Научная статья на тему 'Экономическое взаимодействие Российской Федерации и Республики Бурунди : состояние и перспективы'

Экономическое взаимодействие Российской Федерации и Республики Бурунди : состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1235
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА БУРУНДИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Константинова Ольга Владимировна

Отношения между Российской Федерацией и Республикой Бурунди носят традиционно дружественный характер. Россия и Бурунди имеют близкие или совпадающие политические взгляды. Однако их экономическое взаимодействие не охватывает весь спектр возможностей. В статье дана экономическая характеристика Республики Бурунди. Рассмотрены состояние и перспективы экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Бурунди. Сделаны выводы о целесообразности скорейшего налаживания процессов взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INTERACTION BETWEEN RUSSIAN FEDERATION AND REPUBLIC OF BURUNDI: STATE AND PROSPECTS

Relations between the Russian Federation and the Republic of Burundi are traditionally friendly. Russia and Burundi have similar or identical political views. However, economic cooperation does not cover the whole range of possibilities. The article dedicates to the economic characteristics of the Republic of Burundi and resents its basic statistics. The state and prospects of economic cooperation between the Russian Federation and the Republic of Burundi are described. Conclusions about the feasibility of establishing a speedy process of mutually beneficial cooperation between the two countries have been done.

Текст научной работы на тему «Экономическое взаимодействие Российской Федерации и Республики Бурунди : состояние и перспективы»

УДК 339

ОВ. Константинова ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БУРУНДИ : СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Отношения между Российской Федерацией и Республикой Бурунди носят традиционно дружественный характер. Россия и Бурунди имеют близкие или совпадающие политические взгляды. Однако их экономическое взаимодействие не охватывает весь спектр возможностей. В статье дана экономическая характеристика Республики Бурунди. Рассмотрены состояние и перспективы экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Бурунди. Сделаны выводы о целесообразности скорейшего налаживания процессов взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами. Ключевые слова: экспорт, импорт, сотрудничество, Российская Федерация, Республика Бурунди.

Olga Konsttantinova ECONOMIC INTERACTION BETWEEN RUSSIAN

FEDERATION AND REPUBLIC OF BURUNDI: STATE AND PROSPECTS

Annotation. Relations between the Russian Federation and the Republic of Burundi are traditionally friendly. Russia and Burundi have similar or identical political views. However, economic cooperation does not cover the whole range of possibilities. The article dedicates to the economic characteristics of the Republic of Burundi and resents its basic statistics. The state and prospects of economic cooperation between the Russian Federation and the Republic of Burundi are described. Conclusions about the feasibility of establishing a speedy process of mutually beneficial cooperation between the two countries have been done.

Keywords: export, import, cooperation, the Russian Federation, the Republic of Burundi.

Африка притягивает взоры политиков, анализирующих ее «взрывной» характер, экономистов, прогнозирующих ее бурный рост, представителей бизнеса, желающих получить «лакомый кусок» от «африканского пирога» [2, с. 7]. Нельзя не согласиться с мнением ведущих африканистов России И.О. Абрамовой, Л.Л. Фитуни о том, что «одним из главнейших побудительных мотивов к переделу геополитических реалий было и остается стремление обеспечить контроль над ресурсами» [1, с. 146].

Страны Запада уже давно налаживают сотрудничество с африканским континентом, но африканцы, помня свое колониальное прошлое, с одной стороны находятся в тесном взаимодействии с бывшими метрополиями, а с другой, стремятся разорвать этот «порочный круг» и построить новые экономические и политические связи. «Семимильными шагами» по африканскому континенту идет Китай, принося в страны Африки инвестиции, осваивая их ресурсный потенциал, наполняя своими товарами рынки. За африканские ресурсы, кроме стран Запада и Китая ведут соперничество Россия, Индия, Южная Корея, Япония и др. В этой связи для России приоритетным является скорейшее «возвращение» в Африку, налаживание торгово-экономических связей и создание прочной основы для взаимовыгодного сотрудничества. И в этом процессе не бывает больших или малых величин, для России важно взаимодействие с каждой страной Африки, будь она большая или малая, богатая или бедная.

