УДК 338.27:625.1/.5(571.56) © Т.П. Егорова, А.М. Делахова, 2018
Оценка транспортно-транзитного потенциала железнодорожной инфраструктуры в зоне экономического развития Южной Якутии*
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-11-54-60
ЕГОРОВА Татьяна Поликарповна
Канд. экон. наук,
ведущий научный сотрудник лаборатории экономики народонаселения и демографии НИИРЭС СВФУ имени М.К. Аммосова, 677000, г. Якутск, Россия, e-mail: [email protected]
ДЕЛАХОВА Анна Михайловна
Старший научный сотрудник лаборатории проблем управления региональной экономикой НИИРЭС СВФУ имени М.К. Аммосова, 677000, г. Якутск, Россия, e-mail: [email protected]
В статье приводится оценка транзитного потенциала железнодорожной линии в Южной Якутии, располагающей крупными месторождениями коксующихся углей. Проведено моделирование уровня грузовой активности Южной Якутии, на территории которой запланирован ввод ряда инвестиционных проектов, связанных с реализацией «Стратегии развития производительных сил Республики Саха (Якутия)- 2030». На основе сопоставления прогнозных оценок по добыче угля, оказывающих наибольший рост грузопотоков, и уровня пропускной способности железнодорожной магистрали Беркакит- Томмот обоснована необходимость проведения комплексных решений по развитию транспортной инфраструктуры. Моделирование объемов добычи и вывоза ресурсов, бесперебойной доставки грузов разного назначения, пассажирских перевозок является основой составления прогнозных план-графиков движения поездов, расчета потребностей в грузовых вагонах, локомотивного парка и т.д.
* Статья подготовлена в рамках выполнения проекта по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации (Проект «Развитие теории и методологии пространственной организации социально-экономических систем северного региона» № 26.8327.2017/8.9).
Ключевые слова: транзитный потенциал, Южная Якутия, пропускная способность, Нерюнгринский угольный разрез, транспортная инфраструктура.
ВВЕДЕНИЕ
Южная Якутия - один из крупнейших сырьевых районов Республики Саха (Якутия), где размещены крупные месторождения коксующихся и энергетически углей, золота, железных руд, апатитов, графита и ряда других. Выгодное географическое положение среди других районов республики, наличие железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск с выходом на Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали дает возможности для реализации инвестиционных проектов, связанных со «Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» [1] (далее «Стратегия 2030»). Железнодорожная магистраль Беркакит - Томмот - Якутск близка к завершению. Она становится основой обеспечения так называемого «северного завоза» грузов в Республику Саха (Якутия).
Угольный бассейн в Южной Якутии расположен на площади около 25 тыс. км2 и представлен четырьмя угленосными районами, активная разработка ведется в Алдано-Чульманском районе на Нерюнгринском, Эльгинском, Денисовском, Чульмаканском, Кабактинском месторождениях. Освоение Нерюнгринского месторождения коксующихся углей, обладающих высокими качественными характеристиками, было начато в 1980-х гг. Вместе со строительством угольного разреза построены обогатительная фабрика, ГРЭС, создана строительная и ремонтная базы. В настоящее время начата реализация масштабных проектов горнообогатительных комплексов - Денисовского и Инаглинского, формирующих грузопоток с углем, следующий железнодорожным транспортом за пределы республики и на экспорт. Наличие разнообразных природных ресурсов: железорудных и марганцевых месторождений, известняка, апатитов, графита, слюды, урана и других, расположенных в непосредственной близости к магистрали, дает возможность началу их освоения. Учитывая, что участок железнодорожной линии Беркакит - Томмот был построен в 1992 г., в сложных условиях финансового кризиса, появилась необходимость оценки транспортно-
транзитного потенциала железнодорожной инфраструктуры Южной Якутии на участке Беркакит - Томмот на основе сопоставления технических характеристик линии с прогнозными оценками уровня грузовой активности региона, связанных с реализацией «Стратегии 2030». Объектом исследования является железнодорожная инфраструктура Республики Саха (Якутия). Предметом исследования - процессы формирования, оценки, прогнозирования и эффективного использования транспортно-транзитного потенциала, интенсификации эксплуатации и развития железнодорожного транспорта Республики Саха (Якутия).
