Факторы экономического роста стран Африки к югу от Сахары: современные тенденции
Галина Викторовна ПОДБИРАЛИНА
кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова». Адрес: 117997, Москва, Стремянный переулок, д. 36. E-mail: [email protected]
Джон Чинеду АЗИАГБА
ассистент кафедры мировой экономики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова». Адрес: 117997, Москва, Стремянный переулок, д. 36. E-mail: [email protected]
ЦИТИРОВАНИЕ: Подбиралина Г.В., Азиагба Д.Ч. (2018) Факторы экономического роста стран Африки к югу от Сахары: современные тенденции // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 11. № 5. С. 38-54. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-5-38-54
АННОТАЦИЯ. Несмотря на то что Африканский континент позиционируется как один из экономически быстро растущих в мире (особенно субрегион Африки южнее Сахары), отсутствие индустриализации и использования современных технологий продолжает оставаться тормозом для развития экономики африканских стран, которые в значительной степени зависят от сельского хозяйства и экспорта необработанных товаров, имеющих относительно низкую добавленную стоимость и составляющих более 80% их экспорта. Это оказывает негативное влияние не только на экономическое развитие региона, но и на подушевые доходы населения. В статье дается оценка экономического потенциала африканских стран, который является одним из важнейших факторов преодоления экономической отсталости, достижения целей устойчивого развития, повышения жизненного уровня населения и изменения статуса стран Африки южнее Сахары в мировой экономи-
ческой системе. Показано, что для африканских государств важно привлечение новых технологий и инновационных продуктов в сферы промышленности и сельского хозяйства, поскольку знания и инновации выступают локомотивом экономического роста и являются одним из важнейших факторов реконструкции и модернизации их экономик.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономический рост, инновационное развитие, страны Африки к югу от Сахары, цели устойчивого развития, экономический потенциал, модернизация промышленности и сельского хозяйства
Влияние демографического фактора и инноваций на экономическое развитие стран Африки к югу от Сахары
В настоящее время особенно актуальным становится вопрос о способности страны в процессе структурных
изменений своей экономики использовать существующие и внедрять новые инновационные разработки и технологии, поскольку от этого зависит и социально-экономическое развитие и определение ее места в современной системе мировой экономики и мирохозяйственных связей. Однако некоторым странам, особенно тем, которые международные организации относят к категориям «наименее развитые» и «страны с низким уровнем дохода», бывает очень сложно внедрять современные технологии в силу отсутствия необходимых знаний, опыта, квалификации, финансовых возможностей и недостаточного инвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) [Отчет о промышленном развитии - 2016].
Тем не менее правительства этих государств заинтересованы в индустриализации промышленного и сельскохозяйственного производства, осознавая, что развитие экономики с использованием новейших технологий является одним из важнейших факторов, способствующих снижению уровня бедности и обеспечению социально-экономической и экологической устойчивости, эффективному использованию имеющегося ресурсного потенциала [Отчет о промышленном развитии -2018].
В настоящее время имеются определенные предпосылки для того, чтобы страны Африки к югу от Сахары (АЮС) активно использовали современные технологии в экономике. В первую очередь, это значительный ресурсный потенциал, особенно качественный и количественный состав населения. В настоящее время в странах Аф-
рики проживают более 1,2 млрд чел., а к 2050 г.1 численность населения континента может составить 2,5 млрд чел.
По мнению экспертов, происходящий на Континенте в целом, и в Африке южнее Сахары в частности, «бурный демографический рост обусловливает, в свою очередь, быстрый рост трудоспособного населения», численность которого увеличилась более чем в два раза за последние 30 лет и, по прогнозам, к 2025 г. вырастет еще в 2,5 раза [Абрамова 2013]. В данном случае рост населения следует рассматривать не как проблему, а как предпосылку для модернизации национальных африканских экономик, поскольку увеличивающейся количественно рабочей силе будут необходимы знания, определенные профессиональные навыки, квалификация, чтобы гарантировать достойный уровень жизни.
Следует отметить, что в африканском регионе пока преобладает сельское население (на середину 2018 г. оно составляло 740 млн чел.)2, несмотря на устойчивый и быстрый рост доли городского населения (42,5%). Согласно прогнозам экспертов, к 2030 г. в Африке сохранится преобладание сельского населения (увеличится до 880 млн чел.), но и там доля городских жителей будет расти и составит более 48% [Щербакова 2018].
Современное состояние уровня урбанизации представлено в таблице 1 на примере 11 африканских стран. Мы видим, что доля городского населения в этих странах достаточно высокая, хотя и наблюдается значительный разброс: от 13,2% (Мозамбик) до 62,5% (Республика Конго). Средние темпы роста городского населения также высокие - от 2,1 (Марокко) до 6,6 (Руанда).
1 Согласно прогнозам.
2 Доля сельского населения составила 57,5%.
Однако в странах, которые демонстрируют высокий уровень урбанизации (Камерун, Кот-д'Ивуар, Судан и др.), промышленность продолжает оставаться на стадии становления, в то время как сектор услуг демонстрирует быстрый рост, причем часто в нелегальных и неформальных подсекторах. Занятость в промышленности также находится не на высоком уровне (за исключением Республики Конго, Марокко и ЮАР). Для индустриального развития в этих государствах необходимо учитывать взаимосвязь промышленного развития и урбанизации, поскольку быстрый рост африканских городов должен способствовать развитию внутренних и региональных рынков для отечественных промышленных продуктов, росту потребительского класса и изменению моделей потребления. Кроме того, рост городского населения оказывает влияние на развитие сельского хозяйства, поскольку увеличивается спрос на продукцию аграрного сектора. И в данном случае потребует-
ся не только поддержка промышленности, но и повышение производительности и развития сельского хозяйства. Решить эту задачу возможно (но, по всей вероятности, не в краткосрочном периоде) за счет дополнительного финансирования отрасли, предоставления льгот для развития фермерского бизнеса, улучшения логистически-транспортной инфраструктуры и пр.) [Economic Report on Africa 2017].
