населения в 1980-2008 гг. в СЛС составил 3,30% - неизмеримо больше, чем в АфС в целом (c.10).
Если сравнивать показатели африканских СЛС с показателями стран АСЕАН, то окажется, что он лишь незначительно меньше -в АСЕАН за 1980-2008 гг. среднегодовые темпы прироста дохода на душу населения составили 3,40%. Более того, показатель СЛС оказался заметно выше, чем показатель южноазиатских стран, где душевой доход в среднем рос на 2,93% в месяц (с. 11).
Если бы экономика всех АфС росла темпами, которыми она росла в СНС и если бы этот рост начался в 1960-е годы, как в АСЕАН, то к настоящему времени доход на душу населения в АфС был бы на 90% выше, чем в АСЕАН и составлял бы 4800 долл. в год против 2500 долл. в АСЕАН. Средняя АфС была бы богаче, чем Индонезия, Таиланд и Филиппины и отставала бы только от Малайзии и Сингапура - да и то лишь потому, что две эти страны были значительно богаче африканских уже к началу 1960-х годов.
Можно заметить, что при доходе на душу населения почти в 5000 долл. в год, АфС уже не были бы исключительно экспортерами сырья, но начали бы производить и вполне современные потребительские товары, как это типично для развивающихся стран со средним уровнем доходов, вроде Бразилии, Чили, Перу или Таиланда. И при африканском внутреннем рынке объемом почти в 4 трлн. долл., АфС за счет лучшего знания местных условий, а также экономии на масштабах производства и на транспортных издержках смогли бы успешно конкурировать в цене и качестве товаров с производителями из стран Европы.
С.В. Минаев
ВЛАСТЬ
2011.03.011. ЧЕК Н А. ПОСЛЕ ДОГОВОРА В АРУШЕ И СОГЛАШЕНИЕ О ПРИМИРЕНИИ В БУРУНДИ. CHECK N.A. Beyond the Arusha peace and reconciliation accord for Burundi // Africa insight. - Pretoria, 2010. - N 4. - P. 109-126.
Автор (Институт Африки, Претория, ЮАР) анализирует «отсутствие мира и безопасности в Бурунди после переходного периода» (с. 109). Соглашение в Аруше было подписано благодаря успешной посреднической деятельности, но оно не стало базой «при
помощи которой бурундийцы смогут самостоятельно выбирать политических лидеров путем голосования» (с. 109). «Недостаток инфраструктуры, плохие телекоммуникации и вмешательство внешних сил, возможно, являются самыми крупными препятствиями для мира в стране» (с. 109).
Конфликт в Бурунди начался после убийства первого демократически избранного президента Мельхиора Ндадайе в 1993 г. Многие исследователи полагают, что конфликт является этническим. По мнению автора, он является частью «глубокого институционального кризиса и проблем, связанных с контролем ресурсов» (с. 109).
Президент Буйойя (1987-1993, 1996-2003), руководивший страной во время начала этнического конфликта, пытался «постепенно и систематически либерализировать политическое пространство» (с. 114), что происходило на фоне обостряющегося этнополи-тического конфликта. Столкновение хуту и тутси началось после активного требования лидеров хуту предоставить им в политике справедливое их численности представительство: тутси, являясь этническим меньшинством, с колониальных времен преобладают в администрации и армейском руководстве.
В марте 1992 г. в стране была принята демократическая конституция. К концу 1992 г. в Бурунди существовало более семи политических партий. Во время выборов в июне 1993 г. основными соперниками были (Демократический фронт Бурунди) ФРОДЕБУ и правящий Союз за национальный прогресс (УПРОНА). Во Главе ФРОДЕБУ стоял харизматичный лидер Мельхиор Ндадайе, УПРОНА возглавлял действующий президент Пьер Буйойя. В результате выборов кандидаты от ФРОДЕБУ И УПРОНА получили 64,75 и 32,39% соответственно. В ходе последовавших парламентских выборов ФРОДЕБУ и УПРОНА получили 71,40 и 21,42% соответственно.