В соответствии с заданной целью были определены задачи:
- оценка современного состояния транспортной инфраструктуры в Южной Якутии;
- определение направлений развития экономики Республики Саха (Якутия);
- установление очередности ввода мощностей с определением объемных показателей отгружаемой продукции;
- оценка соответствия транспортной инфраструктуры в Южной Якутии уровню концентрации перспективных грузовых потоков.
Методы сбора первичной информации основаны на статистических данных, откр ытых данных крупных хозяйствующих субъектов, транспортных компаний, отчетах органов государственной власти РС (Я), размещенных в открытом доступе, результатах научных исследований ведущих научных центров по предмету исследования, нормативно-правовой базе, иных источниках информации.
Теоретической и методологической базой исследования стали работы отечественных и зарубежных исследователей в области транспорта. В частности, исследования по развитию транспортного и транзитного потенциала Республики Казахстан [2, 3, 4]. Формирование транзитной политики, основанной на совершенствовании существующих направлений и освоении новых векторов развития, позволяет Республике Казахстан динамично развиваться, учитывая национальные интересы и расширяя экономические и политические преимущества. Анализ развития и использования железнодорожного транзита в зоне экономического и технологического развития Циндао (Китай) свидетельствует, что сочетание железнодорожного транзита с развитием коммерческого пространства способствует экономическому развитию города и усиливает роль железных дорог [5]. Различные вариации развития технических станций в ситуации значительного приращения объемных показателей транзита можно проводить, используя методы управления адаптациями сложных систем [6].
Вопросы развития Восточного полигона магистральной железнодорожной сети отражены в исследованиях научных институтов Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), где сформулированы актуальные методологические проблемы обоснования крупных инвестиционных решений [7, 8, 9], выявлены проблемы научного обеспечения интенсификации провозной и пропускной способности железных дорог [10, 11]. Отмечается, что «Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года» предполагается увеличение грузопотока через Байкало-Амурскую магистраль до 105,5 млн т в год против 22 млн т в настоящее время [12].
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Строительство железнодорожной магистрали Беркакит - Томмот - Якутск начато в 1985 г., в настоящее время дорога представлена участками Беркакит - Томмот в постоянной эксплуатации и Томмот - Нижний Бестях, находящемся во временной эксплуатации.
Находящийся в Южной Якутии участок однопутной железнодорожной линии общей протяженностью 524,6 км представлен двумя эксплуатантами железнодорожных инфраструктур: ОАО «РЖД» (Беркакит - Нагорный) и Акционерным обществом «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» (АО АК «ЖДЯ») (Беркакит - Томмот). Используемый тип тяги на данном участке - тепловозная. Инфраструктурные объекты на участке железнодорожной магистрали Беркакит - Томмот, эксплуатируемом АО «АК «ЖДЯ», включают однопутный главный путь с 13 перегонами, 14 раздельными пунктами, двумя грузовыми дворами, системой связи, железнодорожными вокзалами в Томмоте и Алдане. К железнодорожной станции Алдан примыкают 18 подъездных путей, обслуживая предприятия республики. В городах Нерюнгри, Алдане, Томмоте расположены перевалочные базы. В собственности компании АО АК «ЖДЯ» парк магистральных и маневровых тепловозов, локомотивное депо на станции Алдан. От станций Томмот и Алдан курсируют пассажирские поезда до Нерюнгри, далее до городов Тында, Благовещенск, Хабаровск, Москва и др.
Участок однопутной линии железной дороги Беркакит -разъезд Якутский протяженностью около 114 км (Тын-динское отделение ДВЖД) был сооружен в 1979 г., включает дистанцию пути, контейнерную площадку, приемосдаточные пути (два), где происходит передача вагонов. Ежедневно передается порядка 150-200 вагонов. В Нерюнгри действуют грузовая и пассажирская станции, на станции Беркакит функционирует контейнерная площадка ДВЖД. В настоящее время станция Нерюнгри-грузовая ограничена количеством и размерами приемо-сдаточных путей, имеет лишь небольшой резерв пропускной способности.
