Т. Н. Мбайрам
ОБРАЗ АФРИКИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ФРАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ «ЛЕ МОНД» И «ЛЕ ФИГАРО»)
В западных СМИ информация об Африке носит в основном негативный характер. Свою обеспокоенность данной проблемой африканцы впервые высказали в 1970 г в рамках переговоров о Новом мировом порядке информации и коммуникации (NOMIC). Чем было обусловлено такое беспокойство? Отрицательный образ Африки, формируемый западными СМИ, оказывает отрицательное влияние на усилия, направленные на развитие этого континента. На примере двух основных изданий французской прессы мы попытались, с одной стороны, рассмотреть вопрос, как выглядит Африка в глазах французской общественности, а с другой—определить степень адекватности создаваемого образа действительности. Были рассмотрены публикации об Африке в двух французских газетах: «Ле Монд» и «Ле Фигаро».
Портрет Африки во французской печати выглядит удручающе. Вот, например, как описывается черный континент в газете «Ле Монд» от 1 марта 2005 г.: «...Над Африкой довлеют проблемы долгов и болезней, конфликты, коррупция, плохое управление. Даже самый процветающий континент не сумел бы решить все эти вопросы в одиночестве»1. По мнению профессора кафедры информации и коммуникации Университета Лаваль в Квебеке Мумуни Чарльза, позитивный образ Африки — большая редкость в западных СМИ. Чаще всего имидж черного континента представлен в западных СМИ в апокалипсических красках. Преобладают сообщения о засухе, голоде, смертельных болезнях, межэтнических войнах, военных государственных переворотах, политической нестабильности, коррупции и т. д.2 Именно на основе такой информации формируется стереотипное представление
об африканских государствах. Что же происходит в реальности?
Конец прошлого века и начало нынешнего в Африке были отмечены серьезными проблемами: геноцид в Руанде в 1994 г., война в Демократической Республике Конго, гражданская война в Кот-д’Ивуаре, конституционный кризис в Того в 2005 г. после трагической смерти президента Ньясингбе Эйадема, геноцид в Дарфуре, политический кризис в Кении после президентских выборов, нынешняя политическая напряженность в Зимбабве по поводу выборов президента... Все эти события так или иначе нашли свое отражение в западной прессе. Но вопрос в том, насколько адекватно и объективно западные журналисты освещали те события? К сожалению, репортеры, жаждущие сенсаций, сознательно сгущали краски. Таким образом, для большей части французской аудитории сообщения об Африке преподносились только в негативном ключе.
Согласно данным Human Security Center университета Колумбии (Ванкувер, Канада), конфликты в той части Африки, которая находится южнее Сахары, приносят сегодня больше жертв, чем все остальные войны, происходящие на черном континенте, вместе взятые. В регионе существуют многие конфликтогенные факторы: бедность, нестабильность и слабые политические институты, этнополитическая дискриминация, близость к другим очагам войн3. Между тем, согласно тому же документу, число конфликтов в Африке в период 2002-2003 гг. все же сократилось с 15 до 10 соответственно. И тем не менее,
© Т. Н. Мбайрам, 2008
Патрик де Сент-Экзюпери, журналист из газеты «Ле Фигаро» и тонкий знаток африканского континента, пишет: «Земля голода, войн и расколов, Африка, кажется, демонстрирует незыблемый образ опустошения. От недавнего сомалийского конфликта и до нынешней драмы в Дарфуре, от голода в Эфиопии до нынешнего раскола в Кот-д’Ивуаре, Черный континент, кажется, всегда страдает от тех же бедствий»4.
Такой же образ в статье, опубликованной в газете «Ле Фигаро», создает бывший генеральный директор Международного Валютного Фонда Мишель Камдессю. По сведениям этого этому экономиста, в Африке один ребенок из шести умирает, не достигая пятилетнего возраста; двадцати миллионам угрожает смерть из-за эпидемии СПИДа; продолжается насилие в Дарфуре; голод постоянно угрожает западной части Африки5. Таким образом, новости, полученные из Африки, носят тревожный характер.
