 13-я Большая пресс-конференция Президента РФ В.В. Путина // Информационное агентство РБК [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/ society/14/12/2017/5a3242139a7947315fd166b1 (дата обращения: 14.02.2019).

3. Официальный сайт правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации

[Электронный ресурс]. - URL: http://crimestat.ru /offenses_map (дата обращения: 14.02.2019).

4. На каждый миллион россиян в 2018 году пришлось 24 выявленных взяточника: исследование РБК // Информационное агентство РБК [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/sotiety/ 28/08/2018/5b7fefb89a7947a4764d2204 (дата обращения: 14.02.2019).

5. Официальный сайт Трансперенси Интернешнл Россия (Transparencylnternational) // [Электронный ресурс]. - URL: http://transparency.org.ru/research/ v-rossii/ (дата обращения: 14.02.2019).

6. Официальный сайт электронного периодического издания «Ведомости» [Электронный ресурс]. -URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/ 03/28/682969-rossiyane-protiv-korruptsii (дата обращения: 01.03.2019).

7. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. №172-Ф3 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. - 2009. - 22 июля.

8. Работа органов прокуратуры в 2018 году по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, пояснительная записка от 31 января 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/news-1540470/ (дата обращения: 14.02.2019).

9. В Бюджетный кодекс внесены изменения в части расширения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда [Электронный ресурс]. - Официальное интернет-представительство президента России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/58707 (дата обращения: 14.02.2019).

10. Писаренко А.П. Правовой нигилизм - препятствие в борьбе с коррупцией в системе государственной службы/ А.П. Писаренко // Вестник ТИУиЭ. - 2015. - №2 (22).

© Аксинья Петровна Писаренко, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.