КРЕДИТ
СТИМУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Ш.М. ВАЛИТОВ,
доктор экономических наук, профессор, проректор по НИР Казанского государственного финансово-экономического института
P.A. МУСАЕВА, кандидат экономических наук, преподаватель Казанской банковской школы
Стратегической задачей экономики России является удвоение ВВП в течение ближайшего десятилетия. Для решения этой задачи должны быть одновременно задействованы два механизма: стимулирование предложений со стороны российских производителей и стимулирование спроса на товары отечественного производства.
Реальным источником роста экономики России может стать стимулирование массового потребительского спроса среднего класса, который и является основным потребителем товаров отечественного производства. Мощнейшим инструментом стимулирования потребительского спроса является потребительское кредитование. Особенно важно, что кредитование расширяет потребительскую активность лиц, располагающих относительно небольшими доходами.
Около 21% семей России по признакам материального положения сегодня можно отнести к уровню среднего класса. Более 46% семей соответствуют уровню ниже среднего класса, но примерно две трети из них могут войти в группу среднего класса. Подавляющая часть банков определила в качестве основного направления кредитование представителей именно среднего класса, то есть широкого круга клиентов.
Если к концу 2001 г. объем кредитов, предоставленных физическим лицам всем российским банковским сектором, составлял лишь 95 млрд руб., то к концу 2004 г., по прогнозам российских экономистов, объем может составить более 460 млрд руб. Такой бурный рост банковского кредитования физических лиц уже сегодня оказывает существенное влияние на объем и структуру потребительского спроса населения России.
Банки, расширяя объемы своего бизнеса, заинтересованы в минимизации риска и издержек на адекватную и быструю оценку кредитных рисков частных клиентов.
В условиях нарастания конкуренции в области кредитования корпоративных клиентов потребительское (и прежде всего скоринговое) кредитование становится все более популярным у российских банков. Все новые и новые банки выходят на рынок с предложениями легкодоступных потребительских кредитов.
Однако есть несколько причин, ограничивающих возможности использования в России скоринговых моделей. Во-первых, в отличие от западных стран практически отсутствуют кредитные бюро, где банки могли бы получить информацию о кредитной истории заемщика. В настоящее время обсуждается несколько вариантов создания таких бюро. Одним из наиболее проработанных является вариант, предложенный Ассоциацией российских банков. Он предполагает, что вначале банк передает негативную информацию о заемщиках — физических лицах. В последующем банк может принять решение о передаче в кредитное бюро положительной информации о кредитных историях. Для начала работы по созданию кредитного бюро такой путь вполне возможен.
Вторая причина, которая ограничивает возможности внедрения скоринговых моделей, состоит в том, что пока не накоплена статистическая база для эффективной настройки и коррекции моделей.
Банки, выходя на рынок скорингового кредитования, не имеют кредитной истории заемщика. Многие банки выходят на рынок сразу с
массовыми продажами, не имея при этом качественной, построенной на реальной статистике скоринговой модели.
Как показывает мировая практика, для построения нормальной скоринговой модели необходим статистический анализ не менее 10 тысяч кредитов в течение года.
Такая, не всегда продуманная активность многих банков не может не настораживать. Уже через год такие банки столкнутся с массовыми невозвратами. А при малейшем изменении конъ-юктуры как в части реальных доходов населения, так и просто экономических ожиданий, невозвраты легко доступных кредитов могут приобрести лавинообразный характер. Учитывая, что описанные риски принимает все большее количество банков, нельзя исключить, что следующий масштабный банковский кризис в России может быть кризисом невозврата потребительских кредитов.
Реформирование финансово-кредитной системы страны является неотложной задачей ближайших лет. За этот период должна быть создана принципиально новая финансово-кредитная система, которая могла бы, способствуя удовлетворению растущего спроса на инвестиционные ресурсы, обеспечить устойчивое повышение капитализации экономики, что в свою очередь позволило бы повысить устойчивость экономической динамики.
Накопленный банками за годы реформы опыт деятельности на кредитном рынке показал низкую рентабельность реального сектора экономики и в связи с этим слабую заинтересованность в расширении отношений с ним. Стабилизация валютного курса и экономическая политика правительства поставили банки перед необходимостью расширения кредитных операций как основного источника доходов.
