УДК 323
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Воронцов доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального права, Сергей Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии Алексеевич народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Кулик руководитель аппарата комиссии по противодействию коррупции в Ростовской Сергей области, Правительство Ростовской области Семенович (344050, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, 112) E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается становление антикоррупционной деятельности в отечественном политико-правовом пространстве, зарубежные и российские подходы к оценке уровня коррупции, основные принципы организации губернатором и правительством Ростовской области работы по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе, результаты, отражающие эффективность антикоррупционных мер.
Ключевые слова: коррупция, уровень коррупции, индекс восприятия коррупции, органы государственной власти, органы местного самоуправления, противодействие коррупции, антикоррупционная экспертиза, уголовная ответственность, дисциплинарная ответственность, профилактика, открытость органов власти.
История формирования институтов и технологий антикоррупционной деятельности в российском политико-правовом пространстве насчитывает несколько столетий. Первые нормы, направленные на противодействие коррупции можно найти в Двинской уставной грамоте (1397 г.), Судебнике 1497 г., Псковской и Новгородской судных грамотах. В Судебнике 1550 г. и последующих уложениях о наказаниях за деяния коррупционной направленности уже были предусмотрены соответствующие санкции.
По национальной традиции в России борьбу с коррупцией возглавляли лично государи, а осуществляли органы не только уголовной, но и политической полиции. Так, Иван Грозный объяснял введение опричного террора стремлением уничтожить мздоимцев «так, чтобы и их родов в стране больше не осталось, всех несправедливых управителей и властителей в стране, которые не служили его предкам верно и добросовестно. И так хотел сделать, чтобы вершили суд новые управители, которых бы он посадил, по судебникам, без подношений, даров и пожертвований»[1, с. 49]. Петр Великий согласно Указу от 25 января 1715 года предписывал сообщать лично царю о важнейших делах: о замысле против царя; об измене; о казнокрадстве. Через три года третий пункт был передан для производства Юстиц-коллегии [2, с. 68-69]. По т.н. «третьему пункту» были реализованы десятки дел: «адмиралтейское ревельское дело» - о грандиозных злоупотреблениях и хищениях по военно-морскому ведомству в Ревельском порту; по доносу Зверева на майора Фунмкова по расхищению им казенных денег и имущества; об обвинении русского посла в Польше Г.Ф. Долгорукова во взяточничестве и т.д.
Значительное количество уголовных дел о взяточничестве, злоупотреблениях властей на местах и др. было реализовано в период царствования Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Активная разработка чиновничьего аппарата осуществлялась Третьим отделением его императорского величества канцелярии. В отчете Третьего отделения за 1827 год в отношении коррумпированных чиновников указано: «Хищения, подлость, превратное толкование законов - вот их ремесло. К несчастью, они-то и правят, а не только отдельные, наиболее крупные их них, но, в сущности, все, так как им известны тонкости бюрократической системы» [3, с. 150].
ВЧК, ГПУ, НКВД и другие советские правоохранительные органы также включали противодействие коррупции в число приоритетных задач. Возглавляли борьбу с коррупцией партийные лидеры и руководители органов государственной безопасности. Особо активно данная работа осуществля-
лась КГБ СССР под руководством Ю.В. Андропова. К наиболее известным коррупционным делам того периода следует отнести дело Рокотова, «Океан», так называемые «краснодарские», «ростовские», «узбекские», «московские» и другие уголовные дела).
При этом на протяжении многих лет в советской юридической теории проблема коррупции не только не исследовалась, но и не ставилась. Вот, например, как определял это понятие Краткий политический словарь 1978 года: «Коррупция (от латинского corruptio - подкуп, порча, упадок) - подкуп, продажность, взяточничество, практикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников» [4, с. 182]. Именно в этом состояло одно из противоречий советского общества: функционировала теневая экономика, партийно-государственный аппарат был поражен коррупцией, но интересы официальных политических доктрин не позволяли все это квалифицировать как коррупцию и, соответственно, разрабатывать эффективные меры борьбы с ней. Лишь к 1989 году, на II Съезде народных депутатов СССР существование коррупции в стране было признано на государственном уровне.
