Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2021 ГОДУ (РОССИЯ)'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2021 ГОДУ (РОССИЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОХРАННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ПРЕДМЕТЫ ОХРАНЫ / ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ / ЗОНЫ ОХРАНЫ / СОХРАНЕНИЕ / РЕСТАВРАЦИЯ / РЕМОНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябцева Ксения Дмитриевна

В статье приводятся основные результаты работы созданного в 2017 г. Управления государственной охраны культурного наследия Алтайского края за пять лет. Основными направлениями деятельности является реализация полномочий по государственному надзору за состоянием, содержанием и использованием объектов культурного наследия, мер по государственной охране, учету и популяризации, увеличению количества проводимых ремонтных и реставрационных работ, установлению ответственности за нарушения требований охранного законодательства. За период работы управления наблюдается положительная динамика по основным направлениям деятельности по охране памятников истории и архитектуры в Алтайском крае. В рамках совершенствования региональной нормативной правовой базы Алтайохранкультурой подготовлено более 1000 нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рябцева Ксения Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN AREAS OF ACTIVITY OF THE DEPARTMENT OF STATE PROTECTION OF THE CULTURAL HERITAGE OF ALTAI KRAI IN 2020 (RUSSIA)

The article devotes to the main results of the work of the Department of State Protection of the Cultural Heritage of Altai Krai, created in 2017. The main areas of activity are the implementation of powers for state supervision over the state, maintenance and use of cultural heritage sites, measures for state protection, accounting and popularization, an increase ofthe number of repair and restoration work carried out, and the establishment of responsibility for violations of the requirements of protective legislation. During the period of the department’s work, there has been a positive trend in the main areas of activity for the protection of historical and architectural sites in Altai Krai. As part of improving the regional regulatory legal framework, the department has prepared more than 1000 regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2021 ГОДУ (РОССИЯ)»

Научная статья / Article

УДК: 351.853:902(571.150)

DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.16

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО

НАСЛЕДИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2021 ГОДУ (РОССИЯ)

Ксения Дмитриевна Рябцева

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, Барнаул, Россия

Резюме. В статье приводятся основные результаты работы созданного в 2017 г. Управления государственной охраны культурного наследия Алтайского края за пять лет. Основными направлениями деятельности является реализация полномочий по государственному надзору за состоянием, содержанием и использованием объектов культурного наследия, мер по государственной охране, учету и популяризации, увеличению количества проводимых ремонтных и реставрационных работ, установлению ответственности за нарушения требований охранного законодательства. За период работы управления наблюдается положительная динамика по основным направлениям деятельности по охране памятников истории и архитектуры в Алтайском крае. В рамках совершенствования региональной нормативной правовой базы Алтайохранкультурой подготовлено более 1000 нормативных правовых актов.

Ключевые слова: объекты культурного наследия, государственный надзор, разрешительная деятельность, нормативные правовые акты, охранные обязательства, предметы охраны, границы территории, зоны охраны, сохранение, реставрация, ремонт

Для цитирования: Рябцева К.Д. Основные направления деятельности Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края в 2021 году (Россия) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 117-124. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.16

THE MAIN AREAS OF ACTIVITY OF THE DEPARTMENT

OF STATE PROTECTION OF THE CULTURAL HERITAGE OF ALTAI KRAI IN 2020 (RUSSIA)

Ksenia D. Ryabtseva

The Department of State Protection of the Cultural Heritage of Altai Krai,

Barnaul, Russia

Abstract. The article devotes to the main results of the work of the Department of State Protection of the Cultural Heritage of Altai Krai, created in 2017. The main areas of activity are the implementation of powers for state supervision over the state, maintenance and use of cultural heritage sites, measures for state protection, accounting and popularization, an increase of the number of repair and restoration work carried out, and the establishment of responsibility for violations of the requirements of protective

legislation. During the period of the department's work, there has been a positive trend in the main areas of activity for the protection of historical and architectural sites in Altai Krai. As part of improving the regional regulatory legal framework, the department has prepared more than 1000 regulatory legal acts.