В отличие от других регионов мира (например, Европы), Африка не имеет проблем со старением населения, а урбанизация создает условия для концентрации рабочей силы. Параллельно с процессом урбанизации в последние десятилетия растет уровень образования африканского населения (особенно в густонаселенных регионах), а также использование современных технологий в различных отраслях экономики. Однако уровень грамотности по-прежнему остается одной из серьезных, но нерешенных проблем в большинстве стран АЮС, что оказывает не-
Таблица 1. Демографические показатели отдельных стран Африки к югу от Сахары, 2017 г.
Показатели Камерун Республика Конго Кот-д'Ивуар Мадагаскар Марокко Мозамбик Нигерия Руанда Судан Эфиопия а. 2
Население, млн чел. 23,3 4,6 22,7 24,2 34,4 28,0 182,2 11,6 40,2 99,4 55,0
Урбанизация (% от общей численности населения) 54,4 65,4 54,2 35,1 60,2 32,2 47,8 28,8 33,8 19,5 64,8
Темпы роста городского населения (средний показатель за 10 лет) 3,7 3,5 3,7 4,8 2,1 3,5 4,7 6,6 2,6 4,8 2,4
Доля городского населения в крупнейших городах, % 24,1 62,5 39,5 30,7 17,0 13,2 15,1 37,6 37,7 16,7 26,4
ВВП на душу населения, долл. 1251 1851 1399 412 2872 525 2640 697 2089 619 5692
Занятость в промышленности (%, по отношению к прошлому году) 9,1 20,6 н/д 7,9 21,4 3,4 8,5 6,7 15,3 7,4 23,5
Источник: [Economic Report on Africa 2017]. 40
гативное воздействие на экономическое развитие в регионе. Поэтому необходимо совершенствование системы, использование современных образовательных методов и технологий. Можно предположить, что благодаря росту трудоспособного населения, отсутствия проблемы старения и стремительно развивающемуся процессу урбанизации страны Африки станут одним из перспективных регионов для использования современных технологий, а также расширения деятельности технологических компаний, ведущих свой бизнес в этом регионе [Урбанизация Африки 2018].
В Отчете о промышленном развитии за 2018 г. отмечается, что использование инноваций играет большую роль в диверсификации промышленности и сельского хозяйства и способствует достижению Целей устойчивого развития (ЦУР). Применение такого подхода увеличивает возможности по созданию новых рабочих мест, улучшению благосостояния населения, удовлетворению спроса на новые виды продукции, которые обладают более высоким качеством. Все это должно содействовать повышению эффективности усилий, направленных на достижение целей, предусмотренных в Повестке дня на период до 2030 г. [Отчет о промышленном развитии - 2018, с. 2].
В материалах, разработанных Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (Е8САР), понятие «инновация» определяется как «внедрение нового или существенно более качественного продукта (товара или услуги), или процесса (например, новый метод сбыта), или нового организационного метода (например, методы предпринимательства, организации рабочего места или внешних сношений)». Причем любой инновационный продукт, процесс или организационный метод должен быть для ком-
пании либо новым, либо значительно совершеннее предыдущего [Новые тенденции в инновационной политике 2018, с. 2]. То есть производство и внедрение новых видов продукции вследствие технологического прогресса может выступать важным источником благосостояния населения, однако необходимо не только повышать качество потребительских товаров, но и осуществлять устойчивое снижение цен на них. В итоге будут выигрывать и производители продукции, и потребители, поскольку произойдет повышение покупательной способности населения (особенно более уязвимой его части), что положительно скажется на его продолжительности жизни [Отчет о промышленном развитии - 2018, с. 9]. Но такой подход к определению инноваций не в полной мере соответствует африканской действительности. Здесь более уместно использовать термин «инновационное развитие» в более узком смысле, а именно, как использование опыта других стран во внедрении инновационных разработок и применение уже имеющихся технологий для модернизации промышленности и сельского хозяйства.
Модернизация промышленности и сельского хозяйства - важный этап в решение социально-экономических проблем
Следует уточнить, что в процессе модернизации промышленности и сельского хозяйства важна регулирующая роль государства, поскольку с помощью государственных инвестиций правительства могут руководить разработкой технологий и инноваций, способствующих решению социально-экономических и экологических проблем. И уже имеются положительные приме-
ры в осуществлении целевых стратегий при содействии внедрению технологий, которые обеспечивают повсеместное оказание услуг малоимущему населению. Особенно активно этот процесс наблюдается в азиатском регионе. Например, в Индии разработана стековая технологическая платформа, основывающаяся на системе биометрической идентификации «Аадхаар»3, применение которой позволило обеспечить общедоступность финансирования в стране для 1,2 млрд людей. Использование уникального идентификационного номера (на базе биометрических и демографических данных) позволило государственным и частным банкам создать открытую и универсальную сравнительно дешевую систему платежей, доступную гражданам, имеющим либо банковский счет, либо мобильный телефон. Согласно статистике, в настоящее время социальные пособия напрямую получают свыше 338,6 млн чел., благодаря чему в течение трех лет правительство страны может сэкономить 7,51 млрд долл. [New Innovation 2017; Новые тенденции в инновационной политике 2018, c. 10]. В странах АЮС также наблюдаются отдельные успехи в области внедрения технологических разработок, которые облегчили населению доступ к финансовым и информационным услугам. Например, в Кении запуск платформы M-Pesa в 2007 г. позволил населению оплачивать товары и услуги при помощи мобильных устройств, и в настоящее время около 74% кенийцев пользуются мобильными денежными системами4, а старта-пам в области ИКТ стало намного про-
ще принимать платежи потребителей. Еще один пример - это использование интернет-приложения М-Багш, позволяющего кенийским фермерам быть в курсе текущей рыночной информации и назначать более высокие цены на свою продукцию. Кроме того, в Кении разрабатываются продукты, нацеленные в первую очередь на мобильных пользователей. Это обусловлено тем, что 99% абонентов интернета в стране (около 16 млн чел.) выходят в интернет через мобильные устройства5.
