The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (4)
208_DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866Х-2017-25-4-208-210
Health and society
© Илькевич Т.Г., Медведкова Н.И., 2017 УДК 616-092.11-057.875-058
Илькевич Т.Г., Медведкова Н.И.
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ И НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ
СТУДЕНТОК-ХУДОЖНИЦ
ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», 140155, г. Гжель
Представлен анализ использование бюджета времени на контингенте студенток-художниц разных курсов. Целью исследования явилось изучение образа жизни и показателей здоровья студенток-художниц. Задачи исследования — определить затраты времени на различные виды деятельности студенток, проанализировать некоторые показатели здоровья художниц, обосновать мероприятия по оздоровлению контингента. Использованные методы исследования — анализ литературных источников, анализ справок по временной нетрудоспособности студентов, анкетирование, тестирование показателей здоровья.
Исследование проводилось в Гжельском государственном университете. В нем приняли участие студентки I—III курсов. Наибольший процент в структуре бюджета времени занимает сон (29,8%), но на I и III курсах студентки спят меньше нормы. Выявлена недостаточная двигательная активность художниц, приводящая к снижению иммунитета и простудным заболеваниям, которые составляют 86,3% в структуре заболеваемости. Некоторые показатели здоровья (ЧСС, задержка дыхания на вдохе и выдохе, динамометрия кисти и др.) у студенток-художниц хуже, чем у студенток других специальностей.
Для подготовки художниц к будущему деторождению и эффективной профессиональной деятельности необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии и физкультурно-массовые и спортивные мероприятия во внеучебное время.
Ключевые слова: бюджет времени; сон; двигательная активность; студентки-художницы; показатели здоровья.
Для цитирования: Илькевич Т.Г., Медведкова Н.И. Анализ использования бюджета времени и некоторых показателей здоровья студенток-художниц. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (4): 208—210. DOI 10.18821/0869-0866X-2017-25-4-208-210
Для корреспонденции: Медведкова Наталья Ивановна, д-р пед. наук, проф. кафедры физической культуры Гжельского государственного университета, е-mail: [email protected].
Hkevitch T.G., Medvedkova N.I. THE ANALYSIS OF IMPLEMENTATION OF TIME BUDGET AND CERTAIN HEALTH INDICES OF FEMALE STUDENTS-ARTISTS
The Gzhelskii state university, 140155 Gzhel, Russia The article presents analysis of application of time budget by contingent of female .students-artists of different courses. The purpose of study is to investigate life-style and health indices of female students-artists. The study tasks included to determine time spending for various kinds of activity of female students, to analyze certain health indices of female artists and to substantiate activities related to health promotion of this contingent.
The applied methods included analysis of publications, analysis of temporarily disability certificates, questionnaire survey, health indices testing.
The study carried out in the Gzhelskii state university and covered female students of I—III courses. The greatest percentage in the time budget structure takes sleep (29.8%), though at I and II courses female students sleep less that standard requires. The study established an insufficient motion activity of female artists resulting in immunity decreasing and cold diseases that made up to 86.3% in the structure of morbidity. Certain health indices (breath holding at breathing in and breathing out, wrist dynamometry) in female students-artists are worse than in female students of other professions.
The preparation of female artists to future child-bearing and efficient professional activity it is necessary to implement health-preserving technologies and mass physical culture and sport activities during out-learning period.
Keywords: time budget; sleep; motion activity; female students-artists; health indices
For citation: Ilkevitch T.G., Medvedkova N.I. The analysis of implementation of time budget and certain health indices of female students-artists. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (4): 208—210. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2017-25-4-208-210
For correspondence: Medvedkova N.I., doctor of pedagogic sciences, professor. e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Received 06.04.2016 Accepted 14.03.2017
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% от наследственности, на 20% от экологии и на 10% от медицины. Структура образа жизни выражается в разных видах жизнедеятельности. От того, на что тратит студент свое свободное время, зависит уровень его жизни. Одни тратят свободное время на занятия физкультурой и спортом,
другие на общественную работу, третьи на художественную самодеятельность.