Другое представление, которое внедряют СМИ во французское общество, — это отсутствие демократических форм правления в африканских государствах. Во французской прессе превалируют рассказы о диктаторских режимах, о деспотии правителей и т. п. Г абон и Того — лучшие примеры в этом отношении. Г абоном уже 38 лет руководит Омар Бонго, в Того также более 38 лет правил Ньясингбе Эйадема. Эти президенты представлены в качестве палачей своих собственных народов. Обращаясь к многолетней диктатуре генерала Эйадемы, Патрик де Сент-Экзюпери в своей статье отмечает, что Эйадема управлял Того, не соблюдая прав человека, тем самым грубо попирая демократические принципы правления. Согласно многочисленным местным и международным наблюдателям, во время его правления царило этническое насилие, и не только в отношении оппозиции. Такая обстановка была источником постоянных политических и социальных конфликтов.
Если говорить о Г абоне — «французской» стране, обладающей важными нефтяными ресурсами и очень небольшим населением, то она остается, вопреки массе нефтедолларов, отсталым государством.
Говоря о процессе демократизации на черном континенте, французские газеты также констатируют, что Африка не способна сохранять выборные институты и менять власть демократическим путем. Отмечаются конституционные манипуляции, регулярные военные перевороты, ослабление и криминализация государства. Например, во франкофонной части Африки в пяти странах (Буркина-Фасо, ЦАР, Чад, Того, а также Мадагаскар) было изменено законодательство в связи со снятием ограничения на срок действия президентского мандата (6). Отметим также, что президент Камеруна Поль Бия направил депутатам проект, предлагающий сделать президентские мандаты бессрочными. Поскольку большинство депутатов в парламенте из его партии, проект был одобрен депутатами. Таким образом, он может баллотироваться в предстоящие президентские выборы в 2011 г.
Отсутствием оппозиционных партий объясняется проблема чередования диктаторских режимов правления. Впрочем, в газете «Ле Фигаро» можно прочитать и другие материалы. Например, что в Африке существуют настоящие политические партии, которыми невозможно манипулировать. К ним относятся Партия демократии и социализма (РКББ) бывшего премьер-министра Нигера Махамаду Исуфу или Объединение гвинейского народа (ИРв) Альфа Конде.
В экономическом и общественном плане Африка во многом зависит от международной помощи. Этот образ сопровождает континент со времени независимости и до сегодняшних дней. Ведь не случайно ООН решила помочь Африке искоренить бедность к 2015 г. Однако, как сообщает Ажанс Франс Пресс, рост африканской экономики
достиг 5,8 % в 2007 г. По данным Африканского Союза и экономической комиссии ООН по Африке, рост экономики Африки достигнет 6,2 % в 2008 г. Это происходит за счет роста цены нефть на мировом рынке.
Мрачная картина современного положения Африки, созданная французскими СМИ, нуждается в определенной корректировке. По мнению Патрика де Сент-Экзюпери, в конце прошлого столетия черный континент освободился от множества тяжелых проблем6. Такого же мнения придерживается и Мишель Камдессю. Он считает, что Африка — это, прежде всего, континент большого разнообразия и «плотности» населения. В последние годы он пишет следующее: «мы наблюдаем появление поколения руководителей, избранных демократическим путем, действующих в интересах своего народа и ради улучшения их жизни»7. Камдессю подчеркивает, что более значительные достижения Африки просто не видны на фоне стольких бедствий и трагедий. Он упоминает о том, что число конфликтов сокращается; те из них, которые еще существуют, более эффективно решаются силами самих африканцев (Кот-д’Ивуар, Того); развивается демократия и самоуправление, улучшается ход макроэкономических реформ, так что становится возможным непрерывный рост национального валового дохода на 7 % в год8.
Среди текущих изменений на континенте мы можем отметить организацию свободных и демократических выборов. Выбор Элен Джонсон Серлиф в Либерии, первой африканской женщины-президента, подчеркивает желание африканцев покончить с прежними стереотипами (женщина создана для домашних работ и не более того). Даже если государственный переворот не вышел из африканского политического репертуара, то, например, в Мавритании он позволил восстановить демократию. В Бурунди, благодаря посредничеству ООН и Южной Африки, а также людей, обладающих политической дальновидностью, таких как Пьер Буойя, в 2005 г. Пьер Нкурунзиза был избран президентом республики. Удивительно, что после геноцида 1994 г. в Руанде тутси и хуту смогли договориться о системе распределения власти. По этой системе, хуту займут 60 % мест в Национальном собрании, а тутси (бывшие партизаны) 40 %9. Это еще одно ощутимое доказательство того, что африканцы способны решать свои проблемы собственными силами. В Центральноафриканской Республике после долгих лет кризиса и государственных переворотов обстановка нормализуется. Избрание президентом Бозизе в 2005 г. означало возвращение страны к демократическому процессу.