В отличие от мировых лидеров (США, Япония, Германия, Франция, Китай и др.), большинство стран Африки к югу от Сахары находятся на ранних этапах модернизации. И при этом они имеют большие возможности обеспечить всеохватывающее промышленное развитие и достижения ЦУР. Однако для самостоятельной разработки новых технологий у них недостаточно опыта, квалификации и финансовых ресурсов. Следовательно, эти государства могут заимствовать технологии у других стран и обеспечивать благодаря их применению экономический рост. Но и в данном случае необходимо соответствующее образование и квалификация. Кроме того, технологии следует использовать с целью модернизации производства именно в тех отраслях (например, в обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве), которые обеспечивают экономический рост [Отчет о промышленном развитии - 2016, с. 18].
В настоящее время условия участия стран Африки в международном сотрудничестве и обмене по-прежнему
3 «Проект "Аадхаар" - это функционирующая под руководством правительства на базе технологий система обеспечения общедоступности финансирования. В ней используется уникальный идентификационный номер (на базе биометрических и демографических данных), который привязан к номеру мобильного телефона, не требующего больших затрат на обслуживание банковского счета, и открытой мобильной платформе». https://www.unescap.org/sites/default/files/CICTSTI_2018_6%20 Inclusive%20technology%20and%20innovation%20-%20Russian.pdf, дата обращения 12.10.2018
4 К 2007 г. лишь немногие кенийские граждане имели кредитные карточки и доступ к банкам.
5 https://share.america.gov/ru/, дата обращения 12.10.2018
в значительной степени определяются не столько самим африканским регионом, сколько его партнерами, контролирующими более высокие сегменты в производственно-сбытовых цепочках. Согласно статистике, на Африканский континент, где проживает 12% населения планеты, до сих пор приходится примерно 1% мирового ВВП и 2% мировой торговли, а внешние факторы (экономическая помощь, поставки продовольствия, технологий и пр.) в значительной степени определяют условия его внутреннего развития [Аналитические материалы к рабочим мероприятиям форума «Развитие парламентаризма» 2018].
Обладая огромным минерально-сырьевым (как по объемам запасов, их качеству, так и по себестоимости добычи) и людским потенциалом, многие страны Африки имеют надежную базу для экономического развития. В последнее десятилетие африканский континент показывает высокие темпы экономического роста, что позволяет предположить возможность преодоления его маргинального положения в доле и структуре мирового ВВП. Так, например, средний ежегодный прирост общего ВВП Африки за период с 2008 по 2016 г. составил 4%, а ряд африканских стран демонстрирует рекордные темпы: в 2017 г. рост ВВП в Гане составил 8,3%, в Эфиопии - 8,2%, в Кот-д'Ивуаре - 7,2%, в Джибути - 7% [Аналитические материалы к рабочим мероприятиям форума «Развитие парламентаризма» 2018].
Тем не менее значительный экономический рост не сопровождался соразмерным прогрессом в индустриализации, а был обусловлен расширением внутренних рынков, поддерживаемых растущим средним классом; улучшением бизнес-среды, вызванным совершенствованием макроэкономического управления; урбанизацией; благопри-
ятными ценами на сырьевые товары и увеличением государственных и частных инвестиций. В результате постоянное отсутствие индустриализации стало тормозом для африканской экономики, страны которой в значительной степени зависят от сельского хозяйства и экспорта необработанных товаров, имеющих относительно низкую добавленную стоимость и составляющих более 80% их экспорта (например, в Алжире, Анголе, Нигерии и других государствах Континента). Это негативно влияет на подушевые доходы населения. Следует отметить, что в среднем африканская промышленность генерирует около 700 долл. в ВВП на душу населения, что составляет менее трети того же показателя в Латинской Америке (2 500 долл.) и примерно пятую часть в Восточной Азии (3 400 долл.) [Industrialize Africa 2018].
Зависимость экономики от экспорта ограниченного количества первичных продуктов негативное воздействует не только на создание региональных производственно-сбытовых цепочек, но и на социально-экономическое развитие африканских стран, поскольку в производстве практически отсутствуют товары с высокой добавленной стоимостью, что приводит к недополучению финансовых ресурсов для национальных экономик и проблемам в создании дополнительных рабочих мест, которые крайне необходимы их молодому населению. Но здесь нельзя обобщать, поскольку такая ситуация характерна не для всех стран АЮС. Например, чтобы увеличить добавленную стоимость и укрепить сырьевую базу для промышленности, некоторые страны (Кот-д'Ивуар, Гана, Гвинея, Нигерия, Сенегал и др.) организовали исследовательские институты для перевода сырья в полуфабрикаты и готовые товары, а в Гане и Нигерии организованы институты, специализирующиеся
на аэронавтике, ядерной энергии, химии и металлургии. Эти меры способствовали созданию первых технологических парков и кибердеревень, которые имеют промышленность, производящую продукты с высокой добавленной стоимостью [Bossuyt 2016].
Тем не менее африканский экспорт состоит в основном из продукции низкотехнологичного производства и необработанных природных ресурсов, что тормозит развитие региональной торговой интеграции, по сравнению с другими развивающимися регионами. Так, например, доля внешней торговли Африки в ВВП в 2015 г. составляла 40% по сравнению с 47,3% для развивающейся экономики в целом. Показатели межафриканской торговли также низкие: доля внутрирегиональной торговли в общем объеме торговли африканских стран в 2015 г. составила 15,3%. Для сравнения: у развивающихся экономик в Восточной Азии этот показатель был равен 32,1% [Transforming African Economies 2017].
Промышленное развитие и качество инфраструктуры играют ключевую роль в сохранении темпов экономического роста, и без применения инноваций и современных технологий этого достичь практически невозможно. Во многих африканских странах инфраструктурные ограничения (неразвитость автомобильной, железнодорожной и портовой инфраструктуры) тормозят экономическое развитие примерно в той же степени, что и политическая нестабильность, непрозрачное регулирование и отсутствие доступа к финансированию и технологиям, и добавляют от 30 до 40% к стоимости товаров, которыми страны торгуют между собой. По мнению экспертов, неудовлетворительное состояние инфра-
структуры ежегодно сокращает ВВП стран Континента на 2%, а также снижает производительность труда на 40% [Аналитические материалы к рабочим мероприятиям форума «Развитие парламентаризма» 2018].
