Научная статья на тему 'Основные направления физкультурно-оздоровительной работы студенток-художниц в условиях кампуса'

Основные направления физкультурно-оздоровительной работы студенток-художниц в условиях кампуса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ХУДОЖНИЦЫ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Илькевич Татьяна Геннадьевна, Медведкова Наталия Ивановна

В статье отражены результаты анализа особенностей заболеваемости, утомляемости и временного бюджета студенток-художниц и на их основе разработаны наиболее важные направления физкультурно-оздоровительной работы с ними в условиях кампуса. Выявлены повышенные потери учебного времени по болезни в сентябре, октябре, ноябре, декабре, феврале и марте, сниженные в январе, апреле, мае и июне. Отмечено очень высокое количество случаев их болезней в сентябре. Установлено, что на первом месте по наносимым болезнями потерям учебного времени стоят простудные заболевания (86,3% всех потерь), на втором травмы (6,2%), на третьем заболевания органов пищеварения (2,9%), на четвертом сердечно-сосудистые (2,1%), на пятом-шестом местах заболевания костно-мышечной и мочеполовой систем (по 1,1% всех потерь). Замечено, что структура заболеваемости студенток-художниц отличается от таковой студенток других специальностей и вузов. Выявлена нерациональная структура использования суточного времени студентками-художницами: сниженные затраты времени ими на сон и занятия физическими упражнениями. Установлено, что у художниц наиболее сильно устает спина, затем глаза, голова, шея, плечи и поясница.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main sports and recreation activities for the art students in the campus

The article presents the results of analyzing the morbidity, fatigue and time budget of art students and on their basis the authors developed the most important directions of the sports and recreation activities in conditions of campus. The authors revealed the increased losses of the students education time due to illness in September, October, November, December, February and March, the reduced in January, April, May and June. It has been noted that there is a very high number of cases of illness in September. It has been established that by the losses to the school hours the first place is taken with the catarrhal diseases (86.3% of total losses), the second the injuries (6.2%), the third diseases of the digestive system (2.9%), the fourth cardio vascular (2.1%), the fifth-sixth places diseases of the musculoskeletal and genitourinary system (1.1% of all losses). It is noted that the structure of the morbidity of the art students differs from one of the students of other disciplines and universities. The authors revealed the irrational pattern of use of the daily time by art students: they have reduced the amount of time for sleep and physical exercises. It was found that most artists get tired mostly in back segment of the body, as well as the eyes, head, neck, shoulders and loins.

Текст научной работы на тему «Основные направления физкультурно-оздоровительной работы студенток-художниц в условиях кампуса»

Кузнецов Александр Семенович. - Краснодар, 2002. - 24 с.

2. Саликов, А.А. Пути повышения эффективности обучения ударным единоборствам в системе учебных заведений МВД Российской федерации : дис. ... канд. пед. наук / Саликов Алексей Алексеевич. - Краснодар, 1998. - 173 с.

3. Шулика, Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шулика Юрий Александрович. - М., 1993. - 32 с.

REFERENCES

1. Kuznetsov, A.S. (2003), Organizational and methodical bases of long-term technical and tactical training offighters of the Greek-Roman style, dissertation, Krasnodar.

2. Salikov, A.A. (1998), Ways of increase of learning efficiency to shock single combats in system of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, dissertation, Krasnodar.

