ство и Военмех. СПб.: ООО «Аграф», 2002; А.А.Ово-денко. Е.Э. Платова, В.В. Фортунатов - История высшей школы Санкт-Петербурга.- СПб, 2010.
2. В.И. Ленин о науке и высшем образовании. Изд. 2-е. М.: Изд-во политической литературы, 1971; Материалы по истории Санкт-Петербургского университета XVIII в.: Обзор архивных документов. СПб, 2001.
3. Щетинина Г.И. Университеты России и устав 1884 г. М., 1976; Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: от России крепостной к России капиталистической. М.: Наука, 1985.
4. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1998.
5. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. 2-е изд. М., 1975; Ольховский Е.С. Коммунистическое воспитание студентов (Из опыта работы вузов).- Л., 1971.
6. Елютин В.П. Высшая школа развитого социализма: монография. М.: Высшая школа, 1980.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИССИДЕНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР 1960-70-Х ГГ.
Романкина Ирина Александровна
кандидат исторических наук, доцент, ГАОУ ВПО «Московский государственный, областной
социально-гуманитарный институт», г. Коломна
THE MAIN DIRECTIONS OF THE DISSIDENT MOVEMENT IN THE USSR THE 1960-70TH.
Romankina Irina, candidate of historical sciences, associate professor, GAOU VPO "The Moscow state regional social and humanitarian institute", Kolomna АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию формирования и развития диссидентского движения в СССР в 60-70-е годы ХХ в. Принципиальные разногласия различных течений в диссидентстве при решении вопроса об альтернативах развития страны привели к появлению нескольких направлений: национального, религиозного движений, марксистского направления, антикоммунистического и сталинистского диссента. ABSTRACT
Article is devoted to research of formation and development of the dissident movement in the USSR in the 60-70th years of the XX century. Principal differences of various currents in recusancy at the solution of a question of alternatives of development of the country led to emergence of several directions: national, religious movements, Marxist direction, anti-communistic and stalinistsky dissent.
Ключевые слова: диссидентское движение, инакомыслие, правозащитники. Keywords: dissident movement, dissent, human rights activists.
В 1960-е годы в советском обществе возникла новая форма духовной оппозиции - диссидентство. Сущностное содержание диссидентства определяла способность к инакомыслию. Диссидентское движение было самым значительным в социальной истории Советского Союза, в том смысле, что он перед всем миром поставило вопрос о сущности коммунистического общества и впервые в истории этого общества дало пример оппозиции этому строю. Диссидентство представляет собой интерес, прежде всего, как феномен духовной жизни советского общества 1960-70-х годов. Это были «люди, выросшие в советском обществе, но пришедшие в противоречие с идеологией и психологией отцов» [1, с.189]. Выход из этого противоречия виделся им в обретении независимости мысли, отказе от пассивного принятия действительности и переходе к самостоятельному осмыслению ее.
Инакомыслие в советском обществе существовало всегда, несмотря на все запреты и репрессии, но как духовно-нравственная оппозиция властям заявляет о себе только во второй половине 60-х годов, хотя индивидуальные проявления инакомыслия после ХХ съезда КПСС, прошедшего в 1956 году, заметно участились. Хрущевская либерализация общественной жизни привела к послед-
ствиям, которые явно не были запланированы. «Железный занавес», отделявший СССР от западных стран, несколько приоткрылся; советские люди начали знакомиться, - правда, очень односторонне и урывками - с современной европейской и американской культурой. На страницах отечественных журналов появляются тексты произведений, немыслимые в сталинское время. Люди стали больше читать, больше думать и меньше бояться собственных мыслей; из мыслей постепенно рождались поступки.
У диссидентства нет истории в традиционном смысле: нет основателей, теоретиков, даты возникновения. По сути дела, трудно даже определить - кто и когда стал участником движения протеста. С момента своего зарождения оно было неоднородным. В нем нашли отражение самые разнообразные взгляды.
В литературе до настоящего времени мало внимания уделяется типологии диссидентского движения. Среди самих инакомыслящих [2, 3], а также исследователями движения [4, 5, 6, 7] предпринимались попытки дать классификацию движения. Принимая или отказываясь от любой из предложенных классификаций, следует отметить их расплывчатость. И это, вероятно, удел любой
схемы, поскольку в жизни все гораздо сложнее, многообразнее: тесно сплетаются людские судьбы, перекликаются их суждения, совпадают мнения в решении каких-то глобальных проблем и резко расходятся по мелочам. Поэтому говорить о «чистом» течении, его представителях довольно сложно. Это связано даже с тем, что любое движение - это, обычно, в первую очередь, движение за реализацию какого-либо конкретного права, зафиксированного в Конституции, будь то свобода вероисповедания или равноправия граждан, независимо от их национального происхождения. Проблемы религиозные, национальные, правозащитные - связаны воедино. Диссидентов объединяло по существу лишь одно: способ общественного поведения. Многообразие взглядов можно разделить на следующие основные типы: национальное, религиозное движения, марксистское направление, антикоммунистический и сталинистский диссент [8].
