Научная статья на тему 'Основные направления государственного регулирования кредитных рисков банковской системы при инвестировании реального сектора экономики в России'

Основные направления государственного регулирования кредитных рисков банковской системы при инвестировании реального сектора экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственного регулирования кредитных рисков банковской системы при инвестировании реального сектора экономики в России»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

КРЕДИТНЫХ РИСКОВ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ИНВЕСТИРОВАНИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА

ЭКОНОМИКИ В РОССИИ*

сл. ФИЛИН,

независимый эксперт, член Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков,

кандидат технических наук

Основные аспекты государственного регулирования кредитных рисков банковской системы при инвестировании реального сектора экономики в России

Очевидная зависимость финансовой стабилизации и, соответственно, надежд на оживление деловой активности в реальном секторе российской экономики от степени устойчивости банковской системы, а также тот факт, что российские банки находятся на стадии своего становления и реструктуризации, требуют принятия федеральной программы (на основе законодательно-правовой базы) по формированию и укреплению банковской системы в рамках реализации стратегии активизации банковского кредитования, прежде всего, в приоритетных отраслях экономики, основными направлениями которой являются следующие:

- поддержание доходности операций с государственными ценными бумагами на уровне, сопоставимом с доходностью вложений в реальный сектор и, прежде всего, в приоритетные отрасли экономики;

- введение учета части вложений в государственные ценные бумаги как отчислений в фонд обязательных резервов коммерческих банков. Введение норматива обязывает все коммерческие банки и страховые компании держать в виде государственных ценных бумаг часть своих активов и т.п.;

- восстановление банковского кредитования и прежде всего - предприятий приоритетных отраслей в реальном секторе экономики. Предприятия на конкурсной основе согласно представленным инвестиционным проектам и их экспертной оцен-

*Начало см. "Финансы и кредит ", № 4, апрель 2000.

ке должны получать реальную возможность (в рамках государственной кредитной политики) использовать банковский кредит вместо распространенной практики "вынужденного заимствования" и высвободить из оборота заимствованные средства из бюджетов всех уровней и различных фондов в виде временно удерживаемых сумм или сумм, постоянно используемых в обороте. Следует заметить, что локальное решение этой проблемы может иметь лишь временный эффект, и то для очень узкого круга предприятий;

- выработка и последовательная реализация стратегии повышения кредитоспособности структур реального сектора и осуществление ее в рамках мер по стимулированию кредитования банками производственной сферы и обеспечению условий повышения спроса на банковский кредит со стороны структур реального сектора;

- коррекция государственной инвестиционной и кредитно-денежной политики для снижения рисков в случаях, когда ухудшение банковской ликвидности обусловлено повышенной долей кредитов в банковских активах (а не за счет признания банков несостоятельными или же их деятельности высокорискованной) или/и сокращения кредитов в реальный сектор экономики;

- отказ от практики прямого кредитования государственных расходов;

- поддержание политики ЦБ РФ по снижению уровня процентных ставок системой мер по стимулированию банков, осуществляющих активную кредитную политику в приоритетных отраслях экономики;

- укрепление банковской системы и ускорение темпов реструктуризации, для чего целесообразно принятие следующих мер:

• переоформление на государственный долг непогашенных кредитов, полученных действующими российскими коммерческими банками у иностранных банков;

• рестуктуризация просроченной задолженности банков по налогам и платежам во внебюджетные фонды, включая невыполненные поручения предприятий по состоянию на 01.07.98;

• продажа банкам недвижимости, а также акций предприятий, принадлежащих государству, в счет погашения задолженности по ценным бумагам;

• увеличение ресурсов АРКО и предоставление ЦБ РФ и АРКО крупным банкам стабилизационных кредитов сроком на 1 - 2 года с пониженным процентом под залог (в обеспечение предоставляемых кредитов) государственных ценных бумаг и облигаций ЦБ в размере 90% их номинала;

• применение ЦБ РФ дифференцированных экономических нормативов и отчислений в Фонд обязательного резервирования к банкам, которые проходят реструктуризацию.

