О.В. Папина
Основные направления деятельности женских секторов Хакасии 1930-1934 гг.
Во второй половине 1920-х - начале 1930-х гг. перед страной стояли новые задачи, связанные с модернизацией экономики, коренной реконструкции всего народного хозяйства. Это в свою очередь требовало перестройки работы всего партийного аппарата. В январе 1930 г. произошла реорганизация аппарата ЦК ВКП(б), в котором были созданы отделы и сектора по конкретным участкам народного хозяйства и культуры. В связи с этой реорганизацией женотделы были ликвидированы. В постановлении ЦК о ликвидации женотделов специально указывалось, что упразднение женотделов ни в коем случае нельзя рассматривать как ослабление внимания партии к работе среди женщин. Отмечалось, что «в период гигантского размаха социалистического строительства, задачи, стоящие перед пролетариатом, требуют особо исключительного внимания со стороны парторганизаций к работе среди широких масс трудящихся женщин, к организации их вокруг выполнения задач социалистического строительства как в городе, так и в деревне» [1, с. 68].
Вместо женотделов в 1930 г. были созданы женские сектора в отделах агитации и массовых кампаний ЦК ВКП(б). Предполагалось, что работа женских секторов ограничится проведением особой агитационно-массовой работы среди женщин, но реальные условия заставили приблизить их цели к задачам бывших женотделов, но с учетом новой обстановки. В 1931 г. были определены основные задачи женских секторов всех партийных комитетов. Продолжая линию 1920-х гг., женские сектора должны были мобилизовать женщин на активное участие в перевыборных кампаниях, социалистических соревнованиях. Особое внимание уделялось женщинам как рабочей силе, поэтому сектора боролись за укрепление и дальнейшее расширение колхозного движения, а также занимались популяризацией пятилетки и вовлечением женщин в промышленное производство. Важной частью работы женских секторов являлось выдвижение женщин на партийную, хозяйственную и советскую работу.
В соответствии с проведенной реорганизацией женотделов в Хакасии в конце февраля 1930 г. женотдел при Окружном комитете ВКП(б) был преобразован в женский сектор, который всю свою деятельность направил на решение поставленных задач. Женщин посылали на учебу на рабфаки, в техникумы. На местах организовывались курсы по подготовке кадров.
По-прежнему основной формой работы среди женщин оставались делегатские собрания, благодаря которым осуществлялось политическое, культурное, бытовое просвещение женщин Хакасии. В постановлении ЦК ВКП(б) говорилось, что делегатские собрания являются наиболее проверенной формой связи партии с широкими массами работниц и крестьянок и практической школой по подготовке женского актива. Задача заключается в том, чтобы «перестроить применительно к основным задачам работу делегатских собраний» [2, с. 274].
Руководство делегатскими собраниями осуществляли партийные ячейки, которые направляли свои усилия на вовлечение женщин в избирательную кампанию. В свою очередь актив делегаток во время выборов организовывал на избирательных участках детские комнаты, чтобы женщины могли принять участие в выборах. Итогом избирательной кампании 1931 г. стал рост числа женщин в Советах. Членами местных Советов было избрано 308 женщин, из них членами райисполкомов 14 человек, в том числе хакасок - 7, сельских Советов - 148, из них хакасок - 80, облисполкома - 5 женщин-хакасок [3, с. 207].
Более широким стал круг проблем и вопросов, рассматриваемых делегатскими собраниями. Если в 1920-е гг. на повестке дня чаще стояли вопросы общего просвещения: «Что такое СССР», «Отличие советский власти от царской и права женщины-хакаски», «Для чего нужна грамота женщине-хакаске», то в начале 1930-х гг. - вопросы производственного характера, участия женщин в различных политических кампаниях, улучшения труда и быта женщин. Более активной и самостоятельной стала позиция женщин. Так, если ранее в постановлениях делегатских собраний чаще повторялись предложенные и стандартные фразы, например, «мы женщины высказываем готовность... относиться вполне добросовестно ко всем работам, касающимся нашей женской организации», то в начале 1930-х гг. наблюдается иная картина. На делегатских собраниях женщины активно прорабатывают те или иные вопросы, деловито выступают, подмечают недостатки, а также вносят хорошие практические предложения.
Одной из основных задач женских секторов являлось вовлечение женских масс в социалистическую реконструкцию общества, что подразумевало более активное использование женского труда в промышленности и сельском хозяйстве. В Постановлении ЦК
история
ВКП(б) от 1 апреля 1931 г. перед местными партийными организациями ставились задачи «развития производственно-хозяйственной активности и инициативы путем широкого применения женского труда во всех видах сельскохозяйственных работ, в правильную организацию труда, развертывания соцсоревнования, ударничества» [2, с. 273].
В Хакасии преобладающей отраслью являлось сельское хозяйство, поэтому партийная организация делала упор на подготовку кадров для колхозов и совхозов. Для этого создавались специализированные курсы массовых профессий, на которых учили организации труда в полеводстве, животноводстве, овощеводстве. В 1930 г. 105 колхозниц, в том числе 30 хакасок, окончили краткосрочные районные курсы по животноводству. На колхозных курсах животноводов, полеводов и овощеводов в 1931 г. обучались 298 женщин, в том числе 52 хакаски, а в 1933 г. - 212, из них 74 колхозницы-хакаски [4, с. 40]. Таким образом, женщины активно трудились в животноводстве, огородничестве, на обработке технических культур, работали на маслозаводах. Во всех составляемых планах хозяйственных мероприятий за женщинами оставляли легкие и средние работы. В 1933 г. в колхозах области работало около 11 тысяч женщин, из них 7245 хакасок. 390 женщин, в том числе 155 хакасок, были ударницами. В начале августа 1933 г. состоялся I областной съезд колхозниц-ударниц, в котором приняло участие 128 делегаток. На съезде было принято решение о дальнейшей борьбе за подъем сельского хозяйства [5, с. 168].