3. Shulika, Yu.A. (1993), Long-term technical and tactical preparation in wrestling, dissertation, Moscow.

Контактная информация: Tikhonova_I.74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2015

УДК 796.011

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОК-ХУДОЖНИЦ В УСЛОВИЯХ КАМПУСА

Татьяна Геннадьевна Илькевич, старший преподаватель, Наталия Ивановна Медведкова, доктор педагогических наук, профессор, Гжельский государственный университет

Аннотация

В статье отражены результаты анализа особенностей заболеваемости, утомляемости и временного бюджета студенток-художниц и на их основе разработаны наиболее важные направления физкультурно-оздоровительной работы с ними в условиях кампуса. Выявлены повышенные потери учебного времени по болезни в сентябре, октябре, ноябре, декабре, феврале и марте, сниженные - в январе, апреле, мае и июне. Отмечено очень высокое количество случаев их болезней в сентябре. Установлено, что на первом месте по наносимым болезнями потерям учебного времени стоят простудные заболевания (86,3% всех потерь), на втором - травмы (6,2%), на третьем - заболевания органов пищеварения (2,9%), на четвертом - сердечно-сосудистые (2,1%), на пятом-шестом местах -заболевания костно-мышечной и мочеполовой систем (по 1,1% всех потерь). Замечено, что структура заболеваемости студенток-художниц отличается от таковой студенток других специальностей и вузов. Выявлена нерациональная структура использования суточного времени студентками-художницами: сниженные затраты времени ими на сон и занятия физическими упражнениями. Установлено, что у художниц наиболее сильно устает спина, затем глаза, голова, шея, плечи и поясница.

Ключевые слова: студенты-художницы, заболеваемость, физкультурно-оздоровительная работа, использование бюджета времени.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p94-99

MAIN SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES FOR THE ART

THE CAMPUS

Tatiana Gennadyevna Ilkevich, the senior lecturer, Natalia Ivanovna Medvedkova, the doctor of pedagogical sciences,

Gzhel State University

Annotation

The article presents the results of analyzing the morbidity, fatigue and time budget of art students and on their basis the authors developed the most important directions of the sports and recreation activities in conditions of campus. The authors revealed the increased losses of the students education time due

STUDENTS IN

professor,

to illness in September, October, November, December, February and March, the reduced - in January, April, May and June. It has been noted that there is a very high number of cases of illness in September. It has been established that by the losses to the school hours the first place is taken with the catarrhal diseases (86.3% of total losses), the second - the injuries (6.2%), the third - diseases of the digestive system (2.9%), the fourth - cardio vascular (2.1%), the fifth-sixth places - diseases of the musculoskeletal and genitourinary system (1.1% of all losses). It is noted that the structure of the morbidity of the art students differs from one of the students of other disciplines and universities. The authors revealed the irrational pattern of use of the daily time by art students: they have reduced the amount of time for sleep and physical exercises. It was found that most artists get tired mostly in back segment of the body, as well as the eyes, head, neck, shoulders and loins.

Keywords: art students, morbidity, sports and recreation activities, use of time budget.

ВВЕДЕНИЕ

Во время создания культурных ценностей (картин, дизайнерских проектов) основная нагрузка приходится на центральную нервную систему и ее высший отдел - головной мозг. Установлено отрицательное влияние на организм человека длительного пребывания в неподвижном положении сидя или стоя. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение мозга. В процессе такой длительной и напряженной умственной деятельности наступает утомление даже увлеченного своим трудом студента-художника. Направленные занятия физическими упражнениями могут снизить это утомление. Постоянное переутомление ведет к появлению различных предпатологий и последующих заболеваний. В связи с этим разработка направлений физкультурно-оздоровительной работы студенток-художниц, большинство из которых при создании своих шедевров ведут малоподвижный образ жизни, является актуальной проблемой. Подобных исследований выполнено мало [1].

Цель исследования - разработка и обоснование основных направлений физкультурно-оздоровительной работы в среде студенток-художниц университета в условиях кампуса. Исследование проводилось с участием студенток 1-3 курсов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На рисунках 1 и 2 показано изменение заболеваемости (в днях и случаях) студентов по месяцам года.