Анализ исследований различных авторов свидетельствует о неупорядоченной жизни студенческой молодежи. Это отражается в недостаточной двигательной активности, недосыпании, несвоевременном приеме пищи, недостаточном пребывании на свежем воздухе, выполнении домашних заданий за
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (4)
РР! http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-4-208-210_209
Здоровье и общество
счет сна и оказывает негативное влияние на здоровье студентов [1—8].
Целью исследования стало изучение образа жизни и показателей здоровья студенток-художниц. Определили затраты времени на различные виды деятельности студенток-художниц, анализировали показатели их здоровья, определяли мероприятия по оздоровлению контенгента.
Материалы и методы
Использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, анализ справок по временной нетрудоспособности, анкетирование, тестирование показателей здоровья. Анализу подвергались ЧСС (определялась пальпаторно в положении сидя), артериальное давление (измерялось с помощью автоматического тонометра), жизненная емкость легких (измерялась дважды с помощью сухого портативного спирометра в положении стоя, учитывался лучший результат), сила кисти (с помощью кистевого динамометра в положении стоя, задержка дыхания на вдохе и выдохе, с помощью секундомера в положении сидя). Анкетирование проводили по заранее составленной анкете.
Исследование проводилось в 2015—2016 уч. г. в Гжельском государственном университете среди студентов-художниц I—III курсов факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Результаты исследования
Как показал анализ структуры использования свободного времени, большая его часть (29,8%) приходится на сон. Недостаток сна (менее 7,5—8 ч) может привести к снижению умственной работоспособности, ухудшению психоэмоционального состояния человека, к нервным расстройствам, плохому самочувствию после пробуждения, снижению продуктивности учебной деятельности.
Меньше всего времени на сон отводят студентки III курса (6,3 ч), 6,6 ч — студентки I курса, 8,5 ч — студентки II курса. На I курсе у студентов проходит адаптация к учебной вузовской деятельности, поэтому приходится очень много учиться. На III курсе много приходится рисовать, поэтому на сон остается мало времени. Из анализа следует, что ночной отдых студенток-художниц недостаточен.
На учебные занятия больше всего (6,1 ч) времени тратят студентки I курса, 4,5 ч студентки III курса и 3,5 ч второкурсницы. Вероятно, поэтому они чаще пропускают первые учебные «пары».
Значительное место в учебной деятельности принадлежит занятиям физическими упражнениями и прогулкам на свежем воздухе. Результаты исследования показывают, что при отсутствии в жизнедеятельности студентов физических упражнений как средства восстановления и эмоциональной разрядки наблюдается снижение показателей умственной работоспособности [2, 8]. Известно, что для нормальной деятельности мозга необходимо, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, большую часть массы которого составляют
мышцы, а их движение поддерживает мозг в рабочем состоянии.
По нашим данным, очень мало времени отводится студентками на занятия физическими упражнениями. Так, на I курсе художницы практически не занимаются физическими упражнениями (на каждую приходится в среднем по 2 мин в день), а на II и III курсах на 1 студентку приходится по 10 мин в день. В то же время, по материалам исследований, двигательная активность студента должна составлять в среднем 6—10 ч в неделю [1, 2, 8]. Ее недостаток отрицательно отражается не только на умственной работоспособности, но и на здоровье студенческой молодежи: ухудшается состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, устойчивость к неблагоприятным факторам среды, нарушается координация движений, снижается тонус мышц, атрофируются мышцы живота, что отрицательно сказывается на функции органов пищеварения и на здоровье их будущих детей.
Художницы разных курсов практически не выделяют времени для прогулок на свежем воздухе, что также отрицательно сказывается на их здоровье.
Как отметили сами студентки в ходе опроса, 45,4% имеют сниженный иммунитет, плохое здоровье, у 45,4% опрошенных часто болит голова.