Ранее всех других возникли религиозные и национальные движения.
Национальные движения (украинцев, литовцев, латышей, эстонцев, грузин и др.), выступали весьма активным отрядом оппозиции. Характерными чертами этого направления были: значительная массовость (от нескольких десятков до сотен тысяч в различных регионах страны); наличие у большинства этих движений поэтапных программ достижения главной цели - национального освобождения; связь с зарубежными националистическими центрами; наличие признанных лидеров движения; достаточно широкий социально-классовый состав (хотя костяк их, как правило, составляла национальная интеллигенция); реальные результаты деятельности. Что касается реакции властей на их деятельность, то она была такой же жестокой, как и в отношении остальных диссидентов. К 60-70-м гг. в национальной оппозиции определились следующие направления: за предоставление независимости, за восстановление прав депортированных народов и за эмиграцию из СССР. И если идея борьбы за независимость республик на протяжении всей истории Отечества всегда стояла остро, то требование восстановления прав депортированных народов и предоставление возможности выехать из страны были порождением советской тоталитарной системы [9, 10]. Несмотря на то, что национальные движения объединяла единая конечная цель - создание благоприятных условий для сохранения и развития собственной нации и общие методы достижения ее, как легальные, так и нелегальные; они имели свои отличительные особенности, которые во многом были обусловлены историческими условиями развития республик. Следует отметить, что чем позже республика вступила в состав СССР, тем ожесточенней там была борьба против советской власти; чем многочисленнее нация, тем она активнее, тем многообразнее методы борьбы. Кроме того, каждое из национальных движений имело свои своеобразные черты. Прибалтийцы и украинцы, например, создали обширные заграничные диаспоры, связь с которыми не прерывалась в самые худшие времена. В Литве наблюдается сращивание политического и национально-освободительного движений. Депортированных народов отличало участие в движении за возвращение на родину едва ли не всей нации, также легальный и мирный по существу характер борьбы. Стимулирующее воздействие на крымских татар, месхов, немцев оказывало представле-
ние ряду репрессированных народов автономий, что символизировало реальность достижения заветной цели. Непрекращающийся бытовой и носивший скрытые формы государственный антисемитизм, невозможность жить «еврейской жизнью» в Советском Союзе заставляли многих советских евреев видеть единственный выход в эмиграции. Наблюдается определенное сращивание национальных и религиозных движений в Литве и Закавказье. Требование независимости подразумевало здесь и свободу вероисповедания. Основными формами деятельности национального движения стали петиционные и подписные кампании, митинги, символические демонстрации и пикеты в Москве, обращения к международной общественности, направление ходоков в Верховный Совет СССР и ЦК КПСС, краеведческая работа, издательская деятельность в форме самиздата.
Религиозные движения (Евангельские христиане-баптисты, православные, оппозиционные РПЦ и др.), стали результатом активизации антицерковной политики советского руководства в конце 50-х - начале 60-х годов [11]. Деятельность каждого из них, так или иначе, сосредоточивалась на защите прав верующих от преследования со стороны властей за соблюдение культовых обрядов, за свободу пропаганды религиозных вероучений и богословских изысканий и т.д. Они не являлись политическим вызовом режиму и, по большей части, вызовом вообще, а лишь стремлением приверженцев различных конфессий как можно полнее реализовать свои духовные потребности. Религиозное диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг. характеризовалось расколом в собственных рядах. «Раскольники» критиковали за несоблюдение своих же законов советское руководство и за невыполнение религиозных заповедей свое духовное руководство. Религиозные движения смыкались с правозащитными советскими и международными организациями, что диктовало и соответствующие формы работы - пикеты, подписные кампании, полулегальные или полностью нелегальные религиозные семинары, самиздатовская и тамиздатовская пропаганда [8, с.111-130].
Основная идея марксистского направления или «социализма с человеческим лицом» (Р. Медведев, П. Григоренко и др.), состояла в том, что Сталин исказил идеологию марксизма-ленинизма, и что возвращение к истинно марксистским истокам, к ленинскому демократизму позволит оздоровить общество. Теоретик движения Р. Медведев предлагал дальнейшее развитие линий XX и XXII съездов, ввести в политическую жизнь элементы подлинной конкуренции, в частности, допустить деятельность фракций в партии и выдвижение нескольких кандидатов на выборные партийные должности. В этих условиях должна быть гарантирована подлинная свобода слова и собраний. Он также рассматривал возможность создания смешанной экономики с государственным, кооперативным и частным секторами, призывал вернуться к ленинской национальной политике с предоставлением гораздо более широкой автономии отдельным народам СССР, в том числе реального, а не только декларированного права отделения от СССР [12].
