[гиена и санитария 5/2013
11. Препарата Дж. Реалистическая квантовая физика: Пер. с англ. М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований; 2005.
12. Кондратов В.К., Яковлева Г.В., Рахманин Ю.А., Кирьянова Л.Ф. Разработка гексагонально-клатратной и ион - кристаллической моделей воды. В кн.: XIII Международный симпозиум «Международный год воды - 2003». Австрия, 29 марта-5 апреля 2003 г М.; 2003: 32-40.
13. РахманинЮА., КондратовВ.К., ЯковлеваГ.В., СтехинА.А. Явление объемной гетерогенной цепочечной ион-кристаллической ассоциации воды в электромагнитном поле. Открытие N° А-144 от 20 января 1999 г. В кн.: Научные открытия (сборник кратких описаний, 2000г.). М.: РАЕН; 2001; 19-21.
References
1. Rakhmanin Ju.A., Stekhin A.A., Yakovleva G.V. Methodology to assess the quality of drinking water in the structural-energy performance. Gigiena i sanitaria. 2012; 4: 87-90 (in Russian).
2. Gol'dshtejn N.I. The use of gas-phase superoxide O2 in clinic. Rossiyskiy meditsinskiy zhurnal. 2003; 4: 49-52 (in Russian).
3. Filnkel T. Redox-dependent signal transduction. FhlBS Lett. 2000; 476 (1-2): 52-4.
4 . Thannickal VJ., Fanburg B.L. Reactive oxygen species in cell signaling. Am. J. Physiol. Lung. Cell. Mol. Physiol. 2000; 279 (6): L1005-28.
5. Rakhmanin Ju.A., Beljaeva N.N. 7th International Congress “Water: Ecology and Technology”. ECWATECH - 2006. Collection of reports. Part 1, Moscow, 30 May-2 June 2006; 1042 (in Russian).
6. Gomboev D.D. Physiological basis of the electrochemically activated solutions of sodium chloride on animals. Summary of the thesis. Doctor. biol. science. Novosibirsk; 2009 (in Russian).
7. Postnov S.E., Mezenceva M.V., Podchernjaeva RJa., Danlybae-va G.A., Surgucheva I.M., Grinkevich O.M., Lopatina O.A., Baklanova O.V. New approaches in biomedical technology, water-based boundary layer. Biomeditsinskaya radiotekhnika. 2009; 1: 3-15 (in Russian).
8. Shironosov V.G. Production of biologically active bottled water with long-lasting reduction potential and antioxidant properties. International scientific-practical conference «Environmental security of states - members of the Shanghai Cooperation Organi-zation,» a collection of materials X International Symposium and Exhibition «Clean water RUSSIA», October 7-9. Yekaterinburg. 2008; 680-5 (in Russian).
9. Rakhmanin Ju.A., Stekhin A.A., Yakovleva G.V. New risk factor for human health - the deficit of electrons in the environment. Biozashchita i biobezopasnost’. 2012; 4 (4): 21-51 (in Russian).
10. Del GiudiceE., Preparata G. Coherent dynamics of water as possible explanation of membrane formation. J. Biol. Phys. 1994; 20: 105-16.
11. Preparata Dzh. Realistic quantum physics. J. Drug Math. from English. N.N. Kokorina. Moscow-Izhevsk: Institute of Computer. Issled.; 2005 (in Russian).
12. Kondratov V.K., Yakovleva G.V., Rakhmanin Ju.A., Kir'janova L.F. Development of hexagonal-clathrate and ion-crystal models of water. XIII Intern. Symposium: «International Year of Water-2003», Austria, March 29-April 5? 2003; 32-40 (in Russian).
13. Discovery number A-144 dated January 20, 1999 «The phenomenon of the bulk of heterogeneous ion-chain crystalline water associations in the electromagnetic field,» the authors Rakhmanin Ju.A., Kondratov V.K., Yakovleva G.V, Stekhin A.A. Discoveries (a collection of short descriptions, 2000.). Moscow: Academy of Natural Sciences, 2001; 19-21 (in Russian).
