Научная статья на тему 'Основные направления деятельности женских секторов Хакасии 1930-1934 гг'

Основные направления деятельности женских секторов Хакасии 1930-1934 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Папина Ольга Витальевна

Исследуется работа женских партийных организаций в первой половине 1930-х гг. Их деятельность шла по нескольким направлениям: мобилизация женщин в выборных кампаниях, использование женского труда в промышленности и сельском хозяйстве, а также их выдвижение на руководящую партийную, советскую и хозяйственную работу. Статья затрагивает деятельность женских секторов, направленную на ликвидацию неграмотности и малограмотности среди женщин, развертывание системы детских дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Directions of Women's Department's Activity in Khakasia since 1930 till 1934

The article is devoted to the work of women's party organizations in the frst half of the 1930s. Their activity had several directions: mobilization of women in elections campaigns, use women's work in industry and agriculture, and also their nomination onto leading party, soviet and economic work. The article touches upon women's department's activity aimed at wiping out a illiteracy and semi-literacy among women, development of the children's preschool institutions system.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности женских секторов Хакасии 1930-1934 гг»

О.В. Папина

Основные направления деятельности женских секторов Хакасии 1930-1934 гг.

Во второй половине 1920-х - начале 1930-х гг. перед страной стояли новые задачи, связанные с модернизацией экономики, коренной реконструкции всего народного хозяйства. Это в свою очередь требовало перестройки работы всего партийного аппарата. В январе 1930 г. произошла реорганизация аппарата ЦК ВКП(б), в котором были созданы отделы и сектора по конкретным участкам народного хозяйства и культуры. В связи с этой реорганизацией женотделы были ликвидированы. В постановлении ЦК о ликвидации женотделов специально указывалось, что упразднение женотделов ни в коем случае нельзя рассматривать как ослабление внимания партии к работе среди женщин. Отмечалось, что «в период гигантского размаха социалистического строительства, задачи, стоящие перед пролетариатом, требуют особо исключительного внимания со стороны парторганизаций к работе среди широких масс трудящихся женщин, к организации их вокруг выполнения задач социалистического строительства как в городе, так и в деревне» [1, с. 68].

Вместо женотделов в 1930 г. были созданы женские сектора в отделах агитации и массовых кампаний ЦК ВКП(б). Предполагалось, что работа женских секторов ограничится проведением особой агитационно-массовой работы среди женщин, но реальные условия заставили приблизить их цели к задачам бывших женотделов, но с учетом новой обстановки. В 1931 г. были определены основные задачи женских секторов всех партийных комитетов. Продолжая линию 1920-х гг., женские сектора должны были мобилизовать женщин на активное участие в перевыборных кампаниях, социалистических соревнованиях. Особое внимание уделялось женщинам как рабочей силе, поэтому сектора боролись за укрепление и дальнейшее расширение колхозного движения, а также занимались популяризацией пятилетки и вовлечением женщин в промышленное производство. Важной частью работы женских секторов являлось выдвижение женщин на партийную, хозяйственную и советскую работу.

В соответствии с проведенной реорганизацией женотделов в Хакасии в конце февраля 1930 г. женотдел при Окружном комитете ВКП(б) был преобразован в женский сектор, который всю свою деятельность направил на решение поставленных задач. Женщин посылали на учебу на рабфаки, в техникумы. На местах организовывались курсы по подготовке кадров.

По-прежнему основной формой работы среди женщин оставались делегатские собрания, благодаря которым осуществлялось политическое, культурное, бытовое просвещение женщин Хакасии. В постановлении ЦК ВКП(б) говорилось, что делегатские собрания являются наиболее проверенной формой связи партии с широкими массами работниц и крестьянок и практической школой по подготовке женского актива. Задача заключается в том, чтобы «перестроить применительно к основным задачам работу делегатских собраний» [2, с. 274].