Недостаток двигательной активности, снижение иммунитета приводят к повышенной заболеваемости. Так, ее анализ показал, что в структуре заболеваемости простудные заболевания составляют 86,3%. Имеют хронические заболевания 28,6%, 46,5% опрошенных болели 1—2 раза в год, 21,4% 3—4 раза и 10,7% больше 4 раз [3].
Всего 39,3% художниц ведут здоровый образ жизни, 42,9% удовлетворены своим образом жизни. Оценили свой уровень здоровья как средний 57,2% студенток, 14,3% считают его низким.
По материалам нашего исследования показателей здоровья, ЧСС художниц несколько выше, чем у студенток других специальностей. Это говорит о менее экономной работе сердечно-сосудистой системы. Артериальное давление в пределах нормы. Задержка дыхания на вдохе, выдохе и динамометрия кисти ниже, чем у студенток других специальностей.
Заключение
Для подготовки художниц к эффективной профессиональной деятельности, к будущему деторождению необходимо внедрять здоровьесберегаю-щие технологии, включая физкультурно-массовые и спортивные мероприятия во внеучебное время, с учетом показателя здоровья, заболеваемости, наличия свободного времени в суточном режиме и др.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворкин Е.С. (ред.) Физическое воспитание студентов: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс; Краснодар: Неоглори; 2008.
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (4)
210_DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-4-208-210
Health and society
2. Ильинич В.И. (ред.) Физическая культура студента. М.: Гарда-рики; 1999.
3. Илькевич Т.Г., Медведкова Н.И. Основные направления физкультурно-оздоровительной работы студенток-художниц в условиях кампуса. Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. 2015. 12(130): 94—9.
4. Ишмухаметов И.Б. Сравнительный анализ состояния здоровья и образа жизни студентов. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; 3(121): 42—6.
5. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гиг. и сан. 2015; (9): 18—9.
6. Медведкова Н.И., Медведков В.Д., Аширова С.В. Заболеваемость студентов и пути ее снижения. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2012; (4): 39—40.
7. Медведкова Н.И., Медведков В.Д., Илькевич К.Б. Бюджет времени студентов художественных и спортивных вузов. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014; 4(110): 83—8.
8. Пономарева В.В. (ред.) Физическая культура и здоровье: Учебник. М.; 2001.
9. Самсоненко И.В. Анализ состояния здоровья студентов вуза. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; 11(129): 229—32.
Поступила 06.04.2016 Принята в печать 14.03.2017
REFERENCES
1. Dvorkin E.S. (Ed.). Physical Education of Students: Textbook. [Fizicheskoe vospitanie studentov: Uchebnoe posobie]. Rostov n/D.: Feniks; Krasnodar: Neoglori; 2008. (in Russian)
2. Il'inich V.I. (Ed.). Physical Education of Students. [Fizicheskaya kul'tura studenta]. M.: Gardariki; 1999. (in Russian)
3. Il'kevich T.G., Medvedkov N.I. The main directions of sports and recreation activities of students-artists in campus. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 12(130): 94—9. (in Russian)
4. Ishmukhametov I..B. Comparative analysis of health status and lifestyle of students. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 3(121): 42—6. (in Russian)
5. Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. Self-assessment of health and lifestyle of students of pedagogical university. Gig. i san. 2015; (9): 18—9. (in Russian)
6. Medvedkova N.I., Medvedkov V.D., Ashirova S.V. Morbidity of students and ways to reduce it. Probl. sots. gyg., zdravookhr. i istorii med. 2012; (4): 39—40. (in Russian)
7. Medvedkova N.I., Medvedkov V.D., Ilkevich K.B. Time budget of students of art and sports universities. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2014; 4(110): 83—8. (in Russian)
8. Ponomareva V.V. (Ed.). Physical Education and Health: Textbook. [Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e: Uchebnik]. Moscow; 2001. (in Russian)
9. Samsonenko I.V. Analysis of the health status of university students. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 11(129): 229—32. (in Russian)