Пути преодоления коррупции в России Большакова Н. Ю.
Большакова Наталья Юрьевна /Bolshakova Nataliya Yurievna - студент магистерской программы: «Юрист в сфере гражданского, уголовного и административного
судопроизводства», кафедра уголовного права, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия (Приволжский филиал),
г. Нижний Новгород
Аннотация: коррупционные явления представляют собой непосредственную угрозу национальной безопасности, препятствуют реализации гражданами своих законных прав и интересов, создают негативный имидж страны на международной арене, а также препятствуют проведению социальных и экономических преобразований. Учитывая изложенное, совершенствование механизмов антикоррупционной деятельности является одним из приоритетных задач государственной политики. На основании исследованного научного и статистического материала в настоящей статье представлен комплекс мер по противодействию коррупционным явлениями, основными направлениями которого являются модернизация действующего законодательства и преодоление правового нигилизма граждан.
Abstract: corruption phenomena represent an immediate threat to national security, hinder the exercise by citizens of their legitimate rights and interests, creating a negative image of the country on international arena, but also hamper the social and economic transformation. Given the above, improving the mechanisms of anti-corruption activities is one of the priorities of state policy. On the basis of studied scientific and statistical material, this article presents a set of measures to combat corruption phenomena, the main directions of which are the modernisation of the current legislation and overcoming legal nihilism of citizens.
Ключевые слова: коррупция, коррупционное преступление, антикоррупционные меры, противодействие коррупции, взяточничество.
Keywords: corruption, corruption crime, anti-corruption measures, corruption, bribery.
УДК 343.35 ББК 67
Коррупция как социальное явление уходит своими корнями в глубокую древность. Обычай подносить подарки вождям и жрецам с целью добиться их расположения был нормой уже в первобытном обществе. С течением времени, коррупция, подобно вирусу, распространилась на все человечество. На сегодняшний день уже накоплен немалый опыт противодействия этому стихийному явлению.
В целях искоренения причин и условий коррупционных явлений в Российской Федерации с 2008 года реализуется широкомасштабная антикоррупционная политика, направленная на формирование в обществе нетерпимости данного явления, повышение уровня ответственности за коррупционные преступления, совершенствование правоприменительной практики на всех уровнях власти.
Однако сложившаяся на сегодняшний день ситуация демонстрирует, что принимаемых мер для предупреждения коррупционных явлений недостаточно, а антикоррупционная политика требует серьезной модернизации.
По данным, ежегодно публикуемым международной организацией «Transparency International», в 2015 году Российская Федерация заняла 119 место и соответственно была отнесена к странам с высоким индексом восприятия коррупции [7].
Показательно, что в стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683,
коррупция признана одной из серьезнейших угроз национальной безопасности и стоит в одном ряду с экстремизмом и терроризмом.
Масштабы коррупции в России с каждым годом растут. В условиях экономического кризиса потери государственного бюджета исчисляются миллиардами рублей.
По официальным данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами, по сравнению с январем - мартом 2015 года возросло на 0,5 %. При этом материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 64,82 млрд. рублей [6]. Для сравнения, это почти половина годовых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, например, Нижегородской области.
С нашей точки зрения, антикоррупционная политика государства должна быть ориентирована, прежде всего, на информационно-пропагандистскую работу среди населения, формирование нетерпимого отношения к коррупции, повышение правовой культуры граждан.
«Неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи - и в школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, на работе и в семье. Нужно всегда об этом помнить» - заявил Президент Российской Федерации В. В. Путин в ходе заседания Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 года [5].
Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» предлагает широкий спектр мероприятий в этой сфере, а именно - проведение конкурсов журналистских работ антикоррупционной тематики, создание фильмов, видеороликов, проведение семинаров и форумов, публичных лекций и просветительских мероприятий. Кроме того, целесообразно использовать возможности социальной антикоррупционной рекламы, направленной на привлечение внимания населения к проблеме коррупции, формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения и поведения.
Принятие соответствующих мер продиктовано тем, что в настоящее время у граждан сложился такой стереотип, что без дачи взяток, незаконного предоставления иных имущественных или неимущественных выгод должностным лицам невозможно добиться удовлетворения своих законных интересов и прав. Это делает коррупционные преступления латентными и общественно опасными. Отметим, что коррупционные правонарушения относятся к числу редко выявляемых противоправных деяний. Регистрируется лишь несколько процентов или доли процента реально совершенных преступлений коррупционной направленности [9, с. 288].