Keywords: cultural heritage objects, state supervision, licensing activities, regulatory legal acts, security obligations, objects of protection, territory boundaries, protection zones, preservation, restoration, repair

Tor citation: Ryabtseva K.D. The Main Areas of Activity of the Department of State Protection of the Cultural Heritage of Altai Krai in 2020 (Russia) // Conservation and Study of the Cultural Heritage of Altai Krai. 2022. Vol. XXVIII. Pp. 117-124. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.16

Алтайский край обладает уникальным культурным наследием. На территории региона расположено 4468 объектов культурного наследия, принятых на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации: 2297 памятников истории и культуры федерального и 2171 — регионального значения, а также 21 выявленный объект. В числе объектов культурного наследия — 1541 памятников истории, 646 памятников архитектуры, 2263 памятников археологии и 18 памятников искусства. Локализованы 99 ансамблей (59 федерального и 40 регионального значения), в состав которых входят 342 объекта культурного наследия. По количеству объектов наследия Алтайский край лидирует в Сибирском федеральном округе.

В соответствии п. 2 ст. 10 Федерального закона № 73-Ф3 создано и действует с января 2017 г. Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (Алтайохранкультура) (Об объектах культурного наследия..., 2002). Основными направлениями работы являются контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в отношении объектов культурного наследия, обеспечивающая сохранность таких объектов.

В рамках контрольно-надзорной деятельности в 2021 г. в отношении 943 ОКН организованы мероприятия в рамках федерального (466) и регионального (477) государственного надзора (2017 г. — 36, 2018 г. — 140, 2019 г. — 933, 2020 г. — 894).

По факту повреждений ОКН с каждым годом увеличивается количество направляемых заявлений в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений (2018 г. — четыре заявления, 2019 г. — восемь, 2020 г. — девять, 2021 г. — 20). Ввиду неисполнения собственниками ранее выданных предписаний продолжена претензионная работа, направление исковых заявлений в суд о понуждении собственников к принятию мер по сохранению памятников (2018 г. — два иска, 2019 г. — шесть исков, 2020 г. — один, 2021 г. — один, по которым вынесены положительные решения), составление протоколов об административных правонарушениях (2019 г. — два, 2020 г. — восемь, 2021 г. — 11).

В 2021 г. по искам Управления вынесено два судебных решения о возложении на собственников ОКН исполнения обязательств в области сохранения и использования ОКН. Управлением принято участие в 76 судебных заседаниях.

Проводится работа по предупреждению и пресечению нарушений, в том числе касающихся ненадлежащего содержания и использования памятников истории и архитектуры. Правообладателям разъясняются положения законодательства в области охраны ОКН, а также обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора. За 2021 г. в адрес собственников объектов культурного наследия направлено более 2000 уведомлений (2018 г. — 200, 2019 г. — более 2000, 2020 г. — более 2000) о необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ и соблюдения требований законодательства в сфере охраны памятников, о порядке производства работ, составе документов, необходимых для получения разрешительной документации.

Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обладающими статусом объектов культурного наследия, предупреждены о необходимости усиления контроля за использованием общего имущества, в том числе фасадов зданий, принятии мер по недопущению аварийного состояния фасадов и своевременности проведения ремонтных работ.

Указанная работа позволяет своевременно выявлять факты повреждения объектов наследия и привлекать к ответственности виновных лиц.

Впервые в регионе прокуратурой Центрального района г. Барнаула по материалам УФСБ России по Алтайскому краю подано административное исковое заявление к ООО «ВКонтакте» о признании информации о проведении несанкционированных археологических раскопок без наличия открытого листа запрещенной к распространению в Российской Федерации (участниками группы выложены фотоматериалы с мест раскопок, представлены снимки найденных артефактов). Открытый доступ в сети Интернет к информации о проведении незаконных раскопок создает угрозу разрушения археологического наследия. И как следствие — незаконная торговля артефактами способствует процветанию черного рынка.