К началу XXI века, по оценке специалистов, коррупция проникла во многие сферы жизни российского общества и стала настолько привычной, что часть граждан воспринимают ее не как криминальное явление, а как нормальное условие жизни в стране.
Пораженность государства коррупцией можно попытаться оценить посредством расчета уровня коррупции. Так, международная правозащитная организация Transparensy International с 2004 г. ежегодно оценивает уровень коррупции в системах государственных служб 180-ти стран мира с помощью CPI (Corruption Perceptions Index) - Индекса восприятия коррупции (ИВК), согласно которому Россия в 2014 г. получила 27 баллов, на один бал меньше, чем в 2013 г., и заняла 136-е место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Киргизией, Ираном и Камеруном. Из стран бывшего СССР пораженность коррупцией выше только в Украине, Таджикистане и Узбекистане [5].
При оценке мнения Transparensy International следует учитывать, что подобные исследования измеряют не уровень коррупции как таковой, а степень ее восприятия различными категориями граждан при оценке различного рода коррупционных рисков. Таким образом, индекс восприятия коррупции отражает не объективно существующий уровень коррумпированности государственного (муниципального) аппарата, а субъективное восприятие уровня коррупции респондентами, возможно, не всегда понимающими сущность и индикаторы этого сложного феномена.
Несмотря на то, что антикоррупционный рейтинг России, по данным Transparensy International, практически не меняется последние годы, эксперты общественной приемной «Чистые руки», проанализировав обращения, поступившие в период с 14 января 2013 г. по 31 августа 2014 г., пришли к выводу, что если в 2012 г. Россия по уровню коррупцию достигла своего пика, то в 2014 г. наметилась четкая тенденция к снижению [6]. При этом показатели коррупции, например по региональным властям и местному самоуправлению, остаются крайне высокими, также есть сферы, где ситуация ухудшилась, как например, в сфере исполнения наказания, судебной системе и в сфере использования «черных адвокатов», сложная ситуация остается в органах внутренних дел, но при этом бытовая коррупция снизилась на 15 %, снизились показатели по заказным уголовным делам в сфере предпринимательской деятельности. Представляется, что позитивные результаты были получены за счет проводимой антикоррупционной кампании, принятия антикоррупционных законов и реализации антикоррупционных программ.
Указанные тенденции в противодействии коррупции в полной мере касаются Ростовской области, где последовательно с 2010 года реализуется областная программа «Противодействие коррупции в Ростовской области» (далее - программа), являющаяся в настоящее время частью государственной программы Ростовской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2014 - 2020 годы».
Для координации работы по противодействию коррупции в области 12 августа 2009 года создана специальная комиссия под председательством губернатора области, в которую вошли заместители губернатора, депутаты Законодательного Собрания, представители различных государственных органов, представители прокуратуры и других федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, средств массовой информации, общественных объединений, учреждений науки, выс-
шего профессионального образования. Основными задачами комиссии являются координация антикоррупционной деятельности государственных органов области, взаимодействие с федеральными органами и органами местного самоуправления, разработка рекомендаций по вопросам противодействия коррупции, предложений в областные антикоррупционные программы и планы, повышение правовой культуры граждан и антикоррупционная пропаганда. Для решения этих задач на местном уровне созданы комиссии по противодействию коррупции во всех городских округах и муниципальных районах области.
Деятельность комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области осуществляется в соответствии с утвержденным планом работы на год. Важно, что заседания комиссии проводятся регулярно, раз в квартал, и на них выносятся самые острые для жителей области проблемы, те, на которые в правительство области поступает больше всего жалоб и нареканий, в частности: насколько полно и достоверно госслужащие предоставляют сведения о доходах и своем имуществе, о мерах противодействия коррупции в сфере ЖКХ, земельных и имущественных отношений, о мерах по предупреждению коррупционных проявлений в образовании и здравоохранении, о закупках для государственных и муниципальных нужд, о деятельности контрольно-надзорных органов и другие вопросы.