21 октября 1993 г., через три месяца после избрания президента Ндадайе, он был убит экстремистом хуту - военнослужащим армии Бурунди. Новым президентом был избран Сиприен Нтарья-миру - министр сельского хозяйства в правительстве предшественника. 6 апреля 1994 г., меньше чем через два месяца после избрания, Нтарьямира и президент Руанды Жювеналь Хабьяримана погибли. Самолет, в котором они летели, был сбит над аэропортом
Кигали - столицы соседней Руанды. В Руанде гибель президента вызвала геноцид, а в Бурунди способствовала значительной дестабилизации. На территорию страны хлынули потоки беженцев-хуту из Руанды. Вооруженные отряды хуту и тутси переходили границы государств.
Президентом Бурунди был избран президент Национальной ассамблеи Бурунди Сильвестр Нтибантунганйа. Армия страны состояла в основном из тутси, радикально настроенные военные призывали к возврату страны к положению до 1993 г. Не сумев заручиться политической и военной поддержкой региональных лидеров, президент сложил полномочия в пользу военных в июле 1996 г., государство вновь возглавил Буйойя. Хотя вторая администрация Буйойи осуждалась африканскими и западными странами, альтернативного механизма политической стабилизации не существовало. Президент ради получения международной поддержки создал полиэтнический кабинет, расширил состав переходного национального собрания и учредил консультативный совет старейшин. Относительная политическая стабильность, сложившаяся благодаря такому широкому представительству в совещательных и представительских органах, была нарушена в середине августа 1996 г. после публикации доклада ООН о событиях, приведших к убийству Мельхиора Ндадайе в 1993 г. В нем вина в покушении на президента и создавшейся вслед за этим нестабильности возлагалась на вооруженные силы. После этого доклада президент отправил в отставку командующего армией подполковника Жана Биконнагу, а также командира жандармов полковника Паскаля Симбандуко. Оба обвинялись в организации переворота в 1993 г. Несмотря на отставку, оба офицера не преследовались по закону. Так как Буйойя не создал комитета по расследованию преступлений против народа Бурунди, повстанцы хуту вновь активизировались, выдвигая в адрес президента обвинения в убийстве Ньерере (с. 115).
Организация Африканского Единства (ОАЕ) создала Международную миссию защиты и восстановления порядка в Бурунди (МИПРОБУ). Первоначально планировалось направить в страну 1000 миротворцев, но из-за разногласий между участвующими сторонами и неотработанной юридической базы в Бурунди отправились только 47 наблюдателей. Для прекращения конфликта генеральный секретарь ООН Бутрос-Бутрос Гали назначил
посредником для проведения переговоров в марте 1996 г. бывшего президента Танзании и старейшего государственного деятеля Африки Джулиуса Ньерере.
«Ньерере не получил признания всеми сторонами бурундий-ского конфликта, но его авторитет получил полное моральное одобрение и финансовую поддержку западных правительств и организаций» (с. 116). Он организовал встречу представителей враждующих сторон в своем родном городе Мванза в северной Танзании и постоянно подчеркивал, что действует в интересах всего бурундийского народа. Задача Ньерере в значительной степени осложнялась возвратом Буйойи в политическую жизнь страны, что способствовало дестабилизации. Пытаясь преодолеть нежелание Буйойи идти на компромисс, Ньерере организовал в июле 1996 г. встречу враждующих сторон в Аруше. Сторонам удалось достичь некоторых договоренностей относительно возврата к конституционному порядку в стране, но переговоры оказались на грани срыва после смерти главного посредника в Лондоне в октябре 1999 г.
1 декабря 1999 г. новым посредником СБ ООН назначил бывшего президента ЮАР Нельсона Манделу. К нему с уважением относились все участники конфликта; Манделе в феврале 2000 г. удалось привлечь к переговорам почти все политические партии и ополчения в Бурунди, включая гражданские, женские и церковные организации, а также традиционных лидеров (с. 116). Было создано несколько комитетов для решения конкретных вопросов. Каждый из них должен был выработать свой протокол - часть будущего договора. Первый протокол касался «причин бурундийского конфликта, проблем геноцида и дискриминации» (с. 116), второй -структур и задач будущего переходного правительства, третий -«обеспечения мира и безопасности для всех граждан» (с. 117), четвертый - «гарантий выполнения мирного договора» (с. 117).
Мирный договор в Аруше помимо представителей враждующих сторон и многочисленных общественных и религиозных объединений подписали следующие международные посредники: экс-президент ЮАР Нельсон Мандела, президент Уганды, президент Кении, президент Танзании, генеральный секретарь ООН, генеральный секретарь ОАЕ и представитель Евросоюза министр сотрудничества Франции (с. 119, табл. 2).
