Из истории права и государства
В. В. Доржеева*
Формы и методы вовлечения женщин коренных малочисленных народов Северо-Востока в общественно-политическую жизнь (20-50-е годы XX века)
Важнейшим направлением организационной и кадровой работы молодого Советского государства являлось вовлечение в партийные ряды женщин. Для реализации этой задачи, а так же для руководства работой среди беспартийных женщин, для агитационной и пропагандистской работы среди женщин в составе партийных организаций всех уровней, начиная с 1919 года, создавались женотделы. Создание женотделов производилось на основе решения ЦК РКП(б). Основными формами работы женотделов были: созыв и руководство делегатскими собраниями (до середины 30-х годов) и массовая работа. Женотделы должны были стать своеобразным связующим звеном в работе между партийными, советскими органами и женским активом.
На Дальнем Востоке России 1920 - 1930-е годы стали рубежом, с которого началась фактическая деятельность по вовлечению женщин в партийное и советское строительство. Отделы по работе среди женщин на Дальнем Востоке начали действовать с 1922 года, после окончания Гражданской войны в регионе. В 1923 году в соответствии с циркуляром ВЦИК ВКП (б) при Дальневосточном краевом комитете партии был организован отдел работниц и крестьянок (женотдел).
В 1924 году состоялся XIII съезд партии, на котором была отмечена «особая важность вопроса о вовлечении в советскую и партийную работу работниц и крестьянок».1 По поручению XIII съезда ЦК партии разработал и утвердил резолюцию «О работе среди
* Кандидат исторических наук, доцент кафедры правоведения Северо-Восточного государственного университета.
1 XIII съезд РКП (б). Организационный отчет ЦК. // Хронос. Законы империи. Исторические источники // http://www.hrono.info
работниц и крестьянок», в которой было отмечено, что «теперешнее участие работниц и крестьянок в партийном, советском, профсоюзном и кооперативном строительстве в настоящий момент является далеко недостаточным, а потому работа партии среди работниц и крестьянок приобретает первоочередное значение. Необходимо бороться с консерватизмом по отношению к женщине, унаследованным от капиталистического общества».2
Постепенно разворачивалась деятельность по вовлечению женщин коренных народов Севера в работу партийных организаций. Однако кочевое население эта работа фактически не затрагивала. На I съезде тунгусских женщин Алданского округа в июне 1927 года отмечалось, что «в области охвата влиянием партии женщин кочевниц работа ведется, но среди кочующих племен якутской республики, в частности, среди тунгусок, партия только начинает подыскивать организационные формы работы. Начата работа культурнопросветительская среди тунгусского населения».3
На Чукотке женщин вводили в новую жизнь ячейки ВКП(б). Особой проблемой, конечно, была проблема языка. Начинать работу по партийному и советскому строительству приходилось с поиска переводчиков. В селе Уэлен группой кандидатов в партию в 1928 г. планировалось «выявить двух - трех женщин туземок могущих переводить русскую разговорную речь на чукотский язык и использовать их в качестве переводчиц в общении с
4
женделегатками-туземками, вести с ними предварительную воспитательную подготовку» .
Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. "О реорганизации аппарата ЦК ВКП(б)" было принято решение о ликвидации женотделов парткомов. В восточных районах страны женотделы были ликвидированы на несколько лет позже. Вместо женотделов с 1930 г. при партийных организациях начали действовать женсекторы.
В 1934 году после XVII съезда ВКП (б) была осуществлена организационная перестройка руководящих партийных органов всех уровней. В обкомах, крайкомах, ЦК партии ликвидируются функциональные отделы, вместо которых создаются производственно-отраслевые отделы. В райкомах и горкомах ликвидируются все отделы, а взамен них вводятся должности разъездных ответственных инструкторов. Они прикреплялись к группе первичных партийных организаций, в которых инструкторы были
2 Центр хранения современной документации Магаданской области (ЦХСД МО). Ф. 22. Оп. 1. Д. 531. Л. 91.
