Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2020 Г. (РОССИЯ)'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2020 Г. (РОССИЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОХРАННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ПРЕДМЕТЫ ОХРАНЫ / ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ / ЗОНЫ ОХРАНЫ / СОХРАНЕНИЕ / РЕСТАВРАЦИЯ / РЕМОНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябцева К.Д.

В статье приводятся основные результаты работы созданного в 2017 г. управления государственной охраны культурного наследия Алтайского края за четыре года. Основными направлениями деятельности являются реализация полномочий по государственному надзору за состоянием, содержанием и использованием объектов культурного наследия, принятие мер по государственной охране, учету и популяризации, увеличению количества проводимых ремонтных и реставрационных работ, установление ответственности за нарушения требований охранного законодательства. За период работы управления наблюдается положительная динамика по основным направлениям деятельности по охране памятников истории и архитектуры в Алтайском крае. В рамках совершенствования региональной нормативной правовой базы Алтайохранкультурой подготовлено более 1000 нормативных правовых актов. В регионе положено начало формированию судебной практики привлечения к ответственности по фактам проведения незаконных археологических полевых работ, а также совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации. Это заложило фундамент правовой основы эффективной защиты интересов государства в сфере государственного надзора за оборотом культурных ценностей и археологических предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рябцева К.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN AREAS OF ACTIVITY OF THE DEPARTMENT OF STATE PROTECTION OF THE CULTURAL HERITAGE OF THE ALTAI REGION IN 2020 YEAR (RUSSIA)

The article devotes to the main results of the work of the Department of State Protection of the Cultural Heritage of the Altai Territory, created in 2017. The main areas of activity are the implementation of powers for state supervision over the state, maintenance and use of cultural heritage sites, measures for state protection, accounting and popularization, an increase of the number of repair and restoration work carried out, and the establishment of responsibility for violations of the requirements of protective legislation. During the period of the department’s work, there has been a positive trend in the main areas of activity for the protection of historical and architectural sites in the Altai Region. As part of improving the regional regulatory legal framework, the department has prepared more than 1000 regulatory legal acts. In the region, the beginning of the formation of judicial practice of bringing to responsibility for the facts of illegal archaeological field work, as well as transactions with archaeological objects in violation of the requirements established by the legislation of the Russian Federation. This laid the foundation for the legal basis for the effective protection of the interests of the state in the field of state supervision over the circulation of cultural values and archaeological objects.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2020 Г. (РОССИЯ)»

Источники

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник (далее - ВКОЭМЗ). Ф 1573. Оп. 1. Д. 4. Л. 15. Информатор Бородулина Анна Николаевна, 1923 г.р., уроженка с. Че-ремшанка, Глубоковский район.

ВКОЭМЗ. Ф. 1573. Оп. 1. Д. 4. Л. 16. Информатор Русакова Раиса Васильевна, 1934 г.р., с. Урыль Катон-Карагайского района.

E.Yu. Rakhmatulina

The East Kazakhstan Regional Architectural Ethnographic and Natural Landscape Museum-Reserve, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan

ABOUT THE OF HOME BREWING TRADITIONS OF THE OLD BELIEVERS' POPULATION OF THE SOUTHWESTERN ALTAI IN THE 19th - FIRST THIRD OF THE 20th CENTURIES

The article is devoted to an important component of the culture of the Old Believers' population of Southwestern Altai in the 19th - first third of 20th centuries which is the home brewing traditions. The specificity and nature of drinking beer in the region, the technology ofits preparation are presented, the features of the items of the drinking complex of the Old Believers are described: lagoons and self-made pots (korchags). The article used materials from ethnographic studies of the 19th - first third of the 20th centuries, and items from the stock collections of the East Kazakhstan Regional Architectural, Ethnographic and Natural Landscape Museum-Reserve (Ust-Kamenogorsk, East Kazakhstan). It is concluded that the massive spread of the home brewing tradition was due to the general conservatism of the cultural and everyday foundations of the Old Believers of the Southwestern Altai, the specifics of their religious and festive-ritual complex of events, as well as the period of abstention law which was in force in 1914-1924 .