С другой стороны, предприятия реального сектора находятся в тяжелом финансовом положении, Отечественные предприятия превратились в «черные дыры» для инвесторов из-за высокой степени износа оборудования в промышленности, достигшей более 70%, высокого груза социальных расходов, утраты рынков сбыта, отсутствия привлекательных для потребителя торговых марок и др. Постоянно растет объем их взаимозадолженности, уровень рентабельности не позволяет широко использовать банковские кредиты, так как велик риск их несвоевременного возврата. Между тем без развития предприятий реального сектора экономики никакая финансовая стабилизация в экономике невозможна. Наблюдаемое в настоящее время увеличение валютных
поступлений и рост объема производства связаны главным образом с благоприятными внешними валютными и торговыми факторами и могут исчезнуть достаточно быстро. Поэтому укрепление финансового положения предприятий реального сектора экономики как условия и основы развития их производственной деятельности становится настоятельной потребностью.
Тесная связь с производством, с реальным сектором экономики — главная причина того, что банковская система Татарстана выстояла под разрушающим напором кризиса и набирает силы. Основу банковской системы Республики Татарстан составляют республиканские банки, тогда как банковская система многих регионов в значительной части представлена филиалами крупных банков других регионов.
Кредитование экономики Республики Татарстан осуществляют крупные по капиталу банки и Сбербанк «Татарстан». Лидерами по приросту кредитных вложений в реальный сектор экономики являются: Ак Барс Банк, Татфондбанк, Тат-соцбанк, Татагропромбанк, Сбербанк «Татарстан», «Казанский», «Девон-Кредит».
Самый высокий прирост промышленного производства в 2003 г. достигнут на предприятиях, выпускающих высокотехнологичную продукцию и продукцию с высокой добавленной стоимостью: вертолеты, компрессоры, различные приборы, оборудование и т.д. Этот сектор промышленности с экспортоориентированной продукцией имеет перспективы занять в ближайшем будущем ведущие позиции в промышленности республики.
На бесперебойную кредитную политику со стороны банковского сектора реальная экономика, к сожалению, полностью рассчитывать не может. И вины коммерческих банков в этом нет. Напротив, в условиях снижения доходности основных сегментов финансового рынка стремление расширять кредитный портфель у них велико. Любому банку интереснее работать с производителем, способным предложить реальное обеспечение под ссуду в виде основных средств, чем заниматься краткосрочным кредитованием его трейдера. Тем более банковская система в последнее время имеет возможность активизировать кредитные вложения в экономику, что подтверждается сохраняющейся тенденцией увеличения объема неразмещенных средств в виде остатков на корреспондентских счетах, а также распространение на регионы таких инструментов единой государственной денежно-кредитной политики Банка России, как рефинансирование под залог государственных ценных бумаг (предоставление
кредитным организациям ломбардных, внутренних кредитов и кредитов «овернайт»), а также под залог векселей, кредитных требований предприятий. Это позволяет коммерческим банкам практически в любой момент привлекать кредиты Центрального банка и межбанковские кредиты для поддержания текущей ликвидности, а финансовые потоки, сформированные за счет своих средств, направлять на развитие реального сектора экономики.
Необходимым условием успешной финансовой политики будет точный выбор приоритетов для кредитования и вложение инвестиций в жизненно важные сферы народного хозяйства республики. Задача Национального банка Республики Татарстан — состыковать интересы банков и производства, социальной сферы, направлять имеющиеся ресурсы в нужном направлении. Национальный банк и коммерческие банки Республики Татарстан выступают инициаторами осуществления ряда важных инвестиционных программ, способствующих снижению социальной напряженности: кредитование пенсионного фонда, выплата заработных плат в бюджетной сфере. Разработан комплекс мер по финансовой стабилизации легкой, пищевой промышленности. К основным инструментам промышленной политики, активно используемым в республике, необходимо отнести реструктуризацию задолженности в бюджеты всех уровней, распределение госзаказа, интеграцию производителей и их инвестиционную поддержку.
Однако на сегодняшний день целый ряд факторов препятствует кредитной экспансии банков в производственную сферу. В первую очередь это нормативы формирования резерва на возможные потери по ссудам, недостаточная капитализация банковской системы, «запретительные» ограничения на наращивание собственного капитала банка и налоги. Банковское сообщество ожидает позитивных сдвигов в этой сфере от начинающейся налоговой реформы.
В настоящее время большинство предприятий по-прежнему не могут рассчитывать на кредитную поддержку со стороны банков, и это несмотря на то, что существует потребность размещения денег. В первую очередь, это связано с высокой степенью рисков подобных операций. Не так много предприятий стабильно работают и являются надежными заемщиками. Снижение темпов экономического роста в промышленности, определенный спад деловой активности оказали негативное воздействие на финансовое состояние многих предприятий.