Обратим наше внимание на небольшое государство в центре Африки - Республику Бурунди, площадью 27,8 тыс. км2 [17]. Страна расположена в регионе Великих Африканских озер. На западе граничит с Демократической Республикой Конго, на севере с Руандой, на юго-востоке с Танзанией. Столица страны - г. Бужумбура. Государственные языки - кирунди и французский. Денежная единица - бурундийский франк. Население, по данным Всемирного банка, в 2014 г., насчитывало 10,8 млн чел. распределено равномерно, плотность - 421 чел./ км2, ежегодный прирост населения высокий и

© Константинова О.В., 2016

составляет 3,3 % [17]. В городах проживает малая часть бурундийцев (11,8 %), но урбанизация идет быстрыми темпами - ежегодный прирост городского населения с 2011 по 2014 гг. держится на уровне 5,8-5,9 % [17].

По классификации Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), республика входит в список наименее развитых стран мира [16, с. IV]. Так уровень валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в 2014 г. составил 286 долл. США, а валового национального продукта (ВНП) на душу населения, по паритету покупательской способности (III 1С) в том же году был равен 770 долл. Рост бурундийской экономики в 2014 г. составил 4,7 %. Значительно снизилась инфляция потребительских цен : с 18,0 % в 2012 г. до 4,4 % в 2014 г. Внешний долг страны в 2013 г. составил 682,7 млн долл. [17], что соответствует 14,1 % от экспорта товаров и услуг [17] или, по нашим расчетам, 25,1 % валового внутреннего продукта за тот же год.

Бурунди - аграрная страна, в 2014 г. добавленная стоимость сельского хозяйства составила 39,3 % [17] валового внутреннего продукта. В сельском хозяйстве, по данным за 2014 г., занято 90,8 % экономически активного населения страны [16, с. 19]. Выращивают кофе, чай, хлопок, сахарный тростник, кукурузу, пшеницу, рис, сорго, маниоку, батат, картофель, арахис, бананы. Животноводство имеет нетоварный вид. В озере Танганьика ведется промысел рыбы (используется для внутреннего потребления).

Сфера услуг Бурунди развивается, в 2014 г. ее добавленная стоимость составила 42,4 % [17] валового внутреннего продукта страны, в ней занято 6,2 % [16, с. 19] работающего населения.

Промышленность в экономике страны представлена слабо. Добавленная стоимость отрасли в валовом внутреннем продукте в 2014 г. составила всего лишь 18,3 % [17]. Занято в промышленности 3,0 % [16, с. 19] экономически активного населения. Ее основная направленность - переработка сельскохозяйственного сырья. В Бурунди имеются заводы по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря, строительных материалов, стекольные, мыловаренные, деревообрабатывающие, текстильные и пивоваренные комбинаты. [8] Горнодобывающая промышленность требует развития. В небольших количествах добывают оловянную руду, вольфрам, никель, золото, колумбитотанталит, бастнезит и др. Исследуется возможность промышленной разработки месторождений никеля (6 % мировых запасов), [11] золота, фосфатов, кварцита, каолина, редких металлов (ванадий, кобальт, вольфрам).

Железных дорог в Бурунди нет. Шоссейные и грунтовые дороги имеют протяженность порядка 6 тыс. км (из них с твердым покрытием чуть более 1,5 тыс. км). Судоходство ведется на озере Танганьика, преимущественно по линии Бужумбура - Кигома (Танзания) и Бужумбура - Мпулунгу (Замбия). В столице страны имеется аэропорт международного класса [8].

Правительства развивающихся стран в качестве важного фактора экономического роста рассматривают привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) [13, с. 34]. Так, приток прямых иностранных инвестиций в Бурунди в 2013 г. составил 6,9 млн долл. [17], уже в 2014 г. этот показатель увеличился в более чем в 4 раза и был зафиксирован на уровне 32 млн долл. [16, с. 6]. Приток денежных переводов от мигрантов в страну в 2013 г. составил 49 млн долл., что соответствует 1,8 % валового национального продукта [16, с. 7].