Keywords: Southwestern Altai, Old Believers, home brewing, ethnography, traditional peasant holidays, beer lagoons, self-made pots (korchags)

001: 10.14258/2411-1503.2021.27.14 УДК 908(571.150).08

К.Д. Рябцева

Управление государственной охраны объектов культурного наследия

Алтайского края, Барнаул, Россия

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2020 г. (Россия)

В статье приводятся основные результаты работы созданного в 2017 г. управления государственной охраны культурного наследия Алтайского края за четыре года. Основными направлениями деятельности являются реализация полномочий по государственному надзору за состоянием, содержанием и ис-

пользованием объектов культурного наследия, принятие мер по государственной охране, учету и популяризации, увеличению количества проводимых ремонтных и реставрационных работ, установление ответственности за нарушения требований охранного законодательства. За период работы управления наблюдается положительная динамика по основным направлениям деятельности по охране памятников истории и архитектуры в Алтайском крае. В рамках совершенствования региональной нормативной правовой базы Алтайохранкультурой подготовлено более 1000 нормативных правовых актов. В регионе положено начало формированию судебной практики привлечения к ответственности по фактам проведения незаконных археологических полевых работ, а также совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации. Это заложило фундамент правовой основы эффективной защиты интересов государства в сфере государственного надзора за оборотом культурных ценностей и археологических предметов.

Ключевые слова: объекты культурного наследия, государственный надзор, разрешительная деятельность, нормативные правовые акты, охранные обязательства, предметы охраны, границы территории, зоны охраны, сохранение, реставрация, ремонт

Алтайский край уникален многообразием культурных ландшафтов, он богат самобытными народными традициями, фольклором, архитектурными ансамблями, археологическими памятниками и музейными коллекциями.

В рамках государственной политики в сфере охраны культурного наследия в Алтайском крае приоритетной целью является реализация полномочий по государственному надзору за состоянием, содержанием и использованием объектов культурного наследия, мер по государственной охране и увеличению количества проводимых ремонтных и реставрационных работ на памятниках истории и культуры, установлению ответственности за нарушения требований охранного законодательства.

В соответствии п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Об объектах..., 2002] создано и действует с января 2017 г. Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (Алтайохранкультура). Основными направлениями работы являются контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в отношении объектов культурного наследия, обеспечивающая сохранность таких объектов, а также мероприятия по их учету и популяризации.

На территории Алтайского края расположены 4469 объектов культурного наследия, принятых на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации: 2297 памятников истории и культуры федерального и 2172 - регионального значения, а также 21 выявленный объект. В числе объектов культурного наследия 1541 памятник истории, 647 памятников архитектуры, 2263 памятника археологии и 18 памятников искусства. Локализованы 99 ансамблей (59 федерального и 40 - регионального значения), в состав которых входят 342 объекта культурного наследия.

По количеству объектов наследия Алтайский край сопоставим с Псковской областью (4332 объекта) и Костромской областью (3216 объектов). В Сибирском федеральном округе Алтайский край лидирует.

Необходимо отметить тот факт, что 73% памятников истории и архитектуры региона расположены на территории муниципальных районов (Барнаул - 14%; Бийск - 11%; иные города - 2%), в отношении объектов археологического наследия эта цифра значительно выше и составляет 95,6% (г. Барнаул - 2,4%; г. Бийск - 1,5%; иные города - 0,5%).

В число объектов археологического наследия Алтайского края входит объект «Денисова пещера», расположенный на территории Солоне-шенского района. Данный памятник представляет собой уникальную универсальную научную (археологическую) ценность и отвечает основным критериям для включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В частности, антропологические находки из культурного слоя начальной стадии верхнего палеолита (около 50 тыс. л.н.) в Денисовой пещере подтвердили самостоятельный путь развития человека на территории Северной Азии. В пещере обнаружены останки ранее неизвестного науке ископаемого человека, который по месту обнаружения антропологических останков получил название «человек алтайский», или «денисовец». В настоящее время Алтайохранкультурой ведется плановая работа по включению этого яркого и интересного объекта археологического наследия в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

На сегодняшний день утверждены границы территории памятника археологии федерального значения «Денисова пещера», особый режим использования территории и предмет охраны. Сведения о границах территории внесены в ЕГРН. Собственнику и пользователю объекта направлены охранные обязательства и паспорт объекта. Зоны охраны объекта «Денисова пещера» установлены приказом Алтайохранкульту-ры на основании разработанного проекта, получившего положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Аттестованным экспертом дано положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по отнесению объекта к числу особо ценных, которое одобрено Министерством культуры Российской Федерации, подготовлен проект распоряжения Правительства РФ.

