УДК 330.34
Н.П. Грико
Основные направления формирования промышленной политики
В процессах формирования и осуществления государственной промышленной политики выделяются три составляющие: инновационная, структурная и инвестиционная. Каждая из них является органической частью указанных процессов и вместе с тем относительно самостоятельным и важным направлением деятельности -своего рода «политикой в политике» промышленного развития.
Инновационная политика государства направлена на регулирование взаимодействий предпринимательских и научно-технологических предприятий, организаций, институтов в целях формирования инновационных мотиваций их хозяйственной деятельности и использования научно-технических достижений в производстве для его модернизации и повышения эффективности, перехода к стратегии экономического развития, основанной на знаниях и новейших технологиях.
Инновационный путь развития возможен при формировании регулирующего механизма, обеспечивающего взаимодействие науки, промышленности и государства через интеграцию их интеллектуальных, технических, экономических, финансовых, организационных ресурсов и для разработки и тиражирования нововведений. Реализация этого пути требует формирования системы институтов, включающей две подсистемы: во-первых, совокупности взаимосвязанных организаций, которые заняты производством и коммерческой реализацией наукоемкой продукции, научных знаний и технологий - малые и крупные компании (предприятия), университеты, государственные лаборатории, технопарки и инкубаторы, формирующие комплекс «образование - наука -промышленный бизнес»; во-вторых, совокупности государственно-правовых, финансовых и социальных институтов управления, обеспечивающих экономическую мотивацию и благоприятные организационно-правовые условия реализации инновационных процессов (в частности речь идет о юридических фирмах, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности).
Структурная политика стимулирует межсекторный, межотраслевой и межрегиональный «переливы» капитала для финансирования модификации производственной и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики. Приоритеты этих изменений определяются стратегическими и тактическими целями промышленной политики, реальным состоянием промышленной базы, тенденциями развития мировой экономики и геополитическим положением России.
Общепромышленным приоритетом является развитие машиностроительного комплекса, удовлетворяющего потребности производства продукции и мультипликативного обеспечения занятости в других отраслях и секторах экономики. Речь идет в том числе о потребностях базовых производств «первичного» сектора экономики, строительного комплекса и инфраструктуры жизнеобеспечения, сферы услуг, а также обрабатывающей промышленности (включая само машиностроение), особенно высокотехнологичных, наукоемких производств, развитие которых позволяет занять отдельные ниши в мировом воспроизводственном процессе. Наукоемкий машиностроительный комплекс является необходимым условием развития материальной базы науки, прежде всего фундаментальной, а также образования и культуры, составляющих основу инновационной политики.
Наряду с производственной (отраслевой) составляющей структурная политика включает территориальный аспект - проблему размещения промышленности. В этой сфере объектами промышленной политики выступают территориально-промышленные комплексы (кластеры), в рамках которых реализуется пространственная оптимизация мощностей по критериям экономической эффективности и выравнивания уровней социально-экономического развития регионов. К ней относятся также вопросы промышленной политики на пространстве стран СНГ, включающие кооперационные связи, единые технологи-
ческие и технические стандарты и взаимодополняемость национальных экономик.
Инвестиционная политика государства в сфере промышленного развития направлена на создание благоприятных условий и стимулирование капиталовложений в развитие производства и производственной инфраструктуры. Главные задачи инвестиционной политики:
- формирование и запуск механизмов, увеличивающих приток и общий объем инвестиций в промышленность (государственных ресурсов, собственных средств промышленных предприятий, заемных средств и средств населения);
- участие государства (прямое, долевое, страховое, через госзаказ, гослизинг и гарантии, стимулирующее - через создание мотиваций) в инвестиционных процессах на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики, в том числе через специально создаваемые институты (ссудный фонд промышленности) и налоговое, включая амортизационное, регулирование.
Разработка и реализация промышленной политики осуществляются государством на трех уровнях.
На макроуровне определяются стратегические и тактические цели промышленного развития, формируются федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики (включая их ресурсное обеспечение), организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации промышленной политики (прямые и обратные связи), уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.
На мезоуровне регулируется формирование и функционирование вертикальных и горизонтальных (в том числе транснациональных) производственно-технологических комплексов, сопряженных по выпуску конечной продукции, и территориально-промышленных комплексов.
На микроуровне создаются и улучшаются условия деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (включая правила разрешения хозяйственных споров, процедуры поглощений, санации и т. п.).
Указанным направлениям и уровням промышленной политики должны отвечать функции и организационно-управленческая структура органов федеральной исполнительной власти,
что необходимо отразить в содержании разрабатываемой правительством административной реформы.
В сложившихся в России условиях переход на инновационную модель промышленного развития является необходимым стратегическим выбором, который в среднесрочной перспективе (5-10 лет) может содействовать преодолению кризиса производства, структурной перестройке промышленности и насыщению рынка конкурентоспособной продукцией. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран, в совокупном валовом продукте которых доля высокотехнологичных производств составляет ныне около 30 %, а к 2025 г., по самым осторожным прогнозам, достигнет 40 %1.