Рост инновационности и конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства - ключевая задача африканской экономики
В настоящее время главная задача африканской экономики - сохранить и нарастить темпы инновационной деятельности, и для этого есть все предпосылки. Так, например, по состоянию институциональной структуры и развития рынка такие страны, как Маврикий, Ботсвана, ЮАР, Намибия, Руанда и Буркина-Фасо, не уступают некоторым странам Европы (Румынии, Сербии, Беларуси, Украине и др.), Юго-Восточной и Восточной Азии и Океании (Камбодже, Ямайке, Индонезии и др.). Причем начиная с 2012 г. среди стран Африки к югу от Сахары стало больше государств, входящих в группу «динамичных новаторов», чем в любом другом регионе. В 2016 г. к «динамичным новаторам» эксперты относили Бурунди, Кению, Руанду, Мозамбик, Уганду, Малави, Мадагаскар, Объединенную Республику Танзания и Сенегал [Глобальный инновационный индекс 2017].
Авторы доклада «Глобальный инновационный индекс» отмечают, что в 2017 г. кластер «инновационных достижений» составляют 17 стран6, причем большинство из этих экономик (девять) расположены в регионе Африки к югу от Сахары (табл. 2).
6 В 2017 г. в него вошли еще две страны.
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в странах I Африки к югу от Сахары наблюдается прогресс в инновационных достижениях. Так, например, в Кении, Руанде, Сенегале, Уганде, Мозамбике и Мала- ] ви выделяются инновационные успехи не менее пяти раз за предыдущие шесть лет, а Танзания и Бурунди присоедини- ] лись к этой группе в 2017 г. Эта тенденция позволяет предположить возможность сократить разрыв в уровнях доходов между более успешными в эко- ]
Таблица 2. Достижения в области инноваций
номическом развитии странами и государствами, относящимися к группе «наименее развитых стран» [The Global Innovation Index 2017].
Как было отмечено выше, важным направлением экономического развития является индустриализация промышленного и сельскохозяйственного производства с использованием новых технологий и инноваций. Это обусловлено тем, что промышленный рост положительно влияет на общий ВВП и производительность. Лидеры африкан-
Страны Уровень (группа) доходов Годы, в которые наблюдались инновационные достижения
Вьетнам Средний уровень доходов 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011 (в течение 7 лет)
Кения Средний уровень доходов 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011 (в течение 7 лет)
Республика Молдова Средний уровень доходов 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011 (в течение 7 лет)
Индия Средний уровень доходов 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011 (в течение 7 лет)
Армения Средний уровень доходов 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012 (в течение 6 лет)
Украина Средний уровень доходов 2017, 2016, 2015, 2014, 2012 (в течение 5 лет)
Руанда Низкий уровень доходов 2017, 2016, 2015, 2014, 2012 (в течение 5 лет)
Уганда Низкий уровень доходов 2017, 2016, 2015, 2014, 2013 (в течение 5 лет)
Мозамбик Низкий уровень доходов 2017, 2016, 2015, 2014, 2012 (в течение 5 лет)
Малави Низкий уровень доходов 2017, 2016, 2015, 2014, 2012 (в течение 5 лет)
Сенегал Низкий уровень доходов 2017, 2015, 2014, 2013, 2012 (в течение 5 лет)
Таджикистан Средний уровень доходов 2017, 2016, 2013 (в течение 3 лет)
Мальта Высокий уровень дохода 2017, 2016, 2015, (в течение 3лет)
Мадагаскар Низкий уровень доходов 2017, 2016 (в течение 2 лет)
Болгария Средний уровень доходов 2017, 2015 (в течение 2 лет)
Бурунди Низкий уровень доходов 2017 (1 год)
Объединенная Республика Танзания Низкий уровень доходов 2017 (1 год)
Источник: Key Findings of the GII 2017, table A, p. xxv // http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2017.pdf, дата обращения 05.08.2018.
ских стран осознают, что промышленность играет важную роль в создании высокотехнологичной продукции, прошедшей все стадии по цепочкам добавленной стоимости, от сырья до готовой продукции. Индустриализация повышает производительность за счет внедрения новых технологий и методов, создает рабочие места, повышает профессиональные навыки работников, поддерживает устойчивость экономики и социальную стабильность. Кроме того, индустриализация может улучшить торговый баланс путем создания конкурентной продукции для экспорта [Industrialize Africa 2018].
Многие африканские страны разрабатывают планы экономического развития с активным внедрением иннова-
ций. Например, правительством Нигерии разработан план экономического восстановления «Economic Recovery Growth Plan 2017-2020», который поможет стране преодолеть последствия недавнего экономического спада и достичь стабильности в области энергетики, сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также стимулировать приток зарубежных инвестиций и подготовить новое поколение молодых специалистов. В частности, план подразумевает инвестиции в образование, призванные справиться с дефицитом кадров, развитие инновационных подходов к ведению сельского хозяйства для обеспечения самодостаточности в производстве ключевых пищевых товаров, в том числе риса (в
Рис. 1. Структура промышленности отдельных стран АЮС, 2016 г., % от ВВП
100
80 70 60 50 40 30 20 10 0
I
1
1
I
1
Нигерия Камерун Эфиопия Гана 1 средние и высокие технологии □ низкие технологии □ средняя доля развивающихся стран в РВ-1_Т
Кения Кот -Д Ивуар
Египет
ЮАР
Источник: [Industrialize Africa 2018].
2018 г.) и пшеницы (в 2020 г.), введение универсального медицинского страхования и налоговых льгот для инновационных отраслей, что окажет положительное влияние на экономическое развитие страны и ее кадров [Нигерия представит свой инновационный план 2017].
Несмотря на определенные достижения, опыт Африки в области индустриализации до настоящего времени не был особенно успешным. Промышленный ВВП остается низким, структура экспорта - ресурсоемкой и низкотехнологичной (рис. 1), а устойчивый экономический рост происходит не за счет производства высокотехнологичной продукции, а за счет экспорта сырья, в том числе сельскохозяйственного, и благодаря таким структурным факторам, как рост внутренних рынков и урбанизация.