В Алтайском крае ведется работа по предотвращению изменений объектов культурного наследия при проведении работ по их сохранению и текущей эксплуатации. По состоянию на 31 декабря 2020 г. утверждено 1271 (до 2017 г. - 271) предмет охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Документы закрепили особенности памятников, подлежащие обязательному сохранению.

В рамках совершенствования региональной нормативной правовой базы в 2020 г. Алтайохранкультурой подготовлено 724 нормативных правовых акта (26 - в 2017 г., 36 - в 2018 г., 247 - в 2019 г., за четыре

года - 1033), наиболее значимыми из которых являются Постановление Правительства Алтайского края от 19 декабря 2017 г. №461 «О региональном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в Алтайском крае», шесть административных регламентов предоставления государственных услуг и функций.

Рис. 1. Принятие нормативных правовых актов

Приказами Алтайохранкультуры в 2020 г. утверждено и направлено собственникам для исполнения 208 охранных обязательств (2017 г. -72, 2018 г. - 74, 2019 г. - 139), ограничения (обременения) которых зарегистрированы в управлении Росреестра по Алтайскому краю.

Рис. 2. Утверждение охранных обязательств

Таблица 1

Деятельность Алтайохранкультуры по подготовке нормативных правовых актов и охранных обязательств

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Подготовлено нормативных правовых актов 26 36 247 724

Утверждено и направлено охранных обязательств 72 74 139 208

На основании прилагаемого к охранному обязательству акта технического состояния составляется перечень работ по его сохранению, обязывающий собственника в дальнейшем проводить в установленные сроки ремонт

и реставрацию, а государственный орган - осуществлять контроль за исполнением законодательства собственником объекта культурного наследия.

С этой целью проводится работа по предупреждению и пресечению нарушений, в том числе касающихся ненадлежащего содержания и использования памятников истории и архитектуры. Правообладателям разъясняются положения законодательства в области охраны ОКН, а также обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора. За 2020 г. в адрес собственников объектов культурного наследия направлено более 2000 уведомлений (2018 г. - 200, 2019 г. - более 2000) о необходимости проведения ремонт-но-реставрационных работ и соблюдения требований законодательства в сфере охраны памятников, о порядке производства работ, составе документов, необходимых для получения разрешительной документации.

Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обладающими статусом объектов культурного наследия, предупреждены о необходимости усиления контроля за использованием общего имущества, в том числе фасадов зданий, принятии мер по недопущению аварийного состояния фасадов и своевременности проведения ремонтных работ.

В 2020 г. в отношении 894 ОКН организованы мероприятия в рамках федерального (463) и регионального (431) государственного надзора (2017 г. - 36, 2018 г. - 140, 2019 г. - 933). Количество проведенных мероприятий как в 2019 г., так и в 2020 г. в 7 раз превышает уровень 2018 г. По факту повреждений памятников истории и архитектуры направлено девять заявлений (2018 г. - четыре заявления, 2019 г. - восемь) в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, по трем из них возбуждены уголовные дела. Ввиду неисполнения собственниками ранее выданных предписаний продолжена претензионная работа, направлено исковое заявление в суд о понуждении собственников к принятию мер по сохранению памятников (2018 г. - два иска, 2019 г. - шесть исков, по которым вынесены положительные решения), составлено восемь протоколов об административных правонарушениях (2019 г. - два).