Начало формирования судебной практики рассмотрения вышеуказанной категории дел будет являться правовой основой эффективной защиты интересов государства в сфере государственного надзора за оборотом культурных ценностей и археологических предметов.

Осуществление государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, методическая и профилактическая работа с собственниками (пользователями) объектов культурного наследия, органами местного самоуправления способствовали:

— повышению исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны ОКН (2019 г. — 20%, 2020 г. — 40%, 2021 г. — 56%);

— уменьшению количества строительно-ремонтных работ, проводимых на зданиях-памятниках в нарушение действующего законодательства, т.е. в отсутствие согласования и разрешения управления и организациями не имеющими лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия;

— ежегодному увеличению количества обращений по вопросам согласования проектной документации и получения разрешений на производство работ по сохранению памятников;

— улучшению ситуации по недопущению размещения информационных и рекламных конструкций на объектах культурного наследия и сохранению их первоначального облика;

— активизации работы по установке информационных табличек на памятники, расположенные в сельских поселениях.

Ежегодно в Алтайском крае осуществляется деятельность по сохранению объектов культурного наследия.

В рамках разрешительной деятельности выдано 193 задания и разрешения (2017 г. — 152, 2018 г. — 208, 2019 г. — 217, 2020 г. — 443), согласовано семь комплектов научно-проектной документации (2017 г. — 11,

2018 г. — 20, 2019 — 26, 2020 г. -15), утверждено 40 отчетов о выполненных работах (2017 г. — девять, 2018 г. — 15, 2019 г. — 25, 2020 г. — 146), выдано 37 актов приемки работ (2017 г. — девять, 2018 г. — 15, 2019 г. — 25, 2020 г. — 146).

Научно-проектная документация по сохранению ОКН рассматривались совместно с Общественным советом при Управлении.

Подготовлено 453 заключения о наличии либо отсутствии ОКН на территориях земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению (2017 г. — 304, 2018 г. — 436, 2019 г. — 624, 2020 г. — 412), согласовано 32 заключения государственной историко-культурной экспертизы в отношении таких земельных участков (2018 г. — девять, 2019 г. — 21, 2020 г. — 32), согласовано восемь схем размещения рекламных конструкций на территориях муниципальных образований (2018 г. — семь,

2019 — 12, 2020 — пять).

Рассмотрен 381 проект вывесок и информационных табличек (2017 г. — 47, 2018 г. — 41, 2019 г. — 141, 2020 г. — 176), что позволило увеличить обеспеченность ОКН информационными табличками на 20% по сравнению с 2020 г. (с 332 (18%) до 699 (38%) ОКН).

За счет бюджетов разных уровней проведены работы по сохранению зданий-памятников, используемых учреждениями культуры, образования и здравоохранения при наличии разрешительной документации, в городах Барнауле, Бийске, Славгороде, а также районах края.

Наиболее масштабные работы выполнялись на семи ОКН:

— «Средняя школа» по просп. Ленина, 88 в г. Барнауле — здание Государственного художественного музея Алтайского края в (краевой бюджет);

— «Магазин Трубицина» по ул. Пушкина, 48 в г. Барнауле (краевой бюджет);

— «Кинотеатр „Родина"» по просп. Ленина, 19 — приспособление здания для размещения планетария (муниципальный бюджет);

— «Винный склад» по просп. Комсомольскому, 122 в г. Барнауле (внебюджетные средства);

— «Стадион» по ул. Строителей, 18 (внебюджетные средства);

— «Дом Шадрина (дер.)» по просп. Красноармейскому, 8 (внебюджетные средства);

— «Универмаг торгового дома „Сухов с сыновьями"» по ул. МалоТобольской, 36 (внебюджетные средства).