В последние годы Российское государство осуществило ряд шагов на пути создания национальной инновационной системы, в числе которых утвержденные Президентом РФ 30.03.02 г. «Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Кроме того, Совет безопасности РФ разрабатывает проект основных положений инновационной политики РФ до 2010 г.
Учитывая долгосрочный стратегический характер инновационной политики, государство в условиях пока еще слабых рыночных мотиваций обязано поддержать приоритетные научно-технические разработки (прежде всего рискованные долгосрочные проекты) на начальном этапе преимущественно за счет федерального бюджета и целевых внебюджетных средств. Это позволит создать задел для будущих достижений, сохранить уникальные научные и конструкторские школы, создать устойчивую мотивацию использования научных результатов, повысить престиж научного труда. Прежде всего речь идет о разработках в сфере фундаментальной науки и ведущих конструкторских бюро национального значения. Для прикладных исследований доля государственных расходов должна ограничиваться и выделяться через систему госзаказов на конкурсной основе. Наряду с этим государство обязано создавать механизмы и мотивации небюджетного, рыночного са-
1 Материалы конференции Четвертого международного форума «Высокие технологии XXI в.». -М.: ВК ЗАО «Экспоцентр», 2003. - С. 3.
мофинансирования инновационного процесса, замещающие ликвидированные в ходе реформ бюджетные схемы.
Постановка задачи увеличения объема и совершенствования структуры финансирования научно-технической сферы учитывает следующие критические пороговые показатели национальной безопасности (в скобках - фактическое значение показателя в 2000 г.)2:
- доля инновационных предприятий в промышленности - 25 % (10,6 %);
- доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции - 15 % (3,5 %);
- средний возраст научного оборудования -7 лет (12 лет);
- средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, - 48 лет (55 лет).
Для достижения этих показателей необходимо выполнение следующих требований к финансированию:
- доля затрат на науку в ВВП - 1,5-2,0 % (1,16 %)3;
- доля затрат на науку в общих расходах федерального бюджета - 4 % (как это уже предусмотрено федеральным законодательством) (1,72 %);
- доля затрат на инновации в объеме реализованной промышленной продукции - 2,5 % (1,06 %).
В ходе осуществления промышленной политики необходим двухэтапный переход от ныне действующей к инновационной модели развития. На первом этапе (среднесрочная перспектива) реальной целью является достижение указанных пороговых значений в отношении доли затрат на науку в ВВП (для сравнения: сегодня в Швеции она составляет 3,7 %, Японии - 3,2, США -2,8 %), доли затрат на фундаментальные исследования в общих расходах на науку и доли затрат на инновации в общем объеме реализован-
„4
ной промышленной продукции .
По оценкам специалистов, даже при таком росте ряд критически важных рубежей не будет преодолен и к 2012 г. В частности, средний возраст научного оборудования составит девять
2 Наука России в цифрах - 2002. - М.: ЦИСН, 2003. -С. 92, 96.
3 Там же. - С. 126.
4 Наука и технологии в России: прогноз до 2010 г. //
интернет-сайт. - http://atlas.iot.ru/_stat/sci_in_russia/ana-
liz.htm
лет против минимально требуемых семи, доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции - 7 % против минимально необходимых 15 %, доля инновационных предприятий - 17 % против 25 %5. Однако достигнутый прогресс заложит базу долгосрочного этапа промышленной политики, что поможет России стать более конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции и довести свою долю не менее чем до 2 % против 0,3 % в 2002 г.6
Возможность постепенного завоевания (точнее, восстановления утраченных позиций) определенного сегмента мирового рынка в первую очередь благодаря активной политике государства доказана российской практикой и зарубежным опытом 90-х гг. XX - начала XXI в.
В задачи среднесрочной перспективы (510 лет) входит также создание благоприятной среды за счет мер стимулирования инновационной деятельности. Они включают списание части затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы, установление налоговых льгот при увеличении таких расходов, освобождение предприятий от уплаты НДС при приобретении продуктов - объектов интеллектуальной собственности (равно и организаций-разработчиков, продающих такие продукты и другие инновации), ускоренную амортизацию нового научного оборудования. Сюда же относятся меры по поддержке экспорта наукоемкой продукции и подготовка менеджеров для коммерциализации научных разработок и введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Реализация таких мер требует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство и принятие новых нормативных актов.
Самостоятельным направлением государственной инновационной политики является принятие и реализация решений, повышающих эффективность использования результатов фундаментальных исследований и НИОКР и их внедрения в промышленное производство, использования имеющегося научно-технического и интеллектуального потенциала и введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. В отношении последней имеются отдельные указы Президента РФ, правительственные решения
5 Там же.
