Научная статья на тему 'Основные направления государственно-частного партнерства в сфере изучения и освоения месторождений твердых полезных ископаемых'

Основные направления государственно-частного партнерства в сфере изучения и освоения месторождений твердых полезных ископаемых Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ / ЮНИОРСКИЕ КОМПАНИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / GEOLOGICAL EXPLORATION / JUNIOR COMPANIES / INVESTMENTS / EXPLORATION RISKS / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герт Александр Андреевич, Слободник Дмитрий Игоревич

В статье рассмотрен процесс и особенности проведения геологоразведочных работ на поиски твердых полезных ископаемых в современных рыночных условия в России и зарубежом, а также предложены рекомендации для решения проблемы стимулирования частных инвестиций в ГРР в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC TRENDS OF PUBLIC–PRIVATE PARTNERSHIP IN RESEARCH AND DEVELOPMENT OF HARD MINERAL RESOURCE DEPOSITS

The article describes the process and features of geological exploration in search of hard mineral resources in the current market environment in Russia and abroad, guidelines for problem solving of private investments encouragement in Russian geological exploration are proposed.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственно-частного партнерства в сфере изучения и освоения месторождений твердых полезных ископаемых»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Александр Андреевич Герт

Федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья», Россия, г. Новосибирск, Красный пр. 67, зав. отделом, тел. 8(383)2213790, e-mail: [email protected]

Дмитрий Игоревич Слободник

Федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья», Россия, г. Новосибирск, Красный пр. 67, юрист-консульт 1 кат., тел. 8(383)2213648, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрен процесс и особенности проведения геологоразведочных работ на поиски твердых полезных ископаемых в современных рыночных условия в России и зарубе-жом, а также предложены рекомендации для решения проблемы стимулирования частных инвестиций в ГРР в России.

Ключевые слова: геологоразведочные работы, юниорские компании, инвестиции, геологические риски, рыночная экономика.

BASIC TRENDS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RESEARCH AND DEVELOPMENT OF HARD MINERAL RESOURCE DEPOSITS

Alexander A. Gert

Federal State Unitary Enterprise “Siberian Research Institute of Geology, Geophysics and Mineral Resources”, 67, Krasny Prospect, Russia, Novosibirsk, head of department, tel. 8(383)2213790, email: [email protected]

Dmitry I. Slobodnik

Federal State Unitary Enterprise “Siberian Research Institute of Geology, Geophysics and Mineral Resources”, 67, Krasny Prospect, Russia, Novosibirsk, legal counsel of 1st category, tel. 8(383)2213790, e-mail: [email protected]

The article describes the process and features of geological exploration in search of hard mineral resources in the current market environment in Russia and abroad, guidelines for problem solving of private investments encouragement in Russian geological exploration are proposed.

Key words: geological exploration, junior companies, investments, exploration risks, market economy.

Долгосрочное развитие добывающих отраслей промышленности в принципе невозможно без проведения геологоразведочных работ (ГРР). Некоторое время (периоды низких цен на минеральное сырье, экономические и политические кризисы) добывающие компании могут прожить на старых запасах, но, в итоге, они вынуждены искать новые месторождения, и период стагнации ГРР сменится периодом их резкой интенсификации [3]. Во второй половине 90-х

годов прошлого века цены на сырьевые товары были низкими, соответственно и объемы ГРР постоянно сокращались.

Максимум падения пришелся на 1997-2000 гг. - период мирового финансового кризиса, после которого и цены на минеральное сырье, и объемы ГРР в мире стали расти.

В России геологоразведочный сектор и добывающие отрасли промышленности развивались в последнее время соответственно мировым тенденциям, но в нашей стране падение 90-х годов было более глубоким и болезненным, а рост - не столь резким и результатным. Поэтому в России до сих пор по многим видам полезных ископаемых годовые приросты запасов не восполняют их погашения при добыче, остро ощущается недостаток объектов, подготовленных для разведки, а количество компаний, ведущих ГРР, не достаточно для огромного минерагенического потенциала страны.

Актуальность проблемы интенсификации ГРР в России очевидна, и в последние годы исполнительная и законодательная власти принимают все возможные меры, чтобы изменить ситуацию. Объемы финансирования ГРР за счет средств федерального бюджета выросли уже почти вчетверо, приняты многочисленные поправки в действующее законодательство о недрах и подзаконные нормативные правовые акты, призванные стимулировать геологоразведочную активность. Однако эти мероприятий не оказались достаточно эффективными. Это объясняется в первую очередь спецификой ГРР и их отличием от других отраслей промышленности:

- ГРР свойственен высокий риск потери финансовых средств, связанный с

недостаточным знанием как общих закономерностей строения и развития

недр, так и слабой изученностью конкретного участка;

- открытие в ходе ГРР нового месторождения позволит не только компенсировать все понесенные затраты, но и получить немыслимую в иных отраслях прибыль. Например, Юниорная компания Mar-West Resources, открывшая в 1996 г. месторождение Сан-Мартин (San Martin) в Гондурасе, увеличила свою капитализацию примерно в 80 раз, с 554,46 тыс. до 42,4 млн канадских дол.;

- Успех или неуспех ГРР во многом зависит от интуиции, квалификации и опыта геолога, выполнившего прогноз, выбравшего участок, а затем спланировавшего и осуществившего поисковые работы. Как известно, геологоразведка относится к экономическому сектору, в которой интуиция, творческий подход, сильно влияют на результаты финансовой деятельности компании;

- □ ГРР являются капиталоемкой сферой бизнеса.