Поступила 11.03.13
Гармонизация нормативно-методических документов
О О.Н. ДОБРОХОТСКИИ, А.И. ДЯТЛОВ, 2013 УДК 613.6:579.6
О.Н. Доброхотский1, А.И. Дятлов2
основные направления гармонизации российских и международных требований по обеспечению биологической безопасности при работе с патогенными биологическими агентами
1ФГБУЗ «Медико-санитарная часть № 164» ФМБА России, 142279, Московская область, п. Оболенск; 2ФБУН «ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека142279, Московская область, п. Оболенск
Актуальность гармонизации российских и международных требований при работе с патогенными биологическими агентами (ПБА) обусловлена необходимостью обеспечения биологической безопасности на основе управления биорисками. Одно из принципиальных условий гармонизации - разработка и внедрение российского стандарта по управлению биорисками на основе международного стандарта CWA 15793:2008.
Ключевые слова: биобезопасность, оценка биорисков, управлени биорисками
O. N. Dobrokhotskiy1, A. I. Dyatlov2 - MAIN DIRECTION OF HARMONIZATION OF RUSSIAN AND INTERNATIONAL REQUIREMENTS ON PROVIDING OF BIOLOGICAL SAFETY WHEN HANDLING PATHOGENIC BIOLOGIcAL Agents
1«Medical Sanitary unit № 164», 142279, Moscow region, Obolensk, Russian Federation; 2State Research Center for Applied Microbiology & Biotechnology, 142279, Moscow region, Obolensk, Russian Federation
The actuality of harmonization of Russian and international requirements when handling with pathogenic biological agents (PBA) is caused by the need to ensure biological security on the basis of control of biorisks. One of the basic conditions for harmonization is development and implementation of the Russian standard for biorisk management based on international standard CWA 15793:2008.
Key words: biosafety, biorisks-assessment, biorisks management
40
В настоящее время вопросы биологической безопасности на территории Российской Федерации особо актуальны и приоритетны в свете общей национальной безопасности [1].
Пристальное внимание должно быть обращено на организации, осуществляющие деятельность с использованием патогенных биологических агентов (ПБА).
на территории России свыше 160 предприятий осуществляют деятельность, связанную с возбудителями инфекционных заболеваний 1-2-й групп патогенности [2]. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека зарегистрировано более 9000 организаций с лицензией на деятельность с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, микроорганизмов 3-4-й группы патогенности [3].
Сегодня мировое научное сообщество выработало единый подход к обеспечению биологической безопасности при работе с ПБА на основе концепции управления биорисками, что отражено в международных [4-7] и национальных [8, 9] руководящих документах.
Европейским комитетом по стандартизации (CEN) разработан и введен в действие стандарт по управлению лабораторными биорисками CWA 15793 [6], основанный на системе управления. Это означает определение и понимание системы взаимосвязанных процессов, управление ею с целью повышения эффективности работы, направленной на обеспечение биобезопасности при использовании предприятием ПБА.
Подход на основе системы управления предоставляет возможность эффективного определения, мониторинга и контроля аспектов лабораторной биобезопасности и биозащиты в рамках деятельности этой организации. В соответствии с требованиями стандарта предприятие создает, документально оформляет, внедряет и обеспечивает функционирование системы управления биорисками, для построения эффективной формы которой предлагается использовать концепцию непрерывного совершенствования. Она реализуется через цикл, состоящий из этапов планирования, внедрения, оценки и совершенствования процессов и действий, предпринимаемых организацией для достижения поставленных целей. Это понятие известно как принцип PDCA (планирование-выполнение-проверка-действие).
Подход с использованием системы управления успешно внедрен Международной организацией по стандартизации (ISO). Стандарт CWA 15793 предусматривает, что предприятие, внедрившее системы управления качеством, гигиеной окружающей среды, промышленной гигиеной и техникой безопасности, убедится в наличии их синергетической связи с системой управления биорисками.
С целью совершенствования организация постоянно повышает эффективность системы управления биорисками посредством реализации программы самоаудита, анализа данных результатов аудита, оценки риска, корректирующих и профилактических мер, а также проверки со стороны администрации.
