Научная статья на тему 'Основные направления экономического решения социальных проблем в странах Восточной Африки (Бурунди, Уганда, Руанда)'

Основные направления экономического решения социальных проблем в странах Восточной Африки (Бурунди, Уганда, Руанда) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1100
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГАНДА / РУАНДА / БУРУНДИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / МВФ / МБРР / UGANDA / BURUNDI / RWANDA / CONSUMER DEMAND / IMF / IBRD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мутемберези Фидель

В настоящее время Руанда, Бурунди и Уганда образуют потенциально значимый потребительский рынок. Его активизация зависит от усилий со стороны политических руководителей общего потребительского рынка на уровне региона (через экономическую интеграцию) и осуществление в каждой стране адекватной экономической политики, способствующей повысить реальные доходы крестьян. Первоочередной проблемой этих стран на нынешнем этапе является борьба с абсолютной нищетой основной массы крестьян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Basic Directions of Economic Decisions of Social Problems in the East African Countries (Burundi, Uganda, Rwanda)

Now Rwanda, Burundi and Uganda as a whole, form the considerable potential consumer market. Its activization depends on the desire from outside political leaders to integrate the general consumer market (through economic integration) and to realize the adequate economic policy in each country by promoting to raise real incomes of peasants. It is possible to assert unequivocally that a prime problem of these countries at the present stage is social, which means fight against poverty of mass ordinary people.

Текст научной работы на тему «Основные направления экономического решения социальных проблем в странах Восточной Африки (Бурунди, Уганда, Руанда)»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ (Бурунди, Уганда, Руанда)

Ф. Мутемберези

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В настоящее время Руанда, Бурунди и Уганда образуют потенциально значимый потребительский рынок. Его активизация зависит от усилий со стороны политических руководителей общего потребительского рынка на уровне региона (через экономическую интеграцию) и осуществление в каждой стране адекватной экономической политики, способствующей повысить реальные доходы крестьян. Первоочередной проблемой этих стран на нынешнем этапе является борьба с абсолютной нищетой основной массы крестьян.

Ключевые слова: Уганда, Руанда, Бурунди, потребительский спрос, МВФ, МБРР.

Такие слаборазвитые и малые страны, как Уганда, Руанда, Бурунди, которые имеют очень низкий уровень доходов на душу населения, не могут рассчитывать только на свои внутренние рынки, чтобы развивать, например, такую отрасль экономики, как промышленность, если даже на это имеются ресурсы.

В среднесрочном плане Руанды, Бурунди и Уганды экономическое развитие предполагает параллельный рост предложения и спроса. Однако такие страны с незначительным внутренним спросом, даже развивая малые и средние промышленные предприятия, быстро впадают в производственный кризис, вызванный узостью внутреннего потребительского рынка. Именно поэтому в нынешнем структурном кризисе большинство промышленных предприятий стран Восточной Африки работают намного ниже своих производственных мощностей. Исходя из данной предпосылки следует определить возможные направления решения проблем развития хозяйства и повышения благосостояния населения.

Рост потребления и покупательная способность. Регион Восточной Африки в целом, характеризующийся низкими доходами на душу населения и высоким уровнем полунатурального хозяйства, располагает небольшим потребительским рынком. В Руанде и Бурунди практически отсутствует внутренний потребительский спрос, существенный с экономической точки зрения. Из 17 млн населения в этих двух странах 15,3 млн или 90% являются крестьянами, ведущими полунатуральное хозяйство с очень низкой покупательной способностью и не могут считаться значительным потенциальным потребительским рынком. Динамика в развитии потребления в разных группах стран показана в табл. 1.

Анализ и сравнение данных за прошлые десятилетия показывают снижение темпов потребления по всем странам КСВА, а в Бурунди, Руанде, Уганде примерно в 2 раза (в Руанде в 2,7 раза). Даже в развитых странах имеет место снижение темпов потребления почти на 10%.

Таблица 1

Среднегодовые темпы прироста частного потребления в континентальных странах Восточной Африки (КСВА) за 1985-1995 и 1995-2005 гг.