Либерально-западническим течением (А.Д. Сахаров и др.) и национально-почвенническим (А.И. Солженицын и др.) был представлен антикоммунистический диссент. Представители первого направления считали воз-
можным эволюцию к демократии западного типа при сохранении общественной собственности. Либерально-западническое течение отвергало коммунистический идеал и социалистическое обновление. Эта концепция получила свое развитие в ряде статей А.Д. Сахарова [13]. Он придерживался идеи правового государства, ориентации на ценности западной демократии и конвергенцию. Национал-почвенники предлагали за основу жизни общества взять ценности христианской морали, стремились выделить специфику России, что прослеживает их преемственности с идеями славянофилов. На первый план его приверженцы ставили восстановление национальной российской традиции, пострадавшей от коммунистического режима. Коммунистическая идеология признавалась чуждой русскому духу, насильственно перенесенной с Запада; доказывалась целесообразность авторитарной власти, наиболее соответствующей традициям и духу российского народа. «Почвенники», а именно так со временем стали называть сторонников данного направления, пропагандировали отказ от ориентации на идеи прогресса и демократии западного образца, а также от марксизма, как «мертвой идеологии» [14].
По-своему выразил недовольство сложившимся положением сталинистский диссент. Всесилие правящей номенклатуры, появление теневого бизнеса, отсутствие стимулов к труду негативно действовало на людей, падал престиж власти в глазах народа из-за ее неспособности выйти из кризисной ситуации. Реакцией на ослабление государства становится стремление к сильной власти, победоносной власти, которая отстаивает интересы страны, которую уважают в мире. Это проявлялось в выражении приязни к Сталину, которое можно определить, как оппозицию системе, протест против навязывания убеждений, против руководства. Для сталинистского диссента как народной оппозиционности и протеста существовали глубокие корни. Они были гораздо сильнее и устойчивее, чем правозащитное движение, идеи которого затрагивали в основном только интеллигенцию. Сталинистский диссент не имел организованных форм, но его распространение носило массовый характер от верхов до низов, и по мере падения престижа власти общественные настроения постоянно нарастали. К его идеологам можно отнести писателя В. Кочетова [15], поэта Ф. Чуева [16].
Таким образом, в недрах общественных течений обсуждался широкий спектр идей и объединяющим для умеренных националистов и космополитов, атеистов и верующих различных конфессий, марксистов и либералов, демократов и сталинистов явилось диссидентское движение.
Столь широкий спектр диссидентских течений в СССР прямо свидетельствовал о нарастании всеобъемлющего кризиса советского общества, следствием чего стала Перестройка, а затем и крах СССР.
Защита прав человека, его основных гражданских и политических свобод, защита открытая, разворачившаяся легальными средствами, в рамках действующих государственных законов являлась стержнем деятельности диссидентского движения. Многие из традиционных диссидентских лозунгов (гласность, демократизация общественной жизни, создание правового государства, радикальная реформа в экономике, открытое общество и др.) сегодня в значительной мере легализованы. Тем не менее, власть расценивала диссидентское движение как политическую оппозицию, усматривая в ней моральную и идеологическую угрозу системе.
Литература
1. Арефьева Т.К. Из истории диссидентского движения // Политическая демократия в историческом опыте России. - Челябинск, 1993. - С.189.
2. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. - М. - Вильнюс, 1992.; Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 г. // Погружение в трясину (анатомия застоя). - М. 1991.
3. Медведев Р. Книга о социалистической демократии. - Амстердам-Париж, 1972.
4. Боффа Д. От СССР к России. История неоконченного кризиса (1964-1994). - М., 1996.
5. Королева Л.А. Диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02.
- М., 1995.
6. Леонхард В. Накануне новой революции? Будущее советского коммунизма. - М., 1976.
7. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1.917-1991.
- М., 1994.
8. Романкина И.А. Типология диссидентского движения в СССР (1950-е - 1980-е годы): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Ивановский государственный университет. -Коломна, 2007/
9. Брошеван В., Тыглиянц П. Изгнание и возвращение.
- Симферополь, 1994.
10. Крымские татары: Проблемы репатриации. - М., 1997.
11. Лукьянов Л.А., Нечаев М.Г. Религиозные движения и борьба за права человека в СССР в 1960-80-е гг. // Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991: оппозиция и репрессии. - Пермь, 1998.
12. Медведев Р. Книга о социалистической демократии. - Амстердам-Париж, 1972.
13. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. - Л., 1990.
14. Солженицын А. Публицистика. - Ярославль, 1995.
15. Кочетов В. Чего же ты хочешь. - Минск, 1970.
16. Чуев Ф. Солдаты империи. - М., 1998.
МЕСТО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА В СОВРЕМЕННОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Сергеева Мария Олеговна
A PLACE OF MATH METHOD IN ACTUAL CONTEMPLATION OF HISTORY Sergeeva Maria