- ГРР имеют чисто затратный характер, так как от начала поисковых работ до начала продаж горной продукции и получения первой прибыли подчас проходят многие годы.

Например, на месторождении Войси’с-Бей (Voisey's Bay) в Канаде, открытом в 1993 г., опытное производство началось только в 2006 г., а на полную мощность рудник выведен 2012 г. Многие российские месторождения (в том числе уникальные Удоканское, Сухой Лог и др.), выявленные и разведанные в 50-х и 60-х годах прошлого века, до сих пор не разрабатываются.

Все перечисленные особенности не могли не сказаться на организации геологоразведочного бизнеса в сырьевых странах с развитой рыночной экономикой [1].

В последние десятилетия значительную часть ГРР на твердые полезные ископаемые выполняют небольшие независимые, так называемые юниорные компании (junior companies). Они, как правило, не занимаются добычей, а ставят перед собой цель найти месторождение, резко повысить рыночную стоимость участка недр, продать его с максимальной выгодой крупной горной компании и заняться следующим участком.

Проблема стагнации процесса воспроизводства минерально-сырьевой базы России, несмотря на возросшую за последние годы величину ежегодных инвестиций, направляемых негосударственным сектором в воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ) твердых полезных ископаемых (ТПИ), как и проблема привлечения частных инвестиций в эту сферу сохраняются [2].

Эта проблемы имеют следующие аспекты:

1. Величина расходов на геологоразведочные работы (ГРР) в абсолютном выражении мала и по ряду полезных ископаемых не обеспечивает даже простого воспроизводства МСБ, не говоря уже о расширенном, отвечающем потребностям растущей экономики.

2. Определенный объем геологоразведочных работ (поисково-оценочных) финансируется за счет средств федерального государственного бюджета. Вместе с тем работы по воспроизводству МСБ основным ТПИ не связаны с выполнением определенной, специфической функции государства (в отличие, например, от регионального геологического изучения). Государство вынуждено принимать на себя эту функцию в условиях низкой заинтересованности частного инвестора и нести дополнительные бюджетные расходы.

3. В структуре частных инвестиций, направляемых на проведение ГРР в России, основная часть приходится на собственно разведочные работы (предварительная, детальная и эксплуатационная разведка). На поиски новых месторождений направляется незначительное количество средств, что не обеспечивает формирования достаточного поискового задела.

4. В структуре частных инвестиций основная часть приходится на крупные горнодобывающие компании. Вместе с тем известно, что наибольшую эффективность на ранних стадиях геологического изучения недр демонстрируют именно малые формы организации геологоразведочного бизнеса.

В поисках решения проблемы стимулирования частных инвестиций в ГРР в России используется опыт зарубежных стран с развитой горнодобывающей промышленностью и геологоразведкой и традиционным укладом рыночной экономики (Канада, Австралия, США).

Механизм привлечения частных инвестиций в воспроизводство национальной МСБ в указанных странах включает следующие основные элементы:

1. Система гарантий имущественных прав на участок недр и законных интересов инвестора, а также гарантий прав инвестора на добавленную стоимость, которую получает участок недр в случае успешных работ по геологическому

изучению недр (открытия месторождения). Последнее реализуется в допущении свободного коммерческого оборота имущественных прав на недра.

2. Источники привлеченных высокорисковых средств обеспечивает развитая финансовая инфраструктура (фондовые биржи).

3. Стимулирующая фискальная политика государства, которая включает налоговые льготы, инвестиционные геологоразведочные налоговые кредиты, налоговые каникулы и другие инструменты, направленные на увеличение геологоразведочных бюджетов компаний и на перевод сбережений рядового частного инвестора в инвестиций в компании, проводящие геологоразведочные работы.

4. Наличие особых, преимущественно малых форм организации собственно геологоразведочного бизнеса - юниорных геологоразведочных компаний.

5. Государственная политика в сфере геологического изучения недр, использующая механизмы государственно-частного партнерства.

Прямое и непосредственное заимствование опыта зарубежных стран невозможно без учета особенностей, истории и уровня развития всего многообразия институтов так или иначе формирующих отечественное недропользование. Предложения и рекомендации, направленные на стимулирование частных инвестиций в воспроизводство МСБ ТПИ в России, учитывают зарубежный опыт и возможности его применения, но в основном базируются на преемственности отечественной системы пользования недрами и сводятся к следующему:

1. Легализация непосредственного оборота прав пользования участком недр. Право пользования недрами должно выступать объектом простой купли -продажи, залоговым обеспечением по кредиту. При этом нужно исключить ограничение участников такого оборота по какому-либо критерию специальной правоспособности («предприятие-недропользователь»), как это сделано в проекте ФЗ «О недрах».