Применение данного стандарта позволяет организациям:
- создавать и поддерживать систему управления биорисками, служащую для контроля или минимизации до
Для корреспонденции: Доброхотский Олег Нарьевич, oleg [email protected]
приемлемых уровней рисков для сотрудников и населения, а также для объектов окружающей среды, которые могут прямо или косвенно подвергаться воздействию ПБА;
- обеспечивать эффективное соблюдение требований биологической безопасности;
- проводить сертификации или верификации системы управления биорисками независимыми третьими сторонами;
- обучать и повышать информированность персонала о руководящих принципах биобезопасности и биозащиты, лучших практических методах при работе с ПБА, используемых научным сообществом.
При разработке стандарта CWA 15793 использованы основополагающие документы в управлении биорисками: «Руководство по лабораторной биобезопасности», 3-е изд., 2004 г., ВОЗ, и «Управление биорисками: руководство по лабораторной биозащите», 2006 г., ВОЗ.
С 1 января 2012 г. введен в действие документ ВОЗ под названием «Рамочная стратегия действий по управлению лабораторными биорисками на 2012-2016 гг.» (Biorisk Management Strategic Framework for Action (BRM SFA) [7], в котором представлена стратегия действий по развитию устойчивых глобальных, региональных и национальных планов, связанных с управлением лабораторными биорисками.
Основные задачи, включенные в BRM SFA:
- вести за собой, участвовать и сотрудничать в продвижении концепции управления биорисками, в том числе с целью биобезопасности и биозащиты лабораторий;
- обеспечивать базу, опыт и средства информирования, руководить и поддерживать государства - члены ВОЗ в области охраны здоровья людей, работающих в лабораториях, путем соответствующего управления биорисками;
- создавать во всем мире позитивное отношение к управлению биорисками.
В соответствии с BRM SFA, целями ВОЗ в управлении биорисками являются:
- координация работы в рамках согласованного 5-летнего плана, пересматриваемого и обновляемого 1 раз в 2 года;
- передача технологий всем государствам - членам ВОЗ и обеспечение их права на интеллектуальную собственность;
- поддержка соответствующих национальных организаций, улучшение осведомленности в области управления биорисками всех заинтересованных сторон.
В документе сказано, что главная функция ВОЗ - выступать в роли координатора, взяв ответственность за:
- разработку рамочной стратегии в сотрудничестве с заинтересованными сторонами;
- установление целевых показателей и индикаторов, мониторинг процесса решения согласованных задач;
- определение и согласование необходимых ресурсов для достижения целей рамочной стратегии;
- выявление и привлечение партнеров, наилучшим образом подходящих для реализации планируемых мероприятий.
Координацию действий будет проводить отдел по управлению биорисками департамента глобального оповещения и реагирования (Department of global capacities alert and response), расположенный в штаб-квартире Всемирной организации здравоохранения.
Для решения поставленных задач будет развиваться партнерство на глобальном, региональном и националь-
41
[гиена и санитария 5/2013
ном уровне, включая соответствующие организации в рамках ВОЗ, национальные и международные ассоциации по биобезопасности, Всемирную организацию охраны здоровья животных (МЭБ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООн (ФАО).
Одно из основных положений BRM SFA - организация международной системы аккредитации (сертификации) по управлению лабораторными биорисками на основе стандарта CWA 15793.
Важную роль в продвижении биобезопасности при работе с ПБА как научной дисциплины играют международные и национальные ассоциации по биобезопасности, проводящие форумы по постоянному и своевременному обмену информацией, ежегодные научные конференции, сертификацию специалистов, образовательные курсы, издающие периодические журналы, разрабатывающие руководства по биобезопасности.
Наиболее крупные и авторитетные из них: Американская ассоциация биологической безопасности (American Biological Safety Association - ABSA), основана в 1984 г;. Европейская ассоциация по биобезопасности (European Biosafety Association -EBSA) - 1996 г.; АзиатскоТихоокеанская ассоциация по биобезопасности (Asia-Pacific Biosafety Association - А-PBA), - 2005 г.
В 2009 г. учреждена Ассоциация биобезопасности Центральной Азии и Кавказа (Biosafety Association for Central Asia and the Caucasus - BACAC), в которую входят Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Грузия, Армения, Монголия.
В 2009 г. организована Международная федерация ассоциаций биобезопасности (International Federation of Biosafety Associations - IFBA), объединяющая 13 организаций-членов и 9 организаций-наблюдателей, в том числе 10 национальных или региональных ассоциаций по биобезопасности, представляющих более 45 различных стран.