Подготовлена проектная документация по сохранению семи ОКН, в том числе два проекта реставрации объектов культурного наследия в г. Бийске, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в рамках их подготовки к приватизации за 1 рубль.

В 2021 г. общий объем финансирования работ по сохранению ОКН составил 235,7 млн руб., в том числе 6,2 млн руб. из федерального бюджета, 166,5 млн руб. из краевого бюджета, 39,4 млн руб. из муниципальных бюджетов и 23,6 млн руб. внебюджетных средств.

В 2021 г. Управление выступало организатором и принимало участие в мероприятиях по популяризации ОКН.

Совместно с Министерством культуры Алтайского края издана «Воинская слава Алтая. Книга памяти». На страницах книги представлены биографические сведения о 1130 наших земляках, погибших и пропавших без вести, фотографии 128 памятников Великой Отечественной войны, отремонтированных в Алтайском крае в 2020 г. к 75-летию Великой Победы.

В преддверии Международного дня охраны памятников и исторических мест Управлением традиционно организовано проведение Дней историко-культурного наследия Алтайского края. В городах и районах прошло более 70 мероприятий, направленных на популяризацию и сохранение памятников истории и культуры Алтайского края.

Управление и Институт истории и международных отношений Алтайского государственного университета организовали и провели 15-16 апреля 2021 г. очередную XXVII Всероссийскую научно-практическая конференцию (с международным участием) «Сохранение и изучение культурного наследия Алтая». В ходе работы форума рассмотрены вопросы методики и методологии изучения ОКН, практический опыт сохранения и использования памятников. По материалам докладов издан сборник научных трудов.

В 2021 г. регион стал участником Всероссийского дня заботы о памятниках истории и культуры. Управлением 22 апреля 2021 г. проведен субботник на территории объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс сооружений сереброплавильного завода», кон. XVIII — нач. XIX в., расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Ползуно-ва, 37. В мероприятии приняло участие около 60 волонтеров: студенты, представители движения «Волонтеры культуры» и просто неравнодушные к сохранению культурного наследия Алтайского края люди, узнавшие о субботнике из анонса Управления или на портале Dobro.ru.

В рамках совершенствования региональной нормативной правовой базы в 2021 г. Управлением принято 590 нормативных правовых актов (26 — в 2017 г., 36 — в 2018 г., 247 — в 2019 г., 724 — в 2020 г., за пять лет — 1623).

Приказами Управления в 2021 г. утверждено и направлено собственникам для исполнения 235 охранных обязательств (2017 г. — 72, 2018 — 74, 2019 г. — 139, 2020 г. — 208), ограничения (обременения) зарегистрированы в управлении Росреестра по Алтайскому краю.

Управлением организованно предоставление услуг в электронном виде через Единый портал государственных услуг:

1) выдача заключения о наличии объектов культурного наследия на земельном участке, подлежащем хозяйственному освоению, и о соответствии его планируемого использования утвержденным режимам использования земель и градостроительным регламентам в зонах охраны объектов культурного наследия;

2) выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства;

3) выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;

4) выдача заключения на акт государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего хозяйственному освоению.

В целях регулирования градостроительной деятельности в исторических центрах городов и районах Алтайского края продолжена работа по установлению зон охраны и границ территорий ОКН.

По состоянию на 31 декабря 2021 г.:

— обеспечены зонами охраны 696 ОКН (32% от 2205 ОКН), что на 8% превышает показатель 2020 г.;

— обеспечены границами территорий 1099 ОКН (25% от 4468 ОКН), что на 10% превышает уровень 2020 г.;

— обеспечены предметами охраны 1837 ОКН (41% от 4468 ОКН), что на 13% превышает уровень 2020 г., с 1271 (28%) до 1837 (41%).

В течение 2021 г. удалось более чем в 1,3 раза увеличить количество объектов, в отношении которых установлены зоны охраны (с 528 до 696 объектов), более чем в 1,5 раза (с 379 до 629) увеличить количество объектов, в отношении которых были внесены сведения в ЕГРН.