«Несмотря на эйфорию после подписания мирного договора Бурунди была далека от стабильности» (с. 119). По настоянию Нельсона Манделы в апреле 2001 г. Джейкоб Зума провел вторую встречу в Киншасе. Национальный совет защиты демократии - Силы защиты демократии (НСЗД-СЗД) и Национальный фронт освобождения (ФНЛ) отказались прекратить вооруженную борьбу. 25 июля 2001 г. в Аруше было подписано важное соглашение о распределении главных руководящих постов в переходном периоде, согласно ему «Буйойя должен был оставаться президентом еще 18 месяцев» (с. 119). Позднее его сменил хуту Домитьен Ндайизейе -генеральный секретарь ФРОДЕБУ. Во время встречи в Претории в октябре 2001 г. Нельсон Мандела заявил, что «южноафриканские силы должны быть развернуты в стране для защиты политиков, возвращающихся из изгнаний для участия в переходном правительстве» (с. 119). В рамках соглашения в Претории 1 ноября 2001 г. было создано переходное правительство из 26 членов, оно включало представителей всех бурундийских участников договора в Аруше. НСЗД-СЗД и ФНЛ продолжили нападения на бурундийских военных, «их представители настаивали на полном пересмотре результатов переговоров в Аруше» (с. 120).
30 апреля 2003 г. был приведен к присяге Домитьен Ндайи-зейе. Он продолжил переговоры с лидером НСЗД-СЗД Пьером Нкурунзизой и лидером ФНЛ Агасоном Рвазой. Нкурунзиза подписал договор о прекращении огня в ноябре 2003 г. 23 ноября 2003 г. Ндайизейе провозгласил создание нового правительства национального единства, включавшего членов НСЗД-СЗД. Лидер ФНЛ Нкурунзиза предпочитал проводить переговоры напрямую с бу-рундийскими военными, «поскольку считал именно их истинной политической силой в Бурунди» (с. 120).
Новые президентские выборы были назначены на 22 апреля 2005 г. В первые полгода работы переходного правительства сложили оружие 55 тыс. боевиков хуту, была сформирована единая национальная армия. 25 февраля 2005 г. был проведен референдум о будущей конституции. На муниципальных выборах представители НСЗД-СЗД, ФРОДЕБУ и УПРОНА получили 1781, 822 и 225 мест соответственно из 2603 (с. 120). На выборах в главный законодательный орган НСЗД-СЗД, ФРОДЕБУ и УПРОНА получили 59, 25 и 10 мест соответственно (с. 120).
Многие опрошенные бурундийцы заявляли, что «соседи по региону, в особенности Руанда, имеют сильное политическое влияние на администрацию» (с. 123). Автор отмечает, что предложенная армейская реформа не была проведена, большую часть военнослужащих до сих пор составляют тутси. Многие бурундийцы «задаются вопросом, каким образом этническая группа, составляющая менее 14% населения, имеет право занимать 60% руководящих постов в армии и госадминистрации» (с. 124). Бурундийские хуту убеждены, что «между руандийскими тутси и бурундийскими тутси нет почти никакой разницы... у них есть родственники по обе стороны границы» (с. 123). Мать президента Нкурунзизы - ру-андийская тутси, женат он также на руандийской тутси, а президент Руанды Кагаме женат на бурундийской тутси: «. такие сети семейных альянсов накрепко связывают две страны социально и политически, обеспечивают расширение политического влияния в странах и способствуют проведению политики защиты интересов тутси в регионе Великих озёр» (с. 123).
Автор подчеркивает, что «хуту осознают поддержку Руандой и ЮАР тутси, они заботятся о сохранении прав меньшинств, что обеспечивает значительное представительство на важных постах» (с. 125). Некоторые из гарантированных прав хуту основываются на ущемлении прав этнического большинства: «Было бы преждевременно заявлять о том, что существующие предварительные шаги к миру могут совершенно точно привести к созданию устойчивой мирной ситуации» (с. 125).
Политическая жизнь продолжает оставаться «привилегией немногочисленной элиты юга, вне зависимости от их принадлежности к тутси или хуту» (с. 123). Завершение конфликта в Бурунди необходимо рассматривать «как часть широкого политического проекта, нацеленного на вовлечение в социальную и политическую жизнь представителей всех этнических групп в регионе Великих озёр» (с. 123).
В. С. Олишевко