Научная статья на тему 'Основные направления формирования транспортной системы Республики Саха (Якутия)'

Основные направления формирования транспортной системы Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОГНОЗ ГРУЗОПОТОКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Т.П., Ершова Е.Л., Алексеева К.И.

Отражены принципы формирования региональной транспортной системы. Прогнозные оценки сценариев развития транспорта до 2025 г. позволяют выявить проблемные места и уточнить задачи государства в создании устойчивой транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования транспортной системы Республики Саха (Якутия)»

23 (206) - 2011

ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ

УДК 338. 47(571.56)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Т. П. ЕГОРОВА,

кандидат экономических наук, заведующая отделом Тел.: 8 (4112) 35-11-08

Е. Л. ЕРШОВА, старший научный сотрудник Тел.: 8 (4112) 35-11-08

К. И. АЛЕКСЕЕВА, младший научный сотрудник Тел.: 8 (4112) 35-11-08 Институт региональной экономики Севера

Отражены принципы формирования региональной транспортной системы. Прогнозные оценки сценариев развития транспорта до 2025г. позволяют выявить проблемные места и уточнить задачи государства в создании устойчивой транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: транспортная система, транспортная стратегия, прогноз грузопотоков.

В настоящее время в России происходит процесс создания основ государственной транспортной политики, формирования общего видения органами власти, обществом и бизнесом роли и задач транспорта, а также создания единых принципов принятия решений по реформированию, финансированию, регулированию и развитию транспорта с учетом его особенностей. Одной из первых среди регионов, разработавших стратегию развития транспорта до 2025г., стала Республика Саха (Якутия) (РС (Я)) [4].

Институтом региональной экономики Севера (ИРЭС) в целях уточнения приоритетов и задач государства в области развития региональной транспортной системы проведены исследования по разработке основных принципов и методов формирования и развития транспортной системы региона до 2025 г.

Ретроспективный анализ состояния транспортного комплекса РС (Я) выявил диспропорции:

• между увеличением грузонапряженности и состоянием технического перевооружения линий, узлов, станций, особенно на подходах к речным портам;

• между темпами развития подвижного состава и техническими возможностями инфраструктурных объектов;

• темпами развития автомобильного парка и состоянием дорожной сети;

• между характеристиками дорожной сети (ее категорийностью) и структурой эксплуатируемого парка (увеличением нагрузки на ось);

• темпами выбытия и ввода новой техники, а также необходимостью осуществления перевозок грузов и пассажиров и требованиями безопасности их осуществления.

Были определены две группы приоритетных проблем транспортного комплекса: 1) полное удовлетворение потребностей в перевозках по объему, качеству и структуре; 2) повышение экономической эффективности работы отрасли.

Такая группировка позволила сформировать комплекс первоочередных задач по развитию и эффективному функционированию транспортной системы региона:

• развитие круглогодичной транспортной системы;

• улучшение технического состояния транспортных коммуникаций и инфраструктурных объектов;

• обеспечение плановой замены выработавшего свой ресурс выбывающего подвижного состава, погрузочной техники, объектов инфраструктуры;

• улучшение подготовки профессиональных кадров по обслуживанию новой техники и транспортных сооружений;

• создание и приведение в соответствие законодательной базы как по финансовому обеспечению содержания транспортной инфраструктуры (нормативы, компенсации, дотирование), так и в части разграничения полномочий по содержанию, эксплуатации объектов транспорта и осуществлением контроля за их соблюдением.

Основные направления развития регионального транспортного комплекса до 2025 г. основываются на принятых программных документах: ГЦП «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 гг. и основные направления до 2015 года»; ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», которая с 2010 г. переходит в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»; Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года; Транспортная стратегия Российской Федерации до2030 г.

Изучение программ развития и формирования региональной транспортной системы на среднесрочную и долгосрочную перспективы позволяет выделить основные принципы формирования транспортной системы региона. Они заключаются в обеспечении опережающего развития транспор-

тной отрасли, реализации программно-целевого подхода при планировании транспортных проектов, привлечении частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, скоординированном развитии различных видов транспорта, интеграции с федеральной логистической системой грузо- и товародвижения, создании экономических условий, стимулирующих ускоренное обновление транспортных средств.