Для решения задачи обеспечения доступности кредитно-денежных ресурсов реальному сектору система кредитования должна осуществить следующие меры:

1. Отбор и назначение либо создание в соответствии с приоритетами государственной инвестиционной и кредитно-финансовой политики следующих уполномоченных организаций:

- финансовой инфраструктуры, как-то:

• банки;

• уполномоченные агенты или представительства федеральных и межрегиональных банков;

- инфраструктуры небанковских инвестиционных институтов, таких, как:

• фонды и компании страхования и перестраховки предпринимательских рисков;

• специализированные гарантийные и залоговые фонды, фонды ипотечного кредитования, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов Федерации;

• специализированные венчурные фонды;

« специализированные лизинговые фонды и лизинговые компании;

• франчайзинговые центры;

• паевые инвестиционные фонды;

• фонды льготного кредитования;

• общества взаимного кредитования (ОВК);

• расчетные небанковские кредитные организации (НКО);

• уполномоченные агенты или представительства федеральных и межрегиональных фондов и компаний небанковских инвестиционных институтов;

• консалтинговые структуры.

2. Дополнение сложившейся организационной региональной банковской системы сетью специальных кредитных институтов - инвестиционных, взаимных финансовых компаний и фондов - сис-

темой сельскохозяйственного кредита, кредитной кооперации в городах и сельской местности, работающих по принципу ОВК, кооперативных банков и НКО, учредителями которых выступали бы предприятия.

3. Осуществление льготного кредитования, в том числе на неотложные текущие производственные нужды и другие мероприятия, в соответствии с государственными целевыми программами при условии участия в них производителей приоритетных отраслей экономики.

4. Создание условий для привлечения иностранных банков к кредитованию приоритетных отраслей реального сектора экономики.

5. Освобождение ресурсов банков, направляемых на инвестирование, от обязательных резервных требований в ЦБ РФ.

6. Расширение участия государства в капиталах отдельных банков в целях расширения кредитования жизненно важных отраслей экономики.

7. Создание государственных инвестиционных фондов.

8. Создание механизма государственного регулирования рисков банковской системы.

На последнем остановимся подробнее.

Кризис августа 1998 года обострил в финансовой системе России взаимообусловливающие друг друга проблемы нестабильности и неразвитости банковской системы. После преодоления наиболее острых проявлений кризиса банковская система пребывает в состоянии стагнации и поиска путей выживания. Перед лицом опасности сжатия банковского сектора, который и так уже слишком мал, чтобы быть эффективным, ЦБ РФ предпочитает мириться с риском, присущим существующей системе, из-за ее чувствительности к ужесточению регулирования (например, повышению нормативов достаточности собственного капитала банка). В условиях извечной дилеммы "стабильность - эффективность" ЦБ РФ склоняется в краткосрочном периоде после кризиса к первой из альтернатив (во многом, по соображениям социальной стабильности), однако в долгосрочном периоде ему неизбежно придется сместить акцент на стимулирование эффективной деятельности банковского сектора. Ответом регулирующего органа на уменьшение стабильности системы неизбежно должно стать более жесткое регулирование банковских рисков.

Контуры обновленной банковской системы только начинают прорисовываться, однако есть основания считать, что одним из ее стержневых элементов станет обязательная практика контроля за рисками, основанного на точных количественных оценках. Дальнейшая интеграция отечественных банков в мировое финансовое сообщество невозможна без принятия международных стандартов в сфере управления финансовыми рисками. В этом направлении действует и ЦБ РФ, в частности, издав приказ и положение от 28 августа 1998

года об организации службы внутреннего контроля в банках, в функции которой входит обеспечение постоянного количественного мониторинга рисков и контроль за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности. Таким образом, точная количественная оценка рисков становится не только насущной необходимостью, но и, более того, в соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору - необходимым условием выхода на международные рынки.

Однако следует еще раз подчеркнуть, что в настоящее время у желающих все же как-то управлять рисками остается по сути дела единственный путь - минимизация риска за счет выбора более осторожной стратегии управления ресурсами и операциями в условиях дефицита инструментов хеджирования и страхования рисков, что в первую очередь касается уцелевших средних и мелких банков. Формой реализации этой стратегии будет все более широкое использование информационных технологий для количественной оценки и моделирования рисков на уровне сначала отдельных подразделений, а затем и финансовых институтов в целом.