3 Протокол I съезда тунгусских женщин Алданского округа. Июнь 1927 г. // Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. Р-2411. Оп. 1. Д. 16. Л. 74 об.
4 ЦХСД МО. Ф. 12. Оп. 14. Д. 1. Л. 25.
обязаны организовывать все виды партийной работы.5 Женсекторы и женотделы ликвидируются окончательно. По выражению Л. Кагановича, их курировавшего, "женотдел
(I 6
закончил круг своего развития".
Партийными органами на Чукотке ставилась задача «отсталую женщину - туземку подтянуть в политическом уровне к женщине материковой». Постепенно удавалось шире вовлекать женщин в партийные органы. Так, в 1932 г. в Чукотском национальном округе были приняты в кандидаты в члены ВКП (б): в Чаунском районе - одна женщина-чукчанка 1898 года рождения, в Островновском районе - одна женщина-ламутка 1897 г. р. и две чукчанки.8 Несмотря на рост «охвата женщин», качество этих кадров было незавидным. Уже через год в отчетах партийных ячеек появляются замечания: «туземцы коммунисты очень
9
плохо еще осознают, что они коммунисты».
На XIII партии в 1924 году в организационном отчете ЦК была инициирована новая форма организации работниц и крестьянок - женские делегатские собрания. На Чукотке они появились только в начале 1930-х годов. В 1933 году Чукотский окружной комитет ВКП(б) приняло Положение о делегатских собраниях. В Положении отмечалось, что делегатские собрания работниц, колхозниц и единоличных крестьянок являются «лучшей и проверенной формой работы, связывающей широкие слои трудящихся женщин с партией»10. Было определена норма выборов в собрание в соответствии с социальным положением: по одной делегатке от трех работниц, от пяти колхозниц, и от 10 домохозяек и служащих. Состав делегатских собраний не должен был быть менее 15 и более 50 человек. Делегатские собрания должны были организовываться по производственному принципу, в первую очередь на предприятиях, в совхозах и колхозах, а так же при сельсоветах и только в том случае, если там имелись партийная ячейка, кандидатская группа или «одиночки-коммунисты». Содержание работы делегатских собраний должно было исходить из содержания и плана работы партийных ячеек, райкомов партии. В 30-е годы задачами делегатских собраний на Севере становятся «обеспечение выполнения конкретных производственных заданий предприятия, ... борьба против кулачества», проведение
5 XVII съезд ВКП (б) 26 января-10 февраля 1934 г. Стенографический отчет // Хронос. Законы Империи. Исторические источники // http://www.hrono.info/vkpb
6 Афанасьев В. Г. Из истории опыта работы Советов с крестьянками (на архивных материалах западного региона РСФСР) // Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. М., 1991. С. 47 - 57 // http://www.a-z.ru/women
7 ЦХСД МО. Ф. 12. Оп. 14. Д. 3. Л. 98.
8 Там же. Ф. 22. Оп. 1. Д. 3. Л. 25.
9 Там же. Л. 90.
политических кампаний.11 Такие собрания должны были стать организаторами массы единоличниц, беднячек и середнячек. Их работа и прикрепление делегаток к организациям должны были стать одной из форм в деле воспитания кадров, их выдвижении на руководящую работу, их идейного роста. Практиковалось прикрепление делегаток к различным предприятиям и организациям. Очевидно, что это Положение о делегатских собраниях аккумулировало опыт работы подобных структур в центральных районах страны, продублировав «женские» сферы деятельности в качестве рабочих задач для делегаток. Но в нем совершенно не были отражены реалии Севера - ни традиционный социальный состав женщин, ни уровень их подготовки, грамотности и политической активности. Поэтому данный документ можно считать формалистским.
В 1934 г. делегатские собрания как форма организации женщин прекратили свое существование. На Северо-Востоке они так и не стали реальным фактом и не начали практической деятельности. Причинами послужили слабость партийных органов, отсутствие грамотных организаторских кадров, чрезвычайно низкий уровень грамотности населения. Однако самой важной причиной, на наш взгляд, было несоответствие этих форм деятельности традиционной культуре, сознанию коренного населения. Здесь еще достаточно прочным было традиционное хозяйство, культура. Искусственные, насаждаемые сверху организационные формы не вписывались в сложившийся жизненный уклад, были не понятны, а потому не исполнялись.