Железнодорожная линия Беркакит - Томмот, построенная в 1992 г., в условиях финансового кризиса, в настоящее время требует реконструкции и усиления пути на проблемных участках (Чульман и Денисовский). На сегодняшний день АО АК «ЖДЯ» проведены проектные и подготовительные работы, положено начало строительству: выполнены работы по замене рельсов типа Р-50 на более тяжелые Р-65, заменено порядка 500 негодных шпал, усилены эпюры рельсошпальной решетки, проведены работы по подсыпке земполотна в объеме более 9 тыс. куб. м, замене стрелочных переводов, ведется модернизация систем связи и т.д.
ПРОГНОЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЯ ГРУЗОВОЙ
АКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ
Зона тяготения железнодорожной линии Беркакит -Томмот - Якутск располагает значительным природно-ресурсным потенциалом. Наличие круглогодичного транспортного сообщения создает условия для развития но-
Рис. 1. Перспективная схема расположения подъездных путей и формирование грузопотоков в Южной Якутии РС (Я)
Тотлмот
транзит 1 т/год
Алданзолото-
выёрузка 0.1 млн т/гоб Куранах<
52 6 км
Ж
СелигОарский
ГХК- _
погрузка 12,7км с е л "ГД®! 3,6 млн т/год
Алданский >д СМТ -й
Инаглинский УДК-
погрузка 12 млн т/год
Таежный ГОК-
погрузка 9 млн т/год
ЭльконскийГМК-
5 тыс. т окиси-закиси урана е год. Выгрузка 0.1 млн т/год
Л
Перспектианые предприятия
Существующие предприятия
6,3 млн т/год
Чульбаес
Дени&вский Денисовский
Гул —
погрузка вывоз 6 млн т/год 31,1 млн \}/т/год
вых отраслей экономики. «Стратегия РС (Я) 2030 г.» дает основание для расчета прогнозных объемов грузопотока и оценки транспортно-транзитного потенциала Южной Якутии РС (Я).
В первую очередь это добыча и разработка перерабатывающих производств: Инаглинского угольно-добывающего комплекса (УДК), Таежнинского горно-обогатительного комбината (ГОК), Селигдарского горно-химического комбината (ГХК), Эльконского горно-металлургического комбината (ГМК), Канкунской ГЭС, Алданского завода синтетических моторных топлив (СМТ), а также Эльгинского угольного комплекса и других месторождений. Наряду с отмеченными отраслями ускоренное развитие на юге республики получат машиностроение и металлообработка, черная металлургия, а также строительный комплекс, пищевая промышленность.
В перспективе доминирование добывающих отраслей сохранится, но высокие темпы роста обрабатывающих производств, несомненно, будут оказывать воздействие увеличением транспортировки грузов строительного и материально-технического назначаения. Активизация экономики в регионе повлечет возрастание части
перевозок пассажиров и потребительских товаров. Переориентация грузоотправителей с речного транспорта на железную дорогу сделает железнодорожную магистраль Беркакит - Томмот - Якутск инфраструктурным гарантом реализации проектов.
Согласно «Стратегии РС (Я) 2030» в Южной Якутии предусмотрено развертывание стратегических проектов, что вызывает необходимость строительства подъездных путей к разрабатываемым месторождениям (рис. 1).
В последующем, до 2050 г., предусматриваются строительство железнодорожной линии «Нижний Бестях -Мома - Магадан», ряд проектов по развитию транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия): реконструкция аэропортов, строительство автодорог и т.д. На объем перевозок доминирующее воздействие будут оказывать темпы развития угледобывающих комплексов Южной Якутии. Исходя из планов реализации производственных проектов, следует, что наиболее напряженными будут участки железнодорожной инфраструктуры Алдан - Не-рюнгри - Тында. В силу расположения Эльгинского и Та-рыннахского месторождений за пределами конфигурации основной транспортной сети данные объекты суще-
Таблица 1
План-график ввода грузообразующих объектов Южной Якутии, млн т
Предприятия 1 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2025 г. 2030 г.