В России правила по работе с ПБА имеют более чем 60-летнюю историю и действуют в рамках системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, в которой унифицированы и систематизированы нормативные и методические документы, устанавливающие обязательные для исполнения гигиенические и противоэпидемические требования при работе с ПБА. Система противоэпидемических мер при работе с ПБА - большое достижение российского здравоохранения, что признано во всем мире. Международные руководства по биобезопасности при работе с ПБА разработаны не в последнюю очередь с учетом этого опыта.
Однако российская нормативно-методическая база по обеспечению биобезопасности при работе с ПБА пока не получила должного развития в части оценки и управления биорисками, что может приводить, с одной стороны, к неоправданным материальным затратам, а с другой - к отсутствию некоторых нормативных требований. В качестве примера в таблице [10] представлена классификация Y. pestis по группам патогенности и риска.
Из таблицы видно, что оценка опасностей с учетом классификации микроорганизмов по группе риска позволяет определить нужный уровень биологической безопасности лаборатории (BSL), а также обосновать необходимость проведения соответствующих мероприятий по обеспечению биобезопасности в соответствии с требованиями руководящих документов.
Ситуация, представленная в таблице, - один из при-
меров того, что отсутствие в российских нормативных документах регламентирующих работу с ПБА положений об оценке и управлении биорисками может затруднять планирование мероприятий по обеспечению биобезопасности при работе с ПБА, а также осуществление госсанэпиднадзора за выполнением требований санитарного законодательства.
нами предложен путь по разработке методического подхода к оценке и управлению биорисками при работе с ПБА, позволяющий гармонизировать требования существующих международных и российских положений по обеспечению биобезопасности при работе с ПБА.
Биологический риск при работе с ПБА определяется как вероятность наступления неблагоприятного события, способного привести к причинению ущерба [5, 11]. неблагоприятное событие при работе с ПБА - это авария, при которой создается реальная или потенциальная возможность выделения патогенного биологического агента в воздух производственной зоны, среду обитания человека и заражения персонала. Классификация и перечень возможных аварий представлены в нормативном документе [12]:
- авария с разбрызгиванием ПБА, т. е. с образованием аэрозоля;
- авария без разбрызгивания ПБА;
- авария, связанная с нарушением целостности кожных покровов;
- авария в результате нарушения целостности изолирующего костюма или пневмокостюма.
Ущерб при проведении работ с ПБА проявляется в виде заболеваний с летальным исходом или без него в результате внутрилабораторного заражения персонала или выхода ПБА в окружающую среду. Величина ущерба зависит от характера выполняемой работы, вида и свойств возбудителя, масштабов аварии. В соответствии со стандартом [11], потенциальным источником ущерба является опасность. При работе с ПБА опасны могут быть укусы, оцарапывание или ослюнение зараженными животными, нарушения работы систем вентиляции, воздухоснабжения средств индивидуальной защиты (СИЗ) и т. п.
Из основных положений методологии управления рисками выделяются четыре этапа обеспечения биобезопасности при работе с ПБА:
1) планирование и организация мероприятий;
2) идентификация опасностей;
Классификация Y. pestis по группам патогенности и риска
Группа риска (классификация ВОЗ)
Y. pestis
Группа патогенности (классификация России и Казахстана)
Группа риска 4 (высокий индивидуальный и общественный риск, лечения нет)
Высоковирулентные, устойчивые к антибиотикам штаммы
Группа риска 3 (высокий индивидуальный и низ-кийобщественный риск, лечение и вакцина есть)
Большие объемы, работа с жидкой культурой (опасность аэрозоля)
Группа риска 2 (уме- Единичные об-
ренная индивидуаль- разцы
ная опасность, низкая общественная опасность, лечение и вакцина есть)
1-я группа
то же
« - »
42
3) оценка биорисков;
4) управление биорисками.
На этапе планирования и организации мероприятий проводится определение цели и задачи работы, источников информации, финансовых и материальных ресурсов, подбирается группа исполнителей, подготавливаются управленческие решения.
на этапе идентификации опасностей определяются их возможные варианты при работе с ПБА и дается описание их источников. Источниками информации для выявления опасностей являются:
- нормативные документы, локальные нормативные акты, инструкции к приборам и др.;
- результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- данные производственного контроля;
- итоги аттестации рабочих мест;
- результаты аудита (опроса) сотрудников;
- опыт практической деятельности.