Особое внимание уделяется правительством Ростовской области противодействию коррупции в наиболее коррупционно емких сферах. Подготовка материалов к заседанию комиссии осуществляется с участием прокуратуры области, Управления ФСБ России по Ростовской области, следственного управления Следственного комитета по Ростовской области, Главного управления МВД России по Ростовской области и других ведомств. Проекты решений комиссии разрабатываются с учетом подготовки подробных мероприятий и поручений, определением ответственных за исполнение этих мероприятий, а также с конкретными сроками их реализации.
Принимаемые комиссией решения направлены на выработку мер по минимизации проявлений коррупции в Ростовской области, в том числе в социальных и хозяйствующих сферах деятельности. Так вопросам развития социальной инфраструктуры был посвящен ряд тем, вынесенных на заседания комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области. В ходе рассмотрения вопроса «О мерах по противодействию коррупции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также регулирования тарифов в Ростовской области» комиссией были приняты решения, направленные на улучшение жилищной обеспеченности населения, повышение качества предоставляемых коммунальных услуг, инфраструктурной обеспеченности жителей региона.
При рассмотрении вопроса «О принимаемых мерах по предупреждению коррупционных проявлений в сфере имущественных и земельных отношений в Ростовской области» областной антикоррупционной комиссией было рекомендовано с 2013 г. законодательно закрепить норму о предоставлении земельных участков под строительство только на условиях проведения открытых торгов. При этом по решению комиссии указанное положение не распространяется на важнейшие для развития города Ростова-на-Дону и области социальные и инфраструктурные объекты. Другим инновационным решением стало предложение о формировании в 2013 г. регионального реестра невостребованных (незанятых) земель и обеспечение свободного доступа к нему населения Дона через телекоммуникационную сеть Интернет. Такое решение позволит создать на официальных сайтах Минимущества области и органов местного самоуправления интерактивные разделы, дающие возможность физическим и юридическим лицам получать информацию о свободных землях, а также пользоваться государственными и муниципальными услугами по предоставлению земельных участков для вовлечения их в хозяйственный оборот.
Кроме того, рассматривались другие направления деятельности, в том числе вопросы работы кадровых служб, результаты рассмотрения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих, о проводимой работе по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти и местного самоуправления Ростовской области.
Анализ эффективности хода выполнения областной программы объективно свидетельствует, что за последние пять лет в работе по предупреждению коррупционных проявлений получен ряд позитивных результатов.
1. Так, по итогам опроса в 2015 году отмечена тенденция снижения уровня коррупции в области: только 23 % из опрошенных жителей области сказали, что сталкивались за последний год с проявлениями коррупции. Для сравнения в 2010 году, когда системная работа по противодействию коррупции только начиналась, количество граждан, заявивших о том, что они лично сталкивались с коррупционными проявлениями, составляло более 36%.
2. Острота восприятия проблемы коррупции как одной из основных угроз безопасности личности, общества, государства жителями нашей области с начала 2012 года уменьшилась почти вдвое (с 45 до 23 процентов).
3. Количество фактов вымогательства взяток снизилось в среднем по области в сравнении с прошлым годом на 6 процентов (с 20 до 14 процентов).
4. Острота криминогенной обстановки по линии борьбы с коррупцией в Ростовской области заметно снизилась: по итогам 2014 года зарегистрировано 730 преступлений коррупционного характера, что на 20,5 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года (918 преступлений).
5. Возросло количество пресеченных фактов получения-дачи взятки и посредничества во взяточничестве: в 2014 г. выявлено 256 таких фактов, что на 29,3 процента больше, чем в 2013 г. (198).
6. Снизился задокументированный в ходе оперативно-розыскных мероприятий средний размер получаемой взятки: если в 2013 г. величина взятки составляла 150 тыс. руб., то в 2014 г. - 57 тыс. руб.
Судами Ростовской области в 2014 году рассмотрены уголовные дела коррупционной направленности в отношении 432 лиц. Осуждены к реальным срокам лишения свободы 399 коррупционеров. В их числе 63 сотрудника правоохранительных органов, 42 работника сферы образования, 36 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, 32 работника сферы здравоохранения, а также работники других направлений хозяйственного комплекса.