Одним из направлений деятельности женских секторов являлось выдвижение женщин на руководящую и партийную работу. Как правило, выдвижение шло за счет беднячек, среднячек, батрачек. Упор делался также на выдвижение женщин коренной национальности. Женщин выдвигали председателями сельсоветов, в президиумы РИКов, в судебные органы и органы надзора. В 1931 г. на руководящей колхозной работе были заняты 92 женщины, из них 66 хакасок, а в 1934 г. - соответственно 137 и 82. В 1933 г. членами правлений колхозов были избраны 129 женщин, в том числе 71 хакаска, ревизионных комиссий - 89, хакасок - 54, председателей ревизионных комиссий - 3, из них 1 хакаска [4, с. 40].
К началу 1930-х гг. в Хакасии не удалось решить проблему неграмотности и малограмотности населения. Поэтому в центре внимания женских секторов продолжала оставаться проблема ликвидации неграмотности и малограмотности женщин. В конце 1920-х гг. из общего количества женщин старше 15 лет 44380 человек неграмотные составляли 20110, т.е. 45,3% [6, с. 213]. Руководители делегатских собраний вели учет неграмотных делегаток и следили за тем, чтобы неграмотные делегатки посещали пункты
ликвидации неграмотности. Активистки делегатских собраний разворачивали широкую разъяснительную работу о важности быть грамотными. На делегатских собраниях принимались решения покончить с неграмотностью и продолжать учебу в школах для малограмотных. Делегатки также являлись активными членами общества «Долой неграмотность». Среди женщин особой популярностью пользовалась индивидуальная форма обучения, получившая распространение в конце 1920-х гг. У коренного населения особой популярностью пользовались передвижные красные юрты, в составе которых был ликвидатор. Как правило, стоянка юрты длилась от нескольких недель до нескольких месяцев. За это время работники юрты организовывали краткосрочные ликпункты, устраивали громкие читки и всячески способствовали распространению нового быта среди коренного населения.
Важным условием активного участия женщин в общественной жизни являлось освобождение ее от «домашнего рабства». Еще в 1920-е гг. как лозунг партии провозглашалась необходимость переложить бытовые проблемы женщины на плечи государства. С этой целью огромные усилия участников женского движения были направлены на создание социальной инфраструктуры, позволяющей женщине стать активной участницей социалистической реконструкции общества. В Хакасии эти процессы выразились в стремлении создать сеть дошкольных детских учреждений: летних детских площадок, яслей, столовых. Для выполнения этих задач женотделами, а позже женсекторами велась решительная борьба: не хватало средств, помещений, продуктов, профессиональных кадров, да и население, особенно коренное, с недоверием и опаской относилось к таким нововведениям. В 1930 г. на территории Хакасии насчитывалось 80 яслей, в 1932 г. - 128, а в 1934 г. - 167 яслей. Широкую популярность приобрели также детские сезонные площадки. Если в 1930 г. их насчитывалось 92, то к 1934 г. их число увеличилось до 139 [7, с. 118].
Одной из проблем в организации сети дошкольных детских учреждений являлась нехватка квалифицированных кадров. С целью решения данной проблемы в Хакасии начинается подготовка ясельных работников на курсах, которые организовывались как в областном, так и в районном масштабах. В 1931 г. было подготовлено 130 человек, из них хакасок - 40, в 1933 г. - 184 человека, из них хакасок - 76, в 1935 г. - 242, из них хакасок - 83 [4, с. 42].
Таким образом, реорганизация партийного аппарата в начале 1930-х гг. привела к созданию женских секторов, которые заменили женотделы. Основной задачей новой партийной структуры явилось вовлечение женщин в промышленность и сельское хозяйство, выдвижения женщин на руководящую партийную, советскую, хозяйственную работу. Для
обеспечения народного хозяйства квалифицированными женскими кадрами организовывались разнообразные курсы, женщин посылали учиться в вузы, на
рабфаки. Важной частью работы женских секторов являлось создание системы детских дошкольных учреждений.
Библиографический список
1. Чирков, П.М. Решение женского вопроса в СССР (1917-1937) / П.М. Чирков. - М., 1978.
2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1929-1932). - М., 1984. - Т. 5.
3. Модль, Р.М. Работа хакасской партийной организации по вовлечению женщин-хакасок в советское строительство (1928-1937) / Р.М. Модль // Ученые записки ХакНИИЯЛИ.
- Сер. историческая №4. - Абакан, 1972. - Вып. XVII.
4. Модль, Р.М. О подготовке национальных женских кадров в годы первых пятилеток / Р.М. Модль // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. - Сер. историческая №5. - Абакан, 1974. - Вып. XIX.
5. Очерки истории Хакасии советского периода 19171961. - Абакан, 1963.
6. Чеснокова, А.В. О развитии трудовой и политической активности крестьянок Хакасии в годы коллективизации сельского хозяйства (1928-1932) / А.В. Чеснокова // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. - Абакан, 1969.
- Вып. XIII.
7. Никиташина, Н.А. некоторые аспекты социальной политики в Хакасии в 1930-е годы / Н.А. Никиташина // К 70-летию со дня образования Хакасской автономной области : мат. науч.-практ. конф. - Абакан, 2000.