Научная статья на тему 'Особенности развития транспортной инфраструктуры в республике Саха (Якутия)'

Особенности развития транспортной инфраструктуры в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1732
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН / СЦЕНАРИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОПОРНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ / ГРУЗОПОТОК / СВЯЗАННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ / ОСВОЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Степанова Н.А.

В статье проанализированы особенности формирования транспортной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия) за долгосрочный период ее хозяйственного освоения. Дана оценка обеспеченности транспортной инфраструктурой в соответствии со сценариями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основными направлениями до 2030 года. Отмечена важность повышения связанности экономических районов республики, дальнейшего развития опорной транспортной сети, в первую очередь, автодорожной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития транспортной инфраструктуры в республике Саха (Якутия)»

УДК 338.47 (571.56)

особенности развития

транспортной инфраструктуры

в республике саха (якутия)

Н. А. СТЕПАНОВА,

кандидат экономических наук, ученый секретарь E-mail: stepanovan@mail.ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

В статье проанализированы особенности формирования транспортной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия) за долгосрочный период ее хозяйственного освоения. Дана оценка обеспеченности транспортной инфраструктурой в соответствии со сценариями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основными направлениями до 2030 года. Отмечена важность повышения связанности экономических районов республики, дальнейшего развития опорной транспортной сети, в первую очередь автодорожной.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, северный регион, сценарий социально-экономического развития, опорная транспортная сеть, грузопоток, связанность экономических районов, освоение месторождений.

Экономическое развитие Республики Саха (Якутия) представляется возможным при наличии благоприятных условий функционирования общественного производства на его территории, соответствующем развитии инфраструктурных секторов, важнейшим из которых является транспорт. Анализ состояния и оценка потребностей динамики инфраструктуры - важнейший аспект стратегического планирования регионального развития, особенно в реалиях Дальнего Востока, где огромные расстояния, труднодоступность и неразвитость инфраструктурных секторов существенно ограничивают региональное развитие и повышают инвестиционные риски.

Транспортная инфраструктура представляет собой фондоемкий, инерционный сектор экономики страны, причем его развитие происходит медленнее, чем расширение хозяйственных связей. В Республике Саха (Якутия) инфраструктура транспорта к тому же исторически формировалась на малоосвоенной обширной территории вдали от промышленно развитых районов страны и в экстремальных природно-климатических условиях.

Следует учесть, что транспортная инфраструктуры в республике исторически развивалась в условиях преобладания интересов хозяйственного освоения региона в общегосударственном разделении труда. А большие расстояния, высокая стоимость строительства, экстремальные природно-климатические условия, относительно небольшие объемы грузопотоков (наряду с необходимостью скорейшего освоения месторождений) ориентировали на развитие преимущественно сезонных путей сообщения - речных и морских путей, автозимников, грунтовых и ледовых аэропортов, пропускная способность которых в большой степени зависит от климатических условий.

В 1950-е гг. подведение железной дороги к р. Лена в районе Осетрово позволило связать Ленский бассейн с Транссибирской магистралью и преодолеть транспортную изолированность региона, что ускорило освоение золотоносных, нефтегазоносных, алмазных месторождений Якутии. В 1960-е гг. транспортная инфраструктура была призвана обеспечить растущие потребности форми-

рующихся транспортно-экономических районов -цветной металлургии в Западной Якутии, добыче угля, золота и слюдяной промышленности в Южной Якутии, обрабатывающей и газовой промышленности в Центральной Якутии [4].

В 1970-е гг. строительство железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит, связавшей Якутию с Байкало-Амурской и Трансибирской магистральными линиями, было обусловлено реализацией Южно-Якутского территориально-производственного комплекса (ТИК). Растущие объемы внутренних грузоперевозок и междугородных пассажироперевозок в этот период обусловили необходимость модернизации действующих и создания новых объектов инфраструктуры водного и воздушного транспорта. В 1980-е гг. интенсивное развитие транспортной инфраструктуры (в первую очередь автодорог) была связана с ростом объемов промышленных поставок для развивающейся добывающей промышленности региона, неразвитостью перерабатывающих секторов, пищевой базы и железнодорожных путей сообщения [4].

Важнейшим результатом «советского» периода с точки зрения развития транспортной инфраструктуры республики является формирование опорных путей сообщения и упрочение межрегиональных хозяйственных связей Якутии по четырем направлениям: западное - Ленское, от Иркутска с входной базой в порту Осетрово на р. Лена (обеспечивало до 65 % грузоперевозок [2]); северное - от портов Северного морского пути по впадающим в Ледовитый океан рекам (7 %); южное - из Амурской области по Амуро-Якутской магистрали с входной базой на ж/д станции Беркакит и Большой Невер в Южной Якутии (22,5 %) и автомобильной дорогой Берка-кит - Томмот - Якутск; восточное - от Якутска до Магадана по автодороге «Колыма».