В 2014 году прокуратурой области было пресечено более 11 тысяч нарушений законодательства в наиболее подверженных коррупционным проявлениям сферах. Наибольшее количество нарушений законодательства, имеющих коррупционную составляющую, выявлено в органах местного самоуправления - 6494 нарушений, в государственных и муниципальных учреждениях - 3350, в территориальных подразделениях федеральных министерств и ведомств - 1011, в государственных органах Ростовской области - 256. Значительная часть нарушений установлена в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Так, в 2014 году таких нарушений зафиксировано 3346, что по сравнению с 2013 годом (3114) больше на 7,5 процентов.
В ходе декларационной кампании 2014 года осуществлена проверка 3230 представленных сведений из 7364 должностных лиц, подающих декларации о доходах (в 2013 году проведено 3307 проверок). Выявлено 374 нарушения (в 2013 году было 127 нарушений). К дисциплинарной ответственности привлечено 276 государственных и муниципальных служащих (в 2013 году - 38).
Снижению уровня коррупции способствует работа по устранению административных барьеров для бизнеса. Избавить предпринимателей от навязчивого надзора и контроля - это поручение главы государства. «Дальнейшее расширение свободы для бизнеса - лучший ответ на все внешние вызовы и ограничения», - сказал об этом Президент страны Владимир Владимирович Путин 19 марта текущего года на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей [7].
Позиция областного правительства - максимально помогать предпринимателям. В области действует более 100 форм господдержки. В прошлом году для бизнеса уменьшены сроки оформления права собственности с 35 до 5 рабочих дней, выдача техусловий на водоснабжение и водоотведение - с 14 до 10 дней. Для субъектов градостроительной деятельности в случаях, где не требуется разрешения на строительство, в 4 раза снижено количество процедур, в 3 раза (до 90 дней) сроки оформления. Правовому управлению поручено анализировать законность запросов в отношении бизнеса. На сайте каждого ведомства должны быть размещены регламенты и приказы, на основании которых проводится контрольно-надзорная деятельность.
Значительная работа проведена по приведению региональных и муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральными. В 2014 г. проведена антикоррупционная экспертиза 3 151 нормативного правового акта, действующего в государственных органах власти и органах мест-
ного самоуправления Ростовской области (в 2013 г. - 2466). По результатам выявлено и устранено более 250 коррупциогенных факторов (в 2013 г. - 31). В ходе антикоррупционной экспертизы 14 295 проектов нормативных правовых актов (в 2013 году - 12 862), подготовленных в государственных органах власти Ростовской области и органах местного самоуправления, установлено 286 коррупцио-генных факторов (в 2013 году - 528). Все выявленные факторы устранены.
В соответствии с распоряжением правительства Ростовской области представители институтов гражданского общества и общественных организаций привлекаются к проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ростовской области и их проектов. Такая антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 558 проектов нормативных правовых актов областных органов исполнительной власти и 2886 проектов органов местного самоуправления.
Полагаем, что постоянное внимание к указанной сфере совместно с надзорными и правоохранительными органами позволит обеспечить законность в правовом пространстве Ростовской области.
Контрольно-счетной палатой Ростовской области проведено 157 контрольных мероприятий, которыми было охвачено 787 объектов. По результатам проверок составлено 1154 акта. Общий объем проверенных средств - 64 млрд рублей. Выявлены нарушения в финансово-бюджетной сфере при исполнении бюджетов и работе с государственной и муниципальной собственностью на общую сумму 1,4 млрд рублей. Итоги работы Палаты в отчетном году подтверждают устойчивую тенденцию снижения объема нецелевого использования бюджетных средств с 17,2 млн рублей в 2012 году до 1,7 млн рублей в 2014 г.
При получении и возмещении бюджетных средств установлено нарушений на сумму 104 млн руб., что в 2 раза ниже показателя 2013 г. Нарушения при работе с государственной и муниципальной собственностью составили 278 млн руб. По сравнению с предыдущим отчетным периодом объем таких нарушений сократился в 5,4 раза. Отмечается сокращение объема нарушений, выявляемых проверками использования бюджетных средств и связанных с завышением стоимости выполненных работ, предоставленных услуг. Сумма таких нарушений - 51,2 млн. руб., что более чем в 2 раза ниже показателя 2013 г. Руководителям проверенных объектов направлено 293 представления.