2. Расширение бесконкурсного предоставления прав пользования недрами. В декабре 2004 года было принято постановление Правительства № 873, устанавливающее порядок получения прав пользования участком недр в случае установления факта открытия месторождения. Указанное постановление Правительства урегулировало, наконец, возможность «автоматического» получения прав пользования участком недр в целях разведки и добычи, предусмотренную нормами ст. 10-1 Закона Российской Федерации «О недрах». Накоплен первый положительный опыт применения бесконкурсного механизма и его влияния на привлечение частных инвестиций в геологическое изучение. Данный механизм целесообразно расширить за счет введения дополнительных условий для принятия решений о бесконкурсном предоставлении права пользования участком недр, а именно в случае результативных усилий пользователя недр по геологическому изучению глубоких горизонтов и фланков уже эксплуатируемого им месторождения.

3. Доступность геологической информации. Существенным фактором стимулирования предпринимательской инициативы, приводящей к частным инвестициям в геологическое изучение недр, является доступность геологической информации о перспективных участках недр. Под доступностью понимается

простота процедуры получения информации в пользование, а также минимальная величина платы за пользование ею (или отсутствие платы вообще). В этом направлении требуется усовершенствовать существующую нормативную базу постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2002 г. № 57 (в редакции пост. Правительства от 23 марта 2005 г. № 152) и статью 41 Закона Российской Федерации «О недрах», в части стимулирования оборота геологической информации.

4. Урегулирование доступа иностранных инвесторов к геологическому изучению и освоению участков недр. Иностранные инвестиции (средства компаний, зарегистрированных зарубежных стран) формируют существенную долю общих инвестиций в воспроизводство МСБ ТПИ в России. В настоящее время прозрачного нормативного правового регулирования в этой сфере нет. Необходимо сформировать и закрепить в правовых нормах четкие ограничения на доступ иностранных компаний к российским недрам (по видам полезных ископаемых, по крупности объектов, по другим признакам).

5. Меры налоговой политики, стимулирующие увеличение расходов на геологическое изучение. Хотя в целом налоговая политика государства является консервативной, ряд инструментов могут постепенно внедряться в практику налогового регулирования. При этом одновременно требуют совершенствования надзорные и контрольные функции в сфере недропользования (квалификация затрат на геологоразведочные работы, проверка объемов выполненных работ).

Анализ частных инвестиций в российскую геологоразведку показывает, что Россия резко выделяется среди других стран по корпоративной концентрации поисковых и разведочных работ. Поисками и разведкой у нас занимаются крупные компании.

Таким образом, в странах с рыночной экономикой успешно апробирована альтернатива государственному участию в воспроизводстве минерально -сырьевой базы. Она основана на привлечении частных инвестиций, формировании и развитии юниорского геологоразведочного сектора. Вне всяких сомнений опыт зарубежных стран в данной области достоин внимания и требует более глубокого изучения.

Юниорский сектор характеризуется эффективной конкурентной средой, определяющей непрерывную инновационную активность фирм и, как следствие, высокую эффективность геологоразведочных работ. Эффективность юниорского сектора в воспроизводстве минерально-сырьевой базы весьма высока. На долю юниорских геологоразведочных компаний приходится 96 из 147 месторождений золота, открытых в Австралии за последние 40 лет, а также примерно половина открытых месторождений серебра, меди, никеля, свинца и цинка.

Как уже отмечалось, область деятельности юниорских геологоразведочных компаний — это начальный этап воспроизводства минерально-сырьевой базы, с которым связаны самые большие риски.

Ассоциацией поисковиков и разведчиков недр Канады отмечается, что юниорские геологоразведочные компании, выполняя основной объем поиско-

во-оценочных работ на высоколиквидные полезные ископаемые, являются катализатором процесса освоения национальной минерально-сырьевой базы, выступают в качестве инициаторов дальнейших инвестиций в минерально -сырьевой комплекс.

В настоящее время Минприроды и экологии России планирует реализовать ряд мер для создания условий для развития юниорных (малых) компаний в области геологоразведки.

Следует также отметить тот факт, что развитие юниорского геологоразведочного сектора требует проведения специальной государственной политики. Например, в Канаде к основным направлениям государственной политики в данной области относятся: законодательное обеспечение; налоговая политика; совершенствование государственного управления, в частности — деятельности Государственной геологической службы по созданию геологических основ недропользования и ряд других направлений. Следует отдельно отметить, что все эти меры объединяются в рамках специальных государственных программ развития национального геологоразведочного сектора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ампилов Ю.П., Герт А.А. Экономическая геология. М.: Геоинформмарк, 2006.

2. Никитина Н.К. Государственное регулирование отношений при пользовании участками недр федерального значения // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2010. -№ 5, -с.65-69.

3. Сирык С.И. Недропользование в Российской Федерации и предложения по его совершенствованию: Монография / С.И.Сирык, А.П.Боровинских. СПб: Недра, 2004.

© А.А. Герт, Д.И. Слободник, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.