Выявленные опасности должны быть документально
оформлены. Примерный реестр может содержать следующие идентифицированные опасности, способные стать источником ущерба (заболевания людей):
- зараженные животные (укусы, царапины, ослюне-ние);
- аэрозолирование ПБА (центрифугирование, высушивание, пипетирование, зараженные животные, бой стеклянной лабораторной посуды);
- физические объекты с высокой потенциальной энергией (ротор центрифуги);
- предметы острой формы (иголки, скальпели) или с недостаточной механической прочностью (стеклянная лабораторная посуда);
- высокотемпературные потоки и емкости под давлением (автоклавы, установки непрерывной обработки стоков, станции термической обработки стоков);
- электрические цепи с опасным напряжением;
- нарушение нормативных требований к рабочему месту (освещенность, микроклимат);
- психоэмоциональные перегрузки при работе с ПБА;
- недостаточное образование, низкая профессиональная подготовка, квалификация, маленький стаж, опыт;
- низкий уровень внимания, самодисциплины; неадекватность поведения;
- нарушение нормативных требований биологической безопасности;
- несоответствующее состояние здоровья (телесное, духовное, социальное), а также возраст, пол работника, образ жизни;
- наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания);
- нарушение работы систем вентиляции, воздухоснабжения СИЗ.
Идентификация опасностей завершается выбором направления деятельности - это прекращение анализа опасности ввиду его незначительности либо более детальная оценка риска реализации опасности в виде инфекционного заболевания.
Оценка биориска может быть качественной и количественной. Качественная проводится на основе экспертных оценок и оформляется в виде текстового описания, графиков, таблиц и т. п., количественная - путем расчета показателей. Необходимость в количественных показателях возникает при сравнении с критерием приемлемости, полученных данных с основными показателями
риска, реперные (установочные) значения которых используются для характеристики биогенных опасностей и биологических аварий [13]. Количественные показатели востребованы при определении первоочередности принятия решений на этапе управления биорисками, что особенно актуально при ограниченности финансовых ресурсов.
Расчет показателей биориска может быть проведен по формуле [11]:
N
R = Z U Pi
^ = i
где R — величина биориска,
U1 - ущерб (внутрилабораторное инфекционное заболевание),
P1 - вероятности наступления ущерба,
N — количество дискретных значений возможных ущербов.
В качестве количественных показателей ущерба используются:
- количество и тяжесть инфекционных заболеваний;
- продолжительность временной утраты трудоспособности;
- сумма пособий по временной нетрудоспособности;
- число случаев стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
- степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
- сумма расходов на обеспечение страхования.
Для определения вероятности наступления ущерба следует применять нормативно закрепленный в руководстве [13] методический подход, базирующийся на построении логико-вероятностных цепей на основе исходных моделей сценариев методом деревьев событий.
На стадии управления биорисками в организации на основании их документированной оценки разрабатываются и внедряются рекомендации по управлению ими с целью снижения до допустимого (приемлемого) уровня риска заболеваний людей, что является следующим, но не заключительным этапом обеспечения биобезопасности, так как после проверки внедренных мероприятий проводятся корректирующие меры непрерывного (процессного) управления биорисками.
С целью планирования и проведения мероприятий по обеспечению биобезопасности на основе управления биорисками в организациях, проводящих работы с ПБА, нами запланирована разработка модифицированного российского стандарта по управлению лабораторными биорисками при работе с ПБА на основе стандарта CWA 15793, переведенного на русский язык и включенного в план Технического комитета ТК-380 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Итоги таковы.
Актуальность гармонизации санитарного законодательства в контексте создания и функционирования Таможенного союза, вступления России в ВТО и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обусловлена необходимостью обеспечения биологической безопасности при работе с ПБА на основе управления биорисками.
Одним из принципиальных условий гармонизации отечественных и международных требований по обеспечению биологической безопасности при работе с ПБА является разработка и внедрение российского стандарта
43
[гиена и санитария 5/2013
по управлению биорисками на основе международного стандарта CWA 15793:2008.