Одной из задач противодействия коррупции является минимизация случаев субъективного подхода органов государственной власти, местного самоуправления, подведомственных им учреждений в принятии решений по обращениям граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В качестве механизма выступают многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. На территории Ростовской области открыты 80 центральных офисов и 344 территориально обособленных структурных подразделения МФЦ, действуют 1384 окна обслуживания заявителей. Доля населения Ростовской области, имеющего доступ к получению услуг на базе многофункциональных центров, составляет 94,47 %.
В целях обеспечения общественно значимых интересов граждан и общественных объединений осуществляет свою деятельность Общественная палата Ростовской области. Постановлением Правительства Ростовской области в 2014 году установлен порядок задействования представителей общественности в качестве экспертов на проведение оценки регулирующего воздействия проектов правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов Ростовской области.
Важной составляющей антикоррупционной работы является повышение информационной открытости органов власти. С 1 января 2015 г. помимо официальных порталов областных органов власти начал работу первый сетевой ресурс областных нормативных актов - pravo.donland.ru.
В правительство Ростовской области в 2014 году поступило 30522 обращения (в 2013 - 25980). По-прежнему наиболее актуальными остаются вопросы, касающиеся жилищно-коммунальной сферы - 11576 (37%). Вторым по объему обращений является тематический раздел «Экономика» - 8132 (26%). Вопросы, преобладающие по данной тематике: благоустройство городов и поселков, обустройство придомовых территорий, газификация поселений, ликвидация последствий стихийных бедствий. По разделу «Социальная сфера» поступило 6446 (21%) обращений.
Новым этапом в организации противодействия коррупции стал Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 №226, которым был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, в соответствии с которым в мае 2014 года был утвержден План противодей-
ствия коррупции в Ростовской области на 2014-2015 годы. Отдельным разделом плана был выделен комплекс мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в сферах финансово-хозяйственной деятельности, в том числе предпринимательства и строительства. В плане 16 основных мероприятий, имеющих сроки исполнения и конкретных исполнителей. Мероприятия предусматривают как профилактическую работу, так и осуществление контроля по устранению коррупционных факторов при осуществлении хозяйственной деятельности. Кроме того, отдельным разделом предусматривается антикоррупционная работа в государственных казенных и унитарных предприятиях, тех, которые непосредственно предоставляют услуги жителям и предпринимателям области.
Конечно же, одними организационными и репрессивными мерами решить проблему коррупции в любом обществе еще никому не удалось. Но, тем не менее, за последние годы и в России в целом, и в Ростовской области в частности проделана значительная работа по выявлению и привлечению к ответственности представителей различных государственных и муниципальных структур, уличенных в коррупции, и эта работа должна быть продолжена.
Основной же упор должен быть сделан на формировании в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению, на воспитании внутренней потребности в соблюдении гражданами норм антикоррупционного законодательства, на создании прозрачных и понятных алгоритмов действий различных уровней исполнительной власти, чтобы коррупционные факты приводили к таким последствиям, после которых «пойманный» на взятке чиновник понимал, что его профессиональная деятельность закончена навсегда.
Литература
1. Русские цари. 1547-1917. Ростов н/Д., 1997.
2. Воронцов С.А. Спецслужбы России / учебник для студентов высших учебных заведений, обучаю-
щихся по специальности "Юриспруденция" / С.А. Воронцов. Ростов-на-Дону, 2008. Сер. Высшее образование (Изд. 2-е).
3. Граф А. Бенкендорф о России в 1827-1830гг. // Красный архив.1929. Т. 6.
4. Краткий политический словарь. М., 1979.
5. Между Камеруном и Нигерией. Газета.ш. 10 января 2015 г. Доступ:
http://www.gazeta.ru/politics/2014/12/03_a_6326177.shtml Дата обращения: 10.04.2015.