Как отмечает В. М. Егоршин, «отношение населения к проституции намного негативнее, чем к коррупции: 37 % опрошенных граждан оправдывают существования взяточничества и лишь 25% оправдывают проституцию» [2, с. 32]. Как отмечает исследователь А. И. Долгова, «признание коррупции в чреде государственных служащих является нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров» [1, с. 816]. Этот факт можно проиллюстрировать также данными инициативного опроса Всероссийского центра опроса общественного мнения, который был проведен 14-15 марта 2015 года. Так, 40 % опрошенных граждан считают, что уровень коррупции в России остается высоким, при этом, по мнению 56 % граждан, коррупцию победить полностью невозможно [3].
Для наиболее полного понимания ситуации можно также привести данные опроса, проведенного 06 апреля 2016 «Левада Центром». Согласно результатам указанного исследования, россияне считают, что в России уровень коррупции выше, чем на Западе. Подавляющее большинство граждан уверены, что этим злом поражена вся власть. Так, четверть опрошенных респондентов ответили социологам, что
34
российская власть полностью поражена коррупцией. Еще 51 % уверены, что это произошло в значительной степени [4].
Равнодушное отношение общества, а, зачастую даже склонение должностных лиц к совершению противоправных деяний, является мощным фундаментом существования коррупции. Такое социальное одобрение коррупционных явлений объясняется непониманием граждан сущности понятий «коррупция» и «коррупционное преступление». Отметим, что в российском уголовном законодательстве нет четкого и всеобъемлющего определения этих явлений. В Уголовном Кодексе Российской Федерации преступления коррупционной направленности не выделены в отдельную главу, что затрудняет восприятие данных правовых норм и их правоприменение. Таким образом, считаем необходимым модернизировать настоящее уголовное законодательство с учетом указанных предложений.
В целях недопущения трудоустройства в органы государственной и муниципальной власти, а также в организации с государственным участием и государственные корпорации лиц, склонных к коррупционному поведению, необходимо создать единый всероссийский реестр лиц, которые когда-либо были уличены в совершении коррупционных преступлений. Данная база позволила бы осуществлять более качественный подбор кандидатов для органов государственной и муниципальной власти, не совершавших каких-либо коррупционных проступков или преступлений и не склонных к коррупционному поведению. Доступ к базе данных должен предоставляться лишь ограниченному кругу сотрудников министерств и ведомств, поскольку опубликование таких сведений нарушило бы конституционные права граждан. Подобная мера, например, уже реализуется в рамках антикоррупционной политики Японии.
Кроме этого, с нашей точки зрения, необходимо совершенствовать работу правоохранительных органов по выявлению и пресечению коррупционных преступлений. Неотвратимость наказания за совершенное коррупционное деяние, провозглашенная пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», должна быть реализована в полной мере. К сожалению, на практике настоящее положение в полной мере не работает. Неутешительную статистику привел Президент Российской Федерации В. В. Путин в рамках ежегодного послания Федеральному Собранию в Георгиевском зале Кремля 03 декабря 2015 года. В своем выступлении он обратил внимание собравшихся на уголовную статистику по привлечению к ответственности лиц, за совершение экономических преступлений. «За 2014 год из почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам до суда дошли лишь 46 тысяч, еще 15 тысяч дел развалились в суде. То есть приговором закончились 15 % дел. Этот факт не только порождает чувство безнаказанности в сознании должностных лиц, но и наносит существенный материальный урон бюджету государства. Так, по статистике из 15,5 млрд. рублей, подлежащих взысканию, по делам о коррупции в прошлом году удалось вернуть только 588 млн. рублей» [5].
Учитывая тот факт, что из-за коррупционных преступлений убытки государственного бюджета исчисляются миллиардами рублей, считаем необходимым внести в уголовное законодательство Российской Федерации такую меру ответственности, как конфискация имущества субъекта коррупционного преступления. Однако нельзя не отметить тот факт, что зачастую такие лица переводят незаконно полученное имущество на имя своих супругов, детей и родственников, поэтому необходимо ввести в действующее антикоррупционное законодательство такое понятие как «презумпция виновности». В том случае, если член семьи или близкого окружения лица, совершившего коррупционное преступление не докажет законность источника происхождения данного имущества, то данное имущество также должно подвергнутся конфискации. В этой связи приведем позитивный опыт Сингапура, который входит в число стран с наименьшим
35
уровнем распространения коррупции [7]. Так, в Сингапуре в 1989 г. принят Закон о коррупции, который разрешил суду конфисковывать собственность и деньги у изобличенного в коррупции лица [10]. Согласно указанному закону, должностных лиц обязали указывать свои доходы, а также отсутствие у них долгов перед государством, а граждан - быть в ответе за осуществление коррупционных преступлений даже в других странах.