(%)

Страна Период

1985—1995 гг. 1995—2005 гг.

Страны с низкими доходами в целом 4,1 2,8

Страны Африки южнее Сахары, всего 3,5 0,9

в том числе:

Бурунди 6,1 2,3

Руанда 4,2 1,6

Уганда 7,4 4,2

Страны со средними доходами 6,6 2,5

Развитые страны 3,9 3,3

Источник: [1. С. 214-215].

До кризиса 1980-х гг. более быстрый рост потребления был в группе стран со средними доходами на душу населения, именно эти страны имели и самые высокие темпы экономического роста.

Рост/снижение потребления, в принципе, показывает и рост/снижение покупательной способности в целом по стране. Однако приведенные в таблице данные дают неточное представление о реальной покупательной способности населения в целом. При этом только в КСВА немногочисленные средние и высшие слои населения развивающихся стран потребляют больше половины потребительской части национального дохода, тогда как основная масса беднейших групп (90%), например, сельского населения абсолютного не имеет возможности не только увеличивать, но и улучшить (разнообразить) свое потребление. Структура и уровень развития сельского хозяйства таковы, что без реформы ничего изменить нельзя.

Было бы ошибочно считать, что если за 1985—1995 гг. частное потребление в Руанде и Бурунди увеличивалось в среднем на 4,2% и 6,1% соответственно, то значительным образом улучшилась и структура потребления всего населения. Структура потребления основой массы крестьян мало менялась, потребление оставалось низким и в последующее десятилетия.

Исходя из такого положения вещей, попытаемся определить возможности нынешней и перспективной покупательной способности населения Восточной Африки, что может способствовать значительному увеличению и расширению производства потребительских товаров.

Если рассматривать нынешний кризис не только на потребительском рынке, но и во всей экономике стран региона, можно отметить, что низкая покупательная способность населения очень слабо стимулирует производство. Только неудовлетворенный покупательный спрос является стимулом дальнейшего прогресса в снабжении товарами (через производство или импорт), что слабо проявляется в большинстве стран Тропической Африки. Отсутствие растущего неудовлетворенного покупательного спроса в странах Восточной Африки связано со снижением реальных доходов населения, объемов импорта и внутреннего промышленного производства.

Кризис на потребительском рынке в этих странах связан с нынешним структурным кризисом (в результате гражданской войны). С целью его смягчения была принята программа структурного приспособления (2000 г.). Однако данная программа не дала ожидаемых результатов восстановления прежней тенденции роста общего потребительского спроса, обусловленного ростом реальных доходов основной массы сельского населения.

Потенциал потребительского рынка. Как утверждает Ишрат Хусейн, специалист Мирового банка, население африканских стран, в основном крестьян, уже положительно относится к реформам структурного преобразования в своих странах, поскольку продает свою продукцию (там, где удовлетворительно проводятся эти реформы) по более высоким ценам. Например, крестьяне в Гане, ранее получавшие 7% продажной цены своего какао (остальное шло в госбюджет и коммерческим посредникам) сейчас получают 60%, что связано с ликвидацией государственной монополии на торговлю какао [2. С. 105]. Положительные результаты также отмечаются в Бурунди и в Руанде в результате применения программы структурного преобразования (ПСП).

Можно предполагать, что африканские страны скоро восстановят рост своей экономики [3. С. 27], как это прогнозируют специалисты. При этом можно отметить, что страны региона Восточной Африки имеют потенциальные резервы в образовании важного с экономической точки зрения потребительского рынка. В табл. 2 показан рост населения (потребителей) в странах Восточной Африки и его перспективы. Данное обстоятельство может привести либо к увеличению общего потребления либо к его уменьшению — в зависимости от ситуации в производстве к 2025 г.

Таблица 2

Изменение численности населения региона Восточной Африки

(млн человек)

Страна Год

1988 2000 2025

Бурунди 5 7 15

Руанда 7 10 23

Конго 33 47 87

Танзания 25 37 74

Кения 22 34 62

Уганда 16 24 51

Регион Восточной Африки в целом 108 159 312

Источник: [4. С. 38].