Приоритетной задачей в транспортной отрасли на весь прогнозный период является формирование круглогодичной опорной транспортной сети региона, надежно связанной с общенациональной транспортной сетью. Основу ее составят железнодорожная линия Беркакит — Томмот — Якутск (с продолжением строительства до Магадана), федеральные автомобильные дороги с твердым покрытием круглогодичного действия («Лена», «Колыма», «Вилюй»), региональные автодороги («Яна», «Умнас», «Амга», «Анабар», «Кобяй») [4]. Предусматривается строительство совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через р. Лена. Планируется реализация инвестиционных проектов: строительство железных дорог Улак-Эльга, Усть-Кут-Непа-Ленск, Хани-Олекминск, а также железнодорожных и автомобильных подъездных путей к местам залегания природных ресурсов (рис. 1).

Будет построено 2 680 км автодорог, доля которых с твердым покрытием — 57%. Протяженность железных дорог увеличится в 10 раз и составит 4 980 км [5]. Круглогодичным транспортным обслуживанием будет обеспечено 47,5 % территории РС (Я).

Стабилизация численности и прогнозируемый прирост населения РС (Я), рост его реальных доходов увеличат спрос на перевозки пассажиров на всех видах транспорта. Подвижность населения в 2025 г. возрастет по отношению к 2010 г. в1,7 раза, сравнявшись с уровнем 1990г. (194 поездки/год). Более всего этот показатель вырастет на воздушном транспорте, приблизившись к уровню 1991г. (2 поездки/год).

Перспективные схемы завоза грузов в регион будут формироваться под воздействием объективных факторов, среди которых решающее значение будут иметь интенсивность и уровень развития производительных сил и обслуживающей их транспортной инфраструктуры. Сооружение большей части грузообразующих проектов Схемы-2020 [2] приходится на период с 2015г., основная их доля падает на железнодорожный транспорт. Строящаяся железная дорога Беркакит — Томмот — Якутск

Формирование транспортного

коридора Китай - Россия (Д жал инд а — Сковородино — Якутск — Тике и)

"Л'д Томмст-

3,ntK0HCSMH

ГМ К 52,9 км 3,1 млрд.р^

ш/д Селигдар. ский ГХК 12.7км . 3,26 млрд. t)

ж7д~Устъ-Кут-Непа -Ленек

ТО. mASmüsil £

ж'д Таежный

ГС К 4 км 1.3 млрд. р.

"Щ'М.Нимньр--!<анкун(жа& ГЭС • 116 км й.В мпд.р

ж/д Хани-Тарыннахский

ГОК 139 км 33,52 млрд. р.

Ч ульбасс-Имшлинская ОФ 10.6 км 2,32 млвд. р.

Федеральные автодороги Республиканские автодороги .. _ . Автозимники - - Жапкзные дороги " ■ Пр о е кти руе м ые же л езн ы щ до ро ги iJlL^'".. Логистический центр

Зона круглогодичного транспортного обеспечения

Рис. 1. Транспортная система Республики Саха (Якутия) в 2025 г.

становится одним из инфраструктурных гарантов реализации данных проектов (см. таблицу).

Существенным образом меняется транспорт-но-логистическая структура региона. Рост грузопотоков, связанный с обеспечением строительства и началом эксплуатации новых промышленных предприятий, увеличение вывозимой продукции за пределы РС (Я) изменят конфигурацию транспортных схем и размещение главных транспортных узлов, географию баз снабжения и центров распределения товарных и материальных потоков.

Основным видом транспорта становится железнодорожный. Внутренний водный и морской транспорт при условии их модернизации будут

играть основную роль в обеспечении отдаленных, труднодоступных районов, прежде всего районов арктической зоны. Модернизация будет проведена в направлении обновления флота, пополнения специализированными судами смешанного «река-море» плавания, морскими судами усиленного ледового класса, судами на воздушной подушке. Базовый порт будет перенесен на глубоководный участок р. Лены в районе Якутска, что значительно улучшает условия плавания (увеличивается загрузка судна, повышается эффективность крупнотоннажного флота), сокращается плечо речного рейсообо-рота на 2 ООО км. Речной транспорт сохранит свое значение как вид транспорта для сезонного завоза

Формирование грузопотоков на железнодорожном транспорте по основным видам проектов, млн т

Грузопотоки Год

2009 2010 2015 2020 2025

Существующие, всего 2,16 2,28 3,15 3,67 3,99

Уголь месторождения ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри» 0,26 0,27 0,38 0,42 0,42