Инаглинский ГОК 2 4,5 4,5 8 12 12 12 12 12
Денисовский ГОК 3 4,5 5 6 6 6 6 6 6
Таежнинский ГОК - - - - - - - 9 9
Селигдарский ГХК - - 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6
Эльконский ГМК - - - - - - - 0,01 0,01
Алданский завод СМТ - - - - - - - 0,4 0,4
Тарыннахский ГОК - - - - - - - 8,5 8,5
Эльгинский ГОК 9 12 18 19 21 23 25 29 29
Итого по Южной Якутии 14 21 31,1 36,6 42,6 44,6 46,6 68,5 68,51
Всего дополнительные объемы на железнодорожном отрезке Беркакит - Томмот
13,1
17,6
21,6
21,6
21,6
39,51
31,01
Рис. 2. Распределение грузопотоков ввоза-вывоза железнодорожным транспортом Республики Саха (Якутия) в 2030 г., млн т
ственных нагрузок на транспортную инфраструктуру Южной Якутии не несут.
Учитывая этапы ввода мощностей объектов «Стратегии РС (Я) 2030», составлен план-график ввода грузообразующих объектов Южной Якутии (табл. 1).
Согласно «Стратегии РС (Я) 2030» прогнозируется относительно равномерный рост объемов перевозок проектов, где значительный прирост ожидается в 2025 г.
В целом, за рассматриваемый период 2018-2025 гг. прогнозируется ежегодный прирост объемов в 1,2-2,1 раза. С учетом перевозки возможных объемов строительных материалов, продовольствия, топлива на участке Томмот - Нерюнгри совокупный объем перевозок может возрасти от 22,1 (2020 г.) до 37,3 млн т (2025 г.).
Прогнозное моделирование работы станций примыкания и линейных участков в перспективе до 2030 г. дает основание для расчета плановых графиков движения грузовых и пассажирских поездов, расчетных значений потребности в локомотивном парке, локомотивных бригадах, расчета пропускной способности станций и раздельных пунктов и т.д.
ОЦЕНКА ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В ЮЖНОЙ ЯКУТИИ
Проекты по вводу в эксплуатацию участка Томмот -Н. Бестях (Якутск), строительству мостового перехода через реку Лена окажут наибольшее воздействие на увеличение объемов перевозок по данным направлени-
ям. Прогнозные значения объемов грузооборота по инвестиционным проектам дают основание для расчета прогноза показателей погрузки-выгрузки, результаты которого показывают, что наибольший пик ожидается в погрузке к 2025 г. - до 31,28 млн т, а по выгрузке к 2021 г. - до 7,9 млн т. До этого момента, уже с 2019 г., начнутся заметные сдвиги в балансе «ввоз - вывоз» (рис. 2).
Прогнозируется значительный рост объемных показателей погрузочной работы в разрезе станций Косаревский, Таежная, Чуль-басс [13, 14]. Прирост объемных показателей по выгрузке относительно равномерен. Прогнозные объемы станции Якутск ориентировочно составляют по выгрузке до 1 млн т. На основе данного прогноза проведен расчет пропускной и перерабатывающей способности станций для оценки соответствия путевого развития. Предварительные расчеты показывают, что значительно повышается среднесуточный объем приемо-сдаточных операций на стыковой станции Нерюнгри-грузовая - до 1300 вагонов в 2025 г. (рост в восемь раз).
Моделирование работы станций и участков железнодорожной инфраструктуры Томмот - Нерюнгри с учетом этапности ввода проектов в 2020 и 2025 гг. показывает, что уже к 2020 г. пропускная способность объектов инфраструктуры в существующем техническом исполнении для перевозки предстоящих объемов грузов будет недостаточна (табл. 2).
Железнодорожная магистраль Беркакит - Томмот -Якутск строилась по нормам третьей категории, предусматривающей максимальную годовую грузонапряженность в размере не более 10 млн т-км/км, с вводом объектов расчетная грузонапряженность на участке Томмот - Нерюнгри достигает максимального показателя 15,7 млн т-км/год (рис. 3).
Уже в настоящее время стоит обратить внимание на участок железнодорожной линии Беркакит - разъезд Якутский (ДВЖД), который уже в 2019 г. может достичь предела пропускной способности. Выполненный в однопутном исполнении, участок не имеет резервов повышения.