Обеспеченность объектов границами территории возросла более чем в 1,5 раза (с 648 до 1099) от общего количества объектов (4469) и 95% (1041) внесено в ЕГРН.

Сведения об утвержденных предметах охраны, границах территорий и зонах охраны в полном объеме внесены в реестр памятников.

В 2021 г. общий объем финансирования работ по установлению границ территорий и зон охраны ОКН составил 16,1 млн руб., в том числе 1,5 млн руб. из федерального бюджета, 14,3 млн руб. из краевого бюджета, 0,1 млн руб. из муниципальных бюджетов и 0,2 млн руб. внебюджетных средств.

Зоны охраны и границы территорий являются необходимым условием для сохранения объектов в их исторической градостроительной среде. И их утверждение в значительной степени регулирует градостроительную деятельность в исторических центрах и в обязательном порядке отражается в генеральном плане населенного пункта, правилах землепользования и застройки. После утверждения документы направляются в администрации муниципальных образований.

В числе объектов археологического наследия Алтайского края — объект «Денисова пещера», расположенный на территории Солонешен-ского района. Данный памятник представляет собой уникальную универсальную научную (археологическую) ценность и отвечает ключевым критериям для включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. №1131-р ОАН «Денисова пещера» отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Российским Национальным комитетом Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (НК ИКОМОС) одобрена заявка на включение ОАН «Денисова пещера» в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО, подготовленная Управлением совместно с сотрудниками Института археологии и этнографии СО РАН.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что за последние пять лет наблюдается положительная динамика по основным направлениям работы по охране памятников истории и архитектуры в Алтайском крае.

Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.

Список источников

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края : Официальный сайт. URL: http://www.ukn22.ru/.

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федеральный закон от 25.06.2002 № 7Э-ФЗ // Российская газета. 2002. 29 июня. №116-117.

Информация об авторе / Information about the Author Ксения Дмитриевна Рябцева, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, заместитель начальника управления, 656038, Россия, г. Барнаул, ул. Кирова 25а, kseniya-ryabceva@mail.ru

Ksenia D. Ryabtseva, Department of State Protection of the Cultural Heritage of Altai Krai, Deputy Head of the Department, 656038, Barnaul, Russia, Kirova str. 25a, kseniya-ryabceva@mail.ru

Научная статья / Article УДК: 903'1

DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.17

КУЛЬТУРА В КАРАХАНИДСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Замира Тентиевна Садырова

Кыргызская государственная академия физической культуры и спорта, Бишкек, Кыргызстан

Резюме. Актуальность рассматриваемой проблемы детерминируется востребованностью данной парадигмы для научно-обоснованного нациострои-тельства для постсоветского Кыргызстана. В статье особое внимание уделяется роли пришлых кочевых племен в становлении феодальной культуры. Массовое оседание тюрков-кочевников способствовало интенсивному росту городов и селений региона, а также ускорило процесс взаимопроникновения и взаимовлияния двух культур. К этому времени территория государства Караханидов стала местом обитания древнетюркских племен, которые впоследствии достигли высокого уровня развития культуры. Основной авторской концепцией, изложенной в данной статье, является определение степени взаимовлияния кочевой и оседлой культур друг на друга т.е. симбиоз культур.

Ключевые слова: Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, архитектура, башня, тюркская письменность, караван-сараи, религия

Для цитирования: Садырова 3.T. Культура в Караханидском государстве // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 124-130. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.17

CULTURE IN THE KARAKHANID STATE

Zamira T. Sadyrova

Kyrgyz State Academy of Physical Culture and Sports, Bishkek, Kyrgyzstan

Abstract. The relevance of the problem under consideration is determined by the demand of this paradigm for science-based nation-building for post-Soviet Kyrgyzstan. The article pays special attention to the role of alien nomadic tribes in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.