В настоящее время индустриализации африканской экономики препятствует множество проблем, но решение их возможно. Например, за счет оптимального использования структурных факторов, основными из которых являются демографический и урбанизация. Так, согласно прогнозам, в 2050 г. в Африке будет проживать 2 млрд чел. Это одна пятая населения мира, где к 2025 г. сосредоточится самая молодая рабочая сила (по оценке, более 500 млн чел. на рынке труда) [Industrialize Africa 2018]. Как было отмечено в начале исследования, демографический рост может выступить предпосылкой для модернизации национальных африканских экономик, поскольку увеличивающемуся составу рабочей силы будут необходимы знания, определенные профессиональные навыки, квалификация, чтобы гарантировать достойный уровень жизни.
Во-вторых, в Африке самый высокий уровень урбанизации в мире. Около 40% населения проживает в городских районах, а в 20 крупнейших африканских городах в ближайшие 10 лет ожидается рост городского населения на 50%, что потребует развития инфраструктуры и сферы услуг, а следовательно, создания новых рабочих мест. Активизация урбанизационного процесса способствует росту внутренних рынков (более чем на 5% в год) и среднего класса. Согласно статистике, в 2010 г. 150 млн африканцев относились к среднему классу. Согласно прогнозам, к 2020 г. этот показатель может увеличиться до 210 млн чел., а к 2040 г. - до 490 млн [Industrialize Africa 2018].
В-третьих, в настоящее время в африканском регионе стали активно использоваться цифровые и технологические разработки. Африка является самым быстрорастущим цифровым потребительским рынком с 600 млн пользователей интернета. Предполагается, что к 2020 г. на Континенте будет около 720 млн пользователей смартфонов. В настоящее время примерно 31% африканцев находится в пределах досягаемости подключения интернета [ Industrialize Africa 2018]. Цифровиза-ция экономики может положительно повлиять на социально-экономическое развитие региона АЮС (в первую очередь для развития малого бизнеса). Однако этот процесс таит и ряд угроз для африканской экономики, которая пока еще ассоциируется с «поставщиком сырьевой продукции» (в 2014 г. доля Африки в добавленной стоимости мировой промышленности составляла всего 1,6%)7. Как представляется, пока несколько преждевременно считать циф-ровизацию экономики одним из решающих факторов экономического роста.
7 Для сравнения: в АТР этот показатель равен 44,6%.
Сельское хозяйство - основа экономики большинства африканских стран, расположенных к югу от Сахары
Африканский континент обладает огромным потенциалом и может стать крупным участником регионального и глобального рынка продовольствия, однако рост объемов производства сельскохозяйственной продукции в последние десятилетия обеспечивался преимущественно за счет увеличения площадей обрабатываемых земель, а не за счет роста производительности земельных угодий и труда. В настоящее время сельское хозяйство обеспечивает занятость значительной доли населения, но его основу составляют семейные хозяйства, возделывающие небольшие участки земли, площадь которых, как правило, не превышает двух гектаров. По оценкам ФАО страны Африки к югу от Сахары сталкиваются со сложными проблемами, включая конфликты и отсутствие безопасности, слабые службы поддержки сельского хозяйства, отсутствие финансовых учреждений и страхования, отсутствие гарантированных прав на землю, изменение климата и ожидаемое удвоение численности населения к 2050 г. [Ксенофонтова 2015].
Для решения этих проблем, а также искоренения бедности и обеспечения продовольственной безопасности необходим дополнительный объем чистых государственных инвестиций (от 6 до 7 млрд долл. США ежегодно). Инвестиции нужны и для улучшения транспортной инфраструктуры и доступа к энергоресурсам и воде, рынкам и рыночной информации. Кроме того, они необходимы для того, чтобы фермеры могли существенно интенсифицировать производство сельскохозяйственных культур и получать больше продукции со своих земельных участ-
ков, улучшить управление водными и земельными ресурсами, плодородием почв и повысить уровень ирригации, а также для поддержки научных исследований в сельском хозяйстве и консультационных служб, наращивания потенциала и образования [Инвестирование в сельское хозяйство (б/г)].
В настоящее время в африканских странах проводится политика активного привлечения иностранных инвесторов, для которых создаются все более благоприятные условия. Как отмечается в докладе директора Института Африки РАН И.О. Абрамовой, «в ближайшее десятилетие политика активного привлечения иностранных инвестиций может в среднем прибавить еще порядка 2% к ВВП Континента». По данным рейтингового агентства Standard & Poor's, в список привлекательных для инвестирования рынков, относящихся к категории Frontier Emerging Markets (всего 37 государств), включены 8 стран АЮС - Ботсвана, Кот-д'Ивуар, Гана, Кения, Маврикий, Намибия, Нигерия и Замбия [Абрамова 2017, с. 7-8].
Важную роль в развитии аграрного сектора стран АЮС и поддержании продовольственной безопасности в регионе играет Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), которая оказывает финансовую помощь в рамках Комплексной программы развития сельского хозяйства в Африке и обеспечения устойчивости к внешним воздействиям. Например, сотрудничество ФАО и Кении направлено на создание конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора в стране и повышение продовольственной безопасности для кенийского населения. Помощь ФАО направлена на проведение стимулирующей инвестиционной политики для секторов экономики, основанных на сельском хозяйстве; увеличение производительности средне- и мелкосерийных
фермерских хозяйств; совершенствование управления земельными, водными и другими природными ресурсами в целях повышения продовольственной безопасности и социально-экономического развития на всех уровнях; улучшение устойчивости жизнеобеспечения уязвимых групп населения; доступ и использование информации, инноваций, знаний и опыта с целью стимулирования целостного роста в сельскохозяйственном секторе [Country Programming Framework 2014].
