Научная статья на тему 'МЕСТО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА В СОВРЕМЕННОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ'

МЕСТО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА В СОВРЕМЕННОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
671
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД / MATH METHOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергеева Мария Олеговна

Цель нашего исследования заключается в изучении эффективности использования математического метода в современном изучении истории. Задачи, поставленные и успешно решённые в данной работе предполагают под собой исследование места в современном историческом анализе математического метода. А также, является ли этот метод достаточно эффективным, для замены классических, но во многом устаревших методов. По результатам проведённых исследований автором были сделаны выводы, полностью дающие решения задачам и отвечающие цели исследования. Произведённый анализ актуальной ситуации даёт понимание необходимости использования всего спектра возможностей, для изучения истории. Современные технологии, хоть и являются полезными, не имеют возможности быть до конца используемыми, изученными и раскрытыми, так как подвергаются постоянной критике и только с течением времени смогут полноценно дополнять классические методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сергеева Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PLACE OF MATH METHOD IN ACTUAL CONTEMPLATION OF HISTORY

The purpose of the research shows up the potency of math method in topical history studying. The problems, which were solved by an author, supposed to research a place for the math method in the modern progressive world. And if the method is effective enough for the modern history. According to the results of the research conducted by the author, conclusions were drawn, which give completely solved problems and the responsible objectives of the study. Produced analysis of the current situation provides an understanding of the need for a whole range of possibilities for the study of history. Modern technologies, though, are useful, are not able to be used to the full extent to study and disclose, as subjected persistent theme in criticism, and only over time will be able to fully complement the classical methods.

Текст научной работы на тему «МЕСТО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА В СОВРЕМЕННОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ»

можным эволюцию к демократии западного типа при сохранении общественной собственности. Либерально-западническое течение отвергало коммунистический идеал и социалистическое обновление. Эта концепция получила свое развитие в ряде статей А.Д. Сахарова [13]. Он придерживался идеи правового государства, ориентации на ценности западной демократии и конвергенцию. Национал-почвенники предлагали за основу жизни общества взять ценности христианской морали, стремились выделить специфику России, что прослеживает их преемственности с идеями славянофилов. На первый план его приверженцы ставили восстановление национальной российской традиции, пострадавшей от коммунистического режима. Коммунистическая идеология признавалась чуждой русскому духу, насильственно перенесенной с Запада; доказывалась целесообразность авторитарной власти, наиболее соответствующей традициям и духу российского народа. «Почвенники», а именно так со временем стали называть сторонников данного направления, пропагандировали отказ от ориентации на идеи прогресса и демократии западного образца, а также от марксизма, как «мертвой идеологии» [14].

По-своему выразил недовольство сложившимся положением сталинистский диссент. Всесилие правящей номенклатуры, появление теневого бизнеса, отсутствие стимулов к труду негативно действовало на людей, падал престиж власти в глазах народа из-за ее неспособности выйти из кризисной ситуации. Реакцией на ослабление государства становится стремление к сильной власти, победоносной власти, которая отстаивает интересы страны, которую уважают в мире. Это проявлялось в выражении приязни к Сталину, которое можно определить, как оппозицию системе, протест против навязывания убеждений, против руководства. Для сталинистского диссента как народной оппозиционности и протеста существовали глубокие корни. Они были гораздо сильнее и устойчивее, чем правозащитное движение, идеи которого затрагивали в основном только интеллигенцию. Сталинистский диссент не имел организованных форм, но его распространение носило массовый характер от верхов до низов, и по мере падения престижа власти общественные настроения постоянно нарастали. К его идеологам можно отнести писателя В. Кочетова [15], поэта Ф. Чуева [16].

Таким образом, в недрах общественных течений обсуждался широкий спектр идей и объединяющим для умеренных националистов и космополитов, атеистов и верующих различных конфессий, марксистов и либералов, демократов и сталинистов явилось диссидентское движение.

Столь широкий спектр диссидентских течений в СССР прямо свидетельствовал о нарастании всеобъемлющего кризиса советского общества, следствием чего стала Перестройка, а затем и крах СССР.