Ориентирами в создании действенных механизмов по снижению инвестиционных (кредитных) рисков, стимулирующих банки к вложению средств в долгосрочные инвестиции, отладке системы их кассовых расчетов и решению хронической проблемы неплатежей, могут стать следующие направления:

- минимальное налогообложение инвестиций - снижение ставки налога для банков по доходам от предоставления ссуд предприятиям в пределах 15 - 20% и установление общей ставки по налогу на прибыль, как для предприятий, в размере 30%;

- введение дифференцированных ставок по налогу на прибыль финансовых учреждений от краткосрочных и долгосрочных операций для снижения рисков в отношении работы с реальным сектором экономики;

- учет налоговыми органами при определении налога на прибыль банков (в связи с высокой степенью рисков) необходимости создания резервов на возможные потери по ссудам, наравне с другими издержками банковских операций;

- изменение схемы налогообложения банков, предусматривающей два вида налогов - с дохода и с имущества;

- ужесточение налогообложения средств, направляемых на оплату труда;

- отработка системы преференций российским банкам в условиях открытия рынка для иностранных банков;

- подготовка надежных информационных каналов, широкое внедрение и унификация действующих компьютерных банковских систем, проведение сертификации специалистов банковского сектора;

- уменьшение нормы отчислений в фонд обязательных резервов для банков, предоставляющих ссуды предприятиям;

- использование методов маркетинга, понимаемого как рыночно ориентированная система управления кредитными рисками банковской деятельности. Это позволяет оценить масштабы рынка срочных кредитов, его сегментацию, выбрать оптимальный тип инвестиционной стратегии;

- проведение постоянного мониторинга инвестиционного климата и инвестиционных рисков в регионах и отраслях деятельности;

- соблюдение обязательных правил при отборе инвестиционных программ и проектов для кредитования в условиях рынка.

Последнее требование должно включать следующие элементы:

1. Информационно-аналитическое обеспечение инвестиционной деятельности.

2. Оценка качества менеджмента на предприятии, включая наличие команды управления и возможности обеспечения преемственности при изменениях в персональном составе высшего руководства предприятия.

Практический опыт продвижения и сопровождения инвестиционных проектов позволяет в качестве одного из наиболее важных моментов выделить наличие реального опыта у руководства предприятия в реализации инвестиционных проектов с использованием внебюджетных заемных финансовых средств, а также наличие разногласий в руководстве предприятия по инвестиционному проекту. Нередки случаи, когда жизнеспособные проекты практически рассыпались вследствие болезни директора и неспособности его заместителей осуществлять должное руководство дальнейшей реализацией проекта.

При оценке качества менеджмента следует учитывать, что в настоящее время инициативных руководителей российских предприятий можно разделить условно на ориентирующихся на выбивание бюджетных средств, получение льгот и преференций Правительства РФ и местных органов власти и работающих преимущественно с внебюджетными средствами. При наличии в России развитой системы индивидуальных льгот определенным предприятиям всегда высока также вероятность их отмены при кадровых перестановках во властных структурах, изменении политической конъюнктуры. В то же время качество менеджмента в западном понимании наиболее высоко на предприятиях, ориентированных, прежде всего, на привлечение частных средств.

3. Представление потенциальным заемщиком отвечающих современным требованиям технико-экономического обоснования и бизнес-плана, содержащих его основные характеристики, и прежде всего финансово-экономические показатели.

Знание западных методик представления и оценки инвестиционных проектов, стандартов в представлении бухгалтерской отчетности является

другим, не менее важным элементом качественного менеджмента (особенно при взаимодействии с зарубежными партнерами).

4. Оценка устойчивости предполагаемой производственной кооперации.

В России в настоящее время рынок сырья и комплектующих в значительной мере монополизирован, поэтому без организационного выстраивания проекта, обеспечения интереса смежников в конечных результатах реализации проекта, достижения ценовых соглашений возможен ценовой диктат поставщиков, повышение цены конечной продукции и, соответственно, существенное снижение прибыли. Особый вклад в успешность реализации крупных инвестиционных проектов может внести организационно-нормативное закрепление производственной кооперации, обеспечивающей реальную управляемость ключевых поставщиков со стороны конечных производителей, к примеру, через их участие в акционерном капитале, передачу прав по управлению пакетами акций, временно закрепленными в государственной собственности, и т.п.;

5. Оценка достоверности проведенного маркетингового анализа.