Количество пропущенных по болезни дней за 1 месяц на 100 студентов

250 200 150 100 50 0

193

128 156 126 132 138

35 27

5 п гп 0

& ¿Г ^ ^ / ^

Рис. 1.Изменение заболеваемости студенток-художниц за учебный год

Анализ динамики заболеваемости (в днях на 100 студенток) по месяцам учебного года показал (рисунок 1), что больше всего пропусков по болезни приходится на ноябрь и октябрь месяцы - 193 и 156 дней соответственно. На последующих местах - март и февраль - 138 и 132 пропущенных дня, меньше всего - на январь (5 дней) и не пропущено ни одного дня - в июне месяце. Это говорит о том, что во время сессии студентам болеть некогда. Анализ заболеваемости свидетельствует о том, что нежелательно проводить массовые спортивные соревнования и необходимо активизировать первичную профилактику болезней, в том числе и средствами физической культуры, в октябре, ноябре,

феврале и марте в связи с высокой заболеваемостью студенток. Самое оптимальное время для проведения студенческих спортивных соревнований - это апрель и первая половина мая. В январе и июне целесообразно самых лучших студенток (создающих шедевры спортсменок, отличниц, артисток, проявивших себя в других делах общественной жизни) оздоравливать в строящемся в ГГУ физкультурно-профилактическом центре физического оздоровления, создав им также идеальные условия не только для эффективной сдачи сессии, но и, самое главное, для практической реализации их таланта и продвижения к гениальности.

40 30 20 10 0

Количество случаев болезни в месяц на 100 студенток

32

22

23

12

16

16

1

1---1---1---1---1---1---1---1---1-1

Л ^ £

#

Л^' лГ* ^ ¿Г Л? ¿Г *

& & ^

Г

Рис. 2. Изменение количества случаев болезни студенток-художниц

Анализ изменения количества случаев болезни показал (рис.2), что больше всего их приходится на сентябрь (32 случая на 100 чел.), октябрь (22 случая) и ноябрь (23 случая), меньше всего - на январь (1), апрель (4) и май (3 случая). Данные на рисунке 2 подтверждают целесообразность выше обоснованных физкультурно-профилактических мероприятий. Однако повышенное количество случаев болезни студенток в сентябре свидетельствуют о целесообразности снижения уровня учебного стресса уменьшением числа учебных часов в аудиториях и увеличением количества интересных, эмоциональных, невысоко интенсивных спортивно-массовых мероприятий для студенток-художниц на уличных спортплощадках ГГУ и современном стадионе рядом расположенной школы в начале учебного года.

На рисунке 3 показана структура заболеваемости студенток-художниц.

□простудные заболевания □травмы органы пищеварения сердечно-сосудистые заболевания заболевания костно-мышечной системы заболевания мочеполовой системы прочие болезни Рис. 3. Структура заболеваемости студентов-художников, %

86,3

Из рисунка 3 видно, что на первом месте в структуре заболеваемости стоят простудные заболевания, которые составляют 86,3% в общем объеме. На втором месте оказались травмы - 6,2% общей заболеваемости. На третье место вышли заболевания органов пищеварения (2,9%). На четвертом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания (2,1%), на пятом - заболевания костно-мышечной и мочеполовой систем (по 1,1%). Структура заболеваемости художниц отличается от таковой у студенток других вузов [3, 4]. Это свидетельствует о том, что у художниц при выполнении очень трудоемких художественно-творческих заданий ослабляется иммунитет в связи с высокой загруженно-

4

3

0

стью учебой, в частности, рисованием и с низкой двигательной нагрузкой в этот период. Поэтому простудная заболеваемость превалирует. В связи с этим на занятиях физической культурой в первую очередь необходимо обратить внимание на первичную профилактику простудных заболеваний закаливающими процедурами и физическими нагрузками на свежем воздухе при любой погоде и температуре. Заболевания органов пищеварения свидетельствуют о том, что большая загруженность рисованием приводит к тому, что у студентов не хватает времени на рациональный прием качественно приготовленной пищи. Потери учебного времени из-за сердечно-сосудистых заболеваний говорят о том, что студентки продолжают недостаточно двигаться, далее не тренируя ослабленное еще в школе сердце.