5
9
Таблица 2
Расчет перспективного грузооборота железнодорожной линии Нерюнгри - Томмот, млн т^км
Станция примыкания Расстояние от станции Беркакит, км Годы
Предприятия Расстояние до станции Подъездной путь Всего 2018 2020 2022 2025 2030
Вывоз, в том числе:
- Инаглинский ГОК Чульбасс 54 нет 54 243 432 648 648 648
- Денисовский ГОК Денисовский 29 нет 29 130,5 174 174 174 174
- Таежнинский ГОК Таежный 158 4 162 - - - 1458 1458
- Селигдарский ГХК Косаревский 279 13 292 1051 1051 1051 1051
- Эльконский ГМК Томмот 377 53 430 - - - 4,3 4,3
- Алданский завод СМТ Алдан 296 0 296 - - - 118,4 118,4
Ввоз 368 368 593,7 1649 2722 2318 2318
Всего грузооборот, млн т 967,2 3306 4595 5772 5772
Грузонапряженность, млн т-км в год 2,6 9,0 12,5 15,7 15,7
Рис. 3. Расчет грузонапряженности железнодорожного пути, млн т-км/км
С Чульмаканского и Денисовского месторождений объемы поставок планируются также в направлении морских портов в размере 13 млн т к 2019 г. Вывезти такие объемы будет невозможно без развития однопутной линии Беркакит - разъезд Якутский, который сегодня максимально рассчитан на пропуск 14 пар поездов. При планируемом увеличении объема перевозок необходимо будет пропустить дополнительно восемь пар поездов, но уже в 2019 г. возникнет дефицит провозной способности данного участка.
Среднесуточная выгрузка на Дальневосточной железной дороге за последние десять лет возросла в 1,5 раза; средний вес грузового поезда за последние 30 лет увеличился на 35%; в девять раз увеличилась передача экспортных грузов через пограничные переходы [13].
«Транспортной Стратегией РФ 2030» предполагается специализация Байкало-Амурской магистрали для пропуска тяжеловесных поездов: объем перевозок возрастет до 30-50 млн т в год; среднесуточный пропуск вагонов через станцию Тында возрастет втрое [15]. Модернизация железнодорожной магистрали, в частности по повышению пропускной способности линии Нерюнгри - Бесту-жево, предусматривает удлинение приемоотправочных путей на восьми станциях, укладку дополнительных путей на двух станциях, реконструкцию узловой станции
Беркакит, строительство дополнительного разъезда Хо-лодникан и второго пути на перегоне Аям-Золотинка. На некоторых участках необходимо проводить подсыпку насыпей, где происходят дефекты земляного полотна (просадки) из-за оттаивания вечной мерзлоты, требуется модернизация систем энергообеспечения, централизации связи, устройств сигнализации и т.д. В путевом развитии разъездов будут применены бесстыковые пути, системы пневмообдува стрелочных переводов сжатым воздухом, железобетонное основание рельсошпальных решеток. Варианты модернизации линии Беркакит - Бестужево, подготовленные Дальневосточной железной дорогой, позволят увеличить пропускную способность линии до 18 пар поездов, а провозную, с использованием инновационных вагонов, - до 25 млн т в год [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ состояния транспортной инфраструктуры Южной Якутии показывает, что существуют диспропорции: между ростом грузонапряженности и техническим состоянием линий, станций, в частности, на подходах к внешней транспортной сети; между современными возможностями подвижного состава и техническим состоянием инфраструктурных объектов; между заданной категорией железнодорожной сети и эксплуатируемым пар-
ком (увеличение нагрузки на ось). Отставание в развитии транспортной инфраструктуры становится одним из факторов, замедляющих развитие производительных сил Южной Якутии.
Результаты исследования показывают, что современное состояние транспортной системы Южной Якутии способно значительно тормозить активное развитие экономики региона. Транспорт, являясь одним из основных факторов развития экономики, из-за целого комплекса проблем становится фактически сдерживающим сектором развития отраслей экономики. Устранение имеющихся диспропорций требует разработки не только среднесрочных стратегий, но и в долгосрочном временном горизонте. Среди мероприятий, позволяющих повысить пропускную способность линии, можно выделить следующие:
- увеличение веса и длины поездов (требует усиления пути, удлинения путей раздельных пунктов);
- повышение мощности локомотивной тяги (модернизация парка, увеличение количества секций);
- повышение скорости движения поездов (требует модернизации диспетчерской связи, централизации стрелочных переводов, увеличения количества раздельных пунктов дополнительно не менее 10);
- путевое развитие (строительство подъездных, приемосдаточных путей, дополнительных раздельных пунктов, реконструкция отдельных участков и т.д.).