Литература (пп. 4-9 - см. References)
1. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.08.09 №50 «О мерах по реализации полномочий Единой Государственной Федеральной централизованной системы Государственного санитарноэпидемиологического надзора в области обеспечения биологической и химической безопасности». М.; 2009.
2. Федеральная целевая программа «национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 гг.). М.; 2009.
3. Реестр выданных лицензий на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и лицензий на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (выданные Федеральной службой, включая Управления). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. [Электронный ресурс]. URL: http: // fp.crc.ru/ licenfr/? type = list (дата обращения: 11.09.2012).
10. Некрасова Л.Е., Турегелдиева Д.А., Мека-Меченко Т.В., Ря-бушко Е.А., Куница Т. Опыт внедрения международных стандартов в области биобезопасности и защиты в Казахском научном центре карантинных и зоонозных инфекций им. М. Айкимбаева. В кн.: 4-я ежегодная конференция ассоциации биологической безопасности Центральной Азии и Кавказа «Региональная биобезопасность и биозащита: движение к международным стандартам», 18-20 сентября 2012 года, Алматы, Казахстан; 2012.
11. ГОСТ Р 12.0.010-2009. Определение опасностей и оценка рисков. М.; 2009.
12. СП 1.3.1285-03. Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). СП 1.3.2628-10. Изменения и дополнения N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.1285-03. Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). М.; 2010.
13. Р 3.1.3013-12. Руководство по составлению документа, подтверждающего безопасность биологически опасного объекта. (Утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 11 апреля 2012 г.). М.; 2012.
References
1. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of 04.08.09 № 50 “On measures to implement the authority of United State federal centralized system of the
State Sanitary and Epidemiological Surveillance in the area of biological and chemical safety”. Moscow; 2009 (in Russian).
2. Federal program “National System of chemical and biological security of the Russian Federation (2009-2013). Moscow; 2009 (in Russian).
3. Register of licenses for activities involving the use of infectious agents, and licenses to operate in the use of ionizing radiation (generating) (issued by the Federal Service, including administration) [electronic resource]. Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare. - URL: http://fp.crc.ru/ licenfr /? type = list (date accessed: 11/09/2012). (in Russian).
4. Laboratory biosafety manual. Third edition World Health Organization. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data World Health Organization. 3rd ed. 1. Geneva: Laboratory biosafety manual, 2004.
5. Biorisk management: Laboratory biosecurity guidance. World Health Organization. September, 2006. - URL: http://www. who.int/csr/resources/publications/biosafety/WHO_CDS_ EPR_2006_6.pdf.
6. CWA 15793: 2008. Laboratory Biorisk Management Standard.
7. Strategic Framework for Action 2012—2016. Laboratory Biorisk Management, WHO. - HSE, 2012. 18 p.
8. Laboratory Biosafety Guidelines. 3rd Edition. Canada; 2004. -URL: http://www.phac-aspc.gc.ca/publicat/lbg-ldmbl-04.
9. Biosafety in Microbiological and Biomedical Laboratories. 5th Edition. U. S. Department of Health and Human Services; Public Health Service; Centers for Disease Control and Prevention; National Institutes of Health. 2009. - URL: http://www.cdc.gov/ biosafety/publications/bmbl5/BMBL5_introduction.pdf.
10. Nekrasov L.E., Turegeldieva D.A., Meca-Mechenko T.V., Ryabushko E.A., Marten T. Experience of international standards in the field of biosafety and security in the Kazakh Scientific Center for Quarantine and Zoonotic Diseases them. M. Aikimbayeva, the 4th Annual Conference of the Association of Biological Security in Central Asia and the Caucasus, “Regional Biosafety and Biosecurity: Towards international standards”, September 18-20, 2012. Almaty, Kazakhstan; 2012 (in Russian).
11. GOST 12.0.010-2009 “Hazard identification and risk assessment”. Moscow; 2009 (in Russian).
12. SP 1.3.1285-03 “Security work with microorganisms I-II pathogenicity groups (hazard)”, SP 1.3.2628-10 “Amendments N 1 to sanitary and epidemiological rules SP 1.3.1285-03” Safe handling of microorganisms I-II pathogenicity groups (hazard)” Moscow; 2010 (in Russian).
13. R 3.1.3013 - 12 “Guidelines for the document confirming safety biohazard facility”. Moscow; 2012 (in Russian).
Поступила 20.02.13
44