Старые предприятия зачастую не имеют денег для переоснащения основных фондов и работают на морально и физически устаревшем оборудовании. Недостаток заемных средств на финансирование масштабных производственных проектов и программ, связанных с модернизацией производства и обновлением технологий и продукции, сдерживает темпы экономического роста, не позволяет эффективно использовать ресурсы. Преобладающим мотивом инвестиционной деятельности является поддержание мощностей, которые отметили 42% участников мониторинга предприятий в Центральном банке. А коммерческие банки располагают краткосрочными денежными ресурсами, которые почти на одну треть состоят из средств предприятий и населения, привлеченных на короткие сроки или до востребования. Банки приходят к пониманию того, что именно долгосрочные кредиты, выданные предприятиям, создают фундамент и предпосылки их стабильного и устойчивого развития.
В отличие от многих регионов России как положительный фактор необходимо подчеркнуть сохраняющуюся тенденцию роста долгосрочных кредитов в Республике Татарстан. Они составляют свыше одной четверти кредитного портфеля банков, расположенных в республике. Предприятия, недавно вышедшие на рынок, часто испытывают трудности с организацией сбыта, установлением прочных связей со смежниками.
Существенно увеличивает банковские риски экономическая несостоятельность заемщиков. Отдельные заемщики имеют просроченную задолженность бюджету и поставщикам. Их кредитование зачастую оборачивается финансированием убытков неэффективных производств. Среди этих предприятий есть такие, которые относятся к структурообразующим отраслям. Кредитуя, банки должны включать в процентную ставку не только затраты на привлеченные средства и издержки банка, а закладывать немалый процент на риски. В свою очередь, полученная таким образом ставка не будет под силу многим заемщикам.
Динамичное развитие экономики является условием аккумулирования необходимого объема финансовых ресурсов и превращения их в инвестиции, повышения качественного уровня банковской системы. Существенный фактор в этом отношении - создание единого информационного поля в деятельности предприятий и банков. Оно включает в себя создание единой, постоянной и независимой базы данных Банка России, уникальной комплексной системы сбора, обработки, анализа и представления участни-
кам рынка банковских услуг сведений о спросе на банковские услуги и состоянии экономической конъюнктуры, инвестиционной деятельности и финансового положения предприятий. Система способна стимулировать повышение прозрачности в работе предприятий, способствовать взаимному доверию и эффективности взаимодействия банков и предприятий. История экономического развития доказывает, что самые успешные общества одновременно самые открытые.
Сегодня Национальный банк Республики Татарстан работает над программой практического использования результатов мониторинга, чтобы, с одной стороны, обеспечить предприятиям доступ к кредитным ресурсам и информации о структуре предложения банковских услуг, с другой стороны, повысить устойчивость банковской системы.
Банки стараются строить с предприятиями-заемщиками не только чисто кредитные, но и инвестиционные отношения, при которых можно получать не только процент за кредит, но и долю прибыли, объединяясь в корпорации, фи-нансово-промышленные группы. Так, например, промышленные организации в составе финансово-промышленных групп приобретают акции банка, защищая тем самым свои активы и получая льготы по кредитам. Банковская структура в составе финансово-промышленных групп приобретает акции предприятий, способствуя тем самым их развитию и осуществляя контроль за их деятельностью. А это ведет к снижению риска для каждого партнера. При этом банки играют в этих группах ведущую роль. Сращивание финансового и промышленного капитала придает значительной части кредитов связанный, закрытый характер. Вес внутри групповых кредитов можно оценить примерно в 40 — 45 % всего кредитного портфеля российских банков.
В этих условиях крайне затруднен перелив капитала в новые сектора и новые предприятия-заемщики, независимые от финансово-промыш-ленных групп.
Сегодня на российском финансовом рынке трудно найти инвесторов, которые не рискуют вкладывать свои денежные средства в акции российских предприятий. Для того чтобы убедить их вкладывать свои деньги в предприятия, которым они помогут сейчас и от которых в будущем будут иметь реальный доход, нужно иметь веские доводы. Для работы в реальном секторе главными являются устойчивость соответствующего производственного сектора, государственная поддержка отрасли, а при работе с конкретным клиентом — достаточное его обеспечение активами.
В настоящее время для реализации инвестиционных проектов и поиска инвесторов необходимо проведение анализа предприятий и предпринимательских проектов с целью определения экономической целесообразности их финансирования. Требуется также экспертная консультационная поддержка инвестиционного проекта, анализ эффективности и оценка риска вложений денежных средств.