Руководство делегатскими собраниями осуществляли партийные ячейки, которые направляли свои усилия на вовлечение женщин в избирательную кампанию. В свою очередь актив делегаток во время выборов организовывал на избирательных участках детские комнаты, чтобы женщины могли принять участие в выборах. Итогом избирательной кампании 1931 г. стал рост числа женщин в Советах. Членами местных Советов было избрано 308 женщин, из них членами райисполкомов 14 человек, в том числе хакасок - 7, сельских Советов - 148, из них хакасок - 80, облисполкома - 5 женщин-хакасок [3, с. 207].

Более широким стал круг проблем и вопросов, рассматриваемых делегатскими собраниями. Если в 1920-е гг. на повестке дня чаще стояли вопросы общего просвещения: «Что такое СССР», «Отличие советский власти от царской и права женщины-хакаски», «Для чего нужна грамота женщине-хакаске», то в начале 1930-х гг. - вопросы производственного характера, участия женщин в различных политических кампаниях, улучшения труда и быта женщин. Более активной и самостоятельной стала позиция женщин. Так, если ранее в постановлениях делегатских собраний чаще повторялись предложенные и стандартные фразы, например, «мы женщины высказываем готовность... относиться вполне добросовестно ко всем работам, касающимся нашей женской организации», то в начале 1930-х гг. наблюдается иная картина. На делегатских собраниях женщины активно прорабатывают те или иные вопросы, деловито выступают, подмечают недостатки, а также вносят хорошие практические предложения.

Одной из основных задач женских секторов являлось вовлечение женских масс в социалистическую реконструкцию общества, что подразумевало более активное использование женского труда в промышленности и сельском хозяйстве. В Постановлении ЦК

история

ВКП(б) от 1 апреля 1931 г. перед местными партийными организациями ставились задачи «развития производственно-хозяйственной активности и инициативы путем широкого применения женского труда во всех видах сельскохозяйственных работ, в правильную организацию труда, развертывания соцсоревнования, ударничества» [2, с. 273].

В Хакасии преобладающей отраслью являлось сельское хозяйство, поэтому партийная организация делала упор на подготовку кадров для колхозов и совхозов. Для этого создавались специализированные курсы массовых профессий, на которых учили организации труда в полеводстве, животноводстве, овощеводстве. В 1930 г. 105 колхозниц, в том числе 30 хакасок, окончили краткосрочные районные курсы по животноводству. На колхозных курсах животноводов, полеводов и овощеводов в 1931 г. обучались 298 женщин, в том числе 52 хакаски, а в 1933 г. - 212, из них 74 колхозницы-хакаски [4, с. 40]. Таким образом, женщины активно трудились в животноводстве, огородничестве, на обработке технических культур, работали на маслозаводах. Во всех составляемых планах хозяйственных мероприятий за женщинами оставляли легкие и средние работы. В 1933 г. в колхозах области работало около 11 тысяч женщин, из них 7245 хакасок. 390 женщин, в том числе 155 хакасок, были ударницами. В начале августа 1933 г. состоялся I областной съезд колхозниц-ударниц, в котором приняло участие 128 делегаток. На съезде было принято решение о дальнейшей борьбе за подъем сельского хозяйства [5, с. 168].

Одним из направлений деятельности женских секторов являлось выдвижение женщин на руководящую и партийную работу. Как правило, выдвижение шло за счет беднячек, среднячек, батрачек. Упор делался также на выдвижение женщин коренной национальности. Женщин выдвигали председателями сельсоветов, в президиумы РИКов, в судебные органы и органы надзора. В 1931 г. на руководящей колхозной работе были заняты 92 женщины, из них 66 хакасок, а в 1934 г. - соответственно 137 и 82. В 1933 г. членами правлений колхозов были избраны 129 женщин, в том числе 71 хакаска, ревизионных комиссий - 89, хакасок - 54, председателей ревизионных комиссий - 3, из них 1 хакаска [4, с. 40].