Судебные решения об обязании провести ремонтно-реставраци-онные работы приняты в отношении собственников пострадавших от пожара памятников «Контора купца Морозова» (Барнаул, ул. Ползуно-ва, 31) и здания бывшей налоговой инспекции на ул. М. Олонская, 21 (Дом Поскотинова), а также требующих ремонта объектов:

- г. Барнаул ул. Чкалова, 52 (Дом жилой, квартирно-эксплуатаци-онная часть Минобороны);

- г. Бийск ул. Мухачёва, 87, хозяйственные постройки Бывшего Архиерейского подворья на ул. Иркутской;

- с. Павловск, «Павловский сереброплавильный завод (Каменский тракт, 7), «Дом купца Стри,гина» (военкомат);

- г. Змеиногорск, ул. Волкова, 84 «Змеиногорский ликеро-водочный завод» (Межрегиональное территориальное управление Росиму-щество по Алтайскому краю и Республике Алтай).

В рамках организованного взаимодействия и при методической поддержке Алтайохранкультуры пограничным УФСБ России по Алтайскому краю в 2020 г. впервые возбуждены дела об административных правонарушениях по факту проведения незаконных археологических полевых работ (ч. 3 ст. 7.15 КоАП РФ), а также совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 7.15.1 КоАП РФ). Индустриальным районным судом г. Барнаула правонарушителям назначены штрафы с конфискацией незаконно изъятых из земли археологических предметов. Это стало первым прецедентом как в Алтайском крае, так и в Сибирском федеральном округе.

Алтайохранкультурой в ходе осуществления надзорной деятельности в 2020 г. выявлено незаконное проведение археологических работ на памятнике археологии федерального значения «Стародраченино-1, курганная группа». Впервые в Алтайском крае виновное лицо привлечено к уголовной ответственности по ст. 243.2 УК РФ. Заринским районным судом виновному лицу назначено наказание в виде штрафа с конфискацией незаконно изъятых из земли археологических предметов и орудия преступления - металлоискателя.

Начало формирования судебной практики рассмотрения вышеуказанной категории дел будет являться правовой основой эффективной защиты интересов государства в сфере государственного надзора за оборотом культурных ценностей и археологических предметов.

Таблица 2

Надзорная деятельность

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Проведено надзорных мероприятий 36 140 933 894

Направлено заявлений в правоохранительные органы - 4 8 9

Направлено исковых заявлений в суд - 2 6 1

Направлено уведомлений с целью предупреждения и пресечения нарушений в области сохранения ОКН в адрес собственников о необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ и соблюдения требований законодательства 150 > 200 > 2000 > 2000

В целях регулирования градостроительной деятельности в исторических центрах городов Алтайского края с 2017 г. ведется работа по установлению зон охраны объектов культурного наследия.

По состоянию на 31 декабря 2020 г.:

- обеспечены границами территорий 648 ОКН (15% от 4469 ОКН), что на 7% превышает уровень 2019 г., с 351 (8%) до 648 (15%);

- обеспечены зонами охраны 528 ОКН (24% от 2206 ОКН), что на 23% превышает уровень 2019 г., с 25 (1%) до 528 (24%);

- предметами охраны 1271 ОКН (28% от 4469 ОКН), что на 12% превышает уровень 2019 г., с 715 (16%) до 1271 (28%).

В 2020 г. на основании ранее разработанной проектной документации утверждены зоны охраны 503 ОКН. В рамках подпрограммы «Наследие» государственной программы Алтайского края «Развитие культуры Алтайского края» на 2015-2020 гг. в 2020 г. подготовлены проекты зон охраны по 78 ОКН (2018 г. - 20 ОКН, 2019 г. - 427 ОКН) и границы территорий 116 ОКН (2018 г. - 17 ОКН, 2019 г. - 434 ОКН), утверждение документов планируется в 2021 г.

Зоны охраны являются необходимым условием для сохранения объектов в их исторической градостроительной среде. И их утверждение в значительной степени регулирует градостроительную деятельность в центрах исторических городов и в обязательном порядке отражается в генеральном плане населенного пункта, правилах землепользования и застройки. После утверждения документы направляется в администрации муниципальных образований.