В 1990-е гг. реформирование экономики страны, глубокий кризис и спад производства во всех секторах экономики привели к многократному сокращению объемов грузо- и пассажироперевозок в регионе, разрушению хозяйственных связей и материальной базы транспорта. Если ситуация в добывающем секторе в период 1990-1999 гг. оставалась относительно стабильной, что позволило проводить активную социальную политику в Якутии и даже создать новые сектора экономики - алмазограниль-ную и ювелирную, то в транспортной сфере спад показателей текущей деятельности сопровождался стремительным износом и разрушением транспортной инфраструктуры, созданной в 1960-1980-е гг.

Иерестроечные проблемы выразились, в частности, в сокращении общей протяженности транспортной сети региона, ухудшении технического состояния дорожной сети, гидротехнических сооружений и портов, морского навигационного оборудования, аэропортов, в первую очередь северных. В 2000-е гг. региональными властями принимались меры по решению первоочередных проблем транспортной инфраструктуры региона: строительство участка железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск, ликвидация грунтовых разрывов автодорог по основным опорным направлениям, газификация Центральной Якутии. В этот период была разработана транспортная стратегия региона на долгосрочную перспективу, а в дальнейшем - Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года.

Транспортная инфраструктура республики сегодня характеризуется крайне низкими показателями обеспеченности ее наземными путями сообщения, железнодорожными путями с круглогодичной эксплуатацией. В 2010 г. эксплуатационная длина путей сообщения в Республике Саха (Якутия) составляла 53,6 тыс. км, в том числе 25,2 тыс. км - автодороги общего пользования, включая автозимники и ледовые переправы; 16,5 тыс. км - внутренние водные пути; участок железной дороги ОАО «РЖД» - 130 км; пусковой комплекс Беркакит - Томмот линии Беркакит - Томмот - Якутск, введенный в 2004 г. -359,6 км. Илотность наземной транспортной сети составила 17,3 км на 1 тыс. км2 территории. Ио показателю плотности железных дорог общего пользования республика (0,2 км на 1 тыс. км2) занимает последнее, 75-е, место среди регионов России; аналогичный показатель для ДВФО составляет 13 км, для РФ - 50 км. Ио показателю плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием республика (2,7 км на 1 тыс. км2) регион занимает 78-е место среди субъектов Федерации, опережая только Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа; аналогичный показатель для ДВФО составляет 6,1 км, для РФ - 46 км [5]. Иоказа-тель протяженности автодорог общего пользования по отношению к 10 тыс. жителей составил 26,2 км, что также значительно ниже аналогичного показателя по РФ - 57,7 км и ДВФО - 59,8 км (табл. 1).

Опорная транспортная сеть региона сформирована в соответствии с особенностями его хозяйственного освоения по пяти экономическим районам Якутии: Центральному - реки Лена и Ал-

Таблица 1

Показатели развития транспортной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия) в 1960-2010 гг.

Показатель 1960 1970 1980 1990 2000 2002 2005 2010

Плотность путей сообщения, км путей на 1 000 км2 11,02 11,37 13,6 15,9 15,8 17,2 16,2 17,1

Плотность железных дорог, км путей на 1 000 км2 0 0 0,04 0,05 0,05 0,05 0,05 0,13

Протяженность железнодорожных путей, км на 10 тыс. чел. 0 0 1,4 1,4 1,7 1,7 1,7 4,1

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, км путей на 1 000 км2 - 0,4 0,9 1,1 2,3 2,4 2,4 2,7

Протяженность автомобильных дорог, км на 10 тыс. чел. 31,8 24,6 24,7 24,6 24,5 28,7 25,4 26,2

Доля автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования, % - 6,7 12,7 35,5 80,2 78,0 52,0 41,5

Коэффициент Энгеля 0,013 0,011 0,013 0,015 0,014 0,016 0,014 0,015

Источник: [1, 6-8].

дан, автодорога Большой Невер-Якутск; Южному -железная дорога Беракит - Томмот, автодорога Большой Невер - Якутск; Западному - автодорога Ленск -Мирный - Удачный, р. Вилюй, автодорога Якутск -Вилюйск - Сунтар - Мирный; Северо-Восточному -автодороги Якутск - Кюбюме - Магадан и Якутск -Амга - Усть-Майя; Арктической зоны - Северный морской путь, реки Лена, Колыма, Индигирка, Яна, автозимники, сеть аэропортов. При этом доля сезонных путей сообщения составляет до 65 %, автодорог с твердым покрытием - 41,5 % от общей протяженности автодорог общего пользования.