Импорт товаров в 2014 г. - 769 млн долл. [16, с. 12], экспорт - 125 млн долл. [16, с. 11], что соответствует, по нашим подсчетам, 16,3 % расходов на импорт. Главными статьями бурундийского импорта являются : металлопродукция, автомобили, нефтепродукты, древесина, бумага, а также текстиль, медикаменты, продовольствие. Экспортные позиции Бурунди - кофе, чай, хлопок, сахар. Торговыми партнерами Бурунди являются Европейский союз, страны африканского континента, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Китай, Канада, США, Япония, Индия и др.

Основная культура, выращиваемая в республике, - кофейные деревья. Бурундийский кофе ценится своим благородным ароматом, имеет хорошую насыщенность и кислотность. Есть определенные сложности в возделывании кофе : климатические, недостаток знаний земледельцев, отсутствие финансовых возможностей использования удобрений и средств от вредителей и болезней, и кроме того, нехватка рабочей силы (население, в поисках «лучшей жизни», переселяется в города). Устранив их, можно ожидать повышения урожайности кофе.

Бурунди является членом таких региональных объединений как Экономическое сообщество стран Великих Озер (СЕРвЬ), Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЕССА8), Восточноафриканское сообщество (ЕАС), Общий рынок Восточной и Южной Африки (СОМЕ8А) и Африканская зона свободной торговли (AFTZ), что дает стране возможность развития торгово-экономических связей внутри континента.

Социальные институты страны слабо развиты. Доступ к улучшенным источникам питьевой воды имеет 75,8 % населения, что является причиной многих инфекционных болезней. Иммунизация против кори у детей в возрасте от 12 до 23 месяцев в 2014 г. составила 94 %. Отмечается высокий коэффициент детской смертности в возрасте до 5 лет. В 2014 г. он находился на уровне 84,6 на 1000 новорожденных [17]. Медицинское обслуживание не доступно для большинства жителей страны из-за недостатка квалифицированного медицинского персонала. И к тому же население испытывает нехватку медикаментов из-за неплатежеспособности.

По данным Международного банка, ожидаемая продолжительность жизни при рождении у бурундийцев составляла в 2013 г. всего 54 года [17]. В основном это связано и с вооруженными конфликтами, которые не прекращаются в стране, и с большим количеством заболеваний (СПИД, менингит, холера и др.), недоеданием, низкими доходами, отсутствием возможности у населения получать квалифицированную медицинскую помощь.

Начальное образование является бесплатным, но не у всех детей есть возможность посещать школу, так как их семьи нуждаются в помощи в ведении хозяйства. Уровень грамотности молодежи в 2014 г. в возрастной группе от 15 до 24 лет составлял 88,9 % [16, с. 10].

Развитие мобильной сотовой связи в Бурунди находится на низком уровне. Так в 2014 г. на 100 жителей страны приходилось 30 пользователей сотовой связи, а интернет-пользователей 1 на тоже число жителей [17].

Из истории государства. Бурунди была германской колонией, затем став подмандатной территорией Бельгии, стала называться Урунди. С 1946 г. была подопечной территорией ООН (Руанда-Урунди) под бельгийским управлением [8]. Независимость получила 1 июля 1962 г., став конституционной монархией. 28 ноября 1966 г. в Бурунди произошел военный переворот, и была установлена республиканская форма правления. В 1993 г. в Бурунди произошел очередной государственный переворот. Был убит первый президент страны и начались военные столкновения между правительственными вооруженными силами (преимущественно тутси) и мятежниками (хуту). Были убиты почти 200 тыс. чел. [14].