К началу 1930-х гг. в Хакасии не удалось решить проблему неграмотности и малограмотности населения. Поэтому в центре внимания женских секторов продолжала оставаться проблема ликвидации неграмотности и малограмотности женщин. В конце 1920-х гг. из общего количества женщин старше 15 лет 44380 человек неграмотные составляли 20110, т.е. 45,3% [6, с. 213]. Руководители делегатских собраний вели учет неграмотных делегаток и следили за тем, чтобы неграмотные делегатки посещали пункты

ликвидации неграмотности. Активистки делегатских собраний разворачивали широкую разъяснительную работу о важности быть грамотными. На делегатских собраниях принимались решения покончить с неграмотностью и продолжать учебу в школах для малограмотных. Делегатки также являлись активными членами общества «Долой неграмотность». Среди женщин особой популярностью пользовалась индивидуальная форма обучения, получившая распространение в конце 1920-х гг. У коренного населения особой популярностью пользовались передвижные красные юрты, в составе которых был ликвидатор. Как правило, стоянка юрты длилась от нескольких недель до нескольких месяцев. За это время работники юрты организовывали краткосрочные ликпункты, устраивали громкие читки и всячески способствовали распространению нового быта среди коренного населения.

Важным условием активного участия женщин в общественной жизни являлось освобождение ее от «домашнего рабства». Еще в 1920-е гг. как лозунг партии провозглашалась необходимость переложить бытовые проблемы женщины на плечи государства. С этой целью огромные усилия участников женского движения были направлены на создание социальной инфраструктуры, позволяющей женщине стать активной участницей социалистической реконструкции общества. В Хакасии эти процессы выразились в стремлении создать сеть дошкольных детских учреждений: летних детских площадок, яслей, столовых. Для выполнения этих задач женотделами, а позже женсекторами велась решительная борьба: не хватало средств, помещений, продуктов, профессиональных кадров, да и население, особенно коренное, с недоверием и опаской относилось к таким нововведениям. В 1930 г. на территории Хакасии насчитывалось 80 яслей, в 1932 г. - 128, а в 1934 г. - 167 яслей. Широкую популярность приобрели также детские сезонные площадки. Если в 1930 г. их насчитывалось 92, то к 1934 г. их число увеличилось до 139 [7, с. 118].

Одной из проблем в организации сети дошкольных детских учреждений являлась нехватка квалифицированных кадров. С целью решения данной проблемы в Хакасии начинается подготовка ясельных работников на курсах, которые организовывались как в областном, так и в районном масштабах. В 1931 г. было подготовлено 130 человек, из них хакасок - 40, в 1933 г. - 184 человека, из них хакасок - 76, в 1935 г. - 242, из них хакасок - 83 [4, с. 42].

Таким образом, реорганизация партийного аппарата в начале 1930-х гг. привела к созданию женских секторов, которые заменили женотделы. Основной задачей новой партийной структуры явилось вовлечение женщин в промышленность и сельское хозяйство, выдвижения женщин на руководящую партийную, советскую, хозяйственную работу. Для

обеспечения народного хозяйства квалифицированными женскими кадрами организовывались разнообразные курсы, женщин посылали учиться в вузы, на

рабфаки. Важной частью работы женских секторов являлось создание системы детских дошкольных учреждений.

Библиографический список

1. Чирков, П.М. Решение женского вопроса в СССР (1917-1937) / П.М. Чирков. - М., 1978.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1929-1932). - М., 1984. - Т. 5.

3. Модль, Р.М. Работа хакасской партийной организации по вовлечению женщин-хакасок в советское строительство (1928-1937) / Р.М. Модль // Ученые записки ХакНИИЯЛИ.

- Сер. историческая №4. - Абакан, 1972. - Вып. XVII.

4. Модль, Р.М. О подготовке национальных женских кадров в годы первых пятилеток / Р.М. Модль // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. - Сер. историческая №5. - Абакан, 1974. - Вып. XIX.

5. Очерки истории Хакасии советского периода 19171961. - Абакан, 1963.

6. Чеснокова, А.В. О развитии трудовой и политической активности крестьянок Хакасии в годы коллективизации сельского хозяйства (1928-1932) / А.В. Чеснокова // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. - Абакан, 1969.

- Вып. XIII.

7. Никиташина, Н.А. некоторые аспекты социальной политики в Хакасии в 1930-е годы / Н.А. Никиташина // К 70-летию со дня образования Хакасской автономной области : мат. науч.-практ. конф. - Абакан, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.