Защита прав человека, его основных гражданских и политических свобод, защита открытая, разворачившаяся легальными средствами, в рамках действующих государственных законов являлась стержнем деятельности диссидентского движения. Многие из традиционных диссидентских лозунгов (гласность, демократизация общественной жизни, создание правового государства, радикальная реформа в экономике, открытое общество и др.) сегодня в значительной мере легализованы. Тем не менее, власть расценивала диссидентское движение как политическую оппозицию, усматривая в ней моральную и идеологическую угрозу системе.

Литература

1. Арефьева Т.К. Из истории диссидентского движения // Политическая демократия в историческом опыте России. - Челябинск, 1993. - С.189.

2. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. - М. - Вильнюс, 1992.; Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 г. // Погружение в трясину (анатомия застоя). - М. 1991.

3. Медведев Р. Книга о социалистической демократии. - Амстердам-Париж, 1972.

4. Боффа Д. От СССР к России. История неоконченного кризиса (1964-1994). - М., 1996.

5. Королева Л.А. Диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02.

- М., 1995.

6. Леонхард В. Накануне новой революции? Будущее советского коммунизма. - М., 1976.

7. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1.917-1991.

- М., 1994.

8. Романкина И.А. Типология диссидентского движения в СССР (1950-е - 1980-е годы): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Ивановский государственный университет. -Коломна, 2007/

9. Брошеван В., Тыглиянц П. Изгнание и возвращение.

- Симферополь, 1994.

10. Крымские татары: Проблемы репатриации. - М., 1997.

11. Лукьянов Л.А., Нечаев М.Г. Религиозные движения и борьба за права человека в СССР в 1960-80-е гг. // Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991: оппозиция и репрессии. - Пермь, 1998.

12. Медведев Р. Книга о социалистической демократии. - Амстердам-Париж, 1972.

13. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. - Л., 1990.

14. Солженицын А. Публицистика. - Ярославль, 1995.

15. Кочетов В. Чего же ты хочешь. - Минск, 1970.

16. Чуев Ф. Солдаты империи. - М., 1998.

МЕСТО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА В СОВРЕМЕННОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Сергеева Мария Олеговна

A PLACE OF MATH METHOD IN ACTUAL CONTEMPLATION OF HISTORY Sergeeva Maria

АННОТАЦИЯ

Цель нашего исследования заключается в изучении эффективности использования математического метода в современном изучении истории.

Задачи, поставленные и успешно решённые в данной работе предполагают под собой исследование места в современном историческом анализе математического метода. А также, является ли этот метод достаточно эффективным, для замены классических, но во многом устаревших методов.

По результатам проведённых исследований автором были сделаны выводы, полностью дающие решения задачам и отвечающие цели исследования. Произведённый анализ актуальной ситуации даёт понимание необходимости использования всего спектра возможностей, для изучения истории. Современные технологии, хоть и являются полезными, не имеют возможности быть до конца используемыми, изученными и раскрытыми, так как подвергаются постоянной критике и только с течением времени смогут полноценно дополнять классические методы.

ABSTRACT

The purpose of the research shows up the potency of math method in topical history studying.

The problems, which were solved by an author, supposed to research a place for the math method in the modern progressive world. And if the method is effective enough for the modern history.

According to the results of the research conducted by the author, conclusions were drawn, which give completely solved problems and the responsible objectives of the study. Produced analysis of the current situation provides an understanding of the need for a whole range of possibilities for the study of history. Modern technologies, though, are useful, are not able to be used to the full extent to study and disclose, as subjected persistent theme in criticism, and only over time will be able to fully complement the classical methods.

Ключевые слова: математический метод.

Keywords: math method.

Развитие исторической науки, как и других областей научного знания, тесно сопряжено с освоением новых технологий, расширяющих познавательные возможности. К таким технологиям можно отнести сближение компьютерной техники и исторического познания, так называемую историческую информатику. Влияние интернет технологий также не прошло мимо, сильно расширив спектр возможностей для современных историков. Но все эти технологии не появились бы и не были бы столь плодотворны и полезны для исторических исследований, не будь однажды открыт математический метод исследования истории.