Уголь месторождения ООО «Эрэл» 0,91 0,98 1,19 1,28 1,28

Завоз грузов и угля в Алданский район 0,48 0,5 0,56 0,61 0,62

Грузы для горнорудной компании «Алданзолото» 0,06 0,06 0,12 0,16 0,17

Завоз грузов в Якутск 0,45 0,47 0,9 1,2 1,5

Грузопотоки Южной Якутии - 2,03 9,59 10,68 11,08

Алданский завод СМТ - - 0,03 0,5 0,5

Инаглинский УК - 2 2 2 2

Селигдарский ГХК - - 3,2 3,8 3,8

Таежнинский ГОК - - 4,28 4,28 4,28

Эльконский ГМК - 0,03 0,07 0,1 0,5

Строительство железных дорог (мост, железная дорога Якутск — Магадан, инфраструктура Нижняя Бестяха) — — 0,9 3,1 0,5

Строительныематериалы и оборудование попроекту Схемы-2020 - 0,08 4,56 4,38 4,78

Грузопотоки, обслуживаемыеАК«ЖелезныедорогиЯкутии», всего 2,16 4,39 18,2 21,38 20,35

Тарыннахский ГОК - - 11 14,6 14,6

Эльгинское месторождение угля - - 9,00 18,00 20,00

Нерюнгринское месторождение угля 7,0 8,0 8,0 8,0 8,0

Железная дорога Усть-Кут — Непа — Ленек - - - 0,5 0,5

Прочие 0,4 0,5 0,78 1 1,5

Итого... 9,5 12,9 46,98 63,48 64,95

нефтепродуктов и массовых местных перевозок угля и строительных материалов для арктических районов Северо-Востока России.

Главные порты Якутии, имеющие развитую складскую систему и систему связи, — Якутск, Ленек, Тикси — возьмут на себя функции транспор-тно-распределительных пунктов, обеспечивающих повышение качества обслуживания товаропроводящей сети. Основой их деятельности будет комплексное взаимодействие всех видов транспорта, терминального и складского хозяйства, систем информационного, телекоммуникационного и страхового сопровождения грузов на территории зоны тяготения.

Одними из возможных учредителей этих важнейших элементов формирующихся в регионе транспортно-логистических систем могут стать администрации муниципальных образований как основные заказчики товаров «для государственных нужд» и системные региональные транспортные предприятия (пароходства, железные дороги, автотранспортные предприятия и т.п.), осуществляющие большой объем перевозочной работы. Существенной в данном процессе будет роль органов государственной власти РС (Я), заключающаяся в стимулировании и поддержке формирующихся логистических центров с помощью средств го-

сударственного регулирования и использования государственной собственности (аренда складов и нефтяных емкостей, гарантии страхового покрытия части сумм в форс-мажорных обстоятельствах, налоговые льготы ит. д.).

Круглогодичные транспортно-экономичес-кие связи обеспечивают сокращение кредитных ресурсов и ускорение оборачиваемости товарных запасов при условии создания круглогодичных путей сообщения по всей цепочке от поставщика к потребителю. Проведенный анализ изменения издержек внешнего завоза грузов в РС (Я) позволяет сделать вывод, что ежегодная экономия может составить порядка 10,8 млрд руб. [2]. Данная экономия достигается за счет снижения расходов на транспорт (4%), уменьшения затрат на складское хранение (15), кредитование грузов (8) и за счет снижения стоимости товарной массы, изымаемой из оборота (73 %).

Строительство железной дороги инициирует появление сопутствующей транспортной инфраструктуры: предполагается строительство сортировочной станции с локомотивной службой, вагонным хозяйством и ремонтно-эксплуатаци-онным объединением. Перевалка грузов будет осуществляться не только в район Якутска, но и в другие районы, отсюда радиальными лучами

проходят три главные автомагистрали: Якутск — Магадан, Якутск — Б. Невер, Якутск — Амгас выходом в перспективе к порту Аян (Хабаровский край), появится возможность переключить на железную дорогу доставку грузов в Магаданскую область. Именно в п. Нижний Вестях все условия для создания транспортно-логистического центра — перевалочного пункта, способного оперативно решать вопросы перегрузки с железной дороги на другие виды транспорта нефтепродуктов, продовольствия, строительных и прочих грузов. Расчетный грузооборот речного порта составит около 3 млн т, пассажирооборот — 120тыс. пасс. Для приема и хранения сухогрузов проектом предусматривается строительство крытых складских помещений площадью около 50 тыс. м2, открытых — 100тыс. м2, а также склад ГСМ с нефтепродуктами емкостью свыше 230тыс. м3.