В условиях реструктуризации российского промышленного комплекса интенсивно идут процессы перепрофилирования и диверсификации производства, направленные на занятие соответствующих ниш на внутреннем рынке сбыта. Во многих случаях эти процессы идут в одних и тех же направлениях на различных предприятиях, а динамичность развития российских товарных рынков обусловливает то, что при проведении маркетингового анализа вероятность освоения производства аналогичной продукции на других предприятиях часто не учитывается.

6. Соотнесение масштабов проекта с масштабами предприятия.

Успешность реализации инвестиционного проекта во многом зависит от его важности в масштабах предприятия. Текущие потребности предприятия становятся, как правило, несравнимыми с долгосрочными преимуществами, приобретаемыми в случае успешной реализации проекта. Если проект несопоставимо меньше предприятия, необходимо провести работу по его организационному выделению. Достаточно часто предприятие начинает реализацию инвестиционных проектов при одновременном продолжении работы по другим проектам, и в этом случае при плохо организованном контроле высок риск нецелевого использования заемных средств.

7. Учет региональных условий и уровня поддержки инвестиционного проекта территориальными органами управления и местными органами власти.

Эффективное взаимодействие, согласование и поддержка местных (региональных) органов власти как неотъемлемый элемент и важная предпосылка для успешной реализации инвестиционного

проекта в России и региональной деятельности инвестиционных банков и финансовых организаций существенно облегчает дальнейшую работу и создает необходимый нормативный "зонтик" над реализуемым инвестиционным проектом. При наличии такой поддержки можно рассчитывать на существенные льготы по местному налогообложению и реальные гарантии по возврату средств (например, залог городской недвижимости в крупных городах, права на эксплуатацию нефтяных скважин и тому подобное). Во многих случаях успешная реализация крупных проектов требует разработки специальной нормативно-законодательной базы: от Указов Президента РФ до распоряжений местных органов власти. Так, например, администрация Иркутской области разработала вариант закона, который существенно расширяет эти льготы: во-первых, отменяется налог на ту часть прибыли банков, кредитных и страховых организаций, которая направляется на реализацию прошедших областную экспертизу инвестиционных проектов, а, во-вторых, прибыль, полученая от реализации этих проектов, облагается по ставке 50% от базовой в течение 2 лет с начала ее получения. Одновременно и предприятия, на которых реализуется инвестиционный проект, независимо от формы собственности освобождаются от уплаты налога на прибыль в части платежей в областной бюджет: в первый год полностью, далее - частично. Согласно проекту другого закона Иркутской области "О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий" участникам инвестиционных проектов, поддержанных Администрацией области, льготы будут предоставлены и по этому виду налога. По новому проекту закона имущество, используемое при реализации инвестиционных проектов, а также образуемое в результате выполнения таких проектов, облагается налогом по ставке, равной 0,5%.

Заинтересованное участие местных органов власти в реализации проекта может также существенно упростить выстраивание производственной кооперации, нормализацию расчетов между ее участниками.

Взаимодействие с территориальными органами управления и местными органами власти осуществляется, в частности, путем совместного финансирования на долевых началах региональных инвестиционных программ и проектов, в том числе с использованием финансовых ресурсов из местных бюджетов и средств инвестиционных банков, их подключения к осуществлению программ регионального социально-экономического развития.

Политика целенаправленного подавления платежеспособности внутреннего спроса обусловливает неуклонное падение кредитоспособности предприятий. Нарастающая дезорганизация и падение ликвидности предприятий производственной сферы в сложившихся условиях становятся мощным

фактором сдерживания кредитных вложений. В этой связи очевидно, что снижение доходности инвестиций на финансовом рынке (рынке государственных ценных бумаг) не могло само по себе обеспечить переориентацию банков на вложения в реальный сектор. В то же время и снижение уровня реальных процентных ставок в условиях падения производства и рентабельности не является залогом роста кредитных вложений в реальный сектор экономики, так как снижение кредитоспособности основной массы предприятий (рентабельности, уровня инвестиций, запредельного износа основных фондов и т.д.) происходит со значительным опережением, что не ослабляет, а усиливает риски банков.