Историческая датировка наложила на нас отпечаток ещё во время обучения в школе, ведь совершенно любой образованный человек может ответить, когда был основан Рим или назвать дату падения Трои. Но стоит ли так слепо доверять непреложным фактам? Некоторые именитые учёные, в том числе сотрудники Российской Академии наук считают большую часть исторической датировки недостоверной. К их числу относится автор множества книг и большого количества исторических исследований -Анатолий Фоменко. Но его озабоченность правильностью исторических датировок не нова, ещё Исаак Ньютон поднимал этот вопрос. Современные математико-статистиче-ские теории в основном опираются на понятие вероятности. Под ней понимается объективная категория, выступающая мерой возможности того или иного результата, характеризующая с количественной определенностью возможность появления данного события.1 Для использования данного метода необходимо некоторое количество выполняемых условий: наблюдаемые явления могут иметь бесконечное количество повторений, необходимы постоянные условия для экспериментальной точности, а также независимость событий играет важную роль.

Изначально математический метод сводился лишь к изучению календарей и высчитыванию планетарных фаз. Но тут учёные столкнулись с большим количеством

проблем и первые из них были связаны с Римским летоисчислением. Римские источники пестрили разными датировками одних и тех же событий, что является явным признаком того, что календари намеренно правились в связи с политической ситуацией в стране или из-за других явлений. Эти изменения и неточности датировок, без сомнения наносят серьёзный ущерб исследовательскому процессу. Большую роль здесь сыграла работа Скалигера. Он сравнивал летописные датировки с астрономическими: лунными, солнечно-лунными и солнечными календарями, но требовалось затрачивать колоссальное количество времени и сил на эти вычисления, а также иметь большое количество современных инструментов, поэтому на пути Скалигера зачастую стояли непреодолимые трудности. Но современные математики, такие как А. Фоменко и его последователи выступают с резкой критикой работ Скалигера, приводя собственные, зачастую сильно разнящиеся данные.

Одним из наиболее популярных и распространённых математических методов современности стал метод статистической обработки информации. Статистический метод имеет обширный круг воздействия и полезен для применения не только в изучении цифрового материала, но также не менее эффективен для работы с неколичественной информацией: с совокупностями, группами, массовым материалом. Статистические закономерности теоретически базируются на законе больших чисел, суть которого в самом общем виде состоит в том, что только при большом числе наблюдений формируются и проявляются многие объективные закономерности общественных явлений. Закон больших чисел означает, что случайные отклонения, присущие единичным явлениям, в большой массе не влияют на средний уровень изучаемой совокупности. Отклонения индивидуальных элементов как бы уравновешиваются, нивелируются в массе явлений одного типа и перестают зависеть от случайностей. 2 Внед-

1 Федорова Н.А. Математические методы в историческом исследовании. Казань, 1996, с.3

2 Федорова Н.А. Математические методы в историческом исследовании. Казань, 1996, с. 5

рением обработки статистических данных с помощью математических приёмов занялись ещё учёные XIX века. Именно тогда подобные средства, в качестве экспериментальных стали применяться в археологии.

Внедрению статистики в документальное изучение серьёзно поспособствовали историки, работавшие в 30-е годы XX века в так называемой школе «Анналов». Их целью было создание «тотальной истории» (histoire totale). Одну из первых работ подобного уровня написал Ф. Бро-дель, который активно выступал за применение математической статистики, моделирования и «социальной математики» в исследовании исторических фактов. Первым отечественным учёным этого направления можно назвать Ю. Бессмертного, использовавшего математические методы в ряде своих работ.

Большой всплеск в этой области произошёл в конце 50-х годов прошлого века, когда возникло новое направление в исторической науке - клиометрия. Данное течение предполагает систематическое использование математических методов в изучении истории. Но это молодое течение не осталось без внимания и уже в 1993 году Роберт Фогель и Дуглас Норт получили Нобелевскую премию по экономике за цикл работ в области клиометрики. Отечественные учёные не остались в стороне и также имеют на своём счету большое количество разработанных методов исторической математизации.