Если говорить об экономике Татарстана, то на ее стабилизации сказались и меры государственного воздействия: налоговые льготы; реструктуризация долгов предприятий и организаций не только в бюджеты всех уровней, но и друг перед другом; межреспубликанская и межрегиональная кооперация; интеграция предприятий нефтегазохимического и авиационного комплексов. Кроме того, применяются механизмы банкротства и финансового оздоровления убыточных предприятий, государственные инвестиции, создаются новые конкурентоспособные производства, реализуются программы реформирования и реструктуризации на конкретных промышленных предприятиях; внедряются эффективный менеджмент, международные системы качества. Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий всех отраслей экономики республики в отчетном году сформировался положительно. Поданному показателю на июль 2003 г. республика занимала 3-е место в РФ.
Остроту проблемы надежности заемщика в практике инновационной деятельности уменьшает практика получения банками ликвидного залога под выдаваемый кредит, кредитование клиентов без дополнительного обеспечения возможно только при достаточно прочном положении предприятия на рынке. В качестве обеспечения ссуды выступал залог (земля, здания, другая недвижимость, товарно-материальные запасы, ценные бумаги), гарантии, поручительства; страхование кредитного риска, переуступка в пользу банка требований заемщика третьему лицу.
Вместе с тем имеются объективные ограничения, связанные с использованием залога как средства минимизации риска, так как найдется мало предприятий и организаций, которые могут предоставить залог, отвечающий требованиям банка. Требуется внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и законодательство о несостоятельности (банкротстве) , направленных на дальнейшее укрепление правовой защиты залоговых кредиторов.
Снижение инфляции, сокращение денежной массы, падение доходности ГКО вынуждают бан-
ки искать новые сферы вложения капитала. Однако кредитные организации, отказывающиеся от спекулятивных операций в пользу кредитования производства, испытывают серьезные финансовые проблемы, поскольку среди промышленных предприятий в Российской Федерации, нуждающихся в инвестициях, не более 1% способны вернуть кредит.
Повернулась лицом к производителям и банковская система. Общая величина кредитного портфеля выросла номинально в 2,2 раза. По общему объему кредитных вложений банков Татарстан находится в числе лидеров в Приволжском федеральном округе. К тому же в республике преобладают кредиты, выданные не иногородними, а самостоятельными банками Татарстана. В частности, уполномоченный Правительством Татарстана Ак Барс Банк стал активным кредитором крупных предприятий. Доля выданных им кредитов в 2003 г. составила 21 % от общего объема кредитных средств, предоставленных республиканской банковской системой. Одна четверть кредитных вложений АИ КБ «Татфондбанк» приходится на инвестиции в промышленность, сельское хозяйство и транспорт, 30% - на кредиты, выданные Министерству финансов Республики Татарстан и Пенсионному фонду , почти 27% от общего объема кредитного портфеля всех банков сосредоточены в отделении «Банк Татарстан» Сбербанка РФ.
В республике есть позитивные примеры сотрудничества банков с промышленными предприятиями. Взять, к примеру, подходы Ак Барс Банка и Татфондбанка к инвестированию предприятий реального сектора экономики. Так, на основе долгосрочного соглашения между Ак Барс Банком и ОАО «Нижнекамскнефтехим» осуществляется многостороннее сотрудничество в самых различных направлениях, в том числе по кредитованию ряда инвестиционных проектов с предполагаемым объемом инвестиций 100 млн дол. США. Банк внедряет практику инвестирования с условием приобретения контрольных пакетов акций предприятий, что одновременно способствует оздоровлению финансово неблагополучных предприятий.
Активизируется система лизинга, особенно дорогостоящих видов техники, позволяющая уменьшить финансовое бремя инвестиционных расходов предприятий примерно в 3-4 раза и снизить риск кредиторов. В Татарстане действует лизинговая компания «Татагропромкомплект» Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. Важный шаг сделан в направлении поддержки республиканско-
го самолетостроения. Для закупки и эксплуатации самолетов создана лизинговая компания с участием банка «Зенит», Хабаровского авиапредприятия «Дальавиа» и Казанского авиационного производственного объединения имени С.П. Горбунова.
Планируется более широко использовать и аренду. Возникла потребность в стремительном расширении финансового лизинга на вторичное оборудование (для сравнения, в США доля лизинга в капитальных вложениях составляет 30%, в ФРГ — 20%, в России — пока только 2%). Большое значение придается и лизингу производимой продукции.