В свою очередь, финансовое положение предприятий реального сектора, не получающих кредитов для осуществления расширенного (или даже нормального) воспроизводства, ухудшается, и, как следствие, повышаются риски и размеры просроченной задолженности, уменьшается реальная ресурсная база российских банков и выше доля резервируемых средств (фактически омертвленных активов).

Ключевым направлением стратегии активизации банковского кредитования в рамках государственной программы должно стать согласование материально-вещественной структуры и финансовых аспектов развития российской экономики, для чего, прежде всего, необходимо создание условий для повышения кредитоспособности предприятий приоритетных отраслей экономики независимо от формы собственности.

Меры государственного регулирования по снижению банковских инвестиционных рисков в рамках реализации стратегии по стимулированию кредитования банками производственной сферы и обеспечению условий повышения спроса на банковский кредит посредством повышения кредитоспособности предприятий должны включать принятие законодательных актов, в которых предусматривалось бы создание необходимых финансово-экономических условий для кредитования и утверждение следующих основных принципов организации финансов, а также форм и методов (механизмов) государственного стимулирования их инвестиционной привлекательности.

1. Обеспечение восстановления оборотного капитала в отраслях реального сектора экономики и формирование у предприятий собственных оборотных капиталов, необходимых для нормальной работы, осуществления платежей и получения краткосрочных ссуд. Средства, выделяемые предприятиями на пополнение оборотных фондов, должны включаться в расчет налоговой базы как элемент издержек производства. Необходимо предусмотреть зависимость заработной платы и доходов административного персонала от состояния и эффективного использования оборотных средств, ответствен-

ность руководителей за невозврат ссуд вследствие неправильной организации финансов.

2. Привлечение средств для новых инвестиций и технического перевооружения предприятий путем выпуска (эмиссии) корпоративных ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов. Ограничение эмиссии ценных бумаг только целями привлечения средств на производственные капвложения с их последующим накоплением на инвестиционных счетах.

3. Совершенствование амортизационной политики в направлении ускоренной амортизации и строго адресного использования амортизационных средств на инвестиционные цели. Введение особого режима движения амортизационных средств предприятий и инвестиционных средств, освобождаемых от налогообложения, через систему инвестиционных счетов с ограничением использования накапливаемых на них средств исключительно целями капитального строительства и закупок оборудования. Принятие мер по активизации "омертвленного" основного капитала на предприятиях.

4. Введение льгот по налогу на прибыль (включая освобождение от налогообложения прибыли частных предприятий, используемой на инвестиционные цели в развитие реального производства, его модернизацию и в инновационную деятельность (НИОКР) и зачисляемой на инвестиционные счета), а также налогу на добавленную стоимость и налогам, взимаемым в дорожные фонды, в случае, если средства будут инвестироваться в российские предприятия или реализацию проектов национального и регионального значения.

5. Существенное снижение общего уровня налоговых изъятий предпринимательских доходов с целью создания инвестиционного потенциала самих предприятий.

6. Регулирование налогового механизма с учетом контроля за уровнем издержек производства, законности и правомерности отнесения тех или иных затрат на себестоимость продукции или результаты финансовой деятельности. Это связано с тем, что в настоящее время налогообложение прибыли стимулирует ее сокрытие, поощряет убыточность предприятий и рост просроченных долговых обязательств.

7. Повышение инвестиционной привлекательности частных предприятий для внешних инвесторов путем содействия их финансовому оздоровлению. Меры государственной поддержки в меньшей степени ориентированы на благополучный бизнес, а в большей мере - на кризисные предприятия. В то же время именно значительная часть кризисных предприятий становится основой для формирования "серого" бизнеса. В этих условиях представляются необходимыми специальные меры по реструктуризации кризисных предприятий, так как рыночные механизмы действуют на эти предприятия неадекватно целям развития частного бизнеса.