Краткий ретроспективный анализ развития транспортной инфраструктуры в Якутии показывает, что за период 1950-2010 гг. интегральные показатели обеспеченности региона транспортной инфраструктурой изменились незначительно. Так, для оценки обеспеченности региона транспортной сетью анализируется значение коэффициента Энгеля (определяемого как отношение плотности автодорог к корню квадратному от плотности населения региона) [3]. Значение данного коэффициента за период 1950-2010 гг. увеличилось с 0,013 в 1959 г. до 0,015 в 2010 г. (см. табл. 1). Показатель плотности автомобильных дорог с твердым покрытием из расчета на 1 000 км2 территории за 40 лет изменился от значения в 0,4, до 2,7.

За 60 лет хозяйственного освоения региона проблема завоза товаров в республику не разрешена. В зоне круглогодичного транспортного сообщения проживает только 16 % населения региона [9]. Очевидно, что транспорт и в современных условиях остается фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие территории.

Понятно, что существующие пути сообщения играют важную роль в жизнеобеспечении региона. При отсутствии железнодорожного транспорта характерные для него грузопотоки осваиваются внутренним

28 -

водным и автомобильным видами транспорта, инфраструктура которых в условиях сырьевой специализации региона, неразвитости обрабатывающих секторов и пищевой базы, негативного климатического воздействия изнашивается ускоренными темпами. Воздушный транспорт обеспечивает межрегиональные пассажироперевозки, его роль в жизнеобеспечении Арктической зоны критична. Поэтому дальнейшее развитие опорной транспортной сети должно не только обеспечить связность экономического пространства региона, расширение межрегиональных и внешнеэкономических связей республики и РФ, но в первую очередь снизить уровень транспортной дискриминации населения республики.

Параметры перспективного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) заложены в проекте соответствующей программы на период до 2030 г., где в трех сценарных условиях предполагается ускоренное развитие объектов транспортной инфраструктуры нефтегазового и угольного комплексов для реализации Восточного нефтегазового проекта России и в целях развития транзитного потенциала региона. При этом темпы строительства и реконструкции автодорожной сети как в инерционном, так и в энерго-сырьевом сценариях останутся недостаточными, уровень обеспеченности региона автодорогами сохранится на низком уровне и составит, по оценке автора, к 2030 г. 3,3 км путей на 1 000 км2; плотность наземных путей сообщения - 16,7 км путей на 1 000 км2 преимущественно за счет прироста трубопроводного транспорта.

В указанных сценариях будет сохранен недостаточный уровень обеспеченности инфраструктуры воздушного транспорта и газификации населенных пунктов. При реализации стратегии развития транспортной инфраструктуры по инерционному сцена-

рию развития экономики в транспортном комплексе существующая система транспортной сети региона сохранится. Наряду с ликвидацией ряда узких мест Арктическая зона Якутии останется изолированной от центральных и южных районов региона, ведь сохранится действующая система сезонных транспортных коммуникаций (морского, речного), строительство и реконструкция автодорог вне зон интенсивного хозяйственного освоения будет происходить относительно невысокими темпами.

Инновационный сценарий предполагает достижение более глубоких структурных изменений экономики республики, развитие секторов переработки, а также реализацию социально ориентированной модели регионального развития. К основным положениям инновационного сценария относятся диверсификация направлений экспортных поставок углеводородов на мировые рынки; разработка Эль-гинского угольного месторождения и экспорт угля в страны АТР; объединение энергоизолированных районов Центральный, Южный и Западный Якутии с ОЭС Востока и Сибири; реализация проектов создания производств по глубокой переработке первичных энергоресурсов в Центральной Якутии. Реализация данных проектов предполагает качественное развитие путей сообщения и повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения.

В рамках инновационного сценария предполагается создание на территории республики международного транспортного маршрута Северный

морской путь - р. Лена - железная дорога Беркакит -Томмот - Якутск - Транссибирская магистраль -Азия. Иредполагается значительное развитие аэропортовой инфраструктуры в республике, включая 16 арктических улусных центров; строительство и реконструкция федеральных и региональных автодорог; развитие и повышение категорийности местных бесхозных автомобильных дорог, соединяющих сельские населенные пункты между собой и с центрами районов; развитие дорожного сервиса. Иреодоление транспортной изолированности северных районов предполагается также на основе внедрения новых транспортных средств, в том числе вездеходов, аэросаней, аппаратов и судов на воздушной подушке, экранопланов, дирижаблей и прочих видов технических средств, способных работать в условиях сурового климата.