Европейский банк реконструкции и развития и Сбербанк России, осуществляющие с 1995 г. Программу кредитования малого бизнеса в России, намерены развернуть ее и в Татарстане. Сегодня в Татарстане работают более 27 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, и это привлекает ЕБРР. В отличие от уже действующих целевых программ (наиболее значимые из них предложены Правительством Республики Татарстан, Ак Барс Банком, Татфондбанком), ЕБРР готов пойти на заключение с предпринимателями кредитных соглашений на солидные суммы. Первый кредит от ЕБРР взял татарстанский фермер. Для осуществления поставленных целей фонд напрямую выделяет кредитные средства отделением Сбербанка «Татарстан», который выступает партнером по программе ЕБРР.
Стабильный экономический рост создает благоприятные предпосылки для того, чтобы предприятия начали активно использовать амортизационные отчисления и часть прибыли для развития производства. Анализ статистических данных показывает прямую связь между ростом экономики и динамикой капитальных вложений. Чтобы добиться 5-процентного увеличения ВВП, капитальные вложения должны увеличиться на 6%. Таким образом, усиление внимания к расширению кредитования реального сектора экономики предполагает изменение характера деятельности банков (повышение уровня их аналитической работы), проведения обоснованной оценки как эффективности кредитных затрат, так и кредитоспособности заемщика.
Наряду с трудностями нынешнего периода процесс стабилизации экономики объективно обусловливает потребность в кредитных ресурсах, их концентрации для вовлечения в производственный сектор экономики и превращению предприятий региональных отраслей экономики во все более надежных заемщиков. В то же время высокие темпы расширения кредитования
предприятий повышают вероятность скачка неплатежей по банковским кредитам. Снижение этих темпов до «безопасного» уровня застопорит процесс модернизации экономики и может привести к стагнации. В результате обеспеченность предприятий собственным оборотным капиталом падает, причем ее падение компенсируется ускоренным привлечением заемных средств.
Стабильное развитие региона и постоянно совершенствующаяся законодательная база создают прочную основу для формирования благоприятного инвестиционного климата. Это позволяет рассчитывать на стабильный приток в Татарстан иностранных и отечественных инвестиций, необходимых для обеспечения дальнейшего экономического роста.
На сегодняшний день отмечается низкая инвестиционная привлекательность самого банковского бизнеса. Слабая юридическая и судебная защищенность требований банков к заемщикам, увеличивающая риски активных банковских операций, дестимулирует кредитование и увеличивает издержки на поддержание собственных систем контроля и безопасности. Система налогообложения банковских операций не способствует полному декларированию и капитализации банковской прибыли, завышает общие издержки банковской деятельности, снижает доходность банковского бизнеса, не дает возможности полного внедрения международ-
ных стандартов бухгалтерского учета и отчетности.
Повышение экономической активности в стране обеспечивает увеличение спроса на банковские услуги, в результате чего произойдет рост капитализации банковской системы за счет внутренних и внешних инвесторов. Если банковский сектор будет расти опережающими темпами по сравнению с другими секторами, то это обеспечит дополнительные стимулы для общего экономического подъема, восстановления доверия вкладчиков к национальным финансовым и кредитным организациям.
С увеличением инвестиционной привлекательности банковского сектора возрастет его капитальная и ресурсная база, понизятся риски, связанные с кредитованием экономики и увеличится объем кредитных вложений банков. И по мере накопления собственных ресурсов и доверия к банковской системе со стороны вкладчиков и клиентов российские банки начнут предоставлять в большей степени долгосрочные инвестиционные ресурсы в распоряжение предприятий, способствуя обновлению их основных фондов и созданию новых производственных мощностей.
Успешное развитие региональной экономики, проводимой в движение инвестициями, и конкурентоспособной за счет высокого качества товаров и услуг, - это реальный путь выведения на качественно новый этап развития экономики России.
1|61).?СЭ4 ЯНйАРЬ
«I»
«1111111
Ф*«МПК£&&аЯ ОТЧЁТНОСТЬ
»Чформхравсжке бухгалтерского учет и (>«якох
Зарубож
О6ром»вогеяьмов профоммг» но осиовим мвж луна роди ого
6уХ.липйрского учет Коисупьтоции экспертов
Учебный центр
Международный бухгалтерский учет
Осуществляет набор слушателей в группы по обучению практике составления финансовой отчетности на основе международных стандартов.
Занятия проводит аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров.
По окончании обучения слушатели сдают экзамен на получение сертификата
Международной ассоциации бухгалтеров.
Форма обучения очно-заочная.
Тел: (095) 237-86-57; 237-86-59