Не спешили северные девушки и в комсомол. В Чукотской окружной организации ВЛКСМ в 1935 г. девушки составляли 34 % от общего количества комсомольцев.12 Как и у старших партийных товарищей, у комсомольцев были те же проблемы: «слабая работа среди женской молодежи». Императивный характер деятельности по воспитанию и выдвижению кадров на руководящую партийную, советскую и хозяйственную работу был придан указаниями XVIII съезда ВКП(б) (1939 год) и XVIII Всесоюзной партийной конференции (1941 год).
К 1940 году обозначился серьезный количественный рост партийных и комсомольских рядов, увеличение в них количества женщин представительниц коренных национальностей. Чукотская окружная организация ВЛКСМ в 1939 году рекомендовала в кандидаты ВКП(б) 83 комсомольца, из которых 24 мужчины - представители коренных
10 Положение о делегатских собраниях. Чукотский окружком ВКП (б). 1933 г. // ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 3. Л. 157.
11 Положение о делегатских собраниях. Чукотский окружком ВКП(б). 1933 г. // ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 3. Л. 157.
12 ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 15. Л. 50.
национальностей, 17 женщин. Увеличивался и укреплялся партийными кадрами состав депутатов сельсоветов Чукотского национального округа. Если в 1937 году число депутатов сельсоветов на Чукотке было 190, из которых 7 членов ВКП(б), 19 комсомольцев и 3 женщины, то в 1940 году депутатский корпус насчитывал уже 470 человек, их которых членов партии было 40, комсомольцев 128, а представительство женщин увеличилось до 82.14 В 1947 году в составе Чукоткой окружной партийной организации насчитывалось 158 женщин, из них - 23 коренной национальности.15
В 1930-50-е годы, в период складывания командно-административной системы, отмечался спад женского движения в стране. Однако на Северо-Востоке в 50-е годы напротив, наблюдается активизация женского движения. Связано это было с тем, что в силу культурной, географической и производственной отсталости, культурные и политические процессы в регионе проходили с большим временным отставанием. Под руководством партийных организаций в 1950-е годы на Чукотке создаются женские советы. Задачи и функции женских советов были похожими на задачи и функции ушедших в историю женских делегатских собраний. В основном это была социальная и культурно - бытовая сфера. Задачи женских советов были определены достаточно четко: 1) работа по улучшению культурно-бытовых условий жизни коренного населения; 2) активное вовлечение женщин в деятельность колхозов; 3) ликвидация неграмотности и малограмотности; 4) борьба с пережитками прошлого.16
Всего в 1950 году в колхозах на Чукотке было создано 28 женских советов, в которые было избрано 126 женщин.17 Они брали шефство над школами, интернатами, на заседаниях заслушивали руководителей торговли, председателей правлений колхозов, рассматривали жалобы колхозниц, интересовались вопросами бытовой сферы - торговли, хлебопечения, работы бани. При каждом женсовете были созданы культурно-бытовые комиссии, в задачу которых входило обучение коренного населения навыкам гигиены, культуры, социалистического быта, улучшение жилищно-бытовых условий в тундре.18
В июне 1950 года, согласно постановлению ЦК ВКП(б), в партийном аппарате Чукотского округа были восстановлены отделы (секторы) по работе среди женщин местных коренных национальностей, в архивных документах появляются соответствующие сведения.
13 ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 52. Л. 32.
14 Там же. Л. 37.
15 Там же. Д. 268. Л. 18.
16 Справка о работе вреди женщин местной коренной национальности в Чукотском национальном округе. 1950 г. // ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 491. Л. 1.
17 ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 443. Л. 1.