Осуществление государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, методическая и профилактическая работа с собственниками (пользователями) объектов культурного наследия, органами местного самоуправления способствовали тому, что на протяжении 2017-2020 гг.:

- уменьшилось количество строительно-ремонтных работ, проводимых на зданиях-памятниках в нарушение действующего законодательства, т.е. в отсутствие согласования и разрешения управления и организациями, не имеющими лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия;

- ежегодно увеличивается количество обращений по вопросам согласования проектной документации и получения разрешений на производство работ по сохранению памятников;

- улучшилась ситуация по недопущению размещения информационных и рекламных конструкций на объектах культурного наследия и сохранению их первоначального облика;

- активизировалась работа по установке информационных табличек на памятники, расположенные в сельских поселениях.

В целях сохранения богатейшего культурного наследия и повышения эффективности работы в Алтайском крае реализуются подпрограмма «Наследие» в рамках региональной государственной программы «Развитие культуры Алтайского края» и Краевая адресная инвестиционная программа - КАИП (ремонт и реставрация объектов здравоохра-

нения, культуры образования, находящихся в краевой и муниципальной собственности) [http://www.ukn22.ru].

Ремонтные работы на памятниках военной истории получают финансовую поддержку посредством участия муниципальных образований в государственных программах «Проект поддержки местных инициатив» (курирует Министерство финансов Алтайского края) и «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 гг. (курирует Министерство сельского хозяйства Алтайского края).

Ежегодно в Алтайском крае значительно расширяется деятельность по сохранению объектов культурного наследия.

Таблица 3

Разрешительная деятельность Алтайохранкультуры

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Выдача заданий и разрешений 152 208 217 443

Согласование научно-проектной документации 11 20 26 15

Утверждение отчетной документации о выполненных работах 9 15 25 146

Выдача актов приемки выполненных работ 9 15 25 146

Выдача заключений о наличии либо отсутствии ОКН на земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению 304 426 624 412

Рассмотрение проектов по размещению информационных табличек 47 41 141 176

За счет бюджетов разных уровней организованы и проведены работы по сохранению зданий-памятников, используемых учреждениями культуры, образования и здравоохранения при наличии разрешительной документации, в Барнауле, Бийске, Славгороде, Бийском, Быстрои-стокском, Змеиногорском районах и др. Финансирование реставрационных работ также осуществлялось из внебюджетных источников и за счет средств частных собственников.

В 2019 г. собственниками памятников истории и архитектуры разработано 26 проектов реставрации, а работы проводились на 45 объектах культурного наследия. За счет средств краевого и муниципального бюджетов велись работы по восстановлению 36 памятников истории и культуры, наиболее масштабные из них:

- «Дом культуры „Химик"» в г. Яровое;

- «Клуб в честь 10-летия Октября» - здание городского театра драмы в г. Рубцовске;

- «Магазин Трубицина» по ул. Пушкина, 48 в г. Барнауле;

- «Школа» по пер. Муромцевскому, 8 в г. Бийске;

- «Усадьба Ассанова» - краеведческий музей г. Бийска.

Завершен в 2019 г. ремонт семи многоквартирных домов, являющихся памятниками, организованный комитетом Жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула и Фондом капитального ремонта многоквартирных домов в г. Бийске (г. Барнаул - пр. Ленина, 81, пр. Ленина, 92, пр. Калинина, 3, ул. Анатолия, 145, пр. Ленина, 107, пр. Ленина, 82; г. Бийск - ул. Казанцевых, 58).

Конечно, нельзя не отметить наиболее знаковый объект: завершена реставрация объекта культурного наследия «Церковь Знамения» в с. Курья Курьинского района в рамках подготовки к празднованию юбилея М.Т. Калашникова. Это работа по сохранению и восстановлению наследия в полном смысле слова: и духовного, и исторического, и материального.

Наиболее удачным и масштабным примером реализации проекта реставрации за счет частных вложений в прошлом году было открытие после реставрации гостиницы «Алтай» в г. Барнауле. И завершение работ в городе Бийске на памятнике, который сейчас активно включается в развитие общественного и культурного пространства центральной части города - «Аптека Горбунова», расположенном на ул. Кирова.