Кроме того, полагаем, что действенной мерой противодействия коррупции стало пожизненное лишение лица за совершение коррупционного преступления лицо права занимать должности в сфере государственной и муниципальной власти, а также в государственных корпорациях и коммерческих организациях с государственным участием.
Также необходимо разработать алгоритм действий по блокировке финансовых счетов коррупционера, аресту его имущества на ранних стадиях расследования уголовного дела.
Для повышения эффективности антикоррупционной деятельности считаем необходимым ужесточить требования к лицам, претендующим на замещение государственных и муниципальных должностей. При трудоустройстве для кандидата было бы целесообразным провести специальное тестирование, по итогам которого могла быть выявлена склонность лица к коррупционному поведению, а также проверка его на полиграфе.
Кроме этого, в целях предотвращения фактов совершения коррупционных преступлений считаем необходимым повысить уровень заработной платы для государственных и муниципальных служащих. Эта мера повысит престиж государственной и муниципальной службы, а также снизит риск совершения коррупционных деяний.
Весомый вклад в проведение эффективной борьбы с коррупцией в области законотворчества вносит Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Действие указанного закона направлено на анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов с целью выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В соответствии с ч.2 ст.1 настоящего закона под коррупиогенными факторами понимаются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В целях повышения эффективности реализации требований настоящего нормативно-правового акта считаем необходимым путем анализа наиболее часто встречающихся коррупциогенных факторов, выявлять причины, побудившие законодателя включить данные коррупционно опасные положения в проект закона. Данная мера позволит исключить так называемые «лазейки» в законе, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться бизнес сообщества.
Для повышения эффективности антикоррупционной деятельности и реализации ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед судом и законом необходимо сократить перечень лиц, в отношении которых, согласно Уголовно -процессуальному Кодексу Российской Федерации, применяется особый порядок рассмотрения уголовных дел и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также существенно упростить порядок лишения таких лиц неприкосновенности.
Полагается необходимым закрепление в ст. 24 Уголовно -процессуального кодекса Российской Федерации специальных норм, предусматривающих возможность и порядок освобождения лиц от уголовной ответственности в случае
36
добровольного сообщения лицом о даче им взятки, посредничестве во взяточничестве, склонению к взяточничеству или в коммерческом подкупе на основании примечания к соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
В целях повышения заинтересованности потенциальных взяткодателей в сообщении о фактах дачи взяток в правоохранительные органы, а также иных лиц о совершении преступления и побуждения их к совершению действий коррупционной направленности, принятие указанного решения должно осуществляться без каких-либо отрицательных последствий для лица, в отношении которого такое решение принимается.
Полагаем, что реализация данных мер будет способствовать совершенствованию антикоррупционного законодательства и эффективности его применения, а также станет залогом формирования антикоррупционного правосознания россиян.
Литература
1. Долгова А. И. Криминология. М.: Норма, 2010.
2. Егоршин В. М. Экономическая преступность и безопасность в современной России. - СПб, 2000, с. 32.
3. [Электронный ресурс]. Официальный сайт ВЦИОМ: Пресс выпуск № 2799 «Борьба с коррупцией: миссия выполнима?». URL: http://wciom.ru/index.php?id=23 6&uid=115189
4. [Электронный ресурс]. Официальный сайт аналитического центра «Левада-Центр»: URL: http://www.levada.ru/2016/04/06/rekordnoe-chislo-rossiyan-perestali-verit-v-pobedu-nad-korruptsiej/.
5. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51207.
6. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - март 2016 года: URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/7572658/.
7. [Электронный ресурс]. Официальный сайт международной организации «Transparency International»: URL: http://www.transparency.org/cpi2015#results-table.
8. [Электронный ресурс]. Региональное информационное агентство «Время Н»: URL: http://www.vremyan.ru/news/deputaty_zs_no_odobrili_vnesenie_izmenenij_v_oblastnoj _bjudzhet_2016_goda.html.
9. Рейсмен В. М. Скрытая ложь. Взятки. М: Прогресс, 1988.
10. Сиротин А. Борьба с коррупцией в Сингапуре / А. Сиротин // Следователь. - М., 2012, № 1 (165). - 56 с.
11. [Электронный ресурс]. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/