Исследовав перспективы развития производительных сил в связи с реализацией Схемы-2020, авторами разработаны прогнозные оценки сценариев развития транспортной системы, которые определены принятыми федеральными целевыми программами (рис. 2).

Начало реализации проектов Схемы-2020 вызовет увеличение транспортной работы, связанной с завозом стройматериалов и оборудования. Так, при строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВС — ТО) перевозка грузов только на водном транспорте увеличилась на 1,2 млн т (2007г.). Согласно планируемым срокам строительства и мощности объектов Схемы-2020 на участке Нерюнгри — Томмот прогнозируется относительно равномерный рост объемов перевозок с существующих 2 млн т до 21 млн т (к 2020г.), объемы вывоза в 5,6 раза превысят объемы ввоза грузов.

Анализ проведенных расчетов показывает, что пропускная способность существующих объектов инфраструктуры и технических средств для перевозок предстоящего объема грузов на данном участке недостаточна. В связи с этим возникает необходимость усиления материально-технической базы и инфраструктуры железнодорожного транспорта: увеличение парка тепловозов; создание собственной системы ремонта (локомотивного депо); приобретение технических средств обслуживания инфраструктуры (путевая техника, специальный автотранспорт и т.д.); путевое развитие (удлинение путей раздельных пунктов, реконструкция и строительство дополнительных путей) и др. Общий объем капитальных вложений в усиление инфраструктуры железнодорожного транспорта составляет ориентировочно 26 млрд руб. [3]. Из общей суммы финансирования капитальных вложений собственные средства предприятия составляют 45 %, остальные источники пока не определены.

Появление на рынке транспортных услуг круглогодичного магистрального железнодорожного транспорта создаст возможности применения методов логистики в различной сфере деятельности: управлении транспортом, складским хозяйством, запасами и т. д. Уже сейчас совершенствуются процессы организация северного завоза: внедряется электронная торговля, используются интернет-технологии в формировании системы государственных закупок. Активное внедрение элементов прогнозирования, программирования и моделирования с целью поиска более рациональных схем завоза продукции, снижения транспортных расходов и быстрой доставки груза позволит регионам и муниципальным образованиям с помощью логистических центров самостоятельно решать проблемы организации северного завоза.

Прогноз грузоперевозок

180,00 160,00 140,00 120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00

□ш.

2010

2015

2020

2025 Год

□ ПрогнозИ Схема 2020

Прогноз перевозок пассажиров

250

200

2010 2015 2020 2025 Год

□ Прогноз ■ Схема 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Сравнение прогнозных показателей по транспорту РС (Я)

Продолжение работ по Государственной целевой программе «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года» [1] по обновлению воздушного флота, обустройству наземной авиационной инфраструктуры, приобретению спецтехники позволит шире использовать авиацию, в том числе и для завоза народнохозяйственных грузов.

Реализация транспортной политики требует развития структурных преобразований на транспорте, направленных на повышение эффективности транспортной деятельности, снижение транспортных издержек, повышение конкурентоспособности транспортной отрасли и привлекательности транспорта как сферы бизнеса и инвестиций. Появляющиеся на рынке частные перевозчики и компании-операторы должны иметь условия для взаимодействия всех видов транспорта на принципах логистики, межвидовой конкуренции. Выполнение проектов Транспортной стратегии РС (Я) по созданию единого транспортного пространства, обеспеченного целостной инфраструктурой, позволит успешно развиваться производству, свободно перемещать товары и рабочую силу, осуществлять хозяйственно-экономические проекты. Устойчивое и ускоренное развитие транспортной инфра-

структуры обеспечит условия для опережающего роста экономики PC (Я), подъема уровня жизни населения, вовлечения потенциала республики в экономику России, укрепления национальной безопасности на Северо-Востоке России.

Список литературы

1. Государственная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года». URL: http://old. economy.ykt.ru/index.asp?c=8871.

2. Егорова Т.П., Ефремова Л.А. Проблемы развития инфраструктуры железнодорожного транспорта Республики Саха (Якутия) / Региональная экономика: теория и практика. № 32 (125), 2009. С. 32-36.

3. О Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия): постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.05.2004 № 258 // Якутские ведомости (прил. к газете «Якутия»), 2004. № 36. С. 3-16.

4. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года / Москва: ООО «Подольская периодика», 2007. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.