В настоящее время Руанда, Бурунди и Уганда образуют значительный потенциальный потребительский рынок, насчитывающий примерно 41 млн человек, что может привлекать инвестиции в производство потребительских товаров, в первую очередь товаров первой необходимости. Значимость потребительского рынка региона в целом, если в него будут включены и другие страны Восточной Африки, еще больше возрастет. В перспективе, судя по численности населения, этот потенциальный рынок, окажется одним из крупнейших на континенте.

Данный фактор экономического роста остается потенциалом региона. Его ПСП и активизация зависит от желания со стороны политических руководителей целостности общего потребительского рынка на уровне региона (через экономическую интеграцию), а также осуществления в каждой стране адекватной экономической политики, способствующей повысить реальные доходы крестьян (за счет оптимально эффективного использования существующих резервов).

Возможности решения социальных проблем. Процесс восстановления и развития экономики стран Восточной Африки связан с решением социальной проблемы этих стран на нынешнем этапе урегулированием политического вопроса и борьбой с абсолютной нищетой основной массы крестьян. Стабильная политическая обстановка в любой стране и регионе является основной предпосылкой для осуществления рациональной стратегии развития. Предполагая, что социально-политический климат в дальнейшем будет благоприятным в регионе Восточной Африки и будет зависеть от выбранной в каждой стране экономической стратегии и от координации стратегий на уровне региона, можно считать, что социальные вопросы будут разрешены.

Социальная ориентация экономической стратегии в развивающихся странах в целом, кроме создания условий для более полного и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов основной массы населения, должна иметь главный аспект: приоритетное развитие «человеческого фактора» экономического роста через постоянное внимание со стороны государства к образованию, здравоохранению, и планированию семьи. Необходимость улучшения жизни основной массы населения в таких развивающихся странах, как Руанда, Бурунди, Уганда, а также вопрос общего элементарного образования и здравоохранения не может не быть в центре внимания. Низкий уровень развития этих отраслей в странах Восточной Африки, а также роль «человеческого фактора» в процессе развития любой страны имеет большое значение и следовательно требует и первоочередного решения.

На наш взгляд, необходимо, чтобы в государственных программах совершенствования социальной сферы развитие человеческого капитала имело свое экономическое содержание, чтобы этот фактор выделился как стратегический элемент дальнейшего экономического развития. Для этого бюджетные расходы на социальные нужды в вышеуказанных направлениях должны рассматриваться прежде всего как «необходимые» инвестиции в «человеческий капитал», имеющие большую потенциальную экономическую эффективность. Это очень важно для бедных стран где отмечается высокий уровень неграмотности, низкий уровень здравоохранения и прогрессирующий рост населения. Именно в таком положении находятся сейчас страны Руанда, Бурунди и Уганда, в которых в настоящее время можно констатировать бедственное положение людей.

Программы структурного преобразования МВФ и МБРР по сокращению государственных расходов на социальные нужды, включая образование и здравоохранение, могут быть квалифицированы как несостоятельные. Если имеется цель улучшения экономического положения развивающихся стран, особенно наиболее бедных среди них, необходимо решать существующие текущие проблемы не в ущерб будущему, а с учетом необходимости обеспечения и долгосрочных положительных эффектов.

Такой комплексный подход требует от правительств поиска наиболее оптимального варианта решения социально-экономических проблем с учетом особенностей каждой страны, каждого региона. Вполне естественно, что развивающиеся страны с относительно высоким уровнем социального развития в области образования и здравоохранения (в основном это страны со средним доходом на душу населения) могут сократить расходы на социальные нужды не в ущерб своему экономическому будущему, тогда как подобная мера в наименее развитых странах (с наименьшими доходами на душу населения) блокирует дальнейшее развитие, так как при этом сохраняются такие губительные с экономической точки зрения факторы, как неграмотность и ухудшение здоровья населения.