Основная задача отделов - «помощь партийным организациям в работе среди женщин по строительству коммунизма». Женские отделы (как и женские советы) должны были создаваться там, где в силу тех или иных причин женщины не были полностью охвачены партийно-политической работой. Кроме этого, они учреждались там, где женщины «еще не привыкли полностью использовать свои права, живут под влиянием пережитков прошлого»19. До июня 1950 года, до создания женских отделов систематической плановой работы среди женщин не проводилось. Но и с введением этих структур, в райкомах ВКП(б) первоначально возникали кадровые проблемы. Так, в Чукотском, Анадырском районах в 1950 году парторганизации не смогли подобрать работников в райком на должность заведующего отделом по работе среди женщин. Соответственно серьезной работы среди женщин в этих районах не велось. К 1951 году не во всех райкомах партии на Чукотке были сформированы женские отделы.20
Помимо женской неграмотности и малограмотности, отделы по работе среди женщин Чукотских райкомов ВКП(б) и в послевоенный период, в 50-е годы сталкивались со сложностями преодоления традиционных устоев коренного населения. В Чаунском районе Чукотского национального округа в 1950 году фиксировались случаи многоженства. Отмечалось, что «женщины глубинной тундры подчас находятся в рамках прежнего закабаления со стороны мужа и влияния закоренелых традиций, законов северной тундры». Это обстоятельство объяснялось тем, что в районе в послевоенный период «систематической плановой работы среди женщин местной коренной национальности за последние 5 лет не проводилось».21
Осенью 1950 года в Москве при ЦК ВКП(б) проходило совещание заведующих отделами по работе среди женщин союзных республик, областей, национальных округов. На совещании были заслушаны доклады секретарей ЦК Казахской ССР, Узбекской ССР, Литовской, Таджикской, украинской ССР о практике работы партийных организаций по борьбе с «феодально-байскими пережитками».22 На совещании было внесено предложение, прозвучавшее в прениях: стремиться, чтобы на руководящей работе в партийных, советских
18 ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 443. Л. 24.
19 Справка о работе Чукотской окружной партийной организации среди женщин. 1950 г. // ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 443. Л. 1.
20 Из доклада зав. отделом по работе среди женщин Чукотского окружкома ВКП (б) Козловой. 1951 г. // ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 455. Л. 155.
21 Справка отдела по работе среди женщин Чаунского райкома ВКП(б). 1950 г. // ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 443. Л. 23.
22 ЦХСД МО, Ф. 22. Оп. 1. Д. 443. Л. 4.
и комсомольских органах, в сельском хозяйстве не менее 50% должностей занимали
23
женщины.
После совещания заведующих отделами по работе среди женщин союзных республик, областей, национальных округов партийными организациями на местах были сделаны соответствующие выводы. В Чукотском национальном округе отмечалось, что работа среди женщин местной коренной национальности партийными организациями -создание женских советов при колхозах, начата правильно. В конце 1950 года Чукотским окружкомом партии было разработано и разослано во все женские советы «Положение о женском совете при колхозе», в котором были определены права и обязанности женского совета.24 Весной 1951 года на Чукотке проведены районные совещания женщин-активисток по вопросам: 1) задачи женщин по организационно-хозяйственному укреплению колхозов, 2) передача опыта работы женщин-передовиков производства, 3) роль женщин в борьбе за культурный быт.25 Женские отделы партийных организаций должны были взять под свой контроль народное образование, учреждения здравоохранения, культурно-просветительную работу.
Постепенно сложились определенные формы работы отделов по работе среди женщин при Чукотских райкомах партии. В села рассылались инструктивные письма на русском и местных языках; в женсоветы рассылались примерные планы работ; оказывалась помощь в составлении планов проведения общих собраний и заседаний женщин в селах; на бюро райкомов периодически заслушивались отчеты председателей женсоветов; в женсоветы рассылались письма с указаниями о проведении конкретных мероприятий -выставок, выдвижении делегатов на слеты женщин, об организации женских бригад охотников на пушного зверя.26 Очевидно, что при таком контроле со стороны партийных организаций, не могло быть и речи о самостоятельности женсоветов, инициатива допускалась только в строго определенных рамках и дозах.