Преобразование Организации Африканского Единства в Африканский Союз — важный и смелый шаг в африканской истории. После получения всеми африканскими странами независимости наступает время объединения для субрегиональной интеграции и предупреждения конфликтов. Именно с этими целями был создан Африканский Союз. В своих документах африканцы выразили отказ от завоевания власти вооруженным путем. В этом плане новая организация проявила решимость во время конституционного кризиса в Того в 2005 г. Когда власть захватил Фор Ньясингбе, Того было исключено из рядов Экономического Сообщества Государств Западной Африки. Данное решение было поддержано и в Вашингтоне.
Столкнувшись с такой реакцией международной общественности, Фор Эйадема отказался от поста президента. Впоследствии были организованы новые президентские выборы. Как видно, африканцы доказали свою политическую зрелость, отклоняя признание такого рода режимов. Но мы считаем, что для континента это приобретет значение только в том случае, если подобные меры будут приниматься во всех африканских государствах.
По поводу экономики в рассмотренных газетах отмечается, что многие африканские государства достигли заметных достижений и находятся на верном пути к восстановлению своей экономики. Между тем, газета «Ле Фигаро» уточняет, что «англоязычные» страны продвигаются вперед лучше, чем другие страны Африки южнее Сахары. Т акие страны, как Ботсвана, Уганда или Намибия регулярно отмечаются международными организациями и рейтинговыми агентствами за хорошую бюджетную политику. В качестве «хорошего ученика» в пример приводится Г ана, бывшая британская колония и одна из беднейших стран, которая достигала определенных экономических успехов. В этом же блоке положительное представление африканского континента связано с его геополитической и геостратегической позицией, во многом благодаря огромным природным ресурсам, которыми обладает Африка. Поэтому в прошлом и нынешнем году Африка была и будет в центре внимания.
Как видно, несмотря на то, что во французской прессе культивируется негативный образ Африки, на черном континенте можно обнаружить и позитивные моменты, которые преднамеренно не замечаются западными СМИ. Как показывают исследования, стереотипные представления об африканском континенте негативным образом сказываются не только на самом образе Африке, но и искажают саму информационную картину мира в этой части света.
Досадно констатировать, что образ Африки страдает из-за отсутствия информационных связей с остальным миром. Панафриканское информационное агентство (ПАНА), созданное в 1983 г., с трудом обслуживает африканские страны, а проект создания канала панафриканского радио-телевидения, представленный на саммите Африканского Союза в 2006 г., остается еще на стадии изучения.
Учитывая негативный имидж континента, африканские страны призваны создать национальные и региональные структуры, ответственные за отношения с западными средствами информации. Можно подумать и о создании Центра по наблюдению и восстановлению имиджа Африки. Речь идет не о цензуре, а о балансе отрицательной и положительной информации об Африке в западных СМИ. Цель этой стратегии состоит в том, чтобы демократическим образом способствовать формированию в глазах международной общественности образа «другой Африки».
1 Morrow L. The Scramble for Survival // Time Magazine. September 7, 1992. Vol. 40. № 10.
2Blair T. Afrique: les raisons de l’optimisme // Le Figaro. Mars, 2005. № 18839.
3Moumouni C. L’image de l’afrique dans les medias occidentaux: une explication par le 4 modele de l’agen-da-setting // Les cahiers du journalisme. Automne 2003. № 12. Р. 152-169. http://www.cahiersdujoumalisme. net/pdf/12/10_Moumouni.pdf.
4Exupery P. S. Une immobilite qui en trompe moins l’oeil // Le Figaro. Мяте, 2005. № 18842.
5 Fair Jo Ellen. War, Famine and Poverty: Race in the Construction of Africa’s Media Image // Journal of Communication Inquiry. Vol. 17. № 2. Р. 5-22.
6Exupery P. S. Une immobilite qui en trompe moins l’oeil // Le Figaro. Мяк, 2005. № 18842.
7 CamdessusM. L'Afrique quand meme // Le Figaro. Juin, 2005. № 18918.
8 CamdessusM. L'Afrique quand meme // Le Figaro. Juin, 2005. № 18918.
9Exupery P. S. L'impossible democratisation togolaise // Le Figaro. Octobre, 2005. № 19026.