Научная статья на тему 'Основные направления формирования эффективной системы социальной защиты'

Основные направления формирования эффективной системы социальной защиты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
469
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / INTERACTION OF FEDERAL AND REGIONAL AUTHORITIES / THE MARKET ECONOMY SOCIAL WELFARE / SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF THE FAMILY / SOCIAL SECURITY / THE EFFECTIVENESS OF SOCIAL POLICIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Караваева Юлия Игоревна

В статье рассматривается деятельность государственных органов социальной защиты в условиях современной экономической ситуации. В связи с реформированием системы социальной защиты обосновывается необходимость предоставления минимума социальных гарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS OF FORMING EFFECTIVE SOCIAL PROTECTION SYSTEM

The article reviews the activities of state bodies of social protection in today»s economic situation. In connection with the reform of social protection rationale for the provision of minimum social guarantees, which the company can provide to citizens in transient conditions.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования эффективной системы социальной защиты»

Ю. И. Караваева

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

КАРАВАЕВА Юлия Игоревна — аспирант кафедры социологии, психологии и педагогики Московского государственного технологического университета «Станкин» (e-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье рассматривается деятельность государственных органов социальной защиты в условиях современной экономической ситуации. В связи с реформированием системы социальной защиты обосновывается необходимость предоставления минимума социальных гарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходных условиях.

Ключевые слова: взаимодействие федеральных и региональных властей, рыночная экономика, социальная защита населения, социально-экономические проблемы семьи, социальные гарантии, эффективность социальной политики.

Деятельность государственных органов социальной защиты в силу специфики их статуса представляет собой сложную полифонию отношений. Партитура этих отношений включает в себя триединство взаимодействий: 1) с государством по поводу исполнения служащими делегированных им полномочий социальной работы с семьёй; 2) с гражданами в вопросах защиты их прав и законных интересов и опосредования их отношений с государством1; 3) внутри самих социально-профессиональных групп служащих органов социальной защиты семей в интересах согласования усилий для достижения целей государства. Все вышеперечисленные взаимодействия объединены достижением единой цели: социальная защита семьи.

Управленческая система реализует свои функции в условиях рыночной экономики, существующей в России в последние десятилетия. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стан-

1 Иглицкая Е. А. Политика государства на рынке труда — важнейшее направление модернизации экономики России // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 1.

дартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.

Понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в 1935 г. тексте принятого закона. В нём давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы1.

В России термин «социальная защита» стал употребляться с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

При формировании эффективной системы социальной политики можно выделить основные направления в этой области. Первое направление — поддержка беднейших слоёв населения (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи), т. е. семей, находящихся в социально опасном положении. В динамике данной категории граждан с 2006 года по 2010 год просматривается снижение более чем в два раза как по количеству семей, находящихся в социально опасном положении, так и по количеству детей в этих семьях.

Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума. Считается, что объем и структура расходов прожиточного минимума дают возможность удовлетворить необходимые потребности различных категорий населения при минимальных затратах.

Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь и попечительство. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.

Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счёт взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска.

1 Кириков А. С. Особенности реализации стратегии социальной защиты в условиях кризиса// Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. — 2009. — № 3.

Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. Страхование должно дополняться социальной помощью.

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. Одинаковый размер помощи для всех получателей — наиболее простой в организационном отношении вариант. Однако этот способ непригоден, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т. к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду1.

В пользу учёта индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат.

Характерной чертой попечительства является финансирование за счёт налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.

В связи с реформированием системы социальной защиты возникает вопрос о минимуме социальных гарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходных условиях. В современных условиях эти гарантии ограничиваются социальной помощью малообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода (ГМД). Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода (ОУД). Здесь социальная помощь не ставит своей задачей покрыть разницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она также не предполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточного минимума.

Второе направление — обеспечение права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии.

К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы.

Социальная защита работников включает в себя следующие направления:

- создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;

1 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации // Общественная палата Российской Федерации. — М. , 2010.

- обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

- обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребёнка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

Третье направление — регулирование занятости населения. Разработкой и реализацией программ по борьбе с безработицей и с помощью безработным обычно занимаются биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения на рынке труда возможны в будущем. Кроме того, биржи выплачивают пособия по безработице.

К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (первые 3 мес.—75 % от заработка на последнем месте работы, следующие 4 мес. — 60 %%, далее — 45 %%). По истечении года -минимальная заработная плата.

В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать. Экономическая нагрузка на население в трудоспособном возрасте в регионах распределена неравномерно.

Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определённом уровне.

Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

Для непосредственной организации социальной помощи незащищённым слоям населения важны местные социальные программы, которые существенно различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Однако всё большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.

С целью ускорения становления системы учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодёжи следует продолжить разработку примерных положений о деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей (комплексного центра социального обслуживания населения; кризисного центра для женщин; областного, городского и район-

ного центров социальной помощи семье и детям). Необходимо подготовить предложения по созданию межведомственной комиссии, включающей в свой состав представителей органов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты молодежи, общественных, негосударственных фондов и организаций, занимающихся проблемами семьи и детей. Их основной задачей являлась бы координация усилий и интеграция финансово-экономических, материальных, научно-методических и иных ресурсов по проблемам социальной защиты, поддержки и помощи семей.

На территории Вологодской области социальное обслуживание семьи и детей осуществляет сорок пять учреждений. Более 30 % — это центры социальной помощи семьям и детям и лишь один реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

В субъектах Российской Федерации и на уровне местного самоуправления предстоит:

- ввести в местном бюджете защищённую строку, предусматривающую финансирование учреждений социального обслуживания;

- упорядочить рассмотрение вопросов, связанных с передачей освобождающихся зданий, помещений под учреждения социального обслуживания семьи и детей;

- организовать обеспечение в первоочередном порядке учреждений социального обслуживания специальным реабилитационным оборудованием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами и

др.;

- сформировать систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров специалистов учреждений социального обслуживания, используя для этого как бюджетные, так и внебюджетные средства; укрепить кадровый состав социальных служб специалистами по социальной работе;

- усилить координацию деятельности исследовательских коллективов и практиков на разработке современных социальных технологий, новейших форм и методов социальной работы с различными категориями семьи и детей;

- регулярно обобщать и распространять опыт работы исполнительных органов власти по развитию учреждений социального обслуживания семьи и детей по применению новых форм и технологий социального обслуживания;

- находить дополнительные основания для повышения статуса работников социальных служб.

Государственная семейная политика имеет особое значение в современной России, когда исторические процессы трансформации семьи,

сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими проблемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена, прежде всего, общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только своё выживание, но и развитие.

Список литературы

1. Иглицкая Е. А. Политика государства на рынке труда — важнейшее направление модернизации экономики России // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 1.

2. Кириков А. С. Особенности реализации стратегии социальной защиты в условиях кризиса// Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. — 2009. — № 3.

© Караваева Ю. И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.