Памятники, на которые в 2020 г. выполнены проекты реставрации:

- «Магазин Сухова» по ул. Льва Толстого, 31 в г. Барнауле;

- «Здание Богадельни» по просп. Красноармейскому, 4 в г. Барнауле;

- «Дворец пионеров» по ул. Пионеров, 2 в г. Барнауле;

- «Городская больница» по просп. Комсомольскому, 73б в г. Барнауле;

- «Пассаж Второва» по ул. Льва Толстого, 144 в г. Бийске.

На следующих объектах в 2020 г. велись наиболее масштабные работы:

- «Средняя школа» - здание краевого музея изобразительных искусств в г. Барнауле;

- «Магазин Трубицина» по ул. Пушкина, 48 в г. Барнауле;

- «Здание инструментального магазина» по ул. Ползунова, 39 в г. Барнауле;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Дом управляющего шлифовальной фабрики» по ул. Ленина, 2 в с. Колывань Курьинского района.

Работы по ремонту многоквартирных жилых домов, организованные Фондом капитального ремонта МКД, в 2020 г. завершены на объекте «Дом жилой» по ул. Казанцевых, 58 в г. Бийске. Завершился ремонт пяти многоквартирных домов, являющихся ОКН, организованный комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, пр. Ленина, 81, пр. Калинина, 3, ул. Анатолия, 145, пр. Ленина, 107, пр. Ленина, 82.

В 2020 г. продолжены работы по сохранению за счет средств федерального бюджета на объектах:

- «Банк» по ул. Володарского, 145 в г. Славгороде;

- «Особняк купеческий» по ул. М. Горького, 36 в г. Барнауле.

За счет внебюджетных средств в 2020 г. велись работы по сохранению памятников архитектуры, среди них:

- «Казенный винный склад», пр. Комсомольский, 122, 122г в г. Барнауле;

- «Аптека Крюгера» по ул. Пушкина, 64 в г. Барнауле;

- «Здание административное» по пр. Ленина, 62 / ул. Молодежная, 22;

- «Усадьба городская. Особняк» по ул. Интернациональной, 78 в г. Барнауле;

- «Пассаж Клевцова», ул. Льва Толстого, 119 в г. Бийске;

- «Дом Яковлева, кон. XIX - нач. XX в.», ул. Короленко, 50 / ул. М. Горького, 30 в г. Барнауле.

В 2020 г. общий объем финансирования работ по сохранению ОКН составил 388,3 млн руб., в том числе 11,8 млн руб. из федерального бюджета, 263,9 млн руб. из краевого бюджета, 24,0 млн руб. из муниципальных бюджетов и 88,6 млн руб. внебюджетных средств.

Таблица 4

Финансирование работ по сохранению памятников истории и архитектуры, млн руб.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Общий объем средств 234,7 538,7 473,6 388,3

из федерального бюджета 20,8 14,3 5,3 11,8

из краевого бюджета 75,5 208,8 327,3 263,9

из муниципальных бюджетов 40,6 49,1 46,4 24,0

из внебюджетных источников 93,8 266,5 94,6 88,6

По данным Алтайохранкультуры на ремонтно-реставрационные работы всех объектов наследия Алтайского края (2206 памятников истории и архитектуры, не включая памятники археологии) потребность в финансовых средствах составляет более 70 млрд руб. - это почти годовой бюджет Алтайского края (общий объем доходов краевого бюджета на 2020 г. составляет 112 млрд 417 млн руб.).

В 2020 г. вся страна праздновала 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В 2019 г. Губернатором Алтайского края В.П. Томенко предложено выделить 75 мнн руб. из краевого бюджета на ремонт и благоустройство памятников военной истории. Следует отметить, что это превышает сумму краевых средств за предшествующие 10 лет по двум ранее действовавшим целевым программам (68,7 млн руб. по двум программам).

Всего в Алтайском крае памятников Великой Отечественной войны 1043, из них 335 являются авторскими работами, выполненными известными Алтайскими скульпторами и архитекторами. Среди них П.Л. Миронов, Г.К. Чумичев, В.М. Михайлов, П.А. Щетинин, В.Ф. Рублев, Л.В. Рублева, В. Чалых, А.Ф. Акимов, И.Ц. Зоммер и другие.