Основной объем капитальных вложений при инфраструктурном развитии отрасли должен быть направлен на приобретение дополнительных мощностей, а именно:
- инфраструктурные объекты - подъездные, приемосдаточные пути, разъезды;
- подвижной состав - локомотивный парк магистральных, маневровых тепловозов, вагонный парк, путевая техника, спецавтотранспорт и другое;
- обслуживающая инфраструктура - расширение поездной диспетчерской связи, электрическая централизация дополнительных стрелок подъездных путей.
Формирование инвестиционных механизмов имеет неоспоримое значение при долгосрочных программах инфраструктурного развития железнодорожной отрасли.
Выполнение программных мероприятий по усилению и развитию железнодорожной инфраструктуры на участке Нерюнгри - Томмот позволяет улучшить качественные показатели работы компании, сократить расходы на ремонт, снизить транспортные издержки, что, в конечном итоге, создаст условия для развития экономики региона. Формирование устойчивой динамично развивающейся транспортной системы является необходимым условием для развития экономики, реализации инвестиционных проектов по добыче угля, а также повышения уровня жизни населения. Отставание уровня развития транспортной системы является одним из основных факторов, сдерживающих развитие производительных сил Южной Якутии.
Список литературы
1. Key development factors of the transit and transport potential of Kazakhstan / S. Abdullayev, O. Kiseleva, N. Adilova, G. Bakyt, L. Vakhitova // Transport Problems. 2016. Vol. 11. Рр. 17-26.
2. Dai P., Yue Y. The analysis of development and utilization along the rail transit in Qingdao economic and technological development zone // Applied Mechanics and Materials. 2012. Vol. 204-208. Рр. 1777-1781.
3. Raimbekov Z., Syzdykbayeva B., Sharipbekova K. Economic aspects of freight transportation along the east-west routes through the transport and logistics system of Kazakhstan // Studies in Systems, Decision and Control. 2018. Vol. 155. Рр. 205-230.
4. Tsvetkov V., Zoidov K., Medkov A. The implementation of transportation and transit projects on the basis of public-private partnership in Russia // Economy of Region. 2016. Vol. 12. Рр. 977-988.
5. Particularities of formation of transport-transit cargo-traffic in the Republic of Kazakhstan / Z. Erniyazova, L. Kaz-bekova, A. Mukhanova, K. Utegenova, Z. Smagulova // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. SPEC. N 2. Pp. 121-124.
6. Осьминин А.Т. О научно-практических проблемах повышения пропускных и провозных способностей линий // Бюллетень ОУС ОАО «РЖД». 2018. № 1. С. 37-48.
7. Пехтерев Ф.С. Прогнозирование объемов грузовых перевозок на среднесрочную и долгосрочную перспективу // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2012. № 3. С. 26-31.
8. Пехтерев Ф.С. Формирование грузовой базы железнодорожного транспорта с учетом откорректированных Минэкономразвития России показателей развития экономики и промышленного производства // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2014. № 3. С. 12-22.
9. Шарапов С.Н., Лялько М.В. Классификация и специализация железнодорожных линий - основа оптимизации эксплуатационных расходов // Железнодорожный транспорт. 2016. № 7. С. 50-60.
10. Бородин А.Ф., Сторчак М.В. Научная оценка перспектив модернизации Восточного полигона сети Российских железных дорог // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2017. № 2. С. 65-73.
11. Замковой А.А. О повышении качества прогнозирования объемов грузовых перевозок // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2012. № 4. С. 25-31.
12. Исследование возможностей развития железнодорожных станций Северного широтного хода восточного полигона БАМа в связи с планируемым увеличением объемов перевозок / М.В. Нечипорук, Е.И. Гарлицкий, Е.Э. Чер-вотенко, А.Р. Калинина // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО РЖД. 2013. № 3. С. 46-55.
13. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года. Якутск, 2016. [Электронный ресурс портала Стратегия РФ]. URL: https:// strategyrf.ru/14/documents (дата обращения: 15.10.2018).
14. Хафизов И.В. Компания «Якутуголь»: Настоящее и будущее // Уголь. 2017. № 8. С. 78-79. URL: http://www.ugolinfo. ru/Free/082017.pdf (дата обращения: 15.10.2018).
15. Пехтерев Ф.С. Основные научные направления в рамках разработки Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2015. № 4. С.13-22.
16. Сидорова Е.А., Давыдов А.И., Вялкова С.О. Методология прогнозирования объемов перевозочной работы на основе построения временных трендов // Известия Транссиба. 2014. № 3. С. 119-126.
TRANSPORT
UDC 338.27:625.1/.5(571.56) © T.P. Egorova, A.M. Delakhova, 2018
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 11, pp. 54-60 Title
ASSESSMENT OF TRANSPORT AND TRANSIT POTENTIAL OF RAILWAY INFRASTRUCTURE IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT ZONE OF SOUTH YAKUTIA
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-11-54-60 Authors
Egorova T.P.1, Delakhova A.M.1
' Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University", Yakutsk, 677000, Russian Federation
Egorova T.P., PhD (Economic), Leading Researcher Laboratory of regional economy management problems, Research Institute of Regional Economy of the North, e-mail: [email protected]
Delakhova A.M., Senior Researcher Laboratory of regional economy management problems, Research Institute of Regional Economy of the North, e-mail: [email protected]
Abstract
The paper provides an assessment of the transit potential of the railway line in Southern Yakutia, which has large deposits of coking coals. The modeling of the level of cargo activity of Southern Yakutia, on the territory of which it is planned to enter a number of investment projects related to the implementation of the "Strategy of development of the productive forces of the Republic of Sakha (Yakutia) - 2035". On the basis of comparison of the forecast estimates on coal mining, providing the greatest growth of cargo traffic, and the level of capacity of the railway line Berkakit - Tommot, the necessity of complex solutions for the development of transport infrastructure. Modeling of production and export of resources, uninterrupted delivery of goods for different purposes, passenger transportation is the basis for the forecast schedules of trains, the calculation of the needs of freight cars, locomotive fleet, etc.
Keywords
Transit potential, Southern Yakutia, Traffic capacity, Neryungri coal mine, Transportation infrastructure.
References
1. Abdullayev S., Kiseleva O., Adilova N., Bakyt G. & Vakhitova L. Key development factors of the transit and transport potential of Kazakhstan. Transport Problems, 2016, Vol. 11, pp. 17-26.
2. Dai P. & Yue Y. The analysis of development and utilization along the rail transit in Qingdao economic and technological development zone. Applied Mechanics and Materials, 2012, Vol. 204-208, pp. 1777-1781.
3. Raimbekov Z., Syzdykbayeva B. & Sharipbekova K. Economic aspects of freight transportation along the east-west routes through the transport and logistics system of Kazakhstan. Studies in Systems, Decision and Control, 2018, Vol. 155, pp. 205-230.
4. Tsevtkov V., Zoidov K. & Medkov A. The implementation of transportation and transit projects on the basis of public-private partnership in Russia. Economy of Region, 2016, Vol. 12, pp. 977-988.
5. Erniyazova Z., Kazbekova L., Mukhanova A., Utegenova K. & Smagulova Z. Particularities of formation of transport-transit cargo-traffic in the republic of Kazakhstan. Life Science Journal, 2014, Vol. 11. SPEC. N 2, pp. 121-124.
6. Osminin A.T. O nauchno-prakticheskikh problemakh povysheniya pro-pusknykh i provoznykh sposobnostey liniy [On scientific and practical problems of increasing the crossing and carrying capacity of the lines]. Byulleten' OUS OAO "RZhD" - Bulletin of Joint Academic Council of "RZHD" JSC, 2018, No. 1, pp. 37-48.