Большое внимание к «человеческому фактору» диктуется не только положительным влиянием здравоохранения, образования и планирования семьи на экономический рост, но и его глобальным значением. Данная проблема больше всего ощущается в наименее развитых странах, не имеющих достаточных финансовых и технических ресурсов для ее решения. Для повышения грамотности населения и улучшения медицинского обслуживания нужна помощь развитых стран, что необходимо и для них, так как иммигранты из африканских стран часто являются носителями различных болезней, неграмотны, не имеют профессиональных знаний.

В связи с этим радикальное решение этих проблем нам видится только на глобальном уровне, в общечеловеческом масштабе. Необходимо перестроить международные экономические отношения на более гуманной основе и, конечно, на экономически эффективных началах. Бедность становится общечеловеческим явлением, ибо даже «богатый север» в настоящее время сталкивается с проблемами бедноты с «юга». Миграционные потоки «экспортируют» бедность, болезни и нарушают сложившийся стиль жизни населения развитых стран.

Не отрицая большую роль международного содействия развивающимся странам в социальной сфере, например в случаях религиозных конфликтов, отметим, что международная помощь в предотвращении данных конфликтов может быть более эффективной. Несомненно, что человечество в целом располагает в настоящее время достаточными политическими и технологическими средствами, чтобы, например, предотвратить региональные конфликты.

Таким образом, национальные социально-экономические стратегии по улучшению человеческого фактора должны быть составными частями глобальной стратегии развития всего человечества. Осуществление такой стратегии зависит от того, как каждая развивающаяся страна будет создавать необходимые условия у себя (путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и возможностей), а также от того, как развитые страны и международные организации смогут направлять свое содействие не только на текущую экономическую эффективность, но и на гуманитарные цели в ожидании дальнейшего выигрыша всего человечества как в социальном, так в экономическом плане.

Основные аспекты социальной стратегии. Основными аспектами социальной стратегии экономического роста в наименее развитых странах являются:

— обязательное начальное образование для детей (6—8 классов), стимулирование труда учителя;

— осуществление справедливого обслуживания в области здравоохранения;

— стремление к более или менее равномерному распределению больниц, врачей и другого медицинского персонала по стране, увеличение дотаций на самые необходимые лекарства;

— широкомасштабная пропаганда необходимости ограничения рождаемости;

— пропаганда общей гигиены и качественного питания, особенно детей, беременных женщин;

— увеличение занятости населения через привлечение сельских жителей к общественным работам;

— более продуманная и научно обоснованная помощь со стороны развитых государств и международных организаций (МВФ и МБРР).

Исходя из этого определяются направления решения проблем развития экономики и повышения благосостояния населения, в частности проводится анализ возможного увеличения доходности страны на основе взаимозависимости роста потребительского рынка и увеличения покупательной способности населения.

По нашему мнению, решение социальных проблем невозможно без помощи развитых стран и международных финансовых организаций. Приоритет должен отдаваться тем отраслям, которые развиты в наибольшее степени. Для Руанды, Бурунди и Уганды это сельское хозяйство. Увеличение его продуктивности приведет к улучшению материального положения крестьянства, которое составляет основную часть населения. При этом будет расти потребительский рынок, улучшится покупательная способность людей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Banque Mondiale, Rapport sur le develeoppement dans le monde, 2006.

[2] IshratH. Towards West Africa peasantry in reforms // Jeune Afrique. — 2007. — № 5. — С. 27.

[3] Rwanda Observer. 2006, December.

[4] Banque Mondiale, Rapport sur le develeoppement dans le monde, 2005.

THE BASIC DIRECTIONS OF ECONOMIC DECISIONS OF SOCIAL PROBLEMS IN THE EAST AFRICAN COUNTRIES (Burundi, Uganda, Rwanda)

F. Mutemberezi

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Now Rwanda, Burundi and Uganda as a whole, form the considerable potential consumer market. Its activization depends on the desire from outside political leaders to integrate the general consumer market (through economic integration) and to realize the adequate economic policy in each country by promoting to raise real incomes of peasants. It is possible to assert unequivocally that a prime problem of these countries at the present stage is social, which means fight against poverty of mass ordinary people.

Key words: Uganda, Burundi, Rwanda, consumer demand, IMF, IBRD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.