В начале 2020 г. совместно с муниципальными образованиями завершена работа по формированию перечня объектов культурного наследия, посвященных событиям Великой Отечественной войны, для за-

ключения соглашений на финансирование. Особое внимание уделено проблеме регистрации права собственности на объекты, участвующие в программе по ремонту и благоустройству памятников Великой Отечественной войны. Министерством культуры Алтайского края, как главным распорядителем бюджетных средств, заключены соглашения с муниципальными образованиями.

В 2020 г. отремонтировано и благоустроено 115 объектов культурного наследия - памятников Великой Отечественной войны.

Дополнительно 38 объектов в настоящее время включены в «Проект поддержки местных инициатив». Планируется выполнение работ на общую сумму более 31 млн руб. В течение последних пяти лет поддержка муниципальным образования оказывается в рамках государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 гг. В 2020 г. заявки поданы на ремонт четырех объектов культурного наследия.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что за последние четыре года наблюдается положительная динамика по основным направлениям работы по охране памятников истории и архитектуры в Алтайском крае.

Главным условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.

Библиографический список

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 №73-Ф3 // СЗ РФ. 2002. №26. Ст. 2519.

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края: официальный сайт. URL: http://www.ukn22.ru/

K.D. Ryabtseva

The Department of State Protection of the Cultural Heritage of the Altai Region, Barnaul, Russia

THE MAIN AREAS OF ACTIVITY OF THE DEPARTMENT

OF STATE PROTECTION OF THE CULTURAL HERITAGE OF THE ALTAI REGION IN 2020 YEAR (Russia)

The article devotes to the main results of the work of the Department of State Protection of the Cultural Heritage of the Altai Territory, created in 2017. The main areas of activity are the implementation of powers for state supervision

over the state, maintenance and use of cultural heritage sites, measures for state protection, accounting and popularization, an increase of the number of repair and restoration work carried out, and the establishment of responsibility for violations of the requirements of protective legislation. During the period of the department's work, there has been a positive trend in the main areas of activity for the protection of historical and architectural sites in the Altai Region. As part of improving the regional regulatory legal framework, the department has prepared more than 1000 regulatory legal acts. In the region, the beginning of the formation of judicial practice of bringing to responsibility for the facts of illegal archaeological field work, as well as transactions with archaeological objects in violation of the requirements established by the legislation of the Russian Federation. This laid the foundation for the legal basis for the effective protection of the interests of the state in the field of state supervision over the circulation of cultural values and archaeological objects.

Keywords: cultural heritage objects, state supervision, licensing activities, regulatory legal acts, security obligations, objects of protection, territory boundaries, protection zones, preservation, restoration, repair

DOI: 10.14258/2411-1503.2021.27.15 УДК 39(571.151)

Н.А. Тадина, Т.С. Ябыштаев

Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия

ПРАЗДНИК ЭЛ ОЙЫН В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ

РИТУАЛЬНОЙ РОЛИ РОДОВЫХ ЛИДЕРОВ АЛТАЙЦЕВ

В статье освещены основные вопросы, связанные с развитием ритуальной роли глав сёоков-родов, называемых зайсанами. На основе собранного полевого материала дана периодизация становления их ритуальной роли в деле создания, организации и проведения общереспубликанского праздника Эл Ойын, первоначально планировавшегося как региональный чемпионат по национальным видам спорта. Дана характеристика ритуальной практики почитания природной среды Алтая-божества, осуществляемой собравшимися зайсанами утром в день открытия праздника Эл Ойын. Приведен обзор документов, а именно региональных законов, принятых по вопросам организации с учетом традиционной символики почитания природы Алтая при определении места и срока проведения мероприятия, приобретшего общереспубликанское значение и выступающего в статусе межрегионального праздника, на который съезжаются фольклорные группы и спортсмены-любители соседних районов Тувы, Хакасии, Кемеровской области и Алтайского края.

Ключевые слова: алтайцы, республика, народный праздник, традиции, почитание Алтая

В Республике Алтай популярен национальный праздник Эл Ойын (Народные игры), возникший в постсоветский период этнического возрождения как наследник межродовых встреч в среде алтайцев и ставший общереспубликанским мероприятием межрегионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.