7. Pekhterev F.S. Prognozirovaniye ob"yemov gruzovykh perevozok na sred-nesrochnuyu i dolgosrochnuyu perspektivu [Forecasting of the rail-freight traffic in the mid- and long term]. Byulleten' OUS OAO "RZhD"- Bulletin of Joint Academic Council of "RZHD" JSC, 2012, No. 3, pp. 26-31.
8. Pekhterev F.S. Formirovaniye gruzovoy bazy zheleznodorozhnogo transporta s uchetom otkorrektirovannykh Minekonomrazvitiya Rossii pokaza-
teley razvitiya ekonomiki i promyshlennogo proizvodstva [Formation of the railway transport freight base, taking account of the indicators of the economy and industrial production growth corrected by the Ministry of Economic Development of Russia]. Byulleten' OUS OAO "RZhD"- Bulletin of Joint Academic Council of "RZHD" JSC, 2014, No. 3, pp. 12-22.
9. Sharapov S.N. & Lyal'ko M.V. Klassifikatsiya i spetsializatsiya zhelezno-dorozhnykh liniy - osnova optimizatsii ekspluatatsionnykh raskhodov [Classification and specialization of railway lines is the basis for operating costs optimization]. Zheleznodorozhnyy transport - Railway transport, 2016, No. 7, pp. 50-60.
10. Borodin A.F. & Storchak M.V. Nauchnaya otsenka perspektiv moderni-zatsii Vostochnogo poligona seti Rossiyskikh zheleznykh dorog [Scientific evaluation of the prospects of modernization of the Eastern operating domain of the Russian Railways network]. Byulleten'OUS OAO "RZhD"- Bulletin of Joint Academic Council of "RZHD" JSC, 2017, No. 2, pp. 65-73.
11. Zamkovoi A.A. O povyshenii kachestva prognozirovaniya ob"yemov gruzovykh perevozok [On improving quality of rail-freight traffic forecasting]. Byulleten' OUS OAO "RZhD" - Bulletin of Joint Academic Council of "RZHD" JSC, 2012, No. 4, pp. 25-31.
12. Nechiporuk M.V., Garlitsky E.I., Chervotenko E.E. & Kalinina A.R. Issle-dovaniye vozmozhnostey razvitiya zheleznodorozhnykh stantsiy Ceverno-go shirotnogo khoda vostochnogo poligona BAMa v svyazi s planiruyemym uvelicheniyem ob"yemov perevozok [Study of development possibilities of the railway stations of the North latitudinal trip of BAM eastern operating domain in connection with the planned increase in traffic]. Byulleten' OUS OAO "RZhD" - Bulletin of Joint Academic Council of "RZHD" JSC, 2013, No. 3, pp. 46-55.
13. Strategiyasotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RespublikiSakha (Yaku-tiya) na period do 2030 goda s opredeleniyem tselevogo videniya do 2050 goda [Strategy of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period until 2030 with presentation of shared vision until 2050]. Yakutsk, 2016. [Electronic resource portal Strategy of the Russian Federation]. Available at: https://strategyrf.ru/14/documents (accessed 15.10.2018).
14. Khafizov I.V. Kompaniya "Yakutugol'": Nastoyashhee i budushhee ["Yaku-tugol" company: present and future]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2017, No. 8, pp. 78-79. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/082017.pdf (accessed 15.10.2018).
15. Pekhterev F.S. Osnovnyye nauchnyye napravleniya v ramkakh razrabotki General'noy skhemy razvitiya seti zheleznykh dorog OAO "RZhD" [The main research areas within the framework of elaboration of the General layout of "RZHD" JSC railway network]. Byulleten' OUS OAO "RZhD"- Bulletin of Joint Academic Council of "RZHD" JSC, 2015, No. 4, pp.13-22.
16. Sidorova E.A., Davydov A.I. & Vyalkova S.O. Metodologiya prognozirovaniya ob»yemov perevozochnoy raboty na osnove postroyeniya vremennykh trendov [Methodology of forecasting freight traffic work based on building of time trends]. Izvestia Transsiba - Transsib news, 2014, No. 3, pp. 119-126.
Acknowledgments
The paper was prepared within the framework of implementation of the project on the state assignment of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Project "Development of the theory and methodology of spatial organization of socio-economic systems of the northern region" No. 26.8327.2017 / 8.9).