Помощь ФАО в Нигерии сосредоточена на улучшении продовольственной безопасности; поддержке сельскохозяйственной политики, нормативной базы и Повестки в области сельскохозяйственной трансформации для приоритетных цепочек создания стоимости и поощрения достойной занятости для молодежи и женщин; повышении производительности сельского хозяйства и создании благоприятных условий для расширения доступа на рынки. Важными направлениями деятельности ФАО также являются оказание помощи в эффективном управлении природными ресурсами, а также в снижении риска бедствий благодаря управлению чрезвычайными ситуациями [Country Programming Framework (CPF) Federal Republic of Nigeria (n/y)].
И это не единственные примеры. Однако для модернизации и интенсификации сельского хозяйства в африканском регионе помимо политической и финансовой помощи международных организаций необходима последовательная государственная политика в сфере аграрного производства, которая должна учитывать, что в современных реалиях основным ресурсом являются инновации. * * *
Можно согласиться с выводами российских и зарубежных экспертов о том, что в настоящее время экономическая
значимость стран Африки устойчиво нарастает. Согласно прогнозам, Африканский континент станет «самым динамично развивающимся регионом мира, от которого во многом будут зависеть характер и темпы роста в развитых государствах, их обеспеченность сырьем, энергетическими ресурсами и человеческим капиталом» [Абрамова 2017, с. 4]. Но чтобы такие прогнозы стали действительностью, правительствам африканских государств необходимо модернизировать промышленность и сельское хозяйство. Во многом этому может способствовать применение технологий и инноваций.
На современном этапе инновации применяются в различных отраслях экономики, здравоохранения, образования и т.д., что обусловило качественное изменение условий труда и повысило значимость человеческого фактора в экономическом прогрессе [Носова, Любимцева 2017, с. 16-17]. Распространение новых технологий, основанных на широкой сфере научных исследований, таких как информационные технологии, биологические науки, материаловедение и энергетика, является примером технологических прорывов и может послужить двигателем для следующей волны экономического роста в странах Африки к югу от Сахары. В ближайшие годы многие технологии (мобильный интернет, облачные технологии, прогрессивная робототехника, автономные автомобили, накопление и хранение энергии, трехмерная печать, прогрессивные материалы, возобновляемая энергия и пр.) могут повлиять на предпочтения потребителей, возможности производителей, получение прибыли в рамках экономической деятельности в различных отраслях экономики национальных хозяйств. Отчет о промышленном развитии - 2016, с. 20]. По всей вероятности, пока несколько преждевременно говорить о повсе-
местном внедрении технологий и инноваций в африканскую экономику, поскольку не следует опираться только на среднегодовые темпы прироста и впечатляющий демографический рост. Пока для большинства стран АЮС остаются нерешенными проблемы бедности, социальные проблемы, крайне неспокойна политическая ситуация. Поэтому правительствам стран предстоит решать эти задачи комплексно, и важным фактором здесь может быть региональная интеграция.
Не следует забывать и о том, что технологические изменения не только могут стимулировать увеличение производительности труда в африканских странах, но и выступать источником новых вызовов и проблем, к которым относятся тенденции на рынке труда, ведущие к более активному высвобождению занятых из целого ряда секторов и росту неравенства в доходах, взрывное усиление агломеративных тенденций, обостряющих экологические и транспортные проблемы, а также неравномерность развития внутри стран, рост регионализации и протекционизма на фоне усиления гегемонизма владельцев основных технологических платформ [Аналитические материалы к рабочим мероприятиям форума «Развитие парламентаризма» 2018].
Список литературы
Абрамова И.О. (2013) Ресурсный потенциал Африки: структура, параметры, значимость для мировой экономики и внутреннего развития // Проблемы современной экономики. № 3(47). С. 155-161.
Абрамова И.О. (2017) Потенциал африканского континента в обновленной стратегии развития Российской Федерации. Пленарный доклад. М.: Ин-т Африки РАН.
Аналитические материалы к рабочим мероприятиям форума «Развитие парламентаризма» (2018) // http://duma. gov.ru/media/files/lxiFIGEAUa3MlXv2K7 aN7M8QNR0sLNYW.pdf, дата обращения 12.10.2018.
Глобальный инновационный индекс 2017 г.: Открытие доступа к кредитованию для мелких фермерских хозяйств в Африке (2017) // WIPO.int. 10 ноября 2017 // http://www.wipo.int/pressroom/ ru/ articles/2017/article_0006.html, дата обращения 12.10.2018.
Инвестирование в сельское хозяйство (б/г) // Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций // http://www.fao. org/support-to-investment/our-work/by-region/sub-saharan-africa/ru/, дата обращения 12.10.2018.
Ксенофонтова Н.А. (ред.) (2015) Африка в контексте глобальной продовольственной безопасности. М.: Ин-т Африки РАН.
Нигерия представит свой инновационный план экономического развития на EXPO 2020 Dubai (2017) // Thefirstgroup.com. 30 декабря 2017 // https://www.thefirstgroup.com/ru/ news/2017/, дата обращения 12.10.2018.
Новые тенденции в инновационной политике, призванные содействовать ускорению процесса достижения целей в области устойчивого развития: стимулирование новаторской деятельности в интересах всех слоев населения и содействие развитию социальных предприятий (2018) // Организация Объединенных Наций. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана. ESCAP/74/32. Бангкок, 11-16 мая 2018 года. С. 7 // https://www.unescap.org/commission/74/ document/E74_32R.pdf, дата обращения 12.10.2018.
Носова С.С., Любимцева О.Ю. (2017) Рост инновационности и конкурентоспособности промышленных предпри-
ятий - ключевая проблема российской экономики в XXI в. // Инновации и инвестиции. № 1. С. 16-17.
Отчет о промышленном развитии -2016. Роль технологий и инноваций во всеохватывающем и устойчивом промышленном развитии. Обзор (2015) // Организация Объединенных Наций по промышленному развитию. UNIDO ID/447. Вена. С. 18 // https://www.umdo. org/sites/default/files/2015-12/EB00K_ IDR2016_0VERVIEW_RUSSIAN_0.pdf, дата обращения 12.10.2018.