16 ноября 2003 г. в Дар-эс-Саламе было подписано соглашение о прекращении огня. С 1 июля 2004 г. до конца 2006 г. в Бурунди действовала миротворческая миссия ООН с целью осуществления контроля за выполнением этого соглашения и для содействия восстановлению законности и порядка [14]. В 2005 г. была принята конституция Бурунди и проведены всеобщие выборы нового президента. Им стал Жан-Пьер Нкурунзиза. Выборы 2010 г. прошли в напряженной политической обстановке. Жан-Пьер Нкурунзиза был переизбран на новый срок. В 2015 г. президент Бурунди снова заявил о своем участии в президентских выборах (под предлогом того, что на свой первый президентский срок он был назначен парламентом и утвержден в должности Конституционным судом), что вызвало у оппозиционеров недовольство и вылилось в вооруженное столкновение, приведшее к жертвам и появ-

лению беженцев, что дестабилизировало весь регион Великих Озер. По результатам президентских выборов 2015 г. Жан-Пьера Нкурунзиза в очередной раз был избран президентом.

Россия-Бурунди: векторы взаимодействия. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Бурунди были установлены 1 октября 1962 г. [12]. Отношения между Россией и Бурунди носят дружественный характер. Страны занимают близкие или совпадающие позиции по основным вопросам в международной и региональной политике. В последние годы во взаимоотношениях РФ и Бурунди отмечается положительная тенденция. Страны ведут работу по обновлению договорно-правовой базы, проводится обмен посланиями на высшем государственном, парламентском уровнях и по линии внешнеполитических ведомств. Так в мае 2010 г. между МИД России и МВС Бурунди был подписан Протокол о политических консультациях [12]. Бурунди активно участвует в политических делах Африки, в миротворческих операциях и является одним из перспективных партнеров России в Центральной Африке.

Одним из приоритетных направлений в развитии отношений между Россией и Бурунди являются гуманитарные и образовательные связи. Ранее, в советских, а затем и российских вузах свыше 4 тыс. бурундийцев получили высшее образование [6]. В 2015 г. для Бурунди было выделено 77 стипендий и РФ готова эту квоту увеличить, учитывая пожелания бурундийской стороны в необходимости обучения специалистов конкретных технических специальностей, а также в области здравоохранения [5].

Товарооборот между Россией и Бурунди в 2012 г. составил 1,9 млн долл., 2013 г. - 5,4 млн долл., а в 2014 г. - 10,3 млн долл. США [15]. Таким образом, по нашим расчетам, товарооборот за 2014 г. вырос на 52,5 % по сравнению с предыдущим 2013 г. Однако же в 2015 г. снизился чуть ли не до уровня 2012 г. и составил 2,5 млн долл. [15] Снижение товарооборота произошло за счет существенного уменьшения закупок бурундийской стороной, причиной тому, по всей видимости, стал политический кризис 2015 г. в Бурунди, который весьма негативно сказался на торгово-экономической ситуации в стране.

РФ экспортировала в Бурунди злаки, продукцию мукомольно-крупяной промышленности, солод, крахмал, инулин, алкогольные и безалкогольные напитки, уксус, изделия из пластмассы, бумагу, картон, печатную продукцию, трикотажные предметы одежды, стекло и стеклянные изделия, звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, оптические инструменты и аппараты, фотографические, кинематографические, измерительные инструменты и др. Регионы РФ, участвующие в экспорте товаров в Бурунди,-Белгородская область, Краснодарский край, г. Москва, Новосибирская область, Ростовская область, г. Санкт-Петербург, Тюменская область.

РФ импортировала из Бурунди кофе, чай, пряности, руды, шлаки. Импорт из Бурунди поступал в Ленинградскую область, г. Москву, Московскую область, Новосибирскую область, Свердловскую область, Республику Татарстан, Тверскую область, Хабаровский край [15]. Отметим интересный факт : только г. Москва и Новосибирская область и экспортировала и импортировала товары из Бурунди, остальные регионы занимали какую-то одну из позиций. Эта ситуация экономически не оправдана и должна быть изменена, так как российский производитель может предложить довольно широкий спектр товаров, способных заинтересовать бурундийцев.

C 2003 г. ОАО ГМК «Норильский никель» через свою дочернюю структуру «Norilsk Nickel Burundi SRL» («NN Burundi») участвовал в международном совместном предприятии, созданном в Бурунди для проведения геологоразведочных работ и последующей добычи редкоземельных металлов [10].