6. Доклад: Коррупция в России (14 января 2013 - 31 августа 2014) (часть 3). 17.09.2014. Доступ:
http://www.corrupcia.net/aboutnews/item-1348.html Дата обращения: 10.01.2015.
7. Владимир Путин сегодня выступил на Съезде РСПП. 20 марта 2015.
Доступ: http://путин.ru-an.info/новости/владимир-путин-сегодня-выступил-на-съезде-рспп/ : Дата обращения: 10.04.2015.
Vorontsov Sergey Alekseevich, doctor of jurisprudence, Professor, the South-Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Kulik Sergey Semenovich, head of the Counter Corruption Commission in the Rostov region; Rostov Region Government (112, Sotsialisticheskaya St., Rostov-on-Don, 344050, Russian Federation). E-mail: [email protected]
ON COMBATING CORRUPTION IN GOVERNMENT AND MUNICIPAL AUTHORITIES OF THE ROSTOV REGION
Abstract
The article deals with the establishment of anti-corruption activities in the domestic political and legal environment, foreign and Russian approaches to assessing the level of corruption, the basic principles of the Governor and the Government of the Rostov region work on anti-corruption at the state and municipal service, the results reflect the effectiveness of anti-corruption measures.
Keywords: corruption, corruption, corruption perception index, public authorities, local self-government, anticorruption, anti-corruption expertise, criminal liability, disciplinary liability, prevention, accessible government.
References
1. Russkie cari. 1547-1917. Rostov n/D., 1997.
2. Voroncov S.A. Specsluzhby Rossii / uchebnik dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po
special'nosti "Jurisprudencija" / S.A. Voroncov. Rostov-na-Donu, 2008. Ser. Vysshee obrazovanie (Izd. 2-e).
3. Graf A. Benkendorf o Rossii v 1827-1830gg. // Krasnyj arhiv.1929. T. 6.
4. Kratkij politicheskij slovar'. M., 1979.
5. Mezhdu Kamerunom i Nigeriej. Gazeta.ru. 10 janvarja 2015 g. Dostup:
http://www.gazeta.ru/politics/2014/12/03_a_6326177.shtml Data obrashhenija: 10.04.2015.
6. Doklad: Korrupcija v Rossii (14 janvarja 2013 - 31 avgusta 2014) (chast' 3). 17.09.2014. Dostup: http://www.corrupcia.net/aboutnews/item-1348.html Data obrashhenija: 10.01.2015.
7. Vladimir Putin segodnja vystupil na S#ezde RSPP. 20 marta 2015. Dostup: http://putin.ru-an.info/novosti/vladimir-putin-segodnja-vystupil-na-s#ezde-rspp/ : Data obrashhenija: 10.04.2015.
УДК 32
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Понеделков заслуженный деятель науки РФ, доктор политических наук, Александр профессор, заведующий кафедрой политологии и этнополитики, Васильевич Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Старостин доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой философии Александр и методологии науки, Южно-Российский институт управления - филиал Михайлович Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Старостин кандидат политических наук, докторант,
Алексей Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии
Александрович народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Аннотация
В статье сквозь призму изменений содержания и угроз национальной безопасности России рассматриваются основные векторы трансформации российской национально-государственной идентичности. Авторы статьи анализируют состояние патриотических ориентаций современных российских граждан, их отношение к государству, определяющих характер национально-государственной идентичности и в зависимости от этого снижающих или повышающих степень внутренних угроз национальной безопасности.
Ключевые слова: национальная безопасность, национально-государственная идентичность, макроидентичность, цивилизационная идентичность, национально-гражданская общность, макрообщность, гражданско-государственная идентификация, аскрептивная идентичность, патриотизм, русский национализм.
Прошло почти четверть века со времени начала постсоветского периода в истории нашей страны. За это время основные векторы нашей политики как бы исключали внешние угрозы. Россия по своей воле и, рассчитывая войти в семью цивилизационных народов, поэтапно снижала свой военно-оборонный и наступательный потенциал. Мы практически на постоянной основе включились в семерку и двадцатку ведущих экономических держав, вступили в наиболее авторитетные международные