На рисунке 4 показана структура использования суточного времени студенток. Анализ фактических данных о жизнедеятельности студенток свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, недостаточная двигательная активность, малое пребывание на свежем воздухе, выполнение домашних заданий по рисованию во время, предназначенное для сна. Негативные последствия такой жизнедеятельности проявляются в течение всей учебы в художественном вузе.

29,8

0,5 1 1

Рис. 4

□ сон □учеба

выполнение домашнего задания прием пищи игры на компьютере прогулки отдых

физические упражнения прочее

Структура использования суточного времени студентками-художницами

19,6

Из рисунка 4 видно, что большая часть времени (29,8%) тратится на сон. На учебные занятия тратится 19,6% суточного времени, чуть меньше - 15,4% на выполнение домашних заданий. Меньше всего времени отводится на занятия физическими упражнениями - 0,5% суточного фонда времени. Причем первокурсники тратят на занятия физическими упражнениями в среднем 0,04 часа в день, второкурсники и третьекурсники - по 0,18 часа в день, т.е. по 10,8 минут в день (норма для студента - 6-10 часов в неделю). Структура использования времени студентками-художниками отличается от таковой у студентов других вузов [2]. На первом курсе занимаются физической культурой и спортом 7,6%, на втором - 41,7%, на третьем - 18,1% опрошенных, т.е. большая часть студентов всех курсов не заботятся о своем здоровье. В связи с этим у студенток иногда возникают болевые ощущения от усталости в различных частях тела.

На рисунке 5 представлена картина болевых ощущений у студенток-художниц.

%, опрошенных 100

50

□ спина □ глаза □ голова Ошея □ плечи □ поясница Рис. 5. Картина болевых ощущений при работе у студенток-художниц

Из рисунка 5 видно, что больше всего при рисовании устает спина (у 63,6% опрошенных). На втором месте по утомлению стоят глаза. Они устают у 45,4% студенток. На третьем месте по болевым ощущениям оказалась голова (она болит у 36,4%), на четвертом - шея и плечи - по 27,3%, на пятом месте - поясница (18,2% опрошенных). Результаты анализа свидетельствуют о том, что в режим рабочего дня студенток-художниц необходимо вводить направленные занятия физическими упражнениями. Особое внимание необходимо уделять первичной профилактике заболеваний позвоночника. При этом на занятиях по физической культуре особое внимание следует уделять упражнениям на укрепление мышечного корсета позвоночника.

ВЫВОДЫ

Физкультурно-оздоровительная работа студенток художественных университетов в условиях кампуса должна быть направлена в первую очередь на увеличение их двигательной активности и на первичную профилактику простудных заболеваний закаливанием их организма физическими нагрузками и закаливающими процедурами на свежем воздухе, а также повышением иммунитета. Для этого также целесообразно для студенток, проживающих в общежитиях, внедрить утреннюю гигиеническую гимнастику или низкоинтенсивные утренние мини-тренировки по различным видам спорта, на расположенных вблизи спортивных объектах.

Для профилактики болей в спине, глазах, шее, пояснице необходимо внедрить коллективные физкультурные паузы непосредственно в учебных аудиториях преподавателем, ведущим не физкультурные занятия.

Для повышения общей двигательной нагрузки студентов целесообразно увеличить длительность работы всех спортивных залов на l час, т.е. до 22 часов и запустить в работу в первую очередь физкультурно-оздоровительный центр физического оздоровления в новом учебно-общежитском корпусе Гжельского госуниверситета.

Для снижения травматизма студентов необходимо усилить их силовую и игровую подготовку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кивихарью, И.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка специалистов в области декоративно-прикладного искусства : автореф. дис. ... канд. нед. наук / Кивихарью И.В. -СПб., 2010. - 24 с.