В сентябре 2011 г. по приглашению Министерства торговли, промышленности, почт и туризма Бурунди и при содействии Министерства молодежи, спорта и культуры в стране побывала съемочная группа телеканала «Россия» для подготовки материала для двух документальных фильмов в

рамках проекта «Моя планета». Съемочная группа познакомилась с основными достопримечательностями страны, с ее культурой и традициями, посетила предприятия по производству и переработке кофе и чая [3]. В октябре 2011 г. Бурунди посетили представители российских туристических компаний, работающих на африканском направлении. Российская делегация посетила уникальные природные парки Бурунди, побережье озера Танганьика, центры местных ремесел и производства кофе, чая, масла авокадо [3].

В июне 2012 г. в г. Бужумбуре прошел первый бизнес-форум «Россия-Бурунди : возможности экономического партнерства». Форум был организован Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП), Министерством торговли, промышленности, почт и туризма Бурунди, Торгово-промышленной палатой Бурунди [3]. В повестке дня были вопросы о ресурсном потенциале Бурунди, инфраструктуре, партнерстве между Россией и Бурунди в геологоразведке и последующей переработке ванадия, вольфрама, никеля, олова, золота, металлов платиновой группы, редкоземельных металлов, касситерита, каолина, фосфоритов и др., совместном возделывании кофе, чая, хлопка, переработке продукции животноводства (шкуры, кожа), содействии развитию туризма в Бурунди [9].

В марте 2016 г. в г. Саранске с официальным визитом находилась делегация Республики Бурунди. Бурундийская делегация посетила крупнейшее в России предприятие по изготовлению электрических ламп «Лисма» и предложила сотрудничество по производству электролампового стекла. Африканская республика заинтересована в закупке ламп для бытового и уличного освещения, приобретении технологий производства ламп накаливания и натриевых ламп, а также в возможности создания совместного производства в Бурунди. Делегация так же побывала на заводе «Цветлит» и «Электровыпрямитель», с руководством которых была обсуждена возможность поставок их продукции в Африку. Стороны договорились об ответном визите делегации российских предприятий в Бурунди в апреле 2016 г. для предметного знакомства с бурундийской экономикой. Для детализации достигнутых договоренностей будет создана рабочая группа для разработки вопросов поставки продукции российских предприятий, организации совместных производств и создания технопарка в Бурунди [7].

Так же потенциально перспективным может стать экономическое сотрудничество РФ с Бурунди в разведке, добыче и переработке полезных ископаемых, создание совместных промышленных предприятий различного направления (горной, химической, фармацевтической, машиностроительной, светотехнической промышленности), в сельском хозяйстве, развитии инфраструктуры (производственной, социальной), туристическом бизнесе, подготовке специалистов в Российских вузах различной направленности. На наш взгляд, только при поддержке государства станут возможны такие совместные проекты, в которых государственные структуры будут гарантом соблюдения сторонами всех договоренностей.

Выводы.

1. Республика Бурунди - одно из беднейших государств мира. По структуре ВВП это аграрная страна. Промышленность развита слабо. Обладает высоким потенциалом для добычи полезных ископаемых, таких как никель, золото, фосфаты, редкие металлы. Есть возможность повышения эффективности сельского хозяйства. Страна характеризуется быстрыми темпами роста населения и низким уровнем социального обеспечения.

2. В Бурунди сложилась сложная политическая обстановка, что влечет за собой снижение темпов экономического развития, ведет к появлению беженцев и дестабилизирует обстановку всего региона.

3. Отношения между Российской Федерацией и Республикой Бурунди носят дружественный характер.

4. Экономическое сотрудничество представлено в основном торговыми отношениями. Товарооборот между странами небольшой, но была отмечена тенденция к росту.

5. Бурундийские власти позитивно настроены к участию российского бизнеса в социально-экономическом развитии страны и готовы к сотрудничеству.