8. Восстановление целевого характера выдаваемых кредитов непосредственно с ссудных счетов для финансирования производственной деятельности. В связи с этим отменить Положение ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П, которое запрещает банкам предоставлять целевые кредиты, если к расчетным счетам предприятий имеются претензии.

9. Обеспечение доступности кредитов для предприятий, работающих в сфере материального производства и выпускающих экспортную, импортозамещающую или конкурентоспособную продукцию. С этой целью принять решение о снижении уровня процентов по ссудам путем предоставления субсидий за счет специальных фондов. В определенной мере указанные проблемы снимаются серией постановлений о поддержке экспортеров, в которых предусмотрено оказание экспортным проектам дифференцированной (вплоть до 50% от стоимости проектов) государственной поддержки.

10. Восстановление права предприятий на бронирование средств на неотложные нужды для расчетов за электроэнергию, топливо, сырье и другие платежи в размере 5% среднедневной выручки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Разработка специального порядка и принципов кредитования предприятий сезонных отраслей экономики, учитывающих особенности их деятельности: сельское хозяйство, заготовка и переработка сельхозпродукции, лесная и рыбная промышленность, промышленность строительных материалов, которые не могут существовать без краткосрочных кредитов.

12. Отмена ограничений на включение процентов по банковским кредитам в себестоимость продукции, что позволит, с одной стороны, более свободно использовать заемный капитал, а с другой - будет способствовать развитию отечественной банковской системы.

13. Прямое долевое (совместно с банковскими структурами и частными предприятиями) финансирование за счет средств федерального и местного бюджетов инвестиционных проектов и программ, реализуемых в частном секторе экономики. Долевое финансирование инвестиционных проектов и программ, предоставляемое органами государственного управления на условиях платности и возвратности совместно с банковскими структурами, представляется одной из наиболее действенных форм государственного стимулирования инвестиционной привлекательности предприятий реального сектора экономики, благодаря разделению банковскими структурами с государством и частными предприятиями предпринимательских рисков.

14. Поддержка частных предприятий через государственный заказ.

15. Создание системы государственных гарантий и страхования инвестиций в частный реальный сектор экономики.

Выводы

Анализ функционирования кредитно-банков-ского механизма в течение последних лет показывает, что полномасштабное формирование эффективной безопасности и устойчивости банковской системы является не только важнейшим фактором обеспечения финансовой стабилизации и экономической безопасности государства, но и одновременно ее своеобразным двигателем, способным материализовать надежды на оживление деловой активности в реальном секторе российской экономики. Вместе с крупнейшими банками в августе 1998 года рухнули и сложившиеся стереотипы, недооценивавшие влияние рисков и необходимость научно обоснованного управления ими для обеспечения безопасности банковской системы. В посткризисный период очень важно заложить правильные основы для будущего роста, поэтому задача развития, особенно качественной стороны, проблемы государственного регулирования рисков банковской системы в России становится сейчас определяющей.

Ключевым направлением этой стратегии должно стать согласование материально-вещественной структуры и финансовых аспектов развития российской экономики, для чего, прежде всего, необходимо:

1. Принятие федеральной программы по активизации банковского кредитования, составной частью которой должно быть государственное регулирование кредитных рисков при инвестировании реального сектора экономики в России;

2. Создание условий для повышения кредитоспособности предприятий реального сектора экономики независимо от формы собственности;

3. Создание универсальной, по возможности, стандартизированной системы управления рисками на уровне отраслевых регулирующих органов и крупных банков, основанной на единых стандартах в области классификации и измерения рисков, а также архитектуры соответствующих баз данных и информационных систем. В частности, одним из наиболее перспективных направлений деятельности может стать создание системы оценки совокупного риска банковской системы для органов банковского надзора.

Уменьшение кредитных рисков при инвестировании реального сектора экономики по большинству перечисленных направлений не требует, как правило, масштабных реформ, не связано со значительными расходами и предполагает осуществление мероприятий преимущественно технического и законодательного характера. Между тем эти меры способны оказать значительное влияние на повышение роли банков как источника инвестиций и прежде всего в приоритетные отрасли экономики, а вместе с ним - и на существенное повышение финансовой устойчивости коммерческих банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.