К 2030 г. эксплуатационная длина путей сообщения составит, по расчетам экспертов, 63,6 тыс. км, в том числе железнодорожных - 3,65 тыс. км, автодорог общего пользования с твердым покрытием - более 12,5 тыс. км. Илотность путей сообщения составит 20,6 км на 1 000 км2, протяженность железнодорожных путей (на 10 тыс. чел.) - 35,6 км, автомобильных дорог - 34,2 км, удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования - 35,7 %. Значение коэффициента Энгеля в инновационном сценарии составит 0,02 (табл. 2).

Как видно, во всех сценарных условиях удельные показатели развития транспортной инфра-

Таблица 2

Прогнозные значения показателей развития транспортной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия) до 2030 г.

Показатель 2011 2012 2015 2020 2025 2030

А В А В А В А В

Эксплуатационная длина путей сообщения, тыс. км 45,2 45,7 49,9 47,6 52,9 48,8 57,9 50,7 63,6 51,6

Железнодорожные пути, тыс. км 0,5 0,7 1,5 1,2 1,6 1,4 2,0 1,4 3,7 1,4

Автомобильные дороги (с учетом автозимников), тыс. км 25,2 25,2 27,3 25,4 29,8 25,6 32,8 26,7 35,1 26,7

Илотность путей сообщения, км на 1 000 км2 14,6 14,8 16,2 15,4 17,2 15,8 18,8 16,4 20,6 16,7

Иротяженность железнодорожных путей, км на 10 тыс. чел. 5,1 7,4 15,8 13,3 16,6 14,3 19,8 14,3 35,6 14,3

Иротяженность автомобильных дорог, км на 10 тыс. чел. 26,3 26,2 28,0 26,3 30,0 26,3 32,6 27,3 34,2 27,1

Удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования, % 33,3 33,3 31,3 36,1 30,8 35,8 33,1 38,4 35,7 38,4

Коэффициент Энгеля 0,015 0,015 0,016 0,015 0,017 0,015 0,019 0,015 0,020 0,015

Примечание: А - инновационный сценарий развития; В - инерционный сценарий развития.

структуры изменяются незначительно. Для региона с обширными и разнообразными территориями стратегия развития транспортной инфраструктуры, на взгляд автора, лежит в сфере организации рациональной, взаимодополняющей, устойчивой к экстремальным климатическим особенностям системы, обеспечивающей круглогодичную транспортную доступность на основе согласованного использования всех существующих путей сообщения, с одной стороны, и широкого внедрения нестандартных, инновационных технико-технологических решений - с другой.

Важно в среднесрочной перспективе повысить связанность экономических районов республики, снизить уровень транспортной дискриминации ее населения на основе дальнейшего развития опорной транспортной сети (в первую очередь автодорожной), организовать строительство совмещенного моста через р. Лена до г. Якутск.

Список литературы

1. Доклад «Республика в цифрах: основные показатели за 2010 г.» / Раздел «Транспорт». URL: http://sakha. gks. ru/republic/DocLib15/Forms/web. aspx.

2. Отчет о научно-исследовательской работе по подтеме «Схема развития и размещения производительных сил Якутской АССР на период до 2000 г. Экономические и социальные проблемы комплексного развития народного хозяйства Якутской АССР

в 1986-1990 гг. и в долгосрочной перспективе». Т. III. // А. Д. Кириллин, Ф. И. Головных, Б. В. Белинский. Научный фонд НИИРЭС СВФУ. Якутск: Академия наук СССР. Сибирское отделение, Якутский филиал. Отдел экономики. 1982. С. 74.

3. О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годов и до 2015 года)»: постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 717.

4. Пономарева Г. А. Влияние «мегапроектов» на транспортно-географическое положение Якутии / Научное обеспечение реализации мегапроектов в Республике Саха (Якутия). Якутск: Дани Алмаз, 2009. С. 162.

5. Российский статистический ежегодник. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW. exe/Stg/d4/17-25.htm.

6. Статистика: взгляд через столетия. 375 лет вхождения Якутии в состав России. Якутск, 2008.

7. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сб. / ФСГС, Террит. орган ФСГС по РС (Я). Якутск: Сахаполиграфиздат, 2006.

8. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сб. / ФСГС, Террит. орган ФСГС по РС (Я). Якутск: Сахаполиграфиздат, 2010.

9. Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия): утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.05.2004 № 25. С. 4.

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы сэкономить время»

Генри Форд

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел.: (495) 989-9610, e-mail:post@fin-izdat.ru

£

г-

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.