2. Медведкова, Н.И. Бюджет времени студентов художественных и спортивных вузов / Н.И. Медведкова, В.Д. Медведков, К.Б. Илькевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 83-88.

3. Медведкова, Н.И. Заболеваемость студентов и пути ее снижения / Н.И. Медведкова, В.Д. Медведков, С.В. Аширова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012. - № 4. - С. 39-40.

4. Медведкова, Н.И. Рациональная направленность физического воспитания в техническом вузе / Н.И. Медведкова, В. Д. Медведков // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 4. - С. 89-90.

REFERENCES

1. Kiviharyu, I.V. (2010), Professionally applied physical training of specialists in the field of arts and crafts, dissertation, St. Petersburg.

2. Medvedkova, N.I., Medvedkov, V.D. and Ilkevich, K.B. (2014), "Budget time of art students and students of sports high schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 83-88.

3. Medvedkov, N.I., Medvedkov, V.D. and Ashirova, S.V. (2012), :The morbidity of students and ways of its reduction", Problems of social hygiene, health and medical history, No. 4, pp. 39-40.

4. Medvedkova, N.I. and Medvedkov, V.D. (2010), "Rational of physical education in technical college", Higher education today, No. 4, pp. 89-90.

Контактная информация: medvedkovani@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2015

УДК 378

КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ЦЕНТРЫ НАУКИ И ИСКУССТВ

(BiLSEM)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Йунус Оз, аспирант,

Институт международных отношений, истории и востоковедения, отделение Высшая школа иностранных языков и перевода, Кафедра европейских языков и культур, Казанского Федерального Университета, Центр иностранных языков «Lingvis», г. Казань

Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению критериев отбора преподавателей на разных этапах существования республиканской Турции. В частности в статье говорится о практике отбора преподавателей в центры науки и искусства B1LSEM, работающих с одаренными детьми. Материалы статьи могут представлять интерес для исследователей и аналитиков в области образования, а также для руководителей учебных заведений и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Ключевые слова: критерии отбора преподавателей, одаренные дети, Турция, образовательная политика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p99-104

CRITERIA FOR THE TEACHERS SELECTION TO THE CENTERS OF SCIENCE

AND ARTS (BiLSEM) Yunus Oz, the post-graduate student, Institute of the international relations, history and oriental studies, office the Higher school of foreign languages and translation, Department of the European languages and cultures, Kazan Federal University, Center of foreign languages "Lingvis", Kazan

Annotation

The article deals with the criteria for selecting the educators used in different periods of republican Turkey. In particular the article discusses the practice of selecting the educators into the centers of science and art BILSEM working with gifted children. The study might be of interest for the researchers and analytics working in the educational sphere as well as the heads of the various educational institutions and representatives of the executive bodies of the Russian Federation territories dealing with education.

Keywords: criteria for selecting educators, gifted children, Turkey, educational policy.

За время развития Турецкой Республики в стране накоплен богатый опыт в области подготовки преподавателей. Первая школа по подготовке преподавателей «Da-rulmuallim»была открыта 16 марта 1848 г. [Unat, F. R. : Türk Egitim Sisteminin Gelismesine Tari-hi Bir Bakis Milli E§itim Basimevi, Ankara 1964. s.31]. С тех пор было апробировано большое количество практик и методов подготовки преподавателей [Ergin, O. : Türkiye Maarif Tarihi, C.1-2, Istanbul 1977, s. 572]. Выпускники подобных образовательных учреждений не имели проблем с трудоустройством, так как в стране всегда существовал определенный дефицит педагогических кадров. Так, преподаватели - выпускники сельских институтов, открытых для удовлетворения потребности в преподавателях в степных районах республики, заполнили большую часть пробела, существовавшего в вопросе обеспечения страны преподавателями. В соответствии с законом, преподаватели - выпускники сельских институтов, назначались работать в поселения - деревни [Uygun, S. :Türkiye'de ögretmen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.