6 Российский экономический журнал. - 2009. -№ 4. - С. 27.
и другие нормативные акты министерств и ведомств, но они требуют обновления, поскольку в нормативных документах должна найти отражение нормализация взаимоотношений владельцев, пользователей, авторов интеллектуальной собственности и других инноваций.
Для решения проблем охраны и передачи интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции промышленная политика предусматривает ряд мероприятий. В частности, согласование интересов государства и частного бизнеса посредством интеграции научных звеньев и производственных структур (в том числе приватизация отдельных научных государственных унитарных предприятий и госучреждений), объединенных единым рынком. При этом государственная поддержка направляется на создание и развитие мощных консорциумов и корпораций, объединенных финансовыми, технологическими, социально-экономическими и другими интересами и осуществляющих разработку и производство наукоемкой продукции, часть которой экспортируется, а часть используется самими корпорациями (интеграция капитала). В качестве инструментов используются государственный заказ, объединение «долевой» интеллектуальной собственности, долевое финансирование создания наукоемкой продукции, содействие в сертификации продукции, введение международных стандартов проектирования, менеджмента, квалификации, маркетинга и финансовой отчетности.
Повышение инновационной активности поддерживается через развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере и формирование новой инфраструктуры инновационного процесса, частью которой должны стать инновационные и консалтинговые фирмы, инновационно-технологические центры и технопарки. Деятельность двух действующих фондов - «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» и «Российского фонда технологического развития» - должна быть расширена за счет привлечения инвестиций частного сектора и коммерческих банков, формирования системы специализированных венчурных фондов. Главное же здесь - создание экономических мотиваций для привлечения частного капитала, совершенствования имеющейся нормативно-правовой базы.
Наряду с указанными мерами необходимы:
- определение приоритетов наукоемких производств и технологий, при этом следует иметь в виду, что восстановление всего их спектра является экономически неподъемным и нерациональным даже в развитых странах. Разработку и реализацию процедур установления указанных государственных приоритетов целесообразно производить специальному экспертно-прогнозному органу. Полезно учесть опыт управления по оценке технологий при Конгрессе США;
- использование опыта Европейского Союза, где формируется новое движение «Технологическое предвидение» («Technology Foresight»), обеспечивающее взаимодействие государства, науки, бизнеса и общественности для выработки консенсуса в понимании приоритетов технологического развития. По примеру развитых стран Европы Россия должна создать соответствующий национальный комитет и включиться в вышеупомянутое движение;
- реструктуризация научно-технологического комплекса в соответствии с установленными приоритетами в мощные самодостаточные консорциумы. Для этого, например, готова сфера информационных технологий, в которой работает около 10 тыс. предприятий и 1,3 млн программистов, обеспечивающих производство 1,16 % ВВП, что может быть существенно увеличено. Финансирование федеральной целевой программы «Электронная Россия» можно улучшить за счет более системно организованной государством координации и поддержки продажи услуг самого сектора информационных технологий (так называемого офшорного программирования, или «аутсорсинга») развитым странам, потребности которых в программистах оцениваются более чем в 2 млн человек;
- разработка и использование экономического механизма, стимулирующего внедрение инноваций в производство;
- дифференциация снижения налогов на прибыль от производства7 и реализации продукции, произведенной с использованием сертифицированных объектов интеллектуальной собственности в зависимости от степени наукоемкости производства и производимой продукции;
7 Васильева А., Гурвич Е., Субботин В. И все-таки нагрузка снизилась! // Эксперт. - 2008. - № 23. -С. 40-45.
- совершенствование механизма ценообразования наукоемкой продукции с учетом сертифицированной интеллектуальной собственности в составе затрат по ее рыночной стоимости;
- выделение предприятиям государственных беспроцентных кредитов на приобретение и освоение сертифицированных инновационных нововведений;
- предоставление предприятиям безвозмездных лицензий на промышленное освоение интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств и принадлежащей государству, до достижения точки безубыточности с последующим согласованием распределения доходов от реализации соответствующей продукции.
список литературы
1. Глазьев, С. Состоится ли переход российской экономики на инновационный тип развития? (О правительственных долгосрочных концептуально-прогнозных проектировках) [Текст] / С. Глазьев // Российский экономический журнал. - 2008. - № 1-2. - С. 3-11.
2. Индикативное планирование в стратегии экономического развития России [Текст] : матер. науч. семинара / под ред. В. И. Якунина. - Вып. 8 (13). - М.: Научный эксперт, 2008. - С. 84.
3. Кузьмин, В. Шаги по вертикали. Дмитрий Медведев провел заседание Совета безопасности [Текст] / В. Кузьмин // Российская газета. - 2009. -25 марта.
4. Четверикова, А. Территориальная экспансия крупных российских промышленных корпораций: к характеристике новейших тенденций // Российский экономический журнал [Текст] / А. Четверикова. -2007. - № 5-6. - С. 92.