В населенных пунктах с малочисленным населением вместо женсоветов создавались женские активы - «женактивы», как, например, в Чукотских бухте Провидения и п. Лаврентия.
Через два года после образования женотделов при парторганизациях, Чукотский окружком КПСС подводил итоги проделанной работы. В целом по Чукотскому округу в
23 Там же. Л. 6.
24 Справка о работе среди женщин местных коренных национальностей в Чукотском национальном округе. 1950 г. // ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 491. Л. 3.
25 ЦХСД МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 443. Л. 6.
26 Там же. Д. 491. Л. 21.
1952 году был создан 51 женсовет, за 2 года с 1950 по 1952 принято в партию 103 женщины, в окружкоме и райкомах партии на ответственных должностях работали 16 женщин, в том числе 5 женщин представительницы коренных национальностей. На руководящей комсомольской работе работали 12 женщин, из 82 секретарей комсомольских организаций 48 были представительницами коренных национальностей Чукотки. В сети партийнокомсомольского просвещения Чукотского округа проходили обучение 824 женщины. Актуальной оставалась кадровая проблема. Зачастую председателями женских отделов работали «малограмотные, безынициативные женщины, которые не являются примером в
27
своем поведении».
К 1952 году на Чукотке окончательно оформляется система взаимоотношений органов, ведущих работу с женщинами: окружком партии (отдел по работе среди женщин местной национальности) > Райкомы партии (отделы по работе среди женщин местной национальности) > Первичные партийные организации (отделы по работе среди женщин местной национальности) > Женсоветы при первичных партийных организациях в колхозах (Основная форма связи между партийными органами и беспартийными женщинами-колхозницами) > Общие собрания женщин селений.
Для работы с женщинами и девушками партийные органы активно привлекали и комсомольские организации, в структуре которых не было сформировано соответствующих отделов. Общие собрания женщин селений в наименьшей степени подвергались прямому партийному руководству, поскольку большинство женщин не были членами партии. На собраниях женщин далеко не всегда присутствовали секретари партийных организаций. Общие собрания женщин селений - это вариации местного самоуправления, правда, без особых финансовых полномочий. Остальные элементы этой системы находились под жестким партийным контролем.
С формированием в партийных организациях национальных округов отделов по работе среди женщин коренной национальности, были сделаны определенные успехи. Уменьшался уровень женской неграмотности и малограмотности, женщины получали реальный доступ к высшему и среднему образованию, улучшалось медицинское обслуживание женщин, постепенно прививались санитарно-гигиенические навыки, улучшалась социально-бытовая сфера, разворачивалась деятельность по охране женского труда. Работа партийных органов в этих сферах позволяла преодолевать женскую отсталость, вовлекать женщин в работу на производстве, в руководящих органах, позволяла
27 Справка о работе отдела по работе среди женщин Чукотского окружкома КПСС за 1952 г. // ЦХСД
женщинам становиться экономически независимыми. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов идеологическую предзаданность этой работы, однако рассматривать ее как негативный фактор, конечно, было бы неверным. Вне идеологических рамок такая работа в Советском государстве не могла быть осуществлена в принципе. Женщины приобщались к политической жизни, включались в работу органов управления и общественных организаций, политически социализировались. В значительной мере это было позитивным сдвигом по сравнению с традиционным социальным и семейным положением женщин коренных малочисленных народов Севера. Особых, блестящих успехов достигнуто не было. На Чукотке к середине 1950-х годов не была окончательно ликвидирована женская неграмотность и малограмотность, не все женщины получали квалифицированную медицинскую помощь, не на всех предприятиях соблюдалась охрана женского труда, и не во всех колхозах справедливо начислялись трудодни женщинам. Представительство женщин во властных структурах, в судебных органах было минимальным. И все же, с 1950 года процесс изменения положения женщин коренных национальностей приобрел новый импульс.
МО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 570. Л. 43.