Отчет о промышленном развитии -2018. Спрос на продукцию обрабатывающей промышленности: фактор всеохватывающего и устойчивого промышленного развития (2017) // Организация Объединенных Наций по промышленному развитию. UNIDO ID/448. Вена. С. v-vi // https://www.unido.org/ sites/default/files/files/2017-11/IDR2018_ OVERVIEW_RUSSIAN.pdf, дата обращения 12.10.2018.
Россия и Африканский союз. Перспективы межпарламентского сотрудничества (2018) // http://duma.gov.ru/ media/files/FKtP4k8TsAJ2hNVsb91i X6vTFccvNYze.pdf, дата обращения 12.10.2018.
Урбанизация Африки - мощный драйвер технологического рынка (2018) // Ffin.ru. 27 февраля 2018 // https://ffin. ru/market/review/82/58033/, дата обращения 12.10.2018.
Щербакова Е. (2018) Прогноз городского и сельского населения мира // Демоскоп Weekly. № 775-776 // http:// www.demoscope.ru/weekly/2018/0775/ barom04.php, дата о бращения 12.10.2018.
Bossuyt J. (2016) Political Economy of Regional Integration in Africa The Economic Community of West African States (ECOWAS). Repot, January 2016 // The European Centre for Development Policy Management // http://ecdpm.org/wp-
content/uploads/ECDPM-2016-Political-Economy-Regional-Integration-Africa-ECOWAS-Report.pdf, дата обращения 12.10.2018.
Country Programming Framework (CPF) Federal Republic of Nigeria, 20132017 (n/y) // FAO // http://www.fao.org/3/ a-au053e.pdf, дата обращения 12.10.2018.
Country Programming Framework for Kenya 2014-2017 (2014) // FAO // http:// www.fao.org/3/a-bp634e.pdf, дата обращения 12.10.2018.
Economic Report on Africa. Urbanization and Industrialization for Africa's Transformation (2017) // United Nations. Economic Commission for Africa // https://www.uneca.org/publications/eco-nomic-report-africa-2017, дата обращения 12.10.2018.
Industrialize Africa (2018) // African Development Bank Group. Communication and External Relations Department // https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/ afdb/Documents/Generic-Documents/ Brochure_Industrialiser_l_Afrique-En. pdf, дата обращения 12.10.2018.
New Innovation Approaches to Support the Implementation of Sustainable Development Goals (2017) // Permanent Mission of India, May 10, 2017 // http://pmindiaun.org/pages.php?id=1467, дата обращения 12.10.2018.
The Global Innovation Index 2017. Innovation Feeding the World (2017) // WIPO.int // http://www.wipo.int/edocs/ pubdocs/en/wip o_pub_gii_2017.pdf, дата обращения 12.10.2018.
Transforming African Economies through Smart Trade and Industrial Policy. Economic Commission for Africa (2017) // United Nations. Economic Commission for Africa. Addis Ababa, Ethiopia // https://www.uneca.org/sites/default/files/ PublicationFiles/transforming-african-economies_smart-trade_industrial-poli-cy_eng.pdf, дата обращения 12.10.2018.
Factors of Economic Growth in Sub-Saharan Africa: Current Trends
Galina V. PODBIRALINA
PhD in Economics, Associate Professor of the Department of World Economy, Federal State Educational Institution of Higher Education Plekhanov Russian University of Economic. Address: 36, Lane Stremyannyj, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
John Cinedu ASIAGBA
Assistant of the Department of World Economy, Federal State Educational Institution of Higher Education Plekhanov Russian University of Economic. Address: 36, Lane Stremyannyj, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
CITATION: Podbiralina G.V., Asiagba J.C. (2018) Factors of Economic Growth in Sub-Saharan Africa: Current Trends. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 11, no 5, pp. 38-54 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-5-38-54
ABSTRACT. Despite the fact that the African continent is positioned as one of the fastest growing economies in the world (especially the sub-region of sub-Saharan Africa), the lack of industrialization and the use of modern technologies continues to be a brake on the development of the economies of African countries, which largely depend on agriculture and exports of raw goods that have a relatively low added value and account for more than 80% of their exports. This has a negative impact not only on the economic development of the region, but also on per capita incomes of the population. This article assesses the existing economic potential of African countries, which is one of the most important factors for overcoming economic backwardness, achieving the goals of sustainable development, raising the standard of living of the population and changing the status of SSA countries in the world economic system. It is shown that it is important for African states to attract new technologies and innovative products to the industrial and agricultural sectors, since knowledge and innovations are the locomotive of economic growth and are one of the
most important factors in the reconstruction and modernization of their economies.
KEY WORDS: economic growth, innovative development, sub-Saharan Africa, Cedi sustainable development, economic potential, modernization of industry and agriculture
References
Abramova I.O (2013) Resursnyj poten-tsial Afriki: struktura, parametry, znachi-most' dlya mirovoj ekonomiki i vnutren-nego razvitiya [Africa's Resource Potential: Structure, Parameters, Significance for the World Economy and International Development]. Problemy sovremennoj ekonomiki, no 3(47), pp. 155-161.
Abramova I.O. (2017) I.O. Potentsial af-rikanskogo kontinenta v obnovlennoj strate-gii razvitiya Rossijskoj Federatsii. Plenarnyj doklad [The Potential of the African Continent in the Updated Development Strategy of the Russian Federation. Plenary Report], Moscow: Institut Afriki RAN.
Аnaliticheskie materialy k rabochim meropriyatiyam foruma «Razvitie parla-mentarizma» [Analytical Materials for the Working Events of the Forum «Development of Parliamentarism»] (2018). Available at: http://duma.gov.ru/media/files/ lxiFIGEAUa3MlXv2K7aN7M8QNR0sL-NYW.pdf, accessed 12.10.2018.
Bossuyt J. (2016) Political Economy of Regional Integration in Africa The Economic Community of West African States (ECOWAS). Repot, January 2016. The European Centre for Development Policy Management. Available at: http://ecdpm.org/wp-content/uploads/ ECDPM-2016-Political-Economy-Re-gional-Integration-Africa-ECOWAS-Re-port.pdf, accessed 12.10.2018.
Country Programming Framework (CPF) Federal Republic of Nigeria, 2013-2017 (n/y). FAO. Available at: http://www.fao.org/3Za-au053e.pdf, accessed 12.10.2018.