6. Для России и Бурунди перспективным может стать экономическое сотрудничество по ряду направлений : геологоразведка, добыча и переработка полезных ископаемых, создание совместных промышленных предприятий в горной, химической, фармацевтической, машиностроительной, светотехнической промышленности, в сельском хозяйстве, развитие инфраструктуры (производственной, социальной), туристический бизнес, подготовка в российских вузах специалистов различной направленности.

7. Сотрудничество с Республикой Бурунди будет способствовать выходу российского бизнеса на общеафриканский рынок, так как страна является членом таких региональных объединений как: экономическое сообщество стран Великих Озер, Экономическое сообщество стран Центральной Африки, Восточноафриканское сообщество, Общий рынок Восточной и Южной Африки и Африканская зона свободной торговли.

Таким образом, развитие российско-бурундийских экономических отношений будет взаимовыгодным для обеих стран, послужит развитию экономик, откроет новые рынки сбыта и будет способствовать укреплению позиции России в Африке.

Библиографический список

1. Абрамова, И. О. В Африку... бизнес как всегда / И. О. Абрамова, Л. Л. Фитуни // Международная жизнь. -2009. - № 2-3. - С. 145-160.

2. Абрамова, И. О. Новая роль Африки в мировой экономике XXI века : доклад на XIII конференции африканистов / И. О. Абрамова. - М. : 2014. - 18 с.

3. Архив новостей. Посольство Российской Федерации в Республике Бурунди [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.burundi.mid.ru/arh_ru.html (дата обращения : 03.03.2016).

4. Африка : энциклопедия в 2 т. - М. : Инфра-М, 2010. - Т. 1 А-К. - 959 с. - ISBN 978-5-94802-038-9.

5. Вступительное слово и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром внешних сношений и международного сотрудничества Республики Бурунди Л. Кавакуре, Москва, 14 января 2015 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.mid.ru/maps/bi/-/asset_publisher/u4VtMNphJ2mS/content/id/893305 (дата обращения : 24.02.2016).

6. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с рабочим визитом в Россию Министра внешних сношений и международного сотрудничества Бурунди Л. Кавакуре. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mid.ru/maps/bi7-/asset_publisher/u4VtMNphJ2mS/content/id/882578 (дата обращения : 24.02.2016).

7. Мордовия и Бурунди договорились о сотрудничестве. Лисма [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.lisma-guprm.ru/press-tsentr/mordoviya-i-burundi-dogovorilis-o-sotrudnichestve-na-vysshem-urovne/(дата обращения : 05.03.2016).

8. О Бурунди [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.burundi.mid.ru/obur_ru.html (дата обращения : 22.02.2016).

9. О деловой поездке в Бурунди [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.tpp.volzhsky.ru/2012/05/o-delovoj-poezdke-v-burundi// (дата обращения : 06.03.2016).

10. Отношения между Российской Федерацией и Республикой Бурунди [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://archive.mid.ru//ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/600c512bc579ecc0c3256fb0003 a2c4c?OpenDocument (дата обращения : 05.03.2016).

11. Республика Бурунди намерена сотрудничать с предприятиями Мордовии [Электронный ресурс] // Вестник Мордовии. - Режим доступа : http://www.vestnik-rm.ru/news-7-15332.htm (дата обращения : 05.03.2016).

12. Россия-Бурунди [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.burundi.mid.ru/rusbur_ru.html (дата обращения : 22.02.2016).

13. Сапунцов, А. Л. Роль международного сотрудничества в повышении инвестиционной привлекательности Африки / А. Л. Сапунцов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 6. - С. 34-39.

14. Совет Безопасности продлил мандат представительства ООН в Бурунди. Информационный центр ООН в Москве [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.unic.ru/bulletin/2013-2-14/sovet-bezopasnosti-prodШ-mandat-predstavitelstva-oon-v-burundi(дата обращения : 04.03.2016).

15. Таможенная статистика внешней торговли РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:2:6988830304818231::N0 (дата обращения : 22.02.2016).

16. The Statistical Tables on the Least Developed Countries 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ldc2015_StatTables_en.pdf (дата обращения : 01.03.2016).

17. World Development Indicators [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://data.worldbank.org/ country/burundi (дата обращения : 04.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.