Существуют интересные результаты исследований, которые приводит А. Фоменко. Ими он взбудоражил и возмутил не только учёный мир, но и церковную общественность. Он использовал эмпирически-статистическую методику. Она направлена на выявление различных исторических имён, имеющих одинаковые описания в один и тот же период времени. Так, например, А. Фоменко доказывает, что один и тот же человек, территория, и даже Бог может иметь разные имена: Карл Великий становится Кэролом, Финляндия - Суоми, а Братислава - Прессбур-гом.

Одним из популярных математических методов является выборочный метод. Для его использования необходимо минимум информации (что очень подходит для изучения старинных источников, которые не располагают ей в большом количестве, особенно если речь идёт о статистической информации), также, для проведения исследования может применяться репрезентативная выборка. Частичное исследование объекта является довольно эффективным и может применяться к большинству объектов, при этом, из минимума базовой информации, исследователь получает большой объём итоговых данных.

Антиподом выборочного метода является монографический. Он подразумевает под собой всестороннее изучение и описание единичных объектов. Но имеет одну неприятную оговорку: при выборе объектов, учёный должен быть полностью уверен, что они имеют усреднённые показатели и никак не выбиваются из общей массы, изучаемого в целом.

Существует также подход многомерной типологии. Данный метод затрагивает большое количество факторов, среди которых географические, демографические, экономические и другие и на их основании выстраивается исторический анализ. Отдельного внимания заслуживают менее популярные, но не менее эффективные методы корреляционного, регрессионного и факторного анализа. Все эти подходы довольно схожи, и выстроены в основном на идее взаимосвязи объектов.

Наиболее проблемным для математического метода исследований является изучение текстов. Для этого наиболее эффективным признан метод контент-анализа. Развёрнутые, индивидуальные тексты нельзя отнести к массовым, поэтому на первый взгляд, математические методы к ним не применимы. Однако письменный текст имеет статистическую структуру, а, следовательно, может быть подвергнут математическому анализу.

Контент-анализ состоит из двух основных этапов: на первом, классификационном, выделяется совокупность признаков, многократно встречающихся в документах. Происходит формализация документа, разрабатывается подобие анкеты. Данный этап усложняется градацией выбранных признаков. Это связано с тем, на сколько «богат» язык и с другими индивидуальными особенностями. Для большего понимания: один и тот же признак может быть выражен различными словами - синонимами, иметь различную смысловую, а также эмоциональную окраску. На втором этапе определяется процедура расчета показателей по разработанным математико-ста-тистическим методам.

Особенностью контент-анализа является возможность выявления скрытой информации, содержащейся в источнике. Явная информация отражает главную цель автора документа, она фиксируется создателем источника сознательно. Скрытая информация попадала в документ ненамеренно, она является результатом стихийного отражения событий, вне субъективной воли людей, причастных к сбору и фиксированию данных. Структурная информация обладает двумя важными особенностями. Во-первых, она выражается опосредованно, через события, составляющие явную информацию, через их характеристики. Во-вторых, имея колоссальный объем, она бывает более объективной и достоверной в силу своего стихийного происхождения, чем те показатели, которые намеренно запечатлевались в документе. Преимущество контент-анализа состоит в том, что с его помощью историк получает возможность перевода массовой текстовой информации в количественные показатели. Это значи тельно снижает субъективизм исследования, решается проблема его проверки и перепроверки.

Подводя итоги, хотелось бы заметить, что приведённые выше методы являются одними из развивающихся и прогрессивных, а зачастую альтернативных способов изучения истории. Незаменимыми остаются классические методики, которые со временем развиваются, наполняются техническими новинками, синтезируют и преображаются, рождая новые полезные и не очень методы исследования.

Для полноценного развития любой науки необходим максимально полный спектр знаний и исследований разных областей, а также применение и привлечение самого обширного количества методов. И если открытие является хоть сколь-нибудь важным, то совершенно неважно каким способом оно было сделано, ведь все средства хороши, лишь бы они достигали необходимого эффекта. А для исторической науки необходимым является факт максимизации достоверности знаний.

Литература

1. Федорова Н.А. Математические методы в историческом исследовании. Казань, 1996.

2. Пейте Ф. Выборочный метод в переписях и обследованиях. М., 1965.

3. Миронов Б.Н. Историк и социология. - Л., 1984

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.