Country Programming Framework for Kenya 2014-2017 (2014). FAO. Available at: http://www.fao.org/3/a-bp634e.pdf, accessed 12.10.2018.
Economic Report on Africa. Urbanization and Industrialization for Africa's Transformation (2017). United Nations. Economic Commission for Africa. Available at: https://www.uneca.org/publications/ economic-report-africa-2017, accessed 12.10.2018.
Global'nyj innovatsionnyj indeks 2017 g.: Otkrytie dostupa k kreditovaniyu dlya mel-kikh fermerskikh khozyajstv v Afrike [Global Innovation Index 2017: Opening up Access to Credit for Small Farmers in Africa] (2017). WIPO.int, November 10, 2017. Available at: http://www.wipo.int/press-room/ru/articles/2017/article_0006.html, accessed 12.10.2018.
Industrialize Africa (2018). African Development Bank Group. Communication and External Relations Department. Available at: https://www.afdb.org/fileadmin/ uploads/afdb/Documents/Generic-Doc-
uments/Brochure_Industrialiser_l_Af-rique-En.pdf, accessed 12.10.2018.
Investirovanie v sel'skoe khozyajst-vo [Investing in Agriculture] (n/y). FAO. Available at: http://www.fao.org/support-to-investment/our-work/by-region/sub-saharan-africa/ru/, acccessed 12.10.2018.
Ksenofontova N.A. (ed.) (2015) Аfrika v kontekste global'noj prodovolstvennoj bezopasnosti [Africa in the Context of Global Food Security], Moscow: Institut Afriki RAN.
New Innovation Approaches to Support the Implementation of Sustainable Development Goals (2017). Permanent Mission of India, May 10, 2017. Available at: http://pmindiaun.org/pages.php?id=1467, accessed 12.10.2018.
Nigeriya predostavit svoj innovatsi-onnyj plan ekonomicheskogo razvitiya na EXPO 2020 Dubai [Nigeria to Present its Innovative Economic Development Plan at EXPO 2020 Dubai] (2017). The-firstgroup.com, December 30, 2017. Available at: https://www.thefirstgroup.com/ru/ news/2017/, accessed 12.10.2018.
Nosova S.S., Lyubimtseva O.Yu. (2017) Rost innovatsionnosti i konkurentospo-sobnosti promyshlennykh predpriyatij -klyuchevaya problema rossijskoj ekonomi-ki v XXI v. [The Growth of Innovation and Competitiveness of Industrial enterprises - a key problem of the Russian economy in the XXI century.]. Innovatsii i investitsii, no 1, pp. 16-17.
Novye tendentsii v innovatsionnoj poli-tike, prizvannye sodejstvovat' uskoreni-yu protsessa dostizheniya tselej v oblas-ti ustojchivogo razvitiya: stimulirovanie novatorskoj deyatel'nosti v interesakh vsekh sloev naseleniya i sodejstvie razviti-yu sotsial'nykh predpriyatij [New Trends in Innovation Policies to Accelerate the Achievement of the Sustainable Development Goals: Promoting Innovation for all Segments of the Population and Promoting Social Enterprises] (2018). United Nations. Economic and social Commission for Asia
and the Pacific. ESCAP/74/32. Bangkok, May 11-16, 2018, p. 7. Available at: https:// www.unescap.org/commission/74/docu-ment/E74_32R.pdf, accessed 12.10.2018.
Otchet o promyshlennom razvitii-2016. Rol' tekhnologij i innovatsij vo vseokhvaty-vayushhem i ustojchivom promyshlennom razvitii. Obzor [Report on Industrial Development in 2016. The role of Technology and Innovation in Inclusive and Sustainable Industrial Development. Review] (2015). United Nations Industrial Development Organization. UNIDO ID/447. Vena, p. 18. Available at: https://www.unido.org/sites/ default/files/2015-12/EB00K_IDR2016_ 0VERVIEW_RUSSIAN_0.pdf, accessed 12.10.2018.
Otchet o promyshlennom razvi-tii-2018. Spros na produktsiyu obraba-tyvayushhej promyshlennosti: faktor vseokhvatyvayushhego i ustojchivo-go promyshlennogo razvitiya [Report on Industrial Development in 2018. The Demand for Manufactured goods as a Factor of Inclusive and Sustainable Industrial Development] (2017). United Nations Industrial Development Organization. UNIDO ID/448. Vena, p. v-vi. Available at: https://www.unido.org/sites/default/files/ files/2017-11/IDR2018_0VERVIEW_ RUSSIAN.pdf, accessed 12.10.2018.
Rossiya i Аfrikanskij soyuz. Perspe-ktivy mezhparlamentskogo sotrudnichestva
[Russia and the African Union. Prospects for Inter-Parliamentary Cooperation] (2018). Available at: http://duma.gov.ru/ media/files/FKtP4k8TsAJ2hNVsb91iX-6vTFccvNYze.pdf, accessed 12.10.2018.
Shcherbakova E. (2018) Prognoz gorodskogo i sel'skogo naseleniya mira [World Urban and Rural Population Forecast]. Demoscope Weekly, no 775776. Available at: http://www.demoscope. ru/weekly/2018/0775/barom04.php, accessed 12.10.2018.
The Global Innovation Index 2017. Innovation Feeding the World (2017). WIPO. int. Available at: http://www.wipo.int/ed-ocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2017.pdf, accessed 12.10.2018.
Transforming African Economies through Smart Trade and Industrial Policy. Economic Commission for Africa (2017). United Nations. Economic Commission for Africa. Addis Ababa, Ethiopia. Available at: https://www.uneca.org/sites/default/ files/PublicationFiles/transforming-afri-can-economies_smart-trade_industrial-policy_eng.pdf, accessed 12.10.2018.
Urbanizatsiya Afriki - moshhnyj dra-jver tekhnologicheskogo rynka [Africa's urbanization is a Powerful Driver of the Technology Market] (2018). Ffin.ru. February 27, 2018. Available at: https://ffin. ru/market